Научная статья на тему 'О развитии инфраструктуры сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств'

О развитии инфраструктуры сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии инфраструктуры сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств»

мается также ряд таких федеральных ведомств, как Корпорация по развитию экспорта (аудит контрактов до подписания, предоставление гарантий канадским экспортерам и кредитов импортерам, страхование контрактов); Канадское агентство по международному развитию (осуществление программ техпомощи с продвижением канадской продукции на рынки в других странах); Канадская коммерческая корпора-

ция (техпомощь в подготовке контрактов, ориентация при участии канадских экспортеров в тендерах, оказание помощи в получении оплат по контрактам и услугам); Канадский банк по развитию бизнеса (предоставление помощи в разработке экспортных проектов, осуществление различных способов и схем оплат по контрактам, изучение рынков и сбор сведений о партнерах).

О РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

В.И. Кудряшов, д.э.н., проф., гл. науч. сотр., С.С. Сушенцова, к.э.н., доц., рук. сектора, М.В. Ивлев, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве

Мероприятия, реализуемые в последние годы в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» и антикризисных мер в АПК, направлены на финансирование фермерского производства через субсидируемые кредитные ресурсы, одним из условий пользования которыми является, как известно, их возвратность. При росте производственных ресурсов фермеры вполне могли бы произвести больше продукции, все, однако, упирается в ее сбыт и связанную с ним компенсацию затрат. Ведь именно результат сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, как в чистом, так и в переработанном виде, является основным источником фермерских доходов, а, следовательно, и расширенного воспроизводства. Подтверждением этого служит удельный вес выручки от сельхозпродукции в структуре общей ее суммы, который составляет в среднем по крестьянским хозяйствам от 85 до 100%. Но без развитой инфраструктуры рынка крестьянские хозяйства не смогут положительно решать задачи сбыта, хранения и переработки своей продукции. Наличие хорошей инфраструктуры позволит фермеру не отлучаться надолго от своей основной деятельности.

В зависимости от производства определенных видов продукции, ее качества, степени очистки, доработки и переработки в самом К(Ф)Х, сроков реализации складывается соответствующая структура потребителей. В целом все это формирует систему организации сбыта продукции крестьянского хозяйства, которая, как показал анализ некоторых ее элементов, в настоящее время нуждается в совершенствовании. Проведенные нами на съездах АККОР в 2006-2009 гг. опросы показали, что лишь 11% фермеров удовлетворены организацией сбыта произведенной в их хозяйствах сельскохозяйственной продукции. Причина этого заключается, в первую очередь, в отсутствии эффективно действующих на основе рыночных принципов свободной конкуренции инфраструктурных субъектов аграрного рынка.

Рыночная инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции должна быть представлена совокупностью разнообразных по функциям и видам собственности субъектов хозяйствования, образующих сложную систему обслуживания товаропроизводителя на стадии обмена воспроизводственного процесса. Здесь должны быть организации по транспортировке, переработке, заготовке, хранению, торговле сельскохозяйственной продукции, информационному обеспечению К(Ф)Х и другие, способствующие развитию отношений фермеров и по-

требителей их продукции и осуществляющие свою деятельность на коммерческой (государственные и частные) и некоммерческой (потребительские кооперативы, союзы, ассоциации, фонды) основе. Такое разнообразие обслуживающих структур необходимо как для фермера, которому предоставляется выбор в использовании наиболее оптимальных вариантов организации сбыта его продукции, так и для представителей этих организаций, которым открывается возможность постоянного развития путем совершенствования форм и видов услуг в результате свободной конкуренции с целью увеличения их доходов. Это особенно важно для сельского хозяйства в настоящее время, когда данный сектор еще совершенно открыт, а развитая инфраструктура во многом будет способствовать привлекательности данной отрасли.

Переработка и хранение произведенной сельскохозяйственной продукции занимает в обслуживании крестьянских хозяйств важное место потому, что сельхозпродукция, как правило, является скоропортящейся. Как показала практика, фермерам целесообразнее реализовывать, например, продовольственное зерно в виде муки или крупы, молочную продукцию в виде сливок, сметаны, творога, мяса в виде колбасных изделий, окороков, буженины и др., так как в этом случае увеличивается и спрос, и, порой, более чем вдвое цена.

Достаточно много проблем у фермеров с реализацией овощей и плодов. Сезонность, быстрая потеря качества этого вида продукции вызывают необходимость строительства в хозяйствах перерабатывающих мини-цехов или хранилищ, так как закладка части продукции на хранение и реализация ее в зимний и весенний периоды по более высоким ценам дает фермерам возможность равномернее использовать рабочее время и увеличивать доход. Так, например, как показали исследования, в июле 2007 г. цена на пшеницу уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 6%, а в течение следующего месяца - еще на 11%, далее последовал ее рост. Подобная тенденция наблюдается по всем видам сельскохозяйственной продукции, что обусловлено, в основном, недостаточной обеспеченностью крестьянских хозяйств площадями для хранения сельхозпродукции, высокой степенью износа имеющихся в них хранилищ. Так, в Брянской области лишь 27,6% обследованных К(Ф)Х имеют картофелехранилища, 51,7% - крытые зернохранилища, но площади их не позволяют закладывать на хранение весь произведенный объем продукции, а физическое состояние не обеспечивают сохранение ее качества. Некоторые фермеры арендуют площади хранилищ у сельхозпредприятий, муниципалитетов и других их владельцев, но доля их незначительна - 3,4%, а оплата за аренду хранилищ осу-

ществляется наличными. Например, крестьянское хозяйство «Пуцко» Стародубского района Брянской области 13,9% зерна и 23,9% картофеля хранит в арендованных помещениях.

Конечно, некоторые фермеры оформляют договора на хранение продукции с хлебоприемными пунктами и элеваторами, которые, по сути, все еще являются монополистами, предоставляя возможность для хранения зерна, но уровень цен за такие услуги настолько высок, что через 6-8 месяцев возросшая цена реализации продукции не покрывает даже затрат на хранение без учета недоплаты за ее качество.

Немаловажным фактором в выборе фермерами каналов сбыта их продукции является и способ оценки ее качества, которая осуществляется, в основном, в самих хозяйствах глазомерно, либо в лабораториях покупателей. Привлечение специалистов и услуги оценочных лабораторий оплачиваются наличными по договорной стоимости.

Важным вопросом в деле создания эффективной инфраструктуры сбыта продукции К(Ф)Х является обеспеченность их транспортом. Так, исследования, проведенные в трех районах Брянской области, показали, что удаленность К(Ф)Х до ближайших розничных рынков составляет в среднем 20 км, до перерабатывающих предприятий - 14 км, до пунктов, осуществляющих закупку сельхозпродукции для государственных нужд - 21 км. И конечно, не все фермеры могут обеспечить загруженность грузовой техники объемами собственного производства для транспортировки товарной продукции, что значительно и повышает ее коммерческую себестоимость. Отгрузка транспортом покупателя также ограничивает возможность выбора и изменения каналов реализации. Вот почему в настоящее время так актуально стоит вопрос создания на селе логистических центров.

Территориальная удаленность крестьянских хозяйств от перерабатывающих заводов, крупных розничных рынков сбыта, небольшие размеры производства, а, следовательно, и формирование мелкооптовых партий продукции, делают невыгодным использование в К(Ф)Х, особенно в мелких, собственных транспортных средств, хранилищ и т.д., что еще больше обостряет необходимость организации эффективной производственной инфраструктуры рынка. Понимая все это, фермеры стараются самостоятельно решить проблему сбыта продукции, часто привлекая других мелких товаропроизводителей для участия в создании юридически оформленных потребительских кооперативов, а также используя и другие виды рыночных отношений, такие, например, как неформальное объединение нескольких К(Ф)Х между собой для осуществления определенной стадии процесса сбыта своей продукции (очистка, фасовка, упаковка, приобретение фирменных знаков и т.п.), создание некоммерческого партнерства, ориентированного на доставку, переработку, упаковку и централизованный сбыт.

Таким образом, развитие торговой инфраструктуры основано на решении целого комплекса задач: совершенствование нормативно-правовой

базы; формирование конкурентной среды; поддержка отечественного производителя; контроль защиты прав и соблюдение интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса; поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации” при-

зван обеспечить единство правил розничной торговли по всей стране, определить ответственность за низкое качество обслуживания на местных рынках, возложив ее вместе с основными функциями контроля на управляющую компанию, в число обязанностей которой входит также предоставление торговых мест отечественным товаропроизводителям. На продовольственных рынках их количество должно быть не менее 50%. Но, к сожалению, применение данной меры не привело пока к ожидаемым результатам. Так, по состоянию на февраль 2007 г. из 2800 зарезервированных для фермеров и владельцев ЛПХ торговых мест на розничных продовольственных рынках г. Москвы ежедневно занято лишь 1700. Остальные пустуют и это не случайно. Как показала практика, самим фермерам возить урожай в Москву даже из области оказалось не выгодно из-за высоких расходов на поездку с учетом автопробега, оформления необходимых документов на продажу, стоимости аренды торговых мест, а также, что оказалось в наиболее высокой степени важности для производителя, вследствие больших затрат производственного времени. Что же тогда говорить о других поставщиках сельскохозяйственной продукции на наиболее емкие в России Московские рынки продовольствия. Им еще приходится учитывать межобластную конкуренцию. Из всего этого напрашивается вывод, что посредник все же нужен, но работать ему следует в интересах, прежде всего, производителя и потребителя, а деятельность его должна быть высокоорганизованной.

В качестве таковых посредников могут выступать потребительские общества Центросоюза России, имеющего 3,5 тыс. потребительских обществ, около 60 тыс. торговых предприятий, 8,8 тыс. пунктов по приему молока, 354 скотобойных пункта, свыше 9 тыс. производственных цехов для переработки сельскохозяйственной продукции, 2 тыс. специализированных приемозаготовительных пунктов и 25 тыс. сельских магазинов по закупке сельхозпродукции и сырья у населения, около 650 рынков районного и регионального значения в 62 субъектах РФ.

К числу наиболее эффективных рыночных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся оптовые рынки и продовольственные биржи, аукционы, различные оптовые торговые центры. Деятельность их направлена на упорядочение торговли, разработку и внедрение, обобщение, проведение, сбор и распределение рыночной информации, в том числе по ценам. При сохранении рыночных отношений эти структуры делают совершенно прозрачными товарные потоки, цены, качество и количество реализуемого продукта. Так, работа оптовых рынков в Нижегородской и Ленинградской областях, например, обеспечивает доступ сельхозтоваропроизводителей до конечного потребителя. На их основе созданы закупочные пункты для приемки сельскохозяйственной продукции у населения. Одной из функций этих рынков является проведение мониторинга рыночных цен на сельхозпродукцию и продовольствие, обеспечение этой информацией районного уровня, откуда она доводится до всех товаропроизводителей. Такая работа сокращает срок получения информации фермерами с 2-4 недель до нескольких дней, что достаточно важно в условиях нестабильного рыночного оборота сельхозпродукции. Ну а пока большей части фермеров практически невозможно оперативно и своевременно самим получать и анализировать информацию о рыночной конъюнктуре, основными источниками которой являются местное телевидение и газеты. Этот источник информации в качестве ос-

новного отметили все опрошенные фермеры.

В настоящее время большая часть К(Ф)Х (98%) имеют и используют в хозяйственной деятельности компьютеры. Поэтому, не менее остро стоит вопрос обеспечения их надежными и простыми в применении программными средствами, позволяющими систематизировать, контролировать, анализировать и регулировать материальные и финансовые потоки.

Целесообразно, также активизировать работу выставок - ярмарок, которые содействовали бы непосредственному сбыту произведенной продукции, в том числе и путем комиссионной продажи, представлению в образцах и партиях продукции современного отечественного производства, ознакомлению с результатами переработки продукции, способами производства, сближению потребителей и торговцев с производите-

лями для ознакомления с продуктами и облегчения сбыта.

В настоящее время предприятия переработки, оптовой и розничной торговли обычно находятся в более выгодной позиции, они ближе к рынку сбыта, и получают прибыль от добавленной стоимости на сельскохозяйственную продукцию. Для предотвращения оседания сверхприбылей в этих предприятиях необходимо вмешательство государства, которое может осуществляться как через систему развития государственных организаций рыночной инфраструктуры, дифференцированного налогообложения всех участников аграрного рынка, так и путем непосредственного участия государства в обеспечении гарантированного сбыта фермерской продукции при закупках в федеральный и региональный продовольственные фонды.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Е.А. Соскиева, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

В ходе аграрных реформ усугубились проблемы с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции. Трудности со сбытом появились и у крупных сельхозпредприятий, и, тем более, у мелких товаропроизводителей.

Сложность, а иногда и невозможность, реализовать произведенную сельхозпродукцию явилась одной из множества причин (хотя и не основной) сокращения производства сельхозпродукции. Например, вот как выглядят данные изменения площадей посева основных видов сельхозкультур в динамике (табл. 1). Как видно из показателей табл.

1 посевные площади с 1990 до 2007 г. резко сократились, на 35%. Следовательно, снизилось и производство растениеводческой продукции, так как незначительный рост урожайности не может компенсировать резкое сокращение посевных площадей. Рост произошел только по площади посева технических культур (подсолнечника и сахарной свеклы, на 32,5%). По посевным площадям под остальными культурами наблюдается сокращение (хотя под картофелем и овоще-бахчевыми культурами снижение невелико, всего 3%). Особенно резкое снижение произошло по кормовым культурам, что говорит о резком сокращении поголовья сельхозживотных.

В дореформенный период существовала система государственных закупок сельхозпродукции у коллективных сельхозпредприятий. В настоящее время сельхозтоваропроизводителям приходится решать проблему реализации произведенной продукции самостоятельно.

В особенно тяжелом положении оказались мелкие производители сельхозпродукции: фермеры и владельцы товарных личных подсобных хозяйств, которым реализовывать продукцию мелкими партиями очень невыгодно по причинам высоких сборов на рынке и транспортных расходов (что особенно актуально для удаленных от города фермерских и личных подсобных хозяйств), а также заниженных цен, которые предлагают перекупщики.

В таких условиях одним из выходов может оказаться создание потребительских кооперативов, а именно сбытовых и перерабатывающих, через которые фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств смогли бы реализовать свою продукцию.

Однако в настоящее время потребительских кооперативов в России (так же как и в других постсо-циалистических странах) недостаточно, они существуют далеко не во всех регионах Российской Федерации. Гораздо лучше развиваются производственные кооперативы, которые являются преобладающей (и наиболее приемлемой) формой организации сельхозпредприятий. Возможно, одной из причин такого положения является то, что производственные кооперативы организовывались на базе реорганизованных сельхозпредприятий (бывших колхозов и совхозов), а потребительские кооперативы являются в основном вновь созданными организациями, и недостаток материальных и финансовых ресурсов существенно тормозит их развитие.

Таблица 1- Посевные площади сельхозкультур, тыс. га (по данным Росстата)

Годы Зерно- вые Техни- ческие Картофель и овощебахчевые Кормо- вые Всего

1990 63068 6111 3966 44560 117705

1991 61783 5626 4061 44039 115509

1992 61939 5891 4287 42474 114591

1993 60939 5536 4365 40987 111827

1994 56280 5311 4153 39596 105340

1995 54705 6476 4303 37056 102540

1996 53338 6026 4281 35931 99576

1997 53634 5398 4271 33251 96554

1998 50724 5949 4127 30860 91660

1999 46555 5705 4247 30022 86529

2000 45636 6454 4243 29086 85419

2001 47241 5400 4213 27899 84753

2002 47474 5802 4217 27086 84578

2003 42195 7454 4214 25733 79596

2004 43745 6852 4132 24056 78785

2005 43785 7602 4026 22065 77478

2006 43357 8847 3955 20944 77104

2007 44430 8100 3849 19985 76364

В Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве», который, наконец, вышел 7 июля 2003 г.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.