Научная статья на тему 'САЙТ ВУЗА КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

САЙТ ВУЗА КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
WEB-САЙТ / ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER NURSING EDUCATION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / МИРОВОЙ РЕЙТИНГ / WORLD RATING / WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова О. М., Пьяных А. В.

Изучались сайты высших учебных учреждений США и России, имеющих факультеты высшего сестринского образования. По 8 критериям проанализирована информация на данных сайтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEBSITE OF A HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT AS ONE OF THE POSSIBILITIES FOR PROGRESS OF HIGHER NURSING EDUCATION

The websites of the higher educational establishments of the USA and Russia, who have a faculty of higher nursing education, were studied. Eight criteria were used to analyze information at these websites.

Текст научной работы на тему «САЙТ ВУЗА КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

© О.В. Кудряшова, А.В. Пьяных, 2012

САЙТ ВУЗА КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.М. Кудряшова, А.В. Пьяных

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

E-mail: [email protected]

Изучались сайты высших учебных учреждений США и России, имеющих факультеты высшего сестринского образования. По 8 критериям проанализирована информация на данных сайтах.

Ключевые слова: web-сайт, высшее сестринское образование, информация, мировой рейтинг.

В последнее время возросла роль такого канала распространения информации, как web-сайт вуза. Это связано с тем, что глобальная сеть Internet приобретает все большее количество пользователей, а также с тем, что сами вузы стали более активно использовать данный канал для рекламы своих образовательных услуг [3]. Сегодня практически нет вузов, не имеющих своих сайтов. И надо отметить, что большинство ректоров вузов придают большое значение качеству информационного наполнения и визуальной привлекательности web-сайта. В каждом блоке учебного раздела сайта содержится информация [3]:

• условно постоянная (она изменяется достаточно редко, например ссылки на публикации сотрудников, или адрес подразделения);

• периодически обновляющаяся (меняется с определенной периодичностью, например расписание занятий, отработок и т.п.);

• диалоговая (материалы для обсуждения с посетителями сайта).

На сайтах вузов приводятся [4]:

• полное название вуза, его статус (государственный или негосударственный), адрес;

• информация о:

- факультетах, возникновении данной специальности, об изучаемых дисциплинах, получаемой квалификации;

- сроках обучения при разных его формах;

- вступительных экзаменах, сотрудниках, базе практики;

- числе выпускников разных форм обучения за прошедший год;

- возможностях трудоустройства выпускников, и их географии, включая страны дальнего зарубежья;

- преподавательском составе кафедры, основных направлениях учебно-образовательной деятельности;

- расписании лекций и практических занятий.

Очевидно, что в силу различия самих вузов их шеЪ-сайты также могут существенно различаться по предназначению и соответственно - содержанию. Однако основными целями их создания и использования являются [1]:

• предоставление целевой аудитории сайта оперативной и значимой информации о деятельности вуза, его успехах и достижениях, образовательных услугах;

• обеспечения преподавателям, сотрудникам и студентам доступа к организационно-справочным ресурсам, необходимым в профессиональной (учебной) деятельности;

• формирование позитивного образа вуза как «поставщика» качественного образования и качественных специалистов, перспективного партнера в совместных научных исследованиях, как интеллектуального, инновационного и культурного центра.

Целью нашего исследования было проанализировать представленную на шеЪ-сайтах российских и американских вузов информацию о факультетах высшего сестринского образования (ФВСО).

Задачи исследования:

• проанализировать опыт подготовки медсестер с высшим образованием в России и США;

• найти и проанализировать информацию о вузах США, осуществляющих подготовку медсестер в высшей школе;

• найти и проанализировать информацию, представленную на шеЪ-сайтах вузов США;

• сравнить информацию, представленную на шеЪ-сайтах российских и американских вузов, осуществляющих подготовку медсестер в высшей школе.

Методы исследования - теоретический анализ, статистический анализ с использованием количественного метода.

Медицинская сестра 2012 № 7

Результаты и обсуждение

По данным интернет-портала, в США - свыше 100 медицинских вузов, в РФ - около 47. Для дальнейшего анализа мы отобрали 21 американский вуз и 21 - российский, имеющие ФВСО. Далее анализировались данные о наличии форума. По нашим данным, 1/3 (33,30%) анализируемых российских вузов имеют форум, в остальных его нет. В США ситуация иная, все анализируемые вузы имеют форум. Далее информация, представленная на сайтах, оценивалась по наличию:

• полного названия, статуса, адреса вуза;

• дополнительной информации о факультете (историческая справка о возникновении данной специальности);

• информации о:

- сроках подготовки при разных формах обучения;

- вступительных экзаменах;

- числе выпускников за прошедший год; возможностях их трудоустройства и географии, включая страны дальнего зарубежья;

- преподавательском составе, основных направлениях учебно-образовательной деятельности;

- расписании лекций и практических занятий.

Если на сайтах размещалась информация по 7-8 пунктам из перечисленных, она расценивалась как полная, если по 5-6 - как неполная, если по 4 и менее - как практически отсутствующая, если на сайте вуза мы не находили никакой информации о ФВСО, констатировали, что ее нет (рис. 1).

Как видно из рис. 1, основная часть (76,10%) проанализированных вузов США предоставляют на сайтах полную информацию, а основная часть вузов России (70,0%) - неполную.

На рис. 2 показана посещаемость сайтов проанализированных российских медицинских вузов.

По данным рис. 2 и рис. 3 можно сделать вывод, что из российских медицинских вузов самый посещаемый сайт имеет Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (60268 посещений), на 2-м месте -Нижегородская государственная медици нская академия (32156 посещений), на 3-м - Саратовский медицинский университет. На 1-м месте среди вузов США - Гарвардский университет, (поряд ка 250 432 посещений в месяц), на 2-м - Стэндфордский (160 405 посещений), на 3-м - Йельский (120 040 посещений), т.е. самая высокая посещаемость сайта в США в 4 раза выше таковой в России.

По данным анализа информации, размещенной на сайтах вузов США и России, о форме обучения студентов на ФВСО, в США 85% вузов осуществляют очную подготовку медсестер на ФВСО, а в России

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 00

Россия

20,0 4,9

19,0

70,0 76,1

10,0

■ Информация отсутствует

■ Информация неполная Информация полная

США

Рис. 1. Полнота информации о высшем сестринском образовании на сайтах вузов России и США

Рис. 2. Посещаемость (в месяц) сайтов российских медицинских вузов: 1 - Алтайский государственный медицинский университет; 2 -Казанский государственный медицинский университет; 3 - ПМГМУ им. И.М. Сеченова; 4 - Нижегородская медицинская академия; 5 -Саратовский медицинский университет; 6- Красноярская медицинская академия; 7 - Уральская медицинская академия; 8 - Оренбургская медицинская академия; 9 - Самарский медицинский университет; 10 - СПгМАим.Мечникова; 11 - Челябинская медицинская академия; 12 - Тверская медицинская академия; 13 - Сибирский медицинский университет; 14 - Рязанский медицинская университет; 15 - Воронежская медицинская академия; 16 - Кировская медицинская академия; 17 - Ижевская медицинская академия

300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

120 040

176 04 9 65 800

* 65 800 64 980 61 63i Щ <£=Л <=Л 50 208 44 320 ■

nhlrffi

-Т, ___ 30 910 26 463 26 04 3 none -,-,1^

Рис. 3. Посещаемость (в месяц) сайтов медицинских вузов США: 1 -Га р в а р дский у н и в е рситет; 2 - Стэнфордский университет; 3 - Йельский ун иверситет; 4 - Университет Лос-Анжелеса; 5 - Чикагский университет; 6 - Университет штата Вашингтон; 7 - Мичиганский университет; 8 - Университет Джонса Хопкинса; 9 - Университет Дьюка; 10 -Медицинский колледж Бэйлора; 11 - Северо-западный университет (Чикаго); 12 - Корнельский университет; 13 - Университет Пенсильвании; 14 - Университет Питтсбурга; 15 - Университет Вандербильда; 16 - Вашингтонский университет; 17 - Университет Калифорнии (Сан-Франциско); 18 - Колумбийский университет; 19 -Университет Сан-Диего; 20 - Гора Синай медицинская школа

в 84% проанализированных вузов на ФВСО студенты обучаются заочно.

Исследование показало, что пока российские вузы в отличие от американских не полностью используют возможности своих сайтов. На наш взгляд, это связано с тем, что отечественные вузы не рассматривают сайт как основной канал распространения информации о деятельности вуза. Американские вузы, напротив, давно и очень результативно стали использовать данный канал для размещения информации не только об образовательной программе, но и о новостях вуза, научно-исследовательских работах студентов и преподавателей; на сайтах размещаются также фотографии преподавателей и студентов, информация о трудоустройстве выпускников, материал студенческого форума; мы даже видели раздел, посвященный спонсорской помощи выпускников вузу.

Литература

1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20 лет развития. Официальный сайт Центра здоровья МУЗ ЦГКБ

г. Ульяновск, 2011.- Режим доступа к изд.: URL: http:// www.centrzdorovya73.ru.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040600 «Сестринское дело». Квалификация «Менеджер» // Главная медицинская сестра. - 2002; 11: 117-45.

3. Панкрухин А.П. Большой толковый словарь по маркетингу. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. - С. 58-60.

4. Соболева Н.И. Практическое здравоохранение и вопросы подготовки специалистов с высшим сестринским образованием / Молодой организатор здравоохранения. - Красноярск, 2008. - С. 283-6.

THE WEBSITE OF A HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT AS ONE OF THE POSSIBILITIES FOR PROGRESS OF HIGHER NURSING EDUCATION

0.M. Kudryashova, A.V. Pyanykh

1.M. Sechenov First Moscow State Medical University

The websites of the higher educational establishments of the USA and Russia, who have a faculty of higher nursing education, were studied. Eight criteria were used to analyze information at these websites.

Key words: website, higher nursing education, information, world rating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.