Научная статья на тему 'Санкции за нецелевое использование бюджетных средств'

Санкции за нецелевое использование бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкции за нецелевое использование бюджетных средств»

Финансовый контроль

САНКЦИИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Бюджетные средства выделяются по принципу адресности и целевого характера в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ. Данный принцип означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности и направлению на цели, не обозначенные при выделении бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Четкого определения понятия «нецелевое использование бюджетных средств» бюджетное законодательство не содержит. Поэтому при проверках ссылаются на косвенное определение (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ):

«Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации».

Санкции за нецелевое использование бюджетных средств можно подразделить на три вида: административные, финансовые и уголовные.

Административные санкции

В соответствии со ст. 15.14 Кодекса РФ об административном правонарушении от 01.06.2002 № 195-ФЗ (далее - КоАП) «Нецелевое использование бюджетных средств»:

Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном

Т.В. АНТИПОВА Советник госслужбы 3-го класса

бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Факт нецелевого использования средств федерального бюджета устанавливается по результатам ревизий или проверок территориальными органами Контрольно-ревизионного управления Минфина России (далее - КРУ).

После выявления документально подтвержденного факта нецелевого использования средств федерального бюджета составляется протокол об административном правонарушении. Поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ), то и меры административного воздействия применяются прежде всего к ним.

Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП, причем немедленно после выявления правонарушения (п. 1 ст.28.5 КоАП).

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения (п. 2 ст.28.5 КоАП).

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на

месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф (п. 1 ст. 28.6 КоАП).

В соответствии со ст. 28.2 КоАП:

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол.

2. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административ-

ном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения (ст. 15.14 КоАП, предусматривающая административную ответственность за нецелевое расходование средств федерального бюджета), объяснение физического лица (руководителя), в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола руководителю, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и

обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу (руководителю), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

5. Протокол об административном правонарушении подписывает должностное лицо, его составившее, физическое лицо (руководитель), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа последнего от подписи делается соответствующая запись в протоколе.

6. Физическому лицу (руководителю), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по его просьбе может вручаться под расписку копия протокола.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 28.3 КоАП, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с гл. 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом должностными являются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах (ст. 2.4 КоАП). В территориальных органах КРУ в субъектах федерации должностные лица - это руководитель и его заместители, т.е. протокол об административном правонарушении должен быть составлен и подписан, например руководителем территориального органа КРУ в Пермской области или его заместителями.

Существующая в некоторых регионах практика составления протоколов об административных правонарушениях непосредственно руководителями ревизионных фупп (контролерами-ревизорами) действует до первого дела, проигранного КРУ в Арбитражном суде. Поскольку руководители ревизионных групп (контролеры-ревизоры) не являются должностными лицами и, следовательно, не наделены

полномочиями составления протокола об административном правонарушении, протокол, составленный ими, недействителен.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП).

В соответствии со ст.23.7 КоАП органы, отвечающие за исполнение федерального бюджета, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 - 15.16 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 23.7 КоАП).

Органом, ответственным за исполнение федерального бюджета, является Минфин России (ст. 164 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, рассматривать дела об административных правонарушениях по результатам ревизий бюджетных учреждений вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение федерального бюджета, их заместители (подп. 3 п. 2 ст. 23.7 КоАП).

В соответствии с приказом Минфина России от 03.12.2002 № 121н рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета, возложено, в частности, на руководителей КРУ в субъектах Российской Федерации и их заместителей.

Штраф налагается согласно постановлению по делу об административном правонарушении. В этом постановлении руководитель проверенного КРУ бюджетного учреждения признается виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП. Постановлением также определяется сумма штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу необжало-ванного и неопротестованного постановления.

Этапы применения штрафных санкций за административное правонарушение приведены в таблице.

№ этапа Содержание этапа

1 Подписание акта ревизии (проверки) о нецелевом использовании средств федерального бюджета

2 Составление и подписание протокола об административном правонарушении

3 Рассмотрение дела об административном правонарушении

4 Вынесение постановления по делу об административном правонарушении

5 Уплата административного штрафа

Протокол об административном правонарушении может выглядеть следующим образом.

ПРОТОКОЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

16 февраля 2004 г. г. Энск

Мною, заместителем руководителя Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ в Энской области П.Ю. Крамским, составлен настоящий протокол о том, что при осуществлении ревизии финансово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата Энской области установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 7 200 руб.

Проверяемой организацией платежным поручением от 12.02.2003 N9 16 за счет средств федерального бюджета, полученных по коду ЭКР 110600 «Оплата услуг связи», перечислено предприятию связи за пейджер, его подключение и абонентскую плату 7 200 руб.

Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.98 N9 115-ФЗ и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 11.12.2002№ 127н, использование средств, профинансированных на расходы по коду 110600 «Оплата услуг связи» на приобретение средств связи, не предусмотрено. Следовательно, в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ имеет место нецелевое использование средств федерального бюджета в размере 7 200руб., выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств определенным правовым основанием их получения (Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.98N9 115-ФЗ и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 11.12.2002 №127н).

Таким образом, руководитель Военного комиссариата Энской области Кулепанов Степан Федорович, 12.08.63года рождения, уроженец г. Энска, проживающий по адресу г. Энск, ул. Ленина, 2-24, паспорт 57 05 М9 025673, выданный ОВД Октябрьского района г. Энска 11.11.2002 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 289 Бюджетного кодекса РФ.

Кулепанов С. Ф. объясняет факт возникновения нецелевого расходования средств федерального бюджета недостаточным контролем со своей стороны за действиями финансовой службы.

Заместитель руководителя

КРУ МФ РФ в Энской области_П.Ю. Крамской

С настоящим протоколом ознакомлен, замечаний нет_С. Ф. Кулепанов

Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мне разъяснены:_С. Ф. Кулепанов

Копию настоящего протокола получил 16.02.2004_С.Ф. Кулепанов

Финансовые санкции

С 01.01.2003 действует новый порядок применения финансовых санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета, установленный приказом Минфина России от 07.02.2003 № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ по реализации положений Бюджетного кодекса РФ». При этом осуществляется так называемая блокировка расходов.

Блокировка расходов - это возможное уменьшение объема финансирования федеральных бюджетных средств главному распорядителю за нецелевое использование, допущенное получателем этих средств.

Этот порядок условно можно разбить на 10 этапов:

1. Территориальный орган КРУ в субъекте федерации в результате ревизии образовательного уч-

реждения составляет и подписывает акт о нецелевом использовании средств федерального бюджета.

2. КРУ по результатам проверок направляет в Управление федерального казначейства по субъекту федерации (УФК) представление о взыскании в доход федерального бюджета (уменьшении финансирования) средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению. Представление составлено в разрезе кодов бюджетной классификации (ведомственной, функциональной и экономической.

3. УФК направляет уведомление о нецелевом использовании средств федерального бюджета в Главное управление федерального казначейства РФ (ГУФК). Уведомление также составлено согласно кодам бюджетной классификации (ведомственной, функциональной и экономической).

4. ГУФК ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, на основании уведомле-

ний УФК оформляет и направляет в курирующий бюджетное учреждение департамент Минфина России свод уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Свод уведомлений составлен в разрезе главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета с расшифровкой соответствующих сокращений по ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ.

5. Курирующий департамент Минфина России в 5-дневный срок с момента даты получения свода уведомлений о сокращении ЛБО без согласования с главным распорядителем оформляет докладную записку на имя министра финансов РФ, которая визируется курирующим заместителем министра финансов РФ, и сводную справку, составленную на основании свода уведомлений.

6. Курирующий департамент Минфина России получает докладную записку с разрешительной надписью министра финансов РФ и сводную справку.

7. После получения докладной записки с разрешительной надписью министра финансов РФ курирующий департамент Минфина России оформляет не позднее 3 рабочих дней и направляет в Министерство, которому подчиняется бюджетное учреждение, первый экземпляр свода уведомлений о сокращенных ЛБО по образовательным учреждениям, находящимся в его ведении.

8. Второй экземпляр свода уведомлений о сокращенных ЛБО курирующий департамент Минфина России направляет в ГУФК.

9. Главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 10 дней с момента получения свода уведомлений о сокращенных ЛБО сокращает бюджетному учреждению, находящемуся в его ведении, ЛБО на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета, зафиксированную в акте КРУ.

10. ГУФК уменьшает ЛБО главному распорядителю средств федерального бюджета до 01.12.2003.

Этапы блокировки расходов изображены на схеме (номер этапа соответствует номеру фигурной стрелки)

Уголовные санкции

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.12.2003 N9 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» в отношении должностных лиц бюджетных учреждений вводится уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. При этом формулировка понятия «нецелевое расходование бюджетных средств» не уточняется, а остается аналогичной формулировке в Бюджетном кодексе РФ.

Так, в соответствии с новой ст. 285.1 УК РФ:

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом крупным размером в ст. 285.1 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 руб., а особо крупным размером - 7 500 000 руб.

Таким образом, несмотря на отсутствие в бюджетном законодательстве четкой формулировки понятия «нецелевое использование», за нецелевое использование бюджетных средств в настоящее время применяются санкции как административного, финансового, так и уголовного воздействия. Поэтому реалии настоящего времени требуют незамедлительного принятия на законодательном уровне расшифровки определения нецелевого расходования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.