Научная статья на тему 'Сарапул төбәгендә татар эзләре'

Сарапул төбәгендә татар эзләре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чулман елгасы буенда / Сарапул шәһәре / Вятка наместлыгы / Болгарский городок / 1909 елда табылган зур каберлек

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фатхулович Раиф Мәрданов

Материал, подготовленный кандидатом филологических наук Р.Мардановым, освещает историческое прошлое города Сарапула Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сарапул төбәгендә татар эзләре»

а^апул

тв&эг^я^э

тата

а

ЭЗЛЭ^Е

Сарапул — Удмуртия Республикасы-ныц тарихи калаларыныц берсе. Уд-муртиянец башкаласы Ижевск яки бутен шеЬерлере турында суз чыкканда ул тиренец тарихын удмуртлар белен гене бейлеп карыйлар. Лекин аерым тарихи деверлерде Ижевск Ьем Сарапул тебегенец еувелге хуж;алары утрак тормышта яшеген болгар-татарлары булганнар.

Бу мекаледе Ижевск шеЬеренец татар-ларга бейле тарихына Ьем электен Сарапул еязене керген, в хезерге вакытта Эгерж;е районындагы татар авылларына туктал-мыйбыз. Ченки алар хакында аерым языл-ды1.

Чулман елгасы буенда урнашкан Сара-пулныц исеме де серле. Бу атаманыц бо-рынгы болгар-терки теленнвн килуен га-лимнвр двлиллвде. Сарапул шеЬеренец исе-ме Чулманга коя торган елга исеменнвн алынган. Профессор Гомвр Саттаров бу атаманы болгар телендв «сазлы елга» мвгънвсен белдерв дип яза. Татарстанныц Кама Тамагы районы территориясендв, борынгы болгарлар яшвгвн урында да, Сарапул исемле инеш булганлыгы билгеле2. Киров елквсе белвн Татарстан чигендв — Вятка елгасы буенда да Сарапул исемле кул бар3. Республикабызныц Зей районындагы Сарапала (Сврвпвле) авылыныц исеме де Сарапулга аваздаш. Сарапул атамасына бутенче («сары пул» — сары (ягъни, алтын) акча; сары балык — чеге балыгы) фаразлар булса да, Г. Саттаров фикере дересрек бул-са кирек. Ьерхелде, Сарапул атамасыныц мегънесе терки-татар телене бейлелеге — Сарапул шеЬеренде Ьем аныц тиресенде электен терки-татарлар яшегенлегене нигез-ле бер делил булып тора.

ШеЬернец кайчан нигезленгенлеге, елегече яшерен сер булып кала. Рус чыга-накларында, Сарапулныц башлангычы итеп, XVI гасырда Казан ханлыгы яулап алынганнан соц, саклану корылмасы була-рак, шул урында тезелген Вознесенское исемле рус авылы курсетеле. Татарлар бу тебекте килмешеклер итебрек тасвирлана. Югыйсе, рус чыганакларын ныклап ейрен-генде, Сарапул шеЬеренде Ьем Чулман буе-ныц якын тирелеренде, борынгыдан терки-татарлар яшегенлегене делиллер куп. Бу мекалебезде елеге месьелене тулаем Ьем етрафлы тикшеру максатын куймадык, фекать татар тарихчыларыныц игътибарын юнелтерге телибез. Татар тарихы диген чиксез галемне ейрену ечен администра-тив чиклер кирте тугел. Шулай ук тарихы-

.222:

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫМ КАЛЕЙДОСКОП

бызны тикшеру — галимнвребезнеи буры-чы.

Тарихи чыганаклар ишарв итуенчв, Сарапул урынында Болгар, Алтын Урда Ъвм Казан ханлыклары чорында терки-татар-ларньщ каласы булган. Бу тебвктв XVI га-сырда татарларныц утрак тормышта куплвп яшвве турында XIX гасыр рус галимнвре хезмвтлврендв дв язылган4.

Казан ханлыгын руслар яулап алганнан сои Сарапул швЬвре урынында борынгы-дан яшвгвн татарларныи аннан куылып, авылларга таралуын раслый торган архив документлары да бар. Мвсвлвн, Вятка на-местниклыгы оештырылу уиаеннан императрица Екатерина Икенчегв тапшырылган 1780 елгы бер рвсми документта Сарапул швЬвре турында «На сем месте был в старину Болгарской городок, которого жители по завоевании российскими разошлись по деревням» дигвн юллар бар5. Сарапул-дан куылган татарларныи бер елеше бик еракка таралмыйча, купчелеге Чулман, Зур Сарапул Ъвм Кече Сарапул елгалары буен-да авыллар нигезлвп яшвгвннвр. Колонизация кечвйгвн саен, алар акрынлап бу тебвк-твн читке качарга Ъвм кученеп китвргв мвж-бур булганнар. Татарлардан бушап калган авыллар урынына руслар Ъвм удмуртлар урнашкан. XVIII гасырда бу авыллардан татарлар бетенлвй китеп бетквн.

XIX гасыр ахырында Вятка губернасы-ныи статистика идарвсе туплаган мвгълу-матларга караганда, шул чорда саф татар авылларыннан тыш, Сарапул еязендвге 57 рус Ьвм удмурт авылы урыннарында да

вуввл татарлар яшвгвнлеге яисв андагы жир-лврнеи элек татар-башкортларныкы* бул-ганлыгы язылган6. Бу хакта риваятьлвр язып алынган Ъвм шул авылларда иске татар зи-ратлары булуы да курсвтелгвн. Болгар, Алтын Урда чорлары турында вйтелгвн, шул двверлвргв караган терле археологик та-бышлар турында мвгълумат бирелгвн. Бу илле жиде авылныи иллесе Сарапулга 50 ча-крым якынлыкта, в шуларныи егерме алты-сы калага 20 чакрымнан да якынрак булган-лыгын исквртергв кирвк. Ул авыллардан Са-рапулга ии якыны биш чакрымда, в ии ера-гы 135 чакрымда булган. Заманында татарлар яшвгвн ул авылларныи бер елеше хвзер-гвчв терки-татар атамаларын саклап калу-ын да игътибарга алырга кирвк. Тарихыбыз ечен кыйммвтле булган бу статистик мате-риаллар жыентыгыннан кайбер авылларныи тасвирламалары, безнеи тарафтан кыскар-тылган хвлдв, тубвндв твкъдим ителв.

Сарапул швЬврендв 1909 елдагы тезе-леш эшлвре вакытында зур каберлек табы-луы хакында уз чорында матбугатта языл-ган була. XX гасыр башы галимнвре тара-фыннан бу гомуми каберлектв 1351 елда булган ваба эпидемиясеннвн Ъвлак булган теркилвр жирлвнгвнлеге ачыкланган. Сарапул швЬвре урынында болгар-татарлар яшвгвнлегенв ышанычлы булган бу факт-ны совет чоры галимнвре никтер телгв ал-мадылар, хвзер дв илтифат итучелвр курен-ми.

Чыганакларныи текстлары кыскарты-лып, теп несхвдвгечв — рус телендв би-релв.

ИСКЭРМЭЛЭР:

1. Мврданов Р. Иж швЬвре татарлары тарихыннан. - Казан, 2006. - 264 б.; Мврданов Р., Ьадиев И. Эгерже тебвге тарихы. - Казан, 2003. - 176 б.

2. Саттаров Г. Татарстан АССРныи антропотопонимнары. - Казан, 1973. - Б. 267-272.

3. Республика Татарстан: Атлас. - Омск, 2002. - С. 13.

4. Спицын А. К истории Вятских инородцев // Календарь Вятской губернии на 1889 год / Сост. Н. Спасский - Вятка, 1888. - 230 с.

5. РГАДА, ф. 16, оп. 1, д. 777, л. 463.

6. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII. Сарапульский уезд. Ч. II. Подворная опись. -Вятка, 1892. - С. 5, 8, 22-27, 55, 61, 63-66, 71-75, 77, 78, 108-114, 130, 138, 141, 143, 164, 165.

* Башкорт сузе монда миллвтне тугел, сословиене белдерв. Сарапул еязе турындагы хезмвтнеи узендв ук, мвсвлвн, хвзерге Эгерже районына керв торган авыллардан Исвнбай турында язганда: «населяют деревню татары, принадлежащие к сословию собственников-башкир» — дип, Касай турында: «жители — татары, магометанского вероисповедания, принадлежащие к трем сословиям: 1) тептярей, 2) башкир вотчинников и 3) бывших государственных крестьян» — дип язылган (Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII. Сарапульский уезд. Ч. II. Подворная опись. - Вятка, 1892. - С. 52-53).

САРАПУЛ ТОБдГЕНДд ТАТАР ЭЗЛЭРЕ

Г223

Могилы, открытые в городе Сарапуле на Оползине

В последних числах мая и начале июня месяца настоящего года при производстве земляных работ для устройства водопровода в городе Сарапул, на соседней с городом Старцевой горе рабочими были обнаружены человеческие кости. После внимательного расследования места открыты были две могилы, наполненные костями погребенных в них людей различного пола и возраста. Могилы были различной величины. Одна - достигала в длину приблизительно 8 сажень, имела направление с востока на запад и была расположена южнее второй на несколько сажень. Другая - в длину была саженей около трех и шла параллельно [с] первой. Глубина той и другой могилы равнялась приблизительно сажени, а ширина - аршинам четырем-пяти. От поверхности земли могилы находились на одинаковой глубине, не более аршина, если не считать случайных неровностей самого места. Вследствие небольшого склона к Каме кости первой могилы находились в начале раскопок от поверхности земли вершка на 2-3. Обе могилы были обложены деревом. Рядом с северной могилой почти вплотную были расположены, по-видимому, погребные ямы, давно засыпанные землей.

По находкам, оказавшимся в этих могилах, можно заметить между ними некоторую разницу. В южной могиле не найдено ни одного креста, в северной же оказалось несколько десятков четырехконечных крестов, причем некоторые были завернуты в холщовую тряпку.

Была разница и в способе погребения трупов. Трупы младенцев, погребенных в южной могиле, оказались завернутыми в бересту, большие же трупы, по-видимому, были завернуты в холст. В северной могиле раскопками не обнаружено присутствия ни того, ни другого. Здесь была найдена одна только старинная пуговица, переданная в Сара-пульский музей вместе с несколькими крестами.

При могилах найден небольшой клад серебряных монет (ефимки) времени Михаила Федоровича (1613-1645 гг.), на которых сохранилась надпись: «Царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси».

Что касается погребения трупов, то они были просто свалены в той и другой могиле. Только в направлении трупов в большой могиле замечалось более правильности: трупы имели направление ногами на восток, хотя младенцы, завернутые в бересту, находились под углом к ним. Все трупы лежали в могилах совершенно неправильно: на спине, на животе, на боках, что можно видеть на фотографии, сделанной с черепов в их нетронутом положении, хранящейся в Сарапульском музее. Повреждений костей и черепов каким-либо огнестрельным или холодным оружием совершенно не обнаружено; одна часть костей истлела от времени, другая же сохранилась порядочно. По сообщению доктора М. М. Хомякова из Казани, до 80 % увезенных им черепов, взятых не из могил, а из общей груды уже выкопанных скелетов, были монгольского происхождения. Этим ограничились все находки на Оползине.

Возникает вопрос, кому же принадлежали открытые могилы и к какому времени относятся они и те монгольские черепа, которые извлечены из могил?

Для решения этих вопросов необходимо сделать историческую справку о прошлом города Сарапула и окружающих его мест.

В XII веке в местах, прилегавших к нынешнему городу Сарапулу, обитали болгары. Они имели тогда уже свои города и столицу, которые подвергались по временам нападениям русских князей. В 1164 году владимиросуздальский князь Андрей Боголюбский предпринимал поход против болгар, взял их город Бряхимов с крепостью, от которой осталось нынешнее «Чертово городище», близ города Елабуги, а в 1222 году русскими князьями были разорены города Жукотин близ Чистополя и Ошель близ устья Камы. Во время борьбы русских князей с болгарами и их разными соплеменниками соседями начались русская колонизация Прикамского края и окончательное исчезновение болгарских городов. Река Кама, являясь одним из главных путей, ведущих русских колонистов на Вятку, скоро, конечно, была заселена и сама русскими. И Иоанн Грозный, предприняв поход на Казань в 1552 году, имел уже деятельную поддержку в борьбе с татарами от русских, обитавших в Прикамье. В конце XVI века Сарапул упоминается уже в актах. «В Сарапуле и Сиве ловят рыбу из оброков и пермячьи их хмель берут от Осы...» В 1619 году взбунтовавшиеся казанские татары, башкиры, чуваши, черемисы и вотяки «пригороды Сарапул и Осу держали в осаде». По дозорной книге 1621 года в селе Вознесенском, что на Сарапуле*, было 195 дворов, т. е. до тысячи или более жителей. [...]

* Выражение «что на Сарапуле» дает основание предполагать существование древнего болгарского или башкирского города Сарапула, так как «Сарапуло» — слово именно болгарское (здесь и далее подстрочные примечания авторов документа.— Р. М.).

д

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Таким образом, историческая справка о прошлом Сарапула достаточно уясняет присутствие в могилах черепов монгольского типа вместе с христианскими погребениями русских, очевидно, живших когда-то в соседстве. Обширность могил указывает на то, что это были общие могилы для погребения умерших.

Время происхождения этих могил приблизительно могут наметить найденные монеты времен Михаила Федоровича, т. е. могилы предположительно можно относить ко времени начала XVII столетия*.

Что же было причиной общих могил, в которых погребены спешно и в беспорядке многочисленные трупы женщин, мужчин и детей?

Исторические справки о причинах такого явления указывают на эпидемии, часто посещавшие город Сарапул. К истории именно эпидемий, и в частности чумы, а не битв по причине отсутствия следов оружия на черепах нужно относить эти общие могилы. «Чума в России, пишет врач Ф. Стрельцов в своей корреспонденции, впервые появилась в XI столетии, затем появлялась в XIII веке, а самая страшная эпидемия, получившая название "черной смерти", разразилась в Европе в XIV веке и в 1351 году двумя путями через Польшу и Астрахань проникла в Россию. Смертность от этой эпидемии превзошла все эпидемии, когда-либо бывшие до и после того».

В Сарапуле «моровая язва», которую надо считать чумой, появлялась затем в 1607 году и в 1657 году. В последнюю из этих эпидемий мертвых было также множество, что священники не успевали хоронить их. Много людских трупов валялось без призора в городах и селах по улицам. Сопоставив все эти хронологические данные, следует прийти к заключению, что большая могила, расположенная южнее, явилась результатом чумной эпидемии, бывшей в 1351 году, а так как в это время на Оползине жили башкиры, то и кости, следовательно, принадлежат башкирам, относящимся к монгольскому племени. Северная же могила, меньшая размерами, наполнена костями русских, погибших во время чумы 1607 года или, скорее всего, 1657 года, которая, по-видимому, отличалась большей силой, по сравнению с предыдущей. Что обе могилы столь давнего происхождения, помимо вышеизложенных соображений, служит доказательством и то обстоятельство, что не уцелело волос, которые были находимы при раскопках лет 18 тому назад на Соборной площади, где вырывались трупы, пробывшие в земле больше столетия, так как кладбище с этой площади было переведено на Троицкую в 1772 году. [...]

Таким образом, выясняется происхождение могил, открытых в городе Сарапуле на Оползине. Это общие могилы, принадлежащие, одна - южная, более древняя, болгарам или их соплеменникам башкирам, погибшим от чумы, и относится к XIV столетию, другая же - русским христианам, погибшим от той же болезни в XVII веке.

Сообщил В. Емельянов.

Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1909 год. Вып. !-Ш. - Вятка, 1909. - С. 72-78.

№ 2.

Исторические сведения города Сарапула**

Когда и кем основан город Сарапул, определить с исторической верностью трудно. Обращаясь к самому слову «сарапул», некоторые думают, что это слово болгарское, и потому самое основание города приписывают болгарам, жители которого при завоевании здешней страны русскими разошлись по разным селениям. Однако это мнение кажется сомнительным, потому что болгары по Каме выше Елабуги едва ли поднимались; по крайней мере, нет никаких сказаний или памятников, которые бы свидетельствовали о существовании в Сарапульском крае болгар. Положительно известно то, что здесь прежде жили вотяки и черемисы, которых предание называет «белоглазой чудью». Недалеко от Сарапула, около села Ярамасского, на горе, при Каме находилось какое-то чудское селение, обнесенное земляным валом, известное в народе под именем «Чупи-

* Могут ли монеты правильно определить время происхождения этих могил, утверждать не решаемся. В корреспонденциях определенно не говорится, что монеты найдены именно в могилах. Может быть, они были отдельным кладом?

** Помещая настоящую статью, мы прежде всего находим нужным сказать, что она составлена 12 лет тому назад и лишь в недавнее время поступила в наше распоряжение. Мы печатаем ее с согласия автора, который, кроме того, обещал нам прислать и другие исторические сведения о Сарапуле, имея возможность составить их на основании записей одного сарапульского старожила. Сведения для настоящей статьи заимствованы большей частью из дел упраздненного Сарапульского духовного правления и рассказов сарапульских старожилов; частью заимствованы из «Казанского вестника» и «Землеописания Российской империи» профессора Зябловского (1810 г.).

САРАПУЛ ТОБдГЕНДд ТАТАР ЭЗЛЭРЕ

Г225

хи». В соседстве с чудью, на другом берегу реки Камы жили башкиры, находившиеся с чудью в дружественных отношениях и помогавшие друг другу грабить и нападать на русские селения. [...]

Около Сарапула прежде действительно жили татары*, которые после нашествия сюда русских переселенцев стали оставлять свои жилища и уходить далее от Камы. В настоящее время из числа татарских деревень известны: Сигаево** в 5 верстах от города, Татаркино, Атабаево и, кажется, Кигбаево. Вероятно, были и другие деревни татарские, которых в настоящее время уже не существует. Можно думать, что татары-переселенцы селились около двух рек, которые вследствие сего получили наименование Сарапулок, от соседства с которыми село Вознесенское стало именоваться впоследствии времени Сарапулом. [...]

У подошвы Старческой горы, под вековыми соснами, у ручья, известного под именем Юрманки, заслоненного с трех сторон лесами, на берегу реки Камы в 1599 году** было положено основание селу Вознесенскому, или Сарапулу, какими-то выходцами для удержания бунтовавших в то время башкир от нападений на селения, лежащие по эту сторону Камы и для пресечения связи между ними и вотяками. [...]

Новозаведенное село Вознесенское, впоследствии времени сделавшееся известным под именем Сарапула, находилось в ведении Казанской губернии и состояло, говорят, в уезде Каракульском, которое прежде было крепостью или пригородом***. [... ] [А. Никольский.]

Вятские губернские ведомости. - 1883. - № 92. - 16 ноября.

№ 3.

Краткие описания селений Сарапульского уезда

Село Галаново - расположено в 1,5 верст[ах] от реки Камы. От уездного города село находится в 43 верстах. Населяют его русские. Местность эта прежде находилась во владении Орды. Крестьяне находили мамонтовы кости и разные древние изделия: посуду, украшения, оружие и прочее, но все эти находки затерялись.

Деревня Костоватова (Опалиха) - расположена при речке Ветлянке, в 50 верстах от уездного города. Населяют деревню русские. Первые переселенцы приехали сюда около 200 лет тому назад. Местность эта прежде была заселена татарами-башкирами, от которых переселенцы и приобрели землю, будто бы в свою собственность.

Деревня Болгуры (по словам одних крестьян, деревня получила свое название от «бугров» - холмов, которыми изобилует эта местность, а по словам других - от народа болгар, жившего в прежнее время при устье р. Камы) - расположена при речке Болга-ринке, в 60 вер[стах] от города.

Село Киясово - расположено при речке Киясовке, в 50 верстах от г. Сарапула. Население его состоит из русских. Селение основано более 100 лет тому назад. Местность, на которой находится село, прежде была заселена черемисами и татарами. От этих народностей осталось кладбище, занятое теперь усадьбой. В окрестностях находят стрелы, по предположению оставшиеся от Пугачева.

Деревня Татаркина - расположена при речке Малоховке, в 18 вер[стах] от уездного города и в 2 верстах от села Козлова. Населяют ее русские. Возникло селение, как предполагают, около 200 лет тому назад. В прежние же времена здесь жили татары, отсюда и название деревни «Татаркина».

Село Мазунино - расположено при речке Момылевке, в 25 вер[стах] от уездного города. Население состоит из русских. Село существует с 1743 года. До этого здесь была деревня того же имени с татарским населением. По имени одного из татар - Мазуя деревня и получила свое название. В двух верстах от села имеются ломки камня, где находят много человеческих скелетов, нередко с металлическими украшениями на руках и шее. Эти металлические вещи очень легко рассыпались вследствие сильной ржав-

* Татары говорят, что в Сарапульском уезде прежде были их земли.

** Сигаево, по-татарски Шигаево, получило название, как говорят татары, от дедушки Шигая, переселившегося сюда на починок из деревни Утегановой (между Кулюшевым и Ермолаевым). ** По документам Сарапульского духовного правления значится: соборная Вознесенская церковь и Покровская построены до писцовых книг.

*** В Каракулине находился воевода и протоиерей при Каракульском соборе. Остатки Каракульской крепости и по сию пору еще видны.

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

чины. Предполагают, что скелеты, выкапываемые здесь, принадлежат аборигенам -татарам, которые, судя по величине черепов и голеней, были громадного роста.

Село Кигбаево - расположено при р. Сарапулке, при впадении речек Колбихи и Кигбаихи, от города Сарапула в 17 вер[стах]. Население состоит из русских. О времени возникновения села ничего неизвестно, можно только предполагать, что оно основано очень давно и существует, вероятно, более 300 лет. В округе это самое древнее селение после Бобровки. Первые поселенцы, появившиеся также неизвестно откуда, купили землю у жившего на Кигбаихе татарина Кигбая, по имени которого названо и самое купленное место. Купившие землю поселились на речке Колбихе, отдельно от татар. Из следов татарских поселений можно указать на так называемую стариками «Каменскую колокольню» - место, куда будто бы ездил Кигбай молиться. Вблизи села сохранились остатки от плотины, бывшей татарской мельницы.

Деревня Глухово - лежит на речке Сарапулке, в 16 вер[стах] от города Сарапула, в 1 версте от Кигбаева. Населяют ее русские. О времени основания никто не помнит. Прежде здесь жили татары, от которых поселенцы и купили землю. На прежних местах татарских поселений крестьяне иногда находят серебряные монеты клинообразной формы.

Деревня Борисова (Обросово) - расположена при речке Небеговке, в 10 верстах от уездного города. Население состоит из русских. Основана деревня приблизительно 300 лет тому назад переселенцами из-под Москвы. Местность эту прежде заселяли татары, которые потом удалились за Каму и образовали там новую деревню Борисовку (в Бирс-ком уезде Уфимской губернии).

Деревня Костина - расположена при речке Малой Сарапулке, в 9 верстах от уездного города. Жители - русские. Селение это было заселено прежде татарами. На расстоянии версты от деревни находится урочище, которое теперь зовется «мочальника-ми». По рассказам стариков, здесь прежде было татарское кладбище.

Деревня Сигаева - расположена при речке Сарапулке, в 5 верстах от уездного города. Жители - русские. Говорят, что на этом месте сначала жили татары, потом черемисы и, наконец, русские и что деревня получила свое название от имени татарина Сигая.

Деревня Митрошина (Панькова) - расположена при речке Ленчихе, в 18 верстах от уездного города. Жители - русские. Первые переселенцы приехали сюда около 400 лет тому назад. До этого времени здесь жили будто бы татары. В середине деревни находится так называемая «татарская яма», имеющая около 30 саж[ень] в диаметре. При вывозе из этой ямы земли (около 60 лет назад) для поправки дороги нашли трехугольные - серебряную и медную монеты, старинные медные серьги, браслеты, цепочки, обломки от медных котлов или горшков и пр.

Деревня Шевырялова - расположена при речке Шевыряловке, в 7,5 верст[ах] от уездного города. Жители - русские. Возникла деревня около 250-300 лет тому назад. Местность эта прежде была заселена башкирами, памятником чего осталось кладбище, находящееся в 200 саж[енях] от деревни на северо-восток, называемое теперь «моги-лищами». Крестьяне находили чугунные шарики и копье.

Починок Богдановский (Ужекшур) - расположен при речке Ужекшур, [в] 135 верст[ах] от уездного города. Населяют починок вотяки и русские. До них здесь жили будто бы татары. У одного домохозяина хранится несколько татарских монет XI и XII столетий. Он же отослал 410 штук таких монет в монетный двор. В окрестностях лежит старинное татарское кладбище, уже распаханное.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII. Сарапульский уезд. Ч. II. Подворная опись. -

Вятка, 1892. - С. 23, 55, 61, 66, 72, 75, 108, 110, 111, 114, 138.

Раиф Мэрданов,

филология фэннэре кандидаты

РЕЗЮМЕ

Материал, подготовленный кандидатом филологических наук Раифом Мардановым, освещает историческое прошлое г. Сарапул Удмуртской Республики.

САРАПУЛ ТвБЭГЕНДЭ ТАТАР ЭЗЛЭРЕ

Г227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.