Научная статья на тему 'Ответственность за нарушение бюджетного законодательства'

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2189
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Т. В. Конюхова у

старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

В связи с переходом к рыночной экономике в России произошел переход к общепризнанным формам управления финансами, поэтому несколько сократилась сфера государственных финансов за счет отделения корпоративных финансов, и в последнее время появилась тенденция повышения роли местных финансов.

Основополагающие нормы финансового законодательства были включены в Конституцию РФ 1993 года. Кроме того, было принято значительное количество нормативных актов, в том числе регулирующих бюджетные отношения. Многие из них в практической деятельности были реализованы лишь частично.

В некоторых актах РФ содержались нормы, устанавливающие ответственность за нарушения бюджетного законодательства, главным образом в Федеральном законе о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ, Кодекс) в значительной степени решил назревшую проблему совершенствования бюджетного законодательства, в частности, ответственности за его нарушения. Кодекс, разработанный в соответствии с Конституцией РФ, включил многие действующие нормы бюджетного законодательства, а также поднял уровень правового регулирования до законодательного многих норм, ранее содержавшихся в нормативных ведомственных актах. При этом он осуществил подробное правовое регулирование бюджетных отношений в федеративном государстве.

В преамбуле БК РФ указывается, что он служит целям финансового регулирования, а также устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое по-

1 Собрание законодательства РФ. 1998. N9 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339; 2001. № I (ч. 1). Ст. 2; № 33 (ч. I). Ст. 3429; 2002. № 30. Ст. 3021.

2 Нестеренко Т.Г. Казнокрады живут припеваючи, а казначеи по судам бегают // Мир за неделю. 1999. № 14. С. 6.

ложение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В БК РФ впервые систематизированы конкретные нормы об ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (ст. 281 — 306)1.

В ст. 283 определены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и права органов федерального казначейства в области применения мер принуждения, в частности, во многих случаях (ст. 284) применения мер бесспорного взыскания.

Статьей 286 установлен порядок списания бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения.

Бюджетный кодекс принят в России впервые и, естественно, не лишен отдельных недостатков. Он вызвал некоторые критические замечания. В частности, заместитель министра финансов РФ — начальник Главного управления федерального казначейства Т. Нестеренко2 в то время полагала, что казначейскую систему можно построить и без Бюджетного кодекса.

Однако следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса РФ наряду с принятием Налогового кодекса РФ явилось важным событием в экономической и правовой жизни России.

В БК РФ впервые сформулировано (ст. 281) понятие «нарушение бюджетного законодательства», то есть состав правонарушения.

Нарушением бюджетного законодательства РФ признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетное: системы. За указанные действия (бездействие) наступает ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства можно считать частью ответственности за нарушение финансового законодательства. Термин «финансовая ответственность» применяется в законодательной практике и научных работах.

Исходя из определения юридической ответственности, по мнению автора, можно дать определение ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Это — государственное принуждение к исполнению бюджетного права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством, обществом.

Бюджетный кодекс РФ не содержит определения ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В то же время Кодекс впервые установил, с одной стороны, ответственность в бюджетном процессе министра финансов РФ, Министерства финансов РФ и федерального казначейства (ст. 167), с другой стороны — ответственность участников бюджетных правоотношений (ст. 289 - 306).

Министерство финансов РФ несет ответственность (ст. 167) за соответствие бюджетной росписи утвержденному федеральному бюджету; своевременность ее составления; соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Например, по имеющимся сведениям, в арбитражных судах наиболее распространенными были в 1999 году дела, связанные с погашением задолженности бюджетных учреждений, к которым Министерство финансов РФ привлекалось многократно на значительную сумму, а к возмещению убытков за незаконные действия государственных органов — 468 раз на общую сумму несколько миллиардов рублей.

Министр финансов РФ персонально несет ответственность за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного БК РФ; полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств; своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств; своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств; финансирование расходов, не включен-

ных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета; осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Кроме того, Бюджетный кодекс РФ установил перечень (хотя и неполный) мер принуждения. К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры (ст. 282). Это — предупреждение о надлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Важная норма заключена в ст. 282, а именно: только федеральным законом может быть установлена мера ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Кстати, приказом Минфина России от 26.04.2001 № 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ являются (ст. 283 БК РФ):

• неисполнение закона о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или неполное перечисление, несвоевременное перечисление получателям; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

• отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК

РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание этого; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России; иные основания в соответствии с Б К РФ и федеральными законами. Правом применения мер принуждения обладают руководители органов федерального казначейства и их заместители (ст. 284). Они имеют право:

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

• взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Должностные лица органов федерального казначейства несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Федеральным законом от 05.08.2000 № 116-ФЗ3 в БК РФ была введена ст. 284 для тех случаев, ког-

3 Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3339.

да бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами федерального казначейства. Сравнительный анализ показал, что руководителям органов, исполняющим соответствующие бюджеты, были предоставлены права, предусмотренные ст. 284 органам федерального казначейства по применению мер принуждения.

Это и понятно, поскольку субъекты РФ и местное самоуправление согласно соответственно ст. 73, 132 Конституции РФ, как собственники своей казны вправе распоряжаться своей собственностью.

Порядок бесспорного списания с лицевых счетов получателей бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его органов без их распоряжения, списание со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения регулируются отдельными статьями БК РФ (ст. 285 — 288) и несколько разнятся, что видно из нижеследующего.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 285) осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем) соответствующего органа федерального казначейства. Постановление о бесспорном списании бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа федерального казначейства, уполномоченного проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица этого органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

Списание бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитной организацией либо федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке. При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки, удостоверяющего наличие нарушения бюджетного законодательства.

Списание бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения (ст. 286 БК РФ) осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных Кодексом. Очередность спи-

сания средств со счетов федерального бюджета определяется ст. 255.

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).

При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет:

в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;

в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

При недостаточности на счете территориального органа федерального казначейства средств для осуществления указанного списания в полном объеме денежные средства в размере несписанно-го остатка списываются с его счета в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете федерального казначейства, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов бюджетных обязательств по всем получателям бюджетных средств.

При недостаточности на счете федерального казначейства средств для осуществления указанного списания списание денежных средств производится по мере их поступления на счет бюджета. Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.

Если по каким-либо обстоятельствам списание средств со счета бюджета не может быть осуществлено, исполнительный лист возвращается предъявившему его лицу для предъявления его в федеральное казначейство в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.

Пункт 5 этой статьи дает право без разрешения федерального казначейства как последнюю меру — обращение взыскания в следующем финансовом году либо обращение взыскания на иное имущество, что дает право на обращение взыскания не только на денежные суммы, но и какое-то другое имущество.

Это ведет к тому, что если долг бюджетного учреждения выражен в рублях, обращение взыскания может быть обращено на валютные ценности (в частности, драгметаллы, драгоценные камни) и другое имущество.

По мнению автора, вероятно, это положение следовало бы исключить из Бюджетного кодекса РФ.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты (ст. 287), осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных БК РФ, в порядке списания денежных средств в соответствии со ст. 286.

Сравнительный анализ порядка списания бюджетных средств различных бюджетов показывает некоторую общность регулирования и в отдельных положениях различного регулирования порядка списания средств.

Списание средств со счета соответствующего бюджета осуществляется в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджет-

ных средств. При недостаточности на счете бюджета средств для осуществления указанного списания в полном объеме списание денежных средств производится в порядке, определенном для списания средств с единого счета федерального бюджета.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения (ст. 288) осуществляется в случаях, установленных БК РФ и другими федеральными законами. Порядок указанного списания устанавливается Банком России по согласованию с федеральным казначейством. Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств. При недостаточности на лицевом счете бюджетного учреждения средств для осуществления указанного списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном БК РФ.

Административная ответственность устанавливается только законом (ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ), который является основополагающим актом в этой сфере. Из этой предпосылки, по мнению автора, следует исходить при анализе составов административных правонарушений и мер ответственности (гл. 15 КоАП РФ).

Рассмотрим конкретный состав нарушений бюджетного законодательства и ответственность за них. Следует отметить, что во многих случаях предусмотренные БК РФ составы нарушений бюджетного законодательства и меры ответственности за них неадекватны составам правонарушений и мерам ответственности, предусмотренным КоАП РФ.

Административным правонарушением согласно ст. 2.1 КоАП РФ4 признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289), выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью (ст. 217), уведомлением о бюджетных ассигнованиях (ст. 220), сметой доходов и расходов либо иным правовым

4 С I июля 2002 года вступил в силу КоАП РФ. Собрание законодательства РФ. 2002. № I (ч. I). Ст. 1. Одновременно Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу.

5 Комментарий к КоАП РФ. М., 2002. С. 499.

основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Статья 289 БК РФ во многом схожа со ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» КоАП РФ, которая предусматривает наложение административных штрафов на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Так, нецелевое использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств — влечет наложение административного штрафа (ст. 15.14 КоАП РФ).

Субъектами ст. 15.14 КоАП РФ могут являться как должностные лица получателей бюджетных средств, так и организации — их получатели. По мнению автора, толкования к ст. 15.14 КоАП РФ, приведенные в Комментарии к КоАП РФ5 неточны в части, что она применяется в отношении федерального бюджета, поскольку ни в ст. 289 БК РФ, ни в ст. 15.14 КоАП РФ нет такого ограничения и, кроме того, нецелевое использование может быть в силу незнания закона.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется органами исполнительной власти всех уровней (федеральной, субъектов РФ и органами местного самоуправления) на основе бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ), ст. 246 БК РФ регулирует исполнение лишь федерального бюджета.

Кроме того, следует отметить, что ст. 289 не предусматривает привлечения к административной ответственности юридических лиц. Следует отметить, что согласно Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2001 № 35н (далее — Инструкция 35н), нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

• использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные его бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

• использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

• использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором

(соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

• использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

• иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Получатель средств федерального бюджета — бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований.

Нарушение бюджетного законодательства при использовании средств федерального бюджета влечет применение органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства следующих мер принуждения:

• списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению;

• списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;

• списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

• взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции 35н;

• взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (за исключением случаев, возникающих в соответствии с налоговым законодательством РФ), и средств федерального бюджета, подлежащих зачислению на счета получателей средств федерального бюджета. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в по-

рядке, предусмотренном п. 4 Инструкции 35н; • взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах. Штраф начисляется в размере, определенном федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, предусмотренном п. 5 Инструкции 35н. Правом применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства по материалам проверок органов финансового контроля обладают руководители (заместители) управления федерального казначейства по субъектам РФ.

Применение мер принуждения, указанных в п. 3 Инструкции 35н, осуществляется на основании постановления о списании (взыскании) денежных средств или уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований, принятого органом федерального казначейства и подписанного руководителем (заместителем) соответствующего органа федерального казначейства.

Постановление о списании (взыскании) денежных средств со счетов получателей средств федерального бюджета, корреспондентских счетов кредитной организации (далее — постановление) принимается на основании представления, подписанного должностным лицом органа финансового контроля, уполномоченного совершать указанные действия, заключения должностного лица органа федерального казначейства об истечении срока возврата средств федерального бюджета, процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета (далее — заключение), акта проверки получателя средств федерального бюджета (кредитной организации), подписанного должностным лицом органа федерального казначейства.

Представление оформляется в двухмесячный срок после подписания акта проверки органом финансового контроля, установившего нарушения бюджетного законодательства. Постановление (уведомление) принимается в течение десяти дней с даты получения органом федерального казначейства представления, заключения или акта проверки от органа федерального казначейства.

Постановление оформляется в четырех экземплярах с учетом установленных требований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290) по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, влечет взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере од-

ной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Статье 290, в основном подобна ст. 15.15 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Однако ст. 290 предусматривает применение административного штрафа лишь на руководителей получателей бюджетных средств.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Статья 291 примерно соответствует ст. 15.16 КоАП РФ.

В то же время ст. 291 БК РФ не предусматривает наложение административных штрафов на юридических лиц.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292) влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В гл. 15 КоАП РФ нет статьи, текстуально аналогичной ст. 292 БК РФ. Однако следует иметь в виду, что ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа не только на руководителей, но и на юридических лиц и отдельных граждан. Согласно Комментариям к КоАП РФ (с. 598 — 599) ст. 19.7 КоАП РФ носит общий характер.

Поскольку перечень сведений для составления проектов бюджетов утвержден ст. 172 БК РФ и отчеты об исполнении бюджетов ст. 241, по мнению автора, ст. 19.7 КоАП РФ, вероятно, в определенных случаях может применяться соответственно ст. 292 БК РФ.

Неперечисление бюджетных средств их получателям, перечисление бюджетных средств (ст. 293) в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлени-

ем о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность в случаях, указанных в ст. 293.

Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Прямого состава по ст. 294 административной ответственности не имеется в КоАП РФ, однако следует учесть ст. 19.7 КоАП РФ.

Несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Прямого текстуального состава, предусмотренного ст. 295 в КоАП РФ, не имеется.

Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296). Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Состав ст. 296 отдельно не предусмотрен в новом КоАП РФ, однако, по мнению автора, наименование статьи БК РФ не соответствует содержанию.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Состав ст. 297 БК РФ прямо не предусмотрен новым КоАП РФ.

Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением порядка (ст. 298), установленного Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 298, не установлена.

Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного ст. 299, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 299, не установлена.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного ст. 300, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ административная ответственность, предусмотренная ст. 300, не установлена.

Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка установленного ст. 301, влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ административная ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 301, не установлена.

Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо пере-

дачу их в доверительное управление регламентируется ст. 302. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного БК РФ, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ административная ответственность, предусмотренная ст. 302, не установлена.

Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов (ст. 303) наказывается штрафом. Незачисление либо несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определенное ст. 303.

Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов (ст. 304), влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с КоАП РФ, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Новым КоАП РФ не в полной мере предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определенного ст. 304. Однако ст. 15.8 КоАП РФ может быть применена в соответствующих случаях по ст. 304.

Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств (ст. 305) влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с КоАП РФ, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определенного ст. 305. Следует иметь в виду, что ст. 15.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение поручений государственных внебюджетных фондов.

Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства (ст. 306),кроме оснований, предусмотренных БК РФ, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Новым КоАП РФ не в полной мере предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренного ст. 306. Однако, по мнению автора, в отдельных случаях может быть применена ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ст. 226 БК РФ требуется потвержде-ние денежных обязательств.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства регулируется не только Бюджетным кодексом РФ, но и другими федеральными законами; так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год»6 (ст. 80) установлено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Взыскание указанных штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства.

Кроме того, действует общий порядок зачисления в федеральный бюджет сумм возврата выданных из федерального бюджета бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и платы за пользование ими. Однако в отдельных случаях устанавливается целевой порядок их использования, например, согласно ст. 82 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» средства, поступающие в федеральный бюджет от возврата ранее выданных на возвратной основе средств из федерального бюджета и платы за их использование на агропромышленный комплекс, направляются в уставный капитал «Росагролизинг» или уставный капитал Россельхозбанка. Статьей 86 указанного Федерального закона установлен бесспорный порядок взыскания просроченных средств, выданных из федерального бюджета на возвратной основе, с бюджетов субъектов РФ и бюджетов закрытых административно-территориальных образований.

Поскольку ст. 2 Бюджетного кодекса РФ установлен приоритет его действия, вызывает сомнение установление другой ответственности за аналогичные нарушения бюджетного законодательства.

Назрела необходимость четкого урегулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства, а именно:

• разграничить финансовые санкции, взыскиваемые в бесспорном порядке, от административных санкций;

• предусмотреть в КоАП РФ более широкий круг статей, устанавливающих административную ответственность должностных лиц;

• предусмотреть в КоАП РФ больше конкретных статей, предусматривающих административную ответственность организаций, за нарушение бюджетного законодательства.

В действующем КоАП РФ имеется три категории статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Во-первых, часть статей КоАП РФ редакционно почти точно предусматривает составы нарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Во-вторых, другая часть статей КоАП РФ по существу составов соответствует составам нарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. В-третьих, остальная часть статей — бланкетная, то есть состав нарушений бюджетного законодательства, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ, не предусмотрен КоАП РФ;

• урегулировать БК РФ вопросы установления финансовой ответственности за нарушение бюджетного законодательства только федеральными актами, в соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что позволит лучше защищать интересы получателей бюджетных средств из бюджетов любого уровня от необоснованного роста штрафных санкций;

• необходимо также отметить:

запутанность норм, регулирующих ответственность за нарушение бюджетного законодательства;

стремление к систематизации норм, предусматривающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства;

как положительный фактор — установление в законодательном порядке определения нарушения бюджетного законодательства;

необходимость согласования норм об ответственности за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренных статьями БК РФ и статьями КоАП РФ;

целесообразность изменения подп. 5 ст. 286, исключив возможность обращения по исполнительному листу взыскания на иное государственное имущество, если недостаточно бюджетных средств.

Все эти мероприятия, несомненно, будут способствовать успешному исполнению бюджетов разного уровня бюджетной системы РФ, соблюдению норм бюджетного законодательства.

6Собрание законодательства РФ. 200!. № 53 (ч. I). Ст. 5030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.