Научная статья на тему 'Санкциям вопреки: реалии и перспективы развития Крыма'

Санкциям вопреки: реалии и перспективы развития Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL PROGRAM / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / CAPITAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куссый М.Ю., Балахничёва Л.С.

В статье рассмотрены первые итоги нахождения полуострова под российской юрисдикцией, а также интегрирования экономики Крыма в экономическое пространство России. Показаны ключевые направления финансирования и перспективы социально-экономического развития Крыма до 2020 г. Предложены пути решения финансово-экономических задач, стоящих перед Крымом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Sanctions Contrary: Realities and Prospects of the Crimea’s Development

The article analyzes the current state of the real economy and the problems of the Crimea, the first results of the peninsula‘s finding under Russian jurisdiction are considered and the main directions of the Crimea economy’s integration in the economic space of Russia. The effectiveness of economic sanctions of Europe and the United States was analyzed. The key directions of financing and the prospects for social and economic development of social and economic development of the Crimea until 2020 are shown. The ways of solving the financial and economic tasks, which facing both the Crimea and Russia in general are offered.

Текст научной работы на тему «Санкциям вопреки: реалии и перспективы развития Крыма»

ЭКО. - 2015. - №8 КУССЫЙ М.Ю., БАЛАХНИЧЁВА Л.С.

Санкциям вопреки:

реалии и перспективы развития Крыма

М.Ю. КУССЫЙ, кандидат экономических наук. Е-таИ: mikhailkussy@gmail.com Л.С. БАЛАХНИЧЁВА, Таврическая академия «КФУ имени В. И. Вернадского», Симферополь. Е-таИ: balahnicheva96@mail.ru

В статье рассмотрены первые итоги нахождения полуострова под российской юрисдикцией, а также интегрирования экономики Крыма в экономическое пространство России. Показаны ключевые направления финансирования и перспективы социально-экономического развития Крыма до 2020 г Предложены пути решения финансово-экономических задач, стоящих перед Крымом. Ключевые слова: Крым, экономика, федеральная программа, капитальные вложения

Сейчас появляется много аналитических материалов с первыми итогами кардинального изменения вектора социально-экономического развития Крыма после его возвращения в состав России. Поскольку результаты проведенных исследований иногда диаметрально противоположны, попытаемся объективно рассмотреть текущую ситуацию и основные проблемы экономики Крыма (в том числе с позиции эффективности экономических санкций Европы и США).

Инфляция

В аналитической сводке [1] декларируются рост этого показателя и существенная дестабилизация в экономике Крыма. Будущее Крыма представляется в мрачных тонах, особенно на фоне «благоденствия» Украины, констатируется, что якобы «внутренних точек роста крымской экономики не просматривается, как и путей выхода из ситуации». Чтобы объективно оценить индекс инфляции, рассмотрим официально опубликованные статистическими органами показатели цен на отдельные группы товаров (табл. 1).

Таблица 1. Индексы потребительских цен на отдельные

группы товаров в Крыму и на Украине в 2014-2015 гг.

Показатель 2014 2 месяца 2015

Крым Украина Крым Украина

Индекс потребительских цен 118,2 124,9 111,7 108,6

Продукты питания и безалкогольные напитки 122,7 124,8 115,5 110,7

Продукты питания 122,6 124,5 115,8 110,7

Хлеб 119,4 126,4 110,4 109,3

Санкциям вопреки: реалии и перспективы развития Крыма 121

Продолжение табл. 1

Показатель 2014 2 месяца 2015

Крым Украина Крым Украина

Макаронные изделия 112,9 125,9 110,2 108,3

Мясо 127,9 127,5 110,6 101,6

Рыба и морепродукты 123,2 137,2 109,6 117,8

Молочные изделия, сыр и яйца 118,5 117,2 112,4 102,8

молоко свежее 114,3 113,7 112,2 103,3

сыр и творог 116,1 112,3 110,7 103,9

яйца 128,6 135,3 114,3 100,5

Масло и жиры 116 121,1 114,4 107,4

Фрукты 120,2 155,9 134,1 100,0

Овощи 114,7 89,4 134,0 135,7

Сахар 157,8 122,8 109,1 111,6

Безалкогольные напитки 123,8 128,9 110,4 111,4

Алкогольные напитки, табачные изделия 131,8 125,9 108,0 108,2

Одежда и обувь 99,0 114,5 105,2 100,3

Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива 112,9 134,3 107,6 102,1

Услуги канализации 110,5 169,5 115,0 103,1

Электроэнергия 112,2 111,3 113,5 100,0

Газ сетевой 109,1 162,8 101,2 100,0

Горячее водоснабжение, паровое отопление 110,5 146,9 110,0 100,5

Предметы домашнего обихода, бытовая техника 113,0 127,9 108,3 110,8

Мебель, предметы домашнего обихода, ковры, другие покрытия для пола 110,3 122,8 109,3 112,8

Бытовые приборы, включая ремонт 115,6 128,5 105,7 113,4

Здравоохранение 112,3 130,0 111,0 107,6

Медикаменты, лечебное оборудование и аппаратура 116,6 144,9 111,7 109,2

Амбулаторные услуги 108,2 117,4 109,7 106,3

Транспорт 113,4 141,6 108,2 117,8

Покупка транспортных средств 125,2 173,5 113,8 140,6

Горюче-смазочные материалы 114,7 160,7 99,9 119,8

Транспортные услуги 112,3 122,2 111,4 105,8

Железнодорожный пассажирский транспорт 120,3 120,4 132,2 103,4

Автомобильный пассажирский транспорт 110,5 121,7 102,5 106,5

Связь 102,0 102,4 103,1 101,5

Организация отдыха и культурные мероприятия 111,3 124,8 101,4 112,4

Образование 113,3 104,7 100,2 106,7

Гостиницы, кафе и рестораны 113,1 114,0 108,1 104,0

Другие товары и услуги 116,7 124,5 111,8 106,2

Источники: Крымстат [Электронный ресурс] URL: http://gosstat.crimea.ru/ arh012015.php; Минфин. Финансовый портал [Электронный ресурс] URL: http:// index.minfin.com.ua/index/infl/?2014. (дата обращения: 17.05.2015).

Как показывают данные таблицы, говорить об экономическом крахе Крыма не приходится, чему способствовали как наличие собственных ресурсов, так и масштабная поддержка материковой части России (включая гуманитарную помощь и выделенные целевые объемы финансирования из бюджета).

Сделанный вывод представляется ещё более аргументированным в свете объявленного с 1 апреля на Украине фантастического скачка цен на некоторые виды товаров и услуг для населения: тарифа на тепло - на 72%; на электроэнергию - 5-50%; на газ, используемый для отопления в пределах отопительного сезона (с 1 октября по 30 апреля) - на 305% (при условии потребления не более 200 м3 в месяц); газ, используемый для приготовления пищи, подогрева воды и сверхлимитного расхода в отопительный сезон, - на 608%.

Таким образом, если санкционные «пакеты» и имели своей целью нанести упреждающий удар по уровню жизни населения Крыма, то желаемый результат не был получен.

Туризм

К оценке функционирования одной из ведущих отраслей Крыма - туристической - также наблюдаются противоположные подходы. Негативно представляет эту сферу недавно опубликованное исследование британского аналитического центра ГотагёКеуз под названием «Аннексия Крыма обозначила крах российского туризма» [2]. Согласно приводимым в докладе данным, только в течение летнего сезона 2014 г. обанкротилось 14 крупных российских туристических компаний. При этом особенно пострадали российские турпотоки в Северную Европу, которые уменьшились на 50,1%, в Северо-Восточную Азию (на 32,2%), в Западную Европу (на 27,5%) и Юго-Восточную Азию (на 24,7%). Значительно реже российские туристы стали посещать европейские столицы: Париж (на 37%), Рим (на 35,2%), Лондон (на 34,3%). Единственной страной, не пострадавшей от кризиса российской туриндустрии, оказалась Турция, где в первые месяцы 2015 г. отмечено увеличение турпотока на 9,7%. Это исключение в докладе объясняется дешевизной турецкого сервиса и отказом Турции от поддержки западных санкций против России [2].

Однако на фоне масштабного оттока российских туристов из «вотчин антироссийских санкций» столь же резко выделяется

их приток в Крым. Даже исполнительный директор аналитического центра ForwardKeys Оливер Джагер признает увеличение турпотока в этом направлении на 178,5% [2, 11].

По данным Ростуризма, в 2014 г. Крым посетили 4,1 млн туристов. В 2015 г, по словам вице-президента Российского союза туриндустрии А. Осауленко, «по самым скромным оценкам, увеличение потока в Крым в 2015 г планируется на уровне 20%, а по оценке самой профессиональной среды, если иметь в виду неудовлетворенные заявки в 2014 г, возможно, и до 100%» [3] .

Безусловно, увеличению притока туристов препятствует транспортная проблема: закрытие Украиной в одностороннем порядке любых видов пассажироперевозок через свою территорию в Херсонской области. В связи с этим основной упор делается на организацию бесперебойной работы Керченской переправы и дальнейшую модернизацию «воздушных ворот» Крыма. В частности, на 2015 г планируется:

• субсидировать рейсы в Симферополь из Волгограда («Ураль -ские авиалинии»), Иваново и Краснодара (авиакомпания «Якутия»), Пскова и Череповца (авиапредприятие «Северсталь»), Саратова и Пензы («Саратовские авиалинии»), Ижевска («Ижавиа») и Грозного («Грозный Авиа»). Почти все рейсы, кроме Грозного и Иваново, получат субсидии только в летний сезон. На этих маршрутах будет сохранена нулевая ставка НДС, что позволит продавать билеты по сниженной цене;

• возвращение региональных авиарейсов. Так, самолеты авиакомпании «Икар» будут отправляться в Крым раз в неделю из Красноярска, Хабаровска, Иркутска, Новосибирска, Кемерово, Омска, Сургута, Нижневартовска, Перми и Уфы. Продажи билетов уже открыты, пока действуют специальные тарифы: самый дешевый билет туда-обратно обойдется в 4500 руб.;

• с 7 июня стартует продажа билетов на регулярные рейсы авиакомпании RedWings из Ульяновска в Симферополь. Перелет в столицу Крыма обойдется пассажирам в 4850 руб. с учетом всех сборов. Также компания открыла продажи билетов на прямые рейсы в Симферополь из Барнаула. Полеты будут выполняться с 3 июня, стоимость билетов варьируется от 9 до 16 тыс. руб. в один конец;

• рейсы по маршруту «Астрахань - Симферополь» будет выполнять авиакомпания «Ямал». С начала июня откроется прямое авиасообщение с Крымом из Магадана [4].

Безусловно, рост количества туристов в Крыму объясняется не только ностальгическими настроениями граждан материковой России, но и повышением привлекательности крымского туристического направления. Также следует отметить, что озабоченность западных аналитиков «крахом российской туринду-стрии» говорит о наличии санкционного «эффекта бумеранга», поскольку изменились не столько объемы, сколько направления российского турпотока. В большинстве стран, от поездок в которые отказались российские туристы, это привело к убыткам собственных турфирм, падению доходов бюджетов и торговых оборотов из-за отсутствия ожидаемых денежных потоков от российских туристов, что может вызвать убыточность целых секторов хозяйства.

Бизнес и санкции

В отношении чувствительности крымского бизнеса к санкциям необходимо отметить следующее: 1) основной удар направлен в сферы банковских услуг и информационных технологий; 2) остальной бизнес успешно прошел процедуру перерегистрации, а практически все крупные системообразующие предприятия - национализацию. При этом, как отмечается в докладе экспертной группы «Крым: адаптация бизнеса», «экономика Крыма не пострадала от ухода многих компаний в украинскую юрисдикцию... Санкции ... бизнес ... не ощущает. Объем денежной массы на полуострове за последний год вырос в разы. Наполняемость бюджета улучшилась, так как все предприятия стабильно работают. Да и уровень жизни в Крыму стал гораздо выше, чем до объединения с Россией» [5]. Что касается предпринимателей в сфере информационных и 1Т-технологий, то они видят вполне перспективным направлением переориентацию с американского и европейского на китайский и индийский рынки программного обеспечения.

Задачи на перспективу

Несмотря на оптимистические настроения в Крыму, впереди предстоит большая работа по интегрированию крымской

экономики и решению множества имеющихся и постоянно возникающих новых проблем, к сожалению, вполне естественных в условиях наблюдаемой в течение 23 лет экономической стагнации полуострова. В таблице 2 обозначен далеко не весь спектр проблем экономики и социальной сферы Крыма. Однако именно их решение, по мнению авторов, имеет стратегический приоритет (по каждому из указанных в таблице 2 направлений речь идет об объемах финансирования более 100 млрд руб.).

Таблица 2. Крымский формат финансово-экономических задач*

Задача Примечание

Реставрация Крымского полуострова как рекреационного региона Дороги, связь, энергетика, водоснабжение, реконструкция историко-культурных памятников Крыма, мост Керчь - Тамань и другие мероприятия по восстановлению экономики полуострова и подъему его рекреационного потенциала

Реставрация Крыма и Севастополя как базы Черноморского флота РФ и как структурного комплекса Минобороны РФ Перевооружение армии и флота, реконструкция станций слежения, инфраструктуры военных баз и городков, реорганизация пограничной службы, маякового сопровождения и проч.

Возрождение сельского хозяйства Крыма Растениеводство полуострова нуждается в развитии, особенно из-за практически полной гибели рисоводства в связи с перекрытием Украиной Северо-Крымского канала. Животноводческий комплекс нужно восстанавливать практически с нуля

Поддержка жителей Крыма и Севас-тополя,у которых остались депозиты в банковской системе Украины По состоянию на 2 марта 2015 г. в Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» находятся на рассмотрении заявления 1728 вкладчиков с требованиями компенсации на общую сумму 351 млн руб. [6]

* По экспертной оценке авторов.

Рассмотрим более подробно некоторые из вышеуказанных направлений.

Возрождение сельского хозяйства Крыма. Основные направления развития растениеводства - выращивание зерновых и овощных культур, а также садоводство и виноградарство (одно из приоритетных). К настоящему времени площади виноградных плантаций сократились с более 150 тыс. га в 1960-х гг. до 30 тыс. га. В связи с этим в 2014 г. планировалось выделение 160 млн руб. на закладку новых виноградников [7].

Сложность функционирования данной отрасли заключается в том, что она во многом зависела от Северо-Крымского канала, бесперебойная работа которого в нынешних геополитических реалиях весьма проблематична; следовательно, нужно изыскивать

внутренние резервы (проблему решают Крымводхоз совместно с трубопроводными войсками Министерства обороны РФ).

В животноводстве наиболее развиты птице- и овцеводство. В советские времена крымская птица как минимум обеспечивала потребности Киева, Москвы и Питера. Однако после 23 лет «украинской прописки» все нужно восстанавливать практически с нуля. Среди первых успехов в реставрации животноводческого комплекса отметим активизацию открытия молочных ферм в Крыму, что позволит в скором времени заменить украинские молочные товары местными.

В целом реставрация сельского хозяйства Крыма, по оценке российских специалистов, обойдется как минимум в 150 млрд руб. [8]. Отдельной строкой финансирования выступают расходы на развитие сельских территорий в рамках обустройства социальной и инженерной инфраструктуры. В частности, в 2015 г из федерального бюджета РФ на развитие сел Крыма предоставлены субсидии на сумму около 107 млн руб., из которых 43,184 млн предназначены для улучшения жилищных условий; 62,45 млн - для обустройства сельской инфраструктуры (21,67 млн руб. - на водоснабжение; 40,78 млн руб. - на газификацию); 1,311 млн руб. - для поддержки местных инициатив сельских жителей [9].

Рекреационный комплекс Крыма: тут много проблем -начиная с восстановления инфраструктуры (дороги, связь, водоснабжение, Интернет и т. п.), кончая переподготовкой персонала, который был в Украине «заточен» на «сиюминутный гешефт» себе в карман, в ущерб гудвиллу фирмы.

Эти и другие проблемы полуострова, связанные с его стагнацией за последние 23 года, поможет решить федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», согласно которой предусмотрено вложение в развитие полуострова 681,22 млрд руб. (табл. 3).

Федеральная целевая программа предусматривает конкретные шаги по развитию Крыма, причем львиная доля финансирования (96,61%) - средства федерального бюджета. «Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представляемой государственным заказчиком и принятой

с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых (переходящих) работ» [10]. Государственными заказчиками программы выступают пять профильных министерств, пять федеральных агентств и одна федеральная служба. Основной заказчик и координатор Программы - Министерство РФ по делам Крыма.

Таблица 3. Предельные объемы финансирования Крыма

согласно федеральной целевой программе до 2020 г., млрд руб. (в ценах соответствующих лет)

Источники и направления финансирования Всего, 2015-2020 2015 2016 2017 2018-2020

Капитальные вложения 677,75 115,4 142,04 140,05 280,26

федеральный бюджет 654,67 102,9 134,0 137,7 280,07

внебюджетные источники 23,08 12,5 8,04 2,35 0,19

Общий объем финансирования: 681,22 116,25 142,62 140,73 281,62

федеральный бюджет 658,13 103,75 134,58 138,38 281,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внебюджетные источники 23,09 12,5 8,04 2,35 0,2

Источник: Приложение № 2 к федеральной программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г Севастополя до 2020 года».

Существенное отставание Крыма по уровню развития от материковой России делает насущной задачу охватить как можно больше направлений для последующей реструктуризации или восстановления. Степень стагнации крымской экономики можно оценить по уровню предусмотренных капитальных вложений (99,49% всех денежных средств) (табл. 4).

Таблица 4. Основные мероприятия федеральной целевой

программы до 2020 г., направленные на капитальные вложения, млрд руб. в ценах соответствующих лет

Мероприятие Всего, 2015-2020 2015 2016 2017 2018-2020

Капитальные вложения, всего 677,75 115,4 142,04 140,05 280,26

Развитие энергетического комплекса 70,53 20,95 29,61 14,81 5,16

В том числе инженерная инфраструктура и водообеспечение, включая мероприятия по: 65,74 5,98 11,14 12,96 35,66

обеспечению водоснабжения 6,49 0,61 1,88 1,81 2,19

обеспечению водоотведения 8,26 2,23 2,24 1,79 2

развитию системы водообеспечения 44,78 1,98 5,93 8,45 28,42

КУССЫЙ М.Ю., БАЛАХНИЧЁВА Л.С.

Продолжение табл. 4

Мероприятие Всего, 2015-2020 2015 2016 2017 2018-2020

Развитие транспортного комплекса, в том числе мероприятия, направленные на: 418,07 76,08 79,3 87,5 175,19

обновление парка городского транспорта 5,7 5,7

обеспечение связи с материковой частью РФ, из них строительство

транспортного перехода через Керченский пролив 246,92 60,0 60,0 60,0 66,92

железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив 6,52 0,33 2,07 2,07 2,05

автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив 5,68 0,28 1,8 1,8 1,8

Строительство и реконструкция автомобильных дорог 112,14 6,6 9,85 12,89 82,8

Строительство объектов портовой инфраструктуры 6,26 0,29 1,13 1,34 3,5

Создание объектов аэропортовой инфраструктуры 15,6 0,6 0,67 4,22 10,11

Мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота 7,31 1,05 1,83 1,71 2,72

Мероприятия, направленные на обустройство пунктов пропуска на территории РФ 6,95 0,05 0,33 2,46 4,11

Развитие социальной сферы, в том числе: 66,69 8,41 14,15 15,27 28,86

здравоохранения 6,79 0,34 1,13 1,77 3,55

образования 26,32 2,45 6,63 6,63 10,61

Строительство и реконструкция Международного детского центра «Артек» 21,41 5,09 4,23 4,51 7,58

Комплекс связи и массовых коммуникаций 1,3 0,21 0,92 0,12 0,05

Формирование промышленного комплекса, в том числе: 5,54 0,08 0,71 1,36 3,39

индустриальных парков: «Новый Крым» 1,17 0,05 0,25 0,87

«Щелкино» 1,57 0,05 0,35 1,17

«Бахчисарай» 1,14 0,05 0,2 0,89

в г. Севастополе 1,67 0,08 0,56 0,56 0,47

Формирование туристско-рекреационных кластеров 39,56 2,24 4,64 6,46 26,22

Обеспечение межнационального единства 10,32 1,45 1,58 1,58 5,71

Источник: Приложение № 4 к федеральной программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г Севастополя до 2020 года».

Главное направление Программы - финансирование транспортного комплекса (61,68% общих расходов). Причем основной объем - 246,92 млрд руб. (59,06%) приходится на финансирование

стратегически приоритетного направления - строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

Литература

1. Николаев Р. Крым без Украины: статистический итог [Электронный ресурс] URL: http://ru.krymr.com/content/artlcie/26907084.htm (дата обращения: 17.05.2015).

2. Голицина Н. Патриотический крах [Электронный ресурс] URL: http://www.svoboda.org/content/artlcie/26907955.htmi (дата обращения: 17.05.2015).

3. Год вместе с Крымом: полуостров из обычного курорта превратился в отдых патриотов [Электронный ресурс] URL: http://regnews.ru/ society/krym-patrioticheskiy-turizm-460/ (дата обращения: 18.05.2015).

4. Год вместе с Крымом: на курорт к Черному морю за 4,5 тысячи рублей? Можно даже туда и обратно! [Электронный ресурс] URL: http://regnews.ru/society/krym-turizm-aviapereiety-829 (дата обращения: 18.05.2015).

5. Год вместе с Крымом: на полуострове со сменой юрисдикции недосчитались «мертвых душ» предпринимателей [Электронный ресурс] URL: http://regnews.ru/society/krym-god-biznes-223 (дата обращения: 18.05.2015).

6. Профильный комитет СФ рассмотрел ситуацию с возмещением вкладов жителей Крыма и Севастополя, открытых в банках Украины [Электронный ресурс]. URL: http://councii.gov.ru/press-center/ news/53262 (дата обращения: 19.05.2015).

7. На новые виноградники в Крыму в 2014 году выделят 160 млн руб. [Электронный ресурс] // ВОРОТ@КРЫМА. URL: http://www.itogi.ru/ archive/2002/23/102589.htm (дата обращения: 17.05.2015).

8. Восстановление сельской инфраструктуры в Крыму оценили в 150 млрд рублей [Электронный ресурс] // Новости Крыма. URL: http://news.aiicrimea.net/news/2014/4/1/vosstanovienie-seiskoi-infra-struktury-v-krymu-otseniii-v-150-mird-rubiei-8978 (дата обращения: 17.05.2015).

9. Крым на развитие сел получил около 107 млн рублей [Электронный ресурс] // Kerch.FM. URL: http://kerch.fm/2015/04/25/krym-na-razvitie-sei-poiuchii-okoio-107-min-rubiey.htm (дата обращения: 19.05.2015).

10. Паспорт федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 790 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/fiies/41d4fa3a896280aaadfa. pdf (дата обращения: 19.05.2015).

11. Эзрох Ю.С. Туристическая отрасль Крыма: потенциал и пути его реализации // ЭКО. - 2014. - №12. - С. 143-158.

5 ЭКО. - 2015. - №8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.