Научная статья на тему 'Итоги реализации ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» за 2008 год и задачи на 2009 год'

Итоги реализации ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» за 2008 год и задачи на 2009 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги реализации ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» за 2008 год и задачи на 2009 год»

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ОЦП «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» ЗА 2008 ГОД И ЗАДАЧИ НА 2009 ГОД

М.С. Салова, к.э.н., заместитель директора Департамента Министерства сельского хозяйства Ульяновской области

Подводя итоги прошедшего года, можно отметить, что благодаря приоритетному национальному проекту «Развитие АПК», ставшему фундаментом для принятия федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Госпрограмма), удалось обеспечить рост сельскохозяйственного производства и добиться первых сдвигов в развитии социальной сферы села.

В настоящее время Госпрограмма является первой и пока единственной из комплексных государственных отраслевых программ, охватывающей развитие как производственной, так и социальной сфер села.

На среднесрочную перспективу в Госпро-грамме определены три главные цели:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции через ускоренную техническую и технологическую модернизацию производства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Реализация Госпрограммы осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Устойчивое развитие сельских территорий;

2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

3. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства;

4. Достижение финансовой устойчивости

хозяйств;

5. Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Госпрограммой предусмотрено исполнение 54 целевых индикаторов, основным из которых является индекс производства продукции в хозяйствах всех категорий. По итогам работы за 2008 год этот показатель по Российской Федерации составил 111%, что на 7 процентных пунктов выше планового показателя.

По Соглашению, заключенному между Правительством Ульяновской области и Министерством сельского хозяйства России о реализации Государственной программы на 2008 год (далее -Соглашение), показатель темпов роста производства был намечен на уровне 102,9%. Фактическое выполнение составило 113,9%, т.е. основной целевой показатель Соглашения значительно перевыполнен. Такого темпа роста сельское хозяйство области не достигало с 1991 года (за исключением 1999 года, когда на фоне аномально низкого урожая 1998 года рост составил 119,4%).

Среди регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) по темпам роста производства продукции сельского хозяйства Ульяновская область заняла первое место.

Во многом этому способствовали оперативно принятые решения по минимизации влияния ценовых диспропорций. В 2008 году из федерального и областного бюджетов дополнительно выделены финансовые средства на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, на комбикорма для свиноводства и птицеводства, на компенсацию затрат на приобретение дизельного топлива.

Сельхозтоваропроизводителям Ульяновской области в прошедшем году перечислено по вышеназванным направлениям из федерального и областного бюджетов более 368 млн. рублей, в

том числе 152,4 млн. рублей субсидий на дизельное топливо, 195,3 млн. рублей субсидий на приобретение минеральных удобрений, 20,3 млн. рублей субсидий на комбикорма.

Одним из основных показателей Соглашения является производство скота и птицы в живом весе во всех категориях хозяйств. По области этот показатель составил 53,9тыс. т., что на 5,2 % больше уровня прошлого года и на 3,8 % - запланированного в Соглашении. Таким образом, запланированный на 2008 год уровень производства скота и птицы на убой выполнен.

Для сравнения: по Российской Федерации уровень производства скота и птицы на убой в живом весе составил за 2008 год 106,5% к уровню прошлого года, в ПФО - 103,3%. По темпам роста среди регионов ПФО Ульяновская область занимает пятое место, в том числе по темпам роста производства в сельхозпредприятиях - первое место.

В целом по области можно выделить одиннадцать муниципальных образований, в которых объёмы производства скота и птицы в 2008 году увеличились к уровню предыдущего года. Это Карсунский, Майнский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Сенги-леевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Ульяновский, Чердаклинский районы.

Следующий показатель Соглашениия -производство молока.

В Российской Федерации уровень производства молока за 2008 год увеличился на 1,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в ПФО - на 1,6%. Наибольшего увеличения объёмов производства молока достигли Саратовская область - на 7,3%, Республика Татарстан - на 4,7%, Оренбургская область - на 4,3 %.

В Ульяновской области во всех категориях хозяйств в 2008 году произведено 286 тыс. 767 тонн молока, что составило 98,8 % к уровню соответствующего периода 2007 года. Наряду с этим многие муниципальные образования увеличили производство молока к уровню прошлого года, это Новомалыклинский - на 6,5%, Карсунский

- на 5,7%, Вешкаймский - на 5,6%, Чердаклинский - на 5,5%, Мелекесский - на 5,4%, Старо-майнский - на 3,8%. Увеличилось производство молока также в Радищевском и Тереньгульском районах. В то же время в 13 муниципальных

районах за этот период производство молока снизилось. Основной причиной снижения про-

изводства молока как в области, так и в целом по стране является сокращение поголовья скота, в частности коров.

По Российской Федерации снижение поголовья крупного рогатого скота по сравнению с прошлым годом составляет - 1,1%, по ПФО -1,3% . Среди регионов ПФО наибольшего снижения поголовья КРС допустили Кировская область (-9,2%), Республика Марий Эл (-8,5%), Нижегородская область (-5,0%). Рост поголовья произошёл только в Саратовской (+7,4%), Оренбургской (+0,2%) областях и Республике Башкортостан (+0,1%).

Основными причинами сокращения численности поголовья скота являются: использование его в качестве источника погашения задолженности по заработной плате, платежам в бюджеты всех уровней, кредитам, на закупку ГСМ, запчастей, по расчётам за электрическую энергию и т.п.. На сокращение численности поголовья также повлияло значительное (более чем в два раза) удорожание концентрированных кормов. В связи с этим на федеральном уровне было принято решение о субсидировании части затрат сельхозтоваропроизводителям средств на приобретение концентрированных кормов для свинокомплексов и птицефабрик.

В целом задача увеличения численности поголовья скота достигается за счёт собственного воспроизводства стада, закупки нетелей и тёлок по лизингу из других регионов РФ и импортной селекции, совершенствования племенной работы в созданных в области восемнадцати племенных организациях. В настоящее время удельный вес племенного поголовья скота в общем стаде составляет 8,6%, что выше, чем в контрольных показателях Соглашения с Минсельхозом России, однако работа в этом направлении будет продолжена.

Несмотря на сокращение поголовья в сельхозпредприятиях области ежемесячно увеличиваются показатели интенсивности отрасли молочного животноводства. По итогам 2008 года средний надой молока на одну корову вырос на 4,1% и составил 3231 кг.

Основным направлением улучшения ситуации в животноводстве, особенно в молочном, является реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации

животноводческих комплексов.

В настоящее время уже практически реализованы: первый этап проекта строительства животноводческого комплекса «Октябрьский» в Учхозе УГСХА на 7800 коров, а также проект реконструкции и модернизации свинокомплекса «Волжский» на 12 тыс. голов в Чердаклинском районе. Начинают реализовываться проекты строительства молочной фермы на 1200 голов в ЗАО «Тетюшское» Ульяновского района, на 1200 голов в ООО «Агро-Гулюшево» Сурского района, на 2000 голов в ООО ПСК «Красная звезда» Ульяновского района.

Реализация этих проектов даст возможность увеличить годовое производство молока по области на 31 тыс. тонн или на 10,8%, а также частично компенсировать сокращение численности поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях области.

Увеличение производства продукции растениеводства в 2008 году составило 129,7% при запланированном в Соглашении 102,9%, т.е. важнейший целевой показатель значительно перевыполнен. В результате впервые за последние шесть лет валовой сбор зерна составил 1 млн. 129 тыс. тонн (147 % к 2007г.). По темпам роста производства зерна Ульяновская область заняла третье место в ПФО. При этом по России и ПФО темпы роста составили соответственно 130,6% и 122,5%.

Это явилось следствием того, что посевные площади по области возросли на 141 тыс. га или на 19% к уровню 2007 года и составили 877,1 тыс. га. Увеличение произошло за счёт ввода в оборот залежных земель. Это самый высокий показатель за последние годы. Темпы роста посевных площадей в Ульяновской области выше, чем в среднем по стране и по Приволжскому федеральному округу.

Значительное влияние на прирост посевных площадей оказала реализация инвестиционных проектов. Наиболее крупные проекты в растениеводстве на территории Ульяновской области реализуют: ООО «Зерновая компания «Поволжье» в Тереньгульском, Сенгилеевском, Цильнинском районах; ООО «РуснРусСантимир» в Мелекес-ском, Новомалыклинском, Старомайнском, Чер-даклинском районах. На территории Карсунско-го, Инзенского, Базарносызганского, Майнского, Кузоватовского, Сенгилеевского, Тереньгульского районов области работает Новосибирская компа-

ния «САХО». Кроме того, инвесторы из Республики Чувашия начали работу в Майнском районе, в Сурском - из Республики Мордовия, в Павловском, Николаевском и Барышском - группа компаний Черкизово, в Радищевском районе - местная компания «Дворцовый ряд». В целом в 2008 году инвесторами засеяно 132,4 тыс. га, что составляет

15.1 % от общей площади посева.

Произошел положительный сдвиг в производстве картофеля и овощей. Валовой сбор овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях составил 13,2 тыс. тонн (роста в 1,9 раза к 2007г.), производство картофеля возросло в 1,6 раза и составило 15,3 тыс. тонн. Ульяновская область по темпам роста производства картофеля заняла первое место, а по темпам роста производства овощей второе место в ПФО.

Выше планового показателя заготовлено кормов - 25,5 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову, это 111% к плану и 104% к уровню прошлого года.

В хозяйствах области подготовлен хороший задел под урожай 2009 года. Озимые зерновые посеяны на площади 346 тыс. га, что на 75 тыс. га больше уровня 2007 года. Такая площадь сева озимых зерновых культур наблюдалась только в 1992 году.

Ежегодно в сельскохозяйственных предприятиях области наращиваются объёмы внесения минеральных удобрений. За 2008 год внесено

26.2 тыс. тонн в действующем веществе, что на

12.2 тыс. тонн или на 87 % выше уровня 2007 года и планового показателя на 2008 год.

Ведется работа по очистке и подготовке к реализации семян высших репродукций. Доведено до посевных кондиций 2800 тонн. Доля элитных посевов составила 13,8 %, при плане - 9,6 %. Перевыполнили предусмотренные в Соглашениях показатели по севу элитными семенами Ульяновский , Карсунский , Чердаклинский и ряд других районов области.

В сельском хозяйстве области в 2008 году обеспечен положительный финансовый результат. Если в 2007 году прибыль составила 745,3 млн. рублей, то в 2008 году она ожидается на уровне 777,3 млн. рублей. Увеличился удельный вес прибыльных хозяйств - с 72% в 2007 году до 80% в 2008.

В 2008 году заработная плата работников сельхозпредприятий продолжала расти более вы-

сокими темпами, чем в среднем по области. Если в среднем по всем отраслям экономики она возросла на 30 %,то в сельском хозяйстве - на 49% и в абсолютном выражении составила 6378 рублей.

В прошлом году продолжилась положительная динамика сокращения задолженности по заработной плате. За год она сократилась с 9,2 млн. рублей до 2,3 млн. рублей или в четыре раза. По сравнению с 1 декабря 2008 г. она снизилась на 555 тыс. рублей или на 20%. Оставшаяся задолженность сосредоточена в хозяйствах, находящихся на разных стадиях банкротства. Работа в данном направлении будет продолжена в текущем году.

Устойчивую положительную динамику приобрели темпы инвестиций в сельское хозяйство. По итогам года индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства области составил 115%. Основным инструментом реализации Госпрограммы является поддержка инвесторов через возможность привлечения в отрасль льготных кредитов. Комплекс мероприятий по субсидированию процентных ставок позволил инвесторам только в 2008 году привлечь в сельское хозяйство области 703 млн. рублей инвестиционных кредитов, что в 2 раза превышает общий объём инвестиций в сельское хозяйство области в 2007 году.

В 2009 году ожидаемый объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства области оценивается на уровне 2,5 млрд. рублей. Основными направлениями инвестирования являются мясо - молочное животноводство и птицеводство.

Таким образом, меры, предпринятые федеральным и областным Правительством, позволили Ульяновской области в целом обеспечить выполнение заданий Госпрограммы на 2008 год.

Задачи на 2009 год весьма напряжённые. Предстоит увеличить производство продукции сельского хозяйства на 3,1%, в том числе животноводства - на 3,3%, растениеводства - на 2,8%. Сельскохозяйственные товаропроизводители должны произвести молока - не менее 302 тыс. тонн, мяса - 58 тыс. тонн, приобрести минеральных удобрений 14,5 тыс. тонн д.в., обновить комбайновый парк на 170 единиц, тракторный парк на 310 единиц.

С 2009 года в Госпрограмме обозначены новые направления ее реализации, в частности:

- поддержка комплексной компактной

застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

Это направление является одной из составных частей федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года»,которая нацелена на качественное повышение уровня жизни на селе, и в ближайшей перспективе будет трансформирована в программу «Устойчивое развитие сельских территорий», предполагающей более масштабные и комплексные решения сельского развития. Концепция этой программы уже рассмотрена 23 декабря 2008 года на совещании в Минсельхозе России.

Одним из мероприятий этой программы является улучшение жилищных условий сельского населения посредством строительства (приобретения) жилья гражданами, проживающими в сельской местности и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

С 2009 года меняется соотношение софи-нансирования уровней бюджетов по данному направлению в сторону увеличения доли федеральных субсидий.

- поддержка экономически значимых региональных программ;

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1096 от 31 декабря 2008 года утверждены Правила распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов. В соответствии с этим Министерством сельского хозяйства Ульяновской области разработаны и представлены на рассмотрение комиссии Минсельхоза России по отбору региональных программ две программы: «Развитие мясного скотоводства в Ульяновской области на 2009-2012 годы» и «Развитие молочного скотоводства в Ульяновской области на 2009-2012 годы». По окончании работы результаты отбора будут доведены до регионов.

- переход к предоставлению субсидий регионам с учётом их бюджетной обеспеченности.

Одним из принципиальных нововведений в методике распределения субсидий регионам Российской Федерации в 2009 году является предоставление субсидий с учётом бюджетной обеспеченности регионов. Правила распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из

федерального бюджета по направлениям реализации Госпрограммы утверждены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Поставленные задачи предстоит решать в непростых экономических условиях, которые сказываются и на функционировании аграрного сектора.

Для достижения целевых параметров Го-спрограммы в текущем году необходимо в первую очередь обеспечить решение важнейших задач, которые находятся под пристальным вниманием федерального центра и областного Правительства, в частности.

- стабильное кредитование сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций;

С 2009 года возрастает размер субсидирования из федерального бюджета затрат на уплату процентов по кредитам с 2/3 ставки рефинансирования Банка России до 80%, а по молочному скотоводству - до 100%. На эти цели увеличение федерального бюджета на 2009 год составит 17 млрд. рублей.

Кроме того, сельхозтоваропроизводителям, занимающимся молочным скотоводством и производством мяса КРС постановление Правительства Российской Федерации № 90 обязывает предусмотреть в 2009 году возмещение из областного бюджета не менее 3 процентных пунктов так называемой «банковской маржи» по кредитам, полученным в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства.

- поддержка доходности сельхозтоваропроизводителей;

Для защиты отечественного рынка продовольствия на федеральном уровне осуществляет-

ся ряд мер таможенно-тарифного регулирования. Так, в 2009 году предусматривается снижение тарифной квоты на импорт мяса птицы на 300 тыс. тонн. Аналогичные меры приняты в отношении свинины, вследствие чего прогнозируется уменьшение импорта этого продукта на 200 тыс. тонн. Рассматриваются вопросы о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на ряд молочных продуктов (сухое молоко, сливочное масло, сыры).

Кроме того, увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» на 25 млрд. рублей для закупки отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования, а также изменение условий лизинга позволит сельхозтоваропроизводителям области приобретать технику и оборудование через ООО «Агротехцентр» с меньшей финансовой нагрузкой по платежам.

ОАО «Россельхозбанк» является основным банком, кредитующим аграрный сектор. На фоне возрастающей потребности в кредитных ресурсах у товаропроизводителей АПК существует вероятность возникновения их дефицита, в связи с чем в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» дополнительно направлено 45 млрд. рублей.

Таким образом, для успешного решения ключевых задач отрасли бюджет Госпрограммы на 2009 год дополнительно увеличен на 87 млрд. рублей.

Мы понимаем, что текущий год будет не из лёгких. Тем не менее, при должной инициативе и ответственности органов власти всех уровней, руководителей предприятий АПК, всех тружеников села нам вполне по силам выполнить производственные и социальные задачи, намеченные в Госпрограмме на 2009 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.