Научная статья на тему 'Тенденции развития современной башкирской поэзии'

Тенденции развития современной башкирской поэзии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
599
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ПОЭЗИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА / ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ / ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ / СОНЕТ / ВЕРЛИБР / КУБАИР / РУБАИ / POETRY / PHILOSOPHICAL LYRICS / EVOLUTION OF GENRES AND FORMS / SONNET / BLANK VERSE / KUBAIR / RUBAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сагадиев В. Б.

В статье, на материале современных башкирских поэтов Р. Бикбаева, И. Киньябулатова, К. Аралбая, А. Игебаева, Т. Ганиевой, Р. Шаммаса, Р. Шагалиева, Т. Карамышевой, А. Тагировой, А. Утябая, Г. Ишкинина рассматриваются основные тенденции развития современной башкирской поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE MODERN BASHKIR POETRY

The peculiarities of the development of the modern Bashkir poetry are discussed in the article. The analysis of its main branches is presented.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития современной башкирской поэзии»

УДК 821.512.141.09

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ

© В. Б. Сагадиев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: + 7 (347) 273 82 72.

E-mail: vadim-sagadiev@yandex. ru

В статье, на материале современных башкирских поэтов Р. Бикбаева, И. Киньябулатова, К Аралбая, А. Игебаева, Т. Ганиевой, Р. Шаммаса, Р. Шагалиева, Т. Карамышевой, А. Тагировой, А. Утябая, Г. Ишкинина рассматриваются основные тенденции развития современной башкирской поэзии.

Ключевые слова: башкирская поэзия, философская лирика, эволюция жанров, эволюция форм, сонет, верлибр, кубаир, рубаи.

Обращение к теме тенденций развития современной башкирской поэзии продиктовано задачами, стоящими перед башкирским литературоведением. Изучение сегодняшнего литературного процесса является важнейшей проблемой литературоведения в целом. В конце ХХ века башкирская поэзия переживает период бурного развития, объясняемый особенностями самой эпохи и литературного процесса. На данном этапе в изобразительной системе поэзии видим отражение нового образного мышления, сочетающегося с переосмыслением средств выражения устного народного творчества башкирского народа. Таким образом, башкирская поэзия начиная 1980 года и до наших дней многообразна и интересна обновленным «возвращением» к вековым традициям фольклора в области формы и содержания, обращением к жанровой системе мировой литературы, отражением современного уклада жизни.

В башкирской литературе изучению национальной поэзии посвящены исследования: Г. Б. Хусаинова «Поэтика башкирской литературы. Часть первая. Теоретическая поэтика», «Время и поэзия», Р. Т. Бикбаева «Поэтическая летопись времени», «Эволюция современной башкирской поэзии», Б. С. Баимова «Творцы. Творческие портреты: очерки, статьи», Р. Ф. Азнагулов «Разноцветный бисер. Творческие портреты», А. Х. Хабиров «В стране поэзии. Литературнокритические статьи» и др.

Например, поэт и ученый Р. Т. Бикбаев в своем труде пишет, что «тенденции развития современной башкирской поэзии можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, связь поэзии с жизнью, гражданственность поэта, его творческая позиция, горизонты поэзии, новое отношение к творческому наследию, сегодняшние задачи, завтрашние цели и т.д. С другой стороны, явления, происходящие на основе перечисленных выше изменений, т.е. универсальная для всех времен и своеобразная для каждого времени поэтическая образность, развитие новых структур на основе традиций, жанрово-стилевая эволюция, изменения в форме, в поэтическом языке и т.д. Т акое деление, несомненно, во многом условное. Оба положения соединяет причинно-следственная связь. Только системный подход дает возможность полно и последовательно раскрыть тенденции современного поэтического развития» [1].

Современная башкирская поэзия повернулась лицом к полифонии человеческих чувств, к полноте и многообразию в изображении духовной жизни, и эта давно назревшая тенденция получила отчетливое отражение в творчестве поэтов. Нельзя сказать, что поэзия полностью освободилось от риторики, однако в

стихах и поэмах душевная мелодия победила шум, главной тенденцией стало стремление к образному осмыслению жизни.

Таким образом, выделим основные тенденции, присущие современной башкирской поэзии.

1. Стремление к глубине образных философских размышлений - это одно из главных направлений, определяющих тенденции сегодняшнего поэтического развития. В современной башкирской поэзии созданы высокие образцы философской лирики и многогранность категории времени предстает в трех его измерениях как диалектическая связь прошлого, настоящего и будущего. Такова миссия поэзии, ее высокое призвание. Современная поэзия, исследуя судьбы и явления, проникает в глубинные пласты прошлого и настоящего. Главную задачу поэты видят в том, чтобы поделиться с современниками своими мыслями о сущности бытия, о вечных нравственных ценностях. Анализ путей развития поэзии в прошлом и на современном этапе убеждает нас в том, что концепция человека в философской лирике исходит прежде всего из единства личности и народа. Все это четко прослеживается в творчестве современных поэтов Р. Бикбаева [2], И.Киньябулатова [3], К. Аралбая [4], Т. Ганиевой [5], Т. Карамышевой [6], Р. Шаммаса [7] и т.д. Приведем пример из стихотворения И. Киньябулатова, в котором представлены размышления о ценности времени [3]:

Мало суетной жизни чаша.

Отпил - и вот уж видишь дно.

И чем короче время наше,

Тем больше ценится оно.

2. Тенденции развития современной башкирской поэзии находят своеобразное отражение в эволюции жанров и форм. Границы современных поэтических жанровых форм очень трудно четко определить. Смываются старые жанровые ограничения, рождаются подвижные, свободные формы. Поэты в своем творчестве сочетают древние и новые традиции, многообразие форм и интонационных средств. Жанр рубаи на протяжении многих веков смог сохранить каноническую форму, лирический настрой, философскую направленность. Например, к формам рубаи обращается К. Аралбай. В книге «Голос Таналыка» включено 119 рубаи поэта [4].

Куп зиннэттэр табырга тип йугердем,

Ьуц тыуганга, Ьуц торганга укендем.

Куп табырга емет баглап, аштсынып,

Эллэ купме гэуЬэрдэрем тугелде...

332

раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Также у Р. Шагалиева в сборнике «Годы и дороги» включены рубаи и мунажаты. Приведем пример из мунажата [8]:

Эй, башкортом, уян инде, ас куденде,

Талайдар, мецгэ булэлэр бит илецде.

Кем ни эшлэй икэн, тип, юрган артынан ТСарап ятыу замандары уткэн инде.

Р. Н. Баимов, исследуя принцип историзма в литературе, заключает, что «. любая литература должна иметь что-то свое, национальное, устоявшееся. Именно поэтому она проходит, если так можно выразиться, стадию внутринационального взаимодействия, выражающуюся в усиленном накоплении, переосмыслении всего имеющегося национального эстетического опыта, в развитии литературных традиций, возможностей родного языка» [9, С. 105]. Башкирские поэты в поисках новых жанров и форм, которые адекватно выражали бы национально-поэтическое мировидение, обращаются к своим корням, истокам.

Классические традиции получили своеобразное развитие в творчестве Р. Бикбаева [2] , И. Киньябула-това [3], С. Алибаева [10], А. Тагировой [11], Р. Хиса-метдиновой [12], Т. Ганиевой [5], Р. Шаммаса [7], Т. Карамышевой [6] и др. Эти поэты избегают ломки классических стихотворных форм, больше внимания обращают на мелодику стиха, стремятся к лаконичности кубаира, краткости формы и емкости содержания пословицы. Строфа кубаира, сохранив свои качественные структурные характеристики, расширяет свои тематические горизонты, При этом синтезирует публицистическую и лирико-философскую направленность. Например, дастан «Открытые тайны» Т. Карамышевой звучит так [6]:

Курерме элецге кешелек 0р - яцы йылгалар акканды?

Быгаса булмаган куктэрдэ Быгаса осмаган коштарды?

3. В современном поэтическом процессе можно наблюдать тенденции, объединяющие поэтов различных стилевых направлений: развитие приемов фольклора, восточной поэзии, классических традиций, свободное экспериментирование в области формы. Венки сонетов А. Тагировой «Гульбахар», «Мария», «Тропинка матери» явились значительным опытом в этом направлении. Сонеты «Аиде», «Разъяренное море», «Волшебство любви» поэтесса строит согласно общепринятым канонам.

Сонеты «Наш праздник», «Испытание», «Проданное счастье», «Я - жемчужина в ракушке», «Казино», «Одинокий журавль» построен на примере Шекспира. «Хрустальный мост» построен в шекспировском варианте по схеме 4+4+4+2, только порядок рифмовки не как у поэта (а-б-а-б, с-д-с-д, е-в-е-в, к-к), первый катрен а-б-в-б, второй в форме г-д-ж-д, а терцетов нет.

Ердэге иц бейек китап - изге ТСерьэн,

Уга йэнэш инжип, тэурат - тэрэн емет Шигриэттэ ошо бейеклеккэ якын Ике шигри тубэ - гэзэл менэн сонет.

А заканчивают стихотворение такие строки [11]:

Гэзэл - сонет шигриэттэ - гэлсэр купер, Талантлылар, канатлылар унан утэр.

Автор обращается и к более сложной форме - венок сонетов, требующий исключительного поэтического мастерства. «В нас кипит кровь Салавата», «Хлеб - солнце земли», «Мария», «Нет границ у любви», «Материнская тропа» являются образцами, полностью отвечающими требованиям архитектонической формы, состоящей из 15 сонетов.

4. В последние годы традиции восточной поэзии вновь возрождаются. Усиливается тенденция возрождения традиций школы сэсэнов, проходят айтышы, все сильнее звучит голос кубаира. Например, Розалия Со-лтангареева в сборнике «Песнь народного духа - куба-ир», А. Игебаев в стихотворениях «У них нет совести», «Называя родину кого нет?», «Я дитя природы», «Прекрасный пол», К. Аралбай «Акмулла», «На сцене времени» обращаются к жанру кубаир. Приведем пример из кубаира К. Аралбая «Акмулла» [4]:

Ай Акмулла, Акмулла,

Миэс буйла, Сен буйла,

Ак кендэргэ еметлэнгэн Халкыц ядмышын уйла!..

Халкыц ядмышын уйла!..

У А. Игебаева в кубаири «У них нет совести» последние две строфы «Тырнак осо тиклем дэ Юк улардыц иманы!»повторяются в семи разделах [13].

ТСобараЪы койолоп,

Изгелекте белмэгэн,

Дур - ишенэ артыртын ТСуш йодрогон тейнэгэн,

Уд гумерендэ Ьис касан Эш камыты кеймэгэн,

Урал, хэрэм юл менэн Ецел табыш эдлэгэн Одон куллы бэндэлэр Барып бара донъяны, -Ана шулар бит инде,

Бед куд йомган арала,

Элэктерэ калъяны!

Тырнак осо тиклем дэ Юк улардыц иманы!

5. Эксперименты в области формы (в форме белого стиха Ш. Анак «Неожиданные встречи», «Каменные знаки», Сасания «Цель», в области фигурного стиха А. Утябай «Кинжал», «Юрты», верлибр можно встретить у Г. Ишкинина «В городе осень», «Сиротство», З. Зин-натуллин) не переросли в тенденцию, но продолжают свое развитие. А стихотворение А. Утябая «Кинжал» уникален и интересен тем, что строфы расположены в форме кинжала [14]:

Енэйэт ярала ЯЬил арала кадала алла се у

Здесь автор пунктуационных знаков не использует, только в конце стихотворения ставит вопросительный знак, и это своего рода композиционный прием.

Возрождению жанра верлибра способствовал поэт Г. Ишкинин. Его верлибры в первую очередь привлекают внимание удачными названиями. Они исполняют роль ключа к верлибру. Стихотворения «Сиротство», «Между нами. », «Наверное», «Осень в городе» построены на иносказании, утаивании мысли [15]:

Купме генэ таш бэрЬэм дэ ватылманы Мине усеклэгэн шикелле.

6. В современной башкирской поэзии наблюдается тенденция роста числа поэтов-женщин. Если в 20-е годы ХХ века первой башкирской женщиной писательницей была Х. Давлетшина, то поэтом можно назвать З. Биишеву. Женщин в творчестве в то время было мало, а в последнее время башкирские женщины-поэты активно работают в различных жанрах, и в печати появляются новые имена, молодые поэтессы, чье творчество, несомненно, отличается своеобразным стилем. Среди таких поэтесс можно назвать Л. Сакмар [16], Г. Хальфетдинову [17], Г. Ку-туеву [18], А. Басырову [19], А. Гарифуллину [20], Р. Шамсединову [20] и др.

Например, стихотворение Л. Сакмар «Любовь» охватывает раздумья о любви, переживания поэтессы [16]:

Мехэббэт бер генэ, сер генэ,

Тешенеп беткеЬед серенэ,

Мехэбэт Ьейлэшэ, ахыры,

Тик утлы караштар аркылы...

Современная башкирская поэзия, впитав в себя достижения мировой классики, не только продолжает учиться у нее, она по-своему анализирует, оценивает, по-новому интерпретирует традиционные сюжеты и образы. Башкирская поэзия живет заботами своего народа, раздумьями о судьбе страны. В последние годы усиливается стремление к образным философским обобщениям. Поэты находятся в гуще общественного, национального, политического движения за новый суверенный Башкортостан.

Емкость и глубина поэтического слова, попытка осмыслить современность через прошлый исторический опыт, раздумья о проблемах общечеловеческого масштаба, о вечных категориях и понятиях, стремление к правде и поэтическому совершенству - все это отличительные черты поэзии последних лет. Творчество многих поэтов и эволюция поэтических поколений позволяют сделать подобный вывод.

В заключение хочется отметить, что башкирская поэзия еще не полностью исследована и по данной тематике очень мало научных работ. В периодической печати и в работах отдельных ученых дается не полный анализ современной поэзии. И поэтому изучение тенденций, особенностей развития башкирской поэзии

очень актуально. В нашей работе на материале башкирских поэтов дается анализ современной башкирской поэзии, выявляются ее основные тенденции. Например, в современном поэтическом процессе можно наблюдать тенденции, объединяющие поэтов различных стилевых направлений, развитие приемов фольклора, восточной поэзии (кубаир, рубаи, мунажат); классических традиций, свободное экспериментирование в области формы (сонет, верлибр), стремление к глубине образных философских размышлений.

Поэты Р. Бикбаев, И. Киньябулатов, К. Аралбай, А. Игебаев, Т. Ганиева, Р. Шаммас, Р. Шагалиев, Т. Карамышева, А. Тагирова, А. Утябай, Г. Ишкинин и др. в своих поэтических произведениях поднимают актуальные вопросы, связанные с судьбой народа, все острее представляется национальная проблематика, проблема языка, экологии и т. д.

Таким образом, современная башкирская поэзия расширяет свой идейно-тематический диапазон, постоянно обогащается новыми мотивами и образами, жанровыми и стилевыми средствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикбаев Р. Т. Тенденции развития современной башкирской поэзии// Вестник Академии наук РБ. 2002. Т. 7. №4. С. 32-37.

2. Бикбаев Р. Т. Яцгыд коштоц осоп барганы. Шигырдар Ьэм поэмалар. 0фе: Китап, 2003. -296 бит.

3. Кинйэбулатов И. Л. Аргымакта. Шигырдар, поэмалар. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1998. -448 бит.

4. Аралбай ТС. А. Таналык тауышы. Поэмалар, шигырдар, ро-багидар. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 2001. -384 бит.

5. Гэниева Т. Э. Акык кембэддэр. Шигырдар, поэмалар. 0фе: Китап, 2001. -208 бит.

6. ТСарамышева Т. Ф. Куцелем догалары. Поэмалар, шигырдар. 0фе: Китап, 1998. -272 бит.

7. Шаммасов Р. С. Кеше тидэр Ьинец затьтды. 0фе: Китап, 2005. -240 бит.

8. Шагалиев Р. Йылдарым Ьэм юлдарым. Шигырдар. 0фе: Китап, 2005. -112 бит.

9. Баимов Р. Н. Шаг в зрелость. Уфа: Баш. книжн. изд-во, 1975. С. 105.

10. Элибай С. Ьандугаслы яддарым. Шигырдар, йырдар, поэмалар. 0фе: Китап, 2006. -352 бит.

11. ТаЪирова Э. ИыЬан геле. Сонеттар, шигырдар, тэржемэлэр. 0фе: Китап, 2001. -296 бит.

12. Хисаметдинова Р. Ьандугас гумере: Шигырдар. 0фе: Китап, 2001. -192 бит.

13. Игебаев А. Х. Ядмыш юлкайдары урау - урау. Эдэби порт-реттар, хэтирэлэр, багышлаудар. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 2002. -256 бит.

14. ТСарамышева Т. // Агидел. 2003. №5. Б. 107-114.

15. Ишкинин Г. // Шоцкар: Башкортостан йэштэренец ижтмаги -сэйэси, эдэби, нэфис журн. 0фе. 2006. №1. Б. 9.

16. Ьакмар Л. Эстафета: Шигырдар, поэма. 0фе: Китап, 2006. -176 бит.

17. Хэлфетдинова Г. Н. ТСыщыраулы гына яланда.. .Шигырдар. 0фе: Китап, 2005. -128 бит.

18. ТСотоева Г. М. Куцел томбойого. Шигырдар, поэмалар. 0фе: Китап, 2006. -168 бит.

19. Басирова А. Агыла моц: Шигырдар. 0фе: Китап, 2006. -64 бит.

20. Кемещ йедек: шигырдар йыйнтыгы (Тедеу - туплау - Г. Гиззэ-туллина). 0фе: Китап, 1997. -320 бит.

Поступила в редакцию 01.03.2008 г. После доработки —12.05.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.