Научная статья на тему 'Санкт-Петербург на парижских Всемирных выставках 1867-1900 гг'

Санкт-Петербург на парижских Всемирных выставках 1867-1900 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
887
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербург на парижских Всемирных выставках 1867-1900 гг»

функцию успешно выполняла религия, сейчас в условиях не сформированного среднего класса, эту функцию берет на себя массовая культура, которая порождает ложные образы, а, в конечном счете, те же самые ми-фосюжеты;

— когнитивная функция. Эту функцию выполняет наука.

Таким образом, мы видим, что ряд функций, действительно не выполняются структурами современных видов мировоззрения, а потому, в современной социальной реальности, могут встречаться мифосюжеты, именно мифосюжеты, а не мифы, так как:

1) они действуют исключительно в сфере социального, в то время как миф распространяется на все сферы жизни человека.

2) они имеют характер локальных проявлений, в то время когда миф носит тотальный характер.

С. Соколов

Санкт-Петербург на парижских Всемирных выставках 1867-1900 гг.

Памяти моей мамы Веры Ильиничны Соколовой (Андреевой)

История Всемирных универсальных выставок началась в 1851 г., когда в Лондоне в "Хрустальном дворце" с успехом прошла "Великая выставка изделий промышленности всех наций", организованная под патронажем королевы Виктории и ее супруга принца Альберта. Менее чем за полгода ее работы свыше 6 млн. британских и иностранных посетителей познакомились с уникальными экспонатами 32 стран-участниц.

Первая Всемирная универсальная выставка в Париже была устроена в

При подготовке статьи автор использовал материалы из фондов центральных государственных архивов Российской Федерации: РГИА, РГАЛИ, ЦГИА СПб., ОР ГТГ; а также отчеты и статьи российских специалистов, командированных на выставки в Париж; выставочные каталоги; российскую общую и ведомственную периодику за соответствующие годы; выставочных лет ежегодные Отчеты Императорской Академии художеств; материалы экспозиций и каталоги производственно-технических, художественных и мемориальных музеев; научную, мемуарную и справочно-энциклопедическую литературу, в том числе издания:

Указатель действующих в Империи акционерных предприятий и торговых домов / Под ред. В. А. Дмитриева-Мамонова. В 2 т. СПб., 1905;

Спасский П. Х. Исторический обзор развития мануфактурной промышленности в России. СПб., 1914;

Столпянский П. Н. Жизнь и быт петербургской фабрики за 210 лет существования (1704-1914). Л., 1925;

Яцунский В. К. Роль Петербурга в промышленном развитии дореволюционной России // Вопросы истории, 1954, N 9. С. 95-103;

Очерки истории техники России (1861-1917 гг.). В 3 вып. М., 1973-1978;

Биографический словарь деятелей естествознания и техники. В 2 т. М., 1958-1959;

Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. В 2 т. СПб., 2004;

1855 г. по инициативе императора Наполеона III. С тех пор и вплоть до конца 1930-х гг. Париж стал основным и наиболее известным местом проведения этих грандиозных и популярных праздников-зрелищ, задуманных как международные конкурсы-демонстрации новейших достижений промышленности, науки, техники и культуры.

Являясь в начале своей истории по преимуществу парадами национальных тщеславий, Всемирные выставки, отражая потребности "индустриальной эпохи", вскоре стали местом широких и разносторонних познавательных, деловых и творческих контактов, ареной взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Почти на всех этих выставках были представлены и российские экспозиции, составной и непременной частью которых являлись петербургские экспонаты. Будучи центром промышленной, торговой, финансовой, культурной, административной и политической жизни страны, Санкт-Петербург, как правило, доминировал среди других российских участников.

Крымская война 1854-1856 гг. сделала невозможным участие России в первой парижской Всемирной выставке. Стоит отметить, что здесь впервые в рамках подобных выставок состоялся показ современного изобразительного искусства. Около 5 тыс. живописных картин различных жанров и достоинств экспонировались в специально построенном Дворце изящных искусств, среди них, например, — работы известных французских художников Жана Огюста Энгра и Эжена Делакруа.

Через 10 лет, когда в Париже шла подготовка к очередной Всемирной выставке, изменились и военно-политическая ситуация, и отношения Франции с Россией. Получив в начале 1865 г. от имени императора Наполеона III приглашение участвовать в готовящейся выставке, император Александр II принял его и дал соответствующие распоряжения правительственным учреждениям. (Приглашение иностранных государств на эту, предыдущие и последующие выставки осуществлялось дипломатическим путем).

В апреле 1865 г. была учреждена особая Комиссия для подготовки Русского отдела, на устройство которого российское правительство выделило 237 тыс. руб. Как и на предыдущих Всемирных выставках в Лондоне, основным устроителем Русского отдела в Париже являлся Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов России (директор — А. И. Бутовский). Организацией российского художественного отдела, отбором и комплектованием работ занималась специальная комиссия петербургской Императорской Академии художеств. Часть наиболее гро-

"Отчеты Императорской Академии художеств" за 1867-1900 гг. СПб., 1868-1901;

Булгаков Ф. И. Наши художники. В 2 т. СПб., 1890;

Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX в. М., 1974;

Иллюстрированное описание Парижской выставки 1867 года. СПб., 1869;

Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб., 1900; и др.

Автор благодарит Г. Н. Иванову за ценные советы и помощь в создании статьи.

моздких экспонатов, отобранных Комиссией и прибывших на сборные пункты при российских таможнях, были направлены в Париж морским путем еще в июле-августе 1866 г., а остальные грузы отправлялись по железной дороге с конца 1866 г. по март 1867 г.

В период начинавшегося кризиса Второй Французской империи, на фоне "воинственного шума оружия, наполнявшего тогда Европу" (Морис Палеолог), 1 апреля (20 марта ст.ст.) 1867 г. в Париже открылась "Всемирная выставка произведений земледелия, промышленности и художеств". На Марсовом поле между Сеной и Военной школой для нее возвели огромное, овальное в плане, Главное здание из стекла и железа размерами 490 х 380 м, высотой 25 м, внутри которого размещались семь концентрических экспозиционных галерей (инженеры-архитекторы — Ж.-Б. Крантц и А. Г. Эйфель). Вокруг на территории площадью 70 га расположились более 200 больших и малых павильонов и "бутиков". План и программу выставки разработал французский инженер и экономист Ф. Леплей. (Ее панораму изобразил в своей большой, 2 х 1 м, картине "Всемирная выставка 1867 г." художник Эдуард Мане). Участвовали в выставке свыше 30 стран и около 42 тысяч экспонентов, распределенных на 10 групп и 95 классов.

Наибольшей популярностью у посетителей пользовалась т. н. "Галерея машин", по периметру примыкавшая снаружи к Главному зданию. Отдельные экспозиции были посвящены быстро развивавшемуся фотоделу или светописи, как называли в то время в России фотографию. (В 1865 г. в С.-Петербурге стал издаваться специальный журнал "Фотографическое обозрение"; в 1867 г. — "Фотографический вестник"). По мнению большинства специалистов, особенно удачными в этом разделе были психологически тонкие и технически безукоризненные фотопортреты, выполненные английской фотохудожницей Дж. М. Кэмерон.

Среди новинок техники на выставке демонстрировались шариковые подшипники (изобретенные еще Леонардо да Винчи) и гидравлические подъемники. В период проводившейся в России военной реформы и перевооружения русской армии и флота ее специалисты с повышенным интересом знакомились с широко представленными здесь военно-техническими экспонатами зарубежных стран. Начиная с 1851 г., в этих разделах, в частности, традиционно выделялись изделия сталелитейных заводов А. Круппа. На выставке 1867 г. сенсацию вызвали огромные, в несколько тонн, стальные слитки и суперпушка Круппа, которая вместе с лафетом весила 90 т ("Гран при" выставки).

К выставке был приурочен и международный шахматный турнир, прошедший на ее территории. (В Санкт-Петербурге первый официально зарегистрированный шахматный клуб — "Общество любителей шахматной игры" — открылся весной 1853 г.).

Русский Отдел насчитывал 1382 экспонента. Его Генеральным комиссаром (руководителем) был назначен чиновник Министерства финансов,

действительный статский советник Р. Х. Таль. Но практически устройством и работой Отдела в ходе выставки руководил его официальный помощник, бывший слушатель Петербургского военно-инженерного училища и Академии художеств писатель Д. В. Григорович, традиционно близкий к французской культуре, мать которого была француженкой. Еще в 1858 г. он, например, знакомил А. Дюма с С.-Петербургом и Петергофом во время известного путешествия французского писателя по России. Для удобства ознакомления с русской экспозицией были изданы на французском языке общий каталог Русского отдела и специальный путеводитель по его художественной части.

По итогам работы жюри сотни российских, а в их числе — и петербургских экспонентов получили в Париже высокие оценки, медали и дипломы. (Всего 478 наград, среди них — 3 "Гран при", 21 золотая, 93 серебряных, 211 бронзовых медалей). Высшей наградой — "Гран при" — специальный экспертный совет международного жюри отметил работы академика Петербургской Академии наук физика и электротехника Б. С. Якоби. По разделу военно-технических изделий Сестрорецкий оружейный завод (после 1917 г. — Сестрорецкий инструментальный завод) был награжден несколькими медалями за выставленные образцы оружия; бронзовую медаль присудили орудиям и инструментальной стали петербургского Обу-ховского завода, основанного в 1865 г. горным инженером П. М. Обуховым. Наград различных степеней удостоились изделия Адмиралтейских Ижорских заводов; С.-Петербургского Монетного двора; изобретения в области гальванопластики электротехника из Кронштадта И. М. Федоровского. Две серебряные и две бронзовые медали получило за свою продукцию "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры", выступавшее под фирмой "Треугольник". В классе 35 ("Мужская и женская одежда") серебряной медалью жюри оценило образцы шляп петербургской фирмы К. Циммермана. В классе 44 ("Химические продукты") "Почетным отзывом" были отмечены продукты сухой перегонки дерева (смола, скипидар, деготь и др.) Лисинского учебного лесничества С.-Петербургской губернии Царскосельского уезда.

По разделу текстильной промышленности серебряную медаль за свои ткани получили "Невская бумагопрядильная мануфактура" и петербургский шелковый фабрикант А. И. Ниссен — за атласы, саржи и марселины. (Через три десятилетия, в конце XIX в., российские хлопчатобумажные набивные ткани будут успешно конкурировать, а затем и вытеснять из Европы и Азии знаменитые английские ткани).

Постоянным вниманием посетителей Русского отдела пользовались искусно выполненная из бронзы модель Петропавловской крепости, посланная на выставку петербургской Фабрикой художественной бронзы Феликса Шопена; жанровая скульптура малых форм и посуда С.-Петербургского "Фарфорового завода братьев Корниловых"; этнографическая коллекция малых сибирских народов, образцы природных богатств Сиби-

ри, а также фауны и флоры северных морей, предоставленные сибирским золотопромышленником и петербургским предпринимателем М. К. Сидоровым (серебряная медаль).

Русская экзотика в Париже была представлена крестьянской деревянной избой, сооруженной по инициативе и на средства петербургского предпринимателя, лесопромышленника В. Ф. Громова плотницкой артелью из Владимирской губернии. Построенную без единого гвоздя, избу снаружи украшала искусная резьба. Внутри и во дворе находились предметы народного быта и орудия труда, а также манекены в народных костюмах. Эту экспозицию жюри отметило серебряной медалью, а В. Ф. Громов, демонстрировавший также строевой лес и тес, был награжден французским правительством орденом Почетного Легиона. Здесь же, в парке выставки, где стояла изба, был установлен огромный бронзовый орел, отлитый в петербургской мастерской Ф. Шопена.

Золотую медаль жюри присудило петербургскому архитектору А. И. Резанову за его архитектурные проекты, рисунки и планы. (По проекту А. И. Резанова — в будущем ректора Академии художеств — в это время, например, в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной строился уникальный Владимирский дворец — резиденция Великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. С 1920 г. дворец отдан петроградскому Дому ученых). За новые оригинальные конструкции (модели) отопительных печей "Почетный отзыв" получил библиотековед и архитектор Императорской Публичной библиотеки В.И. Соболь-щиков.

Среди других петербургских экспонентов золотой медали удостоились серебряные изделия ювелирной фабрики И. П. Сазикова, награжденного в Париже орденом Почетного Легиона. Бронзовые медали получили петербургские фабриканты и купцы: П. С. Оплеухин — за производимые им консервированные овощи и фрукты, Т. Лихачев и А. Емельянов — за кожевенные товары; "Почетным отзывом" была отмечена продукция винных заводов А. Ф. Штритера. В классе 43 ("Земледельческие продукты"), в разделе табачных изделий жюри присудило серебряные медали петербургской Табачной фабрике А. Миллера и фирме "Лаферм", бронзовые — столичным фабрикам П. Петрова, Г. Крафта, фирме "С. Габай и А. Мичри". В классе 72 ("Кондитерские изделия") бронзовой медалью за ассортимент конфет наградили петербургскую фирму "Георгий Ландрин", "Почетным отзывом" — продукцию Торгового дома братьев Елисеевых. Интерес у публики вызвали впервые продемонстрированные за рубежом многочисленные наборы игральных карт, напечатанных Карточной фабрикой при Александровской мануфактуре близ Петербурга (после 1917 г. — Комбинат цветной печати).

Подбором произведений российского изобразительного искусства и организацией их отправки на выставку в Париж руководил 28-летний петербургский академик живописи В. Г. Шварц. Назначенный затем заведу-

ющим русским художественным отделом, он успешно справился с ответственным заданием. В экспозиции демонстрировались работы 40 российских живописцев. Впервые за рубежом здесь были широко представлены картины молодых художников реалистического направления — В. Г. Перова, В. В. Пукирева, А. И. Мещерского, петербуржцев Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, К. Д. Флавицкого, А. А. Попова, М. К. Клодта (пейзажи), А. А. Риццони, А. Д. Литовченко, Т. Г. Шевченко (гравюры), П. А. Сухо-дольского, Б. П. Виллевальде (батальные работы), исторического живописца Ф. А. Бронникова и многих других, получивших высокие оценки зрителей и жюри. Золотой медалью и денежной премией был отмечен художник-баталист петербургской школы А. Е. Коцебу за монументальное полотно "Полтавская битва". В ряду портретной живописи экспонировалась картина бывшего петербургского художника, с 1856 г. работавшего в Москве, С. К. Зарянко "Портрет графа Ф. П. Толстого".

В разделе скульптуры были выставлены творения молодых выпускников Петербургской Академии художеств М. А. Чижова и М. М. Антокольского.

Выставочные награды получили пользовавшиеся постоянным вниманием посетителей мозаичные работы Петергофской гранильной фабрики и Императорской Академии художеств (золотая медаль), изделия Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов. (В 1890 г. Стеклянный завод был объединен с Фарфоровым, после 1917 г. вновь существовал как отдельное предприятие под названием "Ленинградская зеркальная фабрика", с 1949 г. — "Ленинградский завод художественного стекла").

Из петербуржцев на эту выставку приезжали В. В. Стасов, Д. И. Менделеев, опубликовавший о ней отчет-монографию; инженер-металлург Д. К. Чернов, служивший в это время на Обуховском заводе; профессор петербургского Горного института императрицы Екатерины II Н. А. Ку-либин, командированный на выставку в качестве российского эксперта по горному делу и награжденный по ее завершении орденом Почетного Легиона; профессор политической экономии С.-Петербургского университета В. С. Порошин, также командированный в качестве эксперта международного жюри; ректор Академии художеств Ф. А. Бруни; профессор С.-Петербургского университета М. И. Сухомлинов; писатель П. Д. Бобо-рыкин, опубликовавший серию очерков о выставке в газете "Русский инвалид"; корреспондент петербургской официозной газеты "Северная почта" В. Собольщиков; философ-позитивист Е. В. де Роберти; недавний студент С.-Петербургского университета А. Ф. Отто (Онегин) — впоследствии известный библиофил и основатель Пушкинского музея в Париже. Командированный Морским министерством, на выставку ездил капитан-лейтенант Н. И. Казнаков — будущий контр-адмирал и старший флагман Балтийской эскадры. После возвращения в С.-Петербург его отчеты были опубликованы в "Морском сборнике" за 1867-1868 гг.

Председателем международной комиссии экспертов Морского отдела

всей выставки был избран вице-адмирал Российского флота, участник Крымской войны Г. И. Бутаков.

Посещали выставку жившие в это время в Париже И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, русский философ-позитивист Г. Н. Вырубов. Академик Б.С. Якоби выступил здесь с докладом о необходимости повсеместного введения единой десятичной системы мер (т.н. "метрической системы"). Известный химик, академик Петербургской Академии наук Н. Н. Зинин по результатам своей поездки на выставку подготовил актуальный для российской промышленности научный обзор о способах изготовления и значении синтетических красителей ("Об анилиновых красках").

С успехом прошли на выставке выступления оркестра петербургского кавалергардского полка, приезжавшего в Париж на состязания военных оркестров.

Для знакомства с современной художественной культурой и ее направлениями на выставку ездили Г. Г. Мясоедов; студент Академии художеств и С.-Петербургского университета, в будущем известный русский живописец В. Д. Поленов; студент юридического факультета С.-Петербургского университета, будущий известный скульптор-анималист Е. А. Лансере и другие художники. В сентябре 1867 г. побывал на выставке тесно связанный с Петербургом П. М. Третьяков. Вернувшись из Парижа, руководитель Русского отдела на выставке, секретарь СанктПетербургского Общества поощрения художников писатель Д. В. Григорович опубликовал интересную и актуальную не только для того времени статью "Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной Парижской выставке 1867 г.".

Как правило, местом встреч российских специалистов и туристов на выставке были ресторан и чайная петербургского купца Корещенко, располагавшиеся недалеко от Главного здания на Марсовом поле.

В мае 1867 г. по приглашению французского императора Наполеона III в Париж для осмотра выставки прибыл российский император Александр II в сопровождении старших сыновей и членов императорского Двора. 25 мая (6 июня) в Булонском лесу под Парижем произошло покушение на Александра II, в которого стрелял 20-летний участник польского восстания 1863 г. А. И. Березовский. По стечению обстоятельств император не пострадал. Это событие, потрясшее парижское общество, стало сюжетом картины французского художника Ж.-Б. Карпо "Покушение Березовского на Александра II", находящейся теперь в Музее д'Орсэ. Тогда же в Париже, в одном из элитных ресторанов, состоялась встреча-беседа Александра II с его родственником королем Пруссии Вильгельмом I и канцлером Отто фон Бисмарком, который в 1859-1862 гг. в качестве посланника Пруссии жил в С.-Петербурге на Английской наб., 50. Находясь в Париже, Александр II тайно встречался в Елисейском дворце с приехавшей сюда из Италии княжной Е. М. Долгорукой, ставшей впоследствии его морганатической супругой. Пользуясь благоприятным случаем, междуна-

родное жюри выставки "преподнесло" Александру II высшую награду — "Гран при" — за труд и содействие по улучшению пород лошадей на российских конных заводах. (В Париже с успехом были представлены орловские и стрелецкие рысаки государственных и частных коннозаводчиков, и в частности — петербуржца В. Т. Молоствова). Из Франции Александр II также привез в Петербург модное светское развлечение — велосипед.

Из высшего петербургского общества на этой выставке побывали будущий историк и государственный деятель круга Александра III граф С. Д. Шереметев, принц П. Г. Ольденбургский, приезжавший в Париж вместе со своей многочисленной семьей, министр внутренних дел П. А. Валуев. Всего же к закрытию выставки 3 октября 1867 г. ее посетили более 11 млн. человек.

Всемирную Парижскую выставку 1878 г., проходившую уже в республиканской Франции, современники называли экспозицией электричества и электротехники. Участвовали в ней более 52 тысяч экспонентов, изделия которых распределялись на 9 групп и 90 классов. Центром выставки вновь, как и в предыдущие годы, стало Марсово поле с выросшими здесь многочисленными сооружениями и павильонами, а главным зданием выставки являлся огромный Дворец промышленности (длина 706 м, ширина 340 м). Кроме этого, к ее открытию на противоположном берегу Сены был построен дворец "Трокадеро" (архитектор — Г. Ж. Давиу и др.), где проходили различные выставочные мероприятия. Так, в залах дворца во время работы выставки с успехом выступал знаменитый в то время цыганский хор Шишкина, прибывший из С.-Петербурга. В сентябре 1878 г. здесь с большим успехом прошли четыре концерта русской музыки. Симфоническим оркестром выставки были исполнены произведения М. И Глинки, П. И. Чайковского, Д. С. Бортнянского, А. Г. Рубинштейна, А. С. Даргомыжского и других композиторов. Организатором этих концертов и исполнителем отдельных произведений (в том числе — 1-го концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского) являлся профессор и директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн, вместе с братом Антоном стоявший у истоков и С.-Петербургской консерватории.

Первое по посещаемости место среди павильонов занимала Галерея машин, возведенная по проекту инженера А. де Диона. Здание главного входа на выставку (все подобные выставки были платными) проектировал инженер А. Г. Эйфель. Одной из сенсаций выставки, вызывавшей восторженную реакцию публики, стали электрические осветительные устройства П. Н. Яблочкова и Т. А. Эдисона, в вечернее время эффектно освещавшие павильоны и территорию выставки. Парижане называли их "русским светом". (Следует здесь вспомнить, что в С.-Петербурге еще в 1873 г. на Одесской улице, недалеко от Смольного монастыря, был установлен первый в мире уличный электрический фонарь изобретателя А. Н. Лодыгина. Здесь же находилась его мастерская). "Изюминкой" этой экспозиции явилась также большая модель предназначенной для США "Статуи Свободы"

скульптора Ф. О. Бартольди и ее гигантская, выполненная в натуральную величину, голова, размеры которой поразили воображение зрителей.

За несколько месяцев до открытия выставки, в марте 1878 г., Россия победой завершила Балканскую войну с Турцией. Этим, отчасти, объяснялось повышенное внимание зрителей и военных специалистов к российской экспозиции в Париже. Председателем Комиссии по участию России на этой выставке был назначен директор Департамента торговли и мануфактур А. И. Бутовский. Генеральным комиссаром Русского отдела стал барон А. М. Нолькен. В его организации принял участие и посол России во Франции граф Н. А. Орлов.

Многие, ранее уже упоминавшиеся, государственные и частные заводы России по традиции выставили свои экспонаты в общих отраслевых павильонах. Основная же часть ее экспозиции размещалась в национальном отделе, расположенном в Главном здании. Вход в Русский отдел был декорирован в стиле древнерусского деревянного зодчества (архитектор — выпускник Петербургской Академии художеств И. П. Ропет).

Большое число российских, а среди них и петербургских экспонатов и их представителей получили в ходе и по итогам выставки высокие оценки зрителей, прессы, жюри. Так, золотой медалью за выпускаемую продукцию были отмечены "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры", "Товарищество Тентелевского химического завода" в С.-Петербурге и сапожная фирма Г. Ф. Ситнова. Серебряной медали по разделу парфюмерии за свои одеколоны, душистые воды, косметику удостоилась "Санкт-Петербургская химическая лаборатория" (позже — парфюмерная фабрика "Северное сияние"). Такую же награду получили изделия Табачной фабрики "Саатчи и Мангуби". В классе спиртных напитков "Почетным отзывом" был награжден петербургский Водочный и ликерный завод "Ф. Натус и Ко". В других разделах принимали участие Музей Горного института, Русское Музыкальное общество, С.-Петербургское почтово-телеграфное управление и другие учреждения. В группе "Образование и книгопечатание" серебряную медаль международное жюри присудило продукции петербургской книгоиздательской фирмы А. Ф. Маркса. Золотой медалью жюри наградило показанное здесь сборно-разборное деревянное здание театра на 1500 мест, предназначенное для временного использования на ярмарках и тому подобных мероприятиях. Автором-проектировщиком его являлся академик архитектуры, выпускник Императорской Академии художеств В. А. Гартман. По отзывам прессы, удачно и интересно — в ряду экспонатов других стран — выглядела российская этнографическо-антропологическая экспозиция, составленная петербургскими специалистами.

По разделу фотографии и фотоискусства золотую медаль за "Художественный альбом фотографий с натуры" получил выпускник Академии художеств нижегородский фотограф А. О. Карелин. (В том же 1878 г. в С.-Петербурге при Русском техническом обществе был создан Отдел светописи).

В отделе художеств заметным успехом пользовалась российская экспозиция изобразительного искусства. Руководителем русского отдела искусств Академия художеств избрала профессора В.И Якоби. Организацией отдела занимался также хранитель картинной галереи Академии художеств, будущий хранитель Эрмитажа и редактор журнала "Вес тник изящных искусств" А. И. Сомов. Отбор картин и скульптур на выставку производился как из фондов Петербургской Академии художеств, так и из частных московских художественных галерей П. М. Третьякова и К. Т. Солдатенкова. В итоге русский отдел насчитывал 145 живописных полотен, 38 акварелей и рисунков, 45 скульптурных работ, среди которых были произведения и академического направления, и социального реализма передвижников.

Русскую школу реализма представляли, в частности, работы петербургских художников-жанристов И. Н. Крамского (золотая медаль за картины "Христос в пустыне", "Портрет писателя Л. Н. Толстого" и др.), Г. Г. Мясо-едова ("Земство обедает", "Чтение манифеста"), А. И. Морозова ("Сельская бесплатная школа"), Н. Д. Дмитриева-Оренбургского ("Жницы"),

A. И. Корзухина ("Возвращение из города", "Крестьянские девочки в лесу"), В. М. Максимова, К. А. Савицкого, П. О. Ковалевского (золотая медаль за картину "Раскопки в окрестностях Рима"), И. Е. Репина ("Бурлаки на Волге"); знаменитый в будущем "Портрет Ф. М. Достоевского" московского художника В. Г. Перова и другие картины.

Академическое искусство демонстрировали петербургские художники исторической живописи Г. И. Семирадский ("Светочи Нерона", "Женщина или ваза?" — "Гран при" и орден Почетного Легиона), В. И. Якоби ("Свадьба в Ледяном доме"), К. Е. Маковский ("Перенесение священного ковра"), П. П. Чистяков ("Старый боярин"), П. В. Жуковский, М. П. Боткин и др.

В разделе пейзажной живописи экспонировались картины А. И. Куин-джи ("Украинская ночь", "Степь", "Чумаки"), И. И. Шишкина ("Лесная чаща"), М. К. Клодта ("Полдень", "Вечер"), Е. Е. Волкова ("В лесу по весне"), П. А. Брюллова ("Весна"), Н. Е. Маковского ("Улица в Каире"), А.

B. Гине ("Вид на острове Валааме"), Ф. А. Васильева ("Мокрый луг"), А. К. Беггрова ("Зимний вид в Санкт-Петербурге"), акварели М. Я. Виллие.

Петербургскую графику в виде портретных гравюр, выполненных в технике офорта, демонстрировали В. А. Бобров и Н. С. Мосолов.

В разделе пластики зрительское внимание привлекали изящно выполненные бронзовые скульптурные группы Е. А. Лансере — "Казак после битвы", "Орлиная охота" и др. Живший в то время в Париже М. М. Антокольский показал на выставке несколько своих скульптур и по ее завершении был удостоен "Гран при" и награжден орденом кавалера Почетного Легиона. (С момента учреждения Наполеоном Бонапартом, 11 июля 1804 г., орден Почетного Легиона насчитывает в порядке возрастающей

значимости три степени: 1) степень кавалера ордена Почетного Легиона, которую и получили русские художники; 2) степень офицера; 3) степень командора — высшее отличие ордена Почетного Легиона. Как правило, иностранцам Орден вручается 14 июля, в день взятия Бастилии). Золотую медаль за серию скульптурных работ из крестьянского быта, выполненных в мраморе и бронзе, получил М. А. Чижов — преподаватель скульптуры в Начальной школе рисования, черчения и лепки при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Всего 16 наград различных степеней получили в Париже русские художники, а весь Российский отдел — 780 наград.

На этой выставке, которая традиционно работала в течение полугода, побывали тысячи россиян, чему способствовало и начавшееся в 1870-е гг. взаимное политико-государственное сближение России и Франции. (У истоков его, наряду с политиками, стоял, в частности, известный российский писатель и публицист М. Н. Катков). Среди других ее посетили петербургский физик и электротехник, профессор физики в Лесном институте Д. А. Лачинов, направленный в Париж Императорским Русским техническим обществом; сенатор, организатор Императорского Русского исторического общества А. А. Половцов; профессор С.-Петербургского университета академик П. Л. Чебышев; проживавший тогда в Париже художник-пейзажист, выпускник и пенсионер Петербургской Академии художеств А. П. Боголюбов; пенсионеры Академии художеств А. А. Пар-ланд, Л. Я. Урлауб, И. П. Ропет; молодой историк, будущий профессор С.-Петербургского университета Н. И. Кареев; начинающий правовед и историк М. М. Ковалевский; В. В. Стасов и другие петербуржцы. По возвращении в Петербург командированные Русским техническим обществом специалисты выступили на заседаниях Общества с докладами и сообщениями об увиденном на выставке (см.: "Записки Императорского Русского технического общества", 1879. Вып. 2. С. 93 — 120).

Побывав на выставке, российские художественные критики различных направлений опубликовали о ней большое число статей, посвященных и русскому изобразительному разделу, и экспозициям других стран. Так, свои заметки о художественном отделе всей выставки напечатал в февральских номерах газеты "Голос" за 1879 г. петербургский критик А. М. Ма-тушинский.

В период работы выставки здесь, наряду с другими, состоялся первый в истории международный Литературный контресс, устротнный парижским Обществом писателей. Его почетным президентом был избран Виктор Гюго, вице-президентами — И. С. Тургенев и П. Д. Боборыкин. Статью о Конгрессе, принятых им документах и положении авторов, напечатал в петербургском журнале "Слово" П. Д. Боборыкин (1878, N 9-10). Работе этого Конгресса посвятил несколько очерков петербургский журналист и писатель, в 1880-е гг. издатель либеральной газеты "Страна" Л. А. Полонский. На международном Электротехническом конгрессе Рос-

сию представляли известные в Европе изобретатели-электротехники А. Г. Столетов и П. Н. Яблочков. Делегаты прошедшего во время выставки международного Почтового конгресса создали существующий и поныне Всемирный почтовый союз. В сентябре 1878 г. в рамках выставочных мероприятий на ипподроме Мезон-Лафит близ Парижа состоялся конкурс лошадей, и были устроены рысистые бега, в которых участвовали и рысаки российских конных заводов. Закрылась выставка 10 ноября 1878 г., собрав свыше 12,5 млн. посетителей.

Пропустив в последующие годы несколько сравнительно небольших и маловажных для нее всемирных выставок 1880-х гг., фрагментарно присутствуя в Амстердаме (1883 г.) и в Антверпене (1885 г.), Россия приняла участие в Парижской выставке 1889 г. — одной из самых ярких и масштабных экспозиций XIX в. Приуроченная правительством Третьей республики к 100-летию Великой Французской революции, она открылась 26 апреля, явившись триумфом машинной техники и инженерного искусства. В ее работе участвовали около 40 стран Европы, Америки, Азии и Северной Африки, в их числе — Япония, Индия, Китай, Египет. Впервые столь широко здесь были представлены экзотические для европейцев этнографические экспозиции и культура восточных народов. Около 60 тысяч экспонентов, распределенных на 9 групп и 83 класса, разместили свои изделия в многочисленных павильонах на Марсовом поле и близлежащих площадях и набережных Сены. Открыл выставку президент Франции М. Ф. Карно, и в первый же день ее посетили около 500 тыс. человек.

Символом и инженерно-архитектурной доминантой выставки стала возвышавшаяся на Марсовом поле металлическая, оригинальной конструкции трехъярусная башня высотой 305 м. Спроектировал ее, победив в трудном конкурсе, а затем и осуществил строительство известный французский инженер А. Г. Эйфель. Его именем и назвали эту башню, которая вначале необычным видом и резким контрастом со сложившимся архитектурным анз амблем Парижа шокировала мнозих французов и иностранцев. Привычка и симпатии пришли уже после выставки, а художник Поль Гоген назвал ее даже "кружевной готикой". (С открытием выставки в газетах появился новый словесный оборот: "гвоздь экспозиции", "гвоздь программы", посвященный Эйфелевой башне. С того времени это выражение стало общеупотребительным. Впоследствии соотечественники своеобразно почтили личность и творчество Эйфеля, украсив его портретом одну из наиболее "ходовых" национальных банкнот — 200-франковую купюру). Рядом с Эйфелевой башней была устроена независимая совместная выставка карзин одного из основоположников импрессионизма Клода Моне и скульптурных работ Огюста Родена, быстро ставшая популярной и получившая хорошие отзывы.

Одним из наиболее посещаемых павильонов был т.н. "Дворец машин" — огромное и в то же время изящное здание длиной 420 м, шириной 115 м и высотой 45 м (архитектор Ш. Л. Ф. Дютер, инженер М. Ж. Конта-

мен). Здесь, в частности, впервые демонстрировались, вызвав повышенное внимание зрителей, первые, еще далеко несовершенные, автомобили компании "К. Бенц" и компании "Г. Даймлер" с двигателем внутреннего сгорания. С интересом рассматривали посетители карту-маршрут и макеты вагонов суперкомфортабельного поезда "Восточный экспресс", совершавшего рейсы Париж-Стамбул и сочетавшего в себе роскошь и скорость. ("Дворец машин" находился на Марсовом поле до 1911 г., а затем был разобран из-за начавшейся коррозии).

Из популярных новинок в экспозициях разных стран впервые были продемонстрированы искусственный шелк, сахарин, целлулоид, фонограф Т. А. Эдисона и многое другое.

К началу выставки в Париже были подготовлены усовершенствованные эталоны Метрической системы мер и весов — метра и килограмма, сделанные из сплава платины и иридия.

Приуроченность выставки к юбилею революции, потрясшей в свое время европейские монархии, недавние внутрироссийские события обусловили — по инициативе, исходившей от императора Александра III, — отказ российского правительства официально участвовать в ее работе. Поэтому экспозиция России была составлена усилиями и на средства заинтересованных предприятий, учреждений и частных лиц, весной 1888 г. создавших в С.-Петербурге "Комитет представителей русских экспонентов".

Генеральными комиссарами Русского отдела на этой выставке были избранный вначале известный петербургский предприниматель и финансист К. А. Варгунин, а затем И. С. Познанский. Общая экспозиция Отдела, в которой участвовали более 800 экспонентов, по отзывам некоторых российских современников, выглядела довольно слабо. Однако было много и вполне достойных экспонатов, в том числе — из С.-Петербурга. Так, выставленная здесь коллекция русских почв основоположника российского почвоведения профессора Петербургского университета В. В. Докучаева пользовалась большим успехом и получила высокие награды. Представленные здесь же его научные опубликованные труды (в том числе — широко известная книга "Русский чернозем") были отмечены золотой медалью. Серебряной медали удостоились посуда и скульптурные композиции С.-Петербургского "Фарфорового завода братьев Корниловых". Высшую награду — "Гран при" — жюри выставки присудило продукции петербургского "Северного стекольно-промышленного общества" (литые зеркальные, оконные, матовые и цветные стекла, зеркала и т.п.). Золотую медаль получили "С.-Петербургская химическая лаборатория" — за показанную в Париже парфюмерную продукцию и "Товарищество Невской писчебумажной фабрики" Варгуниных — за широкий ассортимент высокосортной бумаги. Серебряной медалью была награждена петербургская Табачная фабрика "Саатчи и Мангуби".

По разделу мебели золотой медалью жюри оценило выполненный из

клена дамский туалетный столик петербургской мебельной фабрики Н. Ф. Свирского — с инкрустацией из кости, металла и различных пород дерева (ныне в фондах Государственного Эрмитажа).

Интерес посетителей Русского отдела вызвали художественно-бытовые изделия из бронзы, демонстрировавшиеся петербургской фирмой Ф. Шопена и петербургской мастерской бронзового литья и малахитовых работ К. Ф. Верфеля, показавшей также свои малахитовые столы, кресла, камины, вазы. Золотую медаль получили произведения ювелирной фабрики "Братья Грачевы".

Экспозиция российского отдела изобразительных искусств, по мнению посетивших выставку специалистов, также была на этот раз далеко не самой удачной. Среди произведений, пользовавшихся вниманием, многие отмечали красочные, искусно написанные на исторические и мифологические сюжеты картины К. Е. Маковского, получившего здесь золотую медаль, — "Иван Грозный", "Суд Париса", "Демон и Тамара". Серебряной медали удостоились работы петербургского художника-пейзажиста И. И. Ендогурова. Бронзовой медалью по разделу пластики жюри наградило творения молодого петербургского скульптора-жанриста И. Я. Гин-цбурга — "Мальчик, собирающийся купаться" и "Маленький эквилибрист". Достижения русского медальерного и камнерезного искусства демонстрировали выставленные здесь камеи на ониксах и топазе художника и медальера петербургского Монетного двора А. А. Грилихеса.

Славу России принесли концерты русской музыки во дворце "Трокаде-ро" под управлением композитора и дирижера, профессора Петербургской консерватории Н. А. Римского-Корсакова и молодого композитора

A. К. Глазунова. С серией концертов на выставке с успехом выступил созданный в 1887 г. в С.-Петербурге В. В. Андреевым "Кружок любителей игры на балалайках".

По итогам выставки и оценкам жюри российские участники получили 662 различных награды — в их числе более 20 "Гран при" и "Почетных дипломов", 128 золотых, 185 серебряных, 200 бронзовых медалей.

Многие тысячи россиян — технические специалисты, ученые, промышленники, коммерсанты, туристы, журналисты, деятели искусств — побывали на этой выставке. Среди них петербуржцы: В. В. Стасов; журналист и издатель А. С. Суворин; молодой выпускник Петербургского университета, будущий всемирно известный ученый В. И. Вернадский; ученый-металлург, профессор Михайловской артиллерийской академии Д. К. Чернов; математик С. В. Ковалевская; художники И. Е. Репин,

B. И. Суриков, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, А. Я. Головин, В. А. Серов; биолог И. И. Мечников, работавший тогда в парижском Институте Л. Пастера; литератор и начинающий драматург И. И. Колыш-ко; студент Московского университета, а в будущем — известный столичный и российский политический деятель, депутат Государственной думы и один из лидеров партии конституционных демократов В. А. Маклаков;

выпускник С.-Петербургской Михайловской артиллерийской академии, а в то время генерал-губернатор Ставропольской губернии Н. Е. Никифо-раки и др. Из представителей российского царствующего Дома выставку посетили молодые великие князья братья Александр и Михаил Михайловичи — внуки императора Николая I.

На выставке, освещая ее жизнь, работали представители многих петербургских газет, в том числе — "Journal de St.-Petersbourg", "Неделя" и др. Наряду с многочисленными газетными и журнальными публикациями, интересные статьи о ней опубликовали художественный критик В. В. Стасов и религиозный философ Н. Ф. Федоров. Очерк о славянском искусстве и промышленности на Всемирной выставке напечатал петербургский журнал "Славянские известия" (1889, N 29). Сатирическую повесть о поездке русских купцов на выставку (выдержавшую впоследствии 26 изданий) опубликовал известный писатель, редактор петербургского журнала "Осколки" Н. А. Лейкин ("Наши за границей. Юмористическое описание поездки супругов Николая Ивановича и Глафиры Семеновны Ивановых в Париж и обратно". СПб., 1890).

Как и прежде, к выставке был приурочен ряд международных профессиональных конгрессов. Пользуясь благоприятной обстановкой, лидеры социалистических партий Европы объявили о созыве здесь первого Международного социалистического рабочего конгресса, который и состоялся в Париже 14-21 июля 1889 г. В итоге этого съезда был создан т.н. "Второй Интернационал" (международное объединение социалистических рабочих партий) и установлен — в память знаменитой Чикагской забастовки 1886 г. — всемирный праздник трудящихся 1-е Мая. Российских социалистов на конгрессе представляли Г. В. Плеханов, П. Л. Лавров и П. Б. Аксе-льрод.

В работе устроенного в рамках парижской экспозиции 4-го международного Географического конгресса приняли участие и представители Императорского Русского географического общества.

Через два года, в 1891 г., российские зрители могли увидеть уже в Москве наиболее интересные французские экспонаты Всемирной выставки 1889 г. Это мероприятие проходило на фоне межгосударственного сближения обеих стран и подписания в том же, 1891 г., российско-французского военно-политического соглашения.

Парижская Всемирная выставка 1900 г. подводила итоги завершавшегося нез аурядного столетия. Орг анизованная Министерством торг овли Французской республики, она открылась 15 апреля и превзошла по затратам и великолепию все предыдущие выставки. Ее территории размещались по обоим берегам Сены, охватывая Марсово поле, парковое пространство у дворца "Трокадеро", Эспланаду Инвалидов и близлежащие набережные, соединенные — помимо прежних — новым, только что построенным, мостом императора Александра III. Представленные здесь достижения науки и техники должны были во многом определить пути раз-

вития человечества в наступающем ХХ в. Все экспонаты были разделены на 18 больших тематических групп, подразделявшихся, в свою очередь, на 121 класс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 35-и национальных павильонах, многие из которых были построены в модном стиле "модерн", а также общеотраслевых галереях-дворцах, 80 тысяч экспонентов из 50 стран демонстрировали поразительные успехи электротехники, свойства недавно открытых рентгеновских лучей, различные варианты применения алюминия, технические достижения кинематографа и звукозаписывающей техники, первые успехи управляемого воздухоплавания и дирижаблестроения, новые виды силовых установок — карбюраторные двигатели (Готлиба Даймлера и др.) и двигатели Рудольфа Дизеля, многочисленные образцы первых автомобилей (французские машины "Рено" и "Пежо", германские — "Бенц", "Штевер", "Опель" и "Хорьх", английские — "Ланчестер", итальянские — "Фиат") и многое другое. Открывшийся в июле 1900 г. парижский метрополитен также стал одним из своеобразных и любопытных экспонатов для французских и иностранных гостей Всемирной выставки. (К этому году в Париже проживало более 2 млн. 700 тыс. человек).

Все эти успехи и достижения вызывали тогда почти всеобщую эйфорию и уверенность, что научно-технический прогресс уже в обозримом будущем принесет изобилие и процветание развитым странам, решит основные проблемы человечества и поднимет его на новую, более гуманную, ступень цивилизации. Необходимо, впрочем, отметить, что параллельно с этими настроениями в европейской духовной культуре в это же время все более заметным становится критическое отношение к сложившейся системе ценностей и тенденциям общественного развития.

Для привлечения публики и прибыльности парижской выставки на ее территории были устроены многочисленные места увеселений и развлечений, в их числе — огромное колесо обозрения диаметром 93 м, большой телескоп, гигантский глобус и многое другое.

К концу XIX в. Франция стала одним из основных торговых, культурных и военно-политических партнеров России, принявшей самое активное и заметное участие в этой грандиозной выставке. (На устройство Русского отдела в Париже российское правительство затратило свыше 2 млн. 200 тыс. рублей, частные инвестиции составили около 3 млн. рублей). Впервые на Всемирных выставках Россия имела свои отдельные национальные павильоны. Главный из них, посвященный ее сибирским, кавказским и азиатским регионам, их истории, культуре и экономике, проектировал петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Построенный из кирпича в шатрово-башенном стиле московского Кремля и бывшего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенское, этот павильон находился на склоне холма в парке Трокадеро, занимая площадь в 4 тысячи квадратных метров. (В его экспозиции, помимо множества других, использовались, в частности, экспонаты Кавказского Музея (г. Тифлис), директором кото-

рого в тот период был тайный советник Г. И. Радде). Рядом располагался еще один небольшой, т.н. "Кустарный павильон", в котором экспонировалось декоративно-прикладное искусство, в том числе — произведения традиционных и современных народных художественных промыслов. Сделан он был архитектором И. Е. Бондаренко по проекту К. А. Коровина, оформлявшего также большую часть российской экспозиции. (В Париже К. А. Коровин, выполнивший 32 панно для Главного русского павильона, получил две золотые, девять серебряных медалей и был награжден орденом Почетного Легиона). Вме сте с К. А. Коровиным павильоны оформлял тогда еще московский, а в последующем — и петербургский художник А. Я. Головин, отмеченный за эту работу золотой медалью, а за свои майолики — серебряной. Работами по декорированию экспозиций Русского отдела были также заняты художники В. М. Пащенко и К. В. Изенберг. Живописное оформление Кустарного павильона выполнила Н. Я. Давыдова.

Кроме этого, на выставке был сооружен русский Военный павильон петербургского архитектора А. И. фон Гогена, где разместили свою продукцию частные и государственные военные заводы России. Большой интерес у публики вызывали демонстрировавшиеся здесь образцы и действующие миниатюрные модели "трехлинейной" винтовки С. И. Мосина — инженера-оружейника, конструктора стрелкового оружия, с 1894 г. начальника Сестрорецкого оружейного завода (медаль выставки).

В русском Павильоне вина "Russia Regil Alccol" (архитектор В. П. Цей-длер), построенном на Марсовом поле недалеко от Эйфелевой башни, была представлена спирто-водочная продукция государственных винокуренных заводов России. Здесь же была устроена винная лавка с продажей в ней — распивочно и на вынос — русской государственной (т.н. "монопольной") высокоочищенной водки. (В 1894 г. в России по инициативе С. Ю. Витте был принят закон о винной монополии, по которому продажа спирта и водочных изделий стала исключительным правом государства). Часть маломерной посуды для разлива водки (или т.н. "хлебного вина") изготовил для выставки московский "Хрустальный завод А. Ф. Дютфуа".

Продукцию частных виноделов России на выставке в общем Павильоне вина представляли коллекции виноградных вин и коньяков князя Л. С. Голицына ("Гран при"), Г. Г. Елисеева (орден кавалера Почетного Легиона), графа С. В. Орлова-Давыдова (золотая медаль), графа И. И. Воронцова-Дашкова (золотая медаль), Н. Л. Шустова ("Гран при"); Тифлисского коньячного завода Д. З. Сараджишвили (золотая медаль); ассортимент напитков, производимых на "Спиртоочистительных, водочных и ликерных заводах В. А. Штритера" в Санкт-Петербурге ("Гран при"). За оригинальные сорта водок золотую медаль получил известный московско-петербургский драматург А. В. Сухово-Кобылин, имевший спирто-водо-чный завод в с. Кобылинка Тульской губ. Среди московских производителей широким ассортиментом, высоким качеством и оригинальной фор-

мой бутылок выделялись многочисленные сорта знаменитых водок и настоек Торгового дома "И. А. Смирнова и сыновья". Пивомедоваренную продукцию России (пиво, портер, квас и др.) демонстрировали 4 предприятия, и среди них — известный петербургский завод "Новая Бавария" (директор правления — Г. Г. Елисеев), за отличное качество напитков награжденный здесь золотой медалью (после 1917 г. — Ленинградский государственный завод шампанских вин, с 1992 г. — ЗАО "Игристые вина").

Всего от России участвовало около 2400 экспонентов, поместивших свои произведения — помимо указанных павильонов — в 15-ти общих отраслевых отделах. Несколько российских предприятий и торговых фирм имели на выставке небольшие отдельные павильоны-палатки (т.н. "бутики"). Так, рядом с русским павильоном-"Кремлем" находилось отдельное, пристроенное к нему здание, в котором демонстрировалась продукция нефтепромышленного "Товарищества Бр. Нобель", на Марсовом поле — павильон Российско-Американской резиновой мануфактуры, построенный по проекту Р. Ф. Мельцера. В особом деревянном павильоне на Эспланаде Инвалидов (архитектор Ф. О. Шехтель) чаеторговая фирма К. и С. Поповых устроила Русскую чайную с калачами, баранками, сайками, пряниками и кренделями, работавшую в течение всей выставки. Русская национальная кухня на выставке была представлена в "сибирском" ресторане Главного павильона, в "Боярском ресторане" Варгунина, готовившего блюда под личным руководством известного петербургского ресторатора А. С. Контана, и ресторане-закусочной Наумова. Там можно было отведать такие блюда и напитки, как кулебяка, расстегаи, блины, икра, уха, щи, квас, водка, наливки и многое другое.

Помимо общего экспозиционного каталога посетители Русского отдела могли здесь познакомиться и приобрести специально подготовленную для выставки литературу о России — "Великая Сибирская железная дорога", "Кустарные промыслы", "О лесах России", "Россия в конце XIX века", — переведенную на французский и другие европейские языки.

Генеральным комиссаром (т.е. руководителем) Русского отдела по инициативе министра финансов С. Ю. Витте 24 октября 1897 г. был назначен крупный предприниматель, этнограф и меценат князь В. Н. Тени-шев. Его супруга — известная меценатка и собирательница коллекций русской старины М. К. Тенишева — отправила на выставку в Париж специально изготовленный к этому событию в художественных мастерских села Талашкино оркестровый набор балалаек, состоявший из 14 инструментов. Расписанные художниками М. А. Врубелем, С. В. Малютиным, К. А. Коровиным, А. Я. Головиным, эти балалайки стали сенсацией и одним из центров притяжения русской экспозиции.

Повышенным вниманием среди экспонатов пользовались декоративный павильон из ажурного чугунного литья, выполненный мастерами-литейщиками уральского Каслинского завода, и стоявшая у входа в павильон аллегорическая скульптура "Россия", а также огромные тульские само-

вары, которые французы называли "русской чайной машиной". Однако вне конкуренции была здесь, вызывая всеобщий восторг и восхищение, мозаичная карта Франции, искусно сделанная мастерами Екатеринбургской шлифовальной фабрики из золота, платины, драгоценных и цветных камней. После выставки эта карта была подарена французскому народу.

Художественную часть Отдела возглавлял вице-президент Академии художеств граф И. И. Толстой (в будущем — министр народного просвещения, а затем — петербургский Городской голова).

Множество интереснейших экспонатов привезли в Париж российские участники, покорив своими произведениями взыскательное международное жюри и пресыщенных от обилия впечатлений посетителей выставки. Общему высокому уровню соответствовали и петербургские экспоненты. Расскажем только о некоторых из них. Так, вместе с образцами продукции петербургских военных заводов, традиционно отмеченных наградами на этой и предыдущих выставках, внимание посетителей и специалистов привлекли экспозиции Русского Морского отдела, основными устроителями которого являлись Кронштадтский и С.-Петербургский порты, Главное Гидрографическое управление, Адмиралтейские Ижорские заводы, Балтийский судостроительный и механический завод и др. Особый интерес вызывали у специалистов и рядовых зрителей экспонаты, рассказывающие о строившейся Транссибирской магистрали — самой длинной в мире железной дороге, соединявшей Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Устроители привезли в Париж подробные карты местности, оригинальную движущуюся панораму будущей дороги, модели мостов и других сооружений. Для более реального ощущения далекой экзотической Сибири там же выставили огромный, полутораметровый в диаметре, срез гигантской таежной лиственницы. (В настоящее время находится в Центральном музее железнодорожного транспорта в С.-Петербурге).

"Золотым гвоздем" этого раздела стала огромная, длиной 942 м и шириной 0,5 м, картина-панорама "Великий Сибирский путь", выполненная петербургским врачом и художником П. Я. Пясецким. Акварельные рисунки всей панорамы Сибирской дороги были наклеены на холст и как кино, с помощью аппарата праксиноскоп, крутились на двух барабанах, создавая у зрителей иллюзию заоконных пейзажей. Жюри присудило этой работе золотую медаль, а сам автор награжден орденом Почетного Легиона. (Большая часть панорамы находится теперь в фондах Государственного Эрмитажа). По итогам выставки организаторы этого стенда-экспозиции — Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения России — были отмечены дипломом "Гран при". Разработавший проект знаменитого железнодорожного моста через реку Енисей близ г. Красноярска петербургский инженер-мостостроитель, профессор С.-Петербургского института инженеров путей сообщения и Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков также получил за свою работу "Гран при", а строитель моста инженер Е. К. Кнорре — золотую медаль.

В разделе воздухоплавания научные и практические результаты российских исследований представляли направленные в Париж председатель Воздухоплавательного отдела Императорского Русского технического общества, основатель российской аэрологии военный инженер М. М. Поморцев и начальник петербургского военного и научного Учебного воздухоплавательного парка полковник А. М. Кованько ("Гран при").

Продемонстрированные на выставке в разделе почтово-телеграфной связи чертежи и образцы т.н. "беспроволочного телеграфа" (радио) доставили его изобретателю А. С. Попову и Большую золотую медаль международного жюри. Золотую медаль специалисты этого раздела присудили макетам российских почтовых повозок (ныне в петербургском Центральном музее связи им. А. С. Попова).

Диплома "Гран при" удостоились "Товарищество Тентелевского химического завода" в С.-Петербурге и "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры" (бывший "Треугольник"). Решив удивить парижских зрителей мощностью этой мануфактуры, российские устроители соорудили на выставке огромную пирамиду из 35 тыс. пар блестящих калош — суточной выработки предприятия.

В группе "Двигатели, машины и механические приспособления" золотой и серебряной медалями жюри наградило "Компанию С.-Петербургского Металлического завода". В группе "Электричество" две высшие награды ("Гран при") получило Акционерное общество русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске" (после 1917 г. — Завод им. Н. Г. Козицкого). Золотой медалью были отмечены образцы продукции, выпускавшейся петербургским акционерным Обществом русских аккумуляторных заводов "Тюдор".

"Гран при" получила продукция "Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества", правление которого размещалось в С.-Петербурге на Благовещенской площади. В других разделах не были обойдены вниманием и наградами кожевенные товары известных в то время столичных предприятий А. Д. Ветошникова и М. И. Санова (золотая медаль), обувь петербургских производителей (фирмы Г. Ф. Ситнова, П. И. Висневского, И. И. Крюкова, Г. К. Вейса и др.), продукция Канатной фабрики "Гот И." и многое другое.

В группах "Земледелие", "Садоводство и огородничество", наряду с другими участниками, успешно выступили и получили высокие награды петербургские Императорский Ботанический сад и Императорское Общество садоводства, почвовед В. В. Докучаев и др. "За культуру яблок и пчеловодства" жюри присудило "Почетный отзыв" известному ученому, председателю Русского общества пчеловодства, профессору С.-Петербургского университета С. П. Глазенапу. В классе рыбоводства золотую медаль за технологию искусственного оплодотворения икры севрюги и осетра получил известный петербургский ихтиолог Н. А. Бородин. (Здесь, кстати, отметим, что размещавшуюся в этих разделах витрину известного кубанско-

го сельхозимения "Хуторок" украсил живописным панно с видом Кавказского хребта и горы Эльбрус петербургский художник Н. С. Самокиш).

В кондитерской секции Русского отдела выделялись широким ассортиментом и оригинальными жестяными упаковками изделия петербургской шоколадной и конфетной фабрики Товарищества "Жорж Борман" ("Гран при").

Вполне конкурентоспособными по качеству и упаковке показали себя уже известные в Европе изделия петербургских табачных фабрик — папиросы, сигары, трубочный и нюхательный табаки. Так, золотой медалью (medaille d'or) международное жюри оценило папиросы "Пальма", "Бабочка" и "Голубка", выпускавшиеся "Товариществом табачной фабрики Саатчи и Мангуби". За универсальные машины для производства папиросных гильз "Гран при" был отмечен петербургский Машиностроительный завод И. А. Семенова.

Наряду с другими российскими текстильными предприятиями высоких наград жюри были удостоены и петербургские фабрики. "Гран при" за показанные в Париже ткани получили "Товарищество шерстяных изделий Д. Б. Торнтон" и бумагопрядильная фирма "Л. Кениг младший"; высокие оценки были даны выставленным образцам "Невской бумагопрядильной и ниточной мануфактуры".

В разделе музыкальных инструментов С.-Петербург представляли экспонаты столичной фирмы по производству пианино и роялей "Я. Беккер", фабрики музыкальных инструментов К. М. Шредера, Фортепианной фабрики братьев Р. и А. Дидерихс ("Гран при") и др. фирм.

И зрителей, и профессиональных экспертов покорило высокое художественное исполнение, гравировальное мастерство и национальный колорит бытовых и декоративных изделий Гусь-Хрустального завода ("Гран при" выставки), принадлежавшего петербургскому предпринимателю Ю. С. Нечаеву-Мальцову. Такую же оценку и награду ("Grand Prix") получили товары Тюлевой фабрики в Санкт-Петербурге (позже — Гардин-но-кружевная фабрика).

Неудачно выступил в Париже С.-Петербургский Императорский фарфоровый завод, не получив здесь ни одной награды.

Большим успехом в экспозиции Кустарного павильона пользовались русские деревянные 8-фигурные расписные матрешки, дымковские (Вятской губ.) глиняные игрушки и другие изделия, выполненные народными творцами красоты и праздничности, оригинальная керамика скопинских гончаров (Рязанской губ.) — украшенные разноцветной поливной глазурью декоративные сосуды в виде птиц, медведей, львов и других животных. Серебряной медалью жюри наградило мастера-изготовителя механических жестяных игрушек (мельницы, карусели, конские упряжки и т.п.) П. А. Талаева из деревни Астрецово Дмитровского уезда Московской губернии. Две серебряные медали по разделу прикладного искусства получила за свои работы живописец и гравер М. В. Якунчикова-Вебер, жив-

шая в это время во Франции.

Из петербургских экспонентов здесь, в разделе народного и декоративно-прикладного искусства, "Гран при" получили кружевные изделия С.-Петербургской школы кружевниц, удивившие и восхитившие зрителей (в особенности женщин) и жюри своей оригинальностью, высоким художественным и техническим исполнением, и петербургское Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица — за ряд интересных студенческих работ, представленных на выставке.

Не остались без внимания зрителей и жюри показанные в отдельном павильоне Ведомства учреждений императрицы Марии (архитектор Р. Ф. Мельцер) рисунки воспитанниц Смольного института благородных девиц.

За разработку оригинальной технологии цветных полив (или глазури) "Почетный диплом" получил московско-петербургский художник-керамист П. К. Ваулин. Высшими наградами был премирован выставленный в Кустарном павильоне оригинальный многокрасочный камин-панно из поливной керамики на тему "Микула Селянинович и Вольга Всеславич", выполненный по рисункам М. А. Врубеля в мастерской П. К. Ваулина. (Авторский вариант этого камина можно увидеть сегодня в С.-Петербурге на улице Марата, бывш. Николаевской ул., в доме N 72). "Гран при" удостоились сделанная в натуральную величину модель каменной ограды и решетки (фрагмент) сада Зимнего дворца, выкованной по рисункам архитектора Р. Ф. Мельцера на Императорском заводе "Решетка" (технич. руководитель — Ф. Энгельсон), и витражи, созданные петербургской фирмой по производству стекольных изделий "М. Франк и Ко". "Почетный диплом" за свои декоративно-художественные изделия, предназначенные для украшения и отделки интерьеров различного назначения, получила петербургская мастерская столярно-резных работ С. А. Абросимова.

Сенсацию произвели экспонировавшиеся в ювелирном отделе украшения петербургской фирмы "Фаберже", удостоенные "Гран при". Среди них особенно выделялись миниатюрные копии царских регалий — три короны, скипетр и держава (ныне — в фондах Государственного Эрмитажа). Глава фирмы — один из ведущих представителей русской ювелирной школы — К. Г. Фаберже — был награжден в Париже орденом Почетного Легиона. Большой интерес зрителей вызывало и еще одно уникальное изделие этого заведения — серебряное, на подставке из оникса, яйцо, выполненное мастером-ювелиром Михаилом Перхиным. Снаружи на нем была выгравирована карта Сибири и схема Транссибирской магистрали, а внутри вложена миниатюрная заводная модель поезда, составленного из платинового паровоза и пяти золотых вагончиков с хрустальными окнами.

В разделе "Типографское дело" издательская деятельность С.-Петербурга была представлена периодическими изданиями Министерства финансов ("Гран при"), а также печатной продукцией предприятий

А. Ф. Маркса, А. С. Суворина, Р. Р. Голике, А. И. Вильборга, М. О. Вольфа, Картографического заведения А. А. Ильина, журналами для детей издательства Д. И. Тихомирова и др. В этом же разделе "Гран при" и золотую медаль получила петербургская фирма "Словолитня О. И. Лемана".

Постоянно привлекали публику и помещенные в огромной витрине русского художественного отдела современные и прошлых лет российские ассигнации, кредитные билеты, почтовые марки, гербовые и другие ценные бумаги "Экспедиции заготовления государственных бумаг" (управляющий — князь Б.Б. Голицын), состоявшей в ведении Министерства финансов и размещавшейся на набережной реки Фонтанки у Египетского моста (после 1917 г. — Ленинградская бумажная фабрика "Гознак").

Российская художественная экспозиция, демонстрировавшаяся — наравне с другими — в специально построенном к выставке Большом дворце, насчитывала более 450 разнообразных по тематике и художественной манере произведений изобразительного искусства, собранных в России, а также в Варшаве, Гельсингфорсе и Париже у проживавших там русских художников. Московская Городская дума не дала согласия на отправку в Париж картин из собрания Московской городской художественной галереи П. М. и С. М. Третьяковых. Поэтому на выставке не были представлены многие выдающиеся полотна художников-передвижников. Не смог направить на выставку картины из своего фонда и Русский музей императора Александра III. Эти обстоятельства, а также общий кризис передвижничества способствовали тому, что лидерами экспозиции (зрелищно и по полученным наградам) стали произведения петербургского объединения художников "Мир искусства". В противовес "социальной живописи" они показали новые возможности живописно-пластических решений, в основе которых лежали эстетика европейского "модерна", утонченная декоративность и изящная историческая стилизация.

В русском художественном отделе можно было увидеть незаурядные творения и других мастеров, не входивших в это объединение, в частности, картины известных выпускников С.-Петербургской Академии художеств И. Е. Репина, Г. Г. Мясоедова, В. И. Сурикова, Н. П. Богданова-Бе-льского, А. Е. Архипова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова, Н. А. Касаткина, Н. Н. Дубовского, Н. К. Рериха, Н. С. Самокиша, К. К. Костанди, К. Е. Маковского, М. Я. Виллие (выставившего 30 акварельных видов России).

Из круг а "мирискусников" "Гран при" за работу "Портрет великого князя Павла Александровича" и золотую медаль за "Портрет С. М. Боткиной" — представительницы известного петербургско-московского рода, давшего России многих незаурядных деятелей — получил В. А. Серов. Ф. А. Малявин отправил на выставку несколько картин — "Мужик", "Крестьянская девушка", "Смеющиеся бабы". Неожиданно для российских устроителей его огромное яркое полотно "Смеющиеся бабы" (другое, более известное, название — "Смех") произвело сенсацию своей чувствен-

ной энергией, живописной динамикой, красочной гаммой и темпераментом цвета, получив в результате золотую медаль. В следующем, 1901 г., картина была приобретена Музеем современного искусства Венеции. "Почетного диплома" международное жюри удостоило А. П. Рябушки-на — за декоративно-красочные жанровые картины "Русские женщины XVII столетия в церкви", "Московская улица XVII в. в праздничный день", "Семья купца в XVII в.".

По разделу пластики золотую медаль получил петербургский скульптор, будущий ректор Академии художеств В. А. Беклемишев; высшей наградой жюри отметило работы П. П. Трубецкого.

С серией концертов на выставке в июне-июле 1900 г. с триумфом выступил петербургский Оркестр русских народных инструментов во главе с его создателем и руководителем В. В. Андреевым. В концертах вместе с оркестром (балалайки, домры, гусли, свирели, рожки, бубен и др. народные инструменты) участвовали знаменитые певцы Ф. И. Шаляпин и Н. Н. Фигнер. Французское правительство наградило В. В. Андреева орденом Почетного Легиона, наградами были отмечены и музыканты его оркестра, сыгравшие здесь 25 концертов. Большую золотую медаль получил изготовитель оркестровых инструментов С. И. Налимов. Наряду со слушателями, зрителями и жюри высокие оценки этим выступлениям и российской художественной экспозиции были даны французской прессой.

По программе выставки в начале сентября в Венсенском парке (где размещался также большой отдел железнодорожного транспорта, включавший — среди других — экспонаты Путиловского завода) состоялся международный конкурс лошадей. От России в нем участвовали 56 лошадей Хреновского государственного завода (основанного в XVIII в. графом А. Г. Орловым-Чесменским в Воронежской губ.) и частных коннозаводчиков (например, Гавриловского конного завода Г. Г. Елисеева). Русский Отдел коневодства на выставке возглавлял князь С. М. Голицын. Красивые и резвые российские рысистые и скаковые породы обратили на себя всеобщее внимание и были отмечены высшими наградами. (Незадолго до парижской, в 1898 г. в Санкт-Петербурге была устроена Всероссийская выставка коневодства, где и определились лучшие экземпляры. К этому времени в России насчитывалось уже около 6 тыс. государственных и частных конных заводов).

По сложившейся традиции, в рамках выставки были организованы ряд международных конгрессов-конференций. Показанная на "Конгрессе по вопросам общественного призрения бедных и благотворительности" экспозиция российских (и петербургских) учреждений попечения привлекла внимание собравшихся специалистов. На состоявшемся здесь же в августе 1900 г. 1-м международном Философском конгрессе приняли участие и российские ученые — Б. Н. Чичерин, В. Н. Ивановский, Н. А. Васильев. Одним из представителей России на Электротехническом конгрессе был молодой петербургский инженер-электрик Людвик Толлочко — специа-

лист в области развивающейся электросвязи. (В 1901 г. Л. Толлочко был назначен главным инженером строительства телефонной сети Санкт-Петербурга). Русский инженер-электрик Константин Дмитриевич Перский в своем докладе "Электрическое телевидение" на Электротехническом конгрессе рассмотрел проекты и возможности осуществления телевизионных устройств. (Через десять лет, в 1911 г., профессор С.-Петербургского Технологического института Б. Л. Розинг получил первое в мире телевизионное изображение). В группе российских ученых на этом конгрессе находились также А. С. Попов, Я. О. Наркевич-Йодко и др. В. И. Вернадский и академик А. П. Карпинский приняли участие в работе международного Геологического конгресса. На международном Таможенном конгрессе позиции и предложения российской стороны представляла программа сотрудничества, разработанная под руководством директора Департамента таможенных сборов Министерства финансов тайного советника Н. И. Белюстина (в дальнейшем — председатель правления "Товарищества Невского судостроительного и механического завода").

Российские специалисты, а среди них и петербуржцы, участвовали также в прошедших здесь же в сентябре 1900 г. международных Железнодорожном и Метеорологическом конгрессах, в работе Конгресса по прикладной механике. На Физическом конгрессе русских ученых представляли основатель российской научной школы физиков П. Н. Лебедев, М. А. Шателен и др.

В международное жюри выставки от России была приглашена и большая группа известных петербургских специалистов — химики Д. И. Менделеев и Д. П. Коновалов, профессор металлургии Михайловской артиллерийской академии Д. К. Чернов, профессор Горного института императрицы Екатерины II Н. С. Курнаков, профессор Электротехнического института императора Александра III М. А. Шателен, географ и статистик, вице-председатель Императорского Русского географического общества, почетный член Петербургской Академии наук П. П. Семенов (Тян-Шанский), художники И. Е. Репин, М. П. Боткин и др. Небывало большое число наград различного достоинства — 1589 — получили на этой выставке российские экспоненты, среди них — 212 "Гран при" и "Почетных дипломов" (вторая высшая награда), 370 золотых и 438 серебряных медалей. Орденом Почетного Легиона второй степени за успешную организационную работу французское правительство наградило Генерального комиссара князя В. Н. Тенишева.

Грандиозная итоговая Всемирная выставка 1900 г. стала самой посещаемой за всю их предыдущую историю — свыше 48 млн. человек. В числе многих тысяч россиян на ней побывали, естественно, и петербургские ученые — выпускник С.-Петербургского университета, член-корреспондент Петербургской Академии наук, исследователь физиологии растений К. А. Тимирязев; В. И. Вернадский; физиолог И. П. Павлов; электротехник, разработчик телефонной связи П. М. Голубицкий; жившие в то вре-

мя во Франции историк, социолог, юрист M. М. Ковалевский и биолог И. И. Мечников, многие другие. Д. И. Менделеев по итогам командировки написал и опубликовал статью о новом, поразившем его химическом материале для производства искусственных волокон ("Вискоза на Парижской выставке"). С выставкой и ее художественными экспозициями знакомились живописцы М. В. Нестеров, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, Н. А. Тархов, А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова; жившие тогда в Париже Н. К. Рерих, Е. С. Кругликова и др. Побывали на ней путешествовавшая в это время по Европе прима-балерина Мариинского театра М. Ф. Кшесин-ская, молодая художница М. В. Сабашникова и ее будущий муж поэт и художник М. А. Волошин, писатель П. Д. Боборыкин, юный князь Ф. Ф. Юсупов со своими родителями и многие представители аристократических семейств России. Во время работы выставки в Париж приезжал также министр финансов С. Ю. Витте. Царская чета — император Николай II и его супруга Александра Федоровна — присутствовала на церемонии открытия моста императора Александра III.

События выставки освещали все ведущие российские издания, в их числе, естественно, и столичная печать — газеты "Санкт-Петербургские ведомости", "Новое время", "Россия", "Промышленный мир" и др., а также "толстые", иллюстрированные и специальные журналы. Репортажи с выставки и, в частности, обзоры Русского отдела публиковала выходившая в Париже на французском языке газета "Nord", субсидировавшаяся российским правительством.

Около полуночи 12 ноября 1900 г. Эйфелева башня озарилась рубино-во-красным светом и три пушечных выстрела возвестили жителям и гостям Парижа, собравшимся на Марсовом поле и прилегающих набережных и мостах, о закрытии последней Всемирной выставки XIX в.

От этой выставки до настоящего времени сохранилось несколько известных зданий — Большой и Малый дворцы на авеню Черчилль (бывш. авеню Николая II), а также оригинальный Павильон вина, спроектированный в бюро А. Г. Эйфеля. После закрытия выставки он был куплен скульптором Альфредом Буше, перенесен на юго-западную окраину Парижа и перестроен под небольшие комнаты-мастерские. Названный за тесноту и многолюдность "Ульем", этот дом-ротонда в начале XX в. стал интернациональным приютом-общежитием для многих приезжавших в Париж молодых начинающих художников, в том числе — из Санкт-Петербурга.

Думается, вышеприведенных материалов достаточно, чтобы сделать вывод: петербургские (и в целом российские) экспозиции были заметным явлением парижских Всемирных выставок. Успешное участие в них представителей экономики, науки и культуры России поднимало международный авторитет страны и, в частности, Русской торговой палаты в Париже, способствовало развитию российско-французских отношений, стимулировало научные исследования и художественные поиски, торговую и про-

мышленную деятельность российских предпринимателей. (Здесь можно отметить и, так сказать, побочный результат этих грандиозных событий. Огромное стечение людей, прибывавших на выставки со всех частей света, оказывало влияние и на развитие мировой моды, в том числе — российской и петербургской, уже давно находившихся под влиянием европейских модных новаций). Знакомя французов и европейцев с жизнью малоизвестной им России, многие россияне, в свою очередь, могли воочию увидеть достижения и тенденции европейской цивилизации, а также более отчетливо осознать общественно-экономическое состояние своей страны и ее место в мировом сообществе.

Â- Ï- Кириленко, À пиджаков

Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним

Особую опасность представляет возможность использования ядерного оружия в целях совершения террористического акта международного характера. По мнению известных террологов Д. Стивенсона и Д. Макенны, рост угрозы ядерного терроризма обусловлен следующими факторами: облегчение доступа к информации о ядерной технологии; увеличение числа специалистов, имеющих опыт работы в области ядерной энергетики и смежных с ней областей; накопление в развитых странах большого количества расщепляющих материалов, пригодных для использования в атомных бомбах.1 Так, в мае 1995 г. японской полиции удалось задержать одного из членов секты "АУМ Синрике". У него находилась сверхсекретная документация о сложнейшем и новейшем процессе обогащения урана для атомных станций и ядерных бомб. Кроме того, во всем мире увеличивается количество АЭС, научно-исследовательских центров, возрастает объем торговли материалами, которые могут быть использованы для создания атомной бомбы. И, наконец, в больших количествах скапливается ядерное оружие на военных объектах. Возникает вполне реальная возможность для террористов украсть ядерное оружие или напасть на ядерный объект и причинить ему ущерб, в результате которого может произойти выброс в атмосферу радиоактивных веществ. Так, в газете "Интернэшнл геральд трибюн" сообщалось, что летом 199G г. в СССР были перемещены ядерные боеголовки с военных объектов, расположенных в районах повышенной уязвимости, в более спокойные районы.2

Очевидно, что в борьбе против опасности ядерного терроризма особенно необходимо сотрудничество России и США, которое могло бы осуществляться в рамках российского и американского Центров по уменьшению ядерной опасности. Учитывая данные факторы следует остановиться

1 Security Management. 1988. N 12. F. 28.

2 International Herald Tribune. 23.G6.199G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.