УДК 821.512.141.09
ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в (ОБЩЕЛИТЕРАТУРНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА)
© Р. Д. Мустафина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г.Уфа, ул. ЗакиВалиди, 32.
Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.
Е-шаИ: ramzia7@rambler.ru
Проблема героя, образ современника всегда находятся в центре идейно-эстетических исканий литературы. Башкирское литературоведение и литературная критика в определенной мере уже затрагивали вопросы, связанные с проблемой героя в литературе первой половины ХХ века. В фундаментальных исследованиях по истории башкирской литературы, в трудах башкирских ученых накоплен богатый материал по данной проблеме. Однако следует подчеркнуть, что в большинстве своем они носят обзорный характер, проблема героя затрагивается частично. Целью данного исследования является выявление общелитературных и национальных черт характера героя башкирской литературы первой половины ХХ века, изучение взаимосвязей с другими литературами.
Ключевые слова: концепция героя, башкирская литература первой половины ХХ века, общелитературная и национальная черта характера героя.
Концепция героя в литературе - один из основных аспектов художественного метода. Главным предметом анализа художественной литературы является человек. Новаторство литературы определяется и тем, насколько полно и правдиво раскрыл писатель образ современника, нового героя своего времени. Башкирское литературоведение и литературная критика в определенной мере уже затрагивали вопросы, связанные с проблемой героя в литературе первой половины ХХ века. В фундаментальных исследованиях по истории башкирской литературы, в трудах башкирских ученых накоплен богатый материал по данной проблеме. Нисколько не принижая значения этих работ следует подчеркнуть, что в большинстве своем они носят обзорный характер, проблема героя затрагивается частично. Целью данного исследования является выявление общелитературных и национальных черт характера героя башкирской литературы первой половины ХХ века, изучение взаимосвязей с другими литературами.
Каждая эпоха рождает своего героя. В характерах, в судьбах героев воплощаются черты, особенности времени. В эпоху классицизма в произведениях Мольера, Кантемира, Фонвизина, например, главные герои - представители «высшего класса». Писатели в них видели основную движущую силу истории. Обладая властью, думали писатели, герои смогут изменить мир. В тюркоязычной литературе также встречаются герои подобного типа. Кул Гали в «Киссаи Йусуф» в образе главного геря Юсуфа изображает справедливого правителя, который любил равенство, правдивость во всем.
В последующие эпохи все усилившиеся капиталистические отношения в обществе выводят на арену героя, которому не были чужды интересы простого народа, «низших слоев». Писателей волновали вопросы отношения общества к простому народу, его социальная жизнь. Авторы искали пути социального облегчения жизни простого народа. В Х1Х веке башкирские просветители-демократы видели преобразование общества в просвещении народа. По их мнению крайне бедственное положение простого народа обусловлено его безграмотностью, они призывали народ к просвещению, знанию.
Герой башкирской литературы I половины ХХ века прошел сложный, тернистый путь формирования. В характерах героев отразились социальные, идеологические, политические стороны времени.
Герой литературы начала века - это герой-просветитель, гуманист. Такие черты его характера определялись общественно-экономическими событиями рубежа Х1Х-ХХ веков. В начале столетия в Башкортостан глубже начинают проникать капиталистические отношения. Жизнь простого народа каждый день ухудшается. Крайне тяжелое социальное положение народа писатели пытались объяснить его неграмотностью. Герои башкирской литературы этих лет призывали народ к просвещению. Писатели, поэты улучшение жизни народа видели в просветительстве. Таковы лирические герои поэм «Сибирская железная дорога» (1902), «Молодая жизнь» (1903), стихотворений «Знание», «В старых медресе», «Продвижение» народного поэта Мажита Гафури, «Положение башкир», «Собирайтесь, свободные товарищи», «Женщинам» Даута Юлтыя, «Обращение к башкирам», «Против курая», «Иттираф» Сафуана Якшигулова, прозы Р. Фахретдинова, А. Тангатарова, А. Тагирова, А. Исанбердина, З. Уммати, Ф. Туйкина, З. Хади и др.
Смирившиеся со своим социальным положением герои башкирской литературы начала века напоминают героев пьесы «На дне», в которой М. Горький «...облек в драматическую форму, по-новому разработал свою давнюю тему: обличение капиталистического общества посредством показа бесчеловечных условий самых «низов» общества, жертв буржуазного порядка» [1. с. 48]. Эти герои пассивны, не делают ничего, чтобы хотя бы чуточку изменить свою жизнь, часто из-за безысходного своего положения выбирают смерть, прибегают к самоубийству. Писателями они изображались как жертвы буржуазного общества. Таковы герои М. Горького, таковы герои нэсэров башкирского писателя А. Тангатарова, повести А. Тагирова «Мазлумалар» («Угнетеннные женщины»). Героиня пьесы М. Горького Анна с трагической судьбой очень похожа на Халиму и Зайнаб из повести «Мазлумалар».
1032
раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В годы первых революционных событий герой литературы все больше начал отличаться смелым гражданским характером, непримиримостью к социальному неравенству. В творчестве писателей «национально-просветительские вопросы стали все теснее сочетаться с острыми социальными проблемами, с размышлениями о судьбах всей страны». Таковы, например, герои стихов М. Гафури «Богатый человек» (1905), «Я вышел на базар» (1907), «Завещание 1906 года 1907 году», «Ответ 1907 года» и др.
Во времена нового революционного подъема и империалистической войны в литературе формировался критический реализм. Герой такой литературы открыто выражал протест против социального гнета, неравенства, разоблачал империалистический характер войны. Он все больше защищал интересы простого народа. Таковы герои стихов Ш. Бабича «Одна минута», «Проживи короткую жизнь в борьбе», «Давай, нация», «Жду», «Богатый и бедняк», Д. Юлтыя «Сумка», «Шинель», «Базар крови», М. Гафури «Брату, без вести пропавшему на войне» (1915), «Видно, нет тебя, Аллах» (1916) и др. Лирические герои башкирских поэтов, их бунтарский характер нашли отклик в произведениях М. Горького, В. Маяковского, А. Блока. Строки стихотворения А. Блока:
Да. Диктует вдохновенье
Моя свободная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета Туда, туда, смиренней, ниже. созвучны со строками из стихотворения «Где я?» (1912) башкирского народного поэта М. Гафури:
Где нищие, где угнетенные, где многострадальные, Я буду с ними, с ними можно найти общий язык (дословный перевод).
С началом революции в литературу вошел герой, призывающий к справедливой борьбе, без колебаний принимающий сторону революции, большевик-революционер, разрушивший старую формацию и воспевший новую жизнь. Такой романтический, своими руками совершивший революцию, характер рабочего дал в стихотворении «Красный флаг» М. Гафури. Воспевали героя-реформатора поэты-фронтовики, участники империалистической и гражданской войн Д. Юлтый, А. Тагиров, Ш. Ху-дайбердин, Т. Янаби, Б. Ишемгул.
В башкирской литературе 20-30-х гг. XX в. главным действующим лицом стал большевик-революционер, рабочий, труженик. Таких героев революции дала еще предшествующая литература. Например, в романе «Мать» М. Горький в образе Павла Власова впервые показал героя-преобразователя.
В поэмах Г. Саляма «Жизнь», Д. Юлтыя «Майсара» раскрыты героико-романтические черты характера современника. Продолжая традиции М. Горького из «Песни о соколе», «Песни о Буревестнике», литература изображала романтические стороны революционной эпохи. В образе комсомольца Юмагула и в обстоятельствах его трагической гибели отразились драматические стороны борьбы за новую жизнь, сложный, тернистый путь становле-
ния социалистического общества. Такие комсомольцы, как Юмагул из поэмы Б. Бикбая, Фатхи (И. Насыри «Побежденный омут»), Каюм (А. Тагиров «Урняк») - типы коммунистов-фанатов как Левинсон из романа «Разгром» А. Фадеева.
Появление того или иного образа в качестве центрального в произведении зависит от конкретных идейно-эстетических концепций автора, от того, какие пласты народной жизни его или литературу в целом больше всего интересуют. Образы женщин и их типы в 1930-е годы стали центральными не только в отдельном произведении автора, но и во всей башкирской литературе. Литература 1930-х годов стала полнокровнее изображать женские образы, так нагляднее показывалось их участие в жизни общества, влияние социальнополитических событий на их судьбу. Робкая, забитая в начале драмы Айсылыу (С. Мифтахов «Сак-мар»), не отважившаяся идти против воли отца и мачехи, с приходом новых социалистических преобразований тайком уезжает на курсы трактористок. В образе Айбики из одноименной повести Х. Давлетшиной показан сложный и долгий путь становления и формирования главной героини, сложные психологические процессы, связанные с поворотными событиями эпохи.
Разнообразные типы женщин видим и в другой литературе 1920-30-х годов. Якутский писатель Кюндэ в рассказе «Марбе», написанном в 1920 году, показал трудную судьбу якутской женщины-батрачки. В татарской литературе в образе женщины-делегатки, коммунистки Мадины (Ш. Камал «Село красиво думает», «Когда рождается красивое»), Галии (Г. Кутуй «Неотправленные письма») созданы типические характеры советской женщины.
Необходимо отметить, что особенно в произведениях на историческую тематику в характерах женщин башкирские писатели изображали героинь не только забитых и робких, но и отважных. Еще в первом башкирском эпосе «Урал батыр» образ Ян-бики отважен, она, не боясь, вместе с мужем идет на охоту на хищников. Она по характеру похожа на Кыыс Дибилийэ, якутскую женщину-богатырку, из якутского олонхо, которая из Верхнего Мира приходит к батыру в Средний Мир на помощь бороться с темными силами Нижнего Мира, спасая якутский народ.
Отметим также, что литература 1930-х годов показывала сложный процесс формирования новой личности, перерождение человека. Таким героем-индивидуалистом, бунтарем является Шарафи в повести И. Насыри «Побежденный омут». «Проблема борьбы «двух душ» в крестьянине-середняке, нравственного возрождения сельского труженика» [2, с. 50-51] отразилась в литературе многих народов. Таковы Никита Моргунок (А. Твардовский «Страна Мура-вия»), Кондрат Майданников (М. Шолохов «Поднятая целина»), герои рассказов якутских писателей Амма Ачыгыйа, Суорун Омоллона и др.
Такие герои-бунтари в некотором роде схожи с образами бунтарей, беглецов из фольклора. В фольклоре многих народов, в исторических преданиях и легендах известны имена бунтарей, беглецов, «благородных разбойников». Например, в
якутских исторических преданиях рассказывается о якутском беглеце-батыре Василие Маансары. Среди башкир известны предания о русском батыре-беглеце Синцове, о казахском герое Амане Абаз-баеве, которые вместе с башкирскими джигитами боролись против богачей, эксплуататоров и после поражения стали беглецами, вынуждены были прятаться в лесах. Интересны выводы Р. Н. Баимова о якутском герое Василии Маансары. В книге «Исчезающие истории. Башкирско-якутские историколитературные взаимосвязи» он пишет: «Очень загадочная фигура этот Маансары. . он действовал именно на тех территориях, где поселились административно ссыльные башкиры. Жил Маансары в Мегинском и Кангаласском улусах, Нерюктяйском наслеге, сидел в Вилюйской тюрьме, а последние годы провел в Мархинском улусе Вилюйского округа. Основная масса башкир находилась в Вилюй-ском округе. О своих башкирских корнях и о том, что их предки родились и жили в Мегино-Канчаласском районе Якутии, рассказывают, например, заслуженные деятели культуры и искусства Геннадий и Феврония Баишевы (М. Сагитов. Незаживающая рана. Уфа, Китап, 1993. С. 52-71). Грешным делом я даже подумал, не сваливает ли автор вышеупомянутой публикации «Башкирский поселок» в Вилюйском округе» в журнале «Восточное обозрение» за 1896 год некоторые подвиги (грабежи, кража скота и т.д.) Манчары на административно ссыльных башкир? . Маансары вполне мог быть современником всех этих ссыльных, в том числе и административно сосланных башкир, если учесть, что первые башкиры прибыли в Якутию в 1870 году» [3. с. 52-55]. Таким образом, можно сделать вывод, что якутского героя и башкирских беглецов исторических преданий сближает не только общность черт в их характерах, общие цели, но и другие отношения, может быть даже их историческое происхождение.
В фольклоре башкирского народа можно отметить цикл таких преданий о беглецах, народных заступниках, ссыльных - Ялан-Яркейе, Бейеше, Камал каскыне, Баясе, Юрка-Юнысе, Газибак На-сире, Ишмурзе и др. Они - бунтари предшествующей эпохи. Их породили капиталистические отношения Х1Х века. В Х1Х веке усиливаются капиталистические отношения в обществе, эксплуатация простого народа, отнимались вотчинные земли башкир, продавались за бесценок. В это время беглецы - бунтари сжигали байские угодья, воровали, резали их лошадей или другой скот. Их арестовывали вооруженные солдаты царской армии и ссылали в Сибирь. Народ о своих заступниках слагал песни, кубаиры.
Таким образом, бунтарей того или иного периода развития общества порождают определенные социально-исторические условия. Бунтари советского
периода не хотели мириться с теми социалистическими преобразованиями, которые привели к разрушению их уклада жизни. Писатели рассказывали о долгом процессе преобразований в их психологии.
В литературе военных лет главной чертой в характерах героев был патриотизм, интернационализм. Воина-освободителя, патриота воспевали поэты всей советской литературы: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Бергольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов, башкирские поэты Рашит Нигмати, Мус-тай Карим, Назар Наджми, Муса Гали, Хаким Ги-лязев, Гилемдар Рамазанов и др. Особенно актуальны были в первые годы войны стихотворения «Я ухожу на фронт, товарищи!», «Слово Башкортостана», «Ответное письмо башкирскому народу», поэмы «Убей фашиста, мой сын!», «Поэма о герое», «Улмясбай» Мустая Карима, Рашита Нигма-ти. Характер не унывающего, всегда веселого Ул-мясбая из одноименной поэмы Мустая Карима в некотором роде был схож с характером Василия Теркина А. Твардовского.
Героизм, самоотверженный труд тружеников тыла изображали в своих рассказах и повестях З. Биишева, Ф. Исянгулов, С. Агиш и др.
Литература послевоенных лет отличалась множественностью типов героев, разноообразием социальных моделей, лежащих в основе произведений. В произведениях К. Маргана, А. Бикчентаева, Д. Исламова, М. Карима, М. Гали, Г. Ибрагимова и других писателей братских литератур жизнь предстала перед глазами читателей во всем своем многообразии.
Таким образом, в первой половине ХХ века писатели добились успехов в создании эпически масштабного образа современника, активного борца, строителя социализма, труженика, запечатленного во всем своем индивидуальном богатстве, связанного с историческим прошлым своего народа. Надо отметить и то, что в литературных типах того времени улавливались, обозначились основные тенденции развития советского общества, ростки метода критического реализма. История во всей своей сложности и многограннности ворвалась в обыденную жизнь героев, писатели все правдивеее и жизненнее, убедительнее изображали связь героя с исторической средой, в которой развивался и формировался его характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайловский Б. В. Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции. М., изд-во АН СССР, 1951. 200 с.
2. Баимов Р. Н. Шаг в зрелость. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. 190 с.
3. Баимов Р. Н. Исчезающие истории. Башкирско-якутские историко-литературные взаимосвязи. Уфа: БашГУ, 2007. 94 с.
Поступила в редакцию 01.07.2009 г.