И С Т О Р И Я, А Р Х Е О Л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я УДК 930.26(470.51)(045)
О.М. Мельникова
АРХЕОЛОГИЯ НА СТРАНИЦАХ «ВЯТСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»*
Развитие региональных историко-научных и историографических исследований требует обращения к источникам, которые не столь часто становятся предметом специального изучения. Один из них - «Вятские епархиальные ведомости», на страницах которого поднимались различные вопросы развития археологии, в том числе связанной с изучением истории финно-пермских народов Вятской губернии.
Ключевые слова: история археологических знаний, археология финно-пермских народов, православные священники об археологии.
Развитие историко-научных и историографических знаний о региональной археологии требует постоянного приращения источников, в которых отражен сложный путь развития науки. Особенно это важно при изучении истории археологии в российской провинции, где существовали иные, отличные от столиц, пути, формы и способы развития научного знания.
Вт. пол. XIX - нач. XX вв. в Вятской губернии - время, когда археология начинает приобретать собственные региональные очертания благодаря подвижнической деятельности представителей разных сословий. В основе их интереса к древностям лежали разные мотивы, отличается и мера их вклада в развитие науки. Среди тех, чья деятельность способствовала становлению и развитию провинциальной археологии, были православные священники.
В имперский период развития страны священнослужители были представителями немногочисленного просвещенного слоя. Это позволило духовным лицам оставить свой след и в такой специфической области знания, как археология. В советское время их роль в археологической науке была незаслуженно «забыта», хотя значительная доля профессиональных историков (в том числе и
* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант №10-01-80107а/У «Пастыри о пастве: археология и этнография финно-угорских народов Камско-Вятского региона на страницах православной периодической печати».
археологов) в России вт. пол. XIX - нач. XX вв. вышла из среды духовенства. Достаточно назвать имя выдающегося российского археолога В.А. Городцова, не имевшего университетского исторического образования, но окончившего Рязанскую духовную семинарию. Духовные семинарии по уровню образования и финансирования были соизмеримы тогда с гимназиями. Поэтому не случайно русское духовенство стало важным источником формирования гуманитарной (творческой и научной) интеллигенции в России [1].
Одним из главных направлений развития церковно-исторической науки в России была церковная археология, получившая широкое общественное развитие: в губернских и провинциальных городах создавались комиссии, комитеты, общества, занимавшиеся охраной, описанием, изучением, реставрацией местных церковных древностей и даже попытками их археологических раскопок. Такие исследования осуществлялись и в Вятской губернии и были органичны для деятельности священнослужителей, хотя для многих из них и неочевидны. Церковная археология стала предметом интереса небольшой части священнослужителей, и потому это направление деятельности православной церкви требует специального историко-научного изучения.
Не менее интересной и весьма специфичной для духовных лиц представляется их работа в области первобытной, дописьменной археологии, связанной с изучением древностей, оставленных предками финно-пермских народов края. Обращение к этой сфере деятельности могло быть мотивировано исключительно любопытством перед неизвестным. Но, одновременно, в этом был и профессиональный интерес: миссионерская деятельность требовала не только численного приращения сторонников православной веры, но и понимания поступков, действий обращенной в христианство финно-пермской паствы, в том числе и через сохранившиеся археологические древности, исследование которых, естественно, носило во многом случайный характер. Как отмечает специалист в области российской провинциальной историографии В.А. Бердинских, «гуманитарная нацеленность полученного образования, функции регистратора течения времени в приходе (рождений, браков, смертей), наличие в приходской церкви архива -все это делало приходского священнослужителя сельским историком поневоле, влияло на его мировоззрение, круг занятий. Близость и сопричастность ко всем крестьянским праздникам превращала его в определенной мере в этнографа, превосходно знавшего все местные обычаи и обряды. В определенном смысле слова, русское православное приходское духовенство было потенциально сословием историков» [2].
Среди различных историко-научных источников, в которых отразилась археологическая деятельность как служителей церкви, так и светских лиц, следует назвать специальное церковное издание «Вятские епархиальные ведомости», выходившее в губернии с 1863 по 1918 год.
В России «Епархиальные ведомости» были официальным церковным изданием. Но в своей структуре они всегда содержали и неофициальную часть, в которой регулярно печатались статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев, их дневники, содержавшие описание приходов, характеристику священнослужителей, дневники, отчеты о
миссионерских поездках, этнографические заметки, относящиеся к местному населению, исторические статьи о епархиальных учреждениях, духовно-учебных заведениях [3].
По примеру соседних епархий «Вятские епархиальные ведомости» выходили два раза в месяц и имели два отделения: официальное и духовно-литературное (неофициальное). В последнем предполагалось, в том числе, давать особо интересующие исторические и статистические сведения о Вятской епархии [4]. Издание готовилось в недрах Вятской семинарии и распространялось по подписке во всех духовных правлениях, духовно-учебных заведениях, монастырях, соборах и церквях епархии [5].
Будучи в большинстве мест губернии единственными просвещенными людьми, священнослужители активно интересовались историей своей паствы. Специфика социального поведения и мотивов, определяющих их групповой менталитет, предопределила особенности содержания их исследований в области археологии. Безусловно, для большинства из них археологические исследования носили стихийный любительский характер. Однако в них со всей очевидностью видна степень влияния церковно-исторической науки. Не случайно среди деятелей вятской археологии мы видим не только священников, но и светских деятелей, получивших духовное образование.
Так, епископ Сарапульского викариатства Мефодий (в миру М. М. Великанов), бывший в 1909-1914 гг. ректором духовной семинарии в Санкт-Петербурге, и В.Г. Ананьин, наблюдатель церковно-приходских школ в Сарапуле, стали одними из учредителей авторитетного «Общества изучения Прикамского края». Выпускник Вятского духовного училища А.М. Васнецов станет впоследствии действительным членом Московского археологического общества, а в 1906 г. -его председателем. А.С. Верещагин, одна из наиболее ярких фигур вятской провинциальной историографии, родился в семье дьякона, закончил Вятскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. Он преподавал в Вятской духовной семинарии и был смотрителем Вятского духовного училища.
А.С. Верещагин - один из инициаторов создания Вятской ученой архивной комиссии, редактор ее «Трудов», автор более 40 работ по истории древней Вятки. Г.Е. Верещагин - священнослужитель, православный миссионер, наряду с этнографией удмуртов, интересовался и археологическими древностями. Исследованиями в области церковной археологии был увлечен Я.Ф. Мултановский, учившийся в Вятской духовной семинарии и затем служивший в сельских церквях Яранского уезда Вятской губернии. Священник г. Яранска Ф.П. Мышкин оставил о себе память как собиратель коллекций каменных орудий в Ситкинской и Водозерской волостях Яранского уезда. И.М. Осокин, за плечами которого была и Вятская духовная семинария, и Казанская духовная академия, проявил интерес к церковной археологии и к древностям финно-пермских народов края. Одна из наиболее значимых фигур в истории археологии Удмуртии, Н.Г. Первухин окончил Московскую духовную академию, что, несомненно, способствовало глубине его изысканий в области археологии древних удмуртов. Выпускник Вятской духовной семинарии А.А. Замятнин преподавал в Елабужском духовном училище, был членом ВУАК, оказывал помощь в создании Церковно-археологического
музея в г. Вятке. За плечами профессионального археолога П.И. Кротова, председателя комиссии Общества археологии, истории и этнографии по составлению археологической карты Казанской губернии, была Вятская духовная семинария. Ее выпускником был также будущий член-корреспондент АН СССР этнограф Д.К. Зеленин [6].
В.Д. Емельянов, выпускник Вятской семинарии и Петербургской духовной академии, преподавал историю в Вятском женском епархиальном училище, являлся наблюдателем епархиальных церковных школ. В 1905-1912 гг. он - редактор «Трудов» ВУАК. Обучение в Петербургском археологическом институте позволило ему в статье «О необходимости изучения Вятского края в археологическом отношении» профессионально акцентировать внимание на изучении дохристианских древностей населения края: «ВУАК имеет своей прямой задачей облегчение трудности исследования истории края путем собирания документов, сосредоточения их в своем архиве для хранения и удобства пользования желающим заниматься изучением их. Она печатает сообщения по первобытной археологии: о местонахождении городищ, могильников, их систематических или случайных раскопках, о случайных находках предметов каменной, бронзовой и железных эпох. Тяжелое материальное положение ВУАК заставляет нас обратиться ко всем интересующимся историей и стариной края объединиться вокруг ВУАК для дружного изучения их, для собирания и хранения предметов старины, с просьбой к просвещенному обществу, городам и земствам придти на помощь материальными средствами для организации музея древностей и расширения деятельности ВУАК» [7]. В.Д. Емельянов указывал, что «собирание и сохранение памятников местной истории есть дело общества, сознательно и с интересом относящегося к жизни своих предков. О ранней истории Вятки почти нет письменных источников, поэтому велика необходимость археологических исследований и музея как хранилища источников материальных» [8].
В полиэтничной Вятской губернии актуальным был интерес к истории «инородческого населения»: «вотяков, черемис, чувашей» во всех отношениях. Изучение археологических древностей удовлетворяло и собственное любопытство к древней истории родного края, поскольку священники Вятской губернии имели по большей части местные корни, были представителями, в том числе, финно-пермских народов. Сочетание пастырского долга с родиноведческим интересом позволило им включить в круг своих профессиональных обязанностей и археологические изыскания.
Поэтому в «Вятских епархиальных ведомостях» уделяется внимание различным проблемам археологии местных народов, развитию археологии как научного направления и конкретным аспектам изучения и интерпретации археологических памятников Вятской губернии.
В одном из номеров за 1910 г. анонимный автор в статье «Важность прошлого» горячо доказывает значимость археологии. Цитируя своего коллегу из «Псковских епархиальных ведомостей», он ставит актуальные задачи археологического изучения Вятского края: «Каждая переживаемая человечеством эпоха находится в непрерывной связи с прошлым, настоящее наше духовное развитие имеет свои корни и основания в глубине веков, в наследии других народов. К сожалению, среди современников
приходится слышать, что заниматься изучением прошлого - значит напрасно тратить время, что археологические находки мертвы и бесполезны. Очевидно, эти люди забывают, что для творческой мысли науки нет существенной разницы между живым и мертвым, между прошлым и настоящим. По закону причинности из мертвого возникает живое, и настоящее есть следствие, результат прошлого. От прошлого к настоящему идет бесконечная цепь явлений, друг друга обусловливающих, друг от друга зависящих, - и нельзя вынуть звена этой могучей цепи, чтобы настоящее не зависело от прошлого, будущее от настоящего, действительность от истории, новое от памятников старины... И общественные науки, от развития которых зависит в значительной степени и общественное устройство, черпают материал в науках исторических и археологических. Историк, археолог останавливается перед прошлым, как бы задавая вопрос: «Скажи нам, прошлое, как устроить настоящее и что ожидает нас в будущем?» [9].
Другой важный взгляд, изложенный в «Ведомостях» отражает понимание значения археологии как науки: «Историку, изучающему прошлую судьбу Вятского края, должны быть особенно дороги так называемые вещественные памятники старины, по которым можно судить, как жили прежде наши предки, какие обычаи они имели, как одевались, как обставляли свои жилища и прочее. Но еще, пожалуй, важнее проследить высшие запросы их души: их верования, религиозные обряды» [10]. Для ответов на столь широкой спектр вопросов, анонимный автор предполагает исследовать разнообразный круг археологических источников: «В разных местах России, в том числе, и в Вятской губернии, встречаются до сих пор остатки древних городищ, курганы и могилы, и добытые из них путем раскопок предметы: оружие, монеты, металлические вещи, украшения, сосуды и прочее проливают свет на доисторический быт обитателей Восточной Европы» [11].
В статье обращено внимание на такой важный момент в их изучении, как методический: «Нужно быть специалистом, чтобы судить правильно о старинных вещах, разбираться в разных вопросах, связанных с археологической ценностью. Поэтому для лиц, интересующихся родной стариной, но не занимавшихся ранее археологическими изысканиями, необходимы некоторые указания» [12].
Эти указания нашли отражение в статье, посвященной роли, задачам и полномочиям Императорской археологической комиссии и ее взаимоотношениям с православной церковью в деле изучения археологических памятников [13].
Интересно, что занятия археологией для священнослужителей воспринимаются авторами заметок в «Ведомостях» как деятельность в рамках единой мировой археологической науки, хотя и с российской спецификой. В одной из работ указывается: «Западный мир давно сознал, какое важное значение для развития ума, современной науки и искусства имеет изучение прошлых эпох. Он смотрит на дело изучения старины, не как на забаву от безделья богатых людей, но как на серьезное дело. Там при университетах открываются кафедры. Новая наука быстро завоевала себе почетное место среди прочих высших наук, так что скоро стала ощущаться потребность для изучения старины, в целых самостоятельных учебных заведениях. И вот в Западной Европе образовалась целая сеть археологических институтов. Идет оживленная работа ученых: всюду направляются
геологи, археологи, историки. Изучаются памятники давно прошедших эпох, исследуются пласты земли. Музеи Лондона, Рима, Берлина, Парижа заполняются ценными коллекциями с последних раскопок в Египте, Палестине, Индии. Открыты Иерихон, Троя и Микены. Так прилежно работают ученые запада: англичане, французы, итальянцы и германцы. У нас в России работают только отдельные личности, труды которых известны ученому миру. Но сделанное - капля в море в сравнении с предстоящими грандиозными трудами. Много памятников седой старины в нашем отечестве не исследовано совсем. Много гибнет дорогих памятников, благодаря невежественному и даже намеренно злому отношению к ним обывателей. Поэтому большую службу может сослужить родной старине духовенство, если оно, объединившись, выяснило бы на местах, какие в их приходах имеются достопримечательности, и приняло участие в их сохранении от расхищения и разрушения» [14].
Авторы статей, знакомые с археологией, подчеркивают сложный, кропотливый характер этой исследовательской деятельности, требующей трудолюбия и выносливости: «Собирание сведений о древностях при обилии предметов, подлежащих изучению, требует продолжительных разъездов, массы утомительных мелочных справок, так что одному лицу, например, заведующему музеем, не под силу выполнить этот труд. Требуется широкое содействие интересующихся родной стариной лиц, которые сочувствовали бы делу и могли бы оказать ему пользу. Вятское духовенство, к счастью, зарекомендовало уже себя с этой стороны» [15].
Среди тех, кто активно проявил себя как археолог-собиратель сведений о древностях (как церковно-археологических, так о древних обитателях края), на страницах «Ведомостей» особо упомянуты различные деятели: «О. А. Чемоданов известен своими находками каменного века; о. Николай Блинов - своими научными трудами по этнографии, истории и статистике края (историч. Очерк Сарапула, языческий культ вотяков и др.) и проч. Можно указать о. Яковлева (религиозные обряды черемис), протоиерея Вишневского (из записок о религиозных верованиях чуваш), о. Рекеева (из чувашских верований и преданий). Прот. Никитниковым в Вят. Епарх. Вед. помещено несколько археологических описаний» [16].
Особый интерес к древностям обитателей Вятского края, отразившийся на страницах «Вятских епархиальных ведомостей», проявил смотритель Вятского духовного училища И.М. Осокин (1864-1921). Во время церковноархеологической экскурсии по церквям Слободского уезда в июле 1914 г. он исследовал археологические памятники, которые находились на территории церквей. Так, в его описания попали четыре археологических памятника -Нику-лицкое (известное сейчас как Никульчинское. - О.М.), Спасо-Подчуршинское, Шестаковское, Слободское городища. В описаниях памятников автора особенно привлекают укрепления городища: естественные (овраг, река) и искусственные (вал, ров) [17]. Более подробный отчет о поездке был опубликован им позднее на страницах «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» [18]. Для археологов весьма интересно сравнить публикации в разных изданиях, казалось бы, на одну и ту же тему. В этом сравнении могут обнаружиться отдельные разночтения и
проявится движение исследовательской мысли от одной публикации к другой, что, несомненно, полезно для понимания зарождения научного знания.
Изучение изданий, подобных «Вятским епархиальным ведомостям», полезно в уточнении современной археологической карты Удмуртии. Так, в одной из заметок за 1890 г. в историческом описании с. Укан Глазовского уезда приводятся сведения об археологических памятниках удмуртов. «Здесь по правому берегу р. Чепцы были уже поселения крупные - городища, как-то видим из названия “Учка-кар” (около д.Кушман Люмской волости, в 20 верстах от с. Укан), “Гурья-кар” (деревня Балезинской волости), “Пор-кар” (местность гористая около села Укана), “Ука” Существует предание, что на берегу р. Лекмы где находится село Укан, на высоком берегу жил языческий князь по имени “Ука”, от чего будто бы и произошло название села Укан...Вотяки спокойно среди дремучих лесов и вблизи рек Чепцы и Лекмы могли заниматься звероловством, рыболовством, пчеловодством -последним особенно успешно по обилию тогда леса липового. В сей местности существовало идолопоклонство, что можно указать на места погребения умерших вотяков-язычников - кладбища “шай-выл”, которые как памятники язычества сохранились вблизи рек Чепцы и Лекмы. И вот здесь в лесах, Вотяк-язычник, свободно умилостивлял злого духа - Кереметя, обильными приношениями из царства животных и пернатых. Деревня Кычинская находилась ближе к реке Лекме (саженей на 500). Как признаки старого жилья, указывают погребные и овинные ямы; на сих местах находили серебряные вещи: браслеты (поскэс), кольца» [19].
Конечно, первобытная археология на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» представлена весьма скромно по сравнению с церковной археологией. Однако она дает представление о том, как постепенно формировались и изменялись исследовательские интересы священнослужителей. В сочетании с этнографическими свидетельствами сведения «Ведомостей» дополняют наше представление об исследовательском интересе к финно-пермским народам губернии. Соединенные с историко-антропологическим анализом и изучением работ по истории финно-пермских народов, выполненных православными священниками, они позволят осмыслить методологию исследований, оценить их реальный вклад в становление археологической науки в провинции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бердинских, В.А. Уездные историки: российская провинциальная историография. -М., 2003. - С. 224.
2. Там же. С. 225.
3. Троицкий, А. Православная энциклопедия //URL:http: www.pravenc.ru/text/190001. html (дата обращения 30.04.2010).
4. Вятские епархиальные ведомости. - 1863. - № 1. - С. 5-6.
5. Берестова, Е.М. «Вятские епархиальные ведомости» как источник информации о церковной жизни. URL: http: elibrary.udsu.ru/xmlui/handl (дата обращения 27.01.2010)
6. Мельникова, О.М. Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, Пермской губерний (вторая половина XIX - начало XX вв.). Биобиблиографический словарь-справочник. - Ижевск: УдГУ, 2007. - 118 с.
7. ЦГА УР. Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 3. Л. 268.
8. Там же.
9. Вятские епархиальные ведомости. - 1910. - № 33. - С. 132-133.
10. Вятские епархиальные ведомости. - 1910. - № 24. - С. 695.
11. Там же.
12. Там же.
13. Вятские епархиальные ведомости. - 1912. - № 31. - С. 779-786.
14. Там же. С.1033-1034.
15. Там же. С.700.
16. Там же.
17. Осокин, И. Отчет о церковно-археологической экскурсии по церквям Слободского уезда в июле 1914 г. // Вятские епархиальные ведомости. - 1915. - № 16. -
С. 487-488.
18. Осокин, И. М.Отчет о церковно-археологической экскурсии по церквям Слободского уезда в июле 1914 г. // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вып. 1. -1915. - С. 17-27.
19. Шерстенников, А. Исторические сведения о селе Укан и Уканском приходе Глазовского уезда // Вятские епархиальные ведомости. - 1890. - № 4. - С. 88-91.
Поступила в редакцию 09.09.2010
O.M. Melnikova
Archeology on the pages of “Vyatka eparchial sheets”
Development of regional historical, scientific and historiographic studies requires the access to the sources which become an object of a special study not so often. One of them is “Vyatka eparchial sheets” where different questions of archeology development which was also connected with the study of Finno-Perm people of Vyatka province were asked.
Key words: history of archeological knowledge, archeology of the Finno-Perm people, orthodox priests about archeology.
Мельникова Ольга Михайловна,
доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории первобытного общества, ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
г. Ижевск E-mail: [email protected]