Научная статья на тему 'Специфика формирования конкурентной среды агропродовольственного рынка'

Специфика формирования конкурентной среды агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования конкурентной среды агропродовольственного рынка»

5. Пашкевич, О.А. Рабочее место в системе трудовых и социальных отношений / О.А. Пашкевич

// Вчеш записки Ушверситету «КРОК». - 2012. - Вип. 32. - Т. 1. - С. 32-37.

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА Батова Н.Н., к.э.н, ведущий науч. сотр. Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси

Тенденции глобализации, усиление интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, преодоление последствий кризиса мировой продовольственной системы определяют объективную необходимость повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и формирования эффективной конкурентной среды [7, С. 3].

Проведенные исследования существующих подходов к трактовке понятия конкурентной среды [1-7], позволили установить следующее:

уровень конкурентной среды - категория непостоянная, это не есть раз и навсегда данное состояние рынка. Она изменчива в той степени, в которой происходит эволюция рынка, для нее характерны изменения под воздействием конкретных участников конкурентной борьбы и государственных регуляторов экономики;

хозяйствующие субъекты в рамках конкурентной среды рассматриваются не сами по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих их между собой и позволяющих эффективно действовать на рынке;

определение конкурентной среды должно быть неотъемлемо связано как с временным, так и пространственным фактором, определяющим зону конкурентной среды от отрасли, региона, страны до глобального рынка;

необходима конкретизация оценки конкурентной среды по продукции, конкурирующей на рынке: от отдельного вида до продукции отрасли.

При рассмотрении условий, факторов и инструментов формирования конкурентной среды агропродовольственного рынка необходимо учитывать его особенности, основные из которых, согласно проведенным исследованиям, следующие.

Спрос на продукцию сельского хозяйства изменяется сравнительно медленно и определяется многими факторами, имеющими как общий характер, так и специфический, характерный для отечественных условий.

Продовольственные товары являются продукцией первой жизненной необходимости и незаменимы. При этом существуют предельные величины потребления, обусловленные

физиологическими, историческими, национальными, территориальными, климатическими, интеллектуальными особенностями. Это означает, что при насыщении рынка рост доходов потребителей не приводит к дальнейшему увеличению спроса, а происходит сокращение доли расходов на питание и наблюдается отрицательная эластичность по доходам, расширяются возможности переключения спроса на другие товары.

Потребность в виде спроса на некоторые товары сельскохозяйственного происхождения может быть определена как производный спрос, вытекающий из спроса на другие товары. Кроме того, часть продукции сельского хозяйства (примерно 20 % валового продукта) потребляется внутри отрасли: семена, корма, молодняк животных и т.д.

При отсутствии инфляции цены и спрос на продовольствие относительно стабильны (цены даже могут иметь тенденцию к снижению), а это вынуждает товаропроизводителей для обеспечения повышения доходности снижать издержки.

Специфическая черта агропродовольст-венного рынка - недостаточная гибкость спроса и предложения, что в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры порождает такую его особенность как затрудненная адаптация предложения к структурным изменениям развивающейся экономики. Предложение сельскохозяйственной продукции в зависимости от изменения цен обладает инерционностью, особенно в земледелии и отраслях животноводства с длительным циклом воспроизводства. Величина производства и предложения ограничена сроками производственных процессов и существенно зависит от почвенно-метеорологических факторов, которые носят вероятностный характер и усиливают риск, а также биологических процессов, связанных с выращиванием растений и животных.

В сельском хозяйстве производится достаточно большой объем скоропортящейся и сезонной продукции, что объективно требует интеграции и кооперации производства, переработки и реализации в сравнительно сжатые сроки.

Сельскохозяйственные товаропроизводители не могут полностью контролировать и управлять объемом и качеством продукции,

предлагаемой рынку: в худших природно-климатических условиях уменьшается ожидаемое количество продукции, снижается ее качество и конкурентоспособность на рынке, в лучших условиях - создаются конкурентные преимущества.

Выявленные особенности оказывают существенное влияние на формирование конкурентной среды в аграрном секторе. Она складывается под воздействием различных условий, включая многоукладность экономики, многообразие форм хозяйствования, исторические и природные условия, размещение заготовительных, перерабатывающих предприятий, развитие агросервиса и инфраструктуры, предложение и спрос на рынке и т.д.

Принципами функционирования конкурентной среды являются сложность, подвижность, неопределенность. С одной стороны, организации, работающие на данном рынке, способствуют формированию и изменению среды, с другой - среда оказывает влияние на поведение каждого участника рынка.

Масштабы и динамика конкурентной среды во многом зависят от наличия барьеров экономических, организационных, административных и других на пути производства и реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия (факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым организациям трудно, а подчас и невозможно начать работать в выбранной отрасли).

Основные экономические барьеры для создания нового производства и достижения преимуществ над конкурентами в агропродо-вольственной сфере являются: ограниченная емкость рынка; недостаточный платежеспособный спрос; эффект масштаба (чтобы быть конкурентоспособным необходимо сразу выходить на большие объемы), потребность в значительных земельных, материальных и финансовых ресурсах; специфические отраслевые преимущества действующих производителей (выгодные природные и географические условия); доминирующее положение ряда предприятий по переработке продукции; низкая рентабельность и значительный финансовый риск производства сельскохозяйственной продукции; государственная политика регулирования в отношении данной отрасли.

Организационным барьером выступает неразвитость рыночно-сбытовой инфраструктуры. Как отмечает В.Г. Гусаков, отсутствие или недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки требует присутствия дополнительных посреднических структур и приводит к неоправданной конкуренции меж-

ду субъектами рынка; недопустимо медленно формируется внешняя торгово-сбытовая инфраструктура, особенно за рубежом в наиболее привлекательных и перспективных регионах [2].

Нередко продукция, произведенная в одних областях, не может быть вывезена и реализована в других по причине контроля процессов торговли региональными (областными) управленческими органами и контроля источников формирования местных бюджетов (административный барьер).

Среда, в которой конкурируют предприятия, обеспечивает им длительный успех повышение эффективности производства в том случае, если они будут систематически иметь возможность анализировать макро- и микроэкономическую ситуацию на рынке.

Важнейшим макроэкономическим фактором, влияющим на конкурентную среду на агропродовольственных рынках, является соотношение спроса и предложения. Предложение, представляет то количество товаров и услуг, которое производители хотят и могут продать по определенной цене. Основным источником предложения на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия являются внутреннее производство, которое определяется существующими производственными ресурсами, технологиями, формами организации производства и др.

Роль государства в формировании рыночной конкурентной среды в агропродоволь-ственной сфере состоит в том, что с одной стороны оно выступает как собственник земли, с другой - выполняет функции контроля и регулирования отношений собственности, с третьей - участвует в распределении вновь созданного продукта и денежных доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности различных категорий собственников [3, С. 121].

Проведенные исследования позволили установить, что конкурентная среда агропро-довольственного рынка обладает многими специфическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении факторов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Приоритетными направлениями формирования и развития конкуренции и конкурентной среды могут быть увеличение объемов и повышение эффективности производства во всех организационно-правовых формах предприятий, развитие кооперации и интеграции на горизонтальном и вертикальном уровнях, улучшение качества сельскохозяйственной продукции и

продовольствия, а также целенаправленная

государственная поддержка аграрного сектора.

Источники

1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

2. Гусаков, В.Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В.Г. Гусаков. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 431 с.

3. Калиев, Г. Избранные труды. Изд. второе, дополненное. - Алматы, 2008. Т.1: Аграрная реформа в Казахстане: история, современность, перспрективы. - 334 с.

4. Овчаренко, Н.А. Конкурентная среда как

управляемый носитель конкурентных процессов в промышленности страны / Н.А. Овчаренко // Вестник МГОУ. - 2010. - № 4. - С. 68-75.

5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер: [пер. с англ. О. Л. Пелявского и др.]. - Москва: Виль-ямс, 2005 - 602 с.

6. Тер-Григорьянц, Р.Г.Формирование конкурентной среды в аграрной сфере регионального АПК (На материалах Ставропольского края) / Р.Г. Тер-Григорьянц: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Ставрополь, 2005. - 172 с.

7. Формирование конкурентной среды на аграрном рынке стран Таможенного союза и Единого экономического пространства / З.М. Ильина [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - 167 с.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКЦИЕЙ АПК БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО АГРАРНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Карпович Н.В., науч. сотр. РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

Проведенные исследования позволили установить, что сбалансированность развития внешней торговли продукцией АПК должна базироваться на совокупности факторов, которые затрагивают сферу производства, внутреннего потребления, взаимной и внешней торговли, а также участия государств-членов в международном разделении труда.

Вместе с тем, система мер и инструментов, направленных на сбалансированное развитие внешней торговли Беларуси в сфере АПК должна учитывать: во-первых, приоритеты внешнеторговой политики, во-вторых, основные факторы, обуславливающие устойчивое и сбалансированное функционирование внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях участия республики в региональной и международной интеграции.

В связи с этим, в процессе исследований нами определено, что основной стратегической целью сбалансированности внешней торговли продукцией АПК Беларуси является: рациональное использование производственного и экспортного потенциала; оптимизации импорта; обеспечении продовольственной безопасности преимущественно за счет собственного производства; повышении конкурентоспособности отечественной продукции; инновационное развитие АПК. Достижение поставленной цели требует разработки и реализации концептуальных подходов сбалансированного развития внешней торговли Беларуси продукцией АПК, предусматривающих определение приоритетов развития внешнеторговой политики, а также разра-

ботку и реализацию основных направлений достижения сбалансированности (рис.).

Каждый из приоритетов предусматривает реализацию соответствующих мер и механизмов, которые должны, во-первых, базироваться на повышении устойчивости внутреннего продовольственного рынка, во-вторых, учитывать, сложившуюся на мировом продовольственном рынке практику регулирования торговли, в-третьих, обеспечивать развитие согласованной агропромышленной политики в рамках функционирования Евразийского экономического союза. Наиболее существенными мерами являются:

1. Стимулирование производства конкурентоспособной отечественной продукции. К наиболее значимым мерам, обеспечивающим повышение конкурентоспособности белорусской аграрной продукции, относятся:

^ внедрение инновационных технологий производства и сбыта продукции, выведение новых высокоурожайных сортов и гибридов, создание высокого генетического потенциала высокопродуктивных конкурентоспособных пород и групп сельскохозяйственных животных на основе применения новейших методов селекции и разведения;

^ осуществление производства сельскохозяйственной продукции и ее переработку на основе использования системы рациональных норм и нормативов организации и ведения конкурентного производства, контроля и измерения качества продукции и ресурсов; внедрения системы технологических регламентов и стандартов внутреннего производства, обеспечивающих по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.