Научная статья на тему 'САНКЦИОННЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА'

САНКЦИОННЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / САНКЦИОННЫЙ РЕЖИМ / ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рязанова А. Р.

Осуществление экономической деятельности в текущей внешнеполитической ситуации осложнено применением многочисленных и постоянно изменяющихся иностранных и российских ограничительных мер (санкций). В статье представлена концепция формирования санкционного режима экономической деятельности и на основе анализа доктринальных подходов к определению понятий «санкции» и «правовой режим» предложено определение данной категории. Автором проведено исследование доктринальной классификации правовых режимов на основе критерия юридических свойств на ординарные и экстраординарные, в результате которого представлено обоснование отнесения санкционного режима экономической деятельности к экстраординарным правовым режимам на основе шести квалифицирующих признаков. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования санкционного режима как системного образования, обладающего особой структурой, составными элементами и содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION AND THE LEGAL NATURE OF THE SANCTIONS REGIME OF ECONOMIC ACTIVITY

Currently economic activities are complicated by the application of numerous and constantly changing foreign and Russian restrictive measures (sanctions). In this article the author presents the concept of formation of the sanction’s regime of economic activity and on the basis of the analysis of doctrinal approaches to the definition of the concepts of “sanctions” and “legal regime” offers a definition of the sanctions regime of economic activity. As a result of the conducted study of the doctrinal classification of legal regimes by the criterion of legal properties into ordinary and extraordinary, the author presented a justification for attributing the sanctions regime of economic activity to the extraordinary legal regimes on the basis of six qualifying characteristics is presented. The author draws a conclusion about the need for further study of the sanctions regime as a system formation with a special structure, constituent elements and content.

Текст научной работы на тему «САНКЦИОННЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА»

в

L---- i

УНИВЕРСИТЕТА Санкционный режим экономической деятельности: ^S^J^J

имени o.e. кутафина(мгюА) понятие и правовая природа

Санкционный режим экономической деятельности: понятие и правовая природа

Аннотация. Осуществление экономической деятельности в текущей внешнеполитической ситуации осложнено применением многочисленных и постоянно изменяющихся иностранных и российских ограничительных мер (санкций). В статье представлена концепция формирования санкционного режима экономической деятельности и на основе анализа доктринальных подходов к определению понятий «санкции» и «правовой режим» предложено определение данной категории. Автором проведено исследование доктринальной классификации правовых режимов на основе критерия юридических свойств на ординарные и экстраординарные, в результате которого представлено обоснование отнесения санкционного режима экономической деятельности к экстраординарным правовым режимам на основе шести квалифицирующих признаков. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования санкционного режима как системного образования, обладающего особой структурой, составными элементами и содержанием.

Ключевые слова: санкции, ограничительные меры, правовой режим, санкционный режим, экстраординарные правовые режимы, правовые режимы экономической деятельности.

Анна Романовна РЯЗАНОВА,

аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ryazanova-anna-r@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.100.12.205-214

Anna R. RYAZANOVA, Postgraduate student of the Entrepreneurial and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ryazanova-anna-r@yandex.ru 9. ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 The notion and the legal nature of the sanctions regime of economic activity Abstract. Currently economic activities are complicated by the application of numerous and constantly changing foreign and Russian restrictive measures (sanctions). In this article the author presents the concept of formation of the sanction's regime of economic activity and on the basis of the analysis of doctrinal approaches to the definition of the concepts of"sanctions" and "legal regime" offers a definition of the sanctions regime of economic activity. As a result of the conducted study of the doctrinal classification of legal regimes by the criterion of legal properties into ordinary and extraordinary, the author presented a justification for attributing the sanctions regime of

© А. Р Рязанова, 2022

economic activity to the extraordinary legal regimes on the basis of six qualifying characteristics is presented. The author draws a conclusion about the need for further study of the sanctions regime as a system formation with a special structure, constituent elements and content. Keywords: sanctions, restrictive measures, legal regime, sanctions regime, extraordinary legal regimes, legal regimes of economic activity.

В марте 2022 г в связи со специальной военной операцией Российской Федерации на территории Украины США, Великобритания, Канада, страны Европейского союза и ряд других государств ввели самые масштабные экономические санкции против российских лиц1. По состоянию на октябрь 2022 г против российских физических и юридических лиц введено более 5 530 ограничительных мер (санкций)2. В 2022 г. зарубежные компании стали массово отказываться от осуществления деятельности в России независимо от формального содержания санкционных режимов3. Например, крупные компании-перевозчики DHL, FedEx, Maersk прекратили доставлять грузы по России4.

В текущей политической ситуации количество санкционных режимов увеличивается, а сфера их действия расширяется, что создает необходимость учитывать все применимые ограничения не только лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, но и гражданами и организациями, занимающимися экономической деятельностью в России. Российская Федерация также принимает меры, направленные на ограничение прав иностранных лиц недружественных государств, и одновременно устанавливает меры поддержки российских лиц, попавших под действие иностранных санкционных режимов.

Санкции вводятся одним государством (инициатором) в отношении граждан и организаций другого государства и устанавливаются в форме ограничений и запретов для граждан и юридических лиц государства-инициатора. При этом влияние санкций оказывается гораздо более широким, поскольку в повседневной жизни граждане и организации сталкиваются с трудностями в реализации своих прав и законных интересов (например, при осуществлении переводов денежных средств, использовании банковских карт международных платежных систем и др.).

1 Castellum. AI Russia Sanctions Dashboard // URL: https://www.casteNum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 30.10.2022).

2 Число российских фигурантов иностранных санкционных списков превысило 5,5 тыс. // URL: https://www.interfax.ru/world/866410 (дата обращения: 30.10.2022).

3 Кто уходит из России: список компаний // URL: https://pravo.ru/news/239550/?ysclid=l9v 5y6o2rv228873671 (дата обращения: 30.10.2022).

4 DHL прекратит доставку грузов по России // URL: https://www.rbc.ru/politics/29/07/2022/ 62e3a8f29a79472898046796?ysclid=l9v66bslkt28113088 ; FedEx приостановила работу в России и Белоруссии // URL: https://quote.rbc.ru/news/short_article/622247ed9a79473b2 524371e?ysclid=l9v674l5ds668482240 ; Maersk приостанавливает прием новых заказов на перевозки в ряд российских портов // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5240581?ys clid=l9v65ft8nu881594884 (дата обращения: 30.10.2022).

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Санкционный режим экономической деятельности: 20/

имени o.e. кугафина(мгюд) понятие и правовая природа

Широкое применение односторонних ограничительных мер (санкций)5 свидетельствует о формировании отдельного правового режима — режима экономической деятельности в условиях ограничительных мер, или санкционного режима экономической деятельности.

В доктрине6 и актах органов государственной власти рекомендательного и информационного характера7 понятие «санкционный режим» используется достаточно часто, однако определение данного понятия в них не приводится.

Представляется, что в связи с общественной значимостью рассматриваемого явления необходимо дать определение понятия «санкционный режим экономической деятельности», рассмотрев понятия «санкции» и «правовой режим».

В действующем российском законодательстве термин «санкции» используется как синоним термина «специальные экономические меры»8.

В зарубежном законодательстве, например, в ряде законодательных актов США под экономическими санкциями понимаются государственные ограничения, адресованные американским лицам, на заключение и исполнение определенных сделок с преследуемым государством и его частными лицами во внешнеполитических целях или для обеспечения национальной безопасности9.

В российской правовой науке санкции являются объектом изучения международного права. С одной стороны, российские ученые-международники (И. И. Лукашук10, Т. Н. Нешатаева11, М. В. Кешнер12) рассматривают санкции как принудительные меры, которые международные организации применяют к государству-правонарушителю, или как последствия совершения международного противоправного деяния, исходящие от пострадавшего государства, группы государств или международной организации.

5 Рязанова А. Р. Санкционный режим и комплаенс: современные тенденции // Предпринимательское право. 2022. № 3. С. 75.

6 См., например: Калиниченко П. А. Россия и Европейский союз: современные правовые аспекты взаимоотношений : монография / под ред. П. А. Калиниченко. М., 2021. С. 49 ; Симаева Е. П., Тютюнник И. Г. Проблемы эффективности правового регулирования и реализации санкционных отношений // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 5. С. 159.

7 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года // URL: http://static.govemment.ru/media/files/j8IV1FkssLpUqI89JCXZ 2mLiIiLEn7H8.pdf (дата обращения: 30.10.2022) ; информационное письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64 «О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ» // Вестник Банка России. 2018. № 3.

8 Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных эко- -jj номических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных госу- ^ дарств и международных организаций» // СЗ РФ. 2022. № 19. Ст. 3188.

9 Neville M. K. Jr. International Trade Laws of the United States. Chapter 17 // Harvard Law > Journal. 2019. Vol. 15. № 2. P. 135. ^

10 Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 2008. С. 407—410.

11 Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). Иркутск,

1992. С. 21. □

12 Кешнер М. В. Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления // q Международное право и международные организации. 2015. № 2. С. 139—146. УЧЕНОГО

С другой стороны, нередко государства (группы государств) принимают в отношении других государств меры «санкционного характера» в одностороннем порядке, вне рамок международной организации13. Такой подход получил широкое распространение за рубежом (о нем писали М. Маллой14, Б. Картер15, И. А. Ко-лусси16), а в российской науке международного права он подвергается критике.

Таким образом, санкциями именуются односторонние ограничительные меры, вводимые государством или союзом государств на основании норм национального или наднационального права, для достижения целей внешней политики государства или союза государств, представляющие собой запреты и (или) ограничения прав граждан и организаций на вступление в правоотношения, исполнение обязательств или совершение иных юридических действий в отношении определенных граждан и организаций другого государства, против деятельности или политики которого направлены данные меры.

Государство, принимающее решение о введении санкций, определяет в национальном законодательстве основания для их введения, сферу их действия (по кругу лиц, в частности посредством составления санкционных списков), конкретные запреты и ограничения, уполномоченные органы, а также ответственность за нарушение санкционных норм.

Единого подхода к определению понятия «правовой режим» в праве не сложилось, хотя оно является основополагающим.

Термин «правовой режим» часто встречается в нормативных правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность17.

В доктрине термин «правовой режим» впервые был введен А. В. Венедикто-вым для обозначения специальных правил порядка образования и использования имущества18. Впоследствии сформировались разные подходы к определению этого понятия.

Одни ученые, в частности С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах19, Н. И. Матузов и А. В. Малько20, В. В. Кванина21, определяли правовой режим как особый

13 Дораев М. Г. Экономические санкции в праве США, Европейского союза и России : монография. М., 2016. С. 30—31.

14 Economic Sanctions and U. S. Trade / ву P. Michael Malloy. Boston ; Toronto ; London : Little, Brown & Co., 1990. P. 13.

15 Barry E. Carter. International Economic Sanctions: Improving the Haphazard U. S. Legal Regime // 75 Cal. L. Rev. 1159 (1987). Pp 1170—1175.

16 Colussi I. A. Action and Reaction: Effects of Country-based Trade Sanctions // Strategic Trade Review. Oct. 2016. Université de Liège. Vol. 2. Is. 3. P. 103—106.

17 Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» // СЗ РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5084.

18 Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948. С. 312.

19 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник для вузов. М., 2008. С. 478.

20 Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1996. № 1 (212). С. 17—18.

21 Кванина В. В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 235.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК рязанова А. р. О ПО

УНИВЕРСИТЕТА Санкционный режим экономической деятельности: имени o.e. кугафина(мгюд) понятие и правовая природа

нормативно закрепленный порядок правового регулирования общественных отношений, выражаемый определенным комплексом (системой) юридических средств. Такая система юридических средств (обязанностей, дозволений, ограничений, запретов, методов правового регулирования и т.д.) правового режима создает особую направленность правового регулирования и применяется для решения определенных политико-правовых проблем22.

Л. А. Морозова правовой режим рассматривала не как процесс правового регулирования, а как результат воздействия определенной системы юридических средств на общественные отношения конкретной отрасли права с целью обеспечения их нормального функционирования23.

Другие ученые рассматривали правовой режим преимущественно с нормативной точки зрения как систему юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу определенных объектов, или совокупность правовых актов, которая обеспечивает безопасность и оснащена организационно-техническим механизмом для исполнения (И. С. Розанов)24.

В современных исследованиях (А. П. Лиманской25, В. Ю. Панченко и И. В. Пи-кулевой26) правовой режим рассматривается с позиции всестороннего анализа, с учетом не только нормативного проявления данной категории (в виде правовых норм или правовых актов), но и реального действия права, права в динамике.

Анализ основных подходов к определению понятия «правовой режим» позволяет заключить, что правовой режим представляет собой закрепленный в нормах права особый устойчивый порядок регулирования общественных отношений посредством системы юридических средств, направленный на достижение определенной цели. Определенное сочетание ограничивающих и стимулирующих юридических средств правового режима создает условия для деятельности субъектов права стимулирующего или ограничивающего характера.

Понятие правового режима предпринимательской или экономической деятельности также остается дискуссионным вопросом в доктрине. В науке предпринимательского права сложилось несколько подходов к определению понятия «правовой режим предпринимательской деятельности» (например, определения предложены Г. Д. Отнюковой27, А. А. Моховым28).

22 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 333—337.

23 Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 76.

24 Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 9. С. 84—85. "О

25 Лиманская А. П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ : автореф. ^ дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 10—11.

26 Панченко В. Ю., Пикулева И. В. Реалистическое понимание правовых режимов: к поста- ^ новке проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 15—20. ^

27 Предпринимательское право : Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.]. М., 2017. С. 71.

28 Мохов А. А. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности // □ Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за □ рубежом : сборник научно-практических статей II Международной научно-практической УЧЕНОГО

Под санкционным режимом экономической деятельности предлагаем понимать порядок регулирования общественных отношений, который временно устанавливает государство (союз государств или международная организация) для достижения целей внешней политики, ответа на неправомерные или недружественные действия другого государства или отдельных лиц, связанных с этим государством, или для обеспечения национальной безопасности посредством запретов и (или) ограничений прав граждан и организаций на вступление в правоотношения, исполнение обязательств или совершение иных юридических действий в отношении определенных граждан и организаций другого государства, против деятельности или политики которого направлены данные меры.

Для определения правовой природы и содержания санкционного режима экономической деятельности необходимо отнести данный режим к одному из видов правовых режимов, которые уже разработаны в науке.

Наиболее распространенной классификацией является деление правовых режимов на общие, специальные и особые, в основании которой лежит критерий юридических свойств29.

Особого мнения придерживается В. В. Кванина: с точки зрения теории права, регулирование общественных отношений без особых ограничений, льгот или целей, действующее неопределенный период времени, — это общее правовое регулирование, а не вид правового режима30. Из общего правового регулирования выделяется специальный (или особый) правовой режим, который вводится, например, в отношении медицинских и образовательных организаций в инновационном центре «Сколково».

Сходной точки зрения придерживается и О. А. Тарасенко, предлагающая разделять правовые режимы на ординарные и экстраординарные31. В качестве примеров экстраординарных правовых режимов О. А. Тарасенко называет режимы военного положения, режим чрезвычайного положения, режим повышенной готовности, а также санкционный правовой режим. Ординарными правовыми режимами она предлагает считать экспериментальные правовые режимы, преференциальные правовые режимы, а также специальные правовые режимы, предусмотренные для отдельных отраслей или субъектов предпринимательства. В науке признаками экстраординарных правовых режимов считаются:

— особые основания для введения режима;

— ограниченный период действия во времени;

— существенное изменение в установленном правовом положении субъектов;

— использование ограничительных мер, а также установление механизмов для возмещения ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий32.

конференции (22 апреля 2015 г., г. Москва) / под общ. ред. С. Д. Могилевского, М. А. Егоровой. М., 2015. С. 65.

29 Кванина В. В. Указ. соч. С. 235.

30 Кванина В. В. Указ. соч. С. 237.

31 Тарасенко О. А. Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 51. С. 125.

32 Майдыков А. Ф, Мелехин А. В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 99—101.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

ЕСТНИК Рязанова А. р. пл

УНИВЕРСИТЕТА Санкционный режим экономической деятельности:

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) понятие и правовая природа

Согласимся с мнением О. А. Тарасенко и А. А. Мохова, что по своей природе санкционный режим относится к экстраординарным правовым режимам, поскольку государство вводит экстраординарные меры для противодействия санкциям, введенным иностранным государством, или для достижения собственных политических целей (например, по борьбе с терроризмом или по восстановлению территориальной целостности государства)33.

В доказательство того, что санкционный режим экономической деятельности является экстраординарным, предлагаем выделить следующие квалифицирующие его признаки.

1. Особые основания для введения санкционного режима. Государство применяет санкции в случае возникновения обстоятельств, соответствующих нормативно закрепленным основаниям введения таких мер. Например, основанием может являться совершение иностранным государством международно-противоправного деяния или недружественного действия, включая введение иностранных ограничительных мер в отношении российских граждан и юридических лиц, направленных на незаконное лишение и (или) ограничение их права собственности34.

2. Ограниченный период действия санкционного режима. Действие санкционного режима ограничено во времени. Как правило, он действует до момента достижения политической цели его введения, например до отмены иностранным государством санкций, в ответ на которые вводился режим. Так, в 2014 г. Президентом РФ на определенный срок (с последующим продлением) были введены запреты и ограничения на ввоз в Россию ряда товаров из государств, которые ввели экономические санкции против российских лиц35.

3. Усиление регулирующего воздействия государства. Усиление регулирующего воздействия со стороны государства в рамках режима санкций выражается во введении запретов, ограничений, а также дополнительных требований к осуществлению экономической деятельности. Например, в 2022 г. Российская Федерация ввела запрет на валютные операции, связанные с предоставлением российскими резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа36.

33 Тарасенко О. А. Указ. соч. С. 105—132 ; Тарасенко О. А., Кадлец М. В. Меры противодействия санкционному давлению, оказываемому на банковскую систему России // Банковское право. 2022. № 4. С. 13—19 ; Мохов А. А. Влияние санкционных режимов на цивилистический процесс // Вестник гражданского процесса. 2016. № 6. С. 33—39.

34 Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных эко- -д номических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных госу- ^ дарств и международных организаций» // СЗ РФ. 2022. № 19. Ст. 3188.

35 Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных эко- > номических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших □ к ним иностранных государств и международных организаций» // СЗ РФ. 2022. № 10. □

Ст. 1465. УЧЕНОГО

4. Существенное изменение положения субъектов экономической деятельности. Последствием введения санкционного режима является основательное изменение правового положения субъектов экономической деятельности по сравнению с их обычным положением. Например, Конституционный Суд РФ, удовлетворяя жалобу гражданина РФ о проверке конституционности норм о привлечении к административной ответственности из-за нарушения сроков возврата иностранной валюты, указал, что решения по делу, в которых суды признали незаконной валютной операцией действия по возврату гражданином на свой счет денежных средств, ранее заблокированных иностранным банком из-за санкций, подлежат пересмотру из-за противоречия конституционно-правовому смыслу применимых норм, так как разрешают применение иностранного санкционного законодательства на территории России37.

5. Расширение полномочий органов государственной власти. В 2022 г. в результате введения санкций недружественными государствами в отношении российских лиц и принятия Россией ответных ограничительных мер были расширены полномочия Банка России и Министерства финансов РФ38. Кроме того, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации уполномочена выдавать резидентам разрешения на заключение сделок и совершение иных действий39.

6. Ведение дополнительных мер поддержки. Содержание санкционного режима не всегда сводится к запретам и ограничениям: государство также устанавливает льготы или меры поддержки для лиц, которые подверглись санкциям со стороны иностранного государства (например, в России такие меры предусмотрены в сфере налогообложения40 и раскрытия информации41).

Таким образом, можно заключить, что санкционный режим экономической деятельности — это особый порядок регулирования общественных отношений, который государство (союз государств или международная организация) устанавливает на определенный срок для достижения целей внешней политики, обеспечения национальной безопасности или для ответа на неправомерные или недружественные действия другого государства путем установления запретов и (или) ограничений прав граждан и организаций на вступление в правоотношения, исполнение обязательств или совершение иных юридических действий в

37 Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2021 № 34-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'" в связи с жалобой гражданина Н. В. Кузнецова» // СЗ РФ. 2021. № 29. Ст. 5752.

38 Деятельность Минфина России по выдаче разрешений // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ permission/95/ (дата обращения: 30.10.2022).

39 Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1689.

40 Федеральный закон от 03.04.2017 № 58-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 15 (ч. I). Ст. 2133.

41 Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 10 // СЗ РФ. 2018. № 4. Ст. 628.

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Санкционный режим экономической деятельности: 2 13

имени o.e. кугафина(мгюд) понятие и правовая природа

отношении определенных граждан и организаций другого государства, против деятельности или политики которого направлены данные меры.

Санкционный режим экономической деятельности относится к экстраординарным правовым режимам, поскольку обладает следующими признаками: имеет особые основания введения, ограниченный период действия, усиливает регулирующее воздействие государства, существенно изменяет положение субъектов экономической деятельности, расширяет полномочия органов государственной власти, правительством вводятся дополнительные меры поддержки субъектов экономической деятельности.

Для дальнейших правовых исследований открытым остается вопрос о структуре и элементах санкционного режима экономической деятельности и его содержании.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М., 2002. — 608 с.

2. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник для вузов. — М., 2008. — 816 с.

3. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. — М., 1948. — 840 с.

4. Дораев М. Г. Экономические санкции в праве США, Европейского союза и России : монография. — М., 2016. — 216 с.

5. Калиниченко П. А. Россия и Европейский союз: современные правовые аспекты взаимоотношений : монография / под ред. П. А. Калиниченко. — М., 2021. — 144 с.

6. Кванина В. В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — № 424. — С. 234—240.

7. Кешнер М. В. Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления // Международное право и международные организации. — 2015. — № 2. — С. 139—146.

8. Лиманская А. П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2015. — 30 с.

9. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. — М., 2008. — 415 с.

10. Майдыков А. Ф., Мелехин А. В. Проблемы формирования законодательства

об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского ^

права. — 2005. — № 10. — С. 97—107. ^

11. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и прак- < тики // Известия высших учебных заведений. — Правоведение. — 1996. — > № 1 (212). — С. 16—29. ^

12. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР — М., 1985. — 144 с. О

13. Мохов А. А. Влияние санкционных режимов на цивилистический процесс // □ Вестник гражданского процесса. — 2016. — № 6. — С. 33—39.

14. Мохов А. А. Правовые режимы осуществления предпринимательской дея- ^ тельности // Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного ученого

I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

права в России и за рубежом : сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции (22 апреля 2015 г., г. Москва) / под общ. ред. С. Д. Могилевского, М. А. Егоровой. — М., 2015. — С. 64—67.

15. Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). — Иркутск, 1992. — 107 с.

16. Панченко В. Ю., Пикулева И. В. Реалистическое понимание правовых режимов: к постановке проблемы // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 7. — С. 15—20.

17. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. — М., 2008. — 800 с.

18. Предпринимательское право : Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.]. — М., 2017. — 848 с.

19. Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации // Государство и право. — 1996. — № 9. — С. 84—91.

20. Рязанова А. Р. Санкционный режим и комплаенс: современные тенденции // Предпринимательское право. — 2022. — № 3. — С. 72—80.

21. Симаева Е. П., Тютюнник И. Г. Проблемы эффективности правового регулирования и реализации санкционных отношений // Экономика. Налоги. Право. —2017. — № 5. — С. 158—164.

22. Тарасенко О. А. Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности // Вестник Пермского университета. — Юридические науки. — 2021. — Вып. 51. — С. 105—132.

23. Тарасенко О. А., Кадлец М. В. Меры противодействия санкционному давлению, оказываемому на банковскую систему России // Банковское право. — 2022. — № 4. — С. 13—19.

24. Barry E. Carter. International Economic Sanctions: Improving the Haphazard U. S. Legal Regime // 75 Cal. L. Rev. 1159. — 1987. — P. 1170—1175.

25. Colussi I. A. Action and Reaction: Effects of Country-based Trade Sanctions // Strategic Trade Review. — Oct. 2016. — Université de Liège. — Vol. 2. — Is. 3. — P. 103—106.

26. Economic Sanctions and U. S. Trade / by Michael P. Malloy. — Boston ; Toronto ; London : Little, Brown & Co., 1990. — 752 p.

27. Neville M. K. Jr. International Trade Laws of the United States. Chapter 17 // Harvard Law Journal. — 2019. — Vol. 15. — № 2. — P. 127—150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.