Научная статья на тему 'Вклад дореволюционных археологов в исследование русских древностей Вятского края'

Вклад дореволюционных археологов в исследование русских древностей Вятского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
678
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ВЯТСКИЙ КРАЙ / ГОРОДИЩЕ / ДРЕВНОСТИ / КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / РАСКОПКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров Леонид Дмитриевич

В статье анализируется вклад археологов в исследование русских археологических памятников Вятского края в дореволюционный период. Профессиональная археология развивается в крае со второй половины XIX в. и связана с именами таких ученых как П.В. Алабин, Н.Ф. Нефедов, Н.Г. Первухин, А.А. Спицын, М.Г. Худяков и другими. Отмечаются основные направления их научных интересов, совершенные открытия и находки, особенности научной деятельности в указанный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад дореволюционных археологов в исследование русских древностей Вятского края»

Л.Д. Макаров

ВКЛАД ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ АРХЕОЛОГОВ В ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ВЯТСКОГО КРАЯ*

В статье анализируется вклад археологов в исследование русских археологических памятников Вятского края в дореволюционный период. Профессиональная археология развивается в крае со второй половины XIX в. и связана с именами таких ученых как П.В. Алабин, Н.Ф. Нефедов, Н.Г. Первухин, А.А. Спицын, М.Г. Худяков и другими. Отмечаются основные направления их научных интересов, совершенные открытия и находки, особенности научной деятельности в указанный исторический период.

Ключевые слова: археология, Вятский край, городище, древности, коллекция, музей, научное общество, раскопки.

Данная тема уже поднималась в литературе [7, с. 26-57; 22, с. 45-46], однако в этих публикациях рассматривалось исследование русских памятников не только археологами, но и краеведами, просто любителями и случайными людьми. О профессиональных археологах можно говорить, пожалуй, лишь со второй половины XIX в. Известный толчок

Макаров Леонид Дмитриевич - научный сотрудник Института истории и культуры народов Приуралья Удмуртского государственного университета, доктор исторических наук.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ на выполнение базовой части государственного задания (НИР №2174) в сфере научной деятельности в 2014-2016 гг.

в деле становления научной археологии дало создание Археологической комиссии в 1859 г.

Первый значительный вклад в изучение вятских древностей внес в 1858-1866 гг. удельный чиновник Петр Владимирович Алабин (18241896). Не имея специального образования, но обладая широкой эрудицией и природной сметкой, он умел делать порой вполне зрелые выводы. Так, в статье об Ананьинском могильнике он описывает памятники и с русскими находками: Елабужское (Чертово) городище, развалины Кокшара (видимо, Скорняковского городища), Старцеву гору в Сарапуле. Никуль-чинское городище он называл (со ссылкой на Хлыновского летописца по Н.М. Карамзину) Чудь Болванским городком с капищем белоглазой чуди и деревянным или каменным идолом, сброшенным новгородцами в Вятку [1, № 30]. П.В. Алабин считал Чижевское городище первым местом проживания новгородцев на Вятке [2]. Исследователь провел небольшие раскопки на Пижемском, Лебяжском, Нижневотском (Буры-гинском) городищах, осуществил сборы на Подчуршинском, Вятском (по его мнению - первом местоположении Хлынова), Чижевском городищах. Он сообщил о находках человеческих костей у часовни на месте битвы вятчан с устюжанами (Раздерихинское кладбище), указал на две другие часовни, поставленные на месте гибели устюжан (д. Косогор на р. Немде) и новгородцев (с. Жерновые Горы на р. Вятке) и на третью, что в 7 верстах от г. Вятки в сторону г. Слободского, - на месте победы новгородцев над изгнанными из Хлынова аборигенами края [3]. Алабин прозорливо предвидел открытие в будущем сотен новых археологических памятников и призывал любознательных современников сообщать о древних находках, а также связанных с ними легендах в печать и музеи. Не обладая научной методикой раскопок (она, собственно говоря, находилась на стадии становления), он все же пытался исследовать памятники без ущерба для науки, как ему, по-видимому, представлялось. Однако на практике на Ананьинской насыпи, по словам А.А. Спицына, «раскопка вышла неудовлетворительной» [59, с. 26]. Тем не менее, исследователь, являясь сыном своего времени, действовал сообразно с присущей для той эпохи методикой раскопок [7, с. 33-35; 60, с. 77-99]. Важной заслугой П.В. Алабина является и создание в 1866 г. первого Вятского публичного музея, в фонды которого он передал часть находок из собственных раскопок Ананьинского могильника и Пижемского городища [7, с. 45; 59].

В 1865 г. раскопки на Вятке провел профессиональный археолог Петр Иванович Лерх (1827-1884). Он прорезал двумя траншеями площадку Подчуршинского городища, обнаружив при этом остатки древнерусской кузницы с находками шлаков и углей, а также поселенческий бытовой материал: железные нож и кольцо, костяной предмет, похожий на пуговицу. Выявлены 15 безынвентарных погребений в гробах и колодах, располагавшихся по православному обряду ногами на восток, головой на запад - фрагмент более позднего кладбища. По извлеченным из могил черепам исследователь выделил представителей двух этнических групп - русской и чудской [3, № 57; 4; 9, с. XIII-XIV; 21; 41, с. 9-11; 47; 59, с. 179-182].

Учреждение в 1878 г. Общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете вызвало интерес к изучению вятских древностей. Наряду с преобладавшими раскопками финно-угорских памятников попутно исследовались и русские находки, например, в 1881 г. П.А. Пономарев обнаружил таковые на Елабужском городище, а в 1882 г. С.К. Кузнецов - при вскрытии могильника «Атамановы кости» [19; 31, с. 21; 59, с. 4-5].

Наиболее существенный вклад в исследование русских древностей Вятского края в дореволюционный период внес, безусловно, Александр Андреевич Спицын (1858-1931), выпускник Вятской гимназии и Петербургского университета, преподававший в Вятской женской гимназии и занимавшийся изучением местной истории и археологии. Уже в 1880-1882 гг. он проводит пробные раскопки на Скорняков-ском городище и в числе чудских находок обнаруживает и русские [41, с. 50; 59, с. 168]. В то же время ученый систематизирует все сведения о древностях региона в «Каталоге древностей Вятского края», куда вошло 128 объектов, в т.ч. и до того не упоминавшиеся древнерусские городища: Ковровское, Малмыжское, Шабалинское, Тороповское, а также, следом за П.В. Алабиным, Хлыновский кремль [41, с. 9-11, 20-21, 23, 25, 30-32, 34, 39-41]. В 1884 г. «Каталог» был дополнен еще 60 памятниками, среди которых описаны и новые русские городища (Кривоборское, Орловское, Грохань), 3 часовни, несколько кладов и случайных находок [42, с. 180-191]. Одобрительный отзыв «Каталог» вызвал среди археологов, в частности, у М.В. Малахова, который предложил издавать аналогичные своды и в других губерниях [28, с. 140; 30].

В 1886 г. А.А. Спицын составляет «Программу» для сбора сведений о древностях Вятского края, которая была распространена по линии ВГСК среди местных чиновников, служащих, учителей, священников [44]. Полученные в результате опроса данные он систематизировал и опубликовал [47].

В 1887 г. А.А. Спицын, при поддержке председателя Московского археологического общества графини П.С. Уваровой и содействии губернских властей, проводит беспрецедентную 2-месячную разведку по древним памятникам Вятской губернии и обследует 29 объектов, на 9 из которых проводит раскопки. Из них на трех городищах были обнаружены русские находки: на раскопанном полностью Скорняков-ском (два каменных ядра, фрагменты круговой керамики), Пижемском, совместно с П.А. Пономаревым (отдельные вещи), Мало-Венижском (Поркар), что на р. Убыть, притоке Чепцы (отдельные вещи) [48; 59, с. 63, 76-77, 169-170]. В 1888 г. А.А. Спицын вновь собирает сведения для археологической карты, а в ходе раскопок выявляет и русские находки (Пижемское, Елабужское, Грохань, Ковровское, Никульчинское городища) [36; 51; 59, с. 60-63, 83-90, 170-171, 178; 46, № 3, 5].

В преддверии VIII Археологического съезда ученый опубликовал реферат, в котором рассмотрел археологические памятники губернии в хронологическом порядке. Из 12 средневековых городищ он выделил три русских: Тороповское, Ковровское, Никульчинское [52, с. 121; 55]. Позднее статьи попали в «Исторический вестник» [56, с. 273-279; 57, с. 273-275]. Кроме того, археолог публикует небольшие заметки об отдельных находках в местной газете [43; 45; 49; 50; 53; 54]. В 1890 г. А.А. Спицын совершает разведочное обследование средневековых городищ по р. Вое, а близ с. Карино открывает Каринское городище [59, с. 189191]. В 1891 г. в Кайском крае он осматривает Чушково городище на р. Осетре, притоке Холуницы, оказавшееся не чудским, Кривоборское городище в низовьях Чепцы, обследует р. Юму [58, с. 225-226; 59, с. 185-188].

Итоги своих археологических изысканий в Вятском крае А.А. Спицын обнародовал в 1893 г. на страницах фундаментального исследования «Приуральский край. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии» [59]. Структура монографии была намечена им еще в статье «Вещественные памятники древнейших обитателей Вятского края» [52]. В разделе книги «Средне-

вятские городища» содержатся данные и о русских памятниках. Некоторые из них автор, как выяснилось позднее, преждевременно отнес исключительно к древнеудмуртским (Чижевское, Подчуршинское, Кривоборское), основываясь, вероятно, на наличии в круговой керамике примеси раковины, присущей чудскому населению Прикамья. По современным исследованиям, данная особенность была характерна древнерусской посуде Прикамья и Марийско-Чувашского Поволжья, отражая включение в состав русского населения древнепермского компонента [24, с. 131-132; 26, р. 292-293]. В число древнерусских памятников А.А. Спицын включил Никульчинское (Большое), Орловское (Торопов-ское), Шабалинское, Ковровское, Шестаковское городища [59, с. 166, 170-171, 173, 178-179]. Заметное число русских вещей он обнаружил также на Елабужском, Грохань, Пижемском, Скорняковском, Мало-Ве-нижском городищах [59, с. 62-63. 76-77, 85-90, 169]. В более ранних публикациях археолог отмечал остатки укреплений в ряде русских городов: Хлынов, Кайгород, Слободской, Котельнич, Малмыж, Шестаков, Орлов.

Думается, что если бы А.А. Спицын изучал русские памятники края целенаправленно, он скорректировал бы свои выводы, тем более, что некоторые сведения «Повести о стране Вятской» и иных письменных источников находят подтверждение в ископаемых древностях. После переезда в 1892 г. в Петербург он, к сожалению, к русским материалам Вятки не возвращался [24; 25; 27].

Известный вклад в развитие археологии Вятского края внес инспектор народных училищ Глазовского уезда Николай Григорьевич Первухин (1850-1889), изучавший древности уезда на свои средства. Среди опубликованных им находок имеется целый ряд славяно-русских изделий, обнаруженных на памятниках Чепцы и верховьев Камы [5; 23; 37; 38].

После кончины Н.Г. Первухина и отъезда А.А. Спицына изучение археологических памятников региона, в т.ч. русских, практически сошло на нет. Лишь изредка появлялась информация о памятниках и отдельных находках. Так, в 1894 г. геолог П.И. Кротов (1852-1914) вполне профессионально описал Котельничское городище - Кокша-ров [17, с. 322-328]. Отметим археологические изыскания Филиппа Диомидовича Нефедова (1838-1902), который, не будучи профессиональным археологом, а скорее любителем, тем не менее со знанием дела проводил раскопки, в т.ч. в Елабужском Прикамье в 1893-1894 гг.

На Котловском могильнике помимо ананьинскох могил он исследовал два женских захоронения Х1-Х111 вв. с верхневолжским меряно-славян-ским инвентарем, с Ананьинской дюны собрал аналогичные котловским шумящие подвески, пронизки и другие вещи, на Староселищенском местонахождении - коньковую подвеску и круговую керамику, на Ильнешском (Ныргындинском I) городище - бронзовую булаву южнорусского производства [30, с. 43-46, табл. 12]. О полых шумящих подвесках из с. Танайка писал в свое время и А.А. Спицын [59, с. 33]. В 1894 г. Нефедов провел раскопки и на городище Грохань, где вскрыл с внутренней стороны вала 3 сооружения, а после него исследование продолжил местный кузнец Г.М. Большаков (очевидно, обученный археологом), обнаруживший «в валу ... еще 4 печи». Здесь, наряду с ананьинскими находками, были выявлены и предметы начала II тыс. н.э. - болгарские и русские. В Сарапульском Музее истории и культуры Среднего Прикамья (МИКСП) хранится дореволюционная коллекция из сборов на этом городище, состоящая из разных хозяйственных и бытовых предметов, в т.ч. фрагмент славянского горшка с линейно-волнистым орнаментом [61]. Вероятно, эту коллекцию собрал один из создателей музея М.С. Тюнин [18, с. 6].

Некоторое оживление в археологических исследованиях Вятской губернии связано с деятельностью Вятской Ученой Архивной Комиссии (ВУАК), созданной в 1904 г. [7, с. 50-53; 69, с. 105-111]. Однако всерьез археологией занимались лишь отдельные члены ВУАК: А.С. Лебедев, В.Д. Емельянов, И.М. Осокин, М.Г. Худяков.

Александр Сергеевич Лебедев (1883 - ок. 1939/1940) проявил интерес к древностям еще подростком, собирая коллекцию предметов преимущественно с Пижемского городища, находившегося поблизости от Кукарки, где родился и жил любитель старины. В 1906 г. он исследовал памятник: собрал все доступные сведения в литературе, предания, составил подробный план и описание, собранная им коллекция находок состояла из более чем 600 предметов, в числе которых оказались и вещи первой половины II тыс. н.э. (наконечники стрел, шило, ножи), в т.ч. русские [20, табл. 2-4, 10-12, 22, 23]. Кроме того, А.С. Лебедев упоминает о находках женских сережек и железных крестов, цитирует предания о былом местоположении на городище черемисской крепости или языческого культового места, более позднего русского подземного

хода, ведущего в Кукарку, дает сведения о часовнях на месте битв черемис с русскими в с. Жерновогорском и г. Кукарке [20, с. 448-457]. Его отчет о раскопках на городище на собрании ОАИЭ в Казани был высоко оценен, и автор был избран членом-корреспондентом общества [8, с. 17]. В 1910 г. по инициативе Лебедева было открыто Кукарское образовательное общество, при котором создали общественный музей и библиотеку, печатали отчеты общества и даже книги (Чудова. 1981. С. 110-111).

Учитель истории женского епархиального училища Владимир Дмитриевич Емельянов (1881-1962), имея помимо церковного образования (Вятская семинария, Петербургская духовная академия) и светское (Археологический институт) живо интересовался археологическими открытиями, популяризовал их, участвовал в раскопках ряда полом-ских памятников на р. Чепце. Он также описал обнаруженное в 1909 г. коллективные могилы XVII в. на Оползине, что на Старцевой горе в Сарапуле, в одной из которых были погребены останки православных людей, а в другой - язычники и мусульмане [10, с. 72-78; 11, с. 144]. В 1910 г. В.Д. Емельянов опубликовал большую статью «О необходимости изучения Вятского края в археологическом отношении», в которой впервые сформулировал задачи охраны памятников археологии, истории и культуры региона, а также достаточно ясную программу изучения русских древностей. Он горячо поддержал идею создания в Вятке историко-археологического музея [12, с. 1-17]. Однако вопреки проекту в 1912 г. был создан церковно-археологический музей, что было приурочено к 300-летию смерти Трифона Вятского [35, с. 125128]. Был опубликован необходимый для музея перечень предметов, который был проанализирован Д.К. Зелениным [13, с. 135-137; 39, с. 83-86]. В 1914 г. был опубликован первый каталог экспонатов нового музея, в котором отмечены предметы православного культа - складни, кресты, панагия XVII в., а также поздние монеты [15, с. 21, 28, 47-48].

В соответствии со статусом музея организуются церковно-архе-ологические экскурсии по церквам губернии и лишь иногда обращалось внимание на археологические памятники. Возглавлял экскурсии смотритель Вятского духовного училища протоиерей И.М. Осокин, которому удалось в 1914-1916 гг., наряду с изучением культовых построек, утвари, икон, книг, архивов, обследовать русские городища и археологические экспонаты в местных музеях и церквах. Так, впервые

была описана «громовая стрела» из Вознесенской церкви с. Гостевского, употреблявшаяся при молебнах по случаю болезней глаз, зубов, головы [32, с. 17-27; 33, с. 22-23, 41-42, 44; 34, с. 62, 70]. Но в целом в фонды музея поступили за три года все те же культовые предметы и монеты [40, с. 77-82].

Заметный вклад в изучение русских археологических и исторических памятников юго-западной части Вятского края внес уроженец Мал-мыжской земли Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936). Еще будучи студентом Казанского университета, он занимается краеведческими изысканиями в родном ему уезде. Он публикует написанный в 1903 г. очерк протоиерея Богоявленского собора С.В. Шубина «Описание Малмыжа», сопроводив его критическими замечаниями относительно топографических неточностей ряда объектов поселения и отсутствия ссылок на письменные источники при описании битвы 1550 г. между князем Болтушем и русским отрядом Д. Адашева [14, с. 21-29]. Сам Худяков публикует одну из глав («Черемисский период») своей книги «Исторический очерк города Малмыжа» [62, с. 6-20], в которой приходит к выводу о достоверности начала русского Малмыжа (Адашевское городище и слободка) в 1550 г.

В следующем году монография выходит в полном объеме. Автор оставляет открытым вопрос о местоположении марийского городища, сославшись на наблюдение Н.П. Рычкова 1770 г., не увидевшего следов крепости. Зато от Адашевского городка (1550/1553-1580 гг.) сохранились укрепления, что позволило М.Г. Худякову произвести их промеры и снять топографический план-схему; размеры крепости составили 27х20-28 саж., в центре располагалась часовня, для исследования следов которой требуются раскопки [65, с. 17-19, 46, план]. Он предположил, что стрельцы, появившиеся в Малмыже в 1580 г., поставили свою крепость на месте старого черемисского городища, а в 1584 г. ее гарнизон был усилен за счет прибытия еще 20 стрельцов. При этом Худяков прилагает еще один чертеж - часть плана города 1784 г., на которой располагался кремль: на мысу между рр. Мокша, Шошма и Засора [65, с. 31-33, план 1784 г.]. Для воссоздания укреплений кремля и посада он использовал «Книгу Малмыжского города» 1662 г. [16, с. 45]. Причем конкретное расположение посада ему выявить не удалось, но он склонен был, вслед за С.В. Шубиным, считать, что посад

находился на правом берегу р. Мокши [65, с. 36-38]. Таким образом, выводы М.Г. Худякова требуют археологического обоснования.

С русской тематикой связаны и некоторые другие публикации Худякова: о надписях на надгробных плитах из Малмыжа 1609 и 1669-1670 гг. [63, с. 37]; среди указанных автором древностей Малмыжского уезда могли быть и русские находки, в т.ч. вещи ХУ^ХУШ вв. с могильника «Атамановы Кости», недатированные предметы (кинжал, бусы, гребень, кольца и т.д.), найденные, по слухам, на р. Шошме от г. Малмыжа до ее устья, Орловский клад ХП-ХГУ вв. [66, с. 17, 33-35], о местной геральдике [64], о фамильном составе первых поселенцев Малмыжа [67, с. 60-64], о малмыжских историках С.С. и С.В. Шубиных [68, с. 65-68].

В 1909 г. был основан Сарапульский земский музей, выпускавший с 1911 г. свои «Известия», а в 1914 г. при нем возникает Общество изучения Прикамского края. В «Известиях» публиковались отчеты о поступлении археологических коллекций и о затраченных на разведки средствах, разнообразные краеведческие исследования, в т.ч. и археологические. Единственным профессиональным археологом в Сарапуле был Лев Аф-риканович Беркутов (1889-1914?), работавший учителем, но проводивший в летнее время 1910-1913 гг. археологические исследования памятников Среднего Прикамья. Наряду с чудскими древностями он имел дело и с русскими объектами. Так, при раскопках Юшковского городища он вскрыл 3 захоронения, два из которых имели признаки православных погребений: без инвентаря и с западной ориентировкой [6, с. 79]. Он первым описал Каракулинскую крепость, отметил находки православных захоронений на площадке городища и под горкой около Красной часовни [6, с. 56].

Таков вклад археологов в исследование русских археологических памятников Вятского края в дореволюционный период.

Источники и литература

1. Алабин П.В. Ананьинский могильник // Вятские губернские ведомости (ВГВ). - 1859. - № 27-30.

2. Алабин П.В. «Марьин кокошник» // ВГВ. - 1865. - № 72.

3. Алабин П.В. Заметки относительно древностей Вятского края // ВГВ. -1865. - № 54-58.

4. Археологические раскопки в Вятской губернии // ВГВ. - 1865. - № 48.

5. Бердинских В.А., Макаров Л.Д. Н.Г. Первухин - исследователь археологии и этнографии Вятского края // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2002. - № 6.

6. Беркутов Л.А. Разведки и раскопки, произведенные по поручению Сарапульского земского музея в 1910, 1911, 1912 и 1913 гг. // Известия Са-рапульского земского музея. - Вып. 4. - М., 1914.

7. Ванчиков В., Сенникова Л. Искатели древностей. Археологические исследования в Вятской губернии в дореволюционный период // По родному краю: сб. краевед. материалов. - Киров, 1991.

8. Верещагин А.С. О Пижемском городище // Труды Вятской ученой архивной комиссии (ВУАК) 1908 года. - Вятка, 1908. - Вып. I. - Отдел I. -Дополнение к журналу 78.

9. Доклад о действиях Императорской археологической комиссии за 1865 год // Отчеты археологической комиссии (ОАК) за 1865 г. - СПб, 1866.

10. Емельянов В.Д. Могилы, открытые в г. Сарапуле на Оползине // Тр. ВУАК 1909 года. - Вятка, 1909. - Вып. I. - Отдел III.

11. Емельянов В.Д. Местные археологические находки // Тр. ВУАК 1909 года. - Вятка, 1909. - Вып. II-III. - Отдел III.

12. Емельянов В.Д. О необходимости изучения Вятского края в археологическом отнощении // Тр. ВУАК 1910 года. - Вятка, 1910. - Вып. II-III. -Отдел III.

13. Зеленин Дм. В Вятскую ученую архивную комиссию. // Тр. ВУАК 1913 года. - Вятка, 1913. - Вып. I-II. - Отдел III.

14. К истории города Малмыжа // Тр. ВУАК 1915 года. - Вятка, 1915. -Вып. II-III. - Отдел III.

15. Каталог памятников церковной и частию народной старины Вятского края, имеющихся в Вятском Трифоновском церковно-археологическом музее // Тр. ВУАК 1914 года. - Вятка, 1914. - Вып. II-III. - Отдел I.

16. Книга Малмыжского города // Тр. ВУАК 1915 года. - Вятка, 1915. -Вып. II-III. - Отдел III.

17. Кротов П.И. Кокшер, Кокшеров и Котельнич / Памятная книжка и календарь Вятской губернии (ПККВГ) на 1895 год. - Вятка, 1894.

18. Круликовский Л. Общее собрание членов музея: речь А.К. Крули-ковского // Известия Сарапульского земского музея. - М., 1914. - Вып. IV.

19. Кузнецов С.К. «Атамановы кости» // ВГВ. - Вятка, 1882. - № 49, 51.

20. Лебедев А.С. Пижемское городище // Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). - Казань, 1908. - Т. XXIII. - Вып. 6.

21. Лерх П.И. Письмо в редакцию // ВГВ. - Вятка, 1865. - № 50.

22. Макаров Л.Д. История археологических исследований древнерусских памятников бассейна р. Вятки // Новые источники по древней истории При-уралья. - Устинов, 1985.

23. Макаров Л.Д. Вклад Н.Г. Первухина в исследование археологических памятников Вятского края // Урал на пороге третьего тысячелетия. - Екатеринбург, 2000.

24. Макаров Л.Д. Александр Андреевич Спицын - основоположник археологической науки Прикамья // Оборинские чтения. - Пермь, 2006. - Вып. 4.

25. Макаров Л.Д. А.А. Спицын и проблемы русской колонизации Вятского края // История и практика археологических исследований: Материалы Междунар. науч. конф., посвященной 150-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР, проф. А.А. Спицына, Санкт-Петербург, 26-30 ноября 2008 г. -СПб., 2008.

26. Макаров Л.Д. Об этническом содержании «славяноидной» керамики Волго-Камья // Congressus XI. International Fenno-Ugristarum: Piliscsaba, 9-14. VIII. 2010. - Piliscsaba, 2010. P. 2. Summaria acroasium in sectionibus.

27. Макаров Л.Д. Вятский период научной деятельности А.А. Спицына: археологические изыскания // Спицын А.А. Избранные труды по истории Вятки. - Киров: О-Краткое, 2011.

28. МалаховМ.В. Вятские древности // Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП). - 1882. - Июль.

29. Малахов М.В. К антропологии Вятского края. - СПб, 1882.

30. Нефедов Ф.Д. Отчет об археологических исследованиях в Прикамье, произведенных летом 1893 г. Ф.Д. Нефедовым // Материалы по археологии Восточных губерний России (МАВГР). - М., 1899. - Т. III.

31. Пономарёв П.А., Лихачёв А.Ф. Отчёт Казанского археологического общества. - Казань, 1881.

32. Осокин И. Отчёт о церковно-археологической экскурсии по церквам Слободского уезда в июле 1914 года // Тр. ВУАК 1915 года. - Вятка, 1915. -Вып. I. - Отдел I.

33. Осокин И. Отчёт об археологической поездке по Яранскому и Котель-ничскому уездам в апреле и июле 1915 года // Тр. ВУАК 1916 года. - Вятка, 1916. - Вып. I-II. - Отдел I.

34. Осокин И. Отчёт об археологической экскурсии по Вятской губернии в мае-июне 1916 года // Тр. ВУАК 1917 года. - Вятка, 1917. - Вып. I-II. -Отдел I.

35. Открытие Трифоновского церковно-археологического Музея // Тр. ВУАК 1913 года. - Вятка, 1909. - Вып. I-II. - Отдел III.

36. Отчёт Вятского губернского статистического комитета (ВГСК) за 1888 г. - Вятка, 1889.

37. Первухин Н.Г. Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии // МАВГР. - М., 1896. - Вып. II.

38. Первухин Н.Г. По следам древней чуди: у верховьев реки Камы // МАВГР. - М., 1896. - Вып. II.

39. Перечень предметов церковной старины // Тр. ВУАК 1912 года. -Вятка, 1912. - Вып. III. - Отдел I.

40. Предметы древности, поступившие в Трифоновский музей в 1915, 1916 и 1917 году // Тр. ВУАК 1917 года. - Вятка, 1917. - Вып. I-II. - Отдел I.

41. Спицын А.А. Каталог древностей Вятского края // Календарь Вятской губернии (КВГ) на 1882 г. - Вятка, 1881.

42. Спицын А.А. Дополнение и приложение к «Каталогу древностей Вятского края» // КВГ на 1885 г. - Вятка, 1884.

43. Спицын А.А. Описание братыни, принадлежащей Ф.Н. Рязанцеву /// ВГВ. - Вятка, 1884. - № 79.

44. Спицын А.А. Программа для описания доисторических древностей Вятской губернии. - Вятка, 1886. - 30 с.

45. Спицын А.А. Как вотяки представляли себе бога грома // ВГВ. - Вятка, 1886. - № 80.

46. Спицын А.А. Раскопки А.А. Спицына в 1886-1887 гг. в Вятской губернии: находки на городищах Буйском, Елабужском, Ковровском и Пи-жемском // Фотоархив Института истории материальной культуры (ИИМК). -Ф. 0695/9-31. - Д. 80.

47. Спицын А.А. Новые сведения по доисторической археологии Вятского края (продолжение) // ВГВ. - Вятка, 1887. - № 9.

48. Спицын А.А. Краткий отчёт об археологической поездке по Вятской губернии летом 1887 года // ВГВ. - 1887. - № 89, 90.

49. Спицын А.А. Археологические заметки // ВГВ. - Вятка, 1888. - № 60.

50. Спицын А.А. Археологические находки (в Глазовском и Яранском уездах дер. Лудошур и с. Сметанино) // ВГВ. - Вятка, 1888. - № 83.

51. Спицын А.А. Археологические исследования в Вятской губернии // ВГВ. - 1889. - № 22.

52. Спицын А.А. Вещественные памятники древнейших обитателей Вятского края // КВГ на 1890 г. - Вятка, 1889.

53. Спицын А.А. Археологические заметки // ВГВ. - Вятка, 1889. - № 60.

54. Спицын А.А. Археологические находки // ВГВ. - Вятка, 1889. - № 87.

55. Спицын А.А. Памятники древности Вятского края // ВГВ. - Вятка, 1890. - № 38.

56. Спицын А.А. Городища Вятской губернии // Исторический вестник (ИВ). - 1890 - Кн. 10. - Октябрь.

57. Спицын А.А. Памятники древности Вятского края // ИВ. - 1891 - Кн. 4.

58. Спицын А.А. Археологические поездки по Вятской губернии летом 1891 г. // ИОАИЭ. - Казань, 1892. - Т. Х. - Вып. 1.

59. Спицын А.А. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии // МАВГР. - Вып. I. - М., 1893.

60. Сенникова Л.А. Археологические исследования П.В. Алабина в Вятской губернии. Археологическое собрание Вятского публичного музея // Алабин П.В., Вятка, музей (Алабинские чтения). - Киров, 1998.

61. Фонды Музея истории и культуры Среднего Прикамья. - Сарапул. -Колл. СКМ-4106.

62. ХудяковМ.Г. Исторически очерк города Малмыжа. Глава I. Черемисский период // Тр. ВУАК 1915 года. - Вятка, 1915. - Вып. II-III. - Отдел III.

63. Худяков М.Г. [Надписи на надгробных плитах в гор. Малмыже XVII стол.] // Тр. ВУАК 1915 года. - Вятка, 1915. - Вып. II-III. - Отдел III.

64. Худяков М.Г. О вятском гербе // Тр. ВУАК 1915 года. - Вятка, 1915. -Вып. I. - Отдел III.

65. Худяков М.Г. Исторический очерк города Малмыжа // Тр. ВУАК 1916 года. - Вятка, 1916. - Вып. I-II. - Отдел III.

66. Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда // Тр. ВУАК 1917 года. -Вятка, 1917. - Вып. I-II. - Отдел III.

67. Худяков М.Г. Старожилы города Малмыжа // Тр. ВУАК 1917 года. -Вятка, 1917. - Вып. I-II. - Отдел III. 1917б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68. Худяков М.Г. Из биографий малмыжских историков // Тр. ВУАК 1917 года. - Вятка, 1917. - Вып. I-II. - Отдел III. 1917в.

69. Чудова Г.Ф. В те далекие годы: Очерки по истории краеведения Вятской губернии. - Киров, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.