2. Знать типы временных, разборных и переносных жилых и других зданий для бытового обслуживания строителей.
3. Организовать временное водоснабжение, очистку от отбросов и т. п.
4. Обеспечить санитарные условия при специфических работах (тоннели, кессоны при устройстве мостов и т. п.).
5. Организовать специальные мероприятия на отдельных участках дороги в соответствии с различными климатическими и другими природными условиями.
И. КОГАН
Профиль санитарного врача (гигиениста) водного транспорта
I
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии
на водном транспорте
Санитарная работа на морском и речном транспорте имеет резко выраженную специфику, с которой постоянно приходится считаться как в практической санитарной деятельности, так и в научной гигиенической работе. В основном эти специфические особенности выражаются в следующем:
1) текучесть обслуживаемых контингентов населения: пассажиры, ллавсостав, сезонные рабочие во время навигации и в судоремонтный период;
2) подвижность обслуживаемых объектов: суда всех типов, плоты, временные зимовки судов;
3) постоянная связь весьма отдаленных друг от друга районов, расположенных вдоль водного пути, и соприкасающихся с ними других судоходных водных артерий, а также частое сообщение с заграничными портами на морском транспорте;
4) обслуживание иностранных и отечественных судов заграничного плавания на основе международных санитарных конвенций;
5) санитарно-технические особенности в архитектуре и конструкции обслуживаемых объектов — судов, дноуглубительных снарядов, гидротехнических сооружений, портовых и пристанских устройств;
6) необходимость и в то же время затруднительность связи с территориальными советскими учреждениями разных областей и районоз и экстерриториальность обслуживаемых наркоматов морского и речного флота, имеющих централизованное управление во всесоюзном масштабе.
Линейный или портовый санитарный врач водного транспорта должен иметь универсальную подготовку не только по гигиеническим дисциплинам — коммунальной, пищевой, промышленной санитарии, эпидемиологии, но и специально по водному транспорту, где ему приводится самостоятельно и быстро решать вопросы санитарного дела в .особых условиях морского и речного плавания. На больших пристанях и в портах за время навикации мимо санитарного врача проходят сотни тысяч, а в некоторых пунктах, например, на Волге, и миллионы пассажиров, а также тысячи работающих на разного рода судах. Линейный или портовый санитарный врач обязан проводить все необходимые профилактические мероприятия противоэпидемического порядка, принимая во внимание возможность распространения эпидемий водным транспортом, своевременно обнаруживать и изолировать инфекционных вольных из плавсостава, пассажиров и пристанского населения, про-
водить дезинфекцию во всех ее видах, прививки, организовать обсервацию контактировавших с инфекционными больными или материалами, своевременно извещать соответствующие инстанции об эпидемических больных и о принимаемых необходимых мерах не только в пункте обнаружения больных, но и по линии движения судна.
Суда как речные на больших реках, так и морские, особенно дальнего плавания, связывают непосредственно весьма отдаленные пункты» что особенно важно в эпидемиологическом отношении: возможность занесения в пункты прибытия судов таких инфекций, которых нет и нормально не бывает на данной территории. Так, по сибирским рекам и северным морским портам корь распространялась на судах, холера в прежнее время на Волгу и в Ленинград приходила из персидских портов; москитка переносится судами из пораженных портов Черного моря в те порты, где ее обычно не наблюдают, и т. д. В морских портах, и при особо опасных (конвенционных) инфекциях функции санитарного врача еще более усложняются ввиду необходимости принимать меры,' предусматриваемые международными санитарными конвенциями. При этом на все санитарные мероприятия ему отводится по условиям плавания весьма ограниченное время.
Санитарный врач на каждом судне и при каждом рейсе выясняег условия размещения людей и грузов на судах, не допуская нарушений существующих санитарных правил и общих требований гигиены, наблюдает за обеспеченностью людей надлежащими местами на судне, питьевыми установками, уборными, умывальными и тому подобными устройствами. Особое внимание уделяет он санитарно-опасным грузам (кожсырье, шерсть, кости, пыльные и ядовитые вещества, сильно пахнущие и в особенности зловонные грузы, легкоподвижные тяжелые предметы и пр.).
Линейный и портовый санитарный врач водного транспорта должен знать устройство пищевого блока и организацию питания на судах как для судовой команды, так и для пассажиров. Он должен быть хорошо ориентирован в вопросах хранения и перевозки пищевых грузов, на судах.
Пищевой блок на судах, состоящий из камбуза и ряда подсобных цехов и помещений, значительно отличается от пищевого блока на суше: он окружен грузами, иногда санитарно опасными пассажирами; он находится в таких габаритах, что на небольшой площади приходится развертывать работу по обеспечению питанием больших людских контингентов.
Организация питания на судах, особенно судового экипажа, весьма сложное дело. Перед санитарным врачом стоят задачи правильно разрешать вопросы, касающиеся норм питания для различных категорий экипажей судов, учитывая, помимо детальных профессий судовой команды, также и климатические, и широтные условия плавания судна.
На судах самых различных конструкций и типов — самоходных, несамоходных судах — перевозится значительное количество разнообразных пищевых грузов, в том числе и скоро портящихся (рыба, мясо, плоды, овощи и пр.). Грузы эти находятся длительное время в трюмах, в не всегда благоприятных условиях (температура, влажность, движение воздуха и пр.), а также подвергаются атмосферным влияниям вне судна. Санитарный врач должен учитывать эти особенности перевозки пищевых грузов и уметь давать авторитетные указания, касающиеся условий и правил перевозки пищевых грузов, особенно скоропортящихся продуктов.
Такая же специальная подготовка, кроме общегигиенической, требуется и для промышленного санитарного врача водного транспорта. Условия работы на судах различных типов весьма своеобразны
и требуют особого изучения и постоянного . наблюдения. Главное внимание уделяется машинокотельным отделениям судов, где приходится работать в тесных по необходимости габаритах судовых отсеков, наполненных всевозможными и часто очень сложными механизмами и приборами, часто при неблагоприятных метеорологических, условиях как в отношении микроклимата, так и в отношении макроклимата (тропики, арктика, летняя и зимняя навигация и т. п.). Палубные и трюмные работы на судах и погрузо-разгрузочные работы в портах и на пристанях также имеют срои резко выраженные особенности, которые должен знать каждый промышленный санитарный врач водного транспорта, и эти знания приобретаются как теоретической подготовкой, так и многолетним опытом. Работы на судоремонтных заводах и в затонах ближе подходят к работе заводов среднего машиностроения, но наличие судов, доков, слипов, эллингов, работы на плаву, на льду' и пр. делают судоверфи и судоремонтные заводы также специфическими производствами, требующими и специализированного промышленного санитарного надзора.
Санитарный врач обязан хорошо знать устройство судов в сани-тарно-техническом отношении и правила эксплоатации в целях обеспечения экипажу и пассажирам наилучших гигиенических условий временного или постоянного пребывания и работы на судне. При этом он должен уметь приспособлять общегигиенические нормы и требования-к конкретным условиям без ущерба для здоровья судового населения. Условия, при которых приходится проводить санитарно-оздоровитель-ные мероприятия на судах, во многих отношениях сложнее, чем на берегу. На небольшой площади судна размещаются пассажиры, лич-йый состав экипажа, грузы, различные механизмы движения, судовые системы и служебные помещения. Это создает большие трудности в установлении гигиенических норм. Эти нормы весьма отличны от общепринятых; так, например, воздушный куб в каютах на судах допускается правилами в 2,5—4 м3 вместо нормальных для береговых жилищ 16—20 м3. Отсюда вытекают и другие нормы вентиляции, температуры и влажности. Норма водоснабжения пресной водой на. судах по тем же соображениям снижается до 20 л, а в случае нужды — до 6 л.
Надо учесть, что санитарные требования к находящимся в эксплоатации судам различны в зависимости от типа, назначения и места плавания (морской, речной, озерный флот, мелкотоннажный на> малых реках, самоходные, несамоходные суда; пассажирские, грузопассажирские, буксирные, сухогрузные, нефтеналивные, промысловые, технические суда и т. д.). Имеется много конструктивных особенностей в устройстве и оборудовании жилых и рабочих помещений на судах,, много судовых систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и освещения.
Санитарный врач водного транспорта должен проверить все эти устройства с точки зрения выполнения специальных санитарных норм и возможности максимального повышения их в условиях данного судна и совершаемых им рейсов. Санитарные дефекты в устройстве и оборудовании судов санитарный врач должен учесть и отметить во время навигации или в целях их немедленного устранения (при небольших дефектах), или в целях переустройства или переоборудования судна во время судоремонтного периода.
По окончании ремонта или постройки судна санитарный врач участвует в технических комиссиях по приемке судов, следя за выполнением санитарно-технических правил и соответствующих гигиенических требований.
Чертежи • строящихся и ремонтируемых судов, а также ремонтные (дефектные) ведомости рассматриваются санитарными врачами водного
транспорта с точки зрения соответствия гигиеническим требованиям, что требует от санитарного врача не только медицинских, но в достаточной степени и технических знаний в специфической области водного транспорта.
В связи с перечисленными специфическими особенностями в работе санитарного врача водного транспорта было бы целесообразно включить в проект положения о званиях врачей-специалистов и специальность «гигиена водного транспорта». Это бесспорно будет способствовать повышению квалификации санитарных кадров водного транспорта и улучшению качества медико-санитарного обслуживания.
Специализация врачей водного транспорта может быть достигнут.} как предварительной подготовкой на соответствующих курсах усовершенствования врачей для лиц, поступающих на водный транспорт и имеющих необходимый стаж общесанитарной работы, так и практической работой на водном транспорте в течение 3 лет или — при наличии общего стажа санитарной работы в 2 года — не менее 2 лет. Дальнейшая специализация может быть установлена по общим нормам квалификации и стажа. Курсы усовершенствования для санитарных врачей водного транспорта должны вестись, как это и было принято до сего времени, по специальным программам, включающим не только общегигиенические дисциплины в приложении их к водному транспорту, но и специальные дисциплины водного транспорта — судостроение, портостроение, навигация, эксплоатация судов и портов, водное хозяйство и пр.
Проф. 3. И. ИЗРАЭПЬСОН
О профиле промышленно-санитарного врача
Из кафедры гигиены труда I Московского ордзна Ленина медицинского института
Велики задачи, стоящие перед санитарными врачами в наступивший ныне период мирного развития. Поэтому особенно необходимо тща тельно пересмотреть содержание санитарной работы, учесть опыт работы в годы Великой отечественной войны, отбросить те методы работы, которые не оправдали себя, и максимально укрепить оказавшиеся наиболее эффективными.
В статье «Беречь и ценить санитарные кадры» 1 главный государственный санитарный инспектор А. Я. Кузнецов писал: «Нельзя забывать, что наши задачи из года в год становятся все более ответственными» и, далее, «нельзя долее мириться с тем, что в ряде областей санитарный врач — человек с высшим образованием — превращается в составителя протоколов, на которого к тому же возлагают ответственность за недостатки в работе органов коммунального хозяйства». Выступая на пленуме совета по кадрам, Б. Д. Петров указывал на «ненормальное положение санитарных кадров» и, далее, говорил: «Нужно, чтобы санитарный врач был врачом в полном смысле слова» 2.
Пересмотр, или, правильнее сказать, анализ, работы санитарных врачей с целью определения задач, методов и содержания работы является ныне действительно актуальным.
Какие цели должен ставить перед собой промышленно-санитарный врач? Кратко они могут быть определены следующим образом: 1
1 Медицинский работник, № 5, 1945.
1 Гигиена и санитария, № 1—2, стр. 50, 1945.