Научная статья на тему 'Художественные искания башкирской детской литературы 20-х годов XX века'

Художественные искания башкирской детской литературы 20-х годов XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
341
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / БАШКИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ / BASHKIR CHILDREN'S LITERATURE OF THE 20 S

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдрафикова Гульнара Хависовна

В статье рассматриваются пути и направления поисков башкирской детской литературы 20-х годов XX века. Выявляются основные идея-тематика, образы, характерные средства и приемы изображения. Башкирская детская литература рассматриваемого периода не возникла вдруг, на пустом месте только после Октябрьской революции, что показывается на примерах предшествующего периода. В 20-е годы XX века она вступила на путь активного становления и развития. Литературные явления анализируются в неразрывной связи с процессами исторических преобразований того времени, произошедших в нашей стране. Как показывает анализ, в детской литературе, как и в литературе в целом, преобладала тема разрушения старого и строительства нового мира. А в центре многих произведений, созданных для детей со второй половины 20-х годов, согласно требованиям той поры, были темы пионеров, комсомола, Родины, строящей основы социализма. Также делается вывод о том, что изображение героев часто носит примитивный, схематичный характер, что в произведениях описываются лишь внешние события, а люди же исполняют иллюстративную роль. Таким ограничениям, по мнению автора, способствовали жесткие идеологические рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the ways and directions of searches by Bashkir literature for children in the 20 s of the XX th century. The author identifies the main idea, theme, imagery, specific tools and techniques of image. Bashkir literature for children has not sprung of nowhere as it was the custom to consider things in national literatures during Soviet times. In the 20 s of the XX th century it embarked on the way of active formation and development. The literary phenomena are analyzed in an indissoluble connection with the processes of historical transformations that happened in our country. As an analysis shows, as was the situation in other sections of literature, here, too a prominent topic was the topic of demolishing the old and constructing a new world imbued with the then ideology. Ways and means of depicting reality were also specific ones. The author has also drawn the conclusion that the image of characters is often primitive and schematic, that only external events are described in works, and people carry out just an illustrative role. Those limitations, in the opinion of the author, are due to hard ideological scopes.

Текст научной работы на тему «Художественные искания башкирской детской литературы 20-х годов XX века»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ БАШКИРСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Г.Х. Абдрафикова

Ключевые слова: литература, башкирская детская литература

20-х годов.

Keywords: literature, Bashkir children's literature of the 20s.

В истории башкирской литературы первые значительные произведения для детей стали появляться еще второй половине XIX века Цикл стихотворений «Четыре времени года» (в рукописном сборнике «Манзумати Галия») Гали Сокорыя проникнут любовью к родному краю, ее природе. В то же время, эти произведения ценны и своей познавательностью и назидательностью, где автор дает характеристики каждому времени года, стремится показать единство природы и человека, их вечное взаимодействие.

В центре внимания религиозно-дидактических и просветительских стихотворений и басен Мухаметсалима Уметбаева (в книге «Ядкар», 1897), Гарифуллы Киикова («Поэтический сборник для детей, или Рифмы для детей», 1903), Мифтахетдина Акмуллы («Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи», 1907) были вопросы о гуманизме, нравственности, пользе знания и общей культуры. В них авторы остро критикуют невежество, безграмотность, призывая овладевать ремеслами.

Своего рода педагогической энциклопедией можно назвать назидательно-поучительные сочинения-насихаты Ризаитдина Фахретдинова. Его книги «Воспитанный ребенок» (1905), «Наставления для детей» (1911), «Наставления для одиноких девушек» (1910), «Наставления для девочек» (1916) с их учебно-педагогическим, морально-этическим, религиозно-дидактическим содержанием дают ответы на многие вопросы педагогики, не теряя своей ценности и по сей день. В них автор дает подробную характеристику воспитанного ребенка, отдельно для каждого случая расписывает нормы поведения., По словам исследователя С.З. Салиховой, эти сочинения просветителя «являются ориентирами в решении важной задачи воспитания -

формировании духовно-нравственной личности» [Салихова, 2006, с. 63].

Духом просветительства пронизаны и назидательно -дидактические рассказы для детей Гали Рафики, написанные в 10-х годах XX века. Кроме призыва к знаниям, эти произведения писателя учат детей постигать секреты природных явлений, растительного и животного мира, объективно рассуждать об окружающей действительности. В своих рассказах, таких как «В поисках уток», «Домашний журавль», «Ноги покрылись цыпкой», «Охотник Нури», автор не только призывает изучать природу, но и, применяя разные художественные приемы, приводит интересные, занимательные сведения и факты об окружающей среде, животных и птицах.

В первые годы Советской власти основу произведений составляет присущий духу времени пафос утверждения революционных идей с его романтикой и патетичностью. По словам исследователей, «романтика первых лет Октября возникает из ощущения романтичности самой действительности» [История советской многонациональной литературы, 1971, с. 64]. Многие произведения заметно тяготеют к простому пересказу, информативности, описанию какого-либо события. Некоторое время они продолжали иметь дидактический характер, сохраняя традиции просветительства и критического реализма.

К середине 20-х годов детская литература постепенно начала развиваться как явление со своим поэтическим лицом. От простой разъяснительной описательности она поднялась до уровня целостной, самостоятельной художественной системы, где постепенно нарастали признаки нового идеологического метода с названием социалистический реализм. Во всей литературе преобладала тема передела мира: разрушения старого и строительства нового, из-за чего характерной в ней были такие средства и приемы изображения, как противопоставление, антитеза, контраст. Согласно этому, изображались и герои произведений, которые обладали только положительными, или только отрицательными качествами, будучи в разных лагерях классовой борьбы или же из разных социальных слоев общества. Положительные герои, как правило, - это выходцы из простого обездоленного народа, бедноты, а отрицательные - это богачи, муллы, представители так называемого класса эксплуататоров.

Существенную роль в оживлении детской литературы, воспитании новых авторов в этой области сыграло и издание некоторых газет и журналов. Так, в 1923 году начала выходить газета

«Молодой бедняк» («Йэш юкхыл»), а в 1925 году - «Молодежь Башкортостана» («Башкортостан йэштэре»), в которых отводились специальные страницы для детей, а в 1929 году начал издаваться журнал «Ежик» («Терпе»). Произведения для детей выходили и отдельными книгами.

В детской литературе 20-х годов, как в поэзии, так и в прозе, преобладали малые жанры, отличающиеся своей емкостью, мобильностью, способностью быстро реагировать на бурно развивающиеся события и в наибольшей степени отвечающие потребностям времени.

Детской тематике особое место уделил в своих произведениях классик башкирской литературы М. Гафури. Еще в дореволюционной своей книге «Специальные национальные стихи для девушек», 1910) и в других стихотворениях, таких как «Детская работа», «Хорошие дети», «Старательный ребенок», «Ленивый ребенок», «Озорной ребенок», вошедших в сборник разных авторов «Стихотворения с иллюстрациями» (1915) из серии «Для детей школьного возраста», поэт призывает детей к борьбе с безграмотностью, овладеванию знаниями, воспитанности и вежливости. Он также является одним из авторов букваря «Первый учитель», предназначавшегося для мусульманских мектебов и медресе. Под его руководством был издан и учебник «Свободная школа».

В стихотворении «Детский праздник» (1920) лирический герой в лице автора стоит и наблюдает за детьми, радуясь в душе их песням и пляскам, счастливой жизни. Невольно он вспоминает свои детские годы, сожалея о том, что в то время не было таких праздников.

Утверждение о том, что страну и будущее поколение отныне ждет светлое будущее, идет в стихотворении через прием контраста, где дореволюционная тяжелая жизнь противопоставляется новой действительности, новым переменам.

Применение приема контраста или поэтической антитезы в изображении противоречий времени, отчетливо проявляется и в стихотворениях Д. Юлтыя «Старина соха, посторонись, трактор едет» и «Мечта и жизнь». Соха и трактор - это два противоположных образа, символизирующие соответственно старое и новое. Через победу трактора над сохой автор, с одной стороны, утверждает о наступлении переломного времени в жизни страны, с другой - об облегчении человеческого труда с помощью техники.

В другом стихотворении он вовсю радуется произошедшим переменам: что вчера еще было лишь мечтой, сегодня становится явью.

В реве мощных тракторов, в гулах заводов и фабрик - везде поэт слышит победную симфонию. Тема свободного труда, ставшая сквозной темой стихотворений Д. Юлтыя и обогатившая его творчество реалистическими деталями и разнообразными средствами изобразительности, красной нитью проходит и в произведениях, посвященных детям.

В некоторых стихотворениях М. Гафури, таких как «Давайте учиться, шакирды!», «Дети и книга», «Труд и знание», «Детям» видны просветительские идеи, где чувствуется созвучность со стихотворением известного поэта-просветителя М. Акмуллы «Башкиры мои, надо учиться». Если Акмулла видел в просветительстве пути облегчения жизни обездоленного народа, то у Гафури в свете нового времени эти идеи прозвучали в ином ракурсе. В знаниях он видит основы совместного созидающего труда, а в труде -основу жизни. По его мнению, получение знаний будет способствовать правильному формированию в них активной гражданской позиции, сознательного отношения к жизни.

В многих стихотворениях, созданных для детей в 20-е годы, согласно требованиям той поры, в центре внимания были темы о пионерах, комсомоле, о Родине, строящей основы социализма.

В стихотворениях Б. Ишемгула (сб. «Песни пионеров», 1924, «Песни комсомола», 1925), Г. Амантая1 (сб. «Деревенские мальчики», 1928 «Старательный Вали», 1928, «Младшим друзьям», 1928) и других раскрытие темы труда, утверждение основ новой действительности идет через изображение конкретных дел из жизни пионеров, комсомольцев, их дум и чаяний. Так, в стихотворении «Чашка» Г. Амантай шаг за шагом описывая процесс изготовления одной чашки хочет показать насколько трудоемка работа, труд скольких людей вкладывается в эту работу, воспитывая тем самым трудолюбие у юного читателя, уважение к чужому труду, бережливость. Такого рода стихотворения имеют, несомненно, и познавательное значение.

Произведениям, прославляющим творящую силу революционных перемен, богатство духа людей труда присущи романтический пафос, декларативность, иной раз и публицизм. Стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста с их нравоучениями и наставлениями преобретают дидактический характер.

1 См. новые материалы о нем: Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук: сб. науч. ст. Уфа, 2008.

Наряду с реалистическими и публицистическими стихотворениями, в детской поэзии 20-х годов особое место занимает и пейзажная лирика. Если здесь одни стихотворения имели описательно -познавательный характер, то другие выполняли более емкую функцию, проводя параллели между явлениями природы и общественной жизнью людей. Для примера обратимся к творчеству М. Гафури. В таких стихотворениях как «Луг», «Поле» автор рисует живую картину луга или поля, соответственно, где летают бабочки, обнимая разноцветные цветы, весело щебечут птички, серебряной лентой бежит речка, а в полях поспевают разные хлеба. Здесь мы видим, что, с одной стороны, воспевается красота родного края, с другой, - показывается жизненная гармония мирного существования.

Изображая некоторые эпизоды из жизни птиц, М. Гафури призывает детей не бросаться в них камнями, не разорять гнезда, говоря тем самым о том, что птицы также являются частью окружающей нас среды, что они - наши друзья. («Птицам», «Птицы и дети», «Наши друзья прилетели» и т.п.)

Стихотворение «Пчела и шмель» М. Гафури является прямой проекцией на жизнь людей, их взаимоотношения. Использование в нем аллегории делает его стиль близкой к басенному. Подобно тому, как целый день летая от цветка к цветку трудолюбивые пчелы собирают мед, где рядом без дела летает и шмель, так и в жизни живут рядом работяга и тунеядец. Когда шмель, ухмыляясь, спрашивает у пчелы, почему они работают и работают целый день не отрывая головы, когда и так всего полно, то пчела отвечает, что они существуют благодаря совместному жизнеустройству и совместному труду и по этой же причине дают людям столько меда. Если здесь, с одной стороны, очевидно возвеличивание труда, то, с другой, виден призыв к коллективному труду. Также важно, чтобы твой труд приносил пользу другим.

С целью усиления воспитательного момента произведений некоторые авторы обращались к приемам сатиры и юмора («Сладкоежка Тимербай» Д. Юлтыя, «Распутный мальчик» С. Агиша и т.п.) Так, в стихотворении «Сладкоежка Тимербай» отрицательные качества мальчика изображаются через гротеск. Упрямство и непослушность Тимербая, который безмерно любил сладкое, даются в приувеличенном виде. Если его плохое поведение приводит к проблемам со здоровьем, то скрытым замыслом стихотворения является намек на нравственное воспитание.

В центре внимания детской прозы 20-х годов, основу которой составляли рассказы, стояли те же темы и проблемы, что и в поэзии. По сравнению с дореволюционными произведениями, эти рассказы существенно обогатились в плане формы и содержания. Однако большинство из них было построено на описании какого-то события, пересказ биографии героя. Им были присущи, как и требовала официальная идеология времени, мотивы показа и объяснения революционных преобразований, происходящих в стране. Хоть и были в них на лицо элементы эпизодичности, фрагментарности, нельзя не увидеть, вместе с тем, важные черты, обеспечившие развитие жанра. Например, в рассказах Д. Юлтыя «Маленький Кутуш», «Философия Тимеркая» через описание эпизодов из жизни двух мальчиков-сирот Апуша и Тимеркая показывается формирование двух противоположных характеров (борец и батрак).

В первом произведении образ главного героя маленького Апуша совпадает с образом рассказчика, чей рассказ о своей судьбе выглядит немного фрагментарным. Вместе с тем, из главы в главу мы наблюдаем постепенное становление личности, превращение маленького героя в борца за свободу.

В «Философии Тимеркая», наоборот, изображается духовное бессилие и, как следствие, деградирование главного героя. Большое место в рассказе отводится его внутреннему монологу, где отражаются его противоречивые переживания, мечты. Будучи всю жизнь батраком, он далек от мысли о выражении какого-либо недовольства по поводу своего существования, становлении на путь борьбы. Внутренний сюжет рассказов приводит к глубокому художественному обобщению, когда перед глазами встает целый этап в истории страны, отображающий столкновение социальных слоев.

Элементы портрета, пейзажа органично вплетающиеся в сюжет произведений, способствуют раскрытию социального лица, душевного состояния героев. Например, описание прекрасного весеннего утра, оказываясь созвучным внутреннему миру героя, с одной стороны, говорит о приподнятости его настроения, переживании им какой-то внутренней радости; с другой стороны, весна - это время пробуждения, обновления в природе. В этом плане весеннее пробуждение созвучно изменениям и обновлениям, происходящим в обществе: Хибат агай приносит весть о свершении революции.

Отображение темы «двух миров», их столкновения, противопоставление старого и нового, было присуще и другим произведениям этого периода. Как и в поэзии, в детской прозе 20-х

годов большое место занимает творчество М. Гафури. В его рассказах «Когда продавали наши вещи», «Сейчас легко, раньше было трудно» чувствуется стремление оценить ушедшую тяжелую жизнь с высоты нового времени, отображая ее согласно идеологическим принципам социализма. В подтверждение сказанному похоже звучат и выводы: «Потому что в то время не было Советской власти» и «Сейчас очень легко, раньше было трудно» в первом и во втором рассказах соответственно.

Через эти и другие произведения с похожей тематикой («Когда были бояре» С. Кудаша, «Маленький революционер» Б. Мирзанова и т.п.) авторы хотят объяснить детям о жизнеутверждающей роли новых достижений, которые стали возможны после Октябрьской революции, для большей наглядности противопоставляя все это прошлой тяжелой жизни батраков и бедноты. Призывают их дорожить свободной счастливой жизнью. Изображение событий в этих произведениях идет через прием «воспоминание», где преобладает повествование, основанное на утверждении «так было».

Со второй половины 20-х годов появляется все больше произведений, отображающих картины повседневной жизни преимущественно в реальных красках, без явного контраста с прошлым («Хылыукай-пионерка» Х. Давлетшиной, «Приключения одного красного галстука» Г. Гумера и др.). Главными героями таких произведений становятся дети-пионеры, где показываются их взаимоотношения и поступки в процессе учебы, в пионерском движении, участие в общественных делах.

Так, в рассказе Х. Давлетшиной «Хылыукай-пионерка» изображается маленький эпизод из жизни девочки - ученицы младших классов, безмерно радующейся тому, что ее приняли в ряды пионеров, в связи с чем выдали красный галстук и что она еще будет участвовать в предстоящем празднике, посвященном 8 марта. Хылыукай искренне делится своей радостью с домочадцами, которые по-разному реагируют на ее рассказ. Если мать и отец радуются вместе с ней, то бабушка, которая выросла совсем в иной реальности и в иной среде, выражает недовольство и непонимание происходящего. В силу обстоятельств, многие понятия и явления настоящей действительности чужды ее пониманию, она рассуждает по-старому.

В своем нэсере2 «Цветы... но другие» Имай Насыри пионеров, идущих с песнями под барабанный бой и с красными флажками в руках, уподобляет цветам и говорит: «Их надо чаще поливать водой из родника с названием "наука ". Только тогда у них окрепнут корни, они будут расти дыша свободно». Автор проводит идею о воспитании образованного, вооруженного знаниями подрастающего поколения. Образы пионеров, появившихся в этом и в других произведениях воспринимаются своего рода символом новой жизни.

Ознакомлению детей и подростков с некоторыми достижениями науки и техники посвящен цикл рассказов о мальчике Хасане в книге Тагира Баиша «Хасан и наука» (1930). Через маленькие занимательные сюжеты автор рассказывает детям о такой области науки как медицина, знакомит с отдельными медицинскими терминами; дает понятия об электричестве, инкубаторе, разъясняя принципы их работы и значимость всего этого.

Наряду с пейзажной лирикой, в детской прозе 20-х годов заняли свое место и рассказы, дающие знания о живой природе, таинственных природных явлениях, о животных и птицах («Старик-охотник», «Дикий гусь» М. Гафури, «Радуга» Т. Баиша и т.п.). Знания об этих понятиях скрепляются поучительными примерами из жизни, которые учат постигать секреты растительного и животного мира и бережно к ним относиться, правильно рассуждать об окружающей действительности.

Из известных произведений, относящихся к детской драматургии, можно назвать небольшую пьесу Фазыла Туйкина «Старик Салих» (1922). В центр пьесы поставлен занимательный рассказ старика Салиха, присматривающего за общественным огородом, детям-подросткам. Рассказывая поучительную историю из жизни волков,

2 Издавна известно о промежуточных формах между поэзией и прозой. Стихотворение в прозе или проза в стихах - это, с одной стороны, промежуточная форма, близкая к стихотворению, с другой - она является ритмической прозой. В башкирской литературе такие произведения именуются «нэсер»ами. Нэсер - арабское слово, означающее в переводе «прозаическое произведение», «проза». В башкирской и татарской литературах нэсер еще до Октябрьской революции сформировался как отдельный жанр. (Например, видный башкирский мыслитель Габдрахим Усман (1752-1836) многие свои прозаические произведения на арабском языке написал рифмованной прозой - саджг нэсер). Жанр, называемый «стихотворение в прозе», имеется и в других литературах: в русской - у Ивана Тургенева, Юрия Куранова, Василия Субботина, в армянской - у Леонида Гурун-ца и др. Однако нельзя проводить полную аналогию между стихотворением в прозе и нэсером. Корнями нэсер уходит в средневековую арабскую литературу, где он был особенно популярным и распространенным. Известно, что видный поэт и ученый Абу-ль-аля аль-Магарри (973-1057) даже свои лекции писал ритмической прозой.

старик не навязчиво дает им и свои умные советы, наставления. Пьеса учит детей не брать без спроса чужое и не воровать, не быть лентяями, а трудиться ради своего благополучия, в трудные минуты держаться вместе.

В 20-е годы детская литература, таким образом, вступила на путь активного развития, находясь в поиске темы, жанра, стиля, формы и языка. Красной нитью в произведениях этих лет проходит идея строительства нового общества. Отображение процесса исторических преобразований происходит через контрастное изображение старого и нового мира. Изображение героев часто носит примитивный, схематичный характер, а самим произведениям присущи описательность, публицистичность и не достает глубокого драматизма. Часто в них описываются лишь внешние события, люди же остаются безликими, исполняя иллюстративную роль. Положительные герои лишены индивидуальных качеств, а отрицательные персонажи показаны лишь в черных красках. Подобные произведения вполне отвечали требованию вульгарно-социологической критики.

Следует сказать и о тематической ограниченности произведений этих лет, которой способствовали жесткие идеологические рамки. Как правильно заметил С. Сафуанов, «Отображение жизни только под углом зрения производственных нужд, игнорирование художниками че-ловековедческой роли литературы и приводило к плакатности и иллюстративности заранее заданных идей» [Сафуанов, 1977, с. 174].

Литература

История советской многонациональной литературы. М., 1971. Т. 2. Кн. 1.

Салихова С.З. Риза Фахретдинов и современный воспитательный процесс // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова. Уфа, 2006.

Сафуанов С.Г. Проза // История башкирской советской литературы. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.