Научная статья на тему 'Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925)'

Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Владимир Сорокин, А.А. Бовкало, А.

Галкин

Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925)

Опубликовано: Христианское чтение. 1993. № 8. С. 7-27

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Проф. протоиерей В. СОРОКИН, А. А. БОВКАЛО, А. К. ГАЛКИН

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ МОСКОВСКОМ И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОНЕ

(1917—1925)*

аряду с открытием духовных учебных заведений по благословению священноначалия Русской Православной Церкви, в церковной среде обсуждалась и возможность создания религиозно-философских академий. «Еще 12 июня 1917 года священник Павел Флоренский обсуждал в Сергиевом Посаде «Проект религиозно-философской Академии в Москве» (...) Предполагалось, что это будет «учено-учебное учреждение, имеющее задачей изучение Религии в ее принципиальных основаниях и в ее конкретном историческом бытии (...) основной задачею Академии является уяснение и углубление понятия Религии» [131, с. 86]. Позднее, в 1918 году о. Павел Флоренский и С. Н. Булгаков «стали деятельно обсуждать проект устройства «вольной религиозно-философской академии» и для этого осуществления искали средств и возможностей» [132, с. 133].

Однако эти замыслы не осуществились, а «местом энергичной церковной деятельности среди интеллигенции» [31, с. 220] стала Вольная Академия Духовной Культуры, зарегистрированная в Московском городском Совете рабочих депутатов. Основавший ее Н. А. Бердяев впоследствии вспоминал: «У меня зародилась мысль о необходимости собрать оставшихся деятелей духовной культуры и создать центр, в котором продолжалась бы жизнь русской духовной культуры. Это не должно было быть возобновлением ре-

* Окончание. Начало см.: Вестник Ленинградской Духовной Академии. 1990. №№ 2, 3; Христианское Чтение, 1992, № 7. Список литературы и примечания см. в конце статьи.

лигиозно-философских обществ. Объединение должно было быть более широким, охватывающим людей разных направлений, но признающих самостоятельность и ценность духовной культуры. Я был инициатором образования Вольной Академии Духовной Культуры, которая просуществовала три года (1918—1922 гг.). Я был ее председателем, и с моим отъездом она закрылась. Это своеобразное начинание возникло из собеседований в нашем доме. Значение Вольной Академии Духовной Культуры было в том, что в эти тяжелые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры. Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями. Собственного помещения В[ольная] А[кадемия] Д[уховной] К[ультуры], конечно, не могла иметь, так как была действительно вольным, не государственным учреждением. Публичные доклады мы устраивали в помещении Высших Женских Курсов, лекции же и семинары в разных местах» [133, с. 276].

Академия существовала на небольшие взносы слушателей. На ее заседаниях обсуждались проблемы религии, философии, этики, искусства, но основное внимание привлекали вопросы философии религии и философии культуры. Вначале число слушателей было невелико, но постепенно интерес к Академии возрос настолько, что большая аудитория Высших Женских Курсов, рассчитанная на 300 человек, не могла вместить всех желающих. Некоторые доклады повторялись дважды [134]. Слушатели Академии отличались от обычной публики, приходившей на лекции и доклады из развлечения. «Это были люди, жадно ищущие, стремящиеся найти новые пути, люди, для которых разрешение вопросов духовных было решением их жизненного пути. Поэтому атмосфера лекций и докладов была исключительной, страстной напряженности» [134, с. 136].

«Я, — вспоминает Н. А. Бердяев, — читал лекции по философии истории и философии религии, а также вел семинар о Достоевском. Мои лекции и семинар послужили основой для моих книг108. Посещаемость моих лекций и семинара была хорошая. <... > Я говорил всегда свободно, нисколько не маскируя своей

мысли. Так же свободны были прения после публичных докладов. Особенный успех имели публичные доклады в последний год. На трех докладах (о книге Шпенглера, о магии и мой доклад о теософии) было такое необычайное скопление народа, что стояла толпа на улице, была запружена лестница. <.. .). При этом нужно сказать, что никаких объявлений в газетах мы не делали и о собраниях обыкновенно узнавалось на предшествующем собрании или через лавку писателей. Была большая умственная жажда, потребность в свободной мысли» [133, с. 276—277]. С 1919 до середины 1922 года в ВАДК читались курсы: «Философия истории» (Н. А. Бердяев), «Введение в философию» (С. Л. Франк), «Этапы мистического пути» (священник В. Абрикосов)109, «Жизнь и творчество» (Ф. А. Степун)110, «Творчество Ф. Достоевского» (Н. А. Бердяев), «Греческая религия» (Вяч. Иванов), «Философия духовной культуры» (А. Белый), «Искусство Ренессанса» (П. П. Муратов)111, «Этика» (Б. П. Вышеславцев)112, «Философия религии» (Н. А. Бердяев), семинар о Достоевском [134, с. 135]. В 1920 году Академия помимо чтения курсов устраивала раз в две недели доклады с прениями. Были прочитаны доклады на следующие темы: кризис культуры, кризис философии, о христианской свободе, о сущности христианства, идеальная Греция, теософия и христианство, о польском мессианизме, «Восток, Россия и Европа», индусская мистика, духовные основы хозяйства, критика историзма, о преодолении пошлости, К. Леонтьев, о «Закате Европы» О. Шпенглера, В. С. Соловьев и вселенское христианство [134, с. 135; 135, с. 109]. Алексей Федорович Лосев (10.IX.1893—24.У. 1988) прочитал в Академии доклады «Вопрос о принципиальном единстве диалогов «Парменид» и «Тимей» [136, с. 4] ив апреле 1922 года — «Греческая языческая онтология у Платона» [137, с. 7].

Активное участие в чтении докладов и в прениях принимали: Ю. И. Айхенвальд113, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, Ф. А. Степун, С. Л. Франк [134, с. 135], священник Сергей Дурылин 90 [138, с. 271].

Академия устраивала также публичные лекции в Политехническом музее, где присутствовало более тысячи человек, в том

числе много рабочих, красноармейцев, матросов. Лекции читали Ю. И. Айхенвальд, Н. А. Бердяев, А. Белый, М. О. Гершензон114, Ф. А. Степун [134, с. 136].

Идя навстречу запросам молодых слушателей, искавших «серьезной и систематической работы», Академия, по инициативе Н. А. Бердяева и С. Л. Франка, весной 1922 года организовала Философско-Гуманитарный факультет [134, с. 136], деканом которого стал С. Л. Франк [139, с. 117; 140, с. 13].

Н. А. Бердяев писал также, что «в последнюю зиму» [1921/1922 года — авт.] в ВАДК прочитал доклад о магии слова священник Павел Флоренский [141, с. 19]. Мысли, высказанные автором в этом докладе, позднее вошли в работу «Философия культа» [142, с. 22—23]. В примечании к публикации «Магичность слова» говорится: «Это, вероятно, часть доклада, произнесенного в 1920 г. в «Вольной Духовной Академии» [143, с. 77]. Однако А. Ф. Лосев вспоминал, что доклад «Магия слова» о. Павел Флоренский делал на заседании Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева в 1919—1920 года [142, с. 22].

Сейчас уже трудно в воспоминаниях современников разделить эти собрания. «В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме в Малом Власьевском переулке, — писал Н. А. Бердяев, — собирались по вторникам (не помню точно), читались доклады, происходили собеседования» [133, с. 272]. Бер-дяевские «вторники» — это продолжение работы Религиозно-философского общества имени В. Соловьева.

О «вторниках» у Н. А. Бердяева и деятельности ВАДК вспоминал и Ф. А. Степун: «Из старых членов Религиозно-философского общества многих уже не было в Москве. Князь Е. Н. Трубецкой был на белом юге, Вышеславцев жил где-то под Москвой и кормился при каких-то бывших помещиках. < ... )

Как и встарь, неугомонно бурлил на собрании седой, пунцово-лицый Рачинский115, как встарь, радовал глаз своей внешностью и пленял дух богатством мыслей и изысканностью речи горько бедствовавший Вячеслав Иванов, бывал у Бердяева и Айхенвальд (...) захаживал мой старый гейдельбергекий знакомый — Бази-левич. Из новых лиц наиболее живое участие в Академии прини-

мали: приехавший из Саратова профессор Фравк, один из самых значительных русских философов, и два доцента Московского университета — юрист Гольдштейн116 и экономист Букшпанн117. На многих докладах бывали < .. . > редакторы «Софии» Грифцов111 и Муратов111, а также, конечно, Гершензон и Андрей Белый. < ... >

Всего на дому у Бердяева собиралось человек 20—25 активных участников общей работы. В Мерзляковский переулок на большие собрания приходило человек 100, а на доклады более известных авторов и много больше. < ... )

На всех докладах и прениях неизменно присутствовала Ольга Александровна Шор118, племянница известного в Москве пианиста Давида Шора, исключительно умная, многосторонне образованная и очень талантливая девушка, с большим успехом читавшая лекции по истории искусства на всевозможных рабочих курсах» [138, с. 272—273].

На публичном заседании ВАДК Ф. А. Степун прочитал доклад о книге О. Шпенглера «Закат Европы», вызвавший большую дискуссию. Его пришлось повторить дважды: по приглашению профессора Л. А. Тарасевича119 — для членов Пироговского съезда, а также в переполненной слушателями большой богословской аудитории Московского университета [138, с. 278].

В работе Вольной Духовной Академии в 1918—1922 годах участвовал также В. Н. Муравьев 120 [144, с. 285].

«ВАДК, — подчеркивал впоследствии Н. А. Бердяев, — боролась лишь с материализмом и атеизмом, с отрицанием духа. Ничего политического в «Вольной Духовной Академии» не было. Единственный доклад о коммунизме был даже прочитан коммунистом, хотя и довольно свободным в философском отношении» [141, с. 19].

ВАДК прекратила свою деятельность в связи с высылкой в Германию осенью 1922 года большой группы интеллигенции. Среди высланных находилась большая часть деятелей Академии [145—147].

О повышенном интересе к мировоззренческим вопросам, который проявлялся в эти годы в среде учащейся молодежи, свидетельствует и то, что даже в Тобольске воспитанники местной гим-

назии и духовной семинарии в ноябре 1918 года организовали религиозно-философский кружок. Руководителем его был избран законоучитель мужской гимназии, а председателем временного правления— гимназист VIII класса И. Протопопов, товарищем председателя — семинарист Силин. Участники кружка ставили своей целью разработку вопросов «научно-богословского и философского характера и нравственное самосовершенствование» [148]. На собрании кружка 27 ноября М. Протопопов и выпускник гимназии Боткин прочитали рефераты «О смысле жизни». «Тобольские Епархиальные Ведомости» отмечали: «Оба реферата обладают недюжинными способностями, в общем мировоззрении своем стоят на почве христианского идеализма < ... > и заслуживают появления их в печати. (...) Открытие таких кружков желательно во всех городах епархии с целью подготовки из среды учащейся молодежи активных работников Церкви и направления мышления молодежи в христанском духе» [148].

Одновременно с Русской Православной Церковью постановку духовного образования на внутрицерковных началах стремился осуществить и Грузинский Патриархат. В Тифлисе было организовано Пастырское училище им. Католикоса-Патриарха Леонида (Окропиридзе). Оно существовало с 27 апреля 1922 по 12 января 1923 года. Занятия проводились в церкви при Патриархии. Директором училища был протоиерей Каллистрат Цинцадзе — впоследствии Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (12.IV. 1866—3.II.1953). На курсах преподавались следующие дисциплины: богословие (протоиерей Илия Шубладзе)121; история Церкви (протоиерей Георгий Гамрекели),22; богослужение (протоиерей Каллистрат Цинцадзе и Марк Ткемаладзе)123; церковное пение (протоиерей Соломон Усмашвили); грузинский язык (епископ Урб-нисский Христофор Цицкишвили — впоследствии Католикос-Пат-риарх Христофор IV (15.III. 1873—10.1.1932); гомилетика (протоиерей Никита Талаквадзе)124; каноника (протоиерей Каллистрат Цинцадзе); Священное Писание (протоиерей Михаил Пхаладзе — впоследствии Католикос-Патриарх Мелхиседек III (2.XI. 1872— 10.1.1960) [149].

Возникший в мае 1922 года обновленческий раскол и усилившиеся церковные настроения помешали нормальному функционированию и дальнейшему развитию духовных школ. Большинство из них прекратило существование. Тем не менее Святейший Патриарх Тихон в своем «Завещании» от 7 апреля 1925 года выразил «твердую уверенность, что установка чистых, искренних отношений [между Советской властью и Церковью — авт.] побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием, даст нам возможность преподавать детям наших пасомых Закон Божий, иметь богословские школы для подготовки пастырей, издавать в защиту православной веры книги и журналы» [150].

Опыт организации духовного просвещения и богословского образования в годы патриаршества Святейшего Патриарха Тихона имеет не только исторический интерес. Немаловажно и его практическое значение в наши дни, когда Церковь вновь получила возможность вести широкую религиозно-просветительскую деятельность. Приведенные здесь сведения ни в коей мере не претендуют на полноту освещения темы, поскольку основаны на печатных работах, фактически без привлечения архивного материала. Они лишь подчеркивают актуальность глубокого научного исследования этой почти не рассматривавшейся до сих пор созидательной стороны жизни Русской Православной Церкви в первые послереволюционные годы.

источники

131. От редакции. — Богословские труды. Сб. 17. М. 1977. С. 85—86.

132. Булгаков С., протоиерей. Священник о. Павел Флоренский. — Вестник русского студенческого христианского движения. 1971. № 101/102 С 126— 135.

133. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж. 1989.

134. Вольная Академия Духовной Культуры в Москве. — София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. I. Берлин. 1923. С. 135—136.

135. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М. 1980.

136. Тахо-Годи А. А., Гоготишвили Л. А., Лосев А. Ф. — в кн.: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М. 1990 (Приложение к журналу «Вопросы философии»), С. 3—8.

137. Т а х о - Г о д и А. А., Лосев А. Ф. Жизнь и творчество. — В кн.: Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991. С. 3—20.

138. С т е п у н Ф. А. Бывшее и несбывшееся. Т. 2. Нью-Йорк. 1956.

139. Ф р а н к С. Л. Предсмертное (Воспоминания и мысли.)—Вестник христианского движения. 1986, № 146. С. 103—126.

140. Ф р а н к В. С. Семен Людвигович Франк (1877—1950). — ГВ сб.:] С. Л. Франк (1877—1950). Мюнхен, 1954. С. 1—16.

141. Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути»). — Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж. 1935. № 49. С. 3—22.

142. П. А. Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева. Публикация Ю. А. Ростовцева и П. Ф. Флоренского. — Контекст — 1990. Литературно-теоретические исследования. М. 1990. С. 6—24.

143. Ф л о р е н с к и й П., священник. Магичность слова (отрывок). — Вестник русского христианского движения. 1986. № 147, С. 77—80.

144. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М. 1990.

145. Хоружий С. Философский пароход. Как это было. — Литературная газета. 1990. № 19 (9.У). С. 6. № 23 (6.У1). С. 6.

146. Колодный Л. Изгнание философов. — Московский комсомолец. 1990. № 133 (12.У1). С. 2. № 134 (13.VI). С. 2.

147. Коган Л. А. «Выслать за границу безжалостно» (новое об изгнании духовной элиты). — Вопросы философии. 1993. № 9. С. 61—84 [имеется библиография].

14

148. Религиозно-философский кружок учащейся молодежи. — Тобольские Епархиальные Ведомости. 1918. № 32—33. С. 315.

149. Папуашвили Н. Материалы из истории грузинских духовных учебных заведений. Машинопись в библиотеке СПб ДА и С. С. 3—4 (Перевод статьи, подготовленной для «Джвари Вазисг»).

150. Предсмертное завещание [Патриарда] Тихона. — Известия. 1925. № 86 (15.IV). С. 1.

ПРИМЕЧАНИЯ

108 Лекции, прочитанные в течение зимы 1919—1920, легли в основу книги «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы». Берлин, 1923, а семинар о Достоевском (зима 1920—1921) привел к созданию книги «Миросозерцание Достоевского». Прага, 1923.

109 АБРИКОСОВ Владимир Владимирович (1880—1966).

Из семьи старообрядцев. 23.XII.1909 присоединился к католичеству в церкви Марии Магдалины в Москве. 29.V.1917 рукоположен во священника униатским митрополитом Львовским Андреем Шептицким (29.VII.1865—1.XI.1944), 5.IV. 1918 назначен настоятелем московской церкви Рождества Богородицы. В IX.1922 выслан за границу. Был женат на своей двоюродной сестре Анне Абрикосовой (23.XII.1882—23.VII.1936)—впоследствии католической деятельнице в Москве.

См.: La Mère Anna Abrikosova. — [В кн.:] Wenger A. Rome et Moscou. 1900—1950. Paris, 1987. P. 334—338; 95—96; Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. М. 1992.

110 СТЕПУН Федор Августович (19.11.1884—27.11.1965) — русский философ и социолог культуры, писатель, В IX. 1922 выслан за границу.

См.: Фрилендер Г. М. О Ф. А. Степуне. — Русская литература. 1989. № 3. С. 109—112.

111 «София. Журнал искусства и литературы» — издавался в Москве в 1914 (вышло 6 номеров). Толчком к его возникновению послужило открытие древнерусской иконописи. Редактором его был Павел Павлович Муратов (1881—1950), одним из активных сотрудников — Борис Александрович Грифцов (12.V.1885— 21.XII.1950).

112 ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (ЗО.Х. 1877—2.Х. 1954). Окончил III московскую гимназию и юридический факультет Московского университета (1899). До 1903 — помощник присяжного поверенного. С 1904 — профеосорский стипендиат Московского университета, с 1906 — приват-доцент кафедры философии и теории права юридического факультета. 1907—1910 командирован за границу. 1914 — магистр философии («Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», М., 1914). С 1.1918 — профессор кафедры истории права. С 1910 — преподавал также в Народном университете им. А. Л. Шанявского и Московском коммерческом институте. В 1922 выслан в Берлин, затем жил в Париже. Член Религиозно-философской Академии в Париже, сотрудничал в «ИМКА-ПРЕСС». Редактор (совместно с Н. А. Бердяевым) журнала «Путь». Профессор кафедры нравственного богословия Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Участник конференции «Жизнь и деятельность», (Оксфорд, 1932). Умер в Женеве, где поселился после Второй мировой войны.

См.: Г а в р ю ш и н Н. К. Б. П. Вышеславцев и его «философия сердца». Предисловие к публикации. — Вопросы философии, 1990. № 4, С 55—62; Cum-

16

culum vitae профессора Б. П. Вышеславцева. — [в:] Пашуто Т. В. Русские историки-эмигранты в Западной Европе. М. 1992. С. 225—226.

1,3 АЙХЕНВАЛЬД Юрий Исаевич (12.1.1872—17.XII.1928) — литературный критик. В 1922 выслан за границу.

114 ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1.VII.1869—19.11.1925) — историк русской литературы и общественной мысли, философ, публицист, переводчик.

115 РАЧИНСКИИ Григорий Алексеевич (1852—1939?) — русский литератор, переводчик, философ. Окончил Московский университет. В 1907 член кружка «ищущих христианского просвещения» доктора А. А. Корнилова в Москве. Сотрудничал в журналах «Северное сияние», «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль». Редактор полного собрания сочинений Ф. Ницше и трех последних томов собрания сочинений В. С. Соловьева; переводчик его французских работ. Редактор религиозно-философского издательства «Путь», председатель Московского религиозно-философского общества и общества свободной эстетики. 24.VII. 1917 избран членом Московского Епархиального Совета от мирян. Член Московского Совета объединенных приходов. На Поместном Соборе 1917—1918 кн. Е. Н. Трубецкой и А. И. Гучков подали заявление о приглашении его в состав Собора, но 6.Х.1917 по результатам голосования пополнение Собора новыми членами было признано нежелательным. После 1917 был профессором Высшего литературно-художественного института им. В. Я. Брю-сова.

См.: Письма Г. А. Рачинского к М. К. Морозовой (публикация и примечания Н. А. Струве). — Вестник русского христианского движения. 1985. № 45. С. 153-171.

116 ГОЛЬДШТЕЙН Иосиф Маркович (1868—1939). Приват-доцент юридического факультета Московского университета. Читал лекции также в Московском коммерческом институте. Доктор политической экономии.

117 БУКШПАН[Н] Яков Маркович (16.IV.1887—IV.1939). Окончил Политехнический институт в Санкт-Петербурге, учился в Берлинском университете. В годы Первой мировой войны преподавал в Политехническом институте; был профессором Высших Женских Курсов и Высших Женских Юридических Курсов, учрежденных В. А. Полторацкой в Санкт-Петербурге. После революции был членом института экономики РАНИОН, 1921—1928 заведующий статистическим отделом газеты «Экономическая жизнь», 1921 —1928 редактор бюллетеня «Народнее хозяйство», 1928—1930 заведующий экономическим отделом Всесоюзной торговой палаты. Одновременно преподавал в Иваново-Вознесенском политехническом институте (1920—1922), в Московском университете (1922—1930), Военно-хозяйственной академии, Лесотехническом институте. В 1921 —1922 был одним из основателей (совместно с С. Л. Франком и Л. Н. Юровским) издательства «Берег». В августе 1930 был арестован по делу «Трудовой крестьянской партии». После освобождения в апреле 1932 преподавал в Московском институте мясной промышленности, заведовал кафедрой, 1932—1935 ответственный экономист Наркомснаба, затем консультант Нефтепроекта. Перешел в католичество. В 1938 арестован и расстрелян.

Соч.: Непреодолимый рационалист. — [В сб.:] Освальд Шпенглер и закат Европы. М. 1922. С. 73—95; (совместно с Кафенгауэ Л. Б.) Россия после большевистского эксперимента. Программа экономического возрождения страны, составленная «Национальным центром» в 1919 году. Публикация А. С. Вели-дова, —[В сб.:] Неизвестная Россия. XX век. I. М. 1922. С. 148—182 (там же на с. 153 его биография).

118 ШОР Ольга Александровна (псевдоним О. Дешарт; 20.IX.1894—1 I.V. 1978) —критик, литературовед. Училась во Фрейбургском университете. Во время первой мировой войны была сестрой милосердия. В 1921 участвовала в создании «Академии Художественных Нар^Т/Д^ ^ф^г^'^у.че^ш секретарем. В начале

2 —Зак. 10 ' j 17

1920-х годов встретилась с Вячеславом Ивановым, дружба и духовное сотрудничество с которым продолжалось и в Риме, куда она выехала в 1927 г. Совместно с сыном поэта Д. В. Ивановым подготовила к изданию сборник стихов

B. Иванова «Свет вечерний» (1962) и 3 тома его «Собрания сочинений» (Брюссель, 1971 —1979). Хранительница архива В. Иванова в Риме.

Соч.: Введение. — [В кн.:] Иванов Вячеслав. Собрание сочинений Т I Брюссель. 1971. С. 5—227.

См.: Фотиев К., протоиерей, О. А. Шор. — Вестник русского христианского движения. 1978. № 126. С. 307—308; Д. И[ванов]. О. А. Шор — О. Де-шарт. — [В кн.:] Иванов Вячеслав. Собрание сочинений. Т. III. Брюссель. 1979

C. 688—693.

113 ТАРАСЕВИЧ [в воспоминаниях Ф. А. Степуна — Тарасов] Лев Александрович (2.II.1868—12.VI.1927)—эпидемиолог, микробиолог и общественный деятель. Окончил Новороссийский университет (1891). В 1908—1924 профессор Высших Женских Курсов (до 1918) и II Московского университета. С 1918 возглавлял Ученый медицинский совет Наркомздрава. Основатель и директор Государственного Наушного института народного здравоохранения им. Пастера. С 1926 академик Академии наук Украинской ССР. Организатор и бессменный председатель ряда съездов бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей.

120 МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич (1885[84?]—1932[30?])—публицист. Окончил Александровский лицей в Санкт-Петербурге (1905), в котором редактировал «Лицейский журнал». Учился в Школе политических и общественных наук в Париже. Был секретарем Российского посольства во Франции, служил при Гаагской мирной конференции, был на дипломатической службе в Гааге и Белграде, возглавлял Балканский отдел министерства иностранных дел. Сотрудничал в «Русской мысли» и «Русской свободе». В 1917 член-учредитель «Лиги русской культуры», начальник политического кабинета при министерстве иностранных дел Временного правительства. В 1918 член подпольного «Национального центра», в 1920 привлекался по делу «Тактического центра». В 1926— 1929 ученый секретарь Центрального Института Труда. Репрессирован.

Соч.: Письма. Внутренний путь. Философские труды, заметки, афоризмы.— Вопросы философии. 1992. № 1. С. 97—114.

См.: Аксенов В. П. Времявластие. (О Валериане Муравьеве и его философии).— Вопросы философии. 1992. № 1. С. 89—97.

121 ШУБЛАДЗЕ Илия. Окончил Тифлисскую ДС (1900). Был священником Шулаверской церкви Борчалинского уезда Тифлисской губернии, затем Кукий-ской Александро-Невской церкви Тифлиса, с 6.V.1913 протоиерей. Законоучитель образцовой церковно-приходской школы при Тифлисском Епархиальном женском училище.

!22 ГАМРЕКЕЛИ (Гамрекелов) Георгий Гаврилович. Окончил Тифлисскую ДС (1892) и СПб ДА (1897), к. б. В службе с 7.III.1898. Был законоучителем Бакинского Михайловского училища. 20.XII.1899 назначен старшим священником при Тифлисской Кукийской кладбищенской церкви св. Нины, с 21.VII— 8.VIII.1916 — протоиерей. С 1 .IX. 1908 законоучитель Тифлисского 4-го городского училища.

123 ТКЕМАЛАДЗЕ Марк Павлович. Окончил Киевскую ДА (1888), к. б. Священник, Тифлисско-Борчалинский уездный наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты (по 6.XII.1898) и настоятель Кукийской Николаевской церкви, а с 1.II.1897 — Георгиевской Квашветской церкви Тифлиса. 30.VIII.1902 возведен в сан протоиерея, с 1.IX. 1902 — настоятель Сионского Успенского кафедрального собора Тифлиса. С 25.1.1905 председатель совета Тифлисского Епархиального Женского Училища. С 21.IX—4.Х.1905 штатный член Грузино-Имеретинской Св. Синода Конторы; 16.XII. 1916 награжден митрой. Член епархиального миссионерского духовно-просветительного братства.

124 ТАЛАКВАДЗЕ Никита Малахиевич. Окончил Тифлисскую ДС (1895) и Киевскую ДА (1899), к. б. С 30.1Х. 1899 учитель географии и арифметики штатных классов Кутаисского ДУ. Около 1902 рукоположен в сан священника; протоиерей, настоятель Потийского кафедрального собора и член Высочайше утвержденного комитета по сбору пожертвований и постройке этого собора. С 19.XI.1903 настоятель Дидубийской Богородичной церкви Тифлиса. 20.У.1912 «как один из более энергичных и просвещенных иереев г. Тифлиса» перемещен настоятелем тифлисского Анчисхатского собора «ради исторического достоинства древней святыни... и для поддержания прежней славы его и современного значения как собора». Был законоучителем Тифлисской школы садоводства, с 20.VIII.1912 также законоучитель Александровского учительского института Тифлиса.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ

Вестник Ленинградской Духовной Академии, 1990, № 2

К с. 43.

Приводим заметку из петроградской газеты «Наш век», 1918, № 28 (19/6 февраля). С. 3:

«Епископ в Смольном»

Для разрешения вопроса о дальнейшей судьбе петроградской духовной академии ректор ее епископ Анастасии20 ямбургский и инспектор профессор Зарин28 посетили Смольный. Здесь им был задан вопрос: саботирует ли академия? Ректор ответил, что занятия идут все время нормальным путем и что в марте, по старому стилю, учебный год будет закончен. Тогда ректору было предложено представить мотивированную смету па три месяца. Епископ Анастасий ответил, что такая смета представлена уже в хозяйственное управление при синоде; но ему было указано, что это управление ныне не функционирует, и предложили представить дубликат сметы. Ректор согласился. В заключение последовало предложение заняться вопросом о преобразовании академии в богословский факультет при университете; причем в этом случае гарантируется полная неприкосновенность зданий и имущества академии».

В сокращении эта заметка опубликована в журнале «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии». 1918. № 7 (февраль). С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К с. 44.

Опубликованный «Невским Духовным Вестником» документ находится в ЦГИАЛ (Ф. 277. Оп. I. Ед. хр. 3909. Доклад профессора академии Зарина о дальнейшем существовании академии).

Святейший патриарх Тихон, приезжавший в Петроград в июне 1918 года, вечером последнего дня пребывания в городе 16(3) июня, посетил Петроградскую Духовную Академию. В храме св. Двенадцати Апостолов его встретили профессора и студенты. Его Святейшество приветствовал профессор-протоиерей П. И. Лепорский. После краткого молебна с многолетиями Святейший Патриарх обратился с ответной оечыо: «Достоуважаемый о. профессор, приветствуя меня, приглашал меня окунуться в святые воспоминания, связанные с академией.

Послушный его зову, я вспоминаю ныне, как 30 лет тому назад в воскресный день и почти в это .же число я и мои товарищи, только что окончившие курс, получали напутственные в жизнь наставления ныне покойного ректора академии преосвященного Антония.

В настоящий раз я прихожу к вам в сей святый храм и храм науки не гак первосвятитель Русской церкви, а как покорный сын, исполняющий свой долг по отношению к своей родной матери.

20

Покойный ректор преосвященный Антоний, напутствуя нас, называл академию «матерью». И, конечно, мы, здесь учащиеся, вскормленные и взлелеянные ее лаской и любовью, должны именоваться детьми, а ее именовать матерью.

По, как я неоднократно гозорил уже в своих беседах, никакая радость не бывает без печали. И моя радость при посещении академии растворяется со скорбью о тяжелом материальном ее положении. Оно мне хорошо известно, а вам, испытывающим его на себе, известно еще лучше.

Но я глубоко верю, что эта хмара русской жизни пройдет. Разойдется, исчезнет туманное облако, как в свое время оно прошло в лице Юлиана Отступника.

И я верю, что снова засияет Христос Бог наш, успокоит наши исстрадавшиеся души. Снова покроет Он Своим светом матушку академию.

Сие буди, буди...»

Из церкви Святейший Патриарх в сопровождении митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и профессорской корпорации направился в зал заседаний Совета, где был предложен чай. («В Духовной Академии» и «Речь Патриарха». — Петроградский Церковно-Епархиальный вестник, 1918, № 16, С. 4).

К с. 46.

С Киевской Духовной Академии с 1918-19 учебного года намечалось открыть кафедры украинского языка, украинской литературы, истории Украины, западно-русского права. Преподавание на этих кафедрах предполагалось вести на украинском языке. Кроме того, с этого же учебного года предполагалось открыть кафедры греческого языка и истории Древнего Востока [23, л. 231 — 232].

В статье В. Любацкого «Возрождение Киевской Духовной Семинарии» (ЖМП, 1990, № 3, с. 37) сообщается, что «последний перед закрытием выпуск» Киевской Духовной Академии состоялся в 1918 году; среди окончивших был Иосиф Федорович Оксиюк [9ЛX. 1894—23.1V. 1991; с. VI. 1922 липковский (Украинская Автокефальная Православная Церковь) епископ, затем архиепископ, а с 1927 — первый заместитель митрополита. Впоследствии порвал с липков-цами и воссоединился с Русской Православной Церковью; сотрудничал в редакции журнала «Православный bíchhk». — авт.]. Приведенные же сведения о выпускниках 1919 года показывают, что Академия смогла завершить, по крайней мере, еще один учебный год.

В ЦГИАЛ имеется справка, выданная 26(13) ЛV. 1919 года «студенту бывшей Киевской духовной академии Петру Григорьеву, для представления в Петроградскую духовную академию» о сдаче им зачетов. На справке стоит штамп «Комиссариат народного просвещения. Отдел высшей школы. Комиссар по ликвидации Киевской духовной академии» (ЦГИАЛ. Ф. 277. Оп. I. Ед. хр. 309. Л. 65).

По воспоминаниям архиепископа Леонтия (Филипповича; 7.VIII.1907—2.VII. 1971), обучавшегося в Киевской академии с 1923 до самого ее закрытия в 1924, последние три года своего существования она размещалась в доме Владимирского братства на Сретенской улице. После реквизиции академических зданий ректор академии епископ Каневский Василий (Богдашевский; 19.X.1861—25.11. 1933) «передал ректорство» профессору-протоиерею Александру Глаголеву. Академический курс был сокращен до трех лег. «Читали тогда следующие, уце-лесшие до поры до времени профессора: Ветхий Завет — проф. о. Александр Глаголев, Новый Завет — проф. Николай Смирнов, Историю древней Церкви — проф. Попов, историю Русской церкви — проф. Ф. Мищенко, церковную археологию— проф. Попович, историю расколов — проф. о. Николай Фетисов. Историю богослужения читал проф. Скабалланович, нравственное богословие — проф. Мухин, пастырское богословие — проф. Экземплярский, историю философии

и догматическое богословие — проф. П. П. Кудрявцев, гомилетику—проф. Рыбинский. Эти профессора, лишенные какого бы то ни было источника существования, сами нуждаясь, безвозмездно преподавали свои научные дисциплины до закрытия академии». Владыка Василий (Богдашевский) служил в Киево-Братском Богоявленском соборе и до самой кончины «по воскресным вечерам вел своих апологетические беседы, привлекавшие множество слушателей, в особенности молодежь, лишенную духовного просвещения. Другой корифей богословских наук, особенно по апологетике, проф. о. П. Светлов, вел занятия с верными учениками у себя на дому не без риска» (Из воспоминаний Архиепископа Леонтия. — Русский пастырь. 1992. № III (14). С. 73).

В предисловии П. Проценко к воспоминаниям протоиерея Алексея Глаголева (2.VI. 1901—22.1.1972), сына о. А. Глаголева34, говорится, что «в начале 20-х годов он, с последним выпуском, окончил курс в Киевской Богословской Академии (под таким названием Киевская Духовная Академия смогла продлить ненадолго свое существование)» (Глаголев А. За други своя. Публикация, подготовка текста и примечания П. Проценко. — Новый мир. 1991. № 10. С. 131).

К с. 46.

В 1918 году происходили переговоры о соединении Казанских Духовной Академии и университета. Была запрошена высшая церковная власть об ее отношении к этому проекту, но в апреле 1918 года ответа еще не было получено [23, л. 66]. Казанская Духовная академия, как и Петроградская, подала смету на 1918 год в Комиссариат по Народному Просвещению, однако складывалось впечатление, что эти сметы сознательно оставались без рассмотрения [23, л. 66].

Некоторые новые сведения о последнем периоде существования Казанской Духовной Академии приведены в биографии ее профессора Виктора Ивановича Несмелова (1.1.1963—VI. 1937):

«В начале 1919 года занятия в Академии были прекращены и Совет Академии < ... > обратился к святейшему Патриарху Тихону с просьбой разрешить возобновить занятия в наступающем 1919-20 учебном году, но уже не по курсовой, а по предметной системе. Занятия были возобновлены в октябре 1919 года, а тем временем академическая библиотека уже перешла в ведение Главного Архивного Управления. Казанская Духовная Академия была окончательно закрыта в 1920 году» [с. 36].

(Константин (Горянов), архимандрит. Жизнь и творчество Виктора Несмелова. — Вестник Белорусского Экзархата, Минск, 1990, № 5. С. 23—37).

К с. 49. Прим. 2.

Архиепископ ФЕОДОР (Поздеевский).

1.1908—V. 1912 председатель Отдела публичных богословских чтений Московского Общества любителей духовного просвещения.

К с. 50—51. Прим. 9.

ВИНОГРАДОВ Василий Петрович.

2I.V. 1924 вошел в состав Высшего Церковного Совета, образованного Патриархом Тихоном «впредь до очередного созыва Поместного Собора» (Архиепископ Иоанн (Снычев). История Русской Православной Церкви периода 1917—1944 годов. — Вестник Ленинградской Духовной Академии. 1990. № 1. С. 143.

К с. 53. Прим. 18.

МАНСУРОВ Сергей Павлович (1890—весна 1929).

См.: Розанова Т. Рассказы о друзьях моего отца — Юрии Александровиче Олсуфьеве, Сергее Павловиче Мансурове и Павле Александровиче Флоренском: Русская мысль, Париж, 1990, № 3853 (9.XI). С. 14.

К с. 55. Прим. 24.

Митрополит ВЕНИАМИН (Казанский).

В сборнике «Богословские труды, Юбилейный сборник, посвященный 175-детию Ленинградской Духовной Академии». М„ 1986. С. 131. Прим. 89 приведены даты вступления в должность. В опубликованной в «Христианском Чтении» (199.1, № 6) биографии митрополита Вениамина даты назначений и перемещений приводятся по Синодальным определениям и приказам обер-прокурора Св. Си-иода.

К с. 56—57. Прим. 27.

БРАУН Федор (Фридрих) Александрович.

Ппиват-доцент СПб университета с 5.У1.1888, экстраординарный профессоо с 2. VIII.1900, ординарный —с 2.Ш.1907, заслуженный ординарный —с 5ЛЧ. 1913. Ппопектоп 1.XI.1906—26.Х.1908; декан историко-филологического факультета 13.XII.1908—8.XI. 1910 и с 21.1.1912. Был членом учебного комитета министерства торговли и промышленности, председателем Неофилологического общества при СПб университете, сверхштатным членом Императорской Археологической комиссии.

К с. 57—58. Прим. 31.

БУЛГАКОВ Георгий Ильич.

Член совета Курского общества краеведения (уже 1924).

Опубл.: Первая Курская Губеонская Краеведческая Конференция.—Краеведение. 1923. № 4. С. 435—436; Схематический обзор Куоского кпая в куль-тупно-иоторическом отношении (Историко-археологический очерк). — Курский коай. Сбопник по поироде, истории, культуре и экономике Курской губернии. Вып. Т. Курск. 1925. С. 41—90. Схематический обзор Курского края в этнографическом отношении (Историко-этнографический очерк). — Там же, с. 91 — 125.

К с. 58. Прим. 32.

Архиепископ ГЕОРГИЙ (Делчев).

Арестован 23.IX.1937 после Божественной литургии. (Митрополит Филарет (Денисенко). К вопоосу об истории Киевской митрополии.—Православный вестник. 1991. № 3. С. 46).

К с. 59. Поим. 38.

АГГЕЕВ Константин Маокович.

Председатель Учебного Комитета при Св. Синоде с апреля 1917. 13.VII.1917 выступил на Всероссийском законоучительском съезде с докладом, посвященным планам Учебного Комитета по пеФорме духовных школ (изложение доклада см.: Спасский Н„ протоиерей, Духовно-учебные заведения и всероссийский законоучительский съезд. — Нижегородский Церковно-Общественный Вестник. 1917. № 22. Столб. 279—281).

См.: Новый председатель учебного комитета. — Всероссийский Церковно-Общественный Вестник, 1917, № 15 (28.IV). С. 3.

Вестник Ленинградской Духовной Академии, 1990, № 3

К с. 43.

Первым ректором Миннеаполисской ДС в 1905—-1907 был Константин Васильевич Попов (Ю.У. 1875—19.Х.1965), племянник профессора СПб ДА Н. Н. Глубоковского.

См.- Д о с и ф е й, епископ Бруклинский. Памяти протоиерея К. В. Попова.— ЖМП. 1966. № 4. С. 18—19.

К с. 48.

Архиепископ Леонтий (Филиппович) вспоминает: «Что касается среднего и низшего богословского образования, желающие могли не без тоуда получить его в Киево-Печерской лавре, где митоополит Антоний, в бытность митрополитом Киезским и Галинким положил ему начало. Все монашествующие, имев-

шие богословское образование, а также светские лица, проживавшие на территории лавры, обязаны были вести такие занятия со своими слушателями» (Из воспоминаний Архиепископа Леонтия. — Русский пастырь. 1992. № 111(14). С. 73—74).

К с. 55—56. Прим. 39.

Архиепископ ФЕОФАН (Гаврилов).

6—30.XI. 1915 утвержден председателем Курского епархиального училищного совета.

К с. 58. Прим. 49.

ТРОИЦКИЙ Федор Григорьевич.

Составил 34 катехизические беседы на Символ веры, которые, по отзыву Ярославского епархиального катехизаторского комитета, подписанному его председателем — профессором богословия Демидовского юридического лицея в Ярославле протоиереем Николаем Тихвинским, «заслуживают одобрения и могут быть причислены к разряду лучших». Награжден митрой (не ранее 1918). После резолюции около года совмещал приходское служение с работой в Угличском отделе народного образования. Около 1929 репрессирован и выслан под г. Котлас. Зимой 1930-31 вывезен оттуда старшей дочерью Екатериной (род. 1892) в г. Рыбинск, где проживал без прописки почти до кончины (смог оформить документы лишь в начале 1945). Библиотека о. Федора после его смерти была передана в Георгиевскую церковь г. Рыбинска.

Имел 15 детей (6 из которых умерли в младенчестве). Из них Дмитрий (см. прим. 50), Екатерина, Наталья (род. 1902) и Мария (род. 1909) учительствовали, Ксения (род. 1905) была врачом в г. Иваново, Анатолий (род. 1896) стал полковником Советской Армии, преподавал на курсах повышения квалификации офицеров «Выстрел» в г. Солнечногорске Московской обл., Владимир (род. 1908) работал главным технологом завода в Рыбинске, Сергей (род. 1898) и Павел (род. 1913), исключенные из университета как дети «служителя культа», стали рабочими. Дополнительные сведения сообщены М. Ф. Силаевой (урожденной Троицкой; +20.111.1992), младшей дочерью протоиерея Ф. Троицкого.

К с. 58. Прим. 50.

ТРОИЦКИЙ Дмитрий Федорович.

См.: Колосов П. И. Заслуженный учитель школы РСФСР Дмитрий Федорович Троицкий. — Русский язык в школе. 1958. № 3. С. 80—84.

К с. 58. Прим. 51.

ФИЛАГРИЕВСКИЙ Вячеслав Сергеевич.

В 1920-х гг. заведующий и преподаватель 7-летней школы в с. Диево-Городище Ярославской губ. Приводим характеристику, данную ему в период «чистки» преподавательских кадров:

«Характеристики преподавателей школ повышенного типа, требующих замены.

Филагриевский В. С. Заведующий и преподаватель обществоведения Диево-Городищенской семилетки. Духовного звания, кончил духовную академию, на работе учителя с 1907 г., обществоведение преподает с 1925 г. Как методист неудовлетворительный». — Ваганова И. В. Религия, образование, печать по рассекреченным документам Госархива Ярославской области (1926—1928 гг).— Советские архивы. 1990. № 6. С. 61—66 (о нем на с. 64).

К с. 59. Прим. 53.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич.

Протоиерей, настоятель Иоанно-Предтечепской церкви г. Углича. В марте присутствовал при вскрытии могилы младенца-мученика Иоанна Чеполосова (+25.У1.1663), погребенного в этом храме. См.: Попов М. Мощи и чудеса. Ивановская промышленная область. — Безбожник, 1930, № 44, С. 3.

К С. 59. Прим. 54.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ Василий Васильевич (8.1У. 1882—начало 1942).

Родился в с. Воскресенское Поречье Угличского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина, впоследствии постригшегося в угличском Покровском монастыре с именем Георгий и рукоположенного во иеромонаха. Был десятым ребенком в семье; его мать умерла при родах. В судьбе мальчика большое участие приняла вдова местного священника: при ее содействии он был принят в духовную школу. Окончил Угличское ДУ (1896, первым по списку) и Ярославскую ДС (1902). С И.У по 30.У1.1902 — псаломщик Николо-Песоцкой церкви г. Углича; с 5.Х1.1902 по 6.IX.1904 —надзиратель за воспитанниками Угличского ДУ. В 1904 поступил и в 1908 окончил Казанскую ДА, к. б. С 13.IX.1908 по 1918 учитель греческого языка Угличского ДУ, преподавал там также русскую историю и славянский язык; одновременно З.Х. 1908—1918 — делопроизводитель его Правления. Около 1918—1921 —заведующий угличской школы II ступени. преобразованной из ДУ, затем рукоположен во священника к церкви св. Филиппа Апостола в г. Угличе. 1923—XI.1929 — настоятель угличской Вознесенской церкви. Был секретарем Пресвитерского совета при архиепископе Угличском Серафиме (Самойловиче). 1930—начало 1933 в ссылке в Пинежском районе Северного края. 1934—1936 — настоятель церкви с. Нефедьево Ярославской епархии. В 1936 административно приговорен к 7 годам лишения свободы. В письме от 8.111.1942 (единственном, дошедшим до семьи) сообщает, что он «с 6.Ш на отдыхе, освобожден врачом от работы на две недели». Вскоре жена о. Василия Воскресенского получила известие о его кончине. [Сообщено старшим сыном о. Василия Воскресенского Николаем, воспоминания которого получены при любезном содействии Надежды Сергеевны Ярославской — дочери архиепископа Кассиана].

К с. 59. Прим. 55.

АЛЕКСАНДР (Надежии Александр Петрович).

Инспектор Олонецкой ДС 12.IV.1896—1897. Награжден митрой 6.У.1916 (возложена 29.У архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Стра-городским), председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, в Преображенском кафедральном соборе г. Выборга). 28.IV. 1917 освобожден от должности члена Учебного Комитета при Св. Синоде.

К с. 59. Прим. 56.

КАЗАНСКИЙ Федор Павлович (род. 22.IV. 1873).

Учитель русского языка, словесности и географии Вологодского ЕЖУ с 31.VIII.1898 по 1.Х. 1899 и одновременно с 1 .IV по 1.Х.1899 — арифметики и географии. 1.У.1899 назначен священником Владимирской церкви г. Вологды, рукоположен 9.У. С 30.VIII.1899 по 1.1.1907 — законоучитель Вологодской воскресной школы для взрослых. С 1.Х. 1899 — законоучитель Вологодской Мариин-ской гимназии и с 31.X.1899 — настоятель гимназической Покровской церкви, с откомандированием от Владимирской церкви. (РГИА. Ф. 796. Оп. 441. Ед. хр. 125).

К с. 61—62. Поим. 67.

САДОВСКИЙ Дмитрий Иванович.

Опубл.: Церковные школы Омской епархии (Кпаткий исторической очерк). Омск. 1909.

К с. 62. Прим. 68.

Епископ АФАНАСИЙ (Сахароз).

Опубл.: Даты и этапы моей жизни. Московский комсомолец. 7990. № 211 П4.1Х). С. 4; Молитва об усопших и послушание Святой Церкви. — Московские Епархиальные Ведомости. 1990. № 2. С. 47—60.

См.: Фиолетова Н„ Юсова О. Да сынове света будете... — ЖМП. 1991, № 5. С. 31—36.

К С. 63. Прим. 73.

Архиепископ ИУВЕНАЛИЙ (Масловский).

См.: Веселкина Т. Архиепископ Иувеналий. — ЖМП. 1991, № 7. С. 16—19.

К с. 63. Прим. 74.

Епископ ТИХОН (Тихомиров).

Хиротонисан во епископа 4.IV (22.111) 1920, в Вербное воскресенье. Уже в середине 1920 года он подписался в книге посетителей Ферапонтова монастыря: «Тихон, епископ Кирилловский» (сообщено сотрудником Кирилло-Белозер-ского музея-заповедника И. А. Смирновым).

Опубл.: Епископ Тихон о князьях церкви. Коммунист (Череповец). 1922. № 94 (20.V). С. 2. (Перепечатано в: Политика высшей церковной иерархии по вопросу об изъятии церковных ценностей. [Открытое письмо епископа Тихона Кирилловского]. — Петроградская правда, 1922, № 116. (27.У). С. 2).

Христианское Чтение, 1992 № 7

К с. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1918 и 1919 году два курса Православной Народной Академии слушал Иван Васильевич Молчанов (20.IX.1891—1954), сын крестьянина, окончивший в 1909 Торговую школу в Санкт-Петербурге. Впоследствии, в 1943 году, он стал священником и 19.VII.1943 был назначен настоятелем Казанского храма в Вы-рице, под Ленинградом. (Сообщено его внуком священником Петром Молчановым). К с. 26.

Еще об одних курсах, открывшихся осенью 1921 года под названием «Народная Духовная Академия», см. в: Иулиания, монахиня. Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. М., б. г. С. 132—133.

Курсы размещались в московской церкви св. Григория Богослова в Богословском переулке. В качестве преподавателей указаны о. Сергий Дурылин и о. Сергий Мечев. Вступительную лекцию на их открытии прочитал о. Алексий Мечев. Занятия продолжались очень недолго.

К с. 38.

120. Поселянин К. следует читать: 120. Поселянин.

К с. 39. Прим. 76.

Архиепископ АНАТОЛИЙ (Каменский).

Возведен в сан архиепископа 23(10).IV. 1920.

К с. 40. Прим. 78.

АНИЧКОВ Иван Васильевич (19.11.1863—VIII. 1921).

Окончил факультет восточных языков СПб университета. В службе с 1888. С 1902 — непременный член Тургайского областного правления (в г. Оренбурге); с около 1899 — действительный член Оренбургской ученой архивной комиссии. С 12.VI. 1904 — непременный член Ковенекого губернского присутствия; состоял членом временной ковенской пропинационной комиссии, членом училищного совета Ковенской дирекции народных училищ (совместно с протоиереем Доро-феем Ярушевичем; +22.IX.1930 — отцом митрополита Крутицкого и Коломенского Николая), товарищем председателя правления Ковенекого общества любителей чтения.

После 1917 работал в Новгороде в почтовом ведомстве; затем — в статистическом бюро, преподавал историю в школе. Умер от тифа; погребен на кладбище новгородского женского Свято-Духова монастыря.

См.: Жервэ Н. Н. Историко-археологическая деятельность И. В. Аничкова и М. В. Муравьева. — Новгород и Новгородская земля. История и археология. (Тезисы научн. конф.). Вып 3, Новгород, 1990. С. 107—110.

К с. 41, 11-я строка сверху:

при СПб ДА № 49. следует читать: при СПб ДА. 1911. № 49.

К с. 42. Поим. 83.

ШАВЕЛЬСКИЙ Георгий Иванович.

Возведен в сан протоиерея 5.1Х.1905.

К с. 49. Прим. 107.

Митрополит ПЕТР (Полянский).

См. о нем: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Я теперь не умру... Последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского). —ЖМП. 1993. № 1. С. 20—31.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

ЦГИАЛ — Центральный Государственный Исторический Архив Ленинграда (ныне — Санкт-Петербурга).

РГИА — Российский Государственный Исторический Архив

Авторы выражают признательность протодиакону Сергию Голубцову, труд которого [14] послужил основой для составления биографий членов корпораций Московской Духовной Академии.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.