ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(1)
1083
УДК 821.512.141.09
САТИРА И ЮМОР В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30-х гг. ХХ ВЕКА
© А. Н. Сафиуллин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 66 43, +7 (347) 273 67 78.
Е-тай: [email protected]
Тема сатиры и юмора в башкирской литературе — малоизученная область в литературоведении. Некоторые материалы на эту обширную тему отображались в литературоведческих изданиях, а также в сборниках по башкирской литературе. Основные работы по этой теме отражались лишь в монографической плоскости или обобщенно. Попытка углубленно изучить и дать оценку произведениям сатирического характера основная цель публикации.
Ключевые слова: сатира, юмор, проза, драматургия, жанр, башкирская литература.
Острая борьба двух идеологий в 20-е годы XX в. отразились не только на идейнотематическом содержании, характере конфликтов и системе образов новой литературы, но и на ее художественных формах, жанрах и изобразительностилистических возможностях. Сложная идеологическая борьба и общественные отношения способствовали также оттачиванию и совершенствованию сатирического оружия башкирской литературы, разнообразию ее сатирических приемов и средств, направленных на разоблачение отживающего в жизни и сознании людей.
Разящая меткостью и беспощадностью ко всем проявлениям прошлого выделялась сатира Булата Ишемгулова. Острые сатирические рассказы, пародии, фельетоны, публицистические статьи автора, разоблачающие корысть и коварство духовенства, имели в свое время успех. Сатирические произведения автора такие как «В штабе шайтанов» (1923), «Письмо муллы Сабира, написанное им из могилы» (1924), «Рассказ о крестьянине, лишившемся веры после чтения символа веры» (1924) [1, с. 215].
Булат Ишемгулов как в прозаических произведениях, так и в сатирических стихах, умело использует разнообразные приемы сатиры для разоблачения и высмеивания лживых персонажей. Чаще всего он обращается к пародии. Например, в «Письме муллы Сабира...» автор пародирует легенды Корана, чтобы показать распущенность религиозных деятелей. Г ерой рассказа - фанатик из фанатиков, уфимский мулла Сабир - так описывает райские утехи загробного мира: «Да будет вам известно, к нам здесь нет никакого почтения и дела в раю из рук вон плохи: гурии - развратные, демоны ада, бросив работу, бастуют, служители рая вечно пьяны, слуги бешеные, райский источник Аль-кяусар загажен, богородица вышла замуж, быка украли и зарезали. Архангел Исрафил потерял свою трубу; архангел Михаил сбежал, ограбив райскую казну; Гавриила собакой не сыщешь. Ангелы Кираман и Катибин берут взятки, остальные бродят вокруг без дела... Короче говоря, братики, дела здесь ой как плохи».
Сатирические произведения Б. Ишемгула, опубликованные в газетах «Йэш юксыл», «Башкор-
тостан», в журналах «Дахри», «Атеист» и составившие затем сборник «Безбожный смех» (1930), способствовали разоблачению религиозного культа и атеистическому воспитанию народа. Они заложили основы башкирской советской сатиры. Примеру Ишемгулова последовали Гариф Гумер, Али Кар-най, Сагит Агиш и многие другие писатели. Большую роль в консолидации писательских сил и развитии сатиры, направленной против «черных штабов прошлого», сыграли сатирические журналы «Хэнэк» («Вилы»), «Дахри», «Керпе» («Еж»), издававшиеся в те годы.
В 20-х годах XX в. лучшими мастерами юмористических произведений были Тухват Янаби («Первое знакомство», 1927), Гариф Гумер
(«Смешные рассказы», 1928), Губай Давлетшин («Скудная жизнь», 1923; «Гость», 1925), хотя избранные ими темы были узкими и ограничивались, как правило, сферой быта.
Своеобразным юмористическим писателем был Г. Давлетшин. Своими рассказами, как отмечает сам автор, он хотел оказать посильную помощь в искоренении старых обычаев и нравов, отразить моменты классовой борьбы в деревне, разоблачить проникшие в Советы и их органы чуждые элементы, показать наивность и беспечность башкира-бедняка.
В рассказе «Скудная жизнь» [2, с. 9], написанном под впечатлением поездки в Оренбургскую область, Г. Давлетшин стремится раскрыть и объяснить причины нерадивости и бесхозяйственности некоторых башкирских аулов долины Тук-Сорана. С нравоучительной целью автор намеренно сгущает краски.
В рассказе «Гость» острие критики направлено против старых нравов и обычаев. Наивный башкир, кичась своим хлебосольством, приглашает весь аул в гости, а сам потом сидит голодный. Тонко, достоверно и зримо описывает автор немудрен-ный быт своего героя Акназара, оставшегося из-за нерадивости с пустым карманом.
Схожесть тем, направлений, образов героев прослеживается и в башкирской драматургии 192030-х годах.
1084
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Процесс становления и развития башкирской драматургии 20-х годов XX в. в сравнении с эволюцией поэзии и прозы был сложнее и противоречивее; он непосредственно связан с процессом становления башкирского профессионального театра.
В целом для башкирской драматургии 1920-х годов характерно поступательное движение от историко-бытовой тематики к современной, от романтической условности или натуралистичности к реальности и живым образам.
Наиболее значительным драматическим произведением 1920-х годов, реалистически воплотившим социальные явления и умело синтезировавшим фольклорные и литературные традиции, была комедия Хабибуллы Ибрагимова «Башмачки» (1921) [3]. В острокомических ситуациях, связанных с исчезновением башмачков Сарвар, дочери скряги Карим-бая, автор обнажает фальшь и моральную гнилость эксплуататорского общества. Живость и индивидуальность языка персонажей, динамичность диалогов, музыка и песни, органически слившиеся с художественной тканью пьесы,-все это способствовало ее сценическому успеху.
Изображение нового человека в прозе 30-х годов ХХ века, поэтическое утверждение новой действительности находились в единстве с отрицанием уродливых явлений прошлого. Во многих прозаических произведениях характеры положительных героев раскрывались в борьбе с персонажами отрицательными, помыслы которых направлены на то, чтобы помешать строительству нового.
В повести С. Агиша «Честь по чести» (1933) повадки, внешний облик, манера речи - все подчинено одной цели - создать впечатление, требуемое в соответствующих условиях и обстоятельствах. Сатирическую окраску образу Саяфа придают внутренние помыслы и переживания, переданные автором в форме несобственно-прямой речи, раскрывающей коварные намерения муллы. В сатирическом воплощении образа Саяфа немаловажную роль играет и речевая характеристика - пестрая
смесь активно используемых новых слов и архаического жаргона из религиозного лексикона.
Наиболее полного и яркого воплощения в рассказах «Подхалим», «Сафиулла плачет», «Рой» и др. С. Агиш также достигает путем красочного изображения смешных ситуаций и острой речевой характеристики персонажей.
В сатирических произведениях 1930-х годов, (рассказы Г. Гумера «Масалим Масалимов» (1936), Г. Амири «Золото» (1938) разоблачились также разного рода обыватели, люди духовно нищие, идеалом которых является богатство, и только богатство.
Образ современного мещанина создан А. Карнаем в рассказе «Абсалямовы» (1938). Писатель показывает, как обыватель, выдающий себя за человека передовых взглядов, искусно приспосабливается к изменившимся условиям. Разоблачить такого обывателя нелегко. Но Карнай находит для этого соответствующие обстоятельства: семейная среда, узкий мирок, изолированный от широкого шествия жизни. Автор описывает домашнюю обстановку Абсалямова, вещи, приобретение которых стало главной целью его жизни. В данном случае А. Карнай использовал художественный прием
H. В. Гоголя, для которого предметы обихода служили средством характеристики персонажей например, «Мертвые души». С помощью психологических деталей башкирский писатель раскрыл духовную нищету своего героя.
Таким образом, в башкирской литературе 2030-х гг. сатирический герой становиться главным персонажем в произведениях разного жанра, будь то это поэзия, проза или драматургия. Во всех произведениях той поры сатира и юмор становится своеобразным оружием против старой власти и вносит огромную лепту в развитии критики и в литературе в целом.
ЛИТЕРАТУРА
I. Ишемгул Б. Избранные произведения. Уфа: Б.К.И., 1963.
2. Давлетшин Г. Ьайланма э?эрзэр. Уфа: Б.К.Н, 1963. С. 9.
3. Сайтов С. Театр и драматург // «Советская Башкирия», 2
декабря, 1962.
Поступила в редакцию 07.06.2011 г.