Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
806
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранные инвестиции / национальные интересы / правовой режим / правовое регулирование / инвестор / национализация / предпринимательская деятельность / международные соглашения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ваэл Муса

Существенное увеличение санкционного давления на Российскую Федерацию приводит к вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций, закреплению и применению норм, обеспечивающих национальные экономические интересы. Применительно к указанному аспекту от государства требуется возможность адекватно и своевременно отреагировать на принимаемые другими государствами санкции в целях выработки и принятия ответных мер. В этой связи выявление особенностей правового режима иностранных инвестиций, существующих механизмов влияния государства на обеспечение защиты национальных интересов. Принимаемое регулирование должно быть сбалансированным, исключающим вероятность создания условий, при которых существенным образом снизится размер иностранных инвестиций. В статье определена специфика понятия иностранных инвестиций, тенденции его изменения в условиях развития цифровых технологий, появлению нового рода активов, что предполагает необходимость расширения перечня гарантий и льгот, предусмотренных отечественным регулированием иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции являются специфической конструкцией, требующей сбалансированного подхода. Особое внимание в исследовании обращено на значимость содержания института иностранных инвестиций, в том числе применительно к дальнейшему гарантированию прав и обязанностей иностранных инвесторов. Автором сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования порядка принятия решения об изменении организационно-правовой формы филиала юридического лица (изменения, введенные в июле 2022 года), обеспечения справедливости в случае обязательного инвестирования в порядке, определенном Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах». Отдельный акцент сделан на вопросе регулирования национализации (экспроприации), отсутствию в ее целях полноценно сформированной нормативной правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ»

gs4 право и экономика ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-152-156 NIION: 2018-0076-7/22-831 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1029

ВАЭЛ Муса,

Аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: wael.ru.fi@gmail.com

Научный руководитель: ГАЛУШКО Дмитрий Владимирович,

к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, е-таИ: mail@law-books.ru

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация. Существенное увеличение санкционного давления на Российскую Федерацию приводит к вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций, закреплению и применению норм, обеспечивающих национальные экономические интересы. Применительно к указанному аспекту от государства требуется возможность адекватно и своевременно отреагировать на принимаемые другими государствами санкции в целях выработки и принятия ответных мер. В этой связи выявление особенностей правового режима иностранных инвестиций, существующих механизмов влияния государства на обеспечение защиты национальных интересов. Принимаемое регулирование должно быть сбалансированным, исключающим вероятность создания условий, при которых существенным образом снизится размер иностранных инвестиций. В статье определена специфика понятия иностранных инвестиций, тенденции его изменения в условиях развития цифровых технологий, появлению нового рода активов, что предполагает необходимость расширения перечня гарантий и льгот, предусмотренных отечественным регулированием иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции являются специфической конструкцией, требующей сбалансированного подхода. Особое внимание в исследовании обращено на значимость содержания института иностранных инвестиций, в том числе применительно к дальнейшему гарантированию прав и обязанностей иностранных инвесторов. Автором сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования порядка принятия решения об изменении организационно-правовой формы филиала юридического лица (изменения, введенные в июле 2022 года), обеспечения справедливости в случае обязательного инвестирования в порядке, определенном Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах». Отдельный акцент сделан на вопросе регулирования национализации (экспроприации), отсутствию в ее целях полноценно сформированной нормативной правовой базы.

Ключевые слова: иностранные инвестиции; национальные интересы; правовой режим; правовое регулирование; инвестор; национализация; предпринимательская деятельность; международные соглашения.

WAEL Musa,

Graduate student of the Department of Legal Regulation of Economic

activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Supervisor:

Dmitry Vladimirovich GALUSHKO,

Ph.D., Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic

activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

LEGAL REGIME OF FOREIGN INVESTMENTS IN TERMS OF ENSURING

NATIONAL ECONOMIC INTERESTS

Annotation. A significant increase in sanctions pressure on the Russian Federation leads to the issue of legal regulation of foreign investments, the consolidation and application of norms that ensure national economic interests. In relation to this aspect, the State is required to be able to respond adequately and in a timely manner to sanctions taken by other States in order to develop and take retaliatory measures. In this regard, the identification of the features of the legal regime of foreign investment, the existing mechanisms of state influence on ensuring the protection of national interests. The adopted regulation should be balanced, eliminating the possibility of creating conditions under which the amount of foreign investment will significantly decrease. The article defines the specifics of the concept of foreign investment, the trends of its change in the context of the development of digital technologies, the emergence of a new kind of assets, which implies the need to expand the list of guarantees and benefits provided for by domestic regulation of foreign investment. Foreign investment is a specific construction that requires a balanced approach. Special attention in the study is paid to the importance of the content of the institute of foreign investment, including in relation to the further guarantee of the rights and obligations of foreign investors. The author concludes that it is necessary to further improve the procedure for making a decision on changing the organizational and legal form of a branch of a legal entity (changes introduced in July 2022), ensuring fairness in the case of mandatory investment in the manner prescribed by Federal Law No. 290-FZ of 03.08.2018 "On International Companies and International Funds". A separate emphasis is placed on the issue of regulating nationalization (expropriation), the absence of a fully formed regulatory legal framework for its purposes.

Key words: foreign investments; national interests; legal regime; legal regulation; investor; nationalization; entrepreneurial activity; international agreements.

Обеспечение экономического развития в настоящее время невозможно без участия иностранных инвестиций. Глобализация, разделение сфер деятельности, их усложнение, ставит практически перед каждым государством задачу по привлечению активов зарубежных государств. Характер и содержание таких инвестиций может быть различным, но значимым является формирование правовой базы, способствующей развитию данной сферы. Понятие иностранных инвестиций закреплено в статье 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях). Так, они рассматриваются как вложение иностранного капитала, которое осуществляется иностранным инвестором в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, при условии, что такие объекты не изъяты или не ограничены в обороте. Кроме того, к рассматриваемой группе также относятся иные активы, главным критерием отнесения которых признается

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

наличие денежной оценки. Вместе с тем закрепленное в законодательстве Российской Федерации понятие не включает важные с точки зрения категории инвестиции элементы, среди которых, длительность, количественная оценка и т.д.

В научной литературе иностранные инвестиции рассматриваются как вывоз капитала, представляющий собой выбытие части капитала из одной страны и размещение его в другой [1], а также в качестве объекта гражданских прав, находящегося на территории Российской Федерации с целью получения прибыли [2]. Отсутствие единства в данном вопросе обусловлено различным пониманием самого термина инвестиции, что связано с конкретными целями и задачами, стоящими при выявлении его содержания.

Значимость определения содержания понятия иностранных инвестиций обусловлена установлением режима их правового регулирования, предполагающего обеспечение необходимых условий, способствующих увеличению притока иностранного капитала. С точки зрения классической теории иностранные инвестиции выступают абсолютно выгодным фактором для принимаю-

щего государства ввиду итогового повышения уровня технологий, производительности труда и иных сфер. При этом в настоящее время однозначно можно утверждать о невозможности признания такой модели верной. Активное принятие зарубежными государствами санкций в отношении Российской Федерации приводит к необходимости особого учета правового режима иностранных инвестиций с точки зрения обеспечения развития отечественной экономики, снижения зависимости от других государств по ключевым сферам, а также достижению национальных экономических интересов.

Соответственно правовой режим иностранных инвестиций можно рассматривать как совокупность условий инвестиционной деятельности, включающих в себя определенные права и законных интересы иностранных инвесторов, гарантируемые государством [3]. Представляется обоснованным также включить правовые институты, закрепляющие порядок осуществления деятельности иностранных инвесторов.

На международном уровне правовое регулирование иностранных инвестиций предполагает право государств устанавливать условия допуска в национальную экономику, в том числе определяя сферы и виды деятельности, открытые для иностранных инвесторов (Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития). Представляется, что подобное положение является оправданным, так как исключает возможность чрезмерной зависимости государств и отвечает их национальным интересам, например, в области обороноспособности и безопасности. Одновременно с вышеуказанным важно подчеркнуть, что правовое регулирование иностранных инвестиций должно основываться на понятных и последовательных конструкциях, исключающих вероятность двоякого толкования, что в условиях неоднородности правовых семей, юридических техник, используемых государствами, является особенно важным.

Отечественные исследователи не сходятся во мнении по вопросу существующего в Российской Федерации правового режима для иностранных инвесторов. С одной стороны, отмечается закрепление национального режима в данном вопросе. С другой, указывается на регламентацию режима наибольшего благоприятствования. На наш взгляд, для российского законодательства характерно сочетание двух вышеперечисленных режимов. Согласно статье 4 Закона об иностранных инвестициях предусматривается аналогичное право для иностранных инвесторов в части использования полученной прибыли по сравнению российскими инвесторами. Кроме того, необ-

ходимо отметить, что рассматриваемый закон охватывает ключевые сферы предпринимательской деятельности, устанавливая применение для иностранных инвесторов льгот по уплате таможенных платежей, права при национализации и реквизиции, стабильность в области налогообложения (в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет), возможность реинвестирования, беспрепятственного вывоза имущества и информации и т.д. Значительное повышение значимости информации, различных цифровых технологий позволяет положительно оценить установление самостоятельных гарантий в вопросе распоряжение такими активами.

Анализ указанных положений позволяет утверждать об установлении правового регулирования, позволяющего иностранному инвестору объективно оценивать комплекс прав и гарантий, представляемых Российской Федерацией.

Обеспечение национальных экономических интересов в рамках правового регулирования иностранных инвестиций также происходит при заключении международных инвестиционных соглашений, каких-либо иных документов, охватывающих интересы нескольких государств. В этой связи можно положительно оценивать тенденцию по включению в таких договорах условий, предусматривающий обязательный учет не только интересов инвесторов, но и интересы государства, которое принимает инвестиции [4]. Включение в международные соглашение долгосрочных элементов, связанных с защитой национальных интересов, позволяет исключать возможность последующего внешнеполитического давления.

Одновременно с указанным в настоящее время происходит изменение правового регулирования положения инвесторов из недружественных стран. Так, Федеральным законом от 14.07.2022 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений» предусмотрена возможность преобразовании филиала (представительства) иностранного юридического лица, связанного с недружественными странами, в хозяйственное общество при наличии одного из таких оснований как:

1. Принятие решения о ликвидации;

2. Отказ лица использовать имущество по целевому назначению, при условии, что это может привести к полному или частичному прекращению деятельности филиала;

3. Совершение действий, которые могут привести к вышеуказанным последствиям в сфере

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

пользования недрами или объектами трансграничной инфраструктуры;

4. Фактическое прекращение управлением деятельностью филиала.

Федеральным законом также предусматривается перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о наступлении вышеуказанных оснований. Исследовав данные изменения, можно отметить, что предусмотренные случаи, при которых возможно принятие соответствующего решения, не вызывают вопросы, так как напрямую отражают потребность в защите национальных интересов в условиях санкционного давления. В свою очередь, использование формулировки «связанности» юридического лица с недружественным государством является неоднозач-ным. Предусмотренный критерий места регистрации или преимущественного извлечения прибыли дополняется ситуацией вхождения в состав участников юридического лица лиц, связанных с недружественными государствами и владеющих не менее 25 процентами долей в уставном капитале. Исходя из этого возникает вопрос о какой связи говорится во втором случае, если речь идет о физическом лице достаточно ли наличия исключительно гражданства. Кроме того, неясно учитывается ли имущественная связь такого лица, если да, то каким образом Российская Федерация может достоверно установить указанные обстоятельства.

Значимую роль с точки зрения обеспечения национальных экономических интересов в рамках регламентации иностранных инвестиций играют стратегические документы. Одним из основных актов, предусматривающих право государства устанавливать нормы, затрагивающие иностранные инвестиции, является Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно пункту 16 Стратегии Российская Федерация должна обеспечить совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций. В данном случае возможно применение соответствующих мер, принятых в конституционно значимых целях, в виде ответных действий, в том числе различных изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов [5]. На наш взгляд, ответные меры в отношении иностранных инвестиций являются оправданными, так как обеспечивают достижение баланса интересов государств.

При этом остаются вопросы, связанные с дальнейшим развитием механизма обязательных инвестиций, предусмотренных Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ных компаниях и международных фондах», в части единого минимального уровня без соответствующей дифференциации в зависимости от величины организации [6], применения норм в отношениях с лицами, связанными с недружественными государствами.

Заключительным вопросом, который необходимо рассмотреть в рамках настоящей статьи, является проблема правового регулирования национализации (экспроприации). В частности, в настоящее время отсутствует детальное регулирование данного вопроса, что особенно важно в рамках отношений с иностранными инвесторами и выплатами им компенсации. Как отмечают А.Э. Евстратов и И.Ю. Гученков, «более общей проблемой национализации (экспроприации) в международном частном праве является угроза (а теперь и ее реальное воплощение) злоупотреблений со стороны государств - реципиентов инвестиций при изъятии имущества у инвесторов» [7, С. 155]. В данном случае, необходима выработка единых правил на международном уровне, что особенно усложняется в условиях, когда целый ряд ведущих государств прямо нарушают международного право.

Таким образом, принимаемые Российской Федерации меры, затрагивающие правовой режим иностранных инвестиций, являются оправданными и отвечают целям обеспечения национальных экономических интересов. В свою очередь, выявленные недостатки правового регулирования свидетельствуют о необходимости определенного изменения существующих подходов в отношении отдельных элементов и институтов. При этом важнейшим является создание условий, которые позволят своевременно реагировать на все действия, предпринимаемых иностранными государствами, включая расширение перечня санкций или их дальнейшей трансформации.

Список литературы:

[1] Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. М.: 2009. С. 65.

[2] Фильченко А.Е. Правовое регулирование приобретения иностранным инвестором акций (доли участия) российского хозяйственного общества: дисс.....к.ю.н.: 12.00.03. М.: 2010.

[3] Веселкова Е.Е. О понятии «правовой режим иностранных инвестиций» // Вестник Академии права и управления. 2016. №4 (45). С. 47-50.

[4] Викторова Н. Н. Эволюция правового понятия «Иностранная инвестиция» в условиях сетевого общества // Lex Russica. 2019. №11 (156). С. 88-95.

[5] Добрынина Л.Ю., Губарева А.В. Правовое обоснование ответных мер Российской Федера-

ции на экономические санкции США, ЕС и их союзников // Национальная безопасность / nota bene. 2020. №1. С. 24-36.

[6] Кондукторов А. С. Правовое регулирование минимального размера обязательных инвестиций, осуществляемых иностранной компанией при редомициляции в РФ // Lex Russica. 2022. №3 (184). С. 43-52.

[7] Евстратов А.Э., Гученков И.Ю. Национализация (экспроприация) собственности иностранных инвесторов: актуальные проблемы // Правоприменение. 2022. №2. С. 147-158.

Spisok literatury:

[1] Gushchin V.V., Ovchinnikov A.A. Investicion-noe pravo. M.: 2009. S. 65.

[2] Fil'chenko A.E. Pravovoe regulirovanie prio-breteniya inostrannym investorom akcij (doli uchas-tiya) rossijskogo hozyajstvennogo obshchestva: diss.....k.yu.n.: 12.00.03. M.: 2010.

[3] Veselkova E.E. O ponyatii «pravovoj rezhim inostrannyh investicij» // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2016. №4 (45). S. 47-50.

[4] Viktorova N. N. Evolyuciya pravovogo pon-yatiya «Inostrannaya investiciya» v usloviyah sete-vogo obshchestva // Lex Russica. 2019. №11 (156). S. 88-95.

[5] Dobrynina L.YU., Gubareva A.V. Pravovoe obosnovanie otvetnyh mer Rossijskoj Federacii na ekonomicheskie sankcii SSHA, ES i ih soyuznikov // Nacional'naya bezopasnost' / nota bene. 2020. №1. S. 24-36.

[6] Konduktorov A. S. Pravovoe regulirovanie minimal'nogo razmera obyazatel'nyh investicij, osu-shchestvlyaemyh inostrannoj kompaniej pri redomici-lyacii v RF // Lex Russica. 2022. №3 (184). S. 43-52.

[7] Evstratov A.E., Guchenkov I.YU. Nacional-izaciya (ekspropriaciya) sobstvennosti inostrannyh investorov: aktual'nye problemy // Pravoprimenenie. 2022. №2. S. 147-158.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № Т • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.