Научная статья на тему 'Санкт-Петербургское религиозно- философское общество имени Владимира соловьёва на путях осмысления благодатного всеединства'

Санкт-Петербургское религиозно- философское общество имени Владимира соловьёва на путях осмысления благодатного всеединства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербургское религиозно- философское общество имени Владимира соловьёва на путях осмысления благодатного всеединства»

53 О многозначности отношений философа с либеральными кругами его времени см. труды E.H. Трубецкого, С.М. Соловьёва-младшего, Н.В.Котрелева, Б.М. Межуева, Френсес Низеркотт (Nethercott) и др.

54 Еще раз отошлю читателя к цитированному выше письму в редакцию «Нового времени» от 23.11.1899. См. сноску 6.

С.А. ГРИБ

Главная астрономическая обсерватория РАН,

Санкт - Петербург

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕНИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА НА ПУТЯХ ОСМЫСЛЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ВСЕЕДИНСТВА

В течение многих коммунистических лет богословие в России официально существовало всего лишь в двух духовных академиях - Московской и Ленинградской. При этом в их стенах не могло быть и речи о свободном обсуждении проблем взаимоотношения науки и богословия - академии находились под контролем КГБ. В то время эти вопросы могли обсуждаться только в нелегальных кружках. Аналогично обстояло дело и с философией, которая, как известно, официально отождествлялась с марксизмом-ленинизмом.

Но, наряду с официальными философскими и богословскими учреждениями, даже в те времена существовали и неофициальные кружки, в которых свободно обсуждались вопросы связи науки, философии и богословия. В Москве подобные собрания проводились на частных квартирах под руководством О.Александра Меня. В Ленинграде в течение многих лет подобный кружок действовал на квартире профессора астрономии, впоследствии православной монахини Елены Ивановны Казимирчак-Полонской. Деятельность этого кружка при его возникновении благословил о.Василий Лесняк. Среди членов этого кружка были известные ученые - математики, физики, астрономы, уче-

ные-гуманитарии, литераторы и священники Русской православной церкви.

В годы перестройки существовавшие философские и богословские кружки вышли из подполья. В ноябре 1991 года произошло эпохальное событие - в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась международная конференция по вопросам связи науки, философии и богословия. В феврале 1992 года одним из её участников, астрофизиком С.А. Грибом, было создано Санкт-Петербургское религиозно-философское общество имени Владимира Соловьёва как одного из основателей русской религиозной философии (СПбРФОС), однако его официальная регистрация состоялась только в июле 1993 года. Целью общества является возрождение русской религиозно-философской мысли путем проведения собраний, семинаров, конференций и привлечениям на них ученых, философов, богословов и всех интересующихся русской религиозно-философской мыслью и ее значением для современности, а также путем издания трудов конференций и размещением материалов в сети INTERNET. Члены общества считают себя продолжателями дела религиозно-философского общества, существовавшего в Петрограде до 1917 года.

СПбРФОС - некоммерческая организация, насчитывающая в своих рядах около 40 членов, среди них известные учёные, художники, поэты и священники. Президентом общества был избран его основатель С.А. Гриб, вице-президентом игумен Вениамин Новик. Когда-то в 60-х годах прошлого века именно на Вл. Соловьёва, как на живого носителя подлинной религиозной философии, обратил внимание студента математико-механического факультета, будущего президента общества, иеромонах Павел Черемухин, в прошлом учёный, специалист в математике и механике.

Несмотря на почти полное отсутствие финансовой поддержки, усилиями общества было организовано 3 международные конференции и несколько международных семинаров.

Первым важным событием в жизни общества стала организация международной конференции «Возрождение

русской религиозно-философской мысли», состоявшейся в марте 1993 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии. Конференцию благословил профессор академии, архиеп. Михаил (Мудьюгин). Одним из докладов на конференции был «Уроки русской религиозной философии» (С.А.Гриб). На заседании «Проблемы науки и богословия в рамках православной и западно-христианской традиций» известный космолог A.A. Гриб (Санкт Петербургский университет экономики и финансов) сделал доклад «В поисках истинной реальности. Проблема всеединства в русской философии и современной физике»; о. Кирилл Копейкин (член СПбОС) - «Вера и знание: век XIX и век XX»; С.А. Гриб - «Наука и богословие. Границы и антиномии: учёное незнание и неучёное знание»; T. Сойдла (Санкт-Петербургский институт цитологии) - «Биологические тексты и духовные ценности». Состоялись также две лекции - о. Кристиана Хойга (Копенгаген, Дания) «Обретение С. Булгакова» и проф. В. Дитриха (Марбург, Германия) «Универсализм русской философии». К сожалению, некоторые зарубежные участники были напуганы политической нестабильностью в России в то время и не приехали. Конференция завершилась «круглым столом». Материалы конференции были изданы отдельным сборником в сентябре 1993 года (Возрождение русской религиозно-философской мысли. СПб.: Глагол, 1993).

В мае 1994 года обществом был организован международный философский семинар «Наука. Богословие. Религиозная философия и современность». Среди его участников были о.Рихард Чемус (католический священник из Рима, являющийся ректором Руссикума) и д-р Микелина Теначе (автор книги о В.Соловьёве). Участники семинара выступили с докладами о значении русской мысли для развития западной философии. Архиепископ Михаил стал почетным членом общества. В 1994 СПбОС заключило соглашения о сотрудничестве с Парижским и Женевским обществами В.Соловьёва, результатом которого стало проведение в сентябре 1995 года в Санкт-Петербургской духовной академии и СПбГУ международной конференции «Христианство и русская религиозная философия». Конфе-

ренцию благословил архиепископ Михаил. На первом заседание конференции «Христианские корни русской религиозной философии» говорилось о значении русской религиозной философии для современности. Французская участница конференции из Бордо Мари Ден отметила важную черту русской религиозной философии - поиск равновесия между ее открытостью миру и верностью православному преданию. На втором заседании «Церковь и государство» выступили проф. Патрик де Лобье (Женева) и Бернар Маршадье (президент Парижского общества В.Соловьёва). На третьем заседании о.Кирилл Копейкин выступил с докладом «Действительно ли наука находится в кризисе или это только временное явление, отражающее современный этап развития цивилизации?» Западные участники живо отреагировали на высказанную точку зрения о том, что конфликт между наукой и богословием более присущ западному, католическому миропониманию, чем восточному, православному. Конференция завершилась вечером, посвященным В.Соловьёву.

В октябре 1997 года состоялся международный семинар «Онтологические вопросы современной астрономии и фундаментальной науки», посвященный 95-й годовщине со дня рождения астронома и православной монахини Е.И. Казимирчак-Полонской, похороненной на кладбище Пулковской обсерватории. В первый день заседания проходили в Пулковской обсерватории, во второй - в церкви св.Екатерины. Среди выступавших было два православных священника и один католический - о. Франсуа Брюн. Президент ESSSAT (Европейское общество изучения науки и богословия) д-р Ульф Гёрман и 5 членов ESSSAT принимали участие в семинаре с докладами. Всего было 15 сообщений, мемориальные выступления С.А. Гриба и О.Виталия Головатенко (Санкт-Петербургская консерватория). В перерыве между заседаниями в первый день была отслужена панихида у могилы монахини Елены. A.A. Гриб выступал с докладом о значении антропного принципа в космологии, проф. Ю.С. Владимиров из МГУ (организатор научно-философского семинара в МГУ) - о фундаментальной физике, философии и религии. Вечером первого дня

конференции было совершено покушение на председателя оргкомитета.

Зимой 1997 года состоялось собрание, посвященное памяти православного священника и философа о. Владимира Каменского, скончавшегося в 1969 году. После Октябрьской революции он был участником философского семинара, возглавлявшегося известным русским философом Н. Лосским. В конце своей жизни о. Владимир был духовником Ленинградской духовной академии.

За прошедшие годы было проведено более 50 встреч, на которых были представлены не только сообщения членов общества, но также и доклады приглашённых авторов. Отметим наиболее значительные из них: «Биологическая эволюция и христианский подход к ней», весна 1997г. -проф. СПбГУ Л.З. Кайданов (f); «Актуальность философии Бердяева», ноябрь 1998 г. - о значении философии Бердяева на Западе и о собственном к нему отношении рассказал д-р Ганс Гуннар Аден из Швеции; «Ислам, его история и современное положение» - проф. Санкт-Петербургского института этнографии А.И. Родионов; «Роль христианства в современной Европе», март 2000г. - директор Хельсин-ского института изучения науки и богословия А.Гавард,; «Возрождение и границы Церкви», октябрь 2002г. - о. Павел Адельгейм (Псков); «Проблема творчества в современном культурном сознании» - об увлечении современных людей магизмом при потере творческого начала, декабрь 2003г. - известный музыковед Ю.И. Рубаненко; «Апокрифы древние и современные» - о традиции создания апокрифов в России и других странах, январь 2004г. -А.Ю.Виноградов (Институт всеобщей истории РАН, МГУ, Православный институт св. Тихона); «Ислам: слово, образ, диалог», март 2004г. - профессор-исламовед Е.А.Резван; «Петербург в судьбах мира» - A.B.Крейцер, февраль 2005г.; на этом же собрании известный петербургский поэт П.Л. Брандт выступал с чтением своих стихов; «Проблемное поле христианской антропологии и психологии» и «Краткая повесть об антихристе В.С.Соловьёва в двухвековой исторической перспективе», январь 2008 г. - Ю.М. Зенько (РХГА, СПбГУ ).

Общество придерживается антиномизма православной догматики, из которого во многом следует антиномизм русской религиозно-философской мысли и устремление к coincidentia oppositorum. Утверждается стремление к всеединству при видении мира в сиянии Фаворского света. При этом имеется представление о том, что системы всеединства не являются достроенными (у Вл. Соловьёва, о. П. Флоренского, о. С. Булгакова, Л. Карсавина, С. Франка и др.) как бы для свидетельства смирения перед Невыразимым. Вл. Соловьёв, А. Мейер и Я. Друскин призывают адептов русской религиозной философии не только мыслить, но и идти по пути, на который они указывают, претерпевая все лишения и испытания, к Логосу, через отвержение и преображение своего ratio.

A.B. БРАГИН

Ивановский государственный энергетический университет

КОНСЕРВАТИВНАЯ АПОЛОГИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ B.C. СОЛОВЬЁВА: ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА

Основное ядро стран Западного мира, заложивших основу современной глобальной цивилизации, является наследником христианской католической культуры, преодоление, которой начатое в эпоху Нового времени, сегодня практически завершилось. По справедливому замечанию B.C. Соловьёва, сделанному еще в конце XIX века, «она (западная цивилизация. - А.Б.) представляет полное и последовательное отпадение человеческих природных сил от божественного начала, исключительное самоутверждение их, стремление на самих себе основать здание вселенской культуры»1. Строится новая Вавилонская башня усилиями всего человечества, но, как и прежняя, - без Бога, как вызов Ему, как апофеоз человекобожия. Идя по этому ложному пути и ведя за собой все человечество, идейные

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.