продовольствия, а также целенаправленная
государственная поддержка аграрного сектора.
Источники
1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
2. Гусаков, В.Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В.Г. Гусаков. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 431 с.
3. Калиев, Г. Избранные труды. Изд. второе, дополненное. - Алматы, 2008. Т.1: Аграрная реформа в Казахстане: история, современность, перспрективы. - 334 с.
4. Овчаренко, Н.А. Конкурентная среда как
управляемый носитель конкурентных процессов в промышленности страны / Н.А. Овчаренко // Вестник МГОУ. - 2010. - № 4. - С. 68-75.
5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер: [пер. с англ. О. Л. Пелявского и др.]. - Москва: Виль-ямс, 2005 - 602 с.
6. Тер-Григорьянц, Р.Г.Формирование конкурентной среды в аграрной сфере регионального АПК (На материалах Ставропольского края) / Р.Г. Тер-Григорьянц: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Ставрополь, 2005. - 172 с.
7. Формирование конкурентной среды на аграрном рынке стран Таможенного союза и Единого экономического пространства / З.М. Ильина [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - 167 с.
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКЦИЕЙ АПК БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО АГРАРНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Карпович Н.В., науч. сотр. РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
Проведенные исследования позволили установить, что сбалансированность развития внешней торговли продукцией АПК должна базироваться на совокупности факторов, которые затрагивают сферу производства, внутреннего потребления, взаимной и внешней торговли, а также участия государств-членов в международном разделении труда.
Вместе с тем, система мер и инструментов, направленных на сбалансированное развитие внешней торговли Беларуси в сфере АПК должна учитывать: во-первых, приоритеты внешнеторговой политики, во-вторых, основные факторы, обуславливающие устойчивое и сбалансированное функционирование внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях участия республики в региональной и международной интеграции.
В связи с этим, в процессе исследований нами определено, что основной стратегической целью сбалансированности внешней торговли продукцией АПК Беларуси является: рациональное использование производственного и экспортного потенциала; оптимизации импорта; обеспечении продовольственной безопасности преимущественно за счет собственного производства; повышении конкурентоспособности отечественной продукции; инновационное развитие АПК. Достижение поставленной цели требует разработки и реализации концептуальных подходов сбалансированного развития внешней торговли Беларуси продукцией АПК, предусматривающих определение приоритетов развития внешнеторговой политики, а также разра-
ботку и реализацию основных направлений достижения сбалансированности (рис.).
Каждый из приоритетов предусматривает реализацию соответствующих мер и механизмов, которые должны, во-первых, базироваться на повышении устойчивости внутреннего продовольственного рынка, во-вторых, учитывать, сложившуюся на мировом продовольственном рынке практику регулирования торговли, в-третьих, обеспечивать развитие согласованной агропромышленной политики в рамках функционирования Евразийского экономического союза. Наиболее существенными мерами являются:
1. Стимулирование производства конкурентоспособной отечественной продукции. К наиболее значимым мерам, обеспечивающим повышение конкурентоспособности белорусской аграрной продукции, относятся:
^ внедрение инновационных технологий производства и сбыта продукции, выведение новых высокоурожайных сортов и гибридов, создание высокого генетического потенциала высокопродуктивных конкурентоспособных пород и групп сельскохозяйственных животных на основе применения новейших методов селекции и разведения;
^ осуществление производства сельскохозяйственной продукции и ее переработку на основе использования системы рациональных норм и нормативов организации и ведения конкурентного производства, контроля и измерения качества продукции и ресурсов; внедрения системы технологических регламентов и стандартов внутреннего производства, обеспечивающих по-
лучение продукции на уровне международных требований;
^ стимулирование производства и внешней торговли посредством совершенствования финансовой поддержки, налоговой сис-
темы, ценообразования, страхования и других мер. Необходима поддержка выхода белорусских высокотехнологичных предприятий на мировые рынки.
В 1 1
а
в н 4;
В 1
ч 1
о 1
в 1
в 1
о .1
09 1
о и Он
о 1
н ||
И 1
в
в 1
И 1
в 1
09 1
в 1
в
н 1
в 1
09 1
го < Он
н9 1
н 1
И
н 1
в 1
Он
о 1
в 1
Он 1
в 1 1
Сбалансиро-анное развити внутреннего рынка
Многовек-торность внешнеторговой политики
Стимулирование развития внешней торговли
Основные направления достижения
сбалансированности внешней торговли
- развитие экспортного потенциала, рост внешнеторгового сальдо, оптимизация импорта, обеспеченность внутренних потребностей;
- оптимизация торговли в рамках региональных торгово-экономических сообществах и торговле с третьими странами.
расширение участия в региональной торгово-экономической интеграции, в т.ч. в рамках ЕА-ЭС, Союза Беларуси и России; вступление в ВТО;
разнонаправленность внешнеторговой политики на основе дву- и многосторонних Соглашений с третьими странами.
- повышение конкурентоспособности продукции;
- увеличения продаж в зарубежные страны продукции с более высокой добавленной стоимостью;
- стимулирования производства экспортоориен-тированных товаров;
- внедрение инновационных технологий производства и сбыта продукции;
- обеспечение качества и безопасности отечественной продукции;
- совершенствования финансовой поддержки, налоговой системы, ценообразования, страхования и других мер;
- развитие импортозамещения;
- создание соответствующей системы продвижения продукции на внешние рынки;
- диверсификация экспорта по странам и регионам.
Критерии оценки
- эффективность экспортно-импортных операций;
- уровень обеспеченности внутреннего рынка;
- рост положительного внешнеторгового сальдо;
- снижение импортоемкости и импортопотребления;
- уровень сбалансированности внутрирегиональной торговли и торговли с третьими странами.
Рисунок - Концептуальные подходы сбалансированного развития внешней торговли Беларуси продукцией АПК
2. Активизация торговли на рынках третьих стран. Основными барьерами для экспорта белоруской продукции на рынках этих стран наряду с импортными пошлинами являются нетарифные меры, в частности тех-
нические барьеры. Потенциальные возможности диверсификации экспорта белорусской продукции по товарной и географической направленности в значительной степени зависят от страновых или региональных особенностей
применения методов и инструментов, регулирующих доступ на внутренний рынок стран-импортеров. Поэтому расширение продаж белорусской продукции на рынках третьих стран предполагает осуществление следующих мер:
во-первых, необходимо привести качественные параметры белорусской экспортируемой продукции к требованиям стран-импортеров с учетом национальных особенностей, режима ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-гигиенического контроля, технического регулирования в регионах и странах по отношению к импортируемой продукции сельскохозяйственного происхождения и условиям ее производства;
во-вторых, диверсификация экспорта национальной продукции на рынках третьих стран требует всестороннего мониторинга мирового рынка продовольствия и поиска эффективных каналов сбыта.
3. Оптимизация импорта и повышение его эффективности должна осуществляться на основе следующих подходов:
^ снижение объемов ввоза в республику отдельных видов продукции (белковые и другие кормовые добавки, плоды, овощи и продукты их переработки, жиры и масла растительного происхождения, табачные изделия и другие);
^ развитие импортозамещающих производств тех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также промежуточного и инвестиционного импорта, которые востребованы в республике и имеют высокую добавленную стоимость. Это, в первую очередь, относится к таким видам продукции как: живые животные (племенные скот и птица), мясо- и молокопродукты более глубокой переработки; картофель (семенной, продовольственный, для производства крахмала), картофе-лепродукты (крахмал, хлопья и гранулы картофельные), овощи и фрукты (томаты, огурцы, лук, капуста, морковь, свекла столовая, яблоки и т.д.), продукты мукомольной промышленности, кондитерские изделия из зерна и сахара, разные пищевые продукты (дрожжи, супы, сиропы, экстракты и др.);
^ разработка и реализация мер по за-
щите внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.
Меры, обеспечивающие сбалансированность взаимной торговли в рамках ЕАЭС -должны быть направлены, в первую очередь, на реализацию мероприятий, обусловленных основными положениями Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Наиболее важными и первостепенными из них являются:
- разработка прогнозных балансов спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции;
- система мер регулирования общего аграрного рынка должна обеспечивать равные конкурентные условия на общем аграрном рынке посредством принятия скоординированных мер в области ценообразования, налогообложения, страхования, системы обращения продукции в рамках ЕАЭС, создания логистических центров и т.д.;
- применение единых требований в сфере производства и обращения продукции должно обеспечивать устранение угроз, вследствие существующей несогласованности фитосани-тарных, санитарных и карантинных, а также финансово-экономических и других мер.
Таким образом, система мер и инструментов по сбалансированности внешней торговли Беларуси продукцией АПК должна обеспечивать устойчивое развитие внутреннего рынка, многовекторность внешнеторговой политики, стимулирование развития внешней торговли. Каждый из приоритетов предусматривает реализацию соответствующих мер и механизмов по таким важнейшим направлениям как развитие экспортного потенциала, оптимизация импорта, обеспеченность внутренних потребностей в полном объеме, а также оптимизация торговли в рамках региональных торгово-экономических сообществах и торговле с третьими странами.
ФАКТОРЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
Макуценя Е.П., науч. сотр. РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием исторически является одной из первых и важнейших форм международных отношений, которая в процес-
се своего развития претерпела колоссальные изменения и приобрела новые характерные черты и закономерности развития. Теоретическое осмысление природы и движущих сил