DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.013
УДК 745/749(571.52)
САВЫР САЛЧАК -ОДИН ИЗ ИСКУСНЫХ МАСТЕРОВ БАЙ-ТАЙГИ
Салчак Василий Савырович
Главный специалист Научного архива Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва. Россия, г. Кызыл. kyrybazyr@mail.ru
Автор статьи на основе воспоминаний свидетелей исторических событий, в которых принимали непосредственное участие мастера-умельцы, ставит задачу — осветить неизвестные широкой общественности сведения о Савыре Чамыяновиче Салчаке, мастере-ювелире, эмчи-ламе, который провел шесть лет в сталинских лагерях, и вернуть в историю искусства имя одного из ярких представителей бай-тайгинских мастеров. Обращение к биографическим сведениям о мастерах-умельцах, раскрытие их разносторонних талантов имеет важное значение и для сохранения истории рода, и для восстановления преемственной связи между поколениями мастеров народного искусства.
Ключевые слова: Тува, коп-соокские салчаки, Савыр Салчак, эмчи-лама, искусный мастер, кузнец-ювелир, тувинские шахматы.
Библиографическое описание для цитирования:
Салчак В.С. Савыр Салчак — один из искусных мастеров Бай-Тайги // Искусство Евразии. - 2019. - № 3 (14). - С. 178-186. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.013. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/21/
Ранее в Туве у каждого рода были свои талантливые люди, мастера-умельцы, которые внесли свой вклад в историю своего рода и в развитие тувинского народного искусства в целом. Ознакомление современного читателя с их жизнью и деятельностью очень важно для сохранения культурного наследия тувинского народа.
Целью данной обзорной статьи является восполнение утраченных знаний по истории народного искусства родного края, а именно о жизни и деятельности мастеров-умельцев на основе воспоминаний живых свидетелей.
Автор данной статьи — младший сын искусного мастера из рода салчак м. Кеъп-Сеек Бай-Тайгинского кожууна Савыра Чамыяновича Салчака (1916—1973). Василий Савырович Салчак впервые представляет широкому читателю собранные им сведения
Аннотация
Введение
из архивов и воспоминания свидетелей о своем отце. Основные информанты — старший брат Барчин Салчакович Савыр (1936—2019) и известный камнерез Кегел Мижитеевич Саая, 1930 г.р. Здесь впервые рассказывается об искусном мастере Савыре Чамыяновиче Салчаке, раскрывается его разносторонняя многопрофильная деятельность.
Жизнь и творчество Савыра Чамыяновича Салчака
По официальным документам, Савыр — сын знаменитого шамана Чамыяна (по произвищу Доскаар-хам) из рода Квъп-Сввкских салчаков Бай-Тайги, родился в 1916 году в местечке Саамчыыр.
Родной отец Савыра — Соспук был сильным борцом своего кожууна и, как говорят в народе, мастером на все руки. А приемный отец Чамыян был родным братом отца Соспука — Хопуйлана. У знаменитого шамана Доскаар-хама (иногда его называли Кожуун-хам — букв. Кожуунный шаман) было четыре дочери (он не имел сына), поэтому, когда жена двоюродного брата Соспука Хокпээ была беременна вторым ребенком, шаман обратился к ней со словами: «Попросил я у духов Синего Неба и родных мест, чтобы моя невестка родила способного, искусного мальчика, — затем продолжил: — Я пришел для того, чтобы посоветоваться с вами об усыновлении маленького, который еще находится в материнском чреве». Так усыновленный мальчик стал самым младшим братом (хеймером) четырех дочерей Чамыяна — Санаа, Долзат, Сендажы, Белек. Он рос изнеженным, своевольным ребенком.
С 7-летнего возраста до 14 лет Савыр был хувураком (послушником) Квъп-Сввкского хурээ (монастыря). Служил хувураком вплоть до запрещения буддийского учения — закрытия, разрушения, сожжения дацанов и уничтожения желтой религии в Туве (1930— 1940 гг.). Благодаря поддержке наставника Чымба-Хелина, он еще в молодом возрасте имел религиозный сан хелиц (гелонг), стал эмчи-ламой (ламой-лекарем), изготавливающим из местного сырья лекарства традиционной тибетской медицины. Савыр знал тувинский, русский, алтайский, монгольский, тибетский языки, владел санскритом, старомонгольским и тангутским письмом, пользовался латиницей и кириллицей. Он в свое время был одним из сильнейших игроков тувинских и классических шахмат в кожуунах Западной Тувы. Савыр был одним из знаменитых мастеров Бай-Тайги по пошиву мужской, женской, детской одежды и обуви, по тиснению кожаной посуды, конской утвари, отлично работал по дереву и камню, плотничал, столярничал, делал решетки и тонкие жерди юрты, аптара — сундуки, YлгYрге — посудные шкафы, а также стал самым искусным кузнецом-ювелиром.
Слева: Рис. 1. Савыр Чамыянович Салчак. Фото конца 1950-х гг. Научный архив Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ), д. 1443. Справа: Рис. 2. Бопаш Хертек, мастер-рукодельница. Фото конца 1950-х гг. Научный архив ТИГПИ, д. 1445а.
Сын Салчака Соспука Савыр и дочь участника Кобдинской войны (1912—1914), героя Танну-Тувы Хертека Наадын-Хее дзанги Бопаш в 1939 году создали семью в родном местечке жениха Кеъп-Сеек.
Юрта Савыра и Бопаш, по тувинскому обычаю, ориентирована по оси «запад — восток». Вход — с восточной стороны. Сторона юрты, где стоит алтарь с изображениями божеств, находится на западе. В центре юрты расположена железная печь с трубой. Юрта была привлекательной, с 8-ю решетчатыми складными стенами; края войлочного покрытия по кругу обшиты узким отрезком красного сукна; лентообразные волосяные веревки, закрепляющие войлок на юрте, скручены из шерсти сарлыка — яка. Почетное место юрты (дер) обставлено 2-мя аптара (вид сундука — передняя, видимая сторона сплошная), 4-мя шулгуурга (вид сундука — передняя, видимая сторона разделена на четыре клетки); далее на женской (северной) половине — кровать и YлгYрге — посудный шкаф, все украшены орнаментом; на мужской (южной) половине — ближе к двери развешана сбруя: недоуздок, узда с серебряными бляхами, конские путы, тренога, аркан из сыромятной кожи, седло с выделанным из верблюжьей кожи чепраком; далее расположены кузнечные, столярные металлические инструменты, горн из меха; деревянные ступа и пест, самогонный аппарат и т. д.
Рис. 3. Аптара. Роспись мастера-рукодельницы Бопаш Хертек. Нач. 1970 гг. Экспонат фонда Национального музея Республики Тыва. Фото из выставочного зала - 23.08.2019 г.
В то время Савыр и Бопаш имели достаточное количество имущества и скота. В юрте предприимчивой молодой семьи часто гостили родственники, друзья, у них останавливались незнакомые путники, а хозяйка их угощала горячим молочным чаем и вкусной едой кочевников: далган, тараа, ереме, тарак, ааржы, курут, ээжегей и т. п.
Во времена Тувинской Народной Республики и Советской Тувы Савыра, считая его представителем эксплуататорского слоя, эмчи-ламой желтой веры, сторонником тибетской медицины, противником советской власти, не принимали в члены Товариществ животноводства и земледелия (Тожземы), колхозов родного кожууна. Он до конца жизни занимался единоличным хозяйством. Обрабатывал родовую землю, сеял пшеницу, ячмень, овес; занимался кустарным ремеслом (в основном ювелирными изделиями), плотничал, столярничал; собирал лекарственные растения, совершал традиционные обряды, читал сутры; изготовленные вещи обменивал на скот.
Заказчики ювелирных изделий, юрточной утвари, конской сбруи — всего того, что умел делать из металла, дерева, кожи, меха и шерсти предприимчивый Савыр, — жили в Бай-Тайге, Барун-Хемчике, Монгун-Тайге, а также в Горном Алтае. Жена его Бопаш занималась хозяйством, следила за домашним скотом, сбывала все то, что делал муж.
Когда семья Савыра жила в Кеъп-Сееке, она зимовала в местечке Ээрээн, их летнее кочевье находилось в Дыттыг-Хеме, осеннее стойбище — в Ээр-Хаваке Кеъп-Сеекской долины, а весной они останавливались в местечке Тейлер.
Весной 1941 года, по житейским обстоятельствам, они перекочевали в сумон Шуй, где жили родители Бопаш. У них в семье родились семеро детей. Сыновья: старшие Сарыг-оол (1936—2008), Барчин (1938—2019) и самый младший Василий (1960); дочери:
Долгар (1940-1952), Караштаан (1942-1975), Бакмаа (1946-2010), Дензенмаа (1949).
Родители воспитали их достойными людьми. Дети эмчи-ламы Савыра — три сына стали учителями, две дочери - врачами. Сарыг-оол и Василий окончили Кызылский педагогический институт, Барчин — Новосибирский институт советской торговли (более 15 лет преподавал в Кызылском кооперативном техникуме), Бакмаа — Томский, Дензенмаа — Красноярский медицинский институты.
Летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, семья Савыра в помощь фронту — красному обозу передала в дар 22 лошади, 16 волов, хозяин доставил свой скот вместе с другими погонщиками из Бай-Тайги до Чедерской степи Тандинского кожууна (расстояние более 300 км.).
Бопаш Наадын-Хееевна рассказывала Барчину: «В те времена на территории сумона Шуй все жили в юртах, не было ни одного дома, хозяйственных построек, даже скот держали в открытом загоне. В юрте неудобно было столярничать, поэтому ваш отец в местечке Калбак-Эдек построил дом, избу-мастерскую, где занимался кузнечным и столярным делами, склад-кладовку. Рядом с домом ставил юрту, а также разбивал двухместную палатку» [4].
Наш отец — искусный кузнец, ювелир, плотник, столяр, портной — имел очень много разнообразных инструментов: большую, среднюю, маленькую наковальни, пилы ручные для распиливания бревна на доски, ножовки для металла; было много разного размера рубанков и фуганков, тесел, молотков, топоров, щипцов, клещей, зажимов, резцов, зубил, напильников, рашпилей, сверл, долот, шильев, а также металлических, деревянных, кожаных, бумажных лекал, шаблонов. Собрать в полном составе столько инструментов было очень сложно.
Нашему отцу араты часто заказывали следующие изделия: предметы быта (мебель, инвентарь юрты): аптара, шулгуурга — сундуки, ширээ — стол, стул, YлгYYP — шкаф, кровать; алгый — небольшая плоская чаша, илбек — крюк для вытаскивания мяса из горячего котла, кыскаш — кочерга; сбруя, снаряжение для коня: недоуздок, узда, седло, подкова, сани, телега, чагы — доха из козлиной шкуры, хвндYрге — нагрудник (в упряжке вола, коня), кудурга — подхвостник (вид подпруги, предотвращающей сползание седла вперед), сыдым — кожаный аркан, лассо, тврепчи — чепрак, деспе — узорчатые куски кожи по обеим сторонам тувинского седла, которые прикрывают верхнюю часть ремней стремян, таалыц — переметная сумка, кымчы — кнут; ювелирные изделия: чулар, ЧYген белдирлери, эзер базыткыыштары — серебряные, медные, латунные бляхи на подушке седла, на узлах узды; ввктер — пуговицы; женские украшения: серьги, кольца, перстни, шпильки и т. п.
Рис. 4. Барчин Салчакович Савыр. Фото 1989 г. Научный архив ТИГПИ, д. 14466.
Рис. 5. Квгел Мижитеевич Саая . Фото 2016 г. Научный архив ТИГПИ, д. 1447а.
Барчин Салчакович в своих воспоминаниях пишет: «Наш отец не устанавливал цены на дорогостоящие изделия. На такие изделия заказы делают состоятельные люди, которые, не обидев мастера, могут предложить достойное вознаграждение.
Зерновые культуры наш отец сеял на 3-х участках, в местечках Базарак-Адаа, Базарак-Устуу сумона Шуй и Бедик-Бел сумона Эрги-Барлык. Поэтому собирал урожай больше чем достаточно. Излишками хлеба и изготовленными разными заказами обменивался с жителями сумонов Шуй, Каргы, Саглы, Чицге-Каът, Эрги-Барлык, Тээли, Кызыл-Мажалык (ныне территории этих сумонов входят в Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Монгун-Тайгинский, Овюрский кожууны).
С чабанами и охотниками обменивался яками, лошадьми, каменной солью, средствами народной медицины, такими как сыын мыйызы — рога марала, хая-чугу — мумие, адыг-вдY — сушеная медвежья желчь; с теми, кто жил в поселках, кожуунном центре, золотом прииске Чинге-Каът, — мукой, сахаром, плиточным чаем, швейной машиной, сепаратором, палатками, плугом, бороной, железом и серебром; некоторые заказчики рассчитывались деньгами. На вырученные деньги он покупал кузнечные инструменты, разноцветные масляные краски, юфт — кожу, сафьян, хомут, лопаты, пиалы, шелковые и другие ткани, и также все, что необходимо в личном хозяйстве» [4].
В январе 2010 года мы записали на аудио- и видеокассеты воспоминания о нашем отце его земляка, известного камнереза, буддийского Учителя Кегела Мижитеевича Саая (1930 г.р.), члена Союза художников России (СССР), лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, заслуженного работника культуры Республики Тыва.
Он нам сообщил много ценных сведений. Некоторые из них приведем здесь: «Савыра Салчака я знаю с детства. Когда он был еще молодой, даже не был женатым, часто захаживал в нашу юрту. Он был другом, приятелем моего отца Мижитея. Они вместе делали подковы, я с 6-7 лет помогал им вздувать горн. В то время, когда
запретили деятельность монастырей, мне неизвестно было, что он был ламой, а слыл мастером на все руки. Отлично изготовлял и разрисовывал аптара и другую мебель, "по уровню мастерства в этом деле степени Савыра никто не достиг", — говорили его земляки.
Когда я был маленьким, в начале 1930 годов Кеъп-Сеекское хYрээ было сожжено, все хозяйство уничтожено. А после вхождения Тувы в состав СССР на верхах было принято решение о восстановлении разрушенных религиозных объектов. В 1946 году в Бай-Тайге новую КедYргелиг Дуган-Эг (букв. Юрта-Пагода) с полосой ткани, протянутой сверху от дымохода до верхней части двери юрты, смастерил, кроил и шил Савыр. С восхищением смотрел на эту юрту. Кроме кедYрге на четырех сторонах войлочной кровли юрты многослойными разноцветными тканями были вышиты четыре бабочки.
Савыр отличился по мастерству и на железные изделия. В 2000-е годы Сергей Кочаа, мастер-резчик агальматолита, мастер тиснения по коже, мастер художественного литья [2; 5], со своими помощниками на основе современных технологий, на современных станках, попытался повторить ювелирную работу "Тыва шыдыраа" — "Тувинские шахматы", фигуры которой с одной стороны из меди, с другой — из латуни. Эти фигуры не просто отлиты, на плечах (офицерских погонах) белого короля сделана бахрома, у ферзей и пешек с обеих сторон на хвосте — цветочки. Каким образом он делал их выпуклыми, уму непостижимо. Также тоненькие ножки этих фигур, не говоря об основной форме тела, внутри ничем не заполнены, полые. О том, как он отливал тувинские шахматы, спрашивал мой отец, кузнец Мижитей, у которого отец, дедушка, прадедушка были известными кузнецами, Савыр детально комментировал, я в детстве слышал их разговор» [3].
Рис. 6. С.Ч. Салчак. Шахматные фигуры. Работа конца 1930-х гг. Научный архив ТИГПИ, д. 1449.
На рисунке 6 — работа Савыра Салчака (конец 1930-х гг.) [6]. Фигуры тувинских шахмат: 1) терге — ладья, 2) аът — конь, 3) теве — верблюд (вместо слона в классических шахматах), 4) мерзе (ыт — букв. собака) — ферзь, 5) ноян — король, 6) оол — пешка.
Мне, младшему сыну Василию, отец дал имя КYPYбазыр, которое впоследствии стало моим литературным псевдонимом, с 5-6-ти лет приходилось помогать отцу, кузнецу-ювелиру, вздувать горн. В последний раз отец сделал серебряными бляшками недоуздок и узду в 1971 году.
Рис. 7. Сергей Кочаа. 2009 г. Фото Рис. 8. С. Кочаа. Шахматные фигуры. Работа 2013 г. Александра Сагдыевича Хертека. Научный архив ТИГПИ, д. 14506. Научный архив ТИГПИ, д. 14486.
В 1951 году 25 июня во время посещения золотого прииска Чинге-Каът на территории сумона Шуй, когда Савыр Салчак приехал в магазин с целью отовариться, милиционеры задержали его как «врага народа» и увезли в кожуунный центр в с. Тээли. За что и на сколько лет осудили, где отбывает наказание — семью не оповестили. В том году его детям было: Дензенме — 1 год и 8 месяцев, Бакме — 4, Караштаан — 8, Долгар — 10 (отца очень любила, после его задержания и осуждения, в 11 лет, сильно тоскуя по отцу, умерла), Барчину — 13, Сарыг-оолу — 15 лет. В те суровые годы, чтобы выжить и спастись от неминуемого голода, его семья обменивала инструменты отца, искусного мастера на 14 барба (большой кожаный вьючный мешок) ячменя.
А в марте 1957 года Президиум Верховного суда Российской Федерации своим постановлением признал полностью невиновным бывшего осужденного Савыра Чамыяновича Салчака за отсутствием в его действиях состава преступления [1].
Савыр Чамыянович Салчак умер в 1973 году.
Заключение
Приведенные в статье ранее неизвестные сведения о Савыре Чамыяновиче Салчаке раскрывают историю жизни и деятельности одного из талантливых мастеров Бай-Тайги. Сохранение памяти рода через призму исторических событий с помощью биографических сведений очень важно, особенно для молодежи. Только таким образом можно восстановить преемственность поколений, сохранить подлинные традиции народа, его материальные и духовные ценности.
Литература
1. Государственный архив Республики Тыва. Ф. 734, оп. 1, д. 124, л. 580-581.
2. Надежда Антуфьева. Сельский художник Сергей Кочаа вступил в конкуренцию со скифами / / Газета «Центр Азии». — 2009. — № 28 (17 — 23 июля).
3. Саая Кегел Мижитеевичиниц чугаалары №1. Салчак Савыр (Рассказы Саая Когела Мижитеевича №1. Салчак Савыр). Научный архив ТИГПИ. Видео. Ф. Д. 5, диск 1; РФ. Д. 5651,
4. Савыр Барчин Салчакович. Буянныг ада-иениц ег-бYле туткан теегYЗY (История создания семьи благородных родителей). Науч. арх. ТИГПИ. РФ. Д. 5673, л. 1-8.
5. Саяна Ондур. Искатель забытых ремесел / / Газета «Центр Азии». — 2010. — № 24 (18-24 июня).
6. Снимок фигур из частной коллекции Салчака Владимира Оскуровича, жителя с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва. Научный архив ТИГПИ. Фотогр. Ф. Д. 1449.
Статья поступила в редакцию 28.08.2019 г.
л. 1- 9.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.013
SAVYR SALCHAK AS ONE OF THE SKILLED MASTERS
OF BAI TAIGA
Salchak Vasily Savyrovich
Chief specialist of the Scientific Archive of the
Tuva Institute of Humanitarian and Applied
Social and Economic Research.
Russia, Kyzyl.
kyryb azyr@mail.ru
Abstract
The author of the article conducts a study based on the recollections of witnesses of historical events in which craftsmen took a direct part. Its task is to present information unknown to the general public about Salchak Savyr Chamyyanovich, master jeweler, emchi lama, and return to the history of art the name of one of the prominent representatives of the BaiTaiga masters. Turning to biographical information about skilled craftsmen and revealing their versatile talents is important both for preserving the history of the family and for restoring the continuity between generations of folk art masters.
Keywords: Tuva, cop-sook salchaks, Savyr Salchak, emchi lama, skilled craftsman, jeweler blacksmith, Tuvan chess.
Bibliographic description for citation:
Salchak V.S. Savyr Salchak as one of the skilled masters of Bai Taiga. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 3 (14), pp. 178-186. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.013. Available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/21/ (In Russian).
References
1. The State Archive of the Republic of Tuva, f. 734, inv. 1, d. 124, l. 580-581.
2. Nadezhda Antufieva. Sel'skii khudo%hnik Sergei Kochaa vstupil v konkurentsiyu so skifami [The rural artist Sergei Kochaa entered into competition with the Scythians]. Tsentr A%ii — Center of Asia, 2009, No. 28 (July 17-23).
3. Rasska%y Saaya Kogela Mizhiteevicha № 1. Salchak Savyr [Interviews by Saai Kogel Mizhiteevich No. 1. Salchak Savyr]. Scientific archive of the Tuva Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research. Video. F., d. 5, disc 1; RF d. 5651, l. 1-9.
4. Istoriya sozdaniya sem'i blagorodnykh roditelei [The history of the creation of a family of noble parents]. Scientific archive of the Tuva Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research. RF d. 5673, l. 1-8.
5. Sayana Ondur. Iskatel' zabytykh remesel [Sayana Ondur. Seeker of forgotten crafts]. Tsentr Azii - Center of Asia, 2010, No. 24 (June 18-24).
6. Photo of figures from the private collection of Vladimir Oskurovich Salchak, a habitant of v. Teeli of the Bai-Taiga kozhuun of the Republic of Tuva. Scientific archive of the Tuva Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research. Photo F. d. 1449.
Received: August 28, 2019.