УДК 821.512.141.09
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ
© В. Б. Сагадиев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: + 7 (347) 273 82 72.
E-mail: vadim-sagadiev@yandex. ru
В статье, на материале современных башкирских поэтов Р. Бикбаева, И. Киньябулатова, К Аралбая, А. Игебаева, Т. Ганиевой, Р. Шаммаса, Р. Шагалиева, Т. Карамышевой, А. Тагировой, А. Утябая, Г. Ишкинина рассматриваются основные тенденции развития современной башкирской поэзии.
Ключевые слова: башкирская поэзия, философская лирика, эволюция жанров, эволюция форм, сонет, верлибр, кубаир, рубаи.
Обращение к теме тенденций развития современной башкирской поэзии продиктовано задачами, стоящими перед башкирским литературоведением. Изучение сегодняшнего литературного процесса является важнейшей проблемой литературоведения в целом. В конце ХХ века башкирская поэзия переживает период бурного развития, объясняемый особенностями самой эпохи и литературного процесса. На данном этапе в изобразительной системе поэзии видим отражение нового образного мышления, сочетающегося с переосмыслением средств выражения устного народного творчества башкирского народа. Таким образом, башкирская поэзия начиная 1980 года и до наших дней многообразна и интересна обновленным «возвращением» к вековым традициям фольклора в области формы и содержания, обращением к жанровой системе мировой литературы, отражением современного уклада жизни.
В башкирской литературе изучению национальной поэзии посвящены исследования: Г. Б. Хусаинова «Поэтика башкирской литературы. Часть первая. Теоретическая поэтика», «Время и поэзия», Р. Т. Бикбаева «Поэтическая летопись времени», «Эволюция современной башкирской поэзии», Б. С. Баимова «Творцы. Творческие портреты: очерки, статьи», Р. Ф. Азнагулов «Разноцветный бисер. Творческие портреты», А. Х. Хабиров «В стране поэзии. Литературнокритические статьи» и др.
Например, поэт и ученый Р. Т. Бикбаев в своем труде пишет, что «тенденции развития современной башкирской поэзии можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, связь поэзии с жизнью, гражданственность поэта, его творческая позиция, горизонты поэзии, новое отношение к творческому наследию, сегодняшние задачи, завтрашние цели и т.д. С другой стороны, явления, происходящие на основе перечисленных выше изменений, т.е. универсальная для всех времен и своеобразная для каждого времени поэтическая образность, развитие новых структур на основе традиций, жанрово-стилевая эволюция, изменения в форме, в поэтическом языке и т.д. Т акое деление, несомненно, во многом условное. Оба положения соединяет причинно-следственная связь. Только системный подход дает возможность полно и последовательно раскрыть тенденции современного поэтического развития» [1].
Современная башкирская поэзия повернулась лицом к полифонии человеческих чувств, к полноте и многообразию в изображении духовной жизни, и эта давно назревшая тенденция получила отчетливое отражение в творчестве поэтов. Нельзя сказать, что поэзия полностью освободилось от риторики, однако в
стихах и поэмах душевная мелодия победила шум, главной тенденцией стало стремление к образному осмыслению жизни.
Таким образом, выделим основные тенденции, присущие современной башкирской поэзии.
1. Стремление к глубине образных философских размышлений - это одно из главных направлений, определяющих тенденции сегодняшнего поэтического развития. В современной башкирской поэзии созданы высокие образцы философской лирики и многогранность категории времени предстает в трех его измерениях как диалектическая связь прошлого, настоящего и будущего. Такова миссия поэзии, ее высокое призвание. Современная поэзия, исследуя судьбы и явления, проникает в глубинные пласты прошлого и настоящего. Главную задачу поэты видят в том, чтобы поделиться с современниками своими мыслями о сущности бытия, о вечных нравственных ценностях. Анализ путей развития поэзии в прошлом и на современном этапе убеждает нас в том, что концепция человека в философской лирике исходит прежде всего из единства личности и народа. Все это четко прослеживается в творчестве современных поэтов Р. Бикбаева [2], И.Киньябулатова [3], К. Аралбая [4], Т. Ганиевой [5], Т. Карамышевой [6], Р. Шаммаса [7] и т.д. Приведем пример из стихотворения И. Киньябулатова, в котором представлены размышления о ценности времени [3]:
Мало суетной жизни чаша.
Отпил - и вот уж видишь дно.
И чем короче время наше,
Тем больше ценится оно.
2. Тенденции развития современной башкирской поэзии находят своеобразное отражение в эволюции жанров и форм. Границы современных поэтических жанровых форм очень трудно четко определить. Смываются старые жанровые ограничения, рождаются подвижные, свободные формы. Поэты в своем творчестве сочетают древние и новые традиции, многообразие форм и интонационных средств. Жанр рубаи на протяжении многих веков смог сохранить каноническую форму, лирический настрой, философскую направленность. Например, к формам рубаи обращается К. Аралбай. В книге «Голос Таналыка» включено 119 рубаи поэта [4].
Куп зиннэттэр табырга тип йугердем,
Ьуц тыуганга, Ьуц торганга укендем.
Куп табырга емет баглап, аштсынып,
Эллэ купме гэуЬэрдэрем тугелде...
332
раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Также у Р. Шагалиева в сборнике «Годы и дороги» включены рубаи и мунажаты. Приведем пример из мунажата [8]:
Эй, башкортом, уян инде, ас куденде,
Талайдар, мецгэ булэлэр бит илецде.
Кем ни эшлэй икэн, тип, юрган артынан ТСарап ятыу замандары уткэн инде.
Р. Н. Баимов, исследуя принцип историзма в литературе, заключает, что «. любая литература должна иметь что-то свое, национальное, устоявшееся. Именно поэтому она проходит, если так можно выразиться, стадию внутринационального взаимодействия, выражающуюся в усиленном накоплении, переосмыслении всего имеющегося национального эстетического опыта, в развитии литературных традиций, возможностей родного языка» [9, С. 105]. Башкирские поэты в поисках новых жанров и форм, которые адекватно выражали бы национально-поэтическое мировидение, обращаются к своим корням, истокам.
Классические традиции получили своеобразное развитие в творчестве Р. Бикбаева [2] , И. Киньябула-това [3], С. Алибаева [10], А. Тагировой [11], Р. Хиса-метдиновой [12], Т. Ганиевой [5], Р. Шаммаса [7], Т. Карамышевой [6] и др. Эти поэты избегают ломки классических стихотворных форм, больше внимания обращают на мелодику стиха, стремятся к лаконичности кубаира, краткости формы и емкости содержания пословицы. Строфа кубаира, сохранив свои качественные структурные характеристики, расширяет свои тематические горизонты, При этом синтезирует публицистическую и лирико-философскую направленность. Например, дастан «Открытые тайны» Т. Карамышевой звучит так [6]:
Курерме элецге кешелек 0р - яцы йылгалар акканды?
Быгаса булмаган куктэрдэ Быгаса осмаган коштарды?
3. В современном поэтическом процессе можно наблюдать тенденции, объединяющие поэтов различных стилевых направлений: развитие приемов фольклора, восточной поэзии, классических традиций, свободное экспериментирование в области формы. Венки сонетов А. Тагировой «Гульбахар», «Мария», «Тропинка матери» явились значительным опытом в этом направлении. Сонеты «Аиде», «Разъяренное море», «Волшебство любви» поэтесса строит согласно общепринятым канонам.
Сонеты «Наш праздник», «Испытание», «Проданное счастье», «Я - жемчужина в ракушке», «Казино», «Одинокий журавль» построен на примере Шекспира. «Хрустальный мост» построен в шекспировском варианте по схеме 4+4+4+2, только порядок рифмовки не как у поэта (а-б-а-б, с-д-с-д, е-в-е-в, к-к), первый катрен а-б-в-б, второй в форме г-д-ж-д, а терцетов нет.
Ердэге иц бейек китап - изге ТСерьэн,
Уга йэнэш инжип, тэурат - тэрэн емет Шигриэттэ ошо бейеклеккэ якын Ике шигри тубэ - гэзэл менэн сонет.
А заканчивают стихотворение такие строки [11]:
Гэзэл - сонет шигриэттэ - гэлсэр купер, Талантлылар, канатлылар унан утэр.
Автор обращается и к более сложной форме - венок сонетов, требующий исключительного поэтического мастерства. «В нас кипит кровь Салавата», «Хлеб - солнце земли», «Мария», «Нет границ у любви», «Материнская тропа» являются образцами, полностью отвечающими требованиям архитектонической формы, состоящей из 15 сонетов.
4. В последние годы традиции восточной поэзии вновь возрождаются. Усиливается тенденция возрождения традиций школы сэсэнов, проходят айтышы, все сильнее звучит голос кубаира. Например, Розалия Со-лтангареева в сборнике «Песнь народного духа - куба-ир», А. Игебаев в стихотворениях «У них нет совести», «Называя родину кого нет?», «Я дитя природы», «Прекрасный пол», К. Аралбай «Акмулла», «На сцене времени» обращаются к жанру кубаир. Приведем пример из кубаира К. Аралбая «Акмулла» [4]:
Ай Акмулла, Акмулла,
Миэс буйла, Сен буйла,
Ак кендэргэ еметлэнгэн Халкыц ядмышын уйла!..
Халкыц ядмышын уйла!..
У А. Игебаева в кубаири «У них нет совести» последние две строфы «Тырнак осо тиклем дэ Юк улардыц иманы!»повторяются в семи разделах [13].
ТСобараЪы койолоп,
Изгелекте белмэгэн,
Дур - ишенэ артыртын ТСуш йодрогон тейнэгэн,
Уд гумерендэ Ьис касан Эш камыты кеймэгэн,
Урал, хэрэм юл менэн Ецел табыш эдлэгэн Одон куллы бэндэлэр Барып бара донъяны, -Ана шулар бит инде,
Бед куд йомган арала,
Элэктерэ калъяны!
Тырнак осо тиклем дэ Юк улардыц иманы!
5. Эксперименты в области формы (в форме белого стиха Ш. Анак «Неожиданные встречи», «Каменные знаки», Сасания «Цель», в области фигурного стиха А. Утябай «Кинжал», «Юрты», верлибр можно встретить у Г. Ишкинина «В городе осень», «Сиротство», З. Зин-натуллин) не переросли в тенденцию, но продолжают свое развитие. А стихотворение А. Утябая «Кинжал» уникален и интересен тем, что строфы расположены в форме кинжала [14]:
Енэйэт ярала ЯЬил арала кадала алла се у
Здесь автор пунктуационных знаков не использует, только в конце стихотворения ставит вопросительный знак, и это своего рода композиционный прием.
Возрождению жанра верлибра способствовал поэт Г. Ишкинин. Его верлибры в первую очередь привлекают внимание удачными названиями. Они исполняют роль ключа к верлибру. Стихотворения «Сиротство», «Между нами. », «Наверное», «Осень в городе» построены на иносказании, утаивании мысли [15]:
Купме генэ таш бэрЬэм дэ ватылманы Мине усеклэгэн шикелле.
6. В современной башкирской поэзии наблюдается тенденция роста числа поэтов-женщин. Если в 20-е годы ХХ века первой башкирской женщиной писательницей была Х. Давлетшина, то поэтом можно назвать З. Биишеву. Женщин в творчестве в то время было мало, а в последнее время башкирские женщины-поэты активно работают в различных жанрах, и в печати появляются новые имена, молодые поэтессы, чье творчество, несомненно, отличается своеобразным стилем. Среди таких поэтесс можно назвать Л. Сакмар [16], Г. Хальфетдинову [17], Г. Ку-туеву [18], А. Басырову [19], А. Гарифуллину [20], Р. Шамсединову [20] и др.
Например, стихотворение Л. Сакмар «Любовь» охватывает раздумья о любви, переживания поэтессы [16]:
Мехэббэт бер генэ, сер генэ,
Тешенеп беткеЬед серенэ,
Мехэбэт Ьейлэшэ, ахыры,
Тик утлы караштар аркылы...
Современная башкирская поэзия, впитав в себя достижения мировой классики, не только продолжает учиться у нее, она по-своему анализирует, оценивает, по-новому интерпретирует традиционные сюжеты и образы. Башкирская поэзия живет заботами своего народа, раздумьями о судьбе страны. В последние годы усиливается стремление к образным философским обобщениям. Поэты находятся в гуще общественного, национального, политического движения за новый суверенный Башкортостан.
Емкость и глубина поэтического слова, попытка осмыслить современность через прошлый исторический опыт, раздумья о проблемах общечеловеческого масштаба, о вечных категориях и понятиях, стремление к правде и поэтическому совершенству - все это отличительные черты поэзии последних лет. Творчество многих поэтов и эволюция поэтических поколений позволяют сделать подобный вывод.
В заключение хочется отметить, что башкирская поэзия еще не полностью исследована и по данной тематике очень мало научных работ. В периодической печати и в работах отдельных ученых дается не полный анализ современной поэзии. И поэтому изучение тенденций, особенностей развития башкирской поэзии
очень актуально. В нашей работе на материале башкирских поэтов дается анализ современной башкирской поэзии, выявляются ее основные тенденции. Например, в современном поэтическом процессе можно наблюдать тенденции, объединяющие поэтов различных стилевых направлений, развитие приемов фольклора, восточной поэзии (кубаир, рубаи, мунажат); классических традиций, свободное экспериментирование в области формы (сонет, верлибр), стремление к глубине образных философских размышлений.
Поэты Р. Бикбаев, И. Киньябулатов, К. Аралбай, А. Игебаев, Т. Ганиева, Р. Шаммас, Р. Шагалиев, Т. Карамышева, А. Тагирова, А. Утябай, Г. Ишкинин и др. в своих поэтических произведениях поднимают актуальные вопросы, связанные с судьбой народа, все острее представляется национальная проблематика, проблема языка, экологии и т. д.
Таким образом, современная башкирская поэзия расширяет свой идейно-тематический диапазон, постоянно обогащается новыми мотивами и образами, жанровыми и стилевыми средствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бикбаев Р. Т. Тенденции развития современной башкирской поэзии// Вестник Академии наук РБ. 2002. Т. 7. №4. С. 32-37.
2. Бикбаев Р. Т. Яцгыд коштоц осоп барганы. Шигырдар Ьэм поэмалар. 0фе: Китап, 2003. -296 бит.
3. Кинйэбулатов И. Л. Аргымакта. Шигырдар, поэмалар. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1998. -448 бит.
4. Аралбай ТС. А. Таналык тауышы. Поэмалар, шигырдар, ро-багидар. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 2001. -384 бит.
5. Гэниева Т. Э. Акык кембэддэр. Шигырдар, поэмалар. 0фе: Китап, 2001. -208 бит.
6. ТСарамышева Т. Ф. Куцелем догалары. Поэмалар, шигырдар. 0фе: Китап, 1998. -272 бит.
7. Шаммасов Р. С. Кеше тидэр Ьинец затьтды. 0фе: Китап, 2005. -240 бит.
8. Шагалиев Р. Йылдарым Ьэм юлдарым. Шигырдар. 0фе: Китап, 2005. -112 бит.
9. Баимов Р. Н. Шаг в зрелость. Уфа: Баш. книжн. изд-во, 1975. С. 105.
10. Элибай С. Ьандугаслы яддарым. Шигырдар, йырдар, поэмалар. 0фе: Китап, 2006. -352 бит.
11. ТаЪирова Э. ИыЬан геле. Сонеттар, шигырдар, тэржемэлэр. 0фе: Китап, 2001. -296 бит.
12. Хисаметдинова Р. Ьандугас гумере: Шигырдар. 0фе: Китап, 2001. -192 бит.
13. Игебаев А. Х. Ядмыш юлкайдары урау - урау. Эдэби порт-реттар, хэтирэлэр, багышлаудар. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 2002. -256 бит.
14. ТСарамышева Т. // Агидел. 2003. №5. Б. 107-114.
15. Ишкинин Г. // Шоцкар: Башкортостан йэштэренец ижтмаги -сэйэси, эдэби, нэфис журн. 0фе. 2006. №1. Б. 9.
16. Ьакмар Л. Эстафета: Шигырдар, поэма. 0фе: Китап, 2006. -176 бит.
17. Хэлфетдинова Г. Н. ТСыщыраулы гына яланда.. .Шигырдар. 0фе: Китап, 2005. -128 бит.
18. ТСотоева Г. М. Куцел томбойого. Шигырдар, поэмалар. 0фе: Китап, 2006. -168 бит.
19. Басирова А. Агыла моц: Шигырдар. 0фе: Китап, 2006. -64 бит.
20. Кемещ йедек: шигырдар йыйнтыгы (Тедеу - туплау - Г. Гиззэ-туллина). 0фе: Китап, 1997. -320 бит.
Поступила в редакцию 01.03.2008 г. После доработки —12.05.2008 г.