Научная статья на тему 'Лирический герой современной башкирской поэзии'

Лирический герой современной башкирской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1092
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная башкирская поэзия / лирический герой / гражданская лирика / поэтические символы / поэт / философская лирика / Читатель / Bashkir modern poetry / lyrical character / civic poetry / poetic symbols / poet / philosophical lyrics / READERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Утяев А. Ф.

Лирический герой современной башкирской поэзии на пороге нового тысячелетия пытается понять суть нового времени, истинные ценности жизни. Изменилось его отношение к Родине, своей национальности, народу, прежним идеалам. Лирический герой настоящий гражданин и патриот своего народа. В современной башкирской поэзии можно выделить две модели отношений лирического героя с миром. Первый тип лирического героя воспринимает мир, реальность гармонично, а второй как хаос, арену борьбы противостоящих сил. Первый тип это продолжение гуманистических традиций башкирской поэзии. Вторая модель отношения лирического героя с миром возникла сравнительно недавно, на рубеже нового тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The lyrical character of modern Bashkir poetry at the beginning of the new millennium tries to understand the essence of modern time and the true value of life. The attitude to the fatherland, nationality, people, former ideals has changed. The lyrical character is a true citizen and patriot of his nation. We can distinguish two models of relationships of the lyrical character with the world in the modern Bashkir poetry. The first type of the lyrical character harmoniously perceives the world and the reality, the second perceives it as a chaos, a scene of struggle of the opposing forces. The first type is the continuation of the humanistic traditions of the Bashkir poetry. The second model of relations of the lyrical character with the world has emerged recently at the turn of the millennium.

Текст научной работы на тему «Лирический герой современной башкирской поэзии»

УДК 821.512.141.09

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ

© А. Ф. Утяев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 66 43.

E-mail: aynurut@mail. ru

Лирический герой современной башкирской поэзии на пороге нового тысячелетия пытается понять суть нового времени, истинные ценности жизни. Изменилось его отношение к Родине, своей национальности, народу, прежним идеалам. Лирический герой — настоящий гражданин и патриот своего народа.

В современной башкирской поэзии можно выделить две модели отношений лирического героя с миром. Первый тип лирического героя воспринимает мир, реальность гармонично, а второй — как хаос, арену борьбы противостоящих сил. Первый тип — это продолжение гуманистических традиций башкирской поэзии. Вторая модель отношения лирического героя с миром возникла сравнительно недавно, на рубеже нового тысячелетия.

Ключевые слова: современная башкирская поэзия, лирический герой, гражданская лирика, поэтические символы, поэт, философская лирика, читатель.

Современная башкирская литература - это многогранное и сложное явление. Она находится в постоянном развитии: становятся более разнообразными содержание, система жанров, формы. Развитие обусловлено исторической обстановкой, социальным раскладом сил и культурной ситуацией в России и Башкортостане.

Рубеж ХХ-ХХ1 веков войдет в историю как особый период смены эстетических, идеологических, нравственных взглядов. Под влиянием демократической волны общество обрело долгожданную свободу слова и мысли. В башкирской литературе было реабилитировано ранее запрещенное творчество ряда писателей и поэтов: Ш. Бабича, З. Валиди, М. Бурангулова; увидели свет книги Р. Гарипова, Абуса, их произведения обрели вторую жизнь. Они обогатили национальную литературу, внесли в нее своеобразное оживление, новое слово.

Каждый истинный поэт в своем творчестве отражает не только личное восприятие мира, но также мысли и мироощущения своих современников, важные события в жизни страны, он становится «эхом народа». Все мысли поэтов о своем времени, соотечественниках, насущных проблемах века отражаются в стихотворениях сквозь призму лирического героя. Лирический герой пытается понять суть нового времени, найти истинные ценности жизни. Современный исследователь отмечает: «В эпоху огромной социальной и эмоциональной напряженности личность поэта проходит через большие испытания. <...> В современных условиях личность поэта раскрывается в еще более глубоких связях со временем» [1, с. 33]. Показательно в этом плане стихотворение М. Карима «Век», написанное в 1990 г., чей лирический герой с настороженностью смотрит на происходящее и рассуждает о современности, преобладании безнравственности. Риторический вопрос «Какой век на дворе?» выражает суть его размышлений [2].

...Вижу: впустую вращается Земля,

Солнце стоит на месте,

Нету века, нету года, нету времени, Торжествует безвременье...

(здесь и далее подстрочный перевод наш. - А. У.)

Четыре строки лаконично выражают взгляд лирического героя на действительность. Главной особенностью века названо безвременье. Однако описание бездуховности эпохи не превращается в самоцель автора - в конце стихотворения делается вывод, что «век - это мы» и «за все мы тоже в ответе». Стихотворение не только дает яркое представление о состоянии современности, но и отражает искреннюю озабоченность М. Карима судьбой Родины. Он не просто наблюдатель, но активный соучастник событий, чувствующий ответственность за свою эпоху. В таком же ракурсе решается проблема в стихотворении М. Ямалетдинова «Прощание с XX веком» [3]. У других авторов критическое отношение лирического героя к современности еще больше усугубляется, обретает явный конфликтный характер. В произведении М. Каримова «Дуэлянт» лирический герой не только осуждает безнравственность современности, но и вызывает ее на дуэль [4].

Отношение к изменившейся жизни, новому тысячелетию, стремление к постижению смысла современности, критика ее бездуховности, безнравственности и многие другие проблемы нашли отражение в стихотворениях Р. Бикбаева [5], Т. Юсупова [6], К. Аралбаева [7], Т. Ганиевой [8], Ф. Тугузбаевой [9], Ю. Ильясовой [10], Р. Туляка [11] и др.

Темы патриотизма, свободы личности обретают новые смыслы. Теперь лирический герой не рядовой солдат коммунистической партии, не часть безликой массы, а истинный ценитель родной земли, малой родины. Он ищет связи с историей, культурой своего народа. Родной язык для него - часть духовности, владение им - мерило совести. Некогда клейменные коммунистической идеологией такие темы, как любовь и уважение к родному язы-

ку, восхищение им, снова нашли достойное место в башкирской поэзии в 90-е гг. Изменилось отношение лирического героя к своей национальности, своему народу. Его идеалом являются личности, верные заветам Салавата, Кинзи, З. Валиди, Р. Гарипова. Поэзия мыслится в этот период как способ укрепления единомыслия, как проповедь идей единства. Публицистическая мысль наполняет собой большинство произведений этого периода. Поэты выступают за консолидацию башкирского народа. Будущее видится только в единстве с родной землей и народом. Во многих стихотворных текстах лирический герой как настоящий гражданин своего народа осуждает тех, кто бросил родину и уехал в далекие края за богатством, утратил дух, забыл родной язык и традиции предков. Современные башкирские поэты ассоциируют этот далекий и чужой край с образом Сибири. В поэтическом сознании данный образ явно вызывает неприятие. Сибирь становится символом зла, бездуховности, предательства и ненасытности. Еще в башкирских народных песнях («Буранбай», «Ялан Яркай», «Газибак Насыр», «Таип» и т.д.) с образом Сибири была связана горькая судьба батыров - народных заступников, беглецов, каторжников, тоскующих по родной земле. Для вольнолюбивого башкира ссылка в Сибирь была равноценна смерти. В советскую же эпоху результатом открытий богатейших источников полезных ископаемых стало массовое добровольное переселение на Север. Советская молодежь откликнулась на зов партии и поехала на «стройки века». Они обладали особым чувством северного патриотизма, гордостью, сознанием своей высокой значимости и приоритетности для государства. В современной башкирской поэзии образ Сибири дополняется новой смысловой нагрузкой, приобретает новые очертания. Поэты, впоследствии продолжая традиции народного творчества, еще не раз вернутся к образу Буранбай-Еркей-сэсэна, его трагической судьбе. Например, лирический герой стихотворения «Письмо в Сибирь» Р. Туляка презирает людей, предавших свой народ, родину и уехавших «батрачить» на Север [11]. В противовес вспоминает горькую историю батыров, которые, жертвуя своей жизнью, боролись за справедливость, свободу народа. Автор не напрасно вводит в стихотворение образ Буран-бая, одного из таких героев, который был сослан на вечную каторгу в Сибирь. Произведение насыщено подлинной любовью к народным заступникам, болью за их участь. В обращении лирического героя стихотворения З. Янбердиной к своим землякам, живущим на чужбине, слышны упрек, недоумение [12]:

Как вы терпите в чужих краях

Без друзей,

Без родного языка,

Без родной земли ?!

Стихотворение А. Асадуллиной близко по содержанию к произведению Р. Туляка. Его лирический герой подчеркивает, что раньше Сибирь ассоциировалась в сознании народа с каторгой, а теперь этот холодный край манит людей большими деньгами [13].

Если лирические герои в стихотворениях предыдущих авторов относились к землякам, покинувшим родные места, негативно, называли их

предателями, то лирический герой Х. Юлдашева несколько с иных позиций решает эти проблемы: он оправдывает таких людей, потому что считает, что ими движет чувство долга перед семьей, забота о детях, родственниках и, в конце концов, волнует стабильность и процветание родины за счет их честного, тяжелого труда на чужбине. Лирический герой Х. Юлдашева осуждает башкир, которые только и умеют петь, играть на курае, а чужеземцы в это время добывают нефть на их земле. Данной теме посвящен целый цикл его стихотворений [14].

За последние несколько десятилетий изменилось отношение ко многим понятиям. Анализируя духовные искания поэтов советской и постсоветской эпох, можно увидеть изменение отношения к прежним идеалам. Широко известные поэтические символы претерпели эволюцию. Например, в башкирской поэзии (особенно в советский период) принято воспринимать Россию через образ матери. Наглядным примером могут служить широко известные стихотворения М. Карима, А. Игебаева, К. Даяна и др. Образы России, Москвы почти всегда были символами светлого будущего, воплощения добра, величия (стихотворения М. Гафури, Р. Нигмати, Г. Саляма и т.д). Надо отметить, что эти литературные образы отражают реальное содержание народных настроений того времени. В постсоветскую эпоху те же образы приобретают новые оттенки, отношение лирического героя к ним часто противоположное. В творчестве поэтов молодого поколения Москва и Россия - «ненасытная, злая старуха», «чудовище» из сказки, а нефть - «наша кровь» (Р. Туляк [11], А. Утябаев [15]), Башкортостан - «безответная невестка», а Россия - «сварливая свекровь» (Р. Кул-Давлет [16]). А. Утябаев видит в образе Москвы - Мэскэу, пожирателя батыров Мэс-кэй. «Все эти образы имеют исторические корни и в данных произведениях выражают большие перемены в развитии нации на современном этапе. Не случайно они написаны в 80-90-е гг. и несут на себе печать нашего времени», - пишет Р. Бикбаев [1, с. 35].

Следствием распада СССР явилось исчезновение единой идеологии, единых морально-этических ценностей. Это привело к утрате духовности и нравственной деградации общества. В литературе становится актуальной не только экология природы, но и «духовная» экология общества. В хаосе постперестроечного периода башкирские поэты, оставаясь верными своим призваниям, стремились указать верный путь народу, выполнять функцию своеобразного маяка и путеводителя. Башкирская поэзия все еще остается преданной своим многовековым традициям и заветам великого просветителя М. Акмуллы в отличие от русской литературы последних десятилетий, охарак еризованной авторами учебника «Современная русская литература» совершенно по-другому [17, с. 5]: «Клаустрофобия застоя обернулась в 1990-е годы все сметающей вседозволенностью, обратной стороной страха.

Учительная миссия литературы смыта этой волной». Не зря в башкирском языке близкие по звучанию слова эПэбиэт, эПэп, эПип являются однокоренными и переводятся на русский язык как «литература», «благовоспитанность, учтивость, почтительность», «писатель, литератор» [18, с. 811].

С древнейших времен литература выполняла воспитательную и поучительную функцию.

Тема поэта и поэзии, назначения творчества, призвания поэта является центральной темой поэзии всех времен. Она стала особенно актуальна в наше время, когда литература начала утрачивать свою роль в современном мире, когда остро встала проблема исчезновения духовной культуры и искусства. Вопросы о роли поэта в обществе, его отношения с народом, назначении поэзии всегда волновали поэтов, в т.ч. и башкирских: М. Гафури «Я и народ», «Я где?», Б. Бикбай «Моя слава», М. Карим «В дороге - ноги. В песне - думы», «Обещаний не давай», Р. Гарипов «Нет, не променяю я совесть на славу... » и т. д. Эта тема пронизывает и творчество современных поэтов, для которых судьба Родины и народа - их судьба. Стихотворение Р. Бикбаева «Когда Уфой мильоноглазой бродит ветер... » - пример решения в ином ключе традиционного романтического конфликта поэта-пророка и толпы в современной башкирской поэзии. Лирический герой данного стихотворения -Поэт, бродящий по улицам города [5]:

Опять уснуть не могут лишь поэты,

Опять не спят лишь уличные псы...

(Перевод А. Хусаинова) Он вовсе не пророк, а вполне реальный человек, сравнивающий себя с уличным псом. Поэту не дают покоя раздумья, вопросы, на которые он не может найти ответ. Строки «И у тебя вся жизнь полна сомнений? И у тебя раздвоены все дни?» характеризуют душевное состояние героя, ощущение его потерянности и одиночества. Он беспокоится за судьбу Родины, все его мысли полны тревогами и заботами о народе:

Из дома выгнали? Какая это мелочь!

Сегодня выгоняют из страны!

Ведь злые душегубы и бандиты Расправиться готовы над страной.

Когда в стране подобное творится,

Уснуть ли на перине пуховой?

В данном стихотворении категории времени и пространства приобретают более конкретный характер. В лирическом герое мы видим образ обыкновенного человека, который имеет конкретные черты. Несмотря на то, что между лирическим героем и остальными людьми есть некоторая преграда и недопонимание, в данном случае поэт все равно является носителем высоких народных истин и идей.

В современной башкирской поэзии бескомпромиссно осуждается утрата людьми своего нравственного достоинства, совести и гуманности. Для лирического героя первостепенными являются не

богатство и не высокое социальное положение в обществе, а нравственные и моральные качества, по-прежнему его идеалом остается духовно богатый, воспитанный, интеллектуально развитый человек. Примечателен в этом плане сравнительный анализ стихотворений Ш. Бабича и Ю. Ильясовой. Стихотворение «Для кого?» Ш. Бабича построено на диалоге лирического героя и луны. Лирический герой просит прощения у луны за свой проступок. В ответ он получает ее одобрение и призыв сеять народу свет и добро. Автор рифмует слово высоко -го поэтического стиля «нурланым» (осветил) со словом из просторечного, бытового «урланым» (украл). Этим создается резкая контрастность и противоположность, что помогает лучше увидеть чаяния лирического героя. В стихотворении второго автора лирический герой выступает в роли наблюдателя. Его удивляют жестокие нравы современного человека, способного без всякого угрызения совести не только украсть, но и спрятать луну у себя дома, а потом насмехаться над теми, кто остался ночью без света.

Начиная с 90-х гг. так называемая «рыночная экономика» проникла во все сферы жизни, что наложило свой отпечаток и на чисто человеческие отношения. В стихотворении Б. Искужина «Любовь спекулянта» осмеивается стремление героя получить прибыль с помощью низких денежных расчетов даже от личных отношений со своей возлюбленной. Стихотворение построено в форме диалога двух героев, в котором речь одного из них является, по сути, самообличающей. Герой, привыкший все оценивать материальными ценностями, хочет спекулировать и человеческими отношениями, превращая высокие чувства в предмет купли-продажи.

Лирический герой настоящего времени - это человек, по-прежнему тонко чувствующий дух времени, остро реагирующий на насущные проблемы современности, испытывающий ответственность за все, происходящее вокруг. Разница только в том, что противоречия современного мира лирический герой пропускает через себя и, прежде всего, стремится постичь суть всех событий через свою личность. Он чувствует себя ответственным не за то, что происходит со всем мирозданием в целом, а за небольшой круг окружающих его людей, круг своих близких. Это не какая-нибудь риторическая ответственность, которой была богата советская поэзия, а вполне конкретная, действительная, вызывающая доверие читателя. Как пишет М. Карим: «Это понятие не отвлеченное, не абстрактное, а конкретное, как конкретен, например, смысл таких строк Кайсына Кулиева: «Легко любить все человечество, соседа полюбить трудней»» [19]. Данная тенденция получает свое дальнейшее развитие и в современной башкирской поэзии. Например, в стихотворении Б. Искужина, оканчивающимся строками [20]: «Три дня сидит без куска хлеба, Твой старый одинокий сосед,

А тебе нет дела до него», критикуются те люди, которые пытаются проявить фальшивое беспокойство о народе и сочувствие человечеству.

Эту же тему продолжает стихотворение Т. Ка-рамышевой «Изменение», лирический герой которой чувствует себя частицей огромного мира. Он хорошо понимает, что изменить весь мир, исправить всех людей от пороков, грехов у него не получится. У лирического героя есть возможность измениться только самому и тем самым улучшить хотя бы малую часть огромного мира. Его поступок - не подстраивание под изменчивый мир и приспособление к нему или, еще хуже, эгоизм, а стремление изменить через себя окружающих людей.

В современной башкирской поэзии наряду с гражданской достойно представлена и философская лирика. Несмотря на расцвет публицистической лирики в 90-е гг., проблемы бытия, жизни и смерти, добра и зла, смысла жизни, как и на протяжении всей истории башкирской литературы, по-прежнему остаются одной из главенствующих тем в поэзии. Традиции философской лирики в башкирском поэтическом творчестве подробно были изучены Р. Бикбаевым [21], мы остановимся на современном этапе.

Испокон веков взгляды, мысли, чаяния людей, философия общества отражались в мифах, легендах, позже - в произведениях писателей и поэтов своей эпохи. В современной башкирской поэзии можно выделить две модели отношения лирического героя к миру. В первой лирический герой воспринимает мир, реальность, окружающую среду, природу гармонично. Он понимает язык природы, чувствует себя ее частью, сливается с ней воедино. Во второй модели отношений виден явный разрыв лирического героя с миром, человечеством, мирозданием. Лирического героя характеризуют такие качества, как одиночество, горечь утраты связи с миром, бессмысленность бытия.

Первый тип лирического героя - это продолжение гуманистических традиций башкирской поэзии от древних времен до наших дней, включая таких поэтов, как Р. Нигмати, М. Карим, Н. Наджми, Р. Гарипов и др. Это же направление, как основное, продолжают и современные башкирские поэты. Например, Р. Бикбаев [5]:

Я вечен.

В объятиях Земли

Я пройду сквозь Время, Пространство.

Меня можно оторвать от Земли,

Меня можно скинуть с Земли,

Но попробуй оторвать,

Попробуй скинуть С космоса.

С первых же строк ощущается широта, масштабность критериев мышления лирического героя. Он ставит человека наравне с понятиями Время, Пространство, Вечность. В данном стихотворении

лирический герой не потерянный, жалкий, одинокий человек в мире, он четко знает свое место в жизни. Здесь лирический герой сам - микрокосмос. Образы Времени и Пространства в произведении Р. Бикбаева - это способ выражения души и отражения мироощущения лирического героя.

В стихотворении «Пещера Шулген» К. Арал-баева лирический герой возвращается в священное место своих предков. Для него эта пещера не только девственный уголок природы, но и место воссоединения с прошлым, с духами предков. Он обретает здесь гармонию с жизнью природы, силу, мощь, свет души. Лирический герой тонко чувствует единство с природой, историей народа. Поэтому он находит здесь исцеление, счастье.

Стихотворения первого типа в современной башкирской поэзии представлены достаточно широко. Лирический герой первого типа существует в согласии с законами бытия, мироздания, воспринимает объективную действительность во всем многообразии. Он занимает активную жизненную позицию, находит понимание у окружающих, чувствует связь с народом. Природа для него - высший идеал, к гармонии с которой он всецело стремится, где гармонически разрешаются все мучительные противоречия бытия, и душа обретает причастность к вечности.

Лирическим героем второго типа мир воспринимается как хаос, арена борьбы противостоящих сил. Особенности такого лирического героя ясно видны, например, в стихотворении Т. Юсупова, где современный бездушный мир сравнивается с источником холода - холодильником. Здесь человек одинок и замерзает от холода и безразличия, не находит себе места для спасения. И на улице, и в его комнате та же атмосфера. Описанные в стихотворении звуки ветра, похожие на вой собак, усиливают это тягостное настроение. Огонь, пламя, обычно символизирующие тепло, жизнь, в данном стихотворении предстают как «пламя бурана», «костер бурана». Лирический герой воспринимает действительность как силы, несущие зло. Его вывод однозначен [6]:

Этот мир, наверное,

Большой холодильник...

Холод не является отражением объективной действительности, это лишь выражение комплекса ощущений, эмоций, впечатлений субъекта сознания, мироощущение лирического героя.

В другом стихотворении Р. Бикбаева лирический герой - это человек, потерянный в шумном городе. Он ощущает себя одиноким, беззащитным, у него нет друзей, единомышленников. Все беды, страдания, темные стороны жизни сфокусированы в образе города. Город в данном случае - это символ произвола, разрушительной силы, искусственной жизни, искусственных чувств, слов. Город угнетает лирического героя, медленно убивает его. Основу жизни, спасение он ищет в образе природы, в данном случае - в деревне. Лирический герой видит в

образе природы истинную жизнь, естественность, а в образе города - фальшь, искусственность.

В стихотворении Ф. Тугузбаевой мир разделен по-иному: это внешний и внутренний мир. Внутренний мир представлен в образе дома, домашнего очага, где лирический герой чувствует себя защищенным от внешнего, жестокого мира. Дом - это своеобразная крепость лирического героя, там он может скрыться, найти душевное спокойствие от суеты, развратности внешнего мира.

Вторая модель отношения лирического героя с миром возникла сравнительно недавно, на рубеже нового тысячелетия. Корни надо искать в изменении философских взглядов современного человека. Развал СССР, резкое изменение идеологии, политического режима в конце XX века повлияли на сознание, мышление, мировоззрение людей. Демократию, свободу мысли и слова многие восприняли как вседозволенность. Люди утратили свои идеалы, основы жизни, а новые не успели приобрести. Человек не был готов к катаклизмам истории. В условиях крушения прежних «коммунистических» идеалов он утратил свои ориентиры и потерялся во времени. В образе лирического героя (второго типа) мы видим заблуждения, духовные поиски людей, последствия событий 90-х гг.

Таким образом, лирический герой современной башкирской поэзии наряду с традиционными приобретает и новые черты. Резкое изменение всех норм общественной жизни, завершение советской цивилизации и процесс становления новой постсоветской России наложили своеобразный отпечаток на его мироощущение. Современный лирический герой стремится постичь суть событий, понять смысл современной жизни и бытия, ищет утерянные когда-то идеалы, находится в активном поиске ориентиров движения в будущее. У него в отличие от советского немного иной взгляд на такие понятия, как родной народ, родной язык, малая родина, семья. Лирический герой - это личность, пытающаяся осмыслить современность через прошлое, испытывающая не только гордость за свою исто-

рию и культуру, но и боль за невосполнимую утрату самобытности. Его, прежде всего, волнуют духовные устои современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикбаев Р. Тенденции развития современной башкирской поэзии // Вестник Академии наук РБ. 2002. Т. 7. №4. С. 32-37.

2. Карим М. Долгая дорога: Стихотворения. Уфа: Китап,

2004. 262 с.

3. Ямалетдинов М. Межа: Стихи, рубаи, поэмы-эпосы,

дастаны. Уфа: Китап, 2003. 256 с.

4. Каримов М. Стихи// Агидель. 2010. №1. С. 11-22.

5. Бикбаев Р. Полет одинокой птицы: Стихи, поэмы. Уфа: Китап, 2003. 296 с.

6. Юсупов Т. Избранные произведения. Т. 2. Стихи, поэмы. Уфа: Китап, 2007. 424 с.

7. Аралбай К. Голос таналыка: Поэмы. Стихи. Рубаи. Уфа: Китап, 2001. 384 с.

8. Ганиева Т. Агатовые купола: Стихи, поэмы. Уфа: Китап, 2001. 208 с.

9. Тугузбаева Ф. Даю тебе свое благословение: Стихи, поэмы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1994. 240 с.

10. Ильясова Ю. Возле счастья: Стихи, поэмы. Уфа: Китап,

2005. 304 с.

11. Туляков Р. Тысяча и вторая ночь: Стихи, поэмы. Уфа: Китап, 2007. 336 с.

12. Янбердина З. Звон подковы: Стихи Уфа: Китап, 2005. 288 с.

13. Водопад: Сборник стихов / Сост. Р. Кул-Давлет. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1993. 320 с.

14. Юлдашев Х. Колючая звезда: Стихи. Уфа: Китап, 2007. 280 с.

15. Утябаев А., Туляков Р. Читая письма Буранбая. Уфа: Китап, 2002. 256 с.

16. Слова егета: Сборник стихов / Сост. Ф. Исхакова. Уфа: Китап, 1997. 320 с.

17. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) / С. И. Тимина, В. Е. Васильев и др. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. 352 с.

18. Башкирско-русский словарь: 32000 слов/ Российская академия наук, Уфимский научный центр, Академия наук Республики Башкортостан; Под ред. З. Г. Ураксина. М.: Дигора, Рус. яз., 1996. 884 с.

19. Карим М. Притча о трех братьях. М.: Современник, 1988. 367 с.

20. Искужин Б. Чайка: Стихи, интермедии, скетчи, драмы. Уфа: Китап, 2008. 192 с.

21. Бикбаев Р. Философская лирика в современной башкирской поэзии// Проблемы жанров в башкирской литературе. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973. 332 с.

Поступила в редакцию 12.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.