Научная статья на тему 'Санкт-Петербург на Всемирных выставках в Лондоне (1851–1862 гг. )'

Санкт-Петербург на Всемирных выставках в Лондоне (1851–1862 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ / ЛОНДОН / ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ / ДЖОЗЕФ ПАКСТОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Александр Семенович

Статья, подготовленная на основе архивных материалов и опубликованных источников, посвящена участию России и Санкт-Петербурга в первых Всемирных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 гг. Несмотря на сравнительную малочисленность в русских секциях новейших промышленных и сельскохозяйственных экспонатов, российские участники сумели удивить и восхитить посетителей этих выставок оригинальными и высокохудожественными изделиями декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Побывавшие на этих выставках россияне могли получить здесь много полезной и поучительной информации о состоянии экономик, новейших технологиях, культуре производства и тенденциях экономического развития ведущих стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRSENTATION OF ST.PETERSBURG AT THE WORLD EXHIBITIONS IN LONDON (1851-1862)

This article is based on the archival and published documents and is dedicated to the participation of Russia and particularly of Saint-Petersburg at the first World Exhibitions in London in 1851 and 1862. In spite of comparatively small numbers of the up-to-date industrial and agricultural exhibits in Russian departments, the Russian participants were able to amaze and delight their guests with the original and highly artistic articles of the applied and folk arts. On visiting these exhibitions Russians could get a lot of very useful and instructive information about the state of the economic condition, modern technologies, production standards and the trends of the economic development of highly developed industrial countries.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербург на Всемирных выставках в Лондоне (1851–1862 гг. )»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВКАХ В ЛОНДОНЕ (1851 - 1862 ГГ.)

Соколов А. С.

Статья, подготовленная на основе архивных материалов и опубликованных источников, посвящена участию России и Санкт-Петербурга в первых Всемирных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 гг. Несмотря на сравнительную малочисленность в русских секциях новейших промышленных и сельскохозяйственных экспонатов, российские участники сумели удивить и восхитить посетителей этих выставок оригинальными и высокохудожественными изделиями декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Побывавшие на этих выставках россияне могли получить здесь много полезной и поучительной информации о состоянии экономик, новейших технологиях, культуре производства и тенденциях экономического развития ведущих стран мира.

This article is based on the archival and published documents and is dedicated to the participation of Russia and particularly of Saint-Petersburg at the first World Exhibitions in London in 1851 and 1862. In spite of comparatively small numbers of the up-to-date industrial and agricultural exhibits in Russian departments, the Russian participants were able to amaze and delight their guests with the original and highly artistic articles of the applied and folk arts.

On visiting these exhibitions Russians could get a lot of very useful and instructive information about the state of the economic condition, modern technologies, production standards and the trends of the economic development of highly developed industrial countries.

Ключевые слова: Россия, Санкт-Петербург, Всемирные выставки, Лондон,

Хрустальный дворец, Джозеф Пакстон Ксу words: Russia, Saint-Petersburg, World Exhibitions, London, Crystal Palace,

J. Paxton

30 апреля 2010 г. в г. Шанхае (КНР) открылась очередная Всемирная выставка «ЭКСПО - 2010». 189 стран (в их числе Россия) и более 50-ти международных организаций демонстрировали здесь свои экспозиции, объединенные темой «Лучший город, лучшая жизнь». В этой связи небезынтересно вспомнить (на фоне сегодняшних мероприятий), как и когда возникли эти выставки и какое участие в деятельности первых Всемирных выставок приняли Россия и Санкт-Петербург.

История уникального феномена мировой цивилизации - Всемирных универсальных выставок, задуманных как международные

конкурсы-демонстрации новейших достижений промышленности, науки, техники и культуры, - ведет отсчет с 1851 г. Это было время быстрого развития капитализма и мирового рынка, важных научных открытий, изобретений и бурного технического прогресса, открывших эру т.н. «индустриального общества». Широкое применение паровых двигателей качественно изменило европейскую и американскую промышленность. Фабричное серийное производство сельхозмашин позволило заметно поднять производительность труда в аграрных секторах экономики. Прорыв в овладении пространством совершили пароходный и железнодорожный транспорт, телеграф, - сблизив города, страны и континенты. В различных областях художественного творчества в это же время происходит явление новых эстетических идей и концепций. Новые стили, направления и великие имена появились в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре. Большой шаг в своем развитии сделали фототехника и фотоискусство. На новую ступень познания мира поднялись естествознание и обществознание.

Вопреки международным конфликтам и военным столкновениям второй половины XIX - ХХ вв., Всемирные выставки сразу же органически и надолго вписались в мировую жизнь и культуру, став витриной и визитными карточками прежде всего европейской цивилизации, с ее идеей рационального и благотворного техногенного прогресса. На протяжении полутора столетий они вызывали огромный интерес и общественный резонанс. Почти на всех из них были представлены российские экспозиции, составной и непременной частью которых являлись петербургские экспонаты. Будучи центром промышленной, торговой, финансовой, административной, политической и культурной жизни Империи, Санкт-Петербург, как правило, доминировал среди других российских участников.

Первую Всемирную выставку устроила в своей столице ведущая и самая богатая промышленная держава, «мастерская Европы» и геополитический лидер - Великобритания, стремившаяся к свободе международной торговли и раньше других осознавшая плодотворность и перспективы подобных глобальных мероприятий. Ее организатором являлось Королевское общество искусств, мануфактур и торговли, а подготовку курировала Королевская комиссия во главе с супругом королевы Виктории принцем Альбертом. 1 мая (19 апреля ст.ст.) 1851 г. в Лондоне королева Виктория торжественно открыла «Великую выставку изделий промышленности всех наций» («The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations»), в которой участвовали 32 страны и более 17 тыс. экспонентов1. (Приглашение иностранных государств на эту и последующие выставки осуществлялось дипломатическим путем).

1 См., напр., об этом: Exhibition MDCCCLI. Official Descriptive and Illustrated Catalogue. In 4 Vol. London, 1851 - 1852; Лондонская Всемирная выставка: Описание выставки. СПб., 1851.

Специально для выставки в центре Лондона, население которого превысило 2 млн. 300 тыс. человек2, британская фирма «Фокс, Гендерсон и Ко» менее чем за четыре месяца построила на территории Гайд-Парка огромное здание из стекла и металла длиной около 560 м, шириной 125 м и высотой около 20 м. Общая площадь пола на всех трех уровнях составляла 92 тыс. кв. м. Идею и проект его разработал англичанин Джозеф Пакстон, отвергший традиционный строительный материал - кирпич и предложивший использовать изобретенные им технологию, метод сборки и эстетику оранжерейных конструкций, - крытые стеклом чугунные стандартные секции и крышу типа «ребро и стрела». Способное одновременно вместить более 80 тыс. человек, это 3-х ярусное сооружение, названное «Хрустальным дворцом», поразило современников своими размерами, красотой и инженерно-архитектурным решением3. («Хрустальный дворец» открыл новую эру в архитектуре общественных зданий. По его принципу и образцу и в XIX и в ХХ вв. было возведено множество различных сооружений, в их числе, например, «Павильон машин» Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде, стеклянные перекрытия британского национального Морского музея в Портсмуте, перекрытие московского ГУМа, Центральный железнодорожный вокзал в Берлине на берегу реки Шпрее и многие другие. Его название давали магазинам, отелям, кинотеатрам. Отметим, кстати, что через 50 лет, в начале XX в. в честь этого дворца в Санкт-Петербурге был назван один из первых столичных кинотеатров - «Кристалл-Палас». Образ и тема «Хрустального дворца» живы и в современной архитектуре. Так, в 1981 г. журнал «The Japan Architect» объявил международный конкурс на проект Хрустального дворца ХХ века, победу в котором одержали молодые советские архитекторы).

Всемирные выставки явились уникальным местом для воплощения и демонстрации экспериментальных архитектурных проектов и инженерно-технических решений, на много лет опередивших мировую практику. Однако в целом в XIX в. в эстетике выставочных зданий преобладали помпезность и фундаментальность ордерной архитектуры, стилизаторство, эклектичное смешение исторических и современных стилей, обилие и пышность декора.

Прибывавшие на праздник в Лондон многочисленные иностранцы могли познакомиться там и с другими достопримечательностями британской столицы - Музеем восковых фигур мадам Тюссо, открытым в 1835 г.; экзотическими животными Зоологического сада в Риджентс-парке; в Лестер-сквере посмотреть на огромную модель Земного шара - глобус диаметром 18,4 м,

1852. С. 13.

3 См.: Д. А. «Хрустальный дворец» Джозефа Пэкстона // Архитектура СССР, 1937. № 2. С. 68-70; Аркин Д. Е. Рождение и гибель Хрустального дворца // Аркин Д.Е. Образы архитектуры: Очерки. М., 1941. С. 289-312.

2 См.: Кошелев А. И. Поездка русского земледельца в Англию и на Всемирную выставку. М.

спроектированный английским географом Дж.Уайльдом. В августе 1851 г. в честь выставки была устроена международная парусная регата - морская гонка вокруг острова Уайт; в июне-июле в Лондоне прошел приуроченный к выставке первый международный шахматный турнир.

Девизом выставки стали слова: «Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества». В гуманитарной пафосности этого девиза отразились европейские романтические настроения, зародившиеся еще в начале XIX в., надежды и мечты о всеобщей дружбе и сближении стран и народов. Вспомним, например, что именно этой идее -всемирному единению людей - была посвящена 9 симфония Л. ван Бетховена, озвучившая известный призыв Ф.Шиллера: «Обнимитесь, миллионы...».

Размещенные в «Хрустальном дворце» экспонаты были разделены на 4 группы (А. Сырье и материалы; В. Машины; С. Мануфактурные изделия; D. Произведения художеств), которые, в свою очередь, подразделялись на 30 классов. Председателем международного жюри одного из таких классов («Вещества, употребляемые в пищу») был выбран член ученого комитета Министерства государственных имуществ России статский советник Э. Е. Лоде. Не допускались на выставку в качестве экспонатов крепкие спиртные напитки. Не было представлено здесь и изобразительное искусство.

На фоне выставленных англичанами и привезенных из разных стран тысяч искусно сделанных бытовых экспонатов - ювелирных украшений и драгоценностей, фарфора, хрусталя, ярких тканей, часов, одежды, мебели и т.п. - выделялись еще малоизвестные и диковинные для широкой публики многочисленные паровые и сельскохозяйственные машины, усовершенствованные металлообрабатывающие и текстильные станки. Лидерами и главными конкурентами здесь были английские и американские экспоненты. В качестве технических новинок американцы демонстрировали, например, многочисленные изделия из каучука (или т.н. латекса), полученного из сока гевеи; механическую косилку Сайруса Холла Маккормика и жатвенные машины Гуссея и Гарриета; первую в мире швейную машину «Зингер», изобретенную Айзеком Зингером; револьвер Сэмюэла Кольта; телеграфные аппараты Сэмюэла Морзе и др.

В Британском отделе - наряду с различными машинами - особое любопытство зрителей и специалистов вызвали знаменитый бриллиант «Кох-и-Нур» («Гора света») массой 186 карат, подаренный королеве Виктории одним из индийских правителей; пшеница, выращенная из зерен, найденных в древнеегипетских пирамидах; наборы только еще входивших в широкий обиход фосфорных спичек; одежда из прорезиненной ткани и обувь, сделанные по технологии шотландского ученого-химика Чарлза Макинтоша, и многое другое.

Отметим также, что на Лондонской выставке впервые были продемонстрированы образцы ставшей в будущем весьма популярной гнутой мебели венского столяра-мебельщика Михаэля Тонета - изобретателя знаменитого «венского стула».

В промышленных отделах всех ведущих стран на этой и следующих подобных выставках можно было увидеть многочисленные образцы оружия - холодного, стрелкового и артиллерийского.

На Лондонской выставке была представлена и российская промышленность, имевшая уже опыт устройства подобных национальных экспозиций. (Еще в 1829 г. в Санкт-Петербурге состоялась Первая Всероссийская промышленная выставка, а к 1851 г. в Москве и Санкт-Петербурге было проведено семь таких выставок. В 1849 г. в России было принято специальное выставочное законодательство). Помимо естественных государственных амбиций, стремления познакомиться с новинками техники, новыми идеями и передовыми технологиями, интерес к Лондонской выставке в России обусловливался и тем, что Великобритания все заметнее становилась главным геополитическим соперником Российской империи в ключевых регионах мировой политики.

В январе 1850 г. министр иностранных дел России граф К. В. Нессельроде получил официальное приглашение английского правительства участвовать в намечавшейся первой Всемирной выставке. Для подготовки к ней указом императора Николая I (занимавшегося программой технической модернизации России) в марте 1850 г. был создан специальный комитет, который курировали министры иностранных дел, финансов и государственных имуществ. Сбор материалов и организация выставки были возложены на Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и Департамент сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. Генеральным комиссаром (т.е. руководителем) Русского отдела в Лондоне был назначен представитель Министерства финансов коллежский советник Г. П. Каменский. Собранные в С.-Петербурге экспонаты были отправлены на пароходе в Лондон с началом навигации 1851 г. Экспонаты, отобранные отделением выставочного комитета в г. Одессе, также пароходом были отправлены в Лондон еще в ноябре 1850 г. 4 (страховка и доставка экспонатов в Лондон, а впоследствии и на другие Всемирные выставки, размещение их в Русских отделах, демонтаж и возвращение в Россию происходили за счет казны. Выставочные каталоги, пояснения к экспонатам и весь этикетаж выполнялись всегда на языке страны-устроительницы).

Россию в Лондоне представляли изделия 387 экспонентов5. С утра и до вечера в «Хрустальном дворце», - писали очевидцы, - до закрытия выставки толпилась публика у экспонатов Екатеринбургской, Петергофской и Колы-ванской гранильно-шлифовальных фабрик, а также у витрин с российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную

4 См.: Самойлов Л. М., Шерер А. А. Обозрение Лондонской Всемирной выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб., 1852. С. III.

5 См.: Каталог российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 года. СПб., 1851. С.13 и др.

экзотику разглядывали европейцы художественно украшенное златоустов-ское оружие и своеобразные ювелирные работы из серебра кавказских мастеров, «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха6.

Среди многочисленных уральских и алтайских изделий на выставке можно было познакомиться и с аналогичными экспонатами, прибывшими из Санкт-Петербурга. С восхищением рассматривали посетители изготовленную на Петергофской гранильной фабрике изящную шкатулку с искусной мозаикой и барельефом из драгоценных камней (медаль жюри); различные украшения и декоративную мебель из малахита (вазы, камин, кресла, стол, стулья - всего 76 вещей), выполненные на петербургской Фабрике малахитовых изделий П. Н. и А. Н. Демидовых. Удивление и восторг вызывала сработанная на этой фабрике огромная, размером 4 на 2 м, дверь из уральского малахита (Демидовы получили главный приз выставки - Медаль Совета (Council Medal), малахитовые вазы - «Почетный отзыв» («Honorable mentions»)7. После закрытия выставки малахитовая дверь была приобретена английским банкиром и известным коллекционером Гопе за 10 тыс. фунтов стерлингов).

В секции мебели выделялись украшенный бронзой и фарфоровыми пластинками туалетный шкафчик красного дерева петербургской Фабрики Петра Гамбса и стол со столешницей флорентийской мозаики художника Имп. Петергофской гранильной фабрики И. В. Соколова. Здесь же была выставлена художественно-бытовая бронза петербургской Фабрики бронзовых изделий Феликса Шопена.

С.-Петербургский Имп. Фарфоровый завод отправил в Лондон две фарфоровые вазы с живописным украшением и два живописных фарфоровых пласта - с пейзажем и бразильскими тропическими растениями. Особый интерес у посетителей вызывал букет фарфоровых цветов, искусно вылепленных на голубом пласте диаметром в 1 м мастером завода П. Ивановым. Фабрика золотых и серебряных изделий петербургского купца Павла Лихачева демонстрировала золоченые и серебряные эполеты, аксельбанты и другие аксессуары парадных офицерских мундиров. Медалью были отмечены военные аксессуары, парча, бархат и другие изделия, представленные петербургско-московским 1-ой гильдии купцом И. Е. Сытовым. Большой успех сопутствовал на выставке московско-петербургской ювелирной фирме И. П. Сазикова, получившей высшую награду за художественное мастерство и национальное своеобразие своих изделий.

По разделу пластики международное жюри наградило медалью работу профессора Петербургской Академии художеств, известного скульптора

6 См.: Кошелев А. И. Указ. соч., С. 18; Самойлов Л. М., Шерер А. А. Указ соч., С. 195.

7 См.: Каталог российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку, С. 36; Самойлов Л. М., Шерер А. А. Указ. соч., С.194, 202.

П. К. Клодта - бронзовые модели 4-х скульптурных композиций «Укротители коней», только что установленных на Аничковом мосту в С.-Петербурге.

В классе музыкальных клавишных инструментов С.-Петербург представляли славившиеся высоким качеством кабинетные и концертные рояли Фортепианной фабрики Генриха Лихтенталя (наб.р.Фонтанки / угол Апраксина переулка).

В разделе транспортных средств петербургские производители экспонировали одноместные дрожки, беговые сани, искусно украшенную конскую упряжь (дуги, хомуты, уздечки).

В группе фабричных изделий за высокое качество медалью были отмечены образцы писчей бумаги «Невской писчебумажной фабрики» братьев А. И. и П. И. Варгуниных (после 1917 г. - Бумажная фабрика им.Володарского, совр. - ОАО «Фирма Бумага»). Относившиеся к Военно-морскому ведомству Адмиралтейские Ижорские заводы послали на выставку несколько полных наборов больших и малых чертежных инструментов, также удостоившихся награды8. Медалью 2-й степени (Prize medal) жюри наградило С.-Петербургский Горный институт за образцы железа и меди, представленные в Русском отделе9. В этой же группе в классе текстильных изделий медалями жюри отметило образцы парусины, производимой для Российского флота петербургской Имп. Александровской мануфактурой и машинные ситцы московской Прохоровской ситценабивной фабрики.

В новом и необычном еще для того времени разделе фотографии и фототехники медаль за мастерски выполненные фотопортреты получил пионер русской фотографии С. Л. Левицкий (1819 - 1898). (Впоследствии, в 1853 г., он выполнил самый известный дагерротип композитора М. И. Глинки).

В классе 3 «Вещества, употребляемые в пищу», «Почетного отзыва» удостоились выставленные в Русском отделе товары рыбного промысла - паюсная икра, вязига, вяленая рыба, рыбий клей (осетровый, белужий, севрюжий) и др. Посетители этой секции могли бесплатно попробовать здесь неизвестную им русскую черную икру с рыбных промыслов Астраханской губернии10.

Из аграрных - в основном сырьевых - экспонатов России международное жюри отметило и наградило медалью 2-й степени косы Артинского завода уральского Златоустовского округа, изготовленные по технологии металлурга П. П. Аносова. Такую же награду получили продукты сухой перегонки дерева (смола, скипидар, канифоль, деготь и др.), выставленные Лисинским учебным лесничеством Царскосельского уезда С.-Петербургской губернии11.

8 См.: ЦГИА СПб., ф. 1349, оп. 8, д. 845, л. 10 об.

9 Там же, ф. 963, оп. 1, д. 4940.

10 См.: Каталог российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку, С.47; Самойлов Л. М., Шерер А. А. Указ. соч., С.198, 208; Денисова А. Черная икра на берегах Темзы // Военный железнодорожник, 2004. № 24, 14 - 20 июня. С.16.

11 См.: ЦГИА СПб., ф. 1489, оп. 1, д. 367, л. 4 об.; ф. 1489, оп. 2, д. 74, л. 1.

В ассортименте сырьевых товаров от разных регионов страны были представлены образцы зерна (рожь, пшеница, овес, ячмень, греча), муки, кож, шерсти, щетины, пуха, льна, пеньки, меха.

Интерес специалистов и посетителей выставки вызвала информация о только что сооруженной и открытой в августе 1851 г железной дороге между С.Петербургом и Москвой. Отличавшаяся высоким техническим уровнем, она являлась на тот период самой протяженной в мире (строилась около 8 лет; одними из ее главных проектировщиков и строителей были петербургские инженеры, профессора Института корпуса инженеров путей сообщения П. П. Мельников и Н. О. Крафт, в 1839 - 1840 гг. ездившие в Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ) для изучения быстро развивавшегося там железнодорожного транспорта. В финансировании строительства дороги, стоимость которой составила 66,8 млн. руб., участвовал придворный банкир и промышленник, будущий известный петербургский меценат А. Л. Штиглиц).

Великая выставка 1851 г. упрочила статус Лондона как имперского города, предоставив ему возможность превратиться во всемирный, космополитический центр12. За полгода, с мая по октябрь, выставку посетили свыше 6 млн. человек (все население Англии и Уэльса в это время насчитывало 18 млн. человек).

Самостоятельно и командированные различными учреждениями на выставке в Лондоне побывали более 800 россиян. Среди них: чиновники Департамента мануфактур Л. М. Самойлов и А. А. Шерер; чиновник Департамента сельского хозяйства Петерсон; директор Императорской публичной библиотеки барон М. А. Корф. Известный публицист и общественный деятель, славянофил, будущий участник подготовки реформы 1861 г. А. И. Кошелев изучал здесь достижения английского земледелия, в т.ч. применение различных машин для механизации полевых работ. Появившаяся затем в печати его информация и сообщения прессы о новинках сельхозтехники пробуждали интерес наиболее энергичных российских земледельцев и способствовали проникновению в будущем европейских и американских сельхозмашин на российский рынок. Для ознакомления с современными способами производства фарфора, достижениями в этой области английских и европейских мастеров на выставку и заводы Англии был командирован сотрудник петербургского «Фарфорового завода братьев Корниловых» А. Скворцов. Вернувшись из поездки, А. Скворцов подготовил подробный отчет о технической оснащенности и методах работы английских предприятий. Весной-летом 1851 г. в Англии побывал в командировке выпускник Морского корпуса в С.Петербурге капитан-лейтенант Г. И. Бутаков - в будущем знаменитый адмирал Российского флота.

12 См. об этом, напр.: Праш, Томас. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году // Новое литературное обозрение, 2004. № 6. С.132.

Первой Всемирной выставке посвятили свои публикации многие российские и, естественно, столичные газеты и журналы, в их числе: «Санкт-Петербургские ведомости» (1851, №№ 156, 165, 166, 250 и др.), «Северная пчела», «Журнал мануфактур и торговли», журналы «Лучи», «Современник» (1851, кн. 8), «Библиотека для чтения» (1851, т. 109, 110), «Сын Отечества» (1851, кн. 8, 11), газета «Русский художественный листок» (1851, №№ 13, 26, 27) и др. Большую статью, посвященную выставке и «Хрустальному дворцу», опубликовал В. В. Стасов. Список награжденных российских экспонентов поместила газета «Московские ведомости» в номере от 15 ноября 1851 г.

В целом, Лондонская выставка, демонстрировавшая достижения технической революции, оказалась полезной и поучительной для русских промышленников, чиновников и специалистов, дав им обильную информацию и впечатления. В экспозиции же Русского отдела - вопреки желанию его устроителей - проявились серьезные недостатки экономической жизни России середины XIX в. Стоит, например, отметить, что ее тяжелая, т.е. металлургическая, металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность, фрагментарно представленная на выставке, наглядно - на фоне экспонатов других стран - показала самим россиянам слабость экономической организации производства и низкий технико-технологический уровень этих отраслей в сравнении с Англией и ведущими европейскими странами. На следующих выставках и в реальной экономике эти проблемы, которые обобщенно можно назвать «культурой производства», также будут оставаться «ахиллесовой пятой» России. Один из русских путешественников, отметив восхищение публики мастерством российских камнерезов на выставке 1851 г., писал по этому поводу, что английский станок, изготавливающий сотни гвоздей в час, убедительнее доказывает богатство и силу страны, чем малахитовая ваза в рост человека.

Общий успех первой Всемирной выставки предопределил их дальнейшую судьбу, породив настоящий «выставочный бум». Сделавшись регулярными, они стали самыми популярными и массовыми событиями международной жизни XIX в. Затраты на их организацию иногда не окупались полученной выручкой (вход на все выставки был платным). Тем не менее, они всегда -помимо престижа - приносили городам и странам-устроителям немалый косвенный доход от миллионов иностранных и местных туристов, стимулируя также внутренний потребительский спрос и внешний товарооборот.

На следующей Всемирной выставке 1853 г., устроенной в Нью-Йорке по инициативе здешних «деловых» кругов, Россия не присутствовала - по причине удаленности и малой заинтересованности. Свои товары здесь представляли всего 4100 экспонентов, в основном из стран Американского континента. Участию России в третьей Всемирной выставке 1855 г. в Париже (24 тыс. экспонентов), организованной по инициативе императора Наполеона III, помешала Крымская война (1854 - 1856 гг.).

1 мая (19 апреля ст. ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка. Она насчитывала уже до 28 тыс. экспонентов из более чем 30 стран, в том числе 585 из России, вступавшей в новую эпоху социально-экономического развития, связанную с отменой крепостничества. Несмотря на существенные противоречия между Россией и Англией, обострившиеся с началом Гражданской войны в САСШ, император Александр II и российское правительство сочли целесообразным участвовать в этой выставке. В мае 1861 г. в С.-Петербурге была учреждена особая Комиссия по подготовке Русского отдела на лондонской Всемирной выставке. На расходы по его созданию российское правительство выделило 75 тыс. рублей серебром13. Ускорившееся промышленное развитие России и опыт предыдущей Лондонской выставки могли помочь организаторам российской экспозиции. К тому же часть наиболее удачных и подходящих для Всемирной выставки экспонатов была взята в Лондон с проходившей в июне 1861 г. в С.-Петербурге XII Всероссийской выставки мануфактурной промышленности. Собранные в С.-Петербурге наиболее громоздкие экспонаты были отправлены в Лондон морем еще осенью 1861 г. Остальная часть грузов весной 1862 г. по железной дороге была доставлена в Гамбург, а оттуда на пароходе в Лондон14.

Специально для Всемирной выставки рядом с Гайд-парком, в Южном Кенсингтоне был построен огромный двухэтажный Дворец индустрии (архитектор Ф. Фоук; длина здания 350 м, ширина 210 м, высота 26 м), по экспозиционной площади превзошедший знаменитый «Хрустальный дворец» и занимавший, вместе с пристройками, общую площадь в 125 тыс. кв. м. Все размещенные в нем экспонаты распределялись в 40 отдельных классах, а выставочные награды подразделялись на 2 категории - бронзовые медали (высшие) и «Почетные отзывы». Здесь впервые демонстрировались синтетические красители и стальные броневые плиты, имевшие важное значение для быстро развивавшихся военных паровых флотов. Посетители Британского отдела могли увидеть проект и макеты транспортной новинки - строившейся в Лондоне (население которого превысило 2,5 млн. человек) фирмой «Metropolitan Railway» первой в мире подземной железной дороги для поездов с паровой тягой, схему движения и модель первого трамвая, пущенного в Лондоне в 1861 г. и многое другое.

Эта выставка состоялась вскоре после экономического кризиса, поразившего европейскую промышленность в конце 1850-х годов. Однако, вопреки опасениям, прошла она, по общему мнению, вполне успешно, а число

13 См.: Отчет о действиях Распорядительного комитета по устройству Русского отдела Лондонской Всемирной выставки 1862 года. СПб., 1864. С. 5.

14 Там же, С. 7.

посетителей ко дню ее закрытия 15 ноября 1862 г., так же как и на первой Лондонской выставке, превысило 6 млн. человек.

В подготовке Русского отдела (руководитель - сенатор, тайный советник А. И. Левшин) - наряду с работой специально созданной правительственной Комиссии - свое содействие оказали также Министерство иностранных дел во главе с князем А. М. Горчаковым и российская дипломатическая миссия в Лондоне, возглавляемая графом Ф. И. Брунновым. Основную часть экспонатов Отдела составляли сырьевые продукты земледелия, ткани, металлы и минералы. Очень весомо - в буквальном и переносном смысле - выглядели изделия уральской металлургии, удостоившиеся в Лондоне многих наград. Свою продукцию на выставке экспонировали 16 государственных и частных заводов Урала. Интерес и восхищение посетителей вызвали холодное оружие Златоустовской оружейной фабрики, отправленное на выставку Музеем С.-Петербургского Горного института15 и декоративные произведения, выполненные из уральских и алтайских самоцветов и минералов. Среди наиболее заметных российских экспонатов были также образцы природных богатств Сибири (меха, металлические руды, графит, каменный уголь, соль, мамонтовая кость и др.), различные кожи (в том числе - торжковский сафьян), меха Российско-Американской компании (шкуры морских бобров, лисиц и котиков), кавказские ковры, шелковые ткани, парча, парусина, ювелирные украшения, тульские самовары, колокола, колокольчики и многое другое16.

В отделе оружия главным экспонатом России стала сделанная по новой технологии литая стальная пушка 12-фунтового калибра, не уступавшая лучшим европейским образцам. Создателем ее был управляющий Златоустов-ской оружейной фабрики - горный инженер П. М. Обухов (медаль выставки). Выпускник столичного Института горных инженеров, П. М. Обухов в 1863 г. переехал в С.-Петербург, где основал Обуховский сталелитейный завод. Состоявший при Военном министерстве «С.-Петербургский Арсенал им. Петра Великого» вынужден был отказаться от участия в выставке из-за отсутствия у него в тот период новых образцов оружия и снаряжения мирового уровня17. В Морском отделе России, наряду с другими, были представлены образцы изделий Адмиралтейских Ижорских заводов18. В разделе кустарной промышленности зрители подолгу рассматривали «воздушные» оренбургские шали из козьего пуха, связанные уральской казачкой М. Н. Усковой. Показанные впервые здесь же в Лондоне в 1851 г. оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках.

15 См.: ЦГИА СПб., ф. 963, оп. 1, д. 5055, л. 13

16 См.: Указатель Русского отдела Всемирной выставки 1862 года. Лондон, 1862; Каталог русских изделий на Всемирной выставке 1862 г. // Липке Г. О. Русский путеводитель в Лондоне. Лондон, 1862.

17 См.: ЦГИА СПб., ф. 1296, оп. 1, д. 115, л. 3; 5.

18 Там же, ф. 1349, оп. 8, д. 660.

Из петербургских экспонатов особенно удачно, по общему мнению, выглядели образцы декоративно-прикладного искусства, украсившие Русский отдел. Так, по итогам выставки, международное жюри медалью наградило собранную из смальты мозаику Исаакиевского собора с изображением святителя Николая Мирликийского, исполненную бригадой художников мозаической мастерской Имп. Академии художеств (И. А. Лаверецкий, И. С. Шаповалов, М. И. Щетинин и др.). Таким же призом жюри отметило серебряные изделия петербургского ювелира В.И.Сазикова и экспонаты Санкт-Петербургского Имп. Фарфорового завода - 4 чайных сервиза, в т.ч. сервиз с портретами династии Романовых, фарфоровые вазы с копиями картин А. Ван Дейка и Ж. Б. Греза, искусно и ярко расписанный круглый фарфоровый пласт (плоский диск толщиной около 1 см) Ф.И.Красовского «Сибирская флора». Несколько медалей получили в Лондоне образцы изделий С.-Петербургского Имп. Стеклянного завода.

По классу 14 «Фотография» жюри присудило награду петербургскому фотографу А. И. Деньеру за мастерски выполненные фотопортреты.

В группе мануфактурных изделий медали «За заслуги» («Honoris causa») за «превосходное качество» удостоились новая для того времени обувь из прорезиненной ткани, т.н. каучуковые галоши, а также непромокаемая одежда, сделанные на построенной в 1860 г. в С.-Петербурге Российско-Американской резиновой мануфактуре «Треугольник»19. В дальнейшем на всех подобных выставках продукция этой фабрики получала высокие оценки и награды. За хорошее качество были отмечены образцы обуви, производимой петербургским фабрикантом Ф. Ф. Целибеевым. Медали в Лондоне получили также петербургские Табачные фабрики Габая и Мичри, А. Ф. Миллера, А. Тепфера; Ткацкая фабрика барона А. Л. Штиглица; Фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена; «Товарищество мануфактур Барановых» Владимирской губ.; московские Прохоровская ситценабивная фабрика, фабрика В. Г. Са-пожникова (золотая и серебряная парча), фабрика В. С. Алексеева (золотая и серебряная канитель) и др20.

В классе экипажей хорошие оценки получили кареты, дрожки и коляски петербургских производителей.

В разделе виноделия за высокое качество продемонстрированных напитков медалью «Honoris сausа» были отмечены С.-Петербургская фирма ликерно-водочных заводов А. Ф. Штритера, крымские вина князя С. М. Воронцова и др.

В сельскохозяйственной экспозиции Русского отдела были представлены в основном традиционные сырьевые продукты - зерно, кожи, пенька. От Департамента сельского хозяйства была выставлена коллекция сырых и дубленых овчин и мерлушек. Здесь же экспонировались образцы смолы, дегтя

19 Там же, ф. 1179, оп. 35, д. 11, л. 4 - 9.

20 См.: Указатель Русского отдела Всемирной выставки 1862 г., С. 126-142. 228 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (36) 2010

и пека, производимых на предприятии Лисинского учебного лесничества21. Как образец сельхозорудия демонстрировался железный сошник от Оренбургского казачьего войска.

На выставке 1862 г. впервые был устроен всемирный смотр произведений изобразительного искусства, созданных за последние 100 лет. Как правило, все они были выполнены в доминировавшей тогда традиции академизма и классицизма. Организацией российского художественного отдела, отбором и комплектованием работ на эту и следующие Всемирные выставки занималась специальная комиссия С.-Петербургской Имп. Академии художеств. Возглавил отдел профессор АХ (в будущем - ее ректор и заведующий Мозаическим отделением АХ) Ф. И. Иордан.

Всего 126 живописных, графических и скульптурных произведений 68 художников, собранных в С.-Петербурге и Москве, представляли Россию на Лондонской выставке22. В ряду полотен академического направления (В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Д. Г. Левицкого, А. Г. Венецианова, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, Ф. А. Бруни, А. Е. Егорова и др.) в русской экспозиции выделялись картины молодых петербургских художников бытового жанра, выразительно и психологически точно показавших мир чувств и некоторые из сторон народной жизни: А.М.Волкова «Прерванное обручение», А. А. Попова «Склад чая на Нижегородской ярмарке», А. И. Кор-зухина «Отец семейства», А. И. Морозова «Отдых на сенокосе», Г. Я. Будков-ского «Визит доктора».

Сценами народной жизни привлекали живописные работы Н. Е. Сверч-кова - «Деревенская свадьба», «Возвращение с охоты на медведя» и др. Впервые в выставке такого уровня со своей картиной «Великая княгиня Софья Витовтовна...» участвовал молодой выпускник Академии художеств П. П. Чистяков - будущий известный исторический живописец и портретист, выдающийся мастер-педагог, воспитавший в стенах АХ целую плеяду крупнейших художников России.

По разделу скульптуры медаль присудили бронзовой статуе «Екатерина II» молодого петербургского скульптора М.О.Микешина, отлитой в 1861 г. на столичной Фабрике Ф. Шопена.

С того же 1862 г. и в дальнейшем в российских отделах изящных искусств были представлены театральные секции, где экспонировались эскизы декораций и костюмов, макеты к музыкальным и драматическим спектаклям, всегда вызывавшие любопытство зрителей и интерес специалистов.

По результатам выставки и оценкам жюри русские экспоненты получили в Лондоне 177 медалей и 128 «Почетных отзывов» («Honorable mentions»).

21 См.: ЦГИА СПб., ф. 1489, оп. 2, д. 74, л. 5; 10.

22 См.: Каталог картин русской школы живописи, находившихся на Лондонской Всемирной

выставке 1862 г. М., 1863.

80 российских коллекций и экспонатов по окончании выставки были подарены различным музеям и учреждениям Великобритании, Испании, Италии, САСШ, Австрии, Бельгии и др. стран23.

На выставке побывали Д. И. Менделеев, Ф. М. Достоевский, драматург А. Н. Островский, писатель Д. В. Григорович, артист С.-Петербургского Александринского театра и писатель И. Ф. Горбунов, художник А. К. Саврасов, популярный в те годы беллетрист А. Ф. Писемский, сибирские промышленники купцы М. К. Сидоров, В. Н. Латкин, Ф. Н. Сабашников, В. С. Кандинский, крупный землевладелец и общественный деятель А. И. Кошелев. Из С.-Петербурга в Лондон была командирована большая группа чиновников и специалистов различных ведомств: директор Департамента мануфактур и внутренней торговли тайный советник А. И. Бутовский; контр-адмирал П. Ю. Лисянский, руководивший на выставке российским Морским отделом; профессор Лесного института Стебут; инженер-технолог Н. Ф. Лаб-зин; профессор АХ Ф. И. Иордан; известный педагог, преподаватель русского языка и словесности в Смольном институте В. И. Водовозов и др. По инициативе бывшего министра народного просвещения Е. П. Ковалевского на выставку для ознакомления с сельскохозяйственными и железнодорожными отделами был командирован В. К. Де ла Восс - в будущем член Совета Министерства путей сообщения. Были там также недавние выпускники Петербургской Академии художеств: архитектор А. П. Попов, художник-пенсионер (т.е. заграничный стипендиат) АХ А. Е. Карнеев и др. Специально приезжавший в Лондон искусствовед и художественный критик В. В. Стасов (встречавшийся здесь же с опальным А. И. Герценом) весьма критически затем в своих статьях отозвался об организации и уровне российской экспозиции и, в частности, об устройстве и содержании русского художественного отдела. По отзывам и других россиян, посетивших выставку, многие наши экспонаты были размещены непродуманно и небрежно, а это, безусловно, снижало впечатление от выставленных изделий. Не был готов к началу выставки и общий Каталог Русского отдела. Солидарно со Стасовым, достаточно жестко характеризовал содержание российской художественной экспозиции приезжавший в Лондон П. М. Третьяков, давший на выставку несколько картин из своей коллекции (среди этих картин были и работы художников петербургской школы).

О Лондонской выставке писала и столичная, и московская пресса, в том числе, например, петербургская газета «Экономические записки» в сентябре 1862 г., «Морской сборник» (1862, № 7) и др. Отчет о Морском отделе всей выставки был напечатан в журнале «Морской сборник» № 1 за 1863 г. Сведения о наградах выставки сообщал «Морской сборник» в № 4 за 1864 г.

23 См.: Отчет о действиях Распорядительного комитета, С. 16; 20.

230 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (36) 2010

Проходившие на грани назревших и начинавшихся социально-экономических преобразований в Российской империи, Лондонские Всемирные выставки (наряду с коммерческими контактами) дали заинтересованным россиянам обильный материал для сопоставлений и размышлений; продемонстрировали уровень, достижения, тенденции и темпы европейской экономики и инженерно-технической мысли; помогли более отчетливо увидеть реальные проблемы своей страны, ее место в мировом сообществе и перспективы экономического развития России, начинавшей очередную европейскую модернизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.