Научная статья на тему 'Об уникальном археологическом памятнике Сарапула (коллективные могилы на Оползине)'

Об уникальном археологическом памятнике Сарапула (коллективные могилы на Оползине) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОГИЛЫ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / OBSEQUIES / JOINT BURIALS / ETHNO-CONFESSIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров Леонид Дмитриевич

Описан случай обнаружения в 1909 г. на окраине г. Сарапула в районе Оползино уникального археологического памятника двух коллективных могил. Судя по нескольким описаниям местных краеведов (Н. Н. Блинов, Ф. В. Стрельцов, В. Д. Емельянов), в одной яме покоились останки православных людей с находками крестов, в другой безинвентарные захоронения, обёрнутые в бересту или холст, принадлежавшие язычникам и мусульманам. Гибель людей связывали с эпидемиями чумы. Однако более вероятна версия захоронения покойных, накопившихся в зимнее время в «убогом доме», располагавшемся на Старцевой горе. С наступлением весны православные погребались в одной яме, а «нехристи» в другой. Побывавшие в XVI-XVII вв. в России иностранцы (Д. Принтц, Д. Флетчер, А. Олеарий, Я. Стрейс) описали такие «убогие дома» с большим количеством покойных, которых хоронили в коллективных рвах или ямах с приходом весны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE UNIQUE ARCHAEOLOGICAL SITE IN SARAPUL (JOINT BURIALS IN OPOLZIN)

The article deals with two joint burials which were accidentally found near Opolzin in Sarapul city in 1909. According to local ethnographers and historians (N.N. Blinov, F.V.Streltsov, V.Emelyanov), in one grave Orthodox people with crosses were buried, while in the other Muslims or pagans without any inventory. It was believed that their deaths were caused by epidemic of plague. However, a more truthful version of these burials is the following: during the winter dead bodies were accumulated in the shelter located on the «Startseva Mountain». After he incoming of spring the Orthodox people were buried in one grave, and people of other confessions in another. D. Printts, J. Fletcher, A. Oleary, J. Streiss foreigners who visited Russia in XVI-XVII describe such shelters with plenty of dead people, who were buried in collective ditches or joint burials after the incoming of spring.

Текст научной работы на тему «Об уникальном археологическом памятнике Сарапула (коллективные могилы на Оползине)»

114

2014. Вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

УДК 903.5(470.51)"16"(045) Л.Д. Макаров

ОБ УНИКАЛЬНОМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ПАМЯТНИКЕ САРАПУЛА (КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОГИЛЫ НА ОПОЛЗИНЕ)*

Описан случай обнаружения в 1909 г. на окраине г. Сарапула в районе Оползино уникального археологического памятника - двух коллективных могил. Судя по нескольким описаниям местных краеведов (Н. Н. Блинов, Ф. В. Стрельцов, В. Д. Емельянов), в одной яме покоились останки православных людей с находками крестов, в другой - безинвентарные захоронения, обёрнутые в бересту или холст, принадлежавшие язычникам и мусульманам. Гибель людей связывали с эпидемиями чумы. Однако более вероятна версия захоронения покойных, накопившихся в зимнее время в «убогом доме», располагавшемся на Старцевой горе. С наступлением весны православные погребались в одной яме, а «нехристи» - в другой. Побывавшие в ХУ-ХУП вв. в России иностранцы (Д. Принтц, Д. Флетчер, А. Олеарий, Я. Стрейс) описали такие «убогие дома» с большим количеством покойных, которых хоронили в коллективных рвах или ямах с приходом весны.

Ключевые слова: погребальный обряд, коллективные могилы, этноконфессиональные особенности.

В конце мая - начале июня 1909 г. на окраине г. Сарапула при строительстве водонапорной башни на Оползине (на склоне Старцевой горы) были обнаружены две большие коллективные могилы, заполненные почти доверху останками человеческих костяков (по свидетельским показаниям - более чем 5 000 покойных), а также скопление (очевидно, клад) серебряных монет - ефимков Михаила Федоровича (1613-1645 гг.). Этим находкам посвятили свои статьи Н. Н. Блинов [2-4], Ф. В. Стрельцов [13] и особенно полно рассмотревший их В. Д. Емельянов [7; 8. С. 144]. Обе могилы, располагавшиеся в нескольких саженях параллельно друг другу и в широтном направлении, имели глубину около сажени (примерно 2 м), ширину 4-5 аршин (2,84-3,56 м) и были облицованы досками. Северная, длиной около 3 сажен (ее общий размер 6,4x2,8-3,6x2 м), содержала захоронения, сопровождавшиеся несколькими десятками нательных 4-конечных крестиков, иногда завернутых в холщовые ткани, и одной старинной пуговицей. По мнению исследователей, это общая могила русских людей, умерших во время эпидемии чумы, случившейся в первой половине XVII в., о чем свидетельствуют находки монет и крестиков этого времени. Предположение о насильственной смерти не подтвердилось, так как на костях отсутствовали соответствующие следы. Южная могила, длиной 8 сажен, почти втрое превосходила первую и имела размер 17x2,8-3,6x2 м. Она была заполнена костяками, имеющими признаки иного погребального обряда, в частности детские костяки были завернуты в бересту, а останки взрослых - в холст, причем никакого инвентаря они не содержали. По измерениям казанского антрополога М. М. Хомякова 80 % отобранных им для определения в Казань черепов (черепа, к сожалению, из обеих могил складывали в одну кучу) имели признаки монголоидности [2; 3; 5; 6. С. 178. № 296; 7; 14. С. 84-85]. Иногда последние связывали с местным болгаро-татарским населением [7; 16. С. 99].

Итак, существует две версии происхождения этих братских могил и в соответствии с ними их датировка. Первая версия связана с предположением о гибели людей от «моровой язвы» (вероятно, чумы). Во-первых, захоронения в более крупной по размерам яме были признаны остатками умерших во время чумы 1351 г. болгар или башкир [2. С. 138; 7. С. 73-74; 13]. Ни подтвердить, ни опровергнуть данное предположение в настоящее время, очевидно, невозможно, однако есть факты, заставляющие усомниться в вышеприведенных выводах. Южная могила, несмотря на необычность и поспешность ее заполнения, демонстрирует явно мусульманский обряд захоронения (по детским, возможно, языческий), причем в довольно законченной его форме, что характерно для несколько более позднего времени. Во-вторых, погребения в меньшей яме были сопоставлены с русскими, также умершими во время чумы, но в первой половине - середине XVII в. (1600, 1607 или 1657 гг.), что подтверждается обнаружением поблизости (очевидно, не в могиле) упомянутого выше клада монет -ефимков времен Михаила Федоровича (1613-1645 гг.), а также несколькими десятками крестиков, сопровождавших умерших, датируемых XVII в. [2. С. 141; 5. С. 63; 7. С. 72]. Невольно возникает вопрос: почему разновременные могилы находятся в одном месте? Конечно, с одной стороны, не ис-

Работа выполнена при финансовой поддержке со стороны Минобрнауки РФ в рамках субсидии на выполнение базовой части государственного задания (НИР № 2174) в сфере научной деятельности в 2014-2016 гг.

Об уникальном археологическом памятнике Сарапула.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

115

2014. Вып. 3

ключено и простое топографическое совпадение, хотя, с другой стороны, возможна и одновременная гибель русских и башкир во время моровой язвы [2. С. 138-139]. Однако этой «эпидемической» версии противоречит медицинская практика борьбы с заразой: сожжение трупов или складирование их в глубоких котлованах с последующим засыпанием известью. Следов ни того, ни другого в публикациях не отмечено, что само по себе предполагает поиск другого объяснения.

Вторая версия была подсказана сочинениями Н. Н. Блинова, который предполагал расположение древнейшего Сарапула «именно там, где Оползино и на берегу, выдававшемся в реку. Тут, на Оползине была и церковь с кладбищем, которое, когда все место было занято постройками, перенесено на откос, где ныне соборная площадь (под зданиями собора, соборными домами и на всей площади при раскопках находили множество костей и черепов). В начале ХУШ в. в Сарапуле находилось уже две самостоятельные церкви, но еще ранее появились часовни, их было три... Самая древняя часовня находилась на Оползине, под Старцевой горою. В ХУШ в. она служила "убогим домом", где отпевались умершие скоропостижно, или насильственной смертью, прежде один раз в году (в Духов день?), а с 1763 г., по распоряжению Синода, тотчас по привозе в "убогий дом", после чего и зарывались в землю. "Убогие дома" закрыты повсеместно в 1771 г.» [2. С. 138-139]. Иными словами, таким «убогим домом» (по-другому - «Божий дом», «скудельница») и служила часовня на Оползине, под Старцевой горой [1. С. 30; 7. С. 75-76; 9. С. 91; 10. С. 36]. Сами краеведы (Блинов и Емельянов) с этим обычаем данные «братские» могилы не связывали.

Если исходить из достоверности существования «убогого дома» на Оползине (сомнений в этом уже не осталось), то находит прямое объяснение и наличие коллективных могил, когда производилось одновременное захоронение трупов, накопившихся за длительный срок в этих домах, при этом христиан и «нехристей» (т. е. язычников и мусульман) погребали, вероятно, в отдельных ямах. О возможности подобных захоронений говорят записки побывавших в России в ХУ1-ХУ11 вв. иностранцев, описавших такие «убогие дома». Так, Даниил Принтц, участник австрийского посольства в Москву в 1576 г., отмечает, что люди, умершие без священных обрядов, укладываются в большой ров без последующей засыпки их землей, а похоронные ритуалы происходят лишь трижды в год [11. С. 41]. Английский посол в России в 1588-1589 гг. Джильс Флетчер также пишет по существу о складировании покойных зимой в «божьих домах», на окраинах городов (объясняя этот факт, правда, невозможностью выкопать могилу в мерзлом грунте), и последующих похоронах после прихода весны [15. С. 118]. О мертвых телах, скопившихся за ночь, писал в 1647 г. секретарь голштинского посольства в Россию и Персию Адам Олеа-рий, а голландский моряк Ян Стрейс, побывавший в России в 1668-1671 гг., указывал, что труп отверженного доставляют в Земский приказ, «где его оставляют на 3-4 дня для осмотра. Хорошо, ежели кто о нем позаботится, когда же нет, то мертвеца бросают в яму или могилу в открытом поле, называемую божий дом, куда сбрасывают иногда до 200 тел и которая остается открытой до середины лета; иногда попы при соблюдении некоторых обрядов закрывают ее землей» [12. С. 172]. Полагаем, что именно такое объяснение появления могил на Оползине является более доказательным. В этом случае возможно обнаружение здесь и других аналогичных захоронений.

Однако следует помнить, что в условиях отсутствия краниологического материала (черепов), чертежей и квалифицированных описаний придерживаться какой-либо конкретной гипотезы достаточно сложно. Одно представляется бесспорным: обе могилы, судя по их внутреннему устройству, одинаковой ориентации (В-З) и расположению их поблизости и параллельно друг другу, были заполнены трупами покойных в одно время - в XVII в., при этом христиане и мусульмане (а возможно, судя по берестяным покрытиям, и язычники) были похоронены в двух разных усыпальницах. Они могли быть и жертвами чумы, и «клиентами» «убогого дома», но последнее, по указанным выше санитарным причинам, выглядит более уместным. Для выяснения истины необходимо как можно более точно определить место обнаружения рассмотренных погребальных комплексов на основе материалов из архивных хранилищ, в газетных публикациях и возможной мемуарной литературе. Затем требуется проведение натурных исследований местности, разведочных археологических изысканий и, в случае успеха последних, стационарных раскопок. Последующие работы потребуют привлечения антропологов и палеопатологов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов Н. Н. Сарапул. Исторический очерк // Историко-статистическое описание города Сарапула и его уезда. Сарапул, 1887.

2. Блинов Н. Н. К раскопкам в городе Сарапуле на Оползине // Тр. ВУАК 1909 г. Вятка, 1909. Вып. 2-3. Отд. 3.

116

2014. Вып. 3

Л.Д. Макаров

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

3. Блинов Н. Н. Находки могил и костей в гор. Сарапуле (Старинные погребения) // ПККВГ на 1910 год. Вятка, 1909. Отд. 2.

4. Блинов Н. Н. Человеческие кости на Оползине // Прикамская жизнь. Сарапул, 1909. № 69.

5. Блинов Н. Н. Церковь на Старцевой горе в городе Сарапуле // Изв. ОИПК. Сарапул, 1917. Вып. 1.

6. Генинг В. Ф. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1958.

7. Емельянов В. Д. Могилы, открытые в г. Сарапуле на Оползине // Тр. ВУАК 1909 г. Вятка, 1909. Вып. 1. Отд. 3.

8. Емельянов В. Д. Местные археологические находки // Тр. ВУАК 1909 г. Вятка, 1909. Вып. 2-3. Отд. 3.

9. Макаров Л. Д. Изучение позднерусских археологических памятников Камско-Вятского междуречья во второй половине XVIII - первой половине XX в. // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск; Уфа, 1997.

10. Макаров Л. Д. Русские могильники Вятского края XVI-XIX вв. // Археологические микрорайоны Западной Сибири: материалы науч. конф. Омск: Изд-во ОмГУ, 1998.

11. Принтц Д. Начало и возвышение Московии // ЧОИДР. М., 1876. Т. 3, 4.

12. СтрейсЯ. Я. Три путешествия. М.: Соцэкгиз, 1935.

13. Стрельцов Ф. Могилы на Оползине // Прикамская жизнь. Сарапул, 1909. № 78.

14. Талицкая И. А. Археологическая карта бассейна р. Камы (по данным, собранным М.В. Талицким) // МИА. М., 1952. № 27.

15. ФлетчерД. О государстве русском. 3-е изд. СПб., 1906.

16. Шепталин А. А. Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль: Историко-краеведческие очерки. Ижевск: Удмуртия, 2007.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВУАК - Вятская ученая архивная комиссия МИА - Материалы и исследования по археологии СССР ОИПК - Общество изучения Прикамского края (Сарапул) ПККВГ - Памятная книжка и календарь Вятской губернии

ЧОИДР - Чтения в обществе истории и древностей российских

Поступила в редакцию 29.04.14

L.D. Makarov

ON THE UNIQUE ARCHAEOLOGICAL SITE IN SARAPUL (JOINT BURIALS IN OPOLZIN)

The article deals with two joint burials which were accidentally found near Opolzin in Sarapul city in 1909. According to local ethnographers and historians (N.N. Blinov, F.V.Streltsov, V.Emelyanov), in one grave Orthodox people with crosses were buried, while in the other - Muslims or pagans without any inventory. It was believed that their deaths were caused by epidemic of plague. However, a more truthful version of these burials is the following: during the winter dead bodies were accumulated in the shelter located on the «Startseva Mountain». After he incoming of spring the Orthodox people were buried in one grave, and people of other confessions - in another. D. Printts, J. Fletcher, A. Oleary, J. Streiss - foreigners who visited Russia in XVI-XVII - describe such shelters with plenty of dead people, who were buried in collective ditches or joint burials after the incoming of spring.

Keywords: obsequies, joint burials, ethno-confessional features.

Макаров Леонид Дмитриевич,

доктор исторических наук, доцент Института истории культуры народов Поволжья и Приуралья

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: arch@uni.udm.ru

Makarov L.D.,

Doctor of History, Professor

of Institute oft he History and Culture of Ural region

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/2 E-mail: arch@uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.