Научная статья на тему 'Саратовская область: состояние, успехи, проблемы устойчивогосоциально-экономического развития'

Саратовская область: состояние, успехи, проблемы устойчивогосоциально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1395
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саратовская область: состояние, успехи, проблемы устойчивогосоциально-экономического развития»

УДК 908(470.44) ББК 63.3(2)64

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: СОСТОЯНИЕ, УСПЕХИ, ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(Отчётное выступление губернатора В.В. Радаева о работе Правительства Саратовской области в 2014 году 22.04.2015 г.)

Радаев Валерий Владимирович,

губернатор Саратовской области

SARATOV REGION: CONDITION, ACHIEVEMENTS, PROBLEMS OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

(Reporting the speech of the governor V. V. Radaev about the work of the Saratov region Government in 2014 22.04.2015)

Radaev V.V.,

Governor of Saratov region

Уважаемые коллеги.

Своё сегодняшнее выступление я не хотел бы сводить к стандартной форме отчета, который до всех вас уже доведён. На каких-то вещах хотелось бы сделать особый акцент, какие-то моменты прояснить, по ряду вопросов дать конкретные предложения.

Президент России Владимир Путин неслучайно назвал 2014-й год для России годом серьезных испытаний и исторических событий. Это государственный переворот на Украине, возвращение Крыма в состав Российской Федерации, боевые действия в Донбассе, как следствие - политические противоречия Евросоюза и стран Северной Америки с Россией, которые вышли в экономическую плоскость. В результате мы имеем санкции, падение цен на нефть, рост курса иностранных валют. Все перечисленные процессы не могли не сказаться на настроениях в обществе и благосостоянии граждан. От страны потребовалась предельная собранность, согласованность действий и консолидация. И здесь помог тот режим доверия, который выстраивался на уров-

не государства несколько последних лет. Население сплотилось вокруг национального лидера, активно включилось в процесс отстаивания государственных интересов, четко и монолитно заявило о своей позиции - позиции большинства. Она - в категорическом неприятии профашистских настроений, политики двойных стандартов, навязываемой концепции од-нополярного мира. Мы самодостаточная суверенная держава, с великой историей, мощной культурой и огромным потенциалом, открытая для всех, но не позволяющая собой манипулировать.

Как известно, в любой сложной ситуации можно увидеть дополнительные возможности. Поэтому задачи мобилизации собственных ресурсов были едиными для всех регионов. Говорить, что мы с ними справились, пока преждевременно. Работа продолжается, расслабляться рано.

В свое время Владимир Путин, используя выражение выдающегося государственного деятеля 19 века Александра Горчакова, написал: «Россия сосредотачивается». Тогда, в 2012 году, шла речь о создании прогрессивной социально-экономической и политической модели функционирования государ-

7

ства и общества. Возьму на себя смелость охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию внутри регионов похожим по смыслу определением. Регионы - собираются. Собираются внутри себя, концентрируются на своих возможностях и точках роста, и в таком собранном состоянии вырабатывают общую стратегию во главе с Кремлем. Большая часть прошлого года и была посвящена этому процессу.

Пересмотр ключевых приоритетов среднесрочной перспективы развития страны привел к выдвижению на первый план таких задач как импортоза-мещение, продовольственная самообеспеченность, поддержка малого и среднего бизнеса, а также стратегически важных отраслей и отдельных предприятий, сохранение социальной стабильности за счет дополнительных шагов на рынке труда и в отношении социально незащищенных граждан.

В своем анализе итогов 2014 года считаю важным в первую очередь руководствоваться статистикой, отражающей эффект, который ощутили на себе жители Саратовской области. Как сказал Президент, «главное - это люди, ради которых мы работаем, и этому должно быть все посвящено». К тому же, не будем забывать, что если мы, исполнительная власть, - слуги народа, то депутаты вместе с общественностью - глас народа, причем и в значении голос, и в значении зрение. Сегодня вы должны увидеть и передать своим избирателям то, что совместно делаем для их блага. Поэтому считаю, уважаемые коллеги, что за всеми цифрами и показателями необходимо, прежде всего, видеть результат, улучшающий жизнь наших граждан и мерить все только этим аршином.

Не будем забывать и о том, что на прошедший год мы смотрим из дня сегодняшнего. И успех предпринимаемых в 2015 году оперативных шагов и манёвров определяется не только правильностью принятых государственных решений, но и заделом недавнего прошлого, когда мы не были озабочены антикризисными планами и системно двигались согласно принятой Стратегии развития области на долгосрочную перспективу.

Начну с традиционных показателей. За 2014 год отмечена положительная динамика по ряду важнейших целевых ориентиров, таких как индекс промышленного производства, увеличение которого составило 101,6% к уровню предыдущего года, объем инвестиций в основной капитал - 104,2%, валовой региональный продукт, выросший на 1,5% и превысивший 560 млрд рублей.

Инфляция за прошлый год в регионе составила 10,9%, причем такого уровня она достигла за один только декабрь. Однако системно принимаемые меры по недопущению необоснованного роста цен на основные продукты питания, контроль за продо-

вольственными запасами, увеличение доли товаров местного производства в торговых сетях, не говоря уже об эффективной работе государственного сель-хозрынка и ярмарок, позволили удержать индекс потребительских цен ниже среднероссийского уровня инфляции - 11,4%.

В социальной сфере к концу года наблюдалось снижение реальных среднедушевых денежных доходов и падение покупательской способности населения. Но в целом реальные денежные доходы за год увеличились на 4%, и на 2,4% возросла величина прожиточного минимума. Среднемесячная заработная плата повысилась на 7,3% и превысила 22 тысячи рублей. При этом по ПФО мы лишь на 9-ом месте, в то время как лидеры - Татарстан, Пермский край и Самара.

Однако по стоимости минимального набора продуктов питания наша область в прошлом году занимала верхние строчки как в ПФО, так и по России. На текущий момент делается все, чтобы лидирующие позиции сохранить.

Демографическая ситуация характеризовалась увеличением рождаемости на 0,9%, снижением смертности на 2,1% и продолжающимся процессом естественной убыли населения. В целом по области число умерших в 2014 году превысило число родившихся.

Не лучшим остается и миграционный прирост. В своем прошлогоднем послании я говорил о том, что только на уезжающих из области мы условно теряем целые города. Пока переломить тенденцию не удается. И хотя естественная убыль населения сократилась на 13,3%, прирост наблюдается в основном за счет мигрантов из стран ближнего зарубежья. А наши земляки продолжают уезжать в Москву, Петербург, Краснодарский край, соседние Воронежскую и Самарскую области. Эти мегаполисы прирастают высококвалифицированными саратовскими кадрами, которыми всегда славилась Саратовская область. А мы остаемся донорами. И если так будет продолжаться, скоро станем почетными донорами. Но льгот за это явно не получим.

Что может остановить процесс миграции из региона? Только конкурентоспособный уровень жизни. Он складывается из целого комплекса параметров, анализ многих из которых как раз и входит в задачу моего выступления.

Дефицит областного бюджета по итогам года составил 3,9 млрд рублей, что на 2,3 млрд меньше плановой величины. По состоянию на 1 января 2015 года объем государственного внутреннего долга области достиг 47,7 млрд рублей, из которых 23,4 млрд или 49% - кредиты из федерального бюджета. Привлечение и погашение госдолга в течение 2014 года

8

осуществлялось в соответствии с региональной Программой госзаимствований, то есть системно и согласованно.

На обслуживание госдолга области в прошлом году было направлено 2,7 млрд рублей, или 3,9% расходов областного бюджета.

Важным направлением остается работа по замещению коммерческих кредитов бюджетными. В прошлом году это позволило сэкономить порядка 58,5 млн рублей, а также изменить соотношение заимствований: 80% коммерческих кредитов снизить до 51%, соответственно 20% бюджетных кредитов увеличить до 49%.

Отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений) достигло 99,7%. Однако в разработанной долговой политике Саратовской области на среднесрочную перспективу планируется с 2016 года выход на бездефицитный бюджет и сокращение доли общего объема долговых обязательств по кредитам. Целевой ориентир по кредиту - к январю 2017 года добиться уровня 50% от суммы доходов областного бюджета.

От этих намерений мы не отказываемся. Будем продолжать целенаправленно работать по повышению эффективности бюджетных расходов, над пополнением налоговой базы, используя все возможные резервы и совершенствуя процесс управления государственными финансами области. В равной степени это касается и муниципалитетов.

Кратко раскрою каждое из названных направлений. Начну с оптимизации бюджетных расходов. Здесь правильнее брать совокупно последние три года - именно на этот период рассчитан правительственный план мероприятий по повышению эффективности бюджетных трат. За три года за счет усовершенствования структуры органов управления области на 10% была сокращена штатная численность чиновников, что позволило с 2012 года экономить по 160 млн рублей. Дополнительную экономию в 20 млн рублей дал отказ от индексации в 2014 году заработной платы госслужащих. Также была проведена тщательная ревизия штатной численности в учреждениях, финансируемых из бюджета.

Все эти три года мы последовательно и взвешенно проводили работу по внедрению критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки. И этот процесс будет продолжен. Проведённая оптимизация в 2014 году позволила сэкономить 1,4 млрд рублей, а за три последних года - почти 3 млрд.

Общий результат работы по сокращению издержек получил положительную оценку со стороны Минфина России, зачислившего область в группу

субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами. Считаю такую оценку вполне заслуженной и аргументированной. Хочу предостеречь от однобокости в оценке работы правительства по сокращению госдолга. Рост государственных заимствований - процесс объективный. Но считаю необходимым с вашей помощью, уважаемые депутаты, объяснять общественности и населению те механизмы, которые не позволяют сгладить негативную тенденцию. Это и растущий объем социальных обязательств в связи с передачей их на региональный уровень. Это и на 85% социально ориентированный бюджет.

Подчеркну, что на фоне многих других регионов мы смотримся вполне достойно. При среднероссийских темпах роста госдолга 20,2%, наша область показывает более сдержанный рост - 7,7%. А еще в 2013-м мы имели прирост 16,9%. За те же два года некоторые регионы, например наш сосед по ПФО Пермский край, увеличил долг в 22 раза. Как говорится, почувствуйте разницу.

Продолжу анализ принимаемых мер по сокращению госдолга и переходу на бездефицитный бюджет. Что было сделано в прошлом году по наполнению доходной базы бюджетов всех уровней? Помимо таких направлений, как содействие реализации инвестпроектов, работа с крупными налогоплательщиками и должниками, расширение перечня предприятий, обязанных компенсировать негативное воздействие своих производств на окружающую среду, серьезную ставку мы сделали на вовлечение в налоговый оборот земли.

За прошлый год в муниципальных районах области дополнительно выявлено более 160 тысяч земельных участков. Почти 90% из них поставлено на налоговый учет. В результате сумма начисленного налога была увеличена более чем на 190 млн рублей. Работа эта будет не только продолжена, но и усилена, потому что на сегодня не более 50% всей земли территории области поставлено на учет в налоговых органах. И эту ситуацию необходимо кардинально менять и перепахивать, если хотите. Поэтому, чуть забегая вперед, напомню, что на одном из последних заседаний с членами правительства я поставил задачу вплотную заняться передачей в муниципальную собственность неиспользуемых земель минобороны и федеральных предприятий, а это - 100 тыс. гектаров, с которых местные бюджеты не получают ни копейки. И если уж я коснулся задач, то призываю максимально использовать современные технологии, например, такие, как геоинформационная система.

В 2014 году мы рассматривали вопрос о внедрении этой передовой методики землепользова-

ния. А сейчас приступаем к реализации пилотного проекта на территории Балашовского района. Также будем активно приобщать к подобной практике другие муниципалитеты. Знаю, что и Балаковский район активно занимается данной проблемой. Современная система дает нам в руки уникальный инструмент, позволяющий отследить и систематизировать объекты недвижимости по всей территории области. Такой возможности до этого никогда не было, что затрудняло работу по учету земли и как следствие не давало ей «работать» и пополнять бюджет.

Еще один резерв наполнения доходной базы -это легализация теневой занятости, в которую только по официальным данным вовлечено порядка трехсот тридцати тысяч человек, что выше среднего показателя по ПФО. А фактически, как говорят специалисты, - не менее полумиллиона человек. То есть 30, а то и все 50% трудоспособного населения области не платят налоги в бюджет, при этом получают социальную поддержу в виде субсидий на ЖКУ и гарантированную бесплатную медицинскую помощь. Как вам кажется, уважаемые коллеги, это справедливо?

Целенаправленно заниматься легализацией занятости мы начинаем только сегодня. По официальному соглашению с минзанятости РФ уже в июле 2015 года в регионе должны быть легализованы не менее 99 тысяч человек. Цифра конечно красивая, но насколько достижимая - пока вопрос.

Таким жестким обязательствам необходимы и адекватные меры. Я бы не делал ставку только на выездные рейды и межведомственные проверки. Это так называемое ручное, точечное управление. А нам нужны система и другой масштаб. Поэтому жду от министерства занятости области законодательную инициативу, ограничивающую доступ к мерам соцподдержки трудоспособных граждан, занятых в теневой экономике. Напомню, что страховые взносы государства на медицинскую помощь ежегодно увеличиваются. Если в 2014 году по области это было 8 млрд рублей, то на текущий год запланировано 10. Считаю, что лицам, занятым в незаконной предпринимательской деятельности, уклоняющимся от налогов, по меньшей мере неэтично претендовать на помощь государства.

Все, что я сказал выше, рождает вопрос, который требует объективного объяснения. Почему на протяжении трех лет демонстрируя положительную динамику большинства макропоказателей реального сектора, целенаправленно усиливая меры по увеличению доходной базы, мы не можем увеличить её темпы роста? Уверен, что большинство из вас, уважаемые коллеги, об этом казусе задумывались.

Причин немало, и прежде всего, это структурные дисбалансы, исторически сложившиеся в Саратовской области.

Формирование валовой добавленной стоимости внутреннего регионального продукта происходит, в том числе за счет секторов, имеющих незначительный налоговый потенциал, - это сельское хозяйство, бюджетная сфера, сфера услуг. Для сравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России - 4,2%, а у нас - 12%.

Сказывается на низких темпах роста наполняемости бюджета и незначительная доля в региональной экономике высокодоходных добывающих производств. Если по Российской Федерации их доля в доходах бюджетов составляет почти 30%, то у нас менее трех.

Как известно, рост добавленной стоимости обеспечивается за счет выпуска конечной продукции. В структуре региональных обрабатывающих производств большинство предприятий конечную продукцию не выпускают, ограничиваясь комплектующими или сырьем, как в сельском хозяйстве. А те, кто производят, как правило, состоят на налоговом учете в Москве. Вот конкретный и, пожалуй, самый яркий пример. По итогам 2014 года от Саратовской области в федеральный бюджет перечислено акцизов на табачную продукцию в сумме 26,7 миллиардов рублей, что соответствует 43% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона. То есть, имей мы хотя бы половину от перечислений табачной фабрики, в течение 4-х лет спокойно бы погасили госдолг. Саратовская область вышла с законодательной инициативой, направленной на более справедливое распределение нормативов отчислений от табачных акцизов. В этом вопросе мы рассчитываем на поддержку депутатов Госдумы от Саратовской области и земляков - членов Совета Федерации.

Возвращаясь к добавленной стоимости. Как я уже сказал, в регионе относительно небольшая доля предприятий, производящих конечную продукцию. При этом в структуре промышленности обрабатывающие производства составляют 70,8%, что выше среднероссийского показателя и свидетельствует о несырьевой направленности структуры производства региона. Однако вклад этих производств в добавленную стоимость ВРП всего 19,5%. Такой дисбаланс свидетельствует о том, что в структуре обрабатывающих производств преобладают предприятия, производящие промежуточную продукцию. Всё это следствие сложившегося с советских времен территориального распределения предприятий. Поэтому в Самаре делают машины, а у нас аккумуляторы. Но не будем все же прибедняться. Как-то я провел сравнительный анализ области со схожими

по социально-экономическим параметрам регионами. И убедился, насколько серьезный у нас потенциал и насколько мы умеем работать. Приведу пример. Волгоградская область. Там объемы промышленности практически в 2 раза превышают наши. Соответственно и доходы бюджета больше, но уже не в тех пропорциях. Если пересчитать бюджетную отдачу от производственного сектора в сопоставимых масштабах, то у нас она почти на четверть больше.

Но опять же, у каждого региона своя специфика. Так исторически сложилось, что в промышленности области длительное время преобладали оборонные предприятия, многие из которых уже в качестве промышленных зон переориентированы на другой вид деятельности. Сейчас доля ОПК в промышленности региона не превышает 5-6% и большинство этих предприятий являются соисполнителями госзаказа.

Другим сдерживающим фактором темпов бюджетного роста остается высокая степень износа основных фондов. Это более 52%. В том числе на обрабатывающих производствах - 40,7%. При этом износ не компенсируется темпами роста инвестиций, которые выше среднероссийских, но преимущественно поступают не на модернизацию производств, а на создание новых предприятий.

Есть целый комплекс факторов, которые не только тормозят экономическое развитие, но и увеличивают нагрузку на бюджет. Это и неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры, высокий удельный вес ветхого и аварийного жилья, неблагоприятная возрастная структура населения с преобладанием людей предпенсионного и пенсионного возраста. Велика доля низкооплачиваемых видов деятельности - они сконцентрированы в торговле, сфере общепита, сельском хозяйстве, легкой промышленности. Нельзя не учитывать и то, о чем я уже сказал в начале - 85% бюджета ориентировано на социальные обязательства, объем которых постоянно увеличивается в связи с передачей на региональный уровень.

После даже такого беглого анализа отчетливо видно, почему наши усилия непропорциональны результату. В механике есть такое понятие - «сопротивление материала», когда он не поддается деформации за счет своей прочности, жёсткости и устойчивости. С экономикой Саратовской области всё то же самое: не так просто изменить укоренившиеся, веками копившиеся свойства, имеющие способность сопротивляться внешним воздействиям. Но мы не менее прочные и упорные. Поэтому «сопромат» в конечном итоге сдадим «на пятерку».

Понимание, что нужно делать, у нас есть. Это работа по привлечению в регион крупных инвестп-

роектов в сфере обрабатывающих производств; развитие межотраслевой кооперации и формирование кластеров по приоритетным сегментам рынка; развитие инновационной инфраструктуры за счет коммерциализации научных разработок и создания индустриальных парков. Нельзя упускать из виду и такую задачу, как расширение рынков сбыта местной продукции, в том числе с ориентацией на экспорт. В свете вышесказанного обозначаю перед региональными минпромом, минсельхозом и министерством строительства реально достижимые ориентиры: довести рост индекса промышленного производства в 2015 году не менее чем 102%, а объем отгруженных товаров до 410 миллиардов рублей.

Прошлый год войдет в историю Саратовской области как период формирования сразу нескольких промышленных кластеров: металлургического за счет запуска «Северстали» и «Эр Ликида» в Балако-во, транспортного машиностроения за счет «Балако-во-Центролит» и Энгельсского локомотивного завода, готового начать работу в этом году. Именно так формируются цепочки добавленной стоимости на территории региона с выходом на конечный продукт.

Приоритетным направлением федерального плана по обеспечению устойчивого развития экономики выбрана поддержка малого и среднего бизнеса. Президент Владимир Путин большое внимание уделил этой теме в своем ежегодном послании, а в апреле прошло заседание Госсовета, целиком посвященное этой проблематике. Выступая, глава государства подчеркнул особую экономическую, социальную и общественную значимость малого и среднего предпринимательства и назвал его развитие ключевым условием обновления страны, повышения устойчивости ее экономики.

Санкции, падение рубля больно ударили по предпринимательскому сообществу и заставили пересмотреть многие подходы в ведении бизнеса, переориентироваться на новых партнеров, искать другие рынки сбыта. Я начал свое выступление с тренда, который мне видится наиболее актуальным. Это работа в режиме доверия между ключевыми участниками социально-экономического процесса - государством, бизнесом, обществом. Как сказал руководитель одной из отечественных компаний, «жизнь в условиях санкций заставляет российских предпринимателей не только тщательно анализировать риски и искать новых партнеров, но и учиться доверять друг другу». И те меры поддержки, которые разрабатываются государством в адрес бизнеса и, уверен, будут постоянно на повестке дня, также призваны укрепить это доверие, сделав его взаимным и эффективным.

Работа в 2014 году позволила нам сегодня быть готовыми к практическому выполнению поставлен-

ных задач. Более полутора тысяч предпринимателей области получили государственную поддержку, что в конечном итоге дало более 750 рабочих мест, а в сферу предпринимательства позволило вовлечь свыше 600 млн рублей внебюджетных ресурсов. В этом году государственная поддержка будет увеличена втрое, причем на самом высоком уровне софинанси-рования из федерального бюджета - 95%.

В прошлом году был составлен реестр региональных промышленных парков, который на сегодня пополнился еще одной площадкой, и сформирована нормативная база, дающая возможность этим паркам участвовать в конкурсе Минэкономразвития России на получение господдержки. Планируемое финансирование, которое удастся привлечь в рамках конкурса, - 190 млн руб. Для промышленных парков на площадках «РосБытХима», «Тролзы», «Волжского терминала» и «Рефлектора» эти средства станут серьезным стимулом для оживления деятельности.

Федеральная поддержка на развитие промышленных парков может быть привлечена и по государственным программам Минпромторга России. Поэтому считаю необходимым отраслевым министерствам подключиться к развитию на территории области современных производственных площадок через свои федеральные программы поддержки.

В 2014 году Правительство области выступило инициатором ряда региональных законов, в том числе по оптимизации патентной системы налогообложения, что привлекло в сферу малого предпринимательства только за первый квартал 2015 года порядка трехсот человек. Это сопоставимо с показателем за весь прошлый год. Совокупная стоимость патента, уплаченная в бюджет за первый квартал, увеличилась до 21,4 млн руб. Для сравнения: за весь 2014 год уплачено чуть больше 19 млн руб. То есть, мы видим, что, несмотря на отсутствие каких-либо прорывных действий в сфере малого предпринимательства в 2014 году, ресурсы копились серьезные. Поэтому уже сегодня вправе рассчитывать на реальную отдачу.

Важным этапом стало завершение внедрения регионального Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Это большое дело. Стандарт существенно облегчает жизнь предпринимателям, снижая административные барьеры и минимизирует риски.

Эта практика транслирована на муниципальный уровень, и теперь инвестиционный стандарт есть во всех муниципальных районах. Наш регион стал одним из первых в стране, где внедрены подобные нормы. Саратовская практика официально признана самой успешной и рекомендована другим ре-

гионам. Отследить эффективность этих действий для экономики области мы сможем уже в обозримом будущем.

А на ближайшее будущее, то есть на этот год, перед всеми органами власти и в первую очередь перед минэкономразвития региона ставлю задачу привлечь инвестиции в экономику и социальную сферу в объеме 140 миллиардов рублей.

И вновь возвращаясь к режиму доверия между властью и бизнесом. Руководствуясь простой логикой, я делаю вывод: если государство наращивает поддержку предпринимателей, тем самым увеличивая кредит доверия, то оно вправе рассчитывать на ответную реакцию. Ею вполне мог бы стать уход бизнеса от серых схем выплаты заработной платы и нелегальных трудовых отношений. Не думаю, что моя идея абсурдна. Тем более на эту тему уже не раз высказывались авторитетные политики и экономисты. Устоявшийся стереотип, что особенностью малого предпринимательства является значительная доля теневого сектора, необходимо ломать за счет реальных позитивных изменений. И такие примеры есть.

На прошлой неделе я посетил два саратовских предприятия малого бизнеса, работающих в сфере информационных технологий. Эти организации производят продукт, востребованный не отдельно в Саратове или Москве, а в глобальном информационном пространстве, причем крупными международными компаниями.

Там трудятся 70 и соответственно 80 высококлассных специалистов - в основном, выпускники саратовских вузов. Это современные компании мирового уровня, с высокими зарплатами и, подчеркиваю, - абсолютно легальными. Культура предпринимательства поставлена здесь на совершенно иную ступень, и все мы к ней должны стремиться.

И самый главный посыл. В сложившихся экономических условиях и в контексте государственных задач по поддержке предпринимательства, напоминаю, что каждый уровень власти, как государственной, так и муниципальной, должен создать все необходимые условия для новых субъектов бизнеса и для действующих. А для этого каждый муниципальный руководитель, каждый депутат, каждый куратор территорий от регионального правительства должен знать проблемы местного бизнеса даже не на расстоянии вытянутой руки, а как свои пять пальцев. Знать каждое предприятие, его специфику и перспективы. Мы сегодня работаем так, чтобы быть в помощь малому и среднему бизнесу.

А теперь про крупный бизнес. В 2014 году, как известно, введено в строй 6 новых современных заводов, четыре из которых - в Балаковском районе.

Отдача - почти семьсот миллионов рублей ежегодных налоговых отчислений в консолидированный региональный бюджет; свыше двух тысяч высокотехнологичных рабочих мест со средней заработной платой, превышающей среднюю по экономике области. За счет новых предприятий удалось расширить кластерную структуру региональной промышленности. Как я уже упомянул, создана металлургическая отрасль, положено начало формированию масложи-рового кластера в АПК. Такого экономического, социального, структурообразующего эффекта регион не знал с 90-х годов.

Созданный в Энгельсском районе уникальный куст заводов с мировым именем «Бош» заслуживает отдельного внимания. В этом году заводов будет уже 4, причем по разным производственным направлениям, важным для области. В 2014 году к двум успешно работающим добавился еще один - «Бош-Отопительные системы». Летом будет запущен завод по выпуску отопительных радиаторов. Вот вам, уважаемые коллеги, зримый пример режима доверия, который на протяжении многих лет связывает область с иностранным инвестором. И это доверие не смогли подорвать ни санкции, ни политические разногласия между странами. Значит, такой путь самый продуктивный и надежный. Подобные связи необходимо множить и развивать.

Главный тренд и основная задача - импортоза-мещение. К пяти предприятиям области, выпускающим единственную в России импортозамещающую продукцию, таким как «Саратоворгсинтез», «Бал-текс» и ряд других, в прошлом году добавился единственный производитель высокотехнологичных сэндвич-панелей «ПирроГрупп». А в текущем году, как я уже сказал, на Энгельсской площадке завершится строительство Локомотивного завода, который начнет совместно с канадской компанией «Бомбардье» выпуск принципиально нового для региона продукта - грузовых магистральных электровозов.

И в прошлом году, и в настоящее время мы ведем системную работу по привлечению в область средств федерального бюджета в рамках госпрограмм и федеральных целевых программ, и результат уже есть. В 2014 году общий объем финансирования составил 2,5 млрд рублей при планируемых 2,2 млрд рублей. И в этом году, несмотря на отрицательную конъюнктуру снижения объемов финансирования по целому ряду федеральных программ, мы рассчитываем получить как минимум 2 млрд рублей. Дополнительные возможности открыл для нас и новый Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который определяет принципы господдержки промышленности. В начале года нами подготовлены два пакета заявок по 30-ти

предприятиям и 150 наименованиям изделий для включения их в перечень приоритетных видов продукции. Сегодня, учитывая проблему с оборотными средствами у большинства промышленных предприятий области, мы должны пользоваться любой возможностью получения федеральной поддержки на выгодных для региона условиях.

В завершение темы хочу напомнить, что ровно год назад я давал поручение Сергею Михайловичу Лисовскому подготовить региональную программу по развитию промышленности. На сегодня такая программа есть, она находится на согласовании в областном правительстве и скоро будет представлена вам, уважаемые депутаты. В документе учтены все меры господдержки, которые существуют в настоящее время для промышленных предприятий. Экономическая ситуация непростая, поэтому любые изменения по направлению государственной поддержки будут в программе оперативно отражены.

С не меньшей ответственностью к задачам им-портозамещения подходит аграрный сектор региона. Задел уже есть: Область своим производством замещает для страны импорт по таким товарным позициям, как растительное масло, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы, овощебахчевые культуры, колбасы, яйцо, баранина и свинина. Только растительным маслом в прошлом году мы обеспечили почти 32 млн человек, а это пятая часть населения Российской Федерации. В текущем году нашего масла будет достаточно для 45 млн человек. Так что статус ведущего сельскохозяйственного региона страны мы подтверждаем ежегодно, что не освобождает нас от необходимости усиленно наращивать отдельные направления, в первую очередь, переработку, логистику, развитие КРС, птицеводство, выращивание овощей закрытого грунта, рыбоводство.

Несмотря на серьезные финансовые трудности, региональный АПК демонстрирует неплохие результаты.

В 2014 году впервые за последние 17 лет средняя урожайность зерновых составила 18,5 ц/га. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур превысил 3,8 млн тонн, масло семян подсолнечника - свыше 1 млн тонн. Впервые за последние 50 лет произведено более 455 тысяч тонн овощной продукции.

По объемам производства зерна, подсолнечника и овощей в прошлом году область заняла первое место в Приволжском федеральном округе. Задача на текущий год - обеспечить производство зерна на уровне прошлого года, производство овощей нарастить до 460 тысяч тонн, получить 200 тысяч тонн мяса и 780 тысяч тонн молока. В денежном выражении производство продукции сельского хозяйства довести до 116 млрд рублей.

Теперь по импортозамещению. Несмотря на обеспеченность населения области овощами на 174%, овощеводство не теряет своей актуальности. Основная причина - высокая зависимость России от импорта овощей. В конце прошлого года саратовские овощи и бахчевые практически на корню скупались другими российскими регионами, что не лучшим образом отразилось на ценовой ситуации в нашем регионе. Сельхозпредприятия и фермеры производят более половины областных объемов овощей. Считаю необходимым довести их долю до 80%.

Последние три года особое внимание мы уделяем производству овощей защищенного грунта. В прошлом году область произвела 30 тыс. тонн такой продукции. В этом году поставлена задача увеличить объем производства овощей закрытого грунта до 34 тыс. тонн, что доведет уровень обеспеченности тепличными овощами до 100%.

В связи с низкой обеспеченностью региона собственным сахаром, нами активно прорабатывается вопрос об увеличении посевных площадей сахарной свёклы. Для этого область располагает необходимыми почвенно-климатическими условиями. План урожая свёклы на этот год - 217 тыс. тонн. При полной загрузке мощностей обеспеченность региона собственным сахаром превысит 63%. В связи с этим мы всецело поддерживаем решение Балашовского завода о проведении еще одной модернизации. В результате мощности предприятия смогут вывести область на 100%-ную обеспеченность сахаром.

Одним из препятствий развития агропроизвод-ства остается нехватка логистических центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля. Расчетная потребность в хранилищах - не менее 100 тыс. тонн, что позволит обеспечить круглогодичное снабжение населения овощами и картофелем. Сейчас в рабочем состоянии 64 овощехранилища общей ёмкостью 79 тысяч тонн.

Эта ниша должна быть занята не только сельхозпроизводителями, но и организациями оптовой торговли, которые имеют кадры и опыт работы в логистике. Запущенный в августе прошлого года в Энгельсском районе Центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием мощностью 21 тыс. тонн уже внес свой вклад в продвижение сельхозпродукции местного производства до конечного потребителя с минимальными издержками. В этом году Центр будет полностью загружен и, надеюсь, войдет в следующую стадию развития -займется углублённой переработкой сырья.

Последние два года мы вплотную занялись проблемой учета прудового рыбоводства. Долгие годы

этот сектор оставался в тени, что не позволяло нам видеть реальную картину с обеспеченностью населения рыбой. Прошлый год показал объективные объемы, сегодня задача их удвоить и приблизиться к планке 5 тыс. тонн рыбы. Рост производства предусмотрен за счёт вовлечения в оборот неиспользуемых прудов и продолжения работы по учёту прудовых хозяйств.

На федеральном уровне стоит задача оказания поддержки садоводству. Потребление фруктов в России обеспечено производством крайне низко, в области - только на треть. При этом в связи с введением ответных санкций России, ограничивающих ввоз фруктов из стран Евросоюза, потребность в товарах собственного производства возрастает. Поэтому Минсельхоз России в этом году увеличил ставки по закладке и рекультивации садов. Существенно увеличены ставки для садов интенсивного типа. Впервые будет субсидироваться питомнико-водство. Призывы к садоводам в полном объеме воспользоваться предложенными субсидиями будут услышаны и восприняты только в том случае, если мы с вами, уважаемые коллеги-депутаты, будем массированно транслировать эту информацию, общаться с людьми и работать с людьми в режиме доверия и заинтересованности им помочь. Населению надо разъяснять его возможности, тем более, в их реализации заинтересованы и область, и страна.

Важнейшим элементом импортозамещения является развитие животноводства. Несмотря на значительные усилия регионального Правительства, ситуацию в этой отрасли в прошлом году полностью стабилизировать не удалось. Снижение производства молока, скота и птицы на убой составило около 6% к уровню 2013 года. Причина - в низком уровне рентабельности животноводства за последние несколько лет и крайне высокой доле личных подсобных хозяйств в региональном производстве молока и мяса. Снижение численности ЛПХ ведет к неуклонному падению общих объемов производства. И данную тенденцию не удается переломить даже ежегодным приростом продукции сельхозпредприятий. В прошлом году индекс производства сельхозпредприятий составил почти 107%. Но положительная динамика в целом ситуацию не изменила. Ставку мы продолжаем делать на увеличение продуктивности, инвестпро-екты, начинающих и семейных фермеров, расширение господдержки скотоводства.

Также мы намерены активно развивать малый агробизнес, реализация потенциала которого может существенно изменить благосостояние сельских жителей. В этом году продолжена работа по созданию и развитию фермерских хозяйств: это поддержка семейных животноводческих ферм и начинаю-

щих фермеров. Безусловные приоритеты - молочное и мясное скотоводство.

Выше я уже касался вопроса необходимости выхода предприятий реального сектора на конечный продукт. В сельском хозяйстве эта задача не менее актуальна, необходимо выходить на переработку в животноводстве, о чем мы говорим не первый год. Успешный опыт в других отраслях в прошлом году создан. Таким примером решения задачи импорто-замещения и увеличения добавленной стоимости стало создание компанией «Сады Придонья» полного цикла производства конечной продукции. В Рти-щевском районе компания намерена провести закладку свыше тысячи гектаров садов интенсивного типа, из них более двухсот гектаров - в этом году. Основной проект предусматривает строительство нового производства мощностью 50 тыс. тонн переработки яблок в год. В августе запланирован пробный пуск первой линии.

В 2014 году мы добились значительных темпов роста пищевой и перерабатывающей промышленности. Индекс производства пищевых продуктов составил 116,4%.

Увеличено производство практически по всем видам продовольствия. Особых успехов, как я уже отмечал, мы добились в производстве растительного масла. И если в прошлом году мы превысили необходимую обеспеченность области в 12,5 раз, то с пуском нового маслоэкстракционного завода в городе Балаково мощности по переработке подсолнечника увеличились в 2 раза. По факту область заняла лидирующие позиции в Росси по формированию полноценного масложирового кластера. На переработку свое сырье поставляют более 1000 сельхозпроизводителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В продолжение темы самообеспеченности напомню, что объемы производства колбасных изделий и мясных полуфабрикатов Саратовской области превышают потребность населения области более чем в 4 раза. Почти 80% наших колбасных изделий и мясопродуктов реализуется в других российских регионах.

Должен заметить, что наш АПК уже стал значимым российским экспортером. С урожая прошлого года будет вывезено свыше 1,5 млн тонн местной растениеводческой продукции и продуктов переработки. Считаю необходимым предпринимать дальнейшие усилия по закреплению и расширению рыночных позиций саратовской продукции в других регионах и странах. Для этого региональному министерству экономического развития необходимо систематизировать работу с торговыми представительствами, активизировать участие в выставках продукции межрегионального и всероссийского уровня.

Широкое общественное признание получила практика организации ярмарок сельхозпродукции, которые регулярно проводятся в Саратове и во всех муниципальных районах. Бесплатные места садоводам и огородникам предоставляются на сельхозрын-ках в Юбилейном и других районах Саратова. В прошлом году на рынках в муниципалитетах было предоставлено более 3 тыс. мест.

Население получает возможность покупать продукты на 10-25% ниже цен в торговых сетях. Свидетельством востребованности ярмарок и сель-хозрынков является ежегодный прирост объемов реализуемой на них продукции до 15%.

В прошлом году мы ввели в действие еще один сельскохозяйственный рынок в областном центре, в поселке Солнечный. Успешная работа в этом направлении изучается и тиражируется в большинстве регионов страны.

В текущем году мы уже провели отбор площадок для строительства в Саратове третьего рынка -в Заводском районе, рассматриваем возможность перевода в цивилизованное русло стихийно орга-низванной торговой точки в Ленинском районе. Размещение торговых объектов в разных районах города позволит максимально приблизить недорогую продукцию местных производителей к населению. Хочу подчеркнуть, что в сегодняшних условиях сельхозрынки и ярмарки - самый действенный механизм сдерживания цен на продукты питания в рамках поставленной нами задачи принять исчерпывающие меры по ценовой доступности продуктов питания.

Стабильность на рынке труда также входит в перечень приоритетов, соответствующих сегодняшней социально-экономической ситуации. В прошлом году в атмосфере стабильности сфера занятости беспокойств у нас не вызывала, но, тем не менее, мы заранее предприняли шаги, которые позволяют нам сегодня держать проблему высвобождения под контролем. В прошлом году в области было создано почти 19 тысяч новых рабочих мест, из которых каждое пятое - в промышленности. В текущем году планируется создать еще 18 тысяч. Учитывая, что на сегодняшний день численность безработных - около 13,5 тысяч человек, напряженности на рынке труда не наблюдается. По прогнозам, до конца года ожидается сокращение еще около 7 тысяч человек, но более половины из них планируется трудоустроить на предприятиях, занимающихся импортозамещением, поскольку таким производствам будет оказана господдержка на расширение деятельности, модернизацию фондов, а значит, возрастет потребность в дополнительном привлечении рабочих кадров.

Другим дополнительным шагом на рынке труда станет включение региона в Федеральную программу на получение бюджетных средств для сохранения рабочих мест на предприятиях, испытывающих трудности, а также на переобучение работников для расширяющихся производств. Используя все названные механизмы, мы должны не допустить роста безработицы и сохранить её на прошлогоднем уровне - 1,1%.

Не отклоняясь от намерения обозначить наши позиции по самым чувствительным и значимым для населения сферам, коротко коснусь строительства и здравоохранения.

В прошлом году было построено рекордное количество жилья - 1,5 млн квадратных метров, причем половина от объема введенного многоквартирного жилья - экономкласса. По этим позициям мы первые в ПФО. И в текущем году стоит задача сохранить достигнутую планку.

Как и в сельском хозяйстве, наши успешные практики в строительстве заинтересовали другие регионы. В конце марта 2015 года опыт Саратовской области был транслирован на заседании Совета ПФО при Полпреде в городе Пензе и вызвал большую заинтересованность участников.

Для нас такой подход к повышению доступности жилья принципиально важен еще и потому, что помогает решить проблему переселения граждан из аварийного жилья, а также обеспечить жильем детей-сирот. В 2014 году около 200 детей-сирот и свыше 4 тыс. переселенцев получили новое жилье. По последней категории мы добились показателя, почти в четыре раза превышающего результат предыдущего этапа программы переселения.

Вызывает интерес у соседей по ПФО и наш опыт микрорайоннной застройки. Такая практика обеспечивает не только высокие темпы строительства жилья экономкласса, но и одновременное возведение всех необходимых объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. Такими подходами мы формируем культуру планирования городского пространства. Пусть пока точечно, на отдельно выделенных территориях, но с широкой перспективой внедрения.

Наша особая забота - ветераны. И дело не только в семидесятилетии Великой Победы. Планомерная работа по улучшению жилищных условий участников войны идет постоянно, другое дело, что в юбилейный год она должна идти в режиме особого внимания. В 2014 году жильем было обеспечено 36 ветеранов, в текущем году область получит 42 млн рублей, которые позволят улучшить жилищные условия еще 43-м ветеранам.

В отрасли здравоохранения в прошлом году прошли серьезные структурные преобразования. Все ме-

дицинские учреждения региона переданы в областную собственность. Процесс завершился в январе текущего года. Изменения рассчитаны на повышение эффективности управления, распределения бюджетных средств, использования кадрового потенциала, что уже через какое-то время должны почувствовать на себе наши граждане. Мониторинг удовлетворенности населения качеством медицинских услуг идет постоянно.

На протяжении многих лет продолжалась ситуация, которая порождала напряженность внутри отрасли. Я имею в виду вызывающее вопросы распределение заработной платы между управленческим звеном и медицинским персоналом. То же самое касается проблемы очереди в поликлиниках и невнимательного отношения к пациентам. Сегодня мы ставим задачу эти явления искоренить. В нынешних обстоятельствах контроль будет вестись централизованно и с привлечением общественности.

Организационными подвижками в здравоохранении прошлый год не ограничился. Вышли на поток операции по пересадке кадаверной почки, началась подготовительная работа для выполнения еще более сложных операций по пересадке органов.

Спустя 20 лет мы можем говорить о возрождении санитарной авиации. Сделано уже 11 вылетов в районы, а это, без преувеличения, спасенные жизни, в том числе детские.

Ценным для нас стал и еще один результат за год: регион вошел в тройку российских лидеров по организации диспансерных осмотров населения.

В целом за счет проделанной за последние годы работы практически по всем показателям основных причин смертности наметилась стойкая тенденция к снижению. Смертность населения за 3 года сократилась на 2,6% и достигла самого низкого уровня за последние 16 лет. На этот год мы ставим задачу повысить продолжительность жизни с 70 лет до 72-х. Такое поручение я даю региональному минздраву и всем ответственным структурам. Для её решения помимо системных мероприятий важны такие, как наличие и ценовая доступность медикаментов для населения. В начале текущего года на федеральном уровне разработаны меры, позволяющие регулировать цены на жизненно необходимые лекарства. Региональное министерство подписало соглашения с оптовыми и розничными фармацевтическими организациями по стабилизации цен на лекарства. Ежемесячный мониторинг цен, причем не только на жизненно важные, но и наиболее востребованные населением препараты, позволяет контролировать ситуацию. Также мы держим на контроле уровень запасов лекарств в медучреждениях и для льготников.

2015-й год объявлен Президентом Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. И здесь у

региона за счет системного подхода уже имеются неплохие результаты. За последние 3 года смертность от болезней кровообращения в области снизилась более чем на 8%, а доступность специализированной медицинской помощи увеличилась с 42 до 78%.

Что касается другой социально значимой темы - ликвидации очередности в детские сады, то, как бы часто мы не докладывали о наших результатах, они всегда актуальны. Мы идем четко в соответствии с дорожной картой. За 2014 год создано свыше трех тысяч мест, а с начала вступления в силу указа Президента - более 12 тысяч. Охват дошкольным образованием детей к 2015-му году достиг 97,5 процентов. В прошлом году полностью решена проблема детской очередности в 38 из 42-х муниципалитетах. Для достижения цели отрабатывались все направления - строились новые здания, реконструировались действующие, открывались дополнительные группы в школах. Использовались и будут использоваться вариативные формы - семейные группы и группы кратковременного пребывания. В текущем году бюджетные средства планируется направить территориям, где вопрос стоит наиболее остро - это Саратов и Энгельсский район. В планах - продолжать активно привлекать механизм государственно-частного партнерства, который себя успешно зарекомендовал. Задача, поставленная Президентом страны, -обеспечить к 2016 году стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нами будет выполнена.

Не только количественными параметрами определяется эффективность работы сферы образования, но, прежде всего, - качественными. В прошлом году Саратовская область показала результаты сдачи ЕГЭ выше среднероссийских по большинству предметов. Также сохранилась тенденция роста среднего балла по ряду дисциплин.

В своем прошлогоднем послании региональному министру образования я дал поручение создать систему психологической службы, охватывающую всю область. На сегодня задача выполнена, причем, насколько мне известно, при объективной нехватке специалистов-психологов система выстроена рационально. Теперь самое время столь же основательно заняться здоровьесбережением школьников.

Напомню, что наш регион с 2012 года участвует в Федеральной программе, одно из направлений которой касается здоровья учащихся, а это не только правильное питание и занятия спортом, но и профилактика суицидов, вредных привычек, социальная адаптация подростков. Тема более чем актуальная и важная.

С 2018-го года здоровьесберегающие технологии войдут в федеральный образовательный стан-

дарт старшего звена, а значит, работа по ним во всех школах станет обязательной. Поэтому настойчиво рекомендую министерству образования области, реализующему проект в своих подведомственных учреждениях, за оставшиеся неполные 3 года максимально подготовить школы и кадры. Опыт пилотных площадок уже сегодня должен широко тиражироваться, а самой теме надо придать большую публичность - просветительский элемент здесь необходим. Все что касается физического и морального здоровья молодого поколения, должно быть на особом контроле ответственных структур и конкретных руководителей.

Уважаемые коллеги.

Процесс модернизации экономики и соцсферы продолжается, и остановить его не смогут ни санкции, ни курсы валют. Потому что это единственный путь, который позволит нашей стране оставаться сильной, а каждому региону - повышать конкурентоспособность и устойчиво развиваться.

Но модернизация - процесс более глобальный, охватывающий всё социокультурное пространство, всё наше общество. Я говорю об этом, потому что перехожу на социальный блок. И здесь более важным мне представляется анализ тенденций, явлений в гуманитарной сфере, которые мы наблюдаем последнее время, а также, занимаясь модернизацией, непосредственно создаём.

В этой сфере режим доверия, о котором я уже сегодня не раз говорил, проявляет себя наиболее ощутимо. Доверия между социальными группами, между обществом и властью, между отдельной личностью и государством. Для меня, если говорить образно, консолидация - это большой общий дом, с множеством комнат. Но уют, тепло и комфорт, энергию воссоединения обитателям этого дома обеспечивает зажженный очаг. Тепло этого огня для меня и есть то самое доверие, без которого процесс консолидации будет неполным.

Все 4 часа общения Владимира Путина с народом во время прямой линии прошли в атмосфере особого доверия. Думаю, вы это заметили, уважаемые коллеги. Эксперты тоже сделали упор на доверительном формате встречи. Такие вещи не режиссируются, не продумываются заранее. Доверие либо есть, либо его нет. У нас в стране оно крепнет, и тепла хватает не только тем, кто здесь живет, но и тем, кто к нам приезжает и ищет у нас защиты.

В Саратовскую область в прошлом году приехало 7,5 тысяч беженцев с Украины. Среди них трудоспособные граждане, дети, пенсионеры. Мы постарались никого не оставить без внимания. Кто-то получил временное жилье, кто-то материальную помощь. 2,5 тысячи вынужденных переселенцев

трудоустроены. И это - отражение политики государства.

Другим отражением стало то, что в наших городах, муниципалитетах в последние несколько лет формируются сообщества, городские активисты, для которых благоустройство территории, содержание в порядке собственного двора и дома, личная инициатива, направленная на благо соседей - становятся нормой. Принцип - «моя хата с краю» уходит в прошлое.

Для нас, исполнительной власти, важно и дорого, что открытие в прошлом году моста через Волгу мы отметили как народный праздник с участием жителей всех поколений! Что такими же народными праздниками в области стали День космонавтики, День урожая, дни города и районов, открытие областной филармонии. Не сомневаюсь, что мощнейшей волной радости и участия земляков будут сопровождаться запуск нового аэропорта в 2017-м году и такие значимые события, намеченные на текущий год, как открытие музея трудовой славы, ба-лаковского моста и восстановление старого ТЮЗа. Не говоря о празднике семидесятилетия Победы, который пройдет во всех уголках, в каждом доме, в каждой семье. И, конечно же, все уровни власти сейчас видят для себя задачей номер один достойно провести эти торжества. Достойно и душевно! Но к этому я еще вернусь.

Самым продолжительным праздником для нас стал Год культуры.

Я не буду сейчас рассказывать, как вдохновенно и задорно пели, плясали, играли на саратовской гармонике наши земляки, участвуя в фестивалях народного творчества, многочисленных конкурсах. Все это помнят, как и имена выдающихся деятелей культуры, посетивших наш регион в прошлом году и выступавших на крупных театрально-концертных площадках областного центра. Для меня принципиально важно другое. Год культуры пробудил в наших земляках те духовные начала, которые были заложены поколениями и многовековой историей. И как бы торжественно это ни звучало, но суть действительно в ценностном содержании минувшего Года культуры.

Мы возродили символ народного творчества -саратовскую гармонику. Придали широкий размах развитию ремёсел, активно презентуя творчество мастеров из разных муниципальных районов области, а там есть уникальные промыслы. Мы всерьез и небезосновательно задумались над пересмотром возраста Саратова, отталкиваясь от средневекового Увека. Ставя задачу иметь целостную картину истории саратовского края, мы пришли к пониманию необходимости создания сети малых музеев. Каж-

дый из них - музей трудовой славы, регионального спорта, саратовской гармоники - отдельная глава одной летописи. Отсюда как раз и берут свое начало знание о судьбе народов, живущих рядом, осознание своих корней и культуры. А самое главное -здесь зарождается чувство патриотизма.

Год культуры строился так, чтобы население было не только зрителем, но и активным участником всех событий. Взаимное доверие и взаимная заинтересованность для нас были важнее количества мероприятий, хотя последних было как никогда много. Культура для людей и люди для культуры. Таким принципом мы руководствовались, и полученный эффект, как мне кажется, перекрывает скромную финансовую составляющую отрасли.

Новыми музеями структурное наполнение сферы культуры не ограничивается. Перенос Областного дома работников искусств в помещение бывшего Дома офицеров, перешедшего в региональную собственность, дал новый импульс развитию творческих инициатив и сообществ. В этом месте самоорганизовалась креативная среда. Там проводятся выставки, собирается молодежь, фотографы, художники, архитекторы, искусствоведы, в том числе из столиц и других регионов. Готовятся ресурсы, формируется база, обсуждаются идеи будущего музея современного искусства. Причем не по установке сверху, не по плану, не по инструкции, а в режиме взаимного доверия. Проект создания музея не только предполагает выбор площадки, но он должен включить в себя все лучшие региональные практики. И здесь перед министерством культуры области стоят широкие задачи. В конечном итоге они сводятся к созданию творческого кластера, объединяющего все структуры отрасли, направления деятельности, жанры, поколения. У нас всё для этого есть! Символично, что отмечая 130-летие первого общедоступного провинциального художественного музея, мы всерьез нацелены на открытие музея нового поколения.

Я не случайно делаю такой акцент на этой теме. Она тесно связана с трендом, рассчитанным на ближайшее будущее, - урбанистикой. Потому что урбанистика - понятие, включающее в себя не только обустройство городской среды, современные подходы к использованию окружающего пространства, но и формирование новых моделей коммуникаций власти с населением, с креативным городским сообществом.

Важно, что процесс по этим направлениям уже идет. В прошлом году мы вплотную занялись подготовкой проекта по созданию парковой зоны на землях НИИ «Юго-Восток» с привлечением московского института «Стрелка». По инициативе регио-

нального правительства саратовская городская Дума внесла изменения в муниципальные правила землепользования и застройки территорий, что позволяет четко определить границы исторического центра, регламентировать параметры его застройки, а значит, законодательно обеспечить сохранность.

Второе направление урбанистики, как я уже сказал, - это гражданское общество, люди и коммуникации. В декабре прошлого года в области прошел очередной Гражданский форум, небывалый по своему масштабу и спектру социально значимых тем -от общественно полезной деятельности до противодействия коррупции. Двухдневный марафон, десятки секций и экспертных групп, сотни участников, тысячи вопросов. И главное, что всё это не повисло в воздухе, а находит практическое применение в решении конкретных задач, в том числе и федерального уровня.

В июне прошлого года в рамках выполнения президентского указа в области был создан общественный Совет по проведению независимой оценки качества работы учреждений соцсферы - здравоохранения, образования, спорта, культуры. То есть тех организаций, которые максимально приближены к людям. В Совет не вошел ни один чиновник, тем самым был создан прецедент. За прошлый год силами 25-ти членов Совета - общественников, ученых, журналистов, экспертов были проверены свыше ста восьмидесяти учреждений. В этом году планируется охватить еще 170. Мнение представителей гражданского общества учтено каждой проверенной организацией, что, несомненно, отразится на её дальнейшей работе.

Вот вам пример практического, пошагового создания комфортной среды на своей территории. Свидетельство зрелости наших граждан, их ответственности перед земляками. А еще это яркий пример плодотворных коммуникаций с властью, которая также заинтересована в эффективной работе своих подведомственных учреждений и повышении качества жизни населения.

Сегодня формируется и среда городских активистов, неравнодушных граждан, связанных с культурой, образованием, историей, спортом, коммуникациями. Они самоорганизовываются, чтобы поса-

дить деревья, украсить ограждения заброшенных строений, привести в порядок детские площадки, устроить выставку под открытым небом, провести благотворительную акцию. Не сомневаюсь, что каждый из областных депутатов знает подобные примеры в своих округах. Эти тенденции созидания надо отслеживать, культивировать, поддерживать.

Потому что патриотизм складывается из возможности быть полезным своей малой родине, своему городу и населенному пункту. Когда мы вкладываемся в общественно полезные начинания, то меняется наше отношение ко многим происходящим процессам. Мы начинаем ценить усилия других социальных групп, бизнеса, власти, общественников. Мы видим реальные трудности и отходим от огульной критики. Сопричастность ведет к личной заинтересованности, порождает персональную ответственность и как следствие - гордость за успех в общем деле. Так и рождается патриотизм, о котором в год семидесятилетия Победы мы продолжаем говорить.

А когда патриотом становится каждый, тогда любая задача выполнима. Этот тезис проверен и в 1812, и в 1945, и в 1961 году! Да и сегодняшние трудности нас делают твердыми, собранными, сплоченными! Значит, зёрна Победы проросли в нас, и предки наши не зря проливали кровь на полях сражений.

Считаю, что 9 мая станет общим итогом и прошлого и текущего года. Мы должны отпраздновать так День Победы, настолько безукоризненно организовать парад, митинг, встречи с ветеранами, чтобы молодое поколение почувствовало и личную боль, и общую радость! Дети двухтысячных, символизирующих возрожденную Россию, через каких-нибудь десять лет войдут в большую жизнь. И от того, что сейчас мы заложим в их души, как донесем до них историю страны, с каким доверием передадим лучшие традиции, будет зависеть, выражаясь словами Президента, «гражданский потенциал страны».

Уважаемые коллеги. На этой важной ноте я завершаю своё выступление. Конечно, за час не скажешь того, что сделано за год. Но отвечая на ваши вопросы, я дополню картину итогов социально-экономического развития области.

Спасибо за внимание и доверие.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.