Научная статья на тему 'Саногенное мышление как фактор повышения ресурсности персонала'

Саногенное мышление как фактор повышения ресурсности персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ / ПЕРСОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (РЕСУРСНОСТЬ) / PERSONALITY / SANOGENIC THINKING / EMOTIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL STABILITY / TENSENESS TENSITY / PERSONNEL / PROFESSIONAL WORKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозюк Ю. В., Морозюк С. Н.

В данной статье авторы представили инновационный подход в решении проблемы повышения ресурсности персонала. На примере одного компонента структуры ресурсности (эмоциональной компетентности) доказывается возможность повышения работоспособности персонала посредством развития саногенного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANOGINIC THINKING AS THE FACTOR OF INCREASING PERSONNEL RESOURCEMENT

In this article the authors introduced the innovative approach in solving the problem of increasing personnel resourcement. By example of one component in the structure of resoursement (i.e. emotional competence) the possibility of increasing personnel work capacity by developing sanogenic thinking has been proved.

Текст научной работы на тему «Саногенное мышление как фактор повышения ресурсности персонала»

• принадлежность проекта к инвестиционной программе, предусмотренной в инвестиционной стратегии;

• наличие инновационных решений в проекте;

• наличие альтернативных вариантов;

• дополнительные эффекты, образующиеся в ходе реализации проекта (синергизм, положительный имидж компании, уменьшение текучести кадров, создание стимулов для менеджмента, снижение совокупного риска инвестиционной деятельности посредством диверсификации и др.);

• возможность перепрофилирования оборудования, задействованного в ходе реализации проекта;

• наличие достоверной информации по оценке инвестиционного проекта (дополнительные экспертные заключения, сертификаты).

К количественным показателям оценки инвестиционного проекта относятся следующие группы показателей:

• показатели уровня риска инвестиционного проекта (ставка дисконтирования);

• показатели эффективности проекта в целом и участия в проекте отдельных групп инвесторов (чистый дисконтированный доход, рентабельность инвестиций, рентабельность собственного капитала, коэффициент устойчивого роста);

• показатели влияния проекта на операционную деятельность компании (увеличение грузооборота и пассажирооборота, прирост выручки на 1 рубль инвестиций, интенсивность основного капитала);

• соответствие величины необходимых инвестиций имеющимся возможностям привлечения инвестиционных ресурсов по времени;

• показатели влияния инвестиционного проекта на показатели финансовой устойчивости компании (соотношение собственных и заемных источников финансирования).

Для отбора проектов в инвестиционную программу необходимо оценить каждый проект по всем критериям, а затем ранжировать их, присвоив каждому критерию определенный вес.

Оценка достижения поставленных целей и мониторинг инвестиционной стратегии проводится путем сравнения фактических и

плановых показателей, а также с помощью определения критических значений ключевых показателей. Мониторинг основных показателей поможет избежать значительных потерь, так как при снижении показателей проекта до критической отметки руководство компании должно предусмотреть условия «выхода» из такого проекта.

Подводя итог, следует выделить следующие моменты в разработке инвестиционной стратегии транспортной компании. Инвестиционная стратегия является частью общей стратегии бизнеса и нацелена на эффективное использование имеющегося инвестиционного потенциала в условиях прогнозируемых изменений факторов внешней и внутренней инвестиционной среды. Разработка инвестиционной стратегии позволяет повысить эффективность инвестиционной деятельности, а также минимизировать риски принятия неверных решений.

Литература:

1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. -К.:Эльга-Н, Ника-Центр, 2001

2. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004

3. Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации. - Финансовый менеджмент, 2003, № 4

4. Гиббсон Р. Формирование инвестиционного портфеля. Управление финансовыми рисками. Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

5. Гуржиев В.А. Инвестиционная стратегия корпорации. Дис. на соискание ученой степени к.э.н. - М.; 1998

6. Ключенок В. Как привлечь инвестиции в регион. - «РФ сегодня», 2003

7. Коренева Л.А. Принципы разработки инвестиционной стратегии. - Киев; 2000

8. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

9. Управление инвестициями: В 2-х т. Т.1 /В.В.Шеремет, В.М.Павлюченко, В.Д.Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 1998

10. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2000

САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Морозюк Ю. В., доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» Морозюк С.Н., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

В данной статье авторы представили инновационный подход в решении проблемы повышения ресурсности персонала. На примере одного компонента структуры ресурсности (эмоциональной компетентности) доказывается возможность повышения работоспособности персонала посредством развития саногенного мышления.

Ключевые слова: личность, саногенное мышление, эмоциональная компетентность, эмоциональная устойчивость, напряженность психическая, персонал, профессиональная работоспособность (ресурсность).

SANOGINIC THINKING AS THE FACTOR OF INCREASING PERSONNEL RESOURCEMENT

Morozyuk Y., Doctor of Science (psychology), Professor of Psychology Department in FSEIHPE Finance Academy under the Government of the Russian Federation Morozyuk S., Doctor of Science (psychology), Professor of Psychology Department FSEI HPE Moscow pedagogical state university

In this article the authors introduced the innovative approach in solving the problem of increasing personnel resourcement. By example of one component in the structure of resoursement (i.e. emotional competence) the possibility of increasing personnel work capacity by developing sanogenic thinking has been proved.

Key words: personality, sanogenic thinking, emotional competence, emotional stability, tenseness tensity, personnel, professional working.

Ресурсность персонала мы понимаем не только как эффективность их профессиональной деятельности, но и как потенциальную возможность быть более результативным. В нашем понимании ресурсность представлена показателями здоровья, профессиональной и эмоциональной компетентностью, способностями, талантом, гениальностью. Отсутствие даже одного из показателей

ресурсности значительно снижает возможность быть эффективным в профессиональной деятельности.

В данной статье мы рассмотрим отсутствие в структуре ре-сурсности такого показателя как «эмоциональная компетентность», под которой мы, в след за Райнольдсом М., подразумеваем способность понимать свои собственные чувства, эмоциональ-

ные состояния других, правильно оценивать их, а также контролировать свои эмоции и конструктивно их выражать, используя их для того, чтобы управлять своим поведением [3].

Для персонала организаций любых организационно-правовых форм одним из критериев «профессиональной нормы» является профессиональная эмоционально-волевая надежность, которая проявляется в психологической устойчивости, его способности к самоконтролю и эмоционально-психологической саморегуляции. Стресс как результат психо-эмоционального перенапряжения является существенным фактором снижения ресурсности сотрудников.

Селье под стрессом понимал неспецифическую адаптационную реакцию организма на стрессогенный фактор. С его точки зрения есть полезный стресс (эустресс) и неполезный (дистресс) [ 4 ].

Открытие отечественными учеными Л.Х. Гаркави, Е.Б. Ква-киной, Т.С. Кузьменко, И.А. Шихляровой новых антистессорных реакций тренировки и реакций спокойной и повышенной активации, существенно изменило понимание сущности стресса. Ученые доказали периодическую зависимость адаптационной реакции от силы и дозы действующего фактора. Организм человека на действие раздражителей (физических, психических и т.д.) отвечает одной из адаптационных реакций: на раздражители большой силы - стрессом, на раздражители слабой силы (дозы) - реакцией тренировки, на раздражители средней силы (дозы) - реакцией спокойной и повышенной активации [3].

Источником стресса являются различные факторы, как внешние (условия труда, социальная и бытовая неустроенность, взаимоотношения с коллегами и близкими и т.п.), так и внутренние (жизненная философия, система личностных ценностей, стиль мышления).

Почему мышление может быть источником стресса?

Мышление в концепции Ю.М. Орлова рассматривается с позиций его влияния на качество жизни человека, в том числе и качество эмоциональной сферы. Основная функция мышления -обеспечение поведения и выживания, и от того, насколько хорошо мышление выполняет свою функцию, зависит благополучие человека. Если результатом мышления является поведение, переживание, приводящее к страданию и болезни, то такое мышление автор называет патогенным, если мышление направлено на достижение эмоционального благополучия - саногенным1, т.е. оздо-равливающим.

В основе теории Ю.М. Орлова лежат психофизиологические исследования Павлова И.П. (условно-рефлекторная деятельность,

теория классического научения), П.К. Анохина (обратная аффе-рентация), Д.Н. Узнадзе (установка) и др. [2].

По Ю.М. Орлову когнитивная структура эмоций выглядит следующим образом:

1. Мои ожидания относительно поведения другого;

2. Мое восприятие поведения другого;

3. Моя эмоциональная реакция, вызванная восприятием рассогласования моих ожиданий и реального поведения близкого мне или значимого для меня человека.

Суть метода по Ю.М.Олову заключается в уместном применении умственных автоматизмов. Измените философию обыденной жизни, изменится ваше поведение. Можно сказать, что стрес-соустойчивость - это способность контролировать свой ум, производящий образы и мысли.

В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований, доказывающих позитивное влияние саногенного мышления на личность человека, результативность его деятельности, а также снижение тревожности, оптимизации акцентуации характера, социально-психологической адаптации, повышение академической успеваемости, развитие эмоциональной компетентности (С.Н. Морозюк, Н.В. Павлюченкова, А.В. Рассохин, В.В. Лысенко, Н.Ю. Стоюхина., М.С. Козловская, С.Ф.Марчукова, В.А. Иванов., Ю.А Тотанов. И др.).

Таким образом, ключом к повышению стрессоустойчивости, персонала, достижению душевного равновесия, физического благополучия является осознание источника возникновения своих мыслей, чувств, эмоций, изменение этих мыслей и управление эмоциями, что непременно приводит к повышению ресурсности персонала организации.

Литература:

1. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С., Шихлярова А.И. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. -Екатеринбург, «Филантроп», 2003 г. - 336 с.

2. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее мышление) / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кН. 1. - 2е изд., исправленное. - М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.

3. Райнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность/ пер. С англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003, 112 с.

4. Selye H. Stress, cancer and the mind// Cancer, stress and death. -NY-L, 1981. - P.11-21.

1 Изначально термин саногенное мышление вошел в психологию благодаря представителям когнитивной психотерапии Эллису и Беку. Теория саногенного мышления Ю.М. Орлова и когнитивная психотерапия сходны в том, что в обоих направлениях суть терапии заключается в смене стиля мышления. Однако саногенное мышление в отличие от когнитивной психотерапии предполагает не простую замену (афферма-цию) одних патогенных установок на другие - саногенные, а обучение уместному использованию автоматизмов умственного поведения. Поэтому теорию Ю.М. Орлова можно рассматривать как более гуманистическую, т.к. она предлагает путь совершенствования не через отказ от себя (т.к. замена установок - отказ от индивидуальности), а через поиск ресурсов более адекватного функционирования в себе, гармонизацию интраперсональных и интерперсональных отношений посредством адекватности и уместности за счет гибкости мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.