Научная статья на тему 'Санитарные задачи при развитии судоходства на малых реках'

Санитарные задачи при развитии судоходства на малых реках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарные задачи при развитии судоходства на малых реках»

Однако все эти трудности могут быть оправданы тем конечным результатом, который может быть достигнут в борьбе с зобными заболеваниями при применении обработки воды растворами иода и хлора.

Выводы

1. В борьбе с зобом особо важную роль играет проведение таких мероприятий, как обеспечение населения достаточным количеством иоди-стых солей и снабжение его удовлетворительной по бактериологическим показателям водой.

2. В связи с тем, что свободный иод обладает высоким бактерицидным действием на различную микрофлору воды, он может быть использован в двух целях: для дезинфекции воды и обогащения ее йодистыми солями.

3. Применение для дезинфекции воды двух растворов — иода и хлора — позволяет снабдить население водой не только с хорошими бактериологическими показателями, но и содержащей иодистые соли в количестве, соответствующем физиологической потребности.

В. В. СОЛОВЬЕВ

Санитарные задачи при развитии судоходства на малых реках

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии

на водном транспорте

Малыми реками с точки зрения судоходства называются такие, которые имеют глубину фарватера 0,4—0,7 м и могут быть использованы для местных перевозок пассажиров и грузов на соответствующих судах.. В СССР таких рек огромное количество; длина водного пути по ним исчисляется сотнями тысяч километров. Народнохозяйственное значение малых рек в транспортном отношении очень велико: обширнейшие пространства СССР не могут быть покрыты густой сетью железных дорог и автомобильных путей в короткое время; малые же реки представляют собой уже готовые естественные пути сообщения.

В связи с развитием судоходства на малых реках перед территориальными органами здравоохранения возникает ряд своеобразных санитарных задач в отношении надзора за судами, пристанями и самим водным путем.

Малые реки, во многих случаях служащие источниками питьевого водоснабжения, нередко загрязняются различными сточными водами и отбросами, что иногда ведет к возникновению кишечных инфекций. Пристанская полоса как берега, так и реки загрязняется не только прилежащим населенным пунктом, но и операциями, связанными с судоходством: скоплением людей, грузов, животных при гужевом транспорте, нефтью, смазочными маслами, отбросами товаров и пр., а также самыми опасными в эпидемиологическом отношении свежими нечистотами с пристани и судов. Нередко у пристаней производится забор воды населением, и здесь же устраиваются портомойни для стирки и полоскания белья. Суда всех типов — стоечные (дебаркадеры, краны и пр.) и подвижные (самоходные и несамоходные) — вынуждены даже на больших реках пользоваться забортной водой. На малых же реках при небольшом тоннаже судов этот способ является при всех условиях почти единственным: возить с собой запас доброкачественной питьевой воды невыгодно, так как ее негде хранить; доставлять же во-

Гигиена и санитария. № 9

ду на суда с берега затруднительно, а незагрязненных плесов на фарватере малой реки может и не быть.

Устройство эффективных фильтров и применение других каких-либо очистных приспособлений на малых судах практически не всегда возможно. Однако почти на всех судах легко выполнимо бесперебойное снабжение свежепрокипяченной водой, что с санитарной стороны наиболее надежно.

Малые суда могут строиться и кустарным способом без учета существующих правил речного регистра СССР, причем суда длиной менее 20 м не нормируются правилами регистра. Однако госсанинспекция должна иметь за такими судами не только текущий, но и предупредительный санитарный надзор. Даже на больших судах встречались случаи грубейших санитарных дефектов в конструкции судов вплоть до того, что приемники судового водопровода располагались по одному борту в непосредственной близости от стоков из судовых уборных. Для мелких судов это еще более опасно, так как свежие нечистоты могут немедленно засасываться в судовой водопровод.

В отношении кишечных инфекций и токсикоинфекций имеет большое значение пристанская торговля съестными продуктами, а также устройство и оборудование пищевых учреждений на дебаркадерах и судах—камбузы, буфеты, лотки и пр. При весьма ограниченных габаритах судов необходимо строго регулировать обстановку и процессы приготовления и распределения пищевых продуктов.

Забортная питьевая вода и зараженные пищевые продукты на судах были причиной распространения судами холерных эпидемий в дореволюционное время. Распространение эпидемий брюшного тифа по течению малых рек наблюдалось довольно часто, и этого можно опасаться еще в большей мере при развитом судоходстве по этим рекам.

Устройство, оборудование и способ эксплоатации судов, особенно на малых реках, имеют значение и в отношении паразитарных и других контактных инфекций.

Наблюдались случаи распространения сыпного тифа небольшими пассажирскими судами местного сообщения из-за того, что они чрезвычайно переполнялись пассажирами, которые длительное время находились в тесном соприкосновении между собой (ночевки на судах), а посадка производилась без какого-либо санитарного надзора. Судовые медики, врачебно-наблюдательные станции и администрация судов осуществляют постоянный надзор на основе существующих правил и обязательных постановлений.

Для малых рек такого порядка и таких правил пока нет, но они крайне необходимы.

Нормирование мест на мелких судах, помимо соображений безопасности плавания и эпидемических моментов, имеет и общегигиеническое значение. Вентиляция общих кают, где на одного человека обычно приходится не более 2 м3 воздуха, защита людей в непогоду на открытых палубах тентами и обвесами, возможно полная, изоляция кают команды, необходимость устройства спальных мест для экипажа при. продолжительности рейса более 8 часов и для пассажиров при рейсах в одну сторону более 20 часов, устройство и расположение уборных, умывальников, кипятильников, баков для питьевой воды, защита от вредных газов машино-котельного отделения, устройство трапов для пассажиров при нередко практикующихся причалах судна непосредственно к берегу — вот неполный перечень тех санитарных моментов, которые подлежат нормированию в санитарных правилах для судов,, плавающих по малым рекам.

Специальный раздел в санитарных правилах должен заключать санитарные требования по устройству пристаней, дебаркадеров, пассажирских павильонов, складов пищевых грузов и грузов; опасных в сани-

ю

тарном отношении (шерсть, кости, кожевенное сырье, ядовитые химика'--лии и пр.), а также по торговле съестными продуктами на пристанях.

Защита самого водного пути (фарватера реки) от промышленных и коммунальных сточных вод и других загрязнений регулируется общим санитарным законодательством. Однако весьма целесообразно издание специальных санитарных правил с учетом особенностей конкретной обстановки и условий судоходства на малых реках.

На малые реки СССР за последние годы обращено серьезное внимание правительства и партии; при Советах Министров РСФСР, УССР..-БССР образованы специальные управления по транспортному освоению малых рек. Соответствующие отделы имеются при исполкомах: депутатов трудящихся в некоторых областях; этим вопросом занимает--ся и Академия наук СССР.

В Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии на водном транспорте также были проведены специальные работы по санитарно-гигиеническому изучению малых рек (Сура, Вет-луга и верхняя Ока).

Г. М. ПАРХОМЕНКО

Гигиеническая характеристика производства твердых сплавов

Из кафедры гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института

В пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяй' ства уделено особое внимание оснащению машиностроительной и других отраслей промышленности новейшими типами станков с режущим инструментом из сверхтвердых сплавов.

Твердыми сплавами называют сплавы металлов, обладающие высокой твердостью и режущей способностью. Различают два вида сплавов: литые и металлокерамические.

Металлокерамические сплавы представляют собой сплавы карбидов тугоплавких металлов с твердым раствором этих же карбидов в другом металле (вспомогательном).

Изготовляются они прессованием порошкообразной металлической шихты и последующим спеканием спрессованных из нее изделий.

По химическому составу они делятся на две основные группы: од--нскарбидные, в состав которых входит монокарбид вольфрама, сцементированный присадкой кобальта, и двукарбидные, состоящие из карбида вольфрама и карбида титана, также сцементированные кобальтом-

Металлокерамические твердые сплавы применяются при бурении в нефтяной, угольной и металлообрабатывающей промышленности.

Проведенное нами исследование условий труда в этом новом про»' изводстве позволило выяснить некоторые характерные для него гигиенические вопросы.

1. При механической обработке исходного сырья и сплавов имеег место значительное выделение пыли.

В табл. 1 приводятся обнаруженные нами при исследовании запыленности воздуха данные о минимальных и максимальных концентрациях пыли.

Так же значительна дисперсность пыли. Преобладающая величина; пылинок 1—4 ц.

Не следует считать, что такая высокая запыленность воздушной среды пылью редких металлов является обязательным спутником производственного процесса.

2* _

11-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.