Научная статья на тему 'Санкт-Петербург на Всемирных выставках XIX века (1851-1900 гг. )'

Санкт-Петербург на Всемирных выставках XIX века (1851-1900 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербург на Всемирных выставках XIX века (1851-1900 гг. )»

Ê 300-летию Санкт-Петербурга

À- С. Соколов

Санкт-Петербург на Всемирных выставках XIX века (1851-1900 гг.)*

История Всемирных универсальных выставок, задуманных как международные конкурсы-демонстрации новейших достижений промышленности, науки и культуры, ведет отсчет с середины XIX в. Это было время быстрого развития капитализма и мирового рынка, важных научных открытий, изобретений и бурного технического прогресса, открывших эру т.н. "индустриального общества". Культура и искусство многих стран испытали тогда же очередной период своего расцвета. Являясь в начале своей деятельности по преимуществу парадами национальных тщеславий, отражавших естественные стремления к межгосударственному соперничеству, эти выставки очень скоро оказались эффективным стимулом и способом развития разносторонних деловых и творческих контактов, взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур.

Первую Всемирную выставку устроила в своей столице ведущая промышленная держава — Великобритания, стремившаяся к свободе международной торговли и раньше других осознавшая плодотворность и перспективы подобных глобальных мероприятий. 1-го мая (19 апреля ст.ст.) 1851 г. в Лондоне королева Виктория торжественно открыла "Великую выставку изделий промышленности всех наций" ("The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations"), в которой участвовали 32 страны и более 17 тысяч экспонентов (приглашение иностранных государств на эту и последующие выставки осуществлялось по дипломатическим каналам.) По проекту Джозефа Пакстона, отвергшего традиционный строительный

* Автор благодарит Г. Н. Иванову за помощь и участие в создании статьи.

В статье использованы документы и рукописные материалы центральных государственных архивов РФ (РГИА, АВПРИ, РГАЛИ, РГА ВМФ и др.), отчеты российских специалистов, командированных на выставки, российская и иностранная периодика за соответствующие годы, справочно-энциклопедическая, научная и мемуарная литература, в том числе издания:

Спасский П. X. Исторический обзор развития мануфактурной промышленности в России. СПб., 1914;

Отчеты Императорской Академии художеств за соответствующие годы;

Булгаков Ф. И. Наши художники. В 2 тт. СПб., 1890;

Богданович Е. В. Русские на Венской выставке. М., 1873;

Иллюстрированное описание Парижской выставки 1867 года. СПб., 1869;

Карейша С. Д. С Парижской выставки. Киев, 1891;

Лоде Э. Е. Заметки о лондонской Всемирной выставке. СПб., 1852;

Соколов А. С. а) Россия на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году // Американский ежегодник, 1984. М., 1984; б) Россия на Всемирных выставках // Уч. зап. СПб филиала РТА. 1999. N 10; в) Всемирные выставки // Studio. 2000. N 1-2.

материал — кирпич, в центре Лондона, в Гайд-Парке для нее построили огромный павильон из стекла и металла длиной 560 м, шириной 125 м и высотой около 20 м. Названный "Хрустальным дворцом", павильон, способный одновременно вместить более 80 тысяч человек, поразил современников своими размерами, красотой и инженерно-архитектурным решением. (Прибывавшие на праздник многочисленные иностранцы могли также познакомиться с еще одной лондонской экзотической достопримечательностью — Музеем восковых фигур мадам Тюссо, открытым в 1835 г. В августе 1851 г. в честь выставки в Англии была устроена международная парусная регата). Девизом выставки стали слова: "Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества". На фоне выставленных англичанами и привезенных из разных стран тысяч искусно сделанных бытовых экспонатов — ювелирных украшений и драгоценностей, фарфора, хрусталя, ярких тканей, часов, одежды, мебели и т.п. — выделялись еще малоизвестные и диковинные для широкой публики многочисленные паровые и сельскохозяйственные машины, усовершенствованные металлообрабатывающие и ткацкие станки. Лидерами и главными конкурентами здесь были английские и американские экспоненты. В качестве технических новинок американцы демонстрировали, например, изделия из каучука, механическую косилку Мак-Кормика, швейную машину "Зингер", револьвер Кольта, телеграфные аппараты Морзе и др.

На Лондонской выставке была представлена и российская промышленность, имевшая уже опыт устройства подобных национальных экспозиций. (Еще в 1829 г. в Санкт-Петербурге состоялась Первая Всероссийская промышленная выставка, а к 1851 г. в Москве и Санкт-Петербурге было проведено семь таких выставок). С утра и до вечера в Хрустальном дворце, — писали очевидцы, — до закрытия выставки толпилась публика у экспонатов Екатеринбургской, Петергофской и Колыванской граниль-но-шлифовальных фабрик, а также у витрин с российскими ювелирными украшениями и драгоценностями.

Россию представляли около 400 экспонентов, собранных при участии Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. Среди многочисленных уральских и алтайских изделий на выставке можно было познакомиться и с экспонатами, прибывшими из Санкт-Петербурга. С восхищением и восторгом рассматривали посетители изготовленную на Петергофской гранильной фабрике изящную шкатулку с искусной мозаикой и барельефом из драгоценных камней (золотая медаль жюри), различные украшения и декоративную мебель из малахита (кресла, столы, стулья), выполненные на петербургской фабрике малахитовых изделий Демидовых ("Гран при" выставки) и др. За высокое качество медалью были отмечены выставленные здесь образцы писчей бумаги "Невской писчебумажной фабрики" братьев Варгуниных. Интерес посетителей и специалистов вызвала информация о только что сооруженной и от-

крытой в августе 1851 г. железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой (строилась около 8 лет; с 1855 г. — Николаевская). Одними из ее главных проектировщиков и строителей были петербургские инженеры, профессора Института корпуса инженеров путей сообщения императора Александра I П. П. Мельников и Н. О. Крафт. Самостоятельно и командированные столичными учреждениями, в Лондон на выставку приезжали несколько россиян, среди них — известный публицист и общественный деятель, славянофил, будущий участник подготовки реформы 1861 г. А. И. Кошелев. Статью о выставке опубликовал В. В. Стасов.

С того времени и до начала XX в. состоялось не менее 15 Всемирных и крупных международных выставок, каждая из которых работала в среднем около 6 месяцев. Почти на всех из них были представлены российские экспозиции, составной и непременной частью которых являлись петербургские экспонаты. Будучи центром деловой, финансовой, административной, политической и культурной жизни Империи, Санкт-Петербург, как правило, доминировал среди других российских участников. Не присутствовала Россия на следующей Всемирной выставке 1853 г. в Нью-Йорке, устроенной по инициативе здешних деловых кругов. Участию России в третьей Всемирной выставке 1855 г. в Париже, организованной по инициативе императора Наполеона III, помешала Крымская война.

Весной 1862 г. в Лондоне, в специально построенном огромном двухэтажном Дворце индустрии (архитектор Фоук), открылась очередная Всемирная промышленная выставка. Она насчитывала уже до 28 тысяч экспонентов, в том числе — из России. Здесь впервые демонстрировались синтетические красители и стальные броневые плиты, имевшие важное значение для быстро развивавшихся военных паровых флотов. Посетители Британского отдела могли увидеть проект и макеты транспортной новинки — строившейся в Лондоне фирмой "Metropolitan Railway" первой в мире подземной железной дороги для поездов с паровой тягой.

В отделе России очень весомо — в буквальном и переносном смысле — выглядели изделия русской металлургии, удостоившиеся в Лондоне многих наград. Интерес и восхищение посетителей вызвали холодное оружие Златоустовского оружейного завода и декоративные произведения, выполненные из уральских и алтайских самоцветов и минералов. Среди наиболее заметных российских экспонатов были также образцы природных богатств Сибири, различные кожи (в том числе — торжковский сафьян), меха и многое другое.

Первый российский Санкт-Петербургский Императорский фарфоровый завод предоставил на выставку сервиз с портретами Романовых, фарфоровые вазы с копиями картин А. Ван-Дейка и Ж. Б. Греза, искусно и ярко расписанный круглый фарфоровый пласт (плоский диск толщиной около 1 см) Ф. И. Красовского "Сибирская флора". Медали за "превосходное качество" удостоилась новая для того времени обувь из прорезиненной ткани — галоши, сделанные на построенной в 1860 г. в Санкт-Петер-

бурге фабрике резиновых изделий "Треугольник". В дальнейшем на всех последующих выставках продукция этой фабрики получала высокие оценки и награды.

На выставке 1862 г. впервые был устроен всемирный смотр произведений изобразительного искусства, созданных за последние 100 лет. Организацией российского художественного отдела, отбором и комплектованием работ на эту и следующие Всемирные выставки занималась специальная комиссия Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств (далее — АХ). Возглавил отдел профессор АХ (в будущем — ее ректор) Ф. И. Иордан. В ряду полотен академического направления в русской экспозиции выделялись картины молодых петербургских художников бытового жанра, выразительно и психологически точно показавших мир чувств и некоторые из сторон народной жизни: А. М. Волкова "Прерванное обручение" и А. А. Попова "Склад чая на Нижегородской ярмарке".

С этого же, 1862 г., и в дальнейшем в российских отделах изящных искусств были представлены театральные секции, где экспонировались эскизы декораций и костюмов, макеты к музыкальным и драматическим спектаклям.

Из петербуржцев на выставке в Лондоне побывали Д. И. Менделеев, Ф. М. Достоевский, писатель Д. В. Григорович. Были там также недавние выпускники Петербургской Академии художеств — архитектор А. П. Попов, художник-пенсионер АХ А. Е. Карнеев и др. Специально приезжавший в Лондон искусствовед В. В. Стасов (встречавшийся здесь же с опальным А. И. Герценом), весьма критически отозвался затем в своих статьях об организации и уровне российской экспозиции и, в частности, — об устройстве и содержании русского художественного отдела.

Лондон передал выставочную эстафету Парижу, где 1 апреля 1867 г. открылась "Всемирная выставка произведений земледелия, промышленности и художеств". На Марсовом поле, между Сеной и Военной школой, для нее возвели огромное, овальное в плане, Главное здание из стекла и железа размерами 490 на 380 м, высотой 25 м, внутри которого размещались семь концентрических экспозиционных галерей (инженеры-архитекторы — Ж.-Б. Крантц и А. Г. Эйфель). Здесь же на территории около 70 гектаров расположились также более 200 больших и малых павильонов. Наибольшей популярностью у посетителей пользовалась т.н. "Галерея машин", по периметру примыкавшая снаружи к Главному зданию. Участвовали в выставке более 33 тысяч экспонентов. Особые экспозиции были посвящены быстро развивавшемуся фотоделу или светописи, как называли в то время в России фотографию. Среди технических новинок демонстрировались шариковые подшипники и гидравлические подъемники.

Более 470 российских, а в их числе — и петербургских экспонатов получили в Париже высокие оценки, медали и дипломы. Высшей наградой — "Гран при" — жюри отметило работы академика Санкт-Петербургской Академии наук (далее — АН) физика и электротехника Б. С. Якоби.

По разделу военно-технических изделий Сестрорецкий оружейный завод был награжден несколькими медалями за выставленные образцы оружия. Серебряную медаль за свои ткани получили "Невская бумагопрядильная мануфактура" и петербургский шелковый фабрикант А. И. Ниссен. Постоянным вниманием посетителей Русского отдела пользовалась искусно выполненная из бронзы модель Петропавловской крепости, посланная на выставку петербургской фабрикой художественной бронзы Феликса Шопена.

Подбором произведений российского изобразительного искусства и организацией их отправки на выставку в Париж руководил 28-летний петербургский академик живописи В. Г. Шварц. Назначенный затем заведующим русским художественным отделом, он успешно справился с ответственным заданием. Впервые за рубежом здесь были широко представлены картины молодых художников реалистического направления — В. Г. Перова, В. В. Пукирева, А. И. Мещерского, петербуржцев Г. Г. Мя-соедова, Н. Н. Ге, К. Д. Флавицкого, А. А. Попова, А. А. Риццони и многих других, получивших высокие оценки зрителей и жюри. Золотой медалью и денежной премией был отмечен художник-баталист петербургской школы А. Е. Коцебу за монументальное полотно "Полтавская битва".

Выставочные награды получили пользовавшиеся постоянным вниманием посетителей мозаичные работы Петергофской гранильной фабрики и Императорской Академии художеств, изделия Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов. (В 1890 г. Стеклянный завод был объединен с Фарфоровым, после 1917 г. вновь существовал как отдельное предприятие под названием "Ленинградский завод художественного стекла").

Из петербуржцев эту выставку посетили В. В. Стасов, известный химик академик Н. Н. Зинин, академик Б. С. Якоби, Д. И. Менделеев, ректор АХ Ф. А. Бруни, писатель П. Д. Боборыкин, жившие в это время в Париже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров.

Для знакомства с современной художественной культурой и ее направлениями на выставку ездил студент АХ и Санкт-Петербургского университета, в будущем известный русский живописец В. Д. Поленов. Вернувшись из Парижа, руководитель Русского отдела на выставке, секретарь Санкт-Петербургского Общества поощрения художников писатель Д. В. Григорович опубликовал интересную и актуальную не только для того времени статью "Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной Парижской выставке 1867 года".

В мае 1867 г. по приглашению французского императора Наполеона III в Париж для осмотра выставки прибыл российский император Александр II в сопровождении своих сыновей и членов императорского Двора. 25 мая (6 июня) в Булонском лесу под Парижем произошло покушение на Александра II, в которого стрелял участник польского восстания 1863 г. А. И. Березовский.

Следующая Всемирная промышленно-художественная выставка со-

стоялась в Вене в 1873 г. Располагалась она в парке Пратер на берегу Дуная, собрав более 39 тысяч экспонентов. Здесь впервые в истории Всемирных выставок появились отраслевые павильоны, пока еще немногочисленные отдельные национальные павильоны, и были организованы специальные международные отраслевые конгрессы. (После выставки и, вероятно, не без ее влияния, в 1874 г. в Вене был создан Королевский Торговый музей с экспортным отделом. Затем такие же музеи — государственные и частные — были организованы и в других странах).

Россия не имела своего отдельного здания, поэтому привезенные экспонаты разместили в общих галереях центрального Дворца индустрии и общих отраслевых павильонах. Повышенным вниманием в ее экспозиции пользовались русские меха, ювелирные украшения из самоцветов и минералов, русская финифть, бриллианты, шелковые, льняные и ситцевые ткани, парча, изящные и самобытные вологодские кружева.

Среди промышленных экспонатов, представленных предприятиями Санкт-Петербурга, успех имела военная продукция "Петербургского арсенала", Обуховского и Сестрорецкого заводов, удостоившаяся наград жюри. Путиловский завод демонстрировал прекрасную сталь — прокат, отливки и готовые изделия. Награду получили показанные здесь образцы холодильных установок петербургского акционерного общества "Л. А. Ри-дингер".

Значительная часть Венской выставки отводилась под изделия быстро развивавшейся химической промышленности. От Петербурга ее товары выставил, в частности, завод Расторгуева. Большой интерес иностранных ученых и специалистов вызвали экспонировавшиеся в этом разделе химические открытия профессора Петербургского университета, академика Петербургской АН А. М. Бутлерова. Санкт-Петербургский Технологический институт предоставил на выставку заинтересовавшую специалистов коллекцию учебных пособий и студенческих работ. Почетного диплома удостоилась изящная салонная мебель, изготовленная петербургской мастерской И. Штанге и выполненная там же художественно-бытовая бронза.

По разряду спиртных напитков награды в Вене — вместе с другими российскими экспонентами — получили ликеры и водки петербургского купца В. Е. Петрова и Санкт-Петербургской фирмы Штритера.

В сравнении с художественными экспозициями ведущих стран Европы, российский отдел изобразительного искусства был довольно немногочисленным. Наряду с произведениями других российских мастеров, популярностью пользовались картины художников петербургской академической школы: марины И. К. Айвазовского, работы исторического живописца Г. И. Семирадского. Сенсацией художественной экспозиции стала картина молодого выпускника Петербургской Императорской Академии художеств И. Е. Репина "Бурлаки на Волге". Внимание зрителей и жюри привлекли картина К. Е. Маковского "Масленичные балаганы на Адми-

ралтейской площади", историческое полотно H. Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", работы петербургских художников-жанристов А. И. Корзухина, H. Е. Сверчкова, пейзажи А. П. Боголюбова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, батальные картины Б. П. Вилева-льде, фотографии с батальных картин В. В. Верещагина. Золотой медалью были отмечены скульптуры M. М. Антокольского. Санкт-Петербургский Императорский фарфоровый завод привез в Вену большие расписные вазы и живописные фарфоровые пласты.

Любопытство зрителей вызвала небольшая экспозиция русского народного быта — стоявшие в парке деревянная крестьянская изба, построенная по инициативе петербургского лесопромышленника В. Ф. Громова, и небольшой сельский деревянный помещичий дом, сооруженный на средства петербургского предпринимателя Варгунина.

Вместе с другими россиянами на выставку в Вену приезжали из Санкт-Петербурга В. В. Стасов, И. Н. Крамской. Выставку посетили В. Д. Поленов и И. Е. Репин, недавно ставшие пенсионерами Академии художеств в Италии и Франции; А. И. Куинджи, возвращавшийся в Россию из европейской командировки. Свои заметки о выставке опубликовал в журнале "Отечественные записки" побывавший на ней критик и публицист Н. К. Михайловский.

После Венской выставки правительство Северо-Американских Соединенных Штатов выступило с инициативой проведения следующей выставки на Американском континенте — в честь 100-летия провозглашения независимости САСШ. К юбилею здесь намечалось установить создававшийся в это время во Франции скульптором Фредериком Огюстом Барто-льди символический монумент — 93-метровую "Статую Свободы". Однако из-за финансовых трудностей, задержавших ее изготовление, в Америку к этому времени удалось привезти, а затем показать на выставке лишь фрагмент: руку, держащую факел. Но и он поражал зрителей своими огромными размерами — только длина пальца руки достигала двух метров!

Всемирная выставка "Centennial Exhibition" открылась в Филадельфии 10 мая 1876 г. В ней участвовали около 50 стран и свыше 14 тысяч экспонентов. Главное место в экспозиции — более четверти всей площади (вся территория — 115 гектаров) — занимал, как и следовало ожидать, машинный отдел. Следует отметить, что здесь впервые в истории стали использовать удостоверения личности с фотографиями — пропуска, выдававшиеся служащим выставки и аккредитованным журналистам.

Россию представляли экспонаты 400 участников. Получив в конце 1873 г. через дипломатические каналы официальное приглашение участвовать в выставке, Александр II на некоторое время отложил принятие решения, не уверенный в успехе и целесообразности официального участия России в этом далеком заокеанском мероприятии. Однако в сентябре 1875 г. приглашение было принято. Для подготовки экспозиции при Де-

партаменте торговли и мануфактур Министерства финансов была создана специальная правительственная комиссия, в которую вошли представители заинтересованных министерств и ведомств.

Русский отдел, разместившийся в Главном павильоне, с опозданием открылся только в середине июля, но вскоре стал одним из наиболее популярных. Среди петербургских экспонатов здесь можно было видеть продукцию Путиловского, Обуховского и Сестрорецкого (казачья винтовка, кавалерийский карабин) заводов, ювелирные изделия из серебра, коллекцию русских самоцветов и минералов, предоставленную Горным институтом. Наиболее удачной и интересной для посетителей была экспозиция Морского министерства — экспонаты, выставленные Морским музеем, изготовленные адмиралтейскими Ижорскими заводами и Кронштадтским пароходным заводом. В разделе изобразительного искусства демонстрировались картины И. К. Айвазовского, А. И. Корзухина, Ф. С. Журавлева, Н. Е. Сверчкова, К. В. Лемоха, А. П. Боголюбова, Н. Т. Богацкого, П. П. Верещагина, Г. И. Семирадского, Ю. Ю. Клевера, М. К. Клодта, Н. П. Загорского, П. П. Соколова и других художников.

Многие российские экспонаты удостоились здесь высоких оценок международной комиссии экспертов. Так, по разделу сельского хозяйства награду за новые рекордные сорта овощей получил известный петербургский овощевод-селекционер Ефимий Андреевич Грачев. Золотой медалью наградили образцы печатной продукции первого в России частного петербургского "Картографического заведения Ильиных".

Золотой медалью жюри отметило технические изобретения известного ученого-математика, академика Петербургской АН, профессора Санкт-Петербургского Императорского университета П. Л. Чебышева.

Около 100 человек из России побывали на этой выставке. Среди них — профессор Петербургского университета Д. И. Менделеев, подготовивший в результате командировки в Филадельфию и другие города Севе-ро-Аамериканских Соединенных Штатов отчет-исследование "Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе" (СПб., 1877). Эта работа Менделеева была с интересом встречена как в научных, так и в промышленных кругах России.

Всемирную Парижскую выставку 1878 г., проходившую уже в республиканской Франции, современники называли экспозицией электричества и электротехники. Участвовали в ней более 52 тысяч экспонентов. Центром выставки вновь, как и в предыдущие годы, стало Марсово поле с выросшими здесь многочисленными сооружениями и павильонами. Кроме этого, к ее открытию на противоположном берегу Сены был построен дворец "Трокадеро", где проходили различные выставочные мероприятия. Так, в залах дворца во время работы выставки с успехом выступал знаменитый в то время цыганский хор Шишкина, прибывший из Санкт-Петербурга. В сентябре 1878 г. здесь с большим успехом прошли четыре концерта русской музыки, исполненные симфоническим оркестром выставки.

Организатором этих концертов и исполнителем отдельных произведений был директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн.

Первое по посещаемости место среди павильонов занимала Галерея машин, возведенная по проекту инженера А. де Диона. Здание главного входа на выставку (все подобные выставки были платными) проектировал инженер А. Г. Эйфель. Одной из сенсаций выставки, вызывавшей восторженную реакцию публики, стали электрические осветительные устройства П. Н. Яблочкова и Т. А. Эдисона, в вечернее время эффектно освещавшие павильоны и территорию выставки.

Многие традиционные, ранее уже упоминавшиеся экспонаты государственных и частных заводов России были выставлены в общих отраслевых павильонах. Основная же часть ее экспозиции размещалась в национальном отделе, расположенном в Главном здании. Вход в Русский отдел был декорирован в стиле древнерусского деревянного зодчества (архитектор — выпускник Петербургской АХ И. П. Ропет).

Большое число российских, а среди них и петербургских экспонатов и их представителей получили здесь высокие оценки зрителей, прессы и жюри. Так, серебряной медали по разделу парфюмерии за свои одеколоны, душистые воды, косметику удостоилась "Санкт-Петербургская химическая лаборатория" (позже — парфюмерная фабрика "Северное сияние"). Золотой медалью жюри отметило показанное здесь сборно-разборное деревянное здание театра на 1500 мест, предназначенное для временного использования на ярмарках и тому подобных мероприятиях. Автором-проектировщиком его являлся академик архитектуры, выпускник Императорской АХ В. А. Гартман.

В отделе художеств заметным успехом пользовалась российская экспозиция изобразительного искусства. Руководителем русского художественного отдела АХ избрала профессора В. И. Якоби. Организацией отдела занимался также будущий хранитель Эрмитажа, редактор журнала "Вестник изящных искусств" А. И. Сомов. В экспозиции были широко представлены произведения как академического направления, так и демократического реализма передвижников.

Среди петербургских художников, работы которых демонстрировались на выставке, были И. Н. Крамской (картины "Христос в пустыне", "Портрет писателя Л. Н. Толстого" и др.), Г. Г. Мясоедов ("Земство обедает"), В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. И. Якоби ("Свадьба в Ледяном доме"), Г. И. Семирадский ("Гран при" за картину "Женщина или ваза?"), А. И. Куинджи ("Украинская ночь", "Степь", "Вид на острове Валааме" и др.), И. Е.Репин ("Бурлаки на Волге"), П. П. Чистяков ("Старый боярин") и др.

В разделе пластики зрительское внимание приковывали изящно выполненные бронзовые скульптурные группы Е. А. Лансере — "Казак после битвы", "Орлиная охота" и др. Живший в то время в Париже М. М. Антокольский показал на выставке несколько своих скульптур и по ее завер-

шении был удостоен "Гран при" и награжден орденом Почетного Легиона.

На этой выставке, которая традиционно работала в течение полугода, побывали тысячи россиян, чему способствовало и начавшееся в 1870-е гг. взаимное политико-государственное сближение России и Франции. Среди других посетили ее петербургский физик и электротехник, профессор физики в Лесном институте Д. А. Лачинов, направленный в Париж Русским техническим обществом; сенатор, организатор Императорского Русского исторического общества А. А. Половцов.

Пропустив в последующие годы несколько не очень заметных и маловажных для нее всемирных выставок 1880-х гг., Россия приняла участие в Парижской выставке 1889 г. — одной из самых ярких и масштабных экспозиций XIX в. Приуроченная правительством Третьей республики к 100-летию Великой Французской революции, она открылась 26 апреля, явившись триумфом машинной техники и инженерного искусства. В ее работе, наряду с другими странами, приняли участие Япония, Индия, Китай, Египет. Около 60 тысяч экспонентов разместили свои изделия в павильонах на Марсовом поле и близлежащих площадях и набережных Сены. Открыл выставку президент Франции М. Ф. Карно, и в первый же день ее посетили около 500 тысяч человек.

Символом и инженерно-архитектурной доминантой выставки стала возвышавшаяся на Марсовом поле металлическая, оригинальной конструкции трехъярусная башня высотой 305 м. Спроектировал ее, победив в трудном конкурсе, а затем и осуществил строительство известный французский инженер А. Г. Эйфель. Его именем и назвали эту башню, которая вначале необычным видом и резким контрастом со сложившимся архитектурным ансамблем Парижа шокировала многих французов и иностранцев. Привычка и симпатии пришли уже после выставки, а художник Поль Гоген назвал ее даже "кружевной готикой".

Одним из наиболее посещаемых павильонов был т.н. "Дворец машин" — огромное и в то же время изящное здание длиной 420 м, шириной 115 м и высотой 45 м (архитектор Ш. Л. Ф. Дютер, инженер Контамен). Здесь, в частности, впервые демонстрировались, вызвав повышенное внимание зрителей, первые, еще далеко несовершенные, автомобили компании "К. Бенц" и компании "Г. Даймлер" с двигателем внутреннего сгорания.

Генеральным комиссаром Русского отдела на этой выставке был известный петербургский предприниматель и финансист К. А. Варгунин. Общая экспозиция Отдела, по отзывам некоторых российских современников, выглядела довольно слабо. Однако было много и вполне достойных экспонатов, в том числе — из Санкт-Петербурга. Так, выставленная здесь коллекция русских почв основоположника российского почвоведения профессора Петербургского университета В. В. Докучаева пользовалась большим успехом и получила высокие награды. Представленные здесь же его научные опубликованные труды (в том числе — широко известная

книга "Русский чернозем") были отмечены золотой медалью. Серебряной медали удостоились посуда и художественные изделия Санкт-Петербургского "Фарфорового завода братьев Корниловых", золотой медали — парфюмерия "Санкт-Петербургской химической лаборатории". Высшую награду — "Гран при" — жюри выставки присудило продукции петербургского "Северного стекольно-промышленного общества" (зеркальные, оконные и матовые стекла, зеркала и т.п.). Интерес посетителей Русского отдела вызвали художественно-бытовые изделия из бронзы, демонстрировавшиеся петербургской фирмой Ф. Шопена и петербургской мастерской бронзового литья и малахитовых работ Г. Верфеля, показавшей также свои малахитовые столы, кресла, камины, вазы.

Экспозиция российского отдела изобразительных искусств, где доминировали работы передвижников, по мнению посетивших выставку специалистов, также была на этот раз далеко не самой удачной. Среди произведений, пользовавшихся вниманием, многие отмечали красочные, искусно написанные на исторические и мифологические сюжеты картины К. Е. Маковского, получившего здесь золотую медаль — "Иван Грозный", "Суд Париса", "Демон и Тамара".

Славу России принесли концерты русской музыки во дворце "Трокаде-ро" под управлением композитора и дирижера, профессора Петербургской консерватории Н. А. Римского-Корсакова и молодого композитора

A. К. Глазунова. С серией концертов на выставке с успехом выступил созданный в 1887 г. в Санкт-Петербурге В. В. Андреевым "Кружок любителей игры на балалайках".

Многие тысячи россиян — технические специалисты, ученые, промышленники, коммерсанты, туристы, журналисты, деятели искусств — побывали на этой выставке. Среди них — петербуржцы В. В. Стасов, молодой выпускник Петербургского университета, будущий всемирно известный ученый В. И. Вернадский, журналист и издатель А. С. Суворин, ученый-металлург, профессор Михайловской артиллерийской академии Д. К. Чернов, математик С. В. Ковалевская, художники И. Е. Репин,

B. А. Серов, литератор и начинающий драматург И. И. Колышко и др. На выставке, освещая ее жизнь, работали представители многих петербургских газет, в том числе — "Journal de St.-Petersbourg".

В 1892-93 гг. страны Американского континента торжественно праздновали 400-летие открытия Америки Христофором Колумбом. В честь этого события Конгресс Северо-Американских Соединенных Штатов, ставших к тому времени одной из ведущих индустриальных держав мира, постановил провести в 1893 г. в Чикаго Всемирную промышленно-худо-жественную выставку (World's Columbian Exhibition).

Пригласив к участию в ней Россию, устроители выставки от имени американского правительства обратились в МИД России с настоятельной просьбой о том, чтобы в русской экспозиции были бы представлены отчеты и дневники плавания капитана Витуса Беринга, в результате которого

была открыта Аляска.

Для подготовки экспозиции при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов России в 1891 г. создается "высочайше учрежденная" Комиссия по участию во Всемирной выставке, которая и возглавила всю организационную работу. Генеральным комиссаром Русского отдела в Чикаго от Министерства был назначен П. И. Глуховской.

Весной 1893 г. собранные в Санкт-Петербурге выставочные грузы по Балтийской железной дороге были перевезены в Либаву. Отсюда на пара-ходах западноевропейских трансатлантических компаний они были доставлены в Балтимору и Нью-Йорк, а затем железной дорогой направлены в Чикаго.

За две недели до открытия выставки, 15 апреля в Нью-Йорке на реке Гудзон состоялся международный военно-морской парад, ставший началом праздничных мероприятий. В нем приняла участие и российская Балтийская эскадра в составе крейсеров "Дмитрий Донской", "Генерал-Адмирал", "Рында". Командовал эскадрой вице-адмирал Н. И. Казнаков.

В церемонии торжественного открытия выставки 1 мая 1893 г. принял участие президент Г. Кливленд. Многочисленных посетителей, устремившихся на благоустроенные берега озера Мичиган, поражали ее огромные размеры и многообразие павильонов и экспонатов (площадь — около 3 кв. км; более 200 павильонов и более 50 стран-участниц; 70 тысяч экспонентов). Особенно грандиозно выглядели павильоны Электричества и Транспорта. (В последнем, например, размещались свыше 60 настоящих паровозов).

Доставленные из России экспонаты около одной тысячи участников выставки (частных лиц и государственных учреждений) были размещены в 16-ти общих отраслевых павильонах — горном, машинном, электрическом, сельскохозяйственном, коневодства, изящных искусств и др., а также в Русском павильоне (архитектор — И. П. Ропет), сооруженном в Главном здании выставки — Дворце мануфактур. Наибольшей популярностью пользовались российские породы лошадей и коллекция русских мехов, не имевшие себе равных на выставке.

Много образцов было представлено в Чикаго и петербургскими экспонентами. Так, высокие оценки получили здесь продукция "Товарищества Санкт-Петербургского механического производства обуви" (позже — "Скороход") и музыкальные инструменты петербургской фирмы по производству пианино и роялей "Я. Беккер". Почетные дипломы и две бронзовые медали получили изделия Санкт-Петербургского Металлического завода. Наградами были отмечены товары петербургской Канатной фабрики "Гот И.". Нескольких наград удостоились украшения Санкт-Петербургской ювелирной фабрики "Братья Грачевы". Интерес американцев вызвали выставленные в Русском павильоне витрины с денежными знаками Экспедиции заготовления государственных бумаг, инкрустированные самоцветами кабинетные шкафчики красного дерева работы Петергоф-

ской гранильной фабрики — с сюжетным панно "Тропический лес" и с ла-зуритной мозаикой в стиле "арабески"; работы, представленные Санкт-Петербургским Центральным училищем технического рисования барона А. Л. Штиглица; полиметаллический, высотой 20 см. цилиндр-стакан, собранный методом неслыханной ранее сварки цветных и черных металлов, разработанным выпускником петербургского Горного института, ученым-электротехником Н. Г. Славяновым, и многое другое. За изобретенный им способ дуговой электрической сварки Н. Г. Славянов, служивший в тот период горным начальником Пермских пушечных заводов, получил в Чикаго золотую медаль.

Золотой медалью по разделу печати жюри наградило продемонстрированную в Чикаго издательскую и информационную деятельность редакции периодических изданий Министерства финансов России, выпускавшей, среди других, известный еженедельный журнал "Вестник финансов, промышленности и торговли". Эти и многие другие экспонаты постоянно собирали у российской экспозиции многочисленные группы зрителей.

В разделе изобразительных искусств экспонировались картины И. К. Айвазовского ( "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию", "Ниагарский водопад" и др.), И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, недавно оконченная и сразу же ставшая знаменитой картина И. Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", пейзаж И. И. Левитана "Монастырь под праздник", жанровые группы малой бронзовой пластики популярного скульптора Е. А. Лансере, скульптурные работы М. О. Микеши-на, М. М. Антокольского, И. Я. Гинцбурга и др. художников. Некоторые из этих произведений после закрытия выставки были приобретены частными лицами и американскими музеями.

Музыкальное творчество России представляли петербургские композиторы и дирижеры В. И. Главач и А. К. Глазунов. Восемь концертов русской музыки и песни, один из которых состоялся 3 августа — в "День России", — имели у слушателей огромный успех.

Среди посетивших выставку российских специалистов были профессор Михайловской артиллерийской академии Г. А. Забудский, знакомившийся здесь с технологией алюминиевого производства и современными способами изготовления орудий, снарядов и броневых плит, профессор химии Санкт-Петербургского университета Д. П. Коновалов, изучавший современное состояние американской и европейской химической промышленности, преподаватель Санкт-Петербургского коммерческого училища Л. В. Ходский, задачей которого являлось ознакомление с постановкой коммерческого образования в Соединенных Штатах, профессор Санкт-Петербургского технологического института А. Д. Гатцук, петербургский инженер-электрик А. И. Смирнов, инженер путей сообщения С. Д. Карейша.

Около трех недель находился в Америке, в том числе — и на Чикагской выставке, физик и электротехник, будущий изобретатель радиосвязи, а в

тот период — преподаватель Морского технического училища в Кронштадте А. С. Попов. Здесь он, в частности, познакомился со многими американскими учеными и инженерами, среди которых был и Т. А. Эдисон. Чиновник особых поручений Министерства народного просвещения Е. П. Ковалевский (будущий депутат III и IV Государственных дум) исследовал на выставке и на местах принципы и организацию американского народного образования. Продолжительное время находился в Чикаго чиновник Министерства народного просвещения, в будущем известный петербургский театральный деятель, литератор и педагог С. М. Волконский (внук декабриста С. Г. Волконского), исполняя обязанности руководителя российской секции образования.

Писателю В. Г. Короленко, ездившему на выставку, американские впечатления и встречи ( в том числе — с российскими эмигрантами) послужили основой для нескольких публицистических и художественных произведений, наиболее известной из которых стала повесть "Без языка".

Парижская Всемирная выставка 1900 г. подводила итоги завершавшегося незаурядного столетия. Превзошедшая по затратам и великолепию все предыдущие выставки, она размещалась по обоим берегам Сены, охватывая Марсово поле, парковое пространство у дворца "Трокадеро", Эспланаду Инвалидов и близлежащие набережные, соединенные — помимо прежних — новым, только что построенным, мостом императора Александра III. Представленные здесь достижения науки и техники должны были во многом определить пути развития человечества в наступающем XX веке.

В 35-ти национальных павильонах, многие из которых были построены в модном стиле "модерн", а также общеотраслевых галереях-дворцах, 75 тысяч экспонентов демонстрировали поразительные успехи электротехники, свойства недавно открытых рентгеновских лучей, различные варианты применения алюминия, технические достижения кинематографа, первые успехи управляемого воздухоплавания и дирижаблестроения, новые виды силовых установок — карбюраторные двигатели и двигатели Рудольфа Дизеля, многочисленные образцы первых автомобилей и многое другое. Открывшийся в июле 1900 г. парижский метрополитен также стал одним из своеобразных и любопытных экспонатов для французских и иностранных посетителей Всемирной выставки.

Все эти успехи и достижения вызывали тогда почти всеобщую эйфорию и уверенность, что научно-технический прогресс уже в обозримом будущем принесет изобилие и процветание, решит все проблемы человечества и поднимет его на новую, более гуманную ступень цивилизации.

Россия впервые на Всемирных выставках имела свои отдельные национальные павильоны. Главный из них проектировал петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Построенный в шатрово-башенном стиле московского Кремля, он находился в парке на склоне холма Трокадеро. Рядом располагался еще один небольшой, т.н. "Кустарный павильон", в котором

экспонировалось народное и декоративно-прикладное искусство. Сделан он был по проекту К. А. Коровина, возглавлявшего и оформлявшего этот раздел российской экспозиции. (В Париже К. А. Коровин получил две золотые, девять серебряных медалей и был награжден орденом Почетного Легиона). Кроме этого, на выставке имелся также русский Военный павильон петербургского архитектора А. И. фон Гогена. Здесь разместили свою продукцию военные заводы России, демонстрируя достижения военно-технической области. В русском Павильоне вина (архитектор В. П. Цейдлер), построенном недалеко от Эйфелевой башни, была представлена спирто-водочная продукция государственных предприятий России.

Генеральным комиссаром (т.е. руководителем) Русского отдела был назначен крупный предприниматель, этнограф и меценат князь В. Н. Те-нишев. Художественную часть Отдела возглавлял вице-президент Академии художеств граф И. И. Толстой.

Множество интереснейших экспонатов привезли в Париж российские участники, покорив своими произведениями взыскательное международное жюри и пресыщенных от обилия впечатлений посетителей выставки. Общему высокому уровню соответствовали и петербургские экспоненты. Расскажем только о некоторых из них. Так, вместе с образцами продукции петербургских военных заводов, традиционно отмеченных наградами на этой и предыдущих выставках, внимание посетителей и специалистов привлекли чертежи и фотографии изделий Санкт-Петербургского Балтийского судостроительного завода. Особый интерес вызывали у специалистов и рядовых зрителей экспонаты, рассказывающие о строившейся Транссибирской магистрали — самой длинной в мире железной дороге. Устроители привезли в Париж подробные карты местности, оригинальную движущуюся панораму будущей дороги, модели мостов и других сооружений. Для более реального ощущения далекой экзотической Сибири там же выставили огромный, полутораметровый в диаметре, срез гигантской таежной лиственницы. (В настоящее время находится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге). Разработавший проект знаменитого железнодорожного моста через Енисей близ Красноярска петербургский инженер-мостостроитель, профессор Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения и Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков получил за свою работу "Гран при".

Продемонстрированные на выставке чертежи и образцы т.н. "беспроволочного телеграфа" (радио) доставили его изобретателю А. С. Попову Большую золотую медаль международного жюри. Не были обойдены вниманием и наградами кожевенные товары известного в то время петербургского купца А. Д. Ветошникова, резиновая и кожаная обувь петербургских производителей, продукция Канатной фабрики "Гот И." и многое другое.

В начале сентября в Венсенском парке состоялся конкурс лошадей. От России в нем участвовали 56 лошадей Хреновского государственного за-

вода (Воронежской губ.) и частных коннозаводчиков, Российские рысистые породы обратили на себя всеобщее внимание и были отмечены высшими наградами.

Большим успехом в экспозиции Кустарного павильона пользовались русские деревянные расписные матрешки, дымковские (Вятской губернии) глиняные игрушки, оригинальная керамика скопинских гончаров (Рязанской губернии) — украшенные разноцветной поливной глазурью декоративные сосуды в виде птиц, медведей, львов и других животных. Серебряной медалью жюри наградило мастера-изготовителя механических жестяных игрушек (мельницы, карусели, конские упряжки и т.п.) П. А. Талаева из деревни Астрецово Дмитровского уезда Московской губернии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из петербургских экспонентов здесь, в разделе народного и художественно-прикладного искусства, "Гран при" получили кружевные изделия Санкт-Петербургской школы кружевниц, удивившие и восхитившие зрителей ( в особенности женщин) и жюри своей оригинальностью, высоким художественным и техническим исполнением, и петербургское Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица — за ряд интересных студенческих работ, представленных на выставке.

За разработку оригинальной технологии цветных полив (или глазури) Почетный диплом получил московско-петербургский художник-керамист П. К. Ваулин. Высшими наградами был отмечен экспонировавшийся в Кустарном отделе оригинальный многокрасочный камин-панно из поливной керамики на тему "Микула Селянинович и Вольга Всеславич", выполненный по рисункам М. А. Врубеля в мастерской П. К. Ваулина. "Гран при" удостоились сделанная в натуральную величину модель решетки (фрагмент) из ограды Зимнего дворца, выкованной по рисункам архитектора Р. Ф. Мельцера, и витражи, созданные петербургской фирмой по производству стекольных изделий "Франк и Ко". Почетный диплом за свои декоративно-художественные изделия, предназначенные для украшения и отделки интерьеров различного назначения, получила петербургская мастерская столярно-резных работ П. С. Абросимова.

Сенсацию произвели выставленные в ювелирном отделе украшения петербургской фирмы "Фаберже", удостоенные "Гран при", среди которых находились и миниатюрные копии царских регалий — три короны, скипетр и держава (ныне — в фондах Государственного Эрмитажа). Глава фирмы — один из ведущих представителей русской ювелирной школы — К. Г. Фаберже был награжден в Париже орденом Почетного Легиона.

Российская художественная экспозиция, демонстрировавшаяся — наравне с другими — в специально построенном к выставке Большом дворце, насчитывала около 250 произведений изобразительного искусства. Московская Городская дума не дала согласия на отправку в Париж картин из собрания Московской городской художественной галереи П. М. и С. М Третьяковых. Поэтому на выставке не были представлены многие

выдающиеся полотна художников-передвижников. Не смог направить на выставку картины из своего фонда и Русский музей императора Александра III. Эти обстоятельства, а также общий кризис передвижничества способствовали тому, что лидерами экспозиции (о чем свидетельствуют и полученные награды) стали произведения петербургского объединения художников "Мир искусства".

Тем не менее, в русском художественном отделе можно было увидеть незаурядные творения и других живописцев, не входивших в то время в это объединение, — в частности, известных выпускников Санкт-Петербургской АХ Г. Г. Мясоедова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля. Из круга "мирискуссников" Серова В. А. наградили "Гран при" за работу "Портрет великого князя Павла Александровича" и золотой медалью за "Портрет С. М. Боткиной" — представительницы известного петербургско-московского рода, давшего России многих незаурядных деятелей. Ф. А. Малявин отправил на выставку несколько картин — "Мужик", "Крестьянская девушка", "Смеющиеся бабы". Неожиданно для российских устроителей его огромное красочное полотно "Смеющиеся бабы" (другое, более известное, название — "Смех") произвело сенсацию, получило золотую медаль и в следующем, 1901 г. было приобретено Музеем современного искусства Венеции. Почетного диплома международное жюри удостоило А. П. Рябушкина — за декоративно-красочные жанровые картины "Русские женщины XVII столетия в церкви", "Московская улица XVII века в праздничный день", "Семья купца в XVII веке".

С серией концертов на выставке в июне-июле 1900 г. с триумфом выступил петербургский Оркестр русских народных инструментов во главе с его создателем и руководителем В. В. Андреевым. В концертах вместе с оркестром (балалайки, домры, гусли, свирели, бубен и др. народные инструменты) участвовали знаменитые певцы Ф. И. Шаляпин и Н. Н. Фигнер. По итогам гастролей французское правительство наградило В. В. Андреева орденом Почетного Легиона, наградами были отмечены и музыканты его оркестра, давшие 25 концертов. Большую золотую медаль получил изготовитель оркестровых инструментов С. И. Налимов. Наряду со слушателями, зрителями и жюри высокие оценки этим выступлениям и российской художественной экспозиции в целом были даны французской прессой.

В международное жюри выставки от России была приглашена и большая группа известных петербургских специалистов — химики Д. И. Менделеев и Д. П. Коновалов, профессор металлургии Михайловской артиллерийской академии Д. К. Чернов, профессор Горного института Н. С. Курнаков, профессор Электротехнического института М. А. Шате-лен, географ и статистик, почетный член Петербургской АН П. П. Семенов (Тян-Шанский), художник И. Е. Репин и др.

По сложившейся традиции, в рамках выставки прошли специализированные конгрессы-конференции. На международном Таможенном конг-

рессе позиции и предложения российской стороны представляла программа сотрудничества, разработанная под руководством директора Департамента таможенных сборов Министерства финансов Н. И. Белюсти-на. На Электротехническом конгрессе Россию представляли известные в свое время петербургские инженеры-электрики Константин Перский и Людвик Толлочко.

Нет необходимости подробно говорить о том, что эта грандиозная итоговая Всемирная выставка стала самой посещаемой за всю их предыдущую историю. В числе многих тысяч россиян на ней побывали, естественно, и петербургские ученые — бывший вольнослушатель Санкт-Петербургского университета К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и многие другие. Д. И. Менделеев по итогам командировки написал и опубликовал статью о новом, поразившем его химическом материале для производства искусственных волокон ("Вискоза на Парижской выставке"). С выставкой и ее художественными экспозициями знакомились живописцы М. В. Нестеров, Ф. А. Малявин, А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова, Е. С. Кругликова и др. Побывала на ней, путешествуя в это время по Европе, прима-балерина Мариинского театра М. Ф. Кшесинская.

Около полуночи 12 ноября (30 октября ст.ст.) 1900 г. Эйфелева башня озарилась красным светом, и пушечный выстрел возвестил жителей и гостей Парижа, собравшимхся на Марсовом поле и прилегающих набережных и мостах, о закрытии последней Всемирной выставки XIX в. В начинавшемся XX в. до Первой мировой войны Россия примет участие еще в нескольких Всемирных универсальных выставках. Однако все они — по своему международному уровню и значению, спектру универсальности и числу участников — во многом уступали предшествующим смотрам-праздникам XIX столетия, ставших зеркалом научно-технического прогресса и внесших уникальный вклад в интеграцию мировой культуры.

Как показывают рассмотренные нами материалы, Санкт-Петербург и его представители — наряду с другими российскими регионами — играли в этом процессе заметную и достойную роль, на протяжении полувека демонстрируя миру свои научно-технические достижения и лучшие образцы национальной культуры России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.