Научная статья на тему 'Профиль общесанитарного врача железнодорожного транспорта'

Профиль общесанитарного врача железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профиль общесанитарного врача железнодорожного транспорта»

не должна быть установлена на сухопутных границах»), при применении на практике потребовал внесения ряда отступлений/ особенно на южных границах СССР.

Изданные в 1940 г. НКЗдравом СССР на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 23. VIII. 1931 г. и в соответствии с постановлениями Международной санитарной конвенции 1926 г. «Правила по санитарной охране границ СССР» в разделе X «О мерах на сухопутных границах» и в специальном добавлении к «Правилам» (меры, предусмотренные § 22 раздела X) предусматривают поэтому проведение в необходимых случаях на сухопутных границах ряда санитарных и противоэпидемических мероприятий и не указанных б разделе VI Международной санитарной конвенции 1926 г.

Эти добавочные мероприятия, в'том числе и обсервация, проводимая именно на сухопутных границах, дали весьма положительные результаты в практике работы на некоторых границах как до войны, так и во время Отечественной войны (южные и восточные границы).

Санитарная обстановка на границах СССР на заключительном этапе Отечественной войны и в ближайший послевоенный период заключает в себе много специфических особенностей. При разработке дополнений или изменений к существующей Международной конвенции 1926 г. или при обсуждении проектов новых конвенций придется учесть следующие основные положения:

1. Интересы санитарной охраны границ СССР значительно разнятся от интересов других великих держав, имеющих по сравнению с Советским Союзом гораздо меньшую длину сухопутных границ. Помимо этого, из государств Европы только СССР непосредственно граничит со странами Ближнего Востока и через них с Индией — эндемическим очагом холеры и чумы.

2. Пребывание Красной Армии з освобожденных государствах Западной Европы, передвижение людских масс из освобожденных районов Европы в Советский Союз и военных грузов через южные границы вносят ряд изменений в санитарную обстановку наших границ.

3. В послевоенный период движение через границы грузов и люден как на западе, так и на юге еще более возрастет.

Возросшие до небывалых размеров международное значение и связи Советского Союза вызовут также л несомненно значительно больший размах морских, сухопутных и воздушных сообщений между СССР п другими государствами, вследствие чего значимость мероприятий по санитарной охране границ СССР увеличится еще более.

Проф. С. Ф. КАЗАНСКИИ

Профиль общесанитарного врача железнодорожного транспорта

Санитарный врач железнодорожного транспорта должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Быть политически образованным, учитывать значение отдельные отраслей народного хозяйства, знать в основном структуру их управления и, в частности, отчетливо представлять место, значение и задачи транспортного хозяйства в общем строе советского государства как в мирное время, так и в условиях военного времени.

2. Быть знакомым со структурой, состоянием и работой отдельных отраслей транспортного хозяйства, знать основные этапы исторического развития транспорта и иметь перспективу дальнейшего развития его и.

в частности, быть знакомым с предположениями на ближайшие пятилетия в отношении восстановления и нового строительства, реконструкции существующего транспорта и эксплоатации его в связи с задачами всего Советского Союза.

3. Знать принципы и основы советского здравоохранения вообще и советской санитарии в частности и быть знакомым со структурой здрав* охранения в тех республиках СССР, по которым проходит обслуживаемая данным санитарным врачом железная дорога. Знать структуру здравоохранения на железнодорожном транспорте и в других смежных ведомствах, а также иметь правильную установку в вопросах о взаимо отношениях между медико-санитарными ор1 анизациями НКЗдрава и ведомственными санитарными организациями.

4. Знать санитарное законодательство СССР и отдельных его республик и обязательные постановления, санитарные правила и распоряжения НКПС и его Главсанупра. Знать обязательные постановления и распоряжения в санитарно-эпидемической области тех местных территориальных органов, по территории которых проходит данная дорога Знать точно права и обязанности санитарных органов транспорта.

5. Быть знакомым со смежными задачами других ведомств и организаций: наркомздравов (в области общего здравоохранения), Военно-санитарного управления (в области обслуживания воинских эшелонов при перевозках их по железным дорогам), Наркомата пищевой промышленности, мясо-молочной, рыбной, Заготзерно и НКЗема (в области обслуживания перевозок пищевых и, в частности, скоропортящихся грузов, а также животного сырья и скота), Наркомстроя и Наркомсовхозов (в области коммунального строительства и благоустройства), ВЦСПС (в области санитарной охраны труда), НКПроса {в области обслуживания детей транспортников), НКТорга (е области общественного питания), транспортных органов милиции и прокурорского надзора (в области надзора за санитарным состоянием транспорта и прилегающих территорий),- Наркомречфлота и Наркомморфлота, Управления Гражданского воздушного флота (в области обслуживания пассажиров и грузов в передаточных пунктах) и других ведомств, а также и общественных организаций со смежными целями (Общества Красного креста и Красного полумесяца, Осоавиахима и пр.).

6. Знать структуру и принципы работы профсоюзных организаций, в частности, союзов железнодорожных рабочих, союза транспортных строительных работ и Медсантруда, и уметь увязывать работу по санитарному оздоровлению транспорта с работой профсоюзных организаций.

7. Иметь достаточные теоретические знания в области общей и коммунальной гигиены и санитарни, основ пищевой гигиены и обществгн-ного питания и гигиены труда, уметь разбираться в проектах и планах по строительству и благоустройству, уметь составлять для них санитарно-гигиенические задания и давать ло ним заключения. Практически уметь применять эти знания к специфическим условиям транспорта.

8. Быть достаточно знакомым с основами бактериологии и эпидемиологии, включая и область дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также и с основами санитарной статистики. Практически уметь быстро ориентироваться в эпидемиологической обстановке транспорта и уметь организовать борьбу с эпидемиями в этих условиях.

9. Быть знакомым с основами лабораторной техники в области исследования главных пищевых продуктов, питьевой воды (в частности, кипяченой) и сточных вод, а также воздуха; уметь разбираться в химических, бактериологических и других санитарных анализах («читать» анализы). Быть знакомым с основами техники производства серологических реакций и прививок при основных инфекционных болезнях и уметь

организовать массовые предохранительные прививки и фагирование, проверки на бациллоносительство и пр.

10. Знать «технологию» производства железнодорожного транспорта (в размере «техминимума»), в частности:

а) знать в основном структуру и работу паровозов, тепловозов и электровозов, уметь разбираться в преимуществах различных систем их •с точки зрения условий труда на них паровозной бригады и быть знакомым со всеми стадиями работы на паровозе как в депо, так и на станции и в пути, а также с санитарно-гигиеническими требованиями к устройству, оборудованию и содержанию депо и мастерских при них;

б) быть знакомым с характером работы (а в главных ее частях и •с техникой) станционного распорядительного персонала (подготовка, отбытие и прибытие поездов, работа диспетчера, начальника станции и др.) и с гигиеническими требованиями, связанными с этой работой;

в) знать основы вокзалостроения и эксплоатации вокзалов, а также и все санитарно-гигиенические требования, которым они должны удовлетворять как в отношении своего устройства, оборудования и содержания, так и в отношении обслуживания пользующихся ими пассажиров;

г) знать вагоностроение и эксплоатацию подвижного состава, а также все санитарно-гигиенические требования, которые должны и могут быть предъявлены как в отношении устройства, оборудования и содержания вагонов, так и в отношении обслуживания пассажиров в пути, равно как и в отношении санитарно-гигиенических условий работы поездных бригад; то же и в отношении работ в вагоноремонтных мастерских и пунктах;

д) знать технику массовых людских перевозок и санитарно-гигиени-ческих и противоэпидемических мероприятий при них как в период подготовки, так и в пути, равно как и после высадки в местах прибытия;

е) быть достаточно осведомленным в технике перевозки и хранения скоропортящихся и других пищевых продуктов, а также и других грузов, имеющих санитарное значение, и знать санитарно-гигиенические требования, которые должны и могут быть предъявлены при перевозке и хранении всех указанных грузов, равно как при устройстве и содержании изотермических вагонов, пакгаузов, холодильников, станций предварительного охлаждения и пр.;

ж) владеть техникой санитарной обработки, дезинфекции и дезинсекции станционных помещений, подвижных составов и грузов в специфических транспортных условиях (массовость, срочность производства и многообразие объектов).

11. Быть осведомленным об обстановке производства изысканий новых железнодорожных путей и знать санитарно-гигиенические требования как при изыскании, так и при проектировании и строительстве новых линий, станций, поселков и отдельных сооружений, равно как и уметь организовать правильное и полное медико-санитарное обслуживание рабочих, занятых на указанных работах [обслуживание изыскательных партий, рабочих на земляных, взрывных (скальных и тоннельных), кессонных и строительных работах и работах по укладке пути].

12. Знать бытовые условия постоянных железнодорожных и временных строительных рабочих и уметь организовать среди них массовую санитарно-культурную работу в целях внедрения в их быт санитарно-гигиенических навыков и новых форм социалистического быта. \

Помимо' общесанитарного врача железнодорожного транспорта, профиль которого изложен выше, жизнь выделила к настоящему времени несколько добавочных специальностей по санитарно-эпидемиологической службе железнодорожного транспорта. Это транспортный врач-эпидемиолог, транспортный коммунальный санитарный врач,

транспортный пищевой врач, транспортный промышленный врач, санитарный врач по водоснабжению, санитарный врач для изыскательских партий и новостроящихся железных дорог.

Профиль транспортного врача-эпидемиолога

Врач-эпидемиолог, кроме о^щей подготовки по 'общей и частной эпидемиологии и бактериологии, должен иметь знания и опыт по предупреждению и борьбе с инфекциями в условиях железнодорожного транспорта. Он должен знать и уметь проводить:

1. Предупредительные противоэпидемические мероприятия в условиях вокзала.

2. Мероприятия по санитарному надзору за перевозкой различных организованных контингентов и по массовой санитарной обработке их.

3. Мероприятия по санитарной обработке вагонов различных видов и по дезинсекции и дезинфекции их, а также по проектированию строительства и эксплоатации подвижных установок (вагоны-дезкамеры, бани, санпропускники, дезинфекционно-банно-прачечные поезда).

4. Мероприятия по обслуживанию грузов, опасных в эпидемиологическом отношении.

5. Мероприятия по медико-санитарному обслуживанию пассажиров в поездах.

6. Мероприятия в области снабжения пассажиров водой, кипятком,, питанием, постельным бельем.

7. Мероприятия по предупреждению заболеваний железнодорожного персонала, по роду службы находящегося в систематически:: разъездах.

8. Мероприятия противоэпидемического характера среди железнодорожного населения.

9. Меры санитарной охраны границ.

Профиль транспортного коммунального санитарного врача

Коммунальный санитарный врач, кроме знаний, обязательных для общесанитарного врача, должен иметь специальные знания в области коммунальной гигиены жилища, в частности, он должен знать:

1. Гигиену и основы техники водоснабжения с учетом специфических особенностей железнодорожного водоснабжения, применяемых на транспорте норм технического, питьевого и хозяйственно-бытового водопотребления, способов умягчения воды, особенностей бесбашеч-ного водоснабжения, санитарные требования при перевозке воды (в условиях «привозного водоснабжения»), при водоснабжении вагонов и т. п.

2. Способы удаления и очистки сточных вод и твердых отбросов-со специфическими особенностями этого дела в условиях железно-дорожною транспорта (сточные воды паровозных депо, промывочных; и пропарочных станций, шпалопропиточных заводов, дезинфекционно-промывочных станций и др., способы их очистки, особенности в составе мусора станционных территорий и способы его удаления и обёзйреживания, способы очистки железнодорожного полотна и станционных территорий и т. д.).

3. Санитарное значение задымленности железнодорожных станций и железнодорожных поселков и меры борьбы с ней (дым депо и паровозов) .

4. Санитарные требования к планировке и строительству железнодорожных станций с ее отдельными элементами: пассажирский вокзал.

товарная станция, производственная часть (депо, заводы, мастерские).

5. Санитарные требования к планировке и строительству отдельных специфических железнодорожных зданий (станционных и путевых).

6. Санитарные требования к планировке и строительству железнодорожных поселков и особенности их построения в условиях железнодорожного транспорта.

7. Благоустройство железнодорожных станций, поселков и всей лолосы отвода.

8. Гигиену вагонов (пассажирских, товарных и др., а также вагонов специального назначения).

9. Санитарные требования к планировке и строительству специальных устройств для санитарной обработки пассажирских вагонов (вагон-лые парки, экипировочные станции, дезинфекционные ангары и пр.).

10. Требования к перевозке грузов и к специальным устройствам для этого (станции предварительного охлаждения, изотермические вагоны, контейнеры, льдохранилища, холодильники, овощехранилища, элеваторы, пакгаузы, дезопромывочные станции для обработки товарных и изотермических вагонов, пропарочные станции для очистки цистерн).

11. Гигиену новостроящихся железных дорог (задачи санитарной •организации при изысканиях, при устройстве железнодорожного полотна, при тоннельных и скальных работах, при мостовых, кессонных и водолазных работах; станционные строительные площадки, временные жилые и производственные постройки и другие здания для бытового, санитарного и культурного обслуживания строительных рабочих, временные устройства по водоснабжению и очистке временных рабочих поселков).

12. Санитарное законодательство и транспортные стандарты в области планировки и строительства на железнодорожном транспорте.

Профиль транспортного пищевого врача

Кроме сведений, обязательных для общесанитарного врача и для территориального пищевого врача, транспортный пищевой санитарный врач должен знать:

1. Гигиенические требования к устройству и оборудованию специфических транспортных пищевых учреждений и предприятий (железнодорожные буфеты, рестораны, вагоны-рестораны, купе-буфе-ты, продуктовые базы, вагоны-лавки, вагоны-пекарни, кухни, столовые и др., а также торговля вразнос на станциях и в вагоне и торговля на пристанционных рынках).

2. Гигиенические требования к перевозке пищевых грузов (станции предварительного охлаждения, холодильники, пункты льдоснабже-ния, изотермические вагоны, контейнеры, склады и пакгаузы и т. п., дезопромывочные станции и пункты).

3. Гигиену и организацию питания пассажиров в пути.

4. Гигиену и организацию питания при массовых перевозках организованных групп.

5. Детское питание в пути (комната матери и ребенка, питание через буфеты, вокзальные молочные пункты и киоски и пр.).

6. Общественное питание железнодорожников на станциях и в железнодорожных поселках.

7. Питание железнодорожников, работа которых связана с постоян-.ным пребыванием в пути.

8. Питание рабочих в условиях строительства новых линий.

9. Санитарное законодательство в области пищевого дела и ведомственные приказы и инструкции.

Профиль транспортного промышленного санитарного врача

Кроме сведений, обязательных для общесанитарного врача, и основ коммунальной гигиены и кроме промышленной гигиены вообще, промышленный санитарный врач на железнодорожном транспорте должен знать:

1. Гигиенические условия и санитарные требования к производству в паровозостроительных и ремонтных заводах, в вагоностроительных и вагоноремонтных заводах, в вагоноремонтных пунктах и мастерских.

2. Гигиенические условия и санитарные требования к паровозным депо и к работе в них.

3. Гигиенические требования к устройству и оборудованию паровозов, тепловозов и электровозов и к условиям труда на них.

4. Санитарные условия труда станционного распорядительного персонала и других станционных работников.

5. Гигиенические требования при постройке ноеых железных дорог (земляные, скальные, тоннельные, мостовые, кессонные, водолазные, строительные, укладочные и другие работы).

6. Санитарно-гигиенические требования при погрузке и выгрузке грузов.

7. Гигиену освещения и вопросы световой сигнализации.

8. Санитарные требования при работах на электрофицированных железных дорогах.

9. Из отдельных разделов промышленной гигиены санитарную характеристику машиностроительного дела, котельного, чугунно-'и меднолитейного с холодной обработкой и резкой металлов, кузнечным делом, деревообделочным, электросваркой и автогенной сваркой и в особенности вопросы вентиляции промышленных предприятий (депо, заводы).

10. Вспомогательные промышленные предприятия (шпалопропиточ-ные заводы, балластозаготовительные карьеры, щебеночные заводы, лесозаготовки и пр.).

11. Законодательство по санитариой охране труда на транспорте.

12. Технику безопасности при работах на железнодорожном транспорте и меры борьбы с травматизмом.

Профиль санитарного врача по водоснабжению

Кроме знаний, обязательных для общесанитарного врача и знания общих основ коммунальной гигиены (по разделам водоснабжения, канализации, очистки сточных вод и очистки населенных пунктов от твердых отбросов), транспортный врач по водоснабжению должен иметь соответствующие сведения:

1) по гидрологии и гидрогеологии (в общем и в частности по гидрогеологии того района, в котором данный врач работает);

2) в отношении требований к качеству воды с учетом требований, которым должна удовлетворять вода водопроводов, одновременно обслуживающих и хозяйственно-питьевые, и технические нужды транспорта;

3) по нормам расхода воды отдельными железнодорожными объектами;

4) по умягчению воды и санитарным требованиям в этой области;

5) по хлорированию воды (техника и санитарный химический и бактериологический контроль за ним);

6) по методам очистки специфических для транспорта сточных вод: от депо, пропарочных станций для очистки цистерн, дезинфекционно-промывочных станций для очистки вагонов после перевозки скота, шпалопропиточных заводов и др.;

7) по безбашенному водоснабжению;

8) по привозному водоснабжению (перевозка воды поездами' и пр.);

9) по снабжению водой пассажирских вагонов;

10) по санитарной охране водоснабжения в условиях транспорта:

11) по методам лабораторного контроля за водоснабжением (в том числе и за кипяченой водой).

Профиль санитарного врача для изыскательских партий иновостроящихся железных дорог

A. В период изыскательских работ врач, сопровождающий изыскательскую партию, должен:

а) быть консультантом по санитарным зопросам, возникающим в процессе изысканий нового пути;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) уметь оказывать первую помощь членам экспедиции.

Для этого врач должен обладать следующими познаниями:

1. Иметь опыт в оказании первой и неотложной помощи в условиях экспедиции.

2. Уметь дать санитарную оценку и нужную консультацию при снаряжении экспедиции.

3. Знать полевые методы очистки и обезвреживания питьевой воды.

4. Владеть полевыми методами лабораторного исследования воды для дачи заключения о пригодности источника для водоснабжения будущей станции и поселка.

5. Уметь ориентироваться в вопросах выбора площадки под будущие станции и путевые дома на перегонах.

Б. В период планирования и проектирования новой линии на основе материалов экспедиции врач должен обеспечить консультацию и санитарное заключение по всем проектам планировки и строительства станции, поселков и отдельных объектов в них.

Для этого врач должен быть компетентным в вопросах:

1) планирования станций, остановочных пунктов и поселков при них;

2) установления перечня всех необходимых с санитарной точки зрения объектов железнодорожного строительства на данных станциях (для обслуживания пассажиров, железнодорожников, для санитарной обработки людей, грузов и вагонов и др.);

3) проектирования вокзалов, пассажирских, служебных и различных дежурных помещений;

4) проектирования складов и хранилищ для различных категорий грузов (пищевых скоропортящихся и других, имеющих санитарное значение);

5) проектирования производственных предприятий и помещении (депо, мастерские и др.);

6) проектирования жилых, станционных и путевых зданий, пищевых учреждений, учреждений для санитарно-гигиенического обслуживания населения и для культурного обслуживания.

Для всего перечисленного врач должен знать как общегосударственные стандарты и санитарное законодательство, так и ведомственные нормативы и приказы, регулирующие железнодорожное строительство.

B. В период строительства новой железной дороги врач должен осуществлять санитарный надзор за выполнением всех санитарных требований, предъявленных при проектировании, и за санитарными условиями труда и быта строителей дороги.

Для этого врач должен уметь проводить следующие мероприятия:

1. Организовать профилактические мероприятия против заноса инфекций пришлыми рабочими.

2. Знать типы временных, разборных и переносных жилых и других зданий для бытового обслуживания строителей.

3. Организовать временное водоснабжение, очистку от отбросов и т. п.

4. Обеспечить санитарные условия при специфических работах (тоннели, кессоны при устройстве мостов и т. п.).

5. Организовать специальные мероприятия на отдельных участках дороги в соответствии с различными климатическими и другими природными условиями.

И. КОГАН

Профиль санитарного врача (гигиениста) водного транспорта

I

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии

на водном транспорте

Санитарная работа на морском и речном транспорте имеет резко выраженную специфику, с которой постоянно приходится считаться как в практической санитарной деятельности, так и в научной гигиенической работе. В основном эти специфические особенности выражаются в следующем:

1) текучесть обслуживаемых контингентов населения: пассажиры, ллавсостав, сезонные рабочие во время навигации и в судоремонтный период;

2) подвижность обслуживаемых объектов: суда всех типов, плоты, временные зимовки судов;

3) постоянная связь весьма отдаленных друг от друга районов, расположенных вдоль водного пути, и соприкасающихся с ними других судоходных водных артерий, а также частое сообщение с заграничными портами на морском транспорте;

4) обслуживание иностранных и отечественных судов заграничного плавания на основе международных санитарных конвенций;

5) санитарно-технические особенности в архитектуре и конструкции обслуживаемых объектов — судов, дноуглубительных снарядов, гидротехнических сооружений, портовых и пристанских устройств;

6) необходимость и в то же время затруднительность связи с территориальными советскими учреждениями разных областей и районоз и экстерриториальность обслуживаемых наркоматов морского и речного флота, имеющих централизованное управление во всесоюзном масштабе.

Линейный или портовый санитарный врач водного транспорта должен иметь универсальную подготовку не только по гигиеническим дисциплинам — коммунальной, пищевой, промышленной санитарии, эпидемиологии, но и специально по водному транспорту, где ему приводится самостоятельно и быстро решать вопросы санитарного дела в .особых условиях морского и речного плавания. На больших пристанях и в портах за время навигации мимо санитарного врача проходят сотни тысяч, а в некоторых пунктах, например, на Волге, и миллионы пассажиров, а также тысячи работающих на разного рода судах. Линейный или портовый санитарный врач обязан проводить все необходимые профилактические мероприятия противоэпидемического порядка, принимая во внимание возможность распространения эпидемий водным транспортом, своевременно обнаруживать и изолировать инфекционных вольных из плавсостава, пассажиров и пристанского населения, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.