Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ТАТАР ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ К МУСУЛЬМАНСКОМУ И РУССКОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗЕМСКОЙ СТАТИСТИКИ)'

ОТНОШЕНИЕ ТАТАР ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ К МУСУЛЬМАНСКОМУ И РУССКОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗЕМСКОЙ СТАТИСТИКИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / МУСУЛЬМАНЕ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ / ЗЕМСТВО / ГРАМОТНОСТЬ / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Субботина Анна Михайловна

В статье на основе анализа данных земского издания «Материалы по статистике Вятской губернии» (1886-1900 гг.) и других документов исследуется уровень грамотности и отношение татар-мусульман к конфессиональным и общеобразовательным школам. Делается вывод о предпочтении мусульманским татарским населением Вятской губернии собственных учебных заведений и нежелание обучать детей в русскоязычных земских и других школах, что оценивается как стремление сохранять и защищать собственную культуру от внешнего (русского и православного) влияния. Сравнение с другими, проживавшими в Вятской губернии народами, позволяет сделать вывод о том, что уровень знания русской грамоты татарами на рубеже 1880-1890-х гг. был невысоким и сопоставим с удмуртами и марийцами. Мусульманское образование способствовало распространению татарской грамоты не только среди мужчин, но и среди женщин. Общий уровень грамотности крестьянского населения Вятской губернии в конце XIX в. оставался низким, что было одной из причин пристального внимания к школьному делу со стороны земства и местной учебной администрации. В своей образовательной деятельности земства и другие учреждения должны были учитывать этноконфессиональную специфику жителей края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF TATARS TO THE MUSLIM AND THE RUSSIAN EDUCATION IN VYATKA PROVINCE (ON ZEMSTVO STATISTICS MATERIALS)

The article analyzes the "Materials on statistics of Vyatka province" (1886-1900) and other zemstvo (territorial self-government institutions) documents. The author examines the level of literacy and the attitude of Muslim Tatars to religious and general primary and secondary schools. The author concludes that the Muslim Tatar population in the Vyatka province of Russia visited their own educational institutions. Tatars had not wanted to teach children in Russian schools. They sought to preserve and protect their own culture from Russian and Orthodox influence. The author compares the level of literacy of different peoples in Vyatka province. Tatars, Udmurts, Mari at the turn of 1880s-1890s knew little Russian language. Muslim education contributed to the spread of Tatar literacy not only among men but also among women. The General level of literacy of the peasant population of the Vyatka province was low in the late twentieth century. This was one of the reasons that zemstvo and local educational administration paid great attention to the development of school education. Zemstvo and other organizations had to take into account in their activities the ethnic and confessional specifics of the region.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ТАТАР ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ К МУСУЛЬМАНСКОМУ И РУССКОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗЕМСКОЙ СТАТИСТИКИ)»

УДК 94(470.342)"18

А.М. Субботина

Отношение татар Вятской губернии к мусульманскому и русскоязычному образованию (по материалам земской статистики)*

В статье на основе анализа данных земского издания «Материалы по статистике Вятской губернии» (1886-1900 гг.) и других документов исследуется уровень грамотности и отношение татар-мусульман к конфессиональным и общеобразовательным школам. Делается вывод о предпочтении мусульманским татарским населением Вятской губернии собственных учебных заведений и нежелание обучать детей в русскоязычных земских и других школах, что оценивается как стремление сохранять и защищать собственную культуру от внешнего (русского и православного) влияния. Сравнение с другими, проживавшими в Вятской губернии народами, позволяет сделать вывод о том, что уровень знания русской грамоты татарами на рубеже 1880-1890-х гг. был невысоким и сопоставим с удмуртами и марийцами. Мусульманское образование способствовало распространению татарской грамоты не только среди мужчин, но и среди женщин. Общий уровень грамотности крестьянского населения Вятской губернии в конце XIX в. оставался низким, что было одной из причин пристального внимания к школьному делу со стороны земства и местной учебной администрации. В своей образовательной деятельности земства и другие учреждения должны были учитывать этноконфес-сиональную специфику жителей края.

Ключевые слова: татары, мусульмане, мусульманские школы, земство, грамотность, Вятская губерния.

Вторая половина XIX - начало XX в. в России - это время активного развития образования. Благодаря усилиям Министерства народного просвещения, органов самоуправления и других организаций школа стала более доступной, грамотность населения постепенно росла. Несмотря на проявившееся стремление унифицировать процесс обучения, в тот период полного единообразия достичь не удалось. Приходилось учитывать различия в культурных ориентациях проживавших на территории страны народов. Мусульмане в большинстве своем негативно относились к новым школам, предпочитая отдавать детей в свои конфессиональные учебные заведения. В статье рассматривается, как данное обстоятельство влияло на уровень грамотности и развитие образования среди татар-мусульман Вятской губернии.

Р.А. Гимазова (Гимазова, 2012), А.М. Рафиков (Рафиков, 2009) и другие современные авторы отмечают, что татары Вятской губернии, как и

* Статья подготовлена при поддержке Комплексной программы фундаментальных научных исследований УрО РАН, проект № 18-6-6-38 «Цивилизационное пространство Урало-Поволжья: социально-демографические характеристики, политико-экономический статус, этнокультурные традиции».

других регионов России, располагая собственными мусульманскими школами, отдавали предпочтение им по сравнению с другими типами учебных заведений. Материалы земской статистики и другие земские документы это подтверждают.

В исторической литературе имеются примеры использования данных земских подворных переписей не только для характеристики социально-экономических вопросов, но и для изучения показателей культурного развития. О.В. Кошина и А.О. Сыромясов в своем исследовании рассматривают материалы подворных переписей Пензенского губернского земства 1911-1913 гг. с точки зрения зависимости уровня грамотности от категории и этнической принадлежности крестьян. Они отмечают, что в 7,7% татарских бывших государственных крестьянских хозяйств Пензенской губернии в 1911-1913 гг. были грамотные и учащиеся по-русски, в 36% мужчины-работники грамотные по-татарски (Кошина, 2013, с. 99-100).

В 1880-1890-е гг. Вятское губернское земство проводило большое статистическое обследование губернии. Его результаты опубликованы в многотомном издании «Материалы по статистике Вятской губернии». Помимо сведений о количестве населения, его занятиях, землевладении и других сторонах хозяйственной жизни, в этом издании содержатся данные об образовании, количестве грамотных, учащихся, распространении книги. Собранные сведения сгруппированы по уездам, волостям, населенным пунктам, народам и др. Благодаря этому можно оценить как общий уровень образованности крестьянского населения губернии, так и этническую специфику. К недостаткам этого издания можно отнести то, что данные по разным уездам собирались неодновременно и по несколько отличающимся программам. Разница во времени между сведениями по Малмыжскому (1886 г.) и Слободскому (1896 г.) уездам составляет 10 лет. Материалы по Уржумскому уезду учитывают распространение среди татар только русской грамоты, в то время как в большинстве уездов представлены данные без разделения на грамотность «по-русски» и «по-своему».

В 1880-1890-е гг. на долю татар в трехмиллионном населении Вятской губернии приходилось 4%, или более 100000 человек. Наиболее представительными по количеству татар были Елабужский и Малмыжский уезды. Локальное проживание татар в отдельных населенных пунктах и даже целых волостях было характерно также для Сарапульского, Уржумского, Слободского и Глазовского уездов. Современники отмечали своеобразную культурную закрытость татар-мусульман от внешнего мира. «Для татар жизнь крупными компактными массами вытекает из религиозных требований, так как каждая деревня считает для себя обязанностью иметь мечеть и содержать муллу; для мелких поселян удовлетворение такого требования стоит довольно дорого и подчас даже совершенно невыполнимо» (Мал-мыжский уезд, 1886, ч. I, с. 15). С. Нурминский, анализируя более ранние статистические данные, обращал внимание на то, что при каждой мечети

открывалась школа (Нурминский, 1871, с. 4). Если поселение было крупным, то в нем могло быть несколько мечетей и несколько школ. В башкирской деревне Исенбай Сарапульского уезда при трех мечетях четыре муллы вели обучение детей (Сарапульский уезд, 1892, прил., с. 51-55). На одну мечеть, а, следовательно, и на мусульманскую школу, в крае приходилось в разных уездах примерно от 700 до 1500 мусульман (Берестова, 2005, с. 117). По этому показателю мусульмане были гораздо лучше обеспечены, чем православные, у которых на один храм приходилось в среднем по губернии 3726 верующих (Берестова, 2005, с. 41).

Такой достаточно закрытый образ жизни приводил к тому, что любое вмешательство в него встречалось негативно и рассматривалось как покушение на культурную самобытность. Земские статистики отмечали трудности в сборе данных об образовании среди мусульман: «В большинстве селений татары отказались сообщить точные сведения о числе грамотных и учащихся... они сделали такое заключение, что земство и администрация имеют намерение открывать среди татарского населения русские православные школы» (Малмыжский уезд, 1886, ч. II, с. 14).

Татары-мусульмане отдавали предпочтение конфессиональным учебным заведениям. Они открывались при мечетях, не имели стабильного финансирования и содержались на благотворительных началах. В мектебе преподавались основы исламского вероучения, чтение и письмо по-татарски и по-арабски, начала арифметики. Обучение велось индивидуально по книгам. Установленных сроков обучения не было. Учащимися были мальчики 8-14 лет. Девочки получали начальные знания отдельно от мальчиков у жены муллы без обучения письму (Мухаметшин, 2009, с. 80). Медресе предоставляло возможность получить духовное образование повышенного уровня, что было необходимо для дальнейшего служения на религиозном и образовательном поприще. Продолжительность обучения не была установлена. Возраст учащихся был 10-20 лет. Программа медресе включала некоторые светские предметы, которые служили целям лучшего освоения богословского образования. Традиционный курс предполагал изучение «этимологии (сарф) и синтаксиса (наху) арабского языка, логики (мантыйк), философии (хикмет), догматики (акаид) и мусульманского права (фикх). Формальные ступени образования не были установлены». «Показателем продвижения в учении являлись изучаемые книги, так как учебный курс медресе состоял из набора строго чередующихся друг за другом общепринятых книг, написанных еще в Х1-ХУ1 вв.» (Бакирова, 2004, с. 24). В конце XIX - начале XX в., благодаря просветительской деятельности Нигматуллиных-Буби, известность получило медресе в деревне Иж-Бобья Агрызской волости Сарапульского уезда, где по некоторым данным оно существовало с конца XVШ в. К 1895 г. медресе имело четыре здания и столовую. С 1857 г. здесь также работало женское медресе (Гимазова, 2004, с. 11-12). Интересно, что в «Материалах по статистике Вятской губернии» в Иж-Бобье в начале 1890-х гг.

на 1310 татар указано всего 5 грамотных в 4 дворах, 4 экземпляра книг в одном дворе и ни одного учащегося, что еще раз подчеркивает нежелание некоторых мусульман делиться информацией с земскими статистиками. В деревне Агрыз, например, на 2728 человек татарского населения названо уже 109 грамотных, 12 учащихся и 10 экземпляров книг (Сарапульский уезд, 1892, с. 2-4).

Земские школы, также как и церковно-приходские, не пользовались популярностью у татар-мусульман. В 1890 г. в Елабужском уезде из 971 учащегося татарина только 41 получал образование в земской школе, что составило всего 4% (Елабужский уезд, 1889, с. 100). Неудивительно поэтому, что русский язык и русская грамота в тот период были знакомы немногим татарам. В Уржумском уезде таких было 0,2% (Уржумский уезд, 1887, с. 8). По мнению земских статистиков, «относительно русской грамотности татары стоят вряд ли не ниже, чем черемисы [марийцы], так как последняя у них может быть только случайная по отсутствию русско-татарских школ и особой религиозной изолированности» (Малмыжский уезд, Ч. II, с. 15). В то же время «по-своему» из татар оказались многие грамотны не только из мужчин, но и из женщин». Анализируя данные по Малмыжскому уезду, земские статистики отмечали: «Также значительная часть татарских детей школьного возраста оказалась обучающейся в татарских школах. Особенно поражает среди татарского населения число женщин, объявивших себя грамотными (по-татарски), равно как и учащихся девочек» (Малмыжский уезд, 1886, ч. II, с. 14). Процент грамотных женщин у татарского населения мог быть выше, чем у русских. В конце 1880-х гг. грамотные и учащиеся женщины у татар уезда составили 4%, русских - 1,4%, удмуртов - 0,1%. Грамотность русских мужчин была выше, чем татарских. Среди русских мужчин уезда на долю грамотных и учащихся приходилось 14,6%, татар - 5,5%, удмуртов - 3,6%, марийцев -1,4% (Малмыжский уезд, 1886, ч. II, с. 15). Самые высокие показатели образованности татарских мужчин были в Елабужском (7,8%) и Сарапуль-ском (7,9%) уездах. Грамотных и учащихся женщин-татарок здесь оказалось 4,2 и 2,1% соответственно (Елабужский уезд, 1889, с. 101; Сарапульский уезд, 1892, с. 502). По сравнению с 1860-ми годами наблюдался некоторый рост грамотности среди татар. По данным Сарапульского земства, в 1867 г. грамотные мужчины составляли 5% (Сборник постановлений, 1903, с. 315), то есть за 20 лет рост этого показателя составил 2,9%. При анализе результатов нужно помнить, что для русских, удмуртов и марийцев имелась в виду русская грамота, а для татар - преимущественно «по-своему». Кроме того, как отмечалось выше, многие татары отказывались давать сведения о грамотности и образовании.

Данные по Елабужскому и Сарапульскому уезду позволяют выяснить, насколько распространена была книга среди татар. По количеству имеющихся во владении у крестьян этих уездов книг татары уступали по-

уездным показателям. Если в Сарапульском уезде в целом 18% крестьянских дворов располагали собственными книгами, то среди татар всего 7,2%. В Елабужском уезде этот показатель был ниже, 2,1% против 9% по уезду. На 100 грамотных в Елабужском уезде приходилось 90 экземпляров книг, у татар уезда - 23 экземпляра (Елабужский уезд, 1889, с. 71). В Са-рапульском уезде этот показатель был соответственно 198 и 236 экземпляров (Сарапульский уезд, 1892, с. 501).

Земства края стремились разными способами привлечь мусульман в открываемые ими училища и к изучению русской грамоты. Сарапульское земство с этой целью обращалось к Оренбургскому магометанскому духовному собранию. Подобные действия земства часто наталкивались на сопротивление мусульманского населения. В 1869 г. Сарапульское уездное земское собрание отмечало, что, несмотря на сделанное Оренбургским магометанским правлением распоряжение о привлечении к русской грамоте детей мусульман, встречается противодействие этому со стороны исембаевского муллы. Анализируя ситуацию в целом, земство отметило, что обучение в мусульманских селениях русской грамоте ведется плохо и из трех школ одну пришлось закрыть по причине недостатка учеников. Также земское собрание высказалось за желательность получения муллами общего образования (Сборник постановлений, 1903, с. 330). В 1903 г. Сарапульским земством вновь был поднят вопрос об обращении к муфтию с просьбой оказать влияние на агрызского и иж-бобьинского мулл. По мысли земцев, разъяснительная работа мулл среди местного мусульманского населения о пользе грамоты должна была улучшить положение школьного дела в районах их проживания (Сборник постановлений, 1903, с. 745).

Земствами также устанавливались пособия муллам за обучение детей русскому языку. Малмыжское земство в 1903 г. выделило 300 руб. на выплату муллам по 10 руб. премии за каждого ученика, подготовленного для сдачи экзамена по предметам начального обучения в соответствии с министерскими программами. Оно также высказалось за желательность повышения образовательного ценза мулл, особенно в отношении русского языка (Журналы Малмыжского, 1914, с. 29).

Земства считали, что, несмотря на трудности с привлечением детей мусульман в земские школы, они имеют право на поддержку, как и все другие налогоплательщики. Поэтому земские учреждения оказывали финансовую помощь мусульманским учебным заведениям наряду с церков-но-приходскими. В 1906 г. Елабужское земство направило 1000 руб. в год на содержание мектебе и медресе, что было меньше тех сумм, которые неоднократно запрашивали сами муллы (Рафиков, 2009, с. 91). Сарапуль-ское земское собрание очередной сессии 1912 г. выделило ежегодное пособие в размере 1600 руб. на существовавшие в уезде 23 мусульманские школы (Журналы Сарапульского, 1912, с. 113).

Таким образом, данные земской статистики показывают, что татары-мусульмане стремились получать образование в своих конфессиональных

учебных заведениях и негативно воспринимали открытие на территории их проживания школ с учебными программами, ориентированными на преподавание русского языка и православного вероучения. Наличие собственных школ ставило татар в более выгодное положение относительно уровня грамотности по сравнению с удмуртами, марийцами и другими нерусскими народами Вятской губернии, у которых своих школ не было. Для татар существовало два варианта грамотности: «по-своему» и «по-русски» с явным предпочтением в сторону первого. Земства и учебная администрация в своей деятельности по развитию образования в татарских районах края должны были учитывать культурную закрытость татар, проявлять осторожность и искать поддержку со стороны авторитетных среди мусульман лиц и органов управления.

Источники и литература

1. Бакирова А.М. Конфессиональные школы татар в Оренбургской губернии в конце XIX - начале XX века // Вестник ОГПУ. 2004. № 4 (38). С. 21-30.

2. Берестова Е.М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века): Социально-культурная деятельность. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. 232 с.

3. Гимазова Р.А. Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2012. № 1/2. С. 240-244.

4. Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби (конец XIX - начало XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2004. 19 с.

5. Глазовский уезд. Подворная опись // Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 8. Ч. II. Вятка: Тип. Маишеева, 1892. I, II, 895 с.

6. Елабужский уезд. Подворная опись // Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 6. Ч. II. Вятка: Тип. Маишеева, 1889. II, II, 213 с., 75 с. прил.

7. Журналы Малмыжского уездного земского собрания экстренной сессии 9 и 10 февраля 1914 г. с приложениями. Малмыж: Тип. Товарищества, 1914. 144 с.

8. Журналы Сарапульского уездного земского собрания 45-й очередной сессии 1911 г. с приложениями к ним. Сарапул: Тип. и литография Н. Я. Улыбина, 1912. LIX, 488, 210, 264 с.

9. Кошина О.В., Сыромясов А.О. Исследование зависимости крестьянской грамотности от этносоциальных факторов в Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века с применением математических методов // Альманах современной науки и образования. 2013. № 4 (71). С. 104-98.

10. Малмыжский уезд. С приложением почвенной карты и карты урожайности // Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 1. М.: Типо-лит. Кушне-рева и К°, 1886. III, III, 135, 115, V, 36, 60, 229, XI с., 2 л. карт.

11. Мухаметшин Р. Мусульманское образование у татар в дореволюционной России: состояние, проблемы и перспективы // Минбар. 2009. № 2 (4). С. 79-93.

12. Нурминский С. Статистические сведения по церковным приходам Уржумского уезда. (Окончание) // Вятские губернские ведомости. 1871. № 39. С. 4.

13. Рафиков А.М. Становление национального образования в Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 87-95.

14. Сарапульский уезд. Подворная опись // Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 7 Ч. II. Вятка: Тип. Маишеева, 1892. III, II, 657 с., 180 с. прил., IV с.

15. Сборник постановлений Сарапульского уездного земского собрания очередных и чрезвычайных сессий 1867-1881 гг. Вятка: Типография и хромолитография М.М. Шкляевой, 1903. Т. 1. 1008, 18 с.

16. Слободской уезд. Подворная опись // Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11. Ч. II. Вятка: Тип. Маишеева, 1896. II, I, 595, II с.

17. Уржумский уезд // Материалы по статистике Вятской губернии. С приложением почвенной карты и карты урожайности. Т. 2. Вятка: Тип. Куклина, 1887. I, 65, 141, 84, 88, 97, 73, VIII с., 1 л. карт.

А.М. Субботина

Вятка губернасы татарларыньщ меселман haM рус телле белем биругэ менэсэбэте (земство статистикасы материаллары буенча)

Мэкалэдэ «Вятка губернасы буенча статистика материаллары» (1886-1900) дигэн земство басмасы hэм башка документлар мэгълуматларын анализлау нигезендэ татар-меселманнарньщ укый-яза белу дэрэ^эсе hэм аларньщ дини hэм гомумбелем бируче мэктэплэргэ менэсэбэтлэре тикшерелэ. Вятка губернасы меселман татар халкыныц узлэренец белем биру йортларына естенлек бирулэре, шул ук вакытта балаларын рус телендэ белем бируче земство hэм башка мэктэплэргэ бирэселэре килмэве турында нэти^э ясала. Элеге хэл узлэренен мэдэ-ниятлэрен тышкы (рус hэм православие) тээсирлэрдэн сакларга hэм якларга ом-тылу дип бэялэнэ. Вятка губернасында яшэгэн башка халыклар белэн чагыштыру татарларда 1880-1890 нчы еллар чигендэ рус грамотасын белу дэрэ^эсе югары тугел hэм удмуртлар белэн мариларныкы чамасында булуы хакында нэти^э ясар-га мемкинлек бирэ. Дини белем алу ирлэр арасында гына тугел, хатын-кызлар арасында да татарларда укый-яза белунен таралуына ярдэм итэ. XIX гасыр ахы-рында Вятка губернасы халыкларынын гомуми укый-яза белу дэрэ^эсе тубэн кала. Элеге хэл - земстволарнын hэм урыннардагы укыту буенча хакимиятнен мэктэп эшенэ аеруча зур игътибар итулэренен бер сэбэбе. Земстволар hэм башка оешмалар уз эшлэрендэ тебэк халыкларынын милли-дини узенчэлеклэрен исэпкэ алырга тиеш булалар.

Ачкыч сузлэр: татарлар, меселманнар, меселман мэктэплэре, земство, укый-яза белу, Вятка губернасы.

A.M. Subbotina

The attitude of tatars to the muslim and the russian education in Vyatka province (on zemstvo statistics materials)

The article analyzes the "Materials on statistics of Vyatka province" (1886-1900) and other zemstvo (territorial self-government institutions) documents. The author examines the level of literacy and the attitude of Muslim Tatars to religious and general primary and secondary schools. The author concludes that the Muslim Tatar population in the Vyatka province of Russia visited their own educational institutions. Tatars had not wanted to teach children in Russian schools. They sought to preserve and protect their own culture from Russian and Orthodox influence. The author compares the level of literacy of different peoples in Vyatka province. Tatars, Udmurts, Mari at the turn of 1880s-1890s knew little Russian language. Muslim education contributed to the spread of Tatar literacy not only among men but also among women. The General level of literacy of the peasant population of the Vyatka province was low in the late twentieth century. This was one of the reasons that zemstvo and local educational administration paid great attention to the development of school education. Zemstvo and other organizations had to take into account in their activities the ethnic and confessional specifics of the region.

Keywords: Tatars, Muslims, Muslim schools, zemstvo, literacy, Vyatka province.

Информация об авторе:

Субботина Анна Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН (г. Ижевск); e-mail: anmisu@yandex.com, annnamisu@gmail.com

Субботина Анна Михаил кызы - тарих фэннэре кандидаты, доцент, Россия фэннэр академиясе Урал бYлеге Удмурт федераль тикшерещ Yзэге Удмурт тарих, тел hэм эдэбият институты елкэн фэнни хезмэткэре (Ижевск шэhэре)

Subbotina Anna M. - сandidate of historical sciences, associate professor, senior researcher, Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Izhevsk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.