Научная статья на тему 'Источниковая база этномузыковедческого исследования песенной традиции тувинцев Бай-Тайги'

Источниковая база этномузыковедческого исследования песенной традиции тувинцев Бай-Тайги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / ТУВИНЦЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / TUVA / TUVINIANS / MUSICAL FOLKLORE / ETHNOMUSICOLOGY / NATIONAL SONGS / ARCHIVE SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тирон Екатерина Леонидовна

Целью статьи является обзор архивных аудиоматериалов Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, а также Института филологии СО РАН, представляющих собой источниковую базу для этномузыковедческого исследования песенной традиции тувинцев Бай-Тайгинского района Республики Тува. Актуальность появления данной статьи обусловлена тем, что она основана на анализе архивных реестров и материалов, которые ранее не получали освещения в научной литературе. Этномузыковедческое исследование песенной традиции тувинцев Бай-Тайгинского района находится в русле диалектно-локальных исследований музыкальной культуры тувинцев. Формирование источниковой базы является начальным этапом работы для проведения такого исследования. Наиболее ранние звукозаписи, содержащиеся в архиве ТИГПИ, относятся к 1969 году. В 1970-е и 1980-е годы записи производились регулярно, но песенный жанр не так представителен имеется менее полутора сотен записанных образцов за два десятилетия. Провальными с точки зрения собирательской деятельности являются 1990-е годы. Первое десятилетие XXI века отмечено как минимум двумя крупными коллекциями песенного фольклора 2001 и 2008 годов, включающими более 120 песенных образцов. Автор приходит к выводу о реальной возможности проведения этномузыковедческого исследования локальной песенной традиции тувинцев Бай-Тайги на описанной в статье базе источников. Собирателями обследованы все основные населенные пункты района. Записано более ста носителей традиции, родившихся на протяжении XX века: с 1900-х до 1980-х годов. Образцы народных песен записаны от разных людей, повторных записей от одного исполнителя имеется крайне мало, что свидетельствует об особенностях собирательской работы, а также о том, что песенный жанр является наиболее массовым, охватывает все половозрастные группы социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Source Base for Ethnomusicological Research of Song Tradition of the Tuvans of Bai-Taiga

The article's purpose is the review of archive audiomaterials of Tuva Institute of the Humanities and Applied Social and Economic Researches and Institute of Philology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, which are the source base for the ethnomusicological research of song tradition of the Tuvans of Bai-Taiga area of the Republic of Tuva. The topicality of this article is caused by the fact that it is based on the analysis of archive registers and materials which did not sufficient attention in scientific literature earlier. The ethnomusicological research of song tradition of the Tuvans of Bai-Taiga area is in line with the local-dialect research of Tuvan musical culture. The developing of the source base is the initial stage for carrying out such research. The earliest archive recordings of TIGPI belong to 1969. In 1970s and 1980s, the records were made regularly but they do not represent the song genre. There are less than 150 written-down samples in two decades. The 1990s are failure from the point of view of collecting the songs. The first decade of the 21st century is marked by at least two large collections of song folklore of 2001 and 2008 including more than 120 song samples. The author concludes about a real possibility of carrying out the ethnomusicological research of local song tradition of the Tuvans of Bai-Taiga based on sources described in the article. Collectors inspected all main settlements of the region. The samples from more than hundred performers of tradition, which were born throughout the 20th century, are recorded: from 1900 to 1980. Samples of folk songs are recorded from different people, repeated records from one performer are not enough that testifies to features of collecting operation, and also that the song genre is the most popular and embraces all gender and age social groups.

Текст научной работы на тему «Источниковая база этномузыковедческого исследования песенной традиции тувинцев Бай-Тайги»

УДК 398.8, 784.4

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ЭТНОМУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ ТУВИНЦЕВ БАЙ-ТАЙГИ

Тирон Екатерина Леонидовна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник, сектор фольклора народов Сибири, Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]

Целью статьи является обзор архивных аудиоматериалов Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, а также Института филологии СО РАН, представляющих собой источниковую базу для этномузыковедческого исследования песенной традиции тувинцев Бай-Тайгинского района Республики Тува. Актуальность появления данной статьи обусловлена тем, что она основана на анализе архивных реестров и материалов, которые ранее не получали освещения в научной литературе.

Этномузыковедческое исследование песенной традиции тувинцев Бай-Тайгинского района находится в русле диалектно-локальных исследований музыкальной культуры тувинцев. Формирование ис-точниковой базы является начальным этапом работы для проведения такого исследования. Наиболее ранние звукозаписи, содержащиеся в архиве ТИГПИ, относятся к 1969 году. В 1970-е и 1980-е годы записи производились регулярно, но песенный жанр не так представителен - имеется менее полутора сотен записанных образцов за два десятилетия. Провальными с точки зрения собирательской деятельности являются 1990-е годы. Первое десятилетие XXI века отмечено как минимум двумя крупными коллекциями песенного фольклора 2001 и 2008 годов, включающими более 120 песенных образцов.

Автор приходит к выводу о реальной возможности проведения этномузыковедческого исследования локальной песенной традиции тувинцев Бай-Тайги на описанной в статье базе источников. Собирателями обследованы все основные населенные пункты района. Записано более ста носителей традиции, родившихся на протяжении XX века: с 1900-х до 1980-х годов. Образцы народных песен записаны от разных людей, повторных записей от одного исполнителя имеется крайне мало, что свидетельствует об особенностях собирательской работы, а также о том, что песенный жанр является наиболее массовым, охватывает все половозрастные группы социума.

Ключевые слова: Тува, тувинцы, музыкальный фольклор, этномузыкология, народные песни, архивные источники.

THE SOURCE BASE FOR ETHNOMUSICOLOGICAL RESEARCH OF SONG TRADITION OF THE TUVANS OF BAI-TAIGA

Tiron Ekaterina Leonidovna, PhD in Arts History, Researcher, Sector of Folklore of Peoples of Siberia, Institute of Philology of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article's purpose is the review of archive audiomaterials of Tuva Institute of the Humanities and Applied Social and Economic Researches and Institute of Philology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, which are the source base for the ethnomusicological research of song tradition of the Tuvans of Bai-Taiga area of the Republic of Tuva. The topicality of this article is caused by the fact that it is based on the analysis of archive registers and materials which did not sufficient attention in scientific literature earlier.

The ethnomusicological research of song tradition of the Tuvans of Bai-Taiga area is in line with the local-dialect research of Tuvan musical culture. The developing of the source base is the initial stage for carrying

out such research. The earliest archive recordings of TIGPI belong to 1969. In 1970s and 1980s, the records were made regularly but they do not represent the song genre. There are less than 150 written-down samples in two decades. The 1990s are failure from the point of view of collecting the songs. The first decade of the 21st century is marked by at least two large collections of song folklore of 2001 and 2008 including more than 120 song samples.

The author concludes about a real possibility of carrying out the ethnomusicological research of local song tradition of the Tuvans of Bai-Taiga based on sources described in the article. Collectors inspected all main settlements of the region. The samples from more than hundred performers of tradition, which were born throughout the 20th century, are recorded: from 1900 to 1980. Samples of folk songs are recorded from different people, repeated records from one performer are not enough that testifies to features of collecting operation, and also that the song genre is the most popular and embraces all gender and age social groups.

Keywords: Tuva, Tuvinians, musical folklore, ethnomusicology, national songs, archive sources.

Этномузыковедческое исследование песенной традиции тувинцев Бай-Тайгинского района Республики Тыва находится в русле диалектно-локального подхода к изучению музыкальной культуры тувинцев, предложенного и инициированного Г. Б. Сыченко в конце XX века. Данный подход был реализован Новосибирской консерваторией и Институтом филологии уже на стадии проведения полевых исследований в восьми районах Тувы: Тоджинском (4 экспедиции), Сут-Хольском, Эрзинском, Тере-Хольском (по 2 экспедиции), Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Овюрском, Тес-Хемском (по 1 экспедиции) [8]. Благодаря экспедиционной деятельности в архивах данных организаций сосредоточен богатый фольклорный материал, служащий надежной ис-точниковой базой для проведения этномузыковед-ческих и других исследований.

В настоящее время этномузыковедами Новосибирской консерватории и Института филологии СО РАН исследуются песенные традиции нескольких групп тувинцев. Под руководством Г. Б. Сыченко в 2015 году автором настоящей статьи защищена кандидатская диссертация по тоджинским песням, А. Х. Кан-оол готовится к защите кандидатская по эрзинским песням [3-5; 11; 12]. Н. М. Кондратьева занимается исследованием песен сут-хольских тувинцев [6]. Кроме того, автором статьи начаты исследования отдельных жанров разных локальных традиций тувинцев [9]. Исследование песен бай-тайгинских тувинцев находится на начальной стадии, когда собираются архивные источники и производятся нотные расшифровки, делаются первые аналитические шаги [10].

Рисунок 1. Бай-Тайгиский район Республики Тыва 180

Целью данной статьи является обзор аудиозаписей песенного фольклора тувинцев Бай-Тай-гинского района, поскольку в настоящее время аудиозаписи являются одним из наиболее достоверных источников для этномузыковедческого исследования. Бай-Тайгинский район располагается в самой западной части Республики Тыва, на севере он граничит с Хакасией, на западе -с Горным Алтаем.

Обширная источниковая база по песенной традиции тувинцев Бай-Тайгинского района сосредоточена в Архиве Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (далее - ТИГПИ). Следует отметить, что мы опираемся на реестр фонозаписей, полученный в 2011 году, когда в рамках подготовки томов по песенному и обрядовому фольклору тувинцев серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» удалось поработать в архиве института [13]. Совместно с филологом Ж. М. Юша нами был обработан реестр, включающий архивные источники с 1959 по 2003 год, выбраны наиболее ценные с точки зрения песенного и обрядового фольклора аудиопленки. Конечно же, оцифрованы далеко не все коллекции. Это обусловлено сжатыми временными условиями работы в командировке, а также техническими возможностями. Для работы с собой был привезен катушечный магнитофон, однако катушки 1960-х годов по техническим параметрам не могли быть на нем оцифрованы. В результате работы нами в 2001 году были оцифрованы 88 аудиопленок, записанных в 1970-1980-е годы в разных районах Тувы. Благодаря оцифровке архивных материалов удалось обеспечить их сохранность, а также упростить работу с фольклорными образцами и звуковыми комментариями к ним.

В архивном реестре фонозаписей ТИГПИ обнаружено 24 пленки, имеющие отношение к бай-тайгинской песенной традиции1. В 2011 году оцифрована была только половина - 12 пленок, 7 из которых к настоящему моменту обработаны (сделаны схематичные нотные расшифровки).

Необходимо отметить, что реестр фонозаписей ТИГПИ нуждается в уточнении. В ходе

1 Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 34, 36, 55, 90, 97, 99, 105, 132, 146, 147, 152, 202-204, 220, 404, 505-507, 513, 516, 562, 632, 666.

работы с материалами по звучащим комментариям исполнителей и собирателей, приложенным к пленкам рукописным реестрам и надписям на коробках совместно с филологом Ж. М. Юша уточняются имена исполнителей, их паспортные данные, количество и порядок следования фольклорного материала, определения жанров песенных образцов и другая справочная информация. В настоящий момент невозможно определить точное количество и жанровый состав песенных образцов, находящихся в Фонотеке Архива ТИГПИ. Однако можно с уверенностью сказать, что база для этномузыковедческого исследования имеется. Это более сотни образцов, представляющих состояние песенной традиции бай-тайгинских тувинцев 1970-1980-х годов. Конечно, такое количество образцов по песенному фольклору двух десятилетий кажется незначительным, поскольку по опыту полевой работы можно сказать, что музыковедами сотня песенных образцов записывается в одной экспедиции. Причины этого - невнимание собирателей-филологов к песенному жанру, увлечение более крупными фольклорными произведениями эпического, сказочного жанра. Как правило, большее количество песен записывается именно музыковедами, что заметно и на материале архива ТИГПИ, содержащем коллекции тувинского музыковеда З. К. Кыргыс.

Дадим характеристику архивного материала ТИГПИ по песням тувинцев Бай-Тайги. В 1970-1980-е годы записи бай-тайгинских песен сотрудниками института производятся довольно регулярно в экспедициях и на республиканских смотрах. Наиболее ранними источниками, обнаруженными в архиве института, являются три песенных образца 1969 года, записанные Я. Ш. Хертеком в с. Шуй Бай-Тайгинского района от Ш. К. Кара-Донгак 1907 г. р. (Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 34 и 36). В 1972 году в Кызыле на IV слете сказителей и певцов Тувы А. Салчак были записаны три песни ыры: «Бай-ла Тайгам», «Хемчиим турда», «Ыры бажы каткам эвес» от И. К. Хомушку 1908 г. р. и кожамык от А. М. Адыг-оола 1919 г. р. (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 55).

В 1973 году в с. Тээли О. К. Дарымой произведены записи шести песен «Бай-ла Тайгам», «Чадамыктан чарылган бис», «Кокей-Ноян»,

«Адчы арат», «Чашпы-Хем», алтай ыры «ОЛенине» от четырёх носителей бай-тайгинской традиции: Х. О. Салчак (1920 г. р.), С. Ч. Салчак (? г. р.), С. Д. Салчак (? г. р.) и М. М. Саая (1940 г. р.) (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 132). В этой коллекции очевидны влияния советского времени. Три песни из шести записаны в ансамблевом исполнении, что не характерно для традиционной манеры пения и в чем проявляется влияние самодеятельной культуры. Кроме того, имеется алтайская песня о Ленине, появление которой в репертуаре тувинцев Бай-Тайги является результатом заимствования у соседнего этноса и влияния советской массовой музыки на традиционное творчество.

В 1975 году на I слете сказителей 26 народных песен (среди которых ыры «Бай-ла Тайгам», оскустуц ыры, песня о восстании 60 богатырей, куда ыры, кожамык) записаны от пяти бай-тайгинских тувинцев: К. Д. Хомушку (1912 г. р.), И. С. Хомушку (1917 г. р.), М. А. Салчак (1925 г. р.), Т. С. Салчак (1929 г. р.) и Ч. Ш. Хертек (1929 г. р.). Записи производились несколькими группами исследователей: А. К. Калзаном и др. (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 90), А. М. Салчак и В. Б. Дадар-оол (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 97), К. Ш. Монгуш и А. Д. Дамдынчапом (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 99), З. К. Кыр-гыс (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 105).

В 1976 году состоялась экспедиция З. Б. Сам-дан в с. Тээли и с. Кара-Хол (Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 146, 147), в материалах которой обнаруживаются семь песенных образцов: ыры, ойтулааш ыры, алтай ыры, кожамык. Особенностью этой коллекции является то, что три из пяти исполнителей относятся к молодому поколению: Р. Ч. Хертек (1968 г. р.), Г. Д. Хомушку (1962 г. р.), К. Х. Иргит (1954 г. р.). Кроме того, имеются записи от лиц 1910-х г. р.: Б. Л. КYЖYгета (1913/1910/1917? г. р.) и С. Ч. Хертек (1917 г. р.). В 1976 году состоялась экспедиция З. К. Кыргыс, где было записано несколько песен ыры и кожамык от А. Д. Сарыглар (? г. р.) (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 152).

В 1978 году в с. Кызыл-Даг, с. Тээли Д. С. Кужугет зафиксировано более 30 песенных образцов (ыры «Бай-ла Тайгам», «Агитатор», куда кожамык, ойтулааш кожамык, кожамык)

от 15 информантов 1900-1954 г. р.: Б. Б. Ир-гит (? г. р.), Д. Н. Иргит (? г. р.), Д. О. Иргит (1900 г. р.), К. Х. Иргит (1954 г. р.), С. Иргит (? г. р.), Д. М. Кужугет (1900 г. р.), Д. Э. Кужугет (? г. р.), С. С. Кужугет (? г. р.), К. Б. Сарыглар (? г. р.), Д. Д. Тойбу-Хаа (1918 г. р.), Д. Ч. Хертек (1921 г. р.), С.-М. Б. Хертек (? г. р.), Д. Чулдум (? г. р.), М. М. Чулдум (? г. р.), О. Б. Чулдум (? г. р.). Отметим низкое качество записи и сохранности данных материалов (Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 202-204). В материалах имеется четыре варианта песни «Бай-ла Тайга» и множество кожамык. В 1978 году на республиканском слёте, проходившем в с. Кызыл-Мажалык, З. К. Кыргыс записаны образцы кожамык от С. С. Донгак (1920 г. р.) (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 220).

Итак, в 1970-е годы песенная традиция Бай-Тайгинского района фиксировалась довольно регулярно. Записано около 90 песенных образов от 33 исполнителей. При этом повторные записи осуществлены только от одного исполнителя -от К. Х. Иргита (1954 г. р.) в 1976 и 1978 годах.

В 1982 году в Кызыле З. К. Кыргыс записано 11 песен от Б. Л. КYЖYгет (1910/1913/ 1917? г. р.), проживающего в с. Кара-Хол Бай-Тайгинского района (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 404). В этой коллекции имеются записи ыры «Савааш бажын саналдырган», «Барып, барып, бадыла келген», «Арбай-тараа тунмей шыпкан», «Танышпас деп чуу-ле боорул», «Танды сыны бедик-даа бол», «Ынакшыл ырызы», «Хому-даан оолдун ыры», «Кыстын харыызы», «Берген кысты шооткан ыр», «Оолдар, кыстар ырызы», оваа дагылгазында ыры.

В 1985 году З. К. Кыргыс и А. А. Гаппуро-вым в с. Кара-Холь и с. Бай-Тал записано 20 песенных образцов (Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 505-507) от 10 исполнителей: С. С. Буруне (1929 г. р.), Д. Б. Донгак (1905 г. р)., М. Х. Кал-зан (? г. р.), О. С. Кужугет (1948 г. р.), Б. Б. Мон-гуш (? г. р.), С. Ч. Салчак (? г. р.), Т. Б. Салчак (1927 г. р)., С. О. Соднам (? г. р.), О. Ч. Хомушку (? г. р.), С. Т. Хертек (1940 г. р.). Имеется один ансамблевый образец ыры «Бай-ла Тайгам». Наиболее интересны образцы свадебных песен куда ыры и колыбельной впей ыры, зафиксированные от Д. Б. Донгака в м. Даштыг-Хол. Кроме того,

записаны ыры «Хувен ышкаш хоюг», «Артыы-Сайыр», «Кыжын хонар», «Кадарарда хоюм ча-раш», «Качыгдадып чораан арат», «Даштыг хол-дун бажында мен», «Когуп баткан Алажамны», «Ийи баткан Баалыктыныё хоюткузу болурум-гай», «Баштактанып ойнап орар», «Каттырган дээш мени канчаар», «Дунмаларым ковей-ковей».

В 1986 году в с. Тээли, Шуй, Кызыл-Даг, Кара-Хол В. Ю. Сузукей и лаборантом О. М. Он-дар записано несколько песенных образцов ыры, кожамык от четырех исполнителей 19001910-х г. р.: Д. С. Донгака (1903 г. р.), Б. Л. жугета (1910/1910/1917? г. р.), О. Х. Делгер (1916 г. р.), А. Ч. Иргит (1918 г. р.) (Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 513, 516). Интересны образцы ойтулааш кожамык.

В 1987 году в ходе проведения Советско-американской экспедиции З. К. Кыргыс, Э. Е. Алексеевым и Т. Левиным были записаны песни от четырёх бай-тайгинских тувинцев: Д. С. Саая (1905 г. р.), Б. Л. Кужугет (1910/1913/ 1917? г. р.), М. Э. Сат (? г. р.), А. А. Хертек (1963 г. р.). В данной коллекции, помимо ыр и кожамык, зафиксированы две колыбельные песни (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 562).

В 1989 году на VII слёте сказителей и певцов горлового пения В. Ю. Сузукей записано несколько образцов кожамык от И. С. Хомушку (1917 г. р.) и от А. И. СонамЛ^ш (1940 г. р.) (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 666). В 1989 году в Бай-Тайгинском районе В. Ч. Монгуш записано несколько кожамык от А. Ч. Иргит (1918 г. р.) (Фонотека Архива ТИГПИ, пленка 632).

Итак, в 1980-е годы записано чуть более 45 образцов от 19 исполнителей. Это значительно меньше по сравнению с 1970-ми годами. Около трети всех песенных образцов записано в 1982, 1986, 1987, а также ранее - в 1976 году от Б. Л. Кужугет (1910/1913/1917? г. р.) из с. Кара-Хол. Также имеются повторные записи от А. Ч. Иргит (1918 г. р.), произведенные в 1986 и 1989 годах. В 1989 году осуществлены повторные записи от И. С. Хомушку (1917 г. р.), всего от него зафиксировано 15 песенных образцов. С. Ч. Салчак дважды записана в коллективном ансамбле с разными исполнителями в 1973 и 1985 годах.

По-видимому, в 1970-1980-е годы среди исполнителей-песенников выделялись родив-

шиеся в 1910-е годы И. С. Хомушку из с. Тээли и Б. Л. Кужугет из с. Кара-Хол, поскольку песенных образцов от них записано довольно много и имеются повторные записи.

В 1990-х годах записи песен тувинцев Бай-Тайгинского района в архиве ТИГПИ обнаружены не были. По-видимому, это может быть объяснено тяжелым с экономической точки зрения временем, когда практически свернута была экспедиционная деятельность.

По 2000-м годам имеются материалы совместной Комплексной фольклорно-этнографической экспедиции Института филологии СО РАН и Тувинского института гуманитарных исследований, проведенной в 2001 году под руководством Н. А. Алексеева2 [1]. Экспедиция посетила пять сел данного района: Тээли, Кызыл-Даг, Бай-Тал, Шуй и Кара-Холь, а также некоторые близлежащие к селам родовые местечки.

Записи осуществлялись несколькими группами, иногда они дублируют друг друга. Экспедиционные аудиоматериалы хранятся в архиве сектора фольклора ИФЛ СО РАН, а также в архиве ТИГПИ (Фонотека Архива ТИГПИ, пленки 857-869). К настоящему моменту обработаны аудиозаписи Г. Е. Солдатовой, поскольку она работала в основном экспедиционном отряде, охватившем большую часть исполнителей. Это 73 песни, зафиксированные от 32 исполнителей3, которые

2 Участники экспедиции: Л. Н. Арбачакова, Г. Е. Солдатова, Н. С. Уртегешев, Ж. М. Юша, Б. Бадарч, А. С. Донгак, У А. Донгак, Д. С. Куулар, Р. С. Куулар, З. К. Кыргыс, Э. Б. Мижит, В. С. Салчак, З. Б. Самдан.

3 Носители песенной традиции Бай-Тагинского района, принявшие участие в работе Комплексной фольклорно-этнографической экспедиции 2001 года: Аракчаа А. Д. (1939 г. р.), Байдос С. У (1945 г. р.), Байков В. Х. (1965 г. р.), Доос С. М. (1964 г. р.), Иргит А. Д. (1967 г. р.), Иргит С. С. (1935 г. р.), Кок-оол Л. (1986 г. р.), Кужугет А. (1985 г. р.), Кужугет Д. С. (1930 г. р.), Кужугет Н. А. (? г. р.), Кужугет Ч. А. (1951 г. р.), Манай-оол Б. С. (1946 г. р.), Манзырыпчи С. С. (? г. р.), неизв. жен. - 3 чел., Монгуш Б. Б. (? г р.), Пюрбю С. М. (1924 г. р.), Саая К. М. (1931 г. р.), Салчак А. (1986 г. р.), Салчак Б. (1986 г. р.), Салчак В. Ш. (1946 г. р.), Салчак Э. (1986 г. р.), Седип А. И. (1923 г. р.), Серен-Чимит З. С. (1956 г. р.), Токпак С. А. (1962 г. р.), Тоскар А. С. (? г. р.), Хертек А. С. (1940 г. р.), Хертек О. К. (? г. р.), Чогээ Б.-У Д. (1917 г. р.), Чогээ Р. И. (1951 г. р.), Чулдум К.С. (? г р.).

дают довольно информативное представление о песенной традиции Бай-Тайги начала XXI века. В 2006 году опубликован сборник «Фольклор тувинцев Бай-Тайги», в который вошли экспедиционные тексты песен кожамык и опей ыры, записанные от 13 школьников, а также кожамык в исполнении Д. Казак-оол (1936 г. р.) и Ч. Хертек (1975 г. р.) [14].

Имеется также информация об экспедиции сотрудников ТИГПИ 2008 года в Бай-Тайгинский и Барун-Хемчикский районы (участники: В. С. Салчак, Ч. С. Чондан, М. Калдар-оол, Л. Хертек, В. С. Донгак, А. Д.-Б. Монгуш, А. Самдан). В Бай-Тайгинском районе записи производились в с. Тээли, Кызыл-Даг, Бай-Тал, Шуй и Кара-Холь, то есть в тех же местах, в которых работала экспедиция 2001 года. Судя по реестру, песенные образцы (а их более 50) записаны от 19 бай-тайгинских тувинцев4. При этом списки исполнителей по сравнению с 2001 года сильно различаются - только два исполнителя записывались и в 2001, и в 2008 году. Это А. С. Хертек (1940 г. р.) и В. Ш. Салчак (1946/1947? г. р.). Подобную картину мы наблюдали при работе в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района Тувы. Состав опрошенных информантов двух относительно недалеких по годам экспедиций 2007 и 2015 годов совпал незначительно, а повторные записи от информантов 1970-х годов сделать было уже невозможно по естественным причинам [7].

Итак, собирателями с 1969 по 2008 год обследованы все основные населенные пункты Бай-Тайгинского района. Записано более ста носителей традиции. Нам показался интересным тот факт, что записи песенных образцов на протяжении сорока лет производились от разных исполнителей. Повторных записей от одних и тех же исполнителей насчитываются единицы. Конечно, это обусловлено особенностями соби-

4 Исполнители песен 2008 года: К. Б. Донгак (1932 г р.), Д. С. Иргит (1930 г. р.), С. С.-Д. Кочаа (1935 г. р.), А. Х. Салчак (? г. р.), В. Ш. Салчак (1947 г. р.), Ч. Б. Салчак (1931 г. р.), К. Л. Хертек/ Кужугет (1943 г. р.), А. Ш.-Д. Хертек (? г. р.), А. С. Хертек (1940 г р.), С. С.-М. Хертек (1934 г р.), Ч. Б. Хертек (1940 г. р.), Ч. К. Хертек (1945 г. р.), Ч. С. Хертек (? г. р.),

Ч. С. Хертек (1945 г. р.), Л. М.-Б. Херел (1959 г. р.), Ч. С. Хомушку (1930 г. р.), С. Чулдум (? г. р.), К. Чы-дым-оол (? г р.), А. Б. Чыргал-оол (? г р.).

рательской работы. Однако данный факт также свидетельствует о том, что носителями песенной традиции является большинство населения Бай-Тайгинского района. В отличии, например, от исполнителей сказок или эпоса, которым необходимы: сказительский дар, музыкальная одаренность, актерские способности и т. п.

Рассмотрим половозрастные особенности исполнителей записанных песен. Оговоримся, что характеристика в большинстве случаев основана на архивных реестрах фонозаписей, прослушивание и уточнение которых осуществляется в настоящее время. В частности, у некоторых исполнителей отсутствует информация о годе рождения, кроме того, материалы 2001 года обработаны частично (учтены исключительно фонозаписи и реестры Г. Е. Солдатовой). В статистику включены только известные данные. Итак, основной возраст информантов, с которыми работали собиратели - от 60 до 80 лет, то есть это представители старшего поколения (64 % опрошенных). Записаны носители песенной традиции, родившиеся на протяжении практически всего XX века: с 1900-х по 1980-е годы. Большая часть исполнителей родились в период с 1910-х по 1940-е годы (60 % опрошенных). Песен от людей, родившихся в 1970-е годы, не зафиксировано. Записи от мужчин и женщин осуществлены равномерно.

Таким образом, источниковая база для изучения Бай-Тайгинской традиции довольно представительная и насчитывает более двухсот песенных образцов. Основными жанрами песенной традиции являются ыры и кожамык. Наиболее распространенной песней, представленной в записях во многих вариантах, является местная песня «Бай-ла Тайгам». Кроме того, зафиксировано несколько вариантов Песни сироты. Уникальными образцами являются песня о 60 богатырях, оваа дагыл-газында ыры. Близость к алтайцам проявляется в заимствовании некоторых алтайских песен алтай ыры. В целом перспективными задачами этномузыковедческого исследования песенной традиции бай-тайгинских тувинцев являются уточнение жанрового состава песенной традиции, составление песенного репертуара, стилистическая характеристика песенных жанров, а в итоге - выявление локальной специфики песенной традиции тувинцев Бай-Тайги.

Литература

1. Алексеев Н. А., Солдатова Г. Е. О комплексной фольклорно-этнографической экспедиции 2001 года // Гуманитарные науки в Сибири. - 2002. - № 3. - С. 110-111.

2. Кан-оол А. Х. К вопросу изучения местных певческих традиций Тувы // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (Кызыл, 21 марта и 10 мая 2007 года) / сост. Е. К. Карелина. - Кызыл, 2008. - С. 101-104.

3. Кан-оол А. Х. Композиционное строение кожамыктар эрзинских тувинцев // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 27 (2). - С. 116-123.

4. Кан-оол А. Х. Музыкально-диалектологическое изучение Тувы: к постановке проблемы // Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии: тезисы Междунар. музыкологич. симпозиума. -Кызыл, 2008. - С. 82-86.

5. Кан-оол А. Х. Песенная традиция в контексте интонационной культуры эрзинских тувинцев // Музыковедение. - 2010. - № 3. - С. 30-36.

6. Кондратьева Н. М. Статистический анализ звукорядов западно-тувинских кожамыктар // Отечественная этно-музыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития. - СПб., 2011. - Т. 1. - С. 341-364.

7. Монгуш У О., Тирон Е. Л. Результаты экспедиции 2015 года в село Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва // Народная культура Сибири: мат-лы XXVI науч.-практ. семинара Сибир. регион. вузов. центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск, 2016. - С. 82-90.

8. Сыченко Г. Б., Тирон Е. Л., Кан-оол А. Х. Результаты полевых и научных исследований Новосибирской консерватории в Республике Тыва (1997-2009) // От конгресса к конгрессу: мат-лы Второго Всерос. конгресса фольклористов: сб. докладов. - М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 2011. - Т. 3. - С. 281-299.

9. Тирон Е. Л. Локальные особенности тувинских песен кожамык (по архивным материалам 1970-х годов) // Вопр. этномузыкознания. - 2016. - № 14 (1). - С. 37-47.

10. Тирон Е. Л. Песенная традиция тувинцев Бай-Тайги // Культурное наследие тюркских народов Сибири: вчера, сегодня, завтра: мат-лы науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18-20 нояб. 2016 года). - Новосибирск, 2016. -С. 80-83.

11. Тирон Е. Л. Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -Новосибирск, 2015. - 22 с.

12. Тирон Е. Л. Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык: дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2015. - 270 с.

13. Тирон Е. Л., Юша Ж. М. Тувинские народные песни: мат-лы архива Тувин. ин-та гуманит. исслед. (1970-е) // Народная культура Сибири: мат-лы XXIII науч.-практ. семинара Сибир. регион. вузов. центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во ОМГПУ, 2015. - С. 115-119.

14. Фольклор тувинцев Бай-Тайги: в записях от школьников / сост. Н. А. Алексеев, У А. Донгак. - Новосибирск, 2006. - 60 с.

Referenses

1. Alekseev N.A., Soldatova G.E. O kompleksnoy fol'klorno-etnograficheskoy ekspeditsii 2001 goda [On the complex folklore and ethnographic expedition of 2001]. Gumanitarnye nauki v Sibiri [Humanitarian sciences in Siberia], 2002, no 3, pp. 110-111. (In Russ.).

2. Kan-ool A.Kh. K voprosu izucheniya mestnykh pevcheskikh traditsiy Tuvy [To a question of studying of local singing traditions of Tuva]. Kul'tura, iskusstvo i obrazovanie v regionakh Sibiri: materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 21 marta i 10 maia 2007 goda [Culture, art and education in regions of Siberia. Materials of the interregional scientific and practical conference on March 21 and on May 10, 2007]. Comp. E.K. Karelina. Kyzyl, 2008, pp. 101-104. (In Russ.).

3. Kan-ool A.Kh. Kompozitsionnoe stroenie kozhamyktar erzinskikh tuvintsev [Composite structure of kozhamyktar of the Erzin Tuvans]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts], 2014, no. 27 (2), pp. 116-123. (In Russ.).

4. Kan-ool A.Kh. Muzykal'no-dialektologicheskoe izuchenie Tuvy: k postanovke problemy [Musical and dialectological studying of Tuva: to the setting of a problem]. Khoomey (gorlovoe penie) - fenomen kul'tury narodov Tsentral'noy Azii: tezisy Mezhdunarodnogo muzykologicheskogo simpoziuma [Hoomey (throat singing) -a phenomenon of culture of the people of Central Asia. Theses of the International musicology symposium]. Kyzyl, 2008, pp. 82-86. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.