Научная статья на тему 'Факторы и взаимосвязи развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием'

Факторы и взаимосвязи развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и взаимосвязи развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием»

применения методов и инструментов, регулирующих доступ на внутренний рынок стран-импортеров. Поэтому расширение продаж белорусской продукции на рынках третьих стран предполагает осуществление следующих мер:

во-первых, необходимо привести качественные параметры белорусской экспортируемой продукции к требованиям стран-импортеров с учетом национальных особенностей, режима ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-гигиенического контроля, технического регулирования в регионах и странах по отношению к импортируемой продукции сельскохозяйственного происхождения и условиям ее производства;

во-вторых, диверсификация экспорта национальной продукции на рынках третьих стран требует всестороннего мониторинга мирового рынка продовольствия и поиска эффективных каналов сбыта.

3. Оптимизация импорта и повышение его эффективности должна осуществляться на основе следующих подходов:

^ снижение объемов ввоза в республику отдельных видов продукции (белковые и другие кормовые добавки, плоды, овощи и продукты их переработки, жиры и масла растительного происхождения, табачные изделия и другие);

^ развитие импортозамещающих производств тех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также промежуточного и инвестиционного импорта, которые востребованы в республике и имеют высокую добавленную стоимость. Это, в первую очередь, относится к таким видам продукции как: живые животные (племенные скот и птица), мясо- и молокопродукты более глубокой переработки; картофель (семенной, продовольственный, для производства крахмала), картофе-лепродукты (крахмал, хлопья и гранулы картофельные), овощи и фрукты (томаты, огурцы, лук, капуста, морковь, свекла столовая, яблоки и т.д.), продукты мукомольной промышленности, кондитерские изделия из зерна и сахара, разные пищевые продукты (дрожжи, супы, сиропы, экстракты и др.);

^ разработка и реализация мер по за-

щите внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Меры, обеспечивающие сбалансированность взаимной торговли в рамках ЕАЭС -должны быть направлены, в первую очередь, на реализацию мероприятий, обусловленных основными положениями Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Наиболее важными и первостепенными из них являются:

- разработка прогнозных балансов спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции;

- система мер регулирования общего аграрного рынка должна обеспечивать равные конкурентные условия на общем аграрном рынке посредством принятия скоординированных мер в области ценообразования, налогообложения, страхования, системы обращения продукции в рамках ЕАЭС, создания логистических центров и т.д.;

- применение единых требований в сфере производства и обращения продукции должно обеспечивать устранение угроз, вследствие существующей несогласованности фитосани-тарных, санитарных и карантинных, а также финансово-экономических и других мер.

Таким образом, система мер и инструментов по сбалансированности внешней торговли Беларуси продукцией АПК должна обеспечивать устойчивое развитие внутреннего рынка, многовекторность внешнеторговой политики, стимулирование развития внешней торговли. Каждый из приоритетов предусматривает реализацию соответствующих мер и механизмов по таким важнейшим направлениям как развитие экспортного потенциала, оптимизация импорта, обеспеченность внутренних потребностей в полном объеме, а также оптимизация торговли в рамках региональных торгово-экономических сообществах и торговле с третьими странами.

ФАКТОРЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ МИРОВОИ ТОРГОВЛИ сельскохозяйственной

ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

Макуценя Е.П., науч. сотр. РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием исторически является одной из первых и важнейших форм международных отношений, которая в процес-

се своего развития претерпела колоссальные изменения и приобрела новые характерные черты и закономерности развития. Теоретическое осмысление природы и движущих сил

международного разделения труда и мировой торговли проделало большой и сложный путь.

В результате обобщения теоретических подходов развития международной торговли нами выявлены основные факторы развития

внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием любого государства, а также мировой торговли в целом (рис. 1).

Формирование многоуровневой системы регулирования в области международной торговли

Рисунок 1 - Факторы мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием

Некоторый отход от доминирования сравнительных издержек и выявление комплекса иных факторов развития международной торговли были вызваны углублением международного разделения труда, в результате чего в большей мере стала проявляться не межотраслевая, а внутриотраслевая торговля. Такое изменение характера международной торговли, как свидетельствует практика, не только является фактором ускорения ее развития всеми видами товаров, но и оказывает непосредственное влияние на структуру.

Так, до 50-х годов ХХ в. в мире преобладала межотраслевая специализация. В этих условиях международный товарооборот осуществлялся в форме готовых изделий и сырья, в основе которого лежали постоянные сравнительные преимущества, т.е. преимущества, которые долгое время или даже всегда имеют место. Однако с 60-х годов ХХ в. развивается международная специализация на основе углубления внутриотраслевой специализации и разделения стадий производства. Стремление к повышению эффективности специализированного производства стимулирует выход за границу не только товаров, но и производства.Тем самым обуславливается взаимосвязь между процессами глобализации, регионализации, углублением международного разделения тру-

да и развития мировой торговли, т.к. международная торговля, возникнув задолго до активизации экономической глобализации и региональной интеграции, сама является одной из главных движущих их сил.

В свою очередь, в условиях глобализации протекает современный этап развития международного разделения труда. Углубление международного разделения труда является одним из наиболее важных факторов интенсификации развития мировой торговли. В результате на современном этапе мировая торговля развивается опережающими темпами по сравнению с мировым валовым продуктом.

Кроме того к основному фактору развития международной торговли относит улучшение торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализацию, укрепление позиций влиятельных международных организаций, таких как ВТО, благоприятствующих развитию внешнеторгового обмена.

Вместе с тем, происходит формирование многоуровневой системы регулирования в области международной торговли с взаимосвязанными формами на национальном, региональном, транснациональном и глобальном уровнях. Это связано с тем, что в современных условиях растущее число стран предпочитает решать задачи улучшения доступа на внешние

рынки не столько на многосторонней основе в рамках ВТО, сколько на двустороннем и региональном уровнях через заключение соглашений о преференциальной, свободной торговле, интеграционного типа.

Продолжающийся Доха-раунд многосторонних торговых переговоров стимулировал повышение активности по заключению региональных торгово-экономических соглашений, причем последние реализуют возможности содействия экономическому сотрудничеству, лежащие как в рамках повестки ВТО, так и далеко выходящие за рамки данной повестки.

Таким образом, ключевыми факторами развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием являются: углубление международного разделения труда; глобализация мировой экономики; снижение протекционизма; ускоренное развитие транспортной инфраструктуры и удешевление перевозок.

Вместе с тем, для сельскохозяйственной отрасли современные тенденции развития ми-

МЛРД Д1

2000

1500

1000

500

0

Рисунок 2 -

В аграрном секторе темпы роста как производства, так и торговли объективно ниже, чем в промышленном. Это связано, прежде всего, с влиянием углубления международного разделения труда и интенсификации внутриотраслевой торговли, которые позволяют делить производственный процесс в обрабатывающей промышленности на сколько угодно стадий, в отличие сельскохозяйственного производства и добычи природных ресурсов, размещая их в различных странах в поисках максимальной выгоды.

Вместе с тем, расчеты показывают, что в последние годы наращивание стоимости мировой торговли сельскохозяйственным сырьем, продукцией и продовольствием в основном обусловлено ростом цен и в меньшей мере наращиванием объемных параметров. Так, значительное увеличение стоимости мировой торговли за анализируемый период (более чем в 2,5 раза) произошло за счет увеличения цен

ровой торговли сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия обусловлены и другими факторами, в том числе уровнем развития материального производства, сферы услуг, транспортной, кредитно-финансовой и коммуникационной инфраструктуры в разных странах мирового сообщества. Чем выше технико-экономическое развитие той или иной страны, тем более развито ее производственная сфера, чем больше в этих секторах экономики высокотехнологичных производств, тем большая часть производимых ею товаров и услуг выходит за пределы национальной территории и опосредуется международным обменом, тем больше степень экономической открытости страны.

Наши исследования показывают, что выявленные факторы оказывают непосредственное влияние на активизацию развития мировой торговли: стоимость по сравнению с 2000 г. возросла в 3,2 раза и составила в 2013 г. более 1,7 трлн долл. США (рис. 2).

почти в 2 раза, и только на 21,5 % за счет роста объемов (рис. 3).

Кроме того, в настоящее время отмечается высокая концентрация мировой торговли в небольшой группе экономически развитых стран, которые в значительной степени диктуют уровень мировых цен. Около 60 % мирового экспорта аграрной продукции обеспечивают 14 стран мира, в том числе удельный вес экспорта США составил 10,1 %, Нидерландов -6,4, Германии - 5,7; Бразилия - 5,2; Китая -4,7, Франции - 4,7 % и т.д. (таблица).

Динамика и темпы роста мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием

О 100 200 300 400 500 600

■ Индекс цен ■ Индекс стоим ости Индекс объема

Рисунок 3 - Оценка влияния цен и объемов на рост стоимости мировой торговли сельскохозяйственным сырьем, продукцией и продовольствием

Примечания. 1. Индекс цен - представляет собой меру изменения мировых цен на корзину продовольственных товаров. Он агрегируется из взвешенных индексов цен пяти товарных групп, за базовый период принимается 2002-2004 гг.

Таблица - Основные мировые экспортеры сельскохозяйственной продукции и продовольствия, _млрд долл. США_

Страны Год Доля в мировом экспорте, %

1990 2000 2011 2012 2013 1990 2000 2011 2012 2013

США 59,4 71,4 168,3 172,0 175,6 14,3 13,0 10,1 10,4 10,1

Нидерланды 31,9 42,0 107,1 102,9 111,5 7,7 7,6 6,4 6,2 6,4

Германия 24,6 29,3 94,4 91,2 99,2 5,9 5,3 5,7 5,5 5,7

Бразилия 9,8 15,5 86,4 86,4 90,7 2,4 2,8 5,2 5,2 5,2

Франция 37,1 36,9 83,5 78,2 82,3 8,9 6,7 5,0 4,7 4,7

Китай 10,1 16,4 64,6 66,2 70,2 2,4 3,0 3,9 4,0 4,0

Канада 22,3 34,8 60,1 62,8 65,7 5,4 6,3 3,6 3,8 3,8

Испания 9,4 17,5 48,9 49,3 52,8 2,3 3,2 2,9 3,0 3,0

Бельгия 13,1 19,8 48,5 47,2 49,8 3,1 3,6 2,9 2,9 2,9

Индонезия 4,2 7,8 48,1 45,0 42,6 1,0 1,4 2,9 2,7 2,4

Индия 3,5 6,0 34,5 42,4 47,0 0,8 1,1 2,1 2,6 2,7

Аргентина 7,5 12,0 45,3 43,2 41,5 1,8 2,2 2,7 2,6 2,4

Таиланд 7,8 12,2 47,6 42,0 40,4 1,9 2,2 2,9 2,5 2,3

Австралия 11,9 16,4 37,4 38,4 37,6 2,9 3,0 2,3 2,3 2,2

Прочие 162,3 213,0 687,0 685,6 738,2 39,1 38,7 41,3 41,5 42,3

Мир, всего 414,7 550,9 1661,8 1652,8 1744,8 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Выявленная закономерность оказывает влияние как на структуру мировой торговли аграрной продукцией в целом, так и функционирование отдельных продуктовых рынков. В мире уже сложились лидеры экспорта и импорта, и несмотря на происходящие изменения в направленности мировых торговых связей, именно они в значительной степени диктуют уровень мировых цен.

Тем не менее, наблюдается постепенное смещение центра мировых торговых связей в сторону усиления экспортного потенциала развивающихся государств. Исходя из данных таблицы, следует, что за исследуемый период увеличилась доля экспорта в его мировых объемах Бразилии, Китая, Индонезии, Аргентины, Индии и некоторых других стран; в то время как снизилась - в некоторых странах Европейского союза, США, Канады, Австралии. Наиболее значимые перемены произошли за период с 1990 г.: экспорт Индии увеличился - в 13,4 раза, Бразилии -в 9,3, Китая - в 7,0, Аргентины - в 5,5 раз.

Помимо этого анализ свидетельствует о том, что международная торговля смещается в сторону усиления взаимной торговли в рамках

региональных торгово-экономических интеграционных сообществ. Поэтому современные теории мировой торговли все больше базируются на совмещении интересов национальных экономик и интересов создаваемых в рамках международных и региональных торгово-экономических сообществ.

Интенсивное развитие регионализма связано с тем, что участие в интеграционной группировке позволяет национальным хозяйствам более успешно функционировать в мировой экономической системе. Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального объединения. К важнейшим из них следует отнести использование преимуществ «экономии от масштаба», сокращение трансакционных издержек, создание благоприятной внешнеполитической среды, решение задач торговой политики и др.

Таким образом, анализ развития мировой торговли аграрной продукцией позволил выявить следующие тенденции взаимосвязи:

- современные тенденции и перспективы развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием обусловлены различными факторами, связанными как с наличием сравнительных преимуществ в торговле у стран (прежде всего обеспеченность факторами производства), так и приобретенных - связанными с углублением международного разделения труда, улучшением торгово-экономического режима между странами;

- стоимость мировой торговли сельскохозяйственной продукцией имеет постоянную тенденцию к росту, темпы ее роста значительно опережают темпы роста мирового ВВП. В свою очередь, темпы роста стоимости мировой торговли в большей степени обусловлены ростом цен, а не объемов;

- доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целом в структуре мирового товарооборота составляет около 9 %. В 2013 г. стоимость мирового экспорта сельскохозяй-

ственного сырья и продовольствия по сравнению с 2000 г. выросла более чем в 3 раза;

- сохраняется высокая концентрация мировой торговли в небольшой группе экономически развитых стран, к тому же в мире уже сложились лидеры экспорта и импорта, которые в значительной степени диктуют уровень мировых цен;

- происходит изменение географического распределения мировых торговых связей в сторону их смещения из развитых стран в развивающиеся государства;

- в товарной структуре экспорта наблюдается рост доли продукции с более высоким технологическим уровнем;

- опережающими темпами происходит рост торговли в рамках региональных сообществ за счет развитие процессов торгово-экономической интеграции.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

Ахрамович В.С., науч. сотр. РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

Формирование условий, стимулирующих развитие внешней торговли, являлось предметом исследования со времен зарождения международного разделения труда. Еще в меркантилистском манифесте 1684 г. австрийский юрист Вильгельма фон Хорника к важнейшим принципам функционирования национальной экономики относился следующий тезис: «целесообразно постоянно искать благоприятные возможности для продажи излишков обработанного продукта иностранцам за золото и серебро».

На современном этапе развития международных экономических отношений, как свидетельствуют наши исследования, необходимость стимулирования национальных экспортеров еще более актуальна. Это связано с тем, что развитие мировой торговой системы характеризуется все более сложными формами международного сотрудничества, взаимоотношения между странами приобретают глобальный характер. В этих условиях, эффективное участие государства в международной системе разделения в XXI в., как утверждают ученые-экономисты, основывается

как на наличии сравнительных преимуществ в производстве и торговле товарами того или иного государства, так и на использовании его властями конкретных механизмов государственного регулирования, обеспечивающих эффективное функционирование и устойчивое развитие экспортного потенциала.

Для Беларуси проблема стимулирования реализации экспортного потенциала агро-продовольственного сектора стоит особо актуально, т.к. на фоне интенсивного развития мировой торговли сельскохозяйственной продукции и продовольствия республика все активнее входит в систему международного разделения труда, занимая достаточно весомое место в мировом рейтинге стран-лидеров.

Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время агропродовольствен-ный сектор Беларуси является крупной самостоятельной отраслью национального хозяйства, в котором в последние годы формируется около 9 % ВВП и около 12-13 %, а в 20132014 г. около 15,5 % совокупного экспортного потенциала страны (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.