Научная статья на тему 'Саая Когел Мижитеевич - учитель, продолжатель традиций народного искусства Тувы'

Саая Когел Мижитеевич - учитель, продолжатель традиций народного искусства Тувы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
245
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО / АГАЛЬМАТОЛИТ / РЕЗЬБА / МУЗЕЙ / ФИГУРКА / ТРАДИЦИЯ / ХУДОЖНИК / STONE-CUTTING ART / AGALMATOLIT / CARVING / MUSEUM / FIGURE / TRADITION / ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иргит Айлана Кадыр-ооловна

Татья посвящена Саая Когелу центральной фигуре среди родоначальников тувинского прикладного искусства и народного ремесла. Жизнь и творчество этого удивительного человека урок высокого гуманизма, подлинно любовного отношения к миру животных. Гуманизм фундамент, нравственный корень творчества Саая Когела, сохранивший и приумноживший свою значимость и в сегодняшней анималистике. Он был наставником большинства ныне работающих камнерезов, ювелиров, художников, скульпторов, народных мастеров декоративно-прикладного искусства. В сюжетно-тематическом замысле, пластической трактовке, образном решении и в художественной форме его работ во всем сказывается концепция, характеризующая бай-тайгинскую школу. С. Когел разработал технологию перевода тувинского орнамента на дереве, создал учебно-методический комплекс «Технология изготовления традиционных изделий прикладного искусства и народных ремесел Тувы» для 7-9 классов: программа, методическое пособие, словарь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAAYA KOGEL MIZHITEEVICH IS A TALENTED ARTIST, WONDERFUL MASTER, GENEROUS TEACHER, SUCCESSOR OF THE TRADITIONS OF FOLK ART OF TUVA

The article is dedicated to Saaya Kogel the central figure among the pioneers of Tuvan applied art and folk craft. The life and work of this amazing man is a lesson of high humanism, a truly loving relationship to the animal world. Humanism is the foundation, the moral root of creativity of Saaya Kogel, which has preserved and increased its significance in animal painting today. He was a mentor to most of the now working stone cutters, jewelers, painters, sculptors, and craftsmen of decorative and applied arts. In the plot-thematic design, plastic interpretation, imaginative solution and in the artistic form of his works, the concept characterizing the Bay-Taiga school affects everything. S. Kogel developed a technology for translating Tuvan ornaments on a tree, created an educational-methodical complex "Technology for Making Traditional Applied Arts and Folk Crafts of Tuva" for grades 7-9: a program, a manual, a dictionary.

Текст научной работы на тему «Саая Когел Мижитеевич - учитель, продолжатель традиций народного искусства Тувы»

УДК 745,5

СААЯ КОГЕЛ МИЖИТЕЕВИЧ - УЧИТЕЛЬ, ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ

Иргит А. К.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

SAAYA KOGEL MIZHITEEVICH IS A TALENTED ARTIST, WONDERFUL MASTER, GENEROUS TEACHER, SUCCESSOR OF THE TRADITIONS OF FOLK ART OF TUVA

Irgit A. K.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена Саая Когелу - центральной фигуре среди родоначальников тувинского прикладного искусства и народного ремесла. Жизнь и творчество этого удивительного человека - урок высокого гуманизма, подлинно любовного отношения к миру животных. Гуманизм -фундамент, нравственный корень творчества Саая Когела, сохранивший и приумноживший свою значимость и в сегодняшней анималистике. Он был наставником большинства ныне работающих камнерезов, ювелиров, художников, скульпторов, народных мастеров декоративно-прикладного искусства. В сюжетно-тематическом замысле, пластической трактовке, образном решении и в художественной форме его работ - во всем сказывается концепция, характеризующая бай-тайгинскую школу. С. Когел разработал технологию перевода тувинского орнамента на дереве, создал учебно-методический комплекс «Технология изготовления традиционных изделий прикладного искусства и народных ремесел Тувы» для 7-9 классов: программа, методическое пособие, словарь.

Ключевые слова: камнерезное искусство, агальматолит, резьба, музей, фигурка, традиция, художник

The article is dedicated to Saaya Kogel - the central figure among the pioneers of Tuvan applied art and folk craft. The life and work of this amazing man is a lesson of high humanism, a truly loving relationship to the animal world. Humanism is the foundation, the moral root of creativity of Saaya Kogel, which has preserved and increased its significance in animal painting today. He was a mentor to most of the now working stone cutters, jewelers, painters, sculptors, and craftsmen of decorative and applied arts. In the plot-thematic design, plastic interpretation, imaginative solution and in the artistic form of his works, the concept characterizing the Bay-Taiga school affects everything. S. Kogel developed a technology for translating Tuvan ornaments on a tree, created an educational-methodical complex "Technology for Making Traditional Applied Arts and Folk Crafts of Tuva" for grades 7-9: a program, a manual, a dictionary.

Keywords: stone-cutting art, agalmatolit, carving, museum, figure, tradition, artist.

Саая Когел Мижитеевич родился 10 июля 1931 г. в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна в семье арата. С детства занимался тиснением по коже, художественной обработкой металла, но все-таки реализовал себя в резьбе по агальматолиту. Молодой Саая работал кузнецом-слесарем, шофером, чабаном совхоза «Тээли» в Бай-Тайге, затем переехал в Кызыл-Даг, прославленный центр резьбы по камню-агальматолиту.

Село Кызыл-Даг - родина народных мастеров, где традиционное искусство сохранено на высоком уровне. Саая Когел многому научился у знаменитого народного мастера Хертека Коштайовича Тойбухаа, который увидел ростки талантливого дарования в способном ученике, осваивающем азы трудоемкой резьбы по агальматолиту. Советы и наставления Хертека Тойбухаа сыграли большую роль в совершенствовании мастерства начинающего камнереза. Первые анималистические скульптуры молодого камнереза были представлены фигурами козлов, сарлыков, лошадей, быков, верблюдов, всадников в традиционных статичных позах, еще без богатой декоративной орнаментики. Его произведения сразу стали известны в Туве, а с 1959 года Когел Саая начал постоянно участвовать в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. В 1964 г. он стал членом Союза художников СССР, в 1991 г. за выдающиеся заслуги в области культуры и искусства удостоен звания заслуженного художника Республики Тыва, в 1992 г. - лауреат Государственной премии РФ в области изобразительного искусства им. Репина, награжден медалью Республики Тыва «За доблестный труд». Он, как старейший мастер-прикладник из ныне живущих знаменитых и признанных мастеров Тувы, является хранителем народных традиций [3].

Прекрасно зная животных, в скульптуре он умышленно отступает от натуры для достижения большей выразительности. Утрируя какую-либо часть тела зверя, подчеркивает типичные черты животного, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя: соблюдая анатомию и пропорции, чуть удлиняет некоторые части тела (шею, ноги, хвост, рога), богато и тонко декорируя линейным орнаментом, в результате чего скульптура получает сказочное звучание «Козел». Больше всего его интересуют фигуры домашних животных, диких козлов и композиции на темы охоты, этнографии и бытового жанра. Также значительны его многофигурные композиции «Звенящая нежность» - танцующие девушки в позе лотоса, «Сакманщик - помощник чабана с ягненком на руках», «Выделка кожи», «Перекочевка», «Тувинские музыканты», «Борцы», в которых отразилась отличительная манера творческого почерка Когела Саая - мягкая моделировка, богатая декорировка, четкая продуманность и завершенность скульптурного произведения [10].

Саая Когел вместе с учениками-коллегами по мастерству открыл филиал профессиональное училища и расширил круг его деятельности, ощущая потребность в развитии древних народных промыслов. Заново возродил и обучил своих учеников забытым видам тувинского искусства (тиснению по коже, художественной обработке

металла, резьбе и росписи по дереву), которые стали распространяться по многим кожуунам нашей республики. Затем в общеобразовательной школе организовал экспериментальную площадку дополнительного образования, показывал мастер-классы среди учителей школ республики, участвовал в научно-практических конференциях. Вместе с учителями дополнительного образования в 2006 году разработал учебное пособие по национальному орнаменту (символика и семантика, роспись традиционного орнамента), разработал технологию перевода тувинского орнамента на дерево. Он выявил, что тувинский орнамент имеет 4 цвета, 4 требования при росписи и 4 правила нанесения орнамента.

Саая Когел создал учебно-методический комплекс «Технология изготовления традиционных изделий прикладного искусства и народных ремесел Тувы» для 7-9 классов: программа, методическое пособие, словарь.

Он на протяжении многих лет сумел сохранить в себе преданность традициям предков. Доказал непоколебимость жизненных принципов и устоев, какими бы ни были времена и перемены в обществе. В нем сочетаются огромный жизненный опыт учителя и вечно молодой талант мастера декоративно-прикладного искусства. Он постиг тайны многих видов изобразительного искусства и давно забытых технологий народных промыслов. Он внес огромный вклад в камнерезное искусство республики и в монументально-декоративное искусство. Многократно выставлялся как в России, так и за рубежом: в США, Монголии, Румынии, Чехословакии, Японии и т.д. Участвовал в оформлении фонтанов в национальном стиле на площади Арата в Кызыле, где впервые была сделана попытка создания современного дизайна на основе тувинской пластики. Его произведения украшают коллекции Национального музея Тувы, музеев Москвы, Петербурга и Сибири, только в Национальном музее Республики Тыва хранятся 77 работ.

Саая Когел - один из самых плодотворных мастеров, участвующих в возрождении храмовой скульптуры, его монументальные скульптуры украшают аржаан (минеральный источник) Бел в долине Кооп-Соок («Бурган», «Горный козел с козленком»); Чаа-Оваа (священный перевал) - «Марал», на горе Кызыл-Даг его «Горный козел» встречает гостей и путников при въезде в село Кызыл-Даг, ряд фигур животных укра-щают детские площадки Кызыла, курорта Уш-Белдир и самые знаменитые композиции домашних и диких животных выставлены на входе в парк, в центре села Тээли.

Саая Когел - единственный мастер-прикладник, создающий тувинскую юрту со всем убранством: ему помогают члены его многочисленной семьи - мужчины делают каркас и мебель юрты, красочно расписывают орнаментом мебель, сундуки-аптара, кровать, кухонный шкаф (элгуурге) для юрты, а женщины ткут из войлока ковры и покров юрты и т. д.

Когел Мижитеевич разрабатывает новые слои художественного наследия тувинского народа. Всем этим он делиться с молодым поколением. Ученики и почитатели его таланта называют Саая Когела «Мудростью тувинского народа».

Библиографический список

1. Алоев С.И. Художественная обработка камня тувинцев / С.И. Алоев. Новосибирск: Наука 1999. 85 с.

2. Аранчын Ю.Л. По залам музея. Кызыл, 1970.

3. Будегечи Т.Б. Художественное наследие тувинцев / Т.Б. Будегечи. М., 1995. 152 с.

4. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М. Наука, 1974. 658 с.

5. Вайнштейн С.И. Прикладное искусство тувинцев // 20 лет Советской Тувы: Ученые записки. Кызыл, 1964. Вып XI. С.257 - 270.

6. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. Москва, 1974.

7. Мелодия в камне: Библиографический указатель/Нац. Библ. им. А.С. Пушкина. Кызыл,

1988.

8. Тойбухаа Х.К. Каталог выставки. Кызыл, 1988.

9. Хертек А.С. Человек оживляет камень // Художник. №9. 1985.

10. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб.: Художники России, 1995. 184 с.

11. Червонная С.М. Оживший камень. Фотоальбом. Кызыл, 1969.

12. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб., 1995. Bibliograficheskij spisok

1. Aloev S.I. Khudozhestvennaya obrabotka kamnya tuvintsev / s.i. aloev. novosibirsk: nauka 1999. 85 s.

2. Aranchyn Yu.l. Po zalam muzeya. kyzyl, 1970.

3. Budegechi T.B. Khudozhestvennoe nasledie tuvintsev / T.B. Budegechi. M., 1995. 152 s.

4. Vajnshtejn S.I. Istoriya narodnogo iskusstva tuvy. m. nauka, 1974. 658 s.

5. Vajnshtejn S.I. Prikladnoe iskusstvo tuvintsev // 20 let sovetskoj tuvy: uchenye zapiski. kyzyl, 1964. vyp xi. s.257 - 270.

6. Vajnshtejn S.I. Istoriya narodnogo iskusstva tuvy. moskva, 1974.

7. Melodiya v kamne: bibliograficheskij ukazatel/nats. bibl. im. a.s. pushkina. kyzyl, 1988.

8. Tojbukhaa Kh.K. Katalog vystavki. kyzyl, 1988.

9. Khertek A.S. Chelovek ozhivlyaet kamen// khudozhnik. №9. 1985.

10. Chervonnaya S.M. Hudozhniki Respubliki Tyva. SPb.: Hudozhniki Rossii, 1995. 184 s.

11. Chervonnaya S.M. Ozhivshij kamen. fotoalbom. kyzyl, 1969.

12. Chervonnaya S.M. Khudozhniki respubliki tyva. spb., 1995.

Иргит Айлана Кадыр-ооловна - кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства Кызылского педагогического института, член ассоциации искусствоведов РФ с 2013г. E-mail: Iak70@mail.ru

Irgit Aylana Kadyr-oolovnna - Candidate of study of art. Senior teacher of Department of technology and business of Kyzyl teacher training college. The member of association of art critics of the Russian Federation since 2013. E-mail: Iak70@mail.ru

УДК 372. 851:51

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У ШКОЛЬНИКОВ

Кара-Сал Н.М., Танова О.М.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

DIFFERENT METHODS OF SOLVING MATHEMATICAL TASKS AS A MEANS OF FORMATION OF COGNITIVE EDUCATIONAL ACTIONS AT SCHOOLCHILDREN

Kara-Sal N.M., Tanova O.M.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена различным способам решения математических задач как средства формирования познавательных учебных действий у школьников. Рассматривается применение метода тригонометрической подстановки при решении некоторых математических задач, при овладении которым создаются условия для эффективного усвоения учащимися знаний и способов деятельности. Приведены примеры решения математических задач по применению тригонометрической подстановки, которые использовались на занятиях элективного курса с учащимися 11 класса.

Ключевые слова: познавательные учебные действия, тригонометрия, тригонометрическая подстановка, иррациональные уравнения и неравенства и их системы, свойства и графики функций.

The article is devoted to various ways of solving mathematical problems as a means of forming cognitive learning activities for schoolchildren. The application of the method of trigonometric substitution in solving of some mathematical problemsis considered.In mastery of this method, conditions for the effectiveacquirementof knowledge and ways of workingby students are created. Examples of solving mathematical problems on the application of trigonometric substitutions that were used in the classes of the elective course with students in grade 11are given.

Keywords: cognitive learning actions, trigonometry, trigonometric substitution, irrational equations and inequalities and their systems, properties and graphs of functions.

В связи с введением нового ФГОС в исследованиях психологов и педагогов особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий школьников [11].Это возможно только в процессе целенаправленной учебной деятельности, при котором создаются условия для эффективного усвоения учащимися знаний и спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.