РД. Мустафина УДК 821. 512.141.09
КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА
Аннотация
Изменение социально-исторических условий конца XX и начала XXI века привело к пересмотру и в башкирском литературоведении многих положений, на основе которых оценивались и изучались литературные произведения, написанные в советский период, иными стали и представления о характере развития литературы этих лет. Претерпела существенные изменения позиция литературоведов по отношению к «отрицательному образу», односторонне рассмотренному литературному типу. В данной статье ставится цель раскрыть отражение в концепции героя противоречий действительности тридцатых годов XX века с новых (современных) взглядов на литературу этого периода. Также основной задачей данного исследования является изучение аспектов отражения в характерах героев особенностей эпохи, мастерства писателей в воплощении в литературных типах многообразия противоречий действительности.
Основные положения данного исследования могут быть использованы при написании учебников и учебных пособий, вузовских курсов по истории башкирской литературы. Наблюдения и результаты настоящей статьи могут иметь значение для проведения дальнейших исследований научно-теоретического и прикладного характера.
Ключевые слова: концепция, герой, башкирская литература 30-х гг. XX века, социально-историческая атмосфера
Ramziya D. Mustafina
THE CONCEPT OF REFLECTION OF CONTRADICTIONS OF REALITY IN THE BASHKIR LITERATURE OF THE '30S OF THE 20TH CENTURY
Abstract
The changes of socio-historical conditions have led to the revision of many provisions in the Bashkir literary scholarship in the late 20th and early 21st centuries, on the basis of which we have assessed and investigated literary works, other styles and ideas about the character of the development of the literature of these years. The position of literary critics has undergone significant changes in relation to a "negative image", and a literary type considered one-sidedly. The aim of this article is the reflection of the concept of character of the contradictions of reality in the '30s of the 20th century with new modern views to literature of this period. Also, the main objective of this research is the study of aspects of reflection in the characters of heroes of this epoch, the writer's craftsmanship in incarnation of manifold contradictions of reality in the literary types. The main provisions of this research can be used in compiling textbooks and manuals, university courses on the history of the Bashkir literature. The observations and the results of the present article may be of importance for the further research of scientific and theoretical as well as of applied character.
Key words: concept, hero, Bashkir literature of the 30s of the 20th century, sociohistorical atmosphere Одна из основных проблем литературы - ний, соответствующих эстетическому идеалу ху-отражение действительности в концепции ге- дожника. Писатель, утверждая позитивное раз-роя во веем его многообразии. Окружающая витие общества, не может оставаться равно-действитсльноеть состоит не только из явле- душным и к остальным явлениям; он изобра-
Мустафина Рамзчя Давдеткуловна, кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Ramziya I)• Mustafina, С and.Sc. (Philology), Associate Professor at the Bashkir State University (Ufa), е-mctil: ramzia 7@rambler. ru
© Мустафина P.Д., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/3 (73)
жает то, что порождено движением общества. Способы изображения, их идейно-эстетические свойства непосредственно связаны с определенной социально-исторической атмосферой.
Герои, в чьих образах обобщены определенные социально-политические, общественные, экономические, идеологические, морально-этические противоречия времени, имеют художественное и идейное значения, являются основными компонентами произведения. Как справедливо замечает исследователь В.Б. Око-рокова: «Их значение не только в оттснснии черт характеров основных персонажей, но благодаря им писатели воспроизводят действительность во всем своем богатстве» (4. с. 23].
В начале 30-х годов XX века в литературе отрицательные социально-классовые типы, порожденные событиями коллективизации, были распространенным явлением. Для этого периода характерна четкая и вместе с тем предельно жесткая классовая позиция писателей в изображении противников коллективного ведения хозяйства. Эта чрезмерная социологпза-ция позиций писателей привела к обеднению образов героев, в частности, к изображению кулака как отрицательного общественного явления.
В каждом произведении, посвященном теме современности, можно встретить образ кулака, социального типа этих лет. Например, Алакай и его сын Ахмет, Аллаяр и Аухади [С. Мнфтахов «Ьа кмар» (Офе, 1934; «Сакмар»), «Ялан 'кы?ы» (бфе, 1940; «Дочь степи»)], Ша-кур [(А. Тагнров «Себсрок Гнлман» (0фе. 1958; «Сибиряк Гильман»)], Ишкильды и Нурулла [Р. Нигмати «Басыу хекеме» (Эфе, 1933; «Суд полей»)], Хади (Н. Карнп «Алма» (бфе, 1939; «Яблоко»),
В основе создания таких героев периода коллективизации лежит открытая концепция отрицания писателями самого их существования в социалистическом обществе, поэтому их способы и средства изображения часто черные и сатирические. С этих же концепций изображены представители духовенства и сторонники на-цпонального движения во главе с А.-З.А. Валиди.
Однако в литературе 30-х годов наблюдается и более объективный подход к изображению социально-классовых противоречий современности. В образе Файзуллы [«'Куш-кайын» (Офе, 1936-1959; «Кушкаин»)] С. Кудаш запечатлел художественное воплощение классо-
вого расслоения как неизбежного фактора в эпоху социальных потрясений.
Новаторством в литературе этих лет было и то, что писатели, наряду с односторонним, гротескным изображением, дали жизненные, психологически достоверные портреты своих героев. В 20-е годы портрет муллы уже являлся средством осмеяния. Таковы образы Са-бир муллы в произведениях «Сабир мулланын кобер^он я?ган хаты» (Офе, 1969; «Письмо Сабир муллы с могилы») Б. Ишемгула, Хайрул-лы и Сабир муллы - «Заман ахыры» (Эфе. 1927; «Конец света»), «Яраплан» (Офе, 1927; «Яраплан») И. Насыри. В 30-е годы сатприко-саркастическии образ муллы - «знатока всех наук» - сменил социально-психологический, реалистический тип. Это такие герои, как Саяф |С. Агиш «Шартына килИен» (Офе, 1932; «Приспосабливаясь к условпям»)|. Ахмадулла мулла [А. Карнай «Без кайтырбыз» (бфе, 1940; «Мы вернемся»)], Абдулов - мулла-комиссар [И. Насыри «Кузэй» (Офе, 1936; «Кудей»)]. В некоторой мере они даже симпатичны читателю. Стремление изобразить острые противоречия современности, попытка их анализа в социально-бытовом, морально-этическом аспекте обогатили литературу в области характерологии. Социально-патриархальные порядки, мешавшие социальному продвижению общества и духовному росту нового героя, были запечатлены в ярких образах мачехи, свекрови или так называемой старухи-цслитсльницы. В литературе 20-х годов это - Гильми [М Гафури «'Кара йеззэр» (Офе, 1933; «Черноликие»)|. Иыхан [X. Ибрагимов «Башмагым» (Эфе. 1922; «Башмачки»)].
Обращение к таким типам в 30-е годы добавило ярко выраженный национальный колорит изображаемым характерам и явлениям [3. с. 80]. Это сваха Муглуй и мачеха Айсылыу -Ульмасбнка (С. Мнфтахов «Сакмар»), Малика и Гульбиназ |Г. Хайри «'Катын» (Офе, 1990; «Женщина»)], Гайша [X. Давлетшина «Айбпкэ» (Офе. 1931; «Айбика»)]. Новаторские искания писателей привели к всестороннему воплощению действительности в различных характерах и типах. Продолжая традиции М. Горького, башкирские писатели создали разнообразные аллегорические типы, в которых предстает диалектика вечной борьбы противоречий. преподносимая в философском плане.
58
Р.Д. Мустафина
В образах Змеи, Воробья и Вороны, Утки и Лягушки [А. Карнай «Урманда» (Эфе, 1936; «В лесу»), «Тургай» (0фе, 1936; «Воробей»), «бйрэк менэн тэлмэрйсн» (0фо, 1936; «Утка и Лягушка»)] воплощено олицетворение борьбы добра и зла, любви и ненависти, помощи друг другу и зависти, коварства и светлых дум.
Образы мещан созданы в повестях X. Дав-летшиной, А. Карная, С. Агиша. Изображая разные стороны жизни, писатели дали реалистичные портреты, в которых отразилась суть жизни мещанина. Если Али Карнай в рассказе «Эбсэлэмовтар» (Офе, 1939; «Абсаля-мовы») разоблачает стремление своего героя к наживе, неприглядную семейную среду, то X. Давлстшина в произведении «Рэйсэ» (Офе, 1959; «Райса») открывает духовную нищету таких, как они. Райса - врач с высшим образованием, очень нужный кадр для общества, но весь смысл ее жизни - в каждодневных увеселениях, материальной обеспеченности. В ее характере преобладает эгоизм, поэтому она выбрала более легкий путь - жить только ради себя.
На основе этой же концепции отрицания и разоблачения, высмеивания даны образы бюрократов, халтурщиков, лентяев, которые были особенно популярны в эти годы. Ташбу-лат [И. Наеыри «Курортта» (Офе, 1933; «В курорте»)], Мария Петровна, Николай Кузьмич, Кутуш Абсалямов [Г. Хайри «Булмэ» (Офе, 1990; «Комната»), «Осоу?ен тарихы» (Офе, 1990; «История троих»)], Сабиров [С. Агиш «Ялагай» (Офе, 1932; «Подхалим»)], Габхалим Габсатаров [Г. Гумер «Гобхолим Габсаттаров» (Офе, 1989; «Габхалим Габсаттаров»)] - все они продолжают традиции образа Апкаляя [Д. Юлтый «'Карагол» (Офе, 1920; «Карагул»)], чеховского «человека в футляре». В них высмеиваются двуличие, подхалимство, желание продолжать свое существование, приспосабливаясь к любым условиям. Это не только литературные герои, а глубоко обобщенные социальные типы, которые могут встретиться в любом обществе, в любом облике. Например, Апаш из поэмы Д. Юлтыя [«Эпэш» (Офе, 1930; «Апаш»)] является как бы воплощением «обломовщины» в советское время. Апаш, как и Обломов, - «знамение времени», субъект, не сумевший приобщиться к коллективной жизни.
Концепция воспитания духовно цельной личности привела писателей и к изображению
духовного обнищания современного героя, озабоченного лишь своим материальным благополучием. Это, в частности, отразилось в рассказах К. Мэргсна, С. Агиша. Например, К. Мср-ген в образе старухи Майгуль из одноименного рассказа [«Майгел обей» (Офе, 1940; «Майгуль»)], Хусаина и Ильмурзы [«'Кор?аш-тар» (Офе, 1940; «Сверстники»)] показывает, как жадность приводит к духовному падению и разрушению устоявшихся крепких отношений между друзьями. Жизнь Майгуль, проведенная в нищете, зависела не от социальных условий, а от сути ее характера. Майгуль - собирательный образ жадного, духовно обнищавшего человека, подобного Плюшкину Н.В. Гоголя. Во всех этих социальных типах прослеживается концепция изображения явлений, которые мешали духовному росту человека, утверждению нового.
В эпоху становления советской литературы писателей интересовали и внутренние течения жизни, отражение событий в психологии людей, порождение тех или иных противоречий в их характерах, в которых прослеживаются психологические искания, сложность пути становления нового человека. Таковы Шарафи [И. Насыри «Енелгэн ятыу» (Офе, 1937; «Побежденный омут), «Сибай» (Офе, 1930), Нурулла, Ишми [С. Кудаш «Кушкаин», «Хат» (Офе, 1930; «Письмо»)], Шакир, Юлдыбай [X. Давлетшина «Башактар тулкыны» (Офе, 1932; «Волна колосьев»), «Айбика»)]. Эти герои - противоречивые характеры переходного периода, герои, похожие на Григория Мелехова, Майданникова [М. Шолохов «Тихий Дон» (М., 1941), «Поднятая целина» (М., 1932-1959)1, Никиту Моргунка [А. Твардовский «Страна Муравия» (М., 1984)]. В центре внимания писателей - изображение тех факторов, которые привели к внутреннему конфликту, сложным ступеням формирования характера, прослеживания отношения, история и человеческая судьба. Впервые в судьбе героя история преломляется не с точки зрения классовых интересов, а с позиций исследования сложных перипетий истории и людских судеб. В их бунтарских характерах, не желавших смириться с социалистическими преобразованиями, отражены гуманистические концепции человека, тс ценности жизни, которые были разрушены железной логикой большевистской революции.
Таким образом, в литературе 30-х годов
XX века глубокий психологический анализ современности породил яркие образы с противоречивым характером. Внешний, бросающийся в глаза односторонний социальный конфликт, перерос в психологические противоречия во внутреннем мире героя. Стремление к синтезу внешних и внутренних конфликтов и противоречий - новое явление в изображении героя эпохи того периода. Литература этих лет показала, что история «ворвалась» в обыденную жизнь героев, втягивая их в единый исторический поток [1, с. 69].
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаймов Р.Н. Шаг в зрелость. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. - 190 с.
2. Гареева Г.Н. Принципы художественного отражения действительности и концепция героя в башкирской литературе (I половина XX века). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. -258 с.
3. Моспюфииа Р. Д. Егерменсе быуаттын утызынсы йылдарында башкорт эзэбиэте (теп усеш тенденциялары Ьэм герой проблсмаЬы). -Офе: БашДУ нэшриэт узэге. 2010. - 128 б.
4. Окорокова В.Б. Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии: жанрово-стилсвыс процессы (якутская, юкагирская, эвенская, эвенкийская проза XX века):
провлемы вогток( >ведп! in я
п if. problems О) СЖШШЛ1 SltlDll'N
авторсф. ... дисс. докт. филол. наук. - Уфа: БГУ. 1999.-24 с.
REFERENCES
1. Baimov, R.N. Shag v zrelosi' | Step into Adulthood|. Ufa, Bashkirskoe knijnoe izdateLstvo, 1975. 190 p. (In Russ.).
2. Garecva, G.N. Printsipy khudojestvennogo otrajeniya deisivitel'rtosiy i kontseptsiya geroya v bashkirskoi literature (¡¡a polovina XXveka) |The Principles of Artistic Reflection of Reality, and the Concept of Hero in the Bashkir literature (1st Half of the 20th Century)]. Ufa, Bashkir State University Press, 2015. 258 p. (In Russ.).
3. Mustafina. R.D. Jegermense byuattytj utyt-hynsy jyldarynda bashkort cithcibiate (top iithen-sc'ilektare) [Bashkir Literature of the 30s of the 20th Century (the Main Trends of Development and the Problem of the Hero)|. Ufa, Bashkir State University Press, 2010. 128 p. (In Bashkir).
4. Okorokova, V.B. Putt i problemу razvitiva prozy v literaturakh narodov Yakutii: janrovo-stylevye protsessy (yakulskaya, jttkagirskaya, evens-kaya, evenkiiskaya proza XX veka) [Ways and Problems of Development of Prose in Literatures of the Peoples of Yakutia: The Genre and Stylistic Processes (Yakut, Yukaghir, Even, Evenki Prose of the 20th Century)]. Ph.D Thesis. Ufa, Bashkir State University Press, 1999. 24 p. (In Russ.).
К сведению читателей
Журнал "Проблемы востоковедения" учрежден Академией наук Республики Башкортостан в 1995 году как "Ядкар" ("Наследие"), с 2009 года выходи! иод современным названием. С 2011 г. учредителями журнала являются еще БашГУ и БГПУ им. М. Акмуллы.
В журнале публикуются результаты научных исследовании по гуманитарным. соинально-ткоиомпчсским и политико-правовым направлениям, проведенных учеными как центра, так и национальных республик РФ. а также - бывшего СССР.
С I декабря 2015 года журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, утвержденный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки РФ, по отраслям: "Исторические науки н археология", "Языкознание", "Литературоведение". "Философские науки". Желающих сотрудничать с нами приглашаем оформить подписку.
Подписной индекс в Объединенном каталоге "Почта России" 10347.
Адрес редакции: 450008,1. Уфа, Кирова, 15.
Тел.: (347)-276-40-77 эл. почта: [email protected], Электронная версия: www.pvanib.ru.