Д-р В. В, СОЛОВЬЕВ (Москва)
Особенности противоэпидемической работы на водном транспорте1
Противоэпидемическая работа на водном транспорте имеет свои особенности, вытекающие из специфики обслуживаемых людских контингентов. Эти контингенты состоят: 1) из 45 млн. пассажиров, проходящих через водный транспорт в одну навигацию, в том числе около 4 млн. на морских судах, 2) экипажей различного типа морских и речных судов, 3) рабочих и служащих пристаней и портов (в том числе грузчиков), 4) рабочих и служащих судоремонтных пунктов и 5) членов семей всех этих категорий работников.
Численность работающих на водном транспорте в среднем можно принять (на 1937 г.) до 400 тысяч человек, сюда нужно присоединить еще около 100' тысяч человек, работающих не на водном транспорте, но имеющих к нему непосредственное отношение: Лесосплав, Лесоэкспорт, Лензолото, Главсевморпуть и другие организации, владеющие судами или арендующие их у НКВода и обслуживаемые водной медико-санитарной организацией. Общую численность водницкого населения, не считая пассажиров, ориентировочно можно принять на 1937 г. в 1,5 млн. человек. Эти цифры могут быть приняты для вычисления интенсивных эпидемических показателей с большой оговоркой, которая весьма существенна и характерна для водного транспорта и будет относиться почти ко всем перечисленным выше контингентам. Контингенты весьма изменчивы, непостоянны и текучи. В отношении пассажиров, как известно, имеются всеми принятые термины —■ «пассажирский поток», «движущиеся массы». Другие контингенты также непостоянны, изменчивы как в количестве, так и в своем составе — подвижной состав или плавсостав, береговые грузчики, пристанские рабочие и пр. Основная причина такого непостоянства всех этих людских контингентов — сезонность работы водного транспорта, который является собственно транспортом только в навигационное время. В межнавигационный период он превращается в большинстве своих предприятий в обычные береговые судоремонтные заводы, которые могут быть и не связаны с НКВодом (как судоверфи ВКТПрома и пр.). Даже там, где навигация продолжается круглый год (Черное море, Владивосток, р. Кура и пр.), в зимнее время работа водного транспорта сокращается до минимума.
Но, кроме сезонной изменчивости количества .водницкого населения, оно меняется и весьма значительно в своем составе, особенно в навигационное время среди плавсостава: текучесть рабочей силы на судах в некоторых бассейнах доходит до 100°/о. Таким образом, принятая нами цифра водницкого населения в 1,5 млн. человек, в среднем соответствующая списочному составу, не соответствует количеству живых людей, из среды которых регистрируются за год те или иные заразные заболевания. Это, конечно, не может не сказываться на интенсивных эпидемических показателях, несколько увеличивая их: абсолютные числа заболеваний приходится относить к действительному значительно большему количеству живых людей, давших эти заболевания. Но есть и противоположное явление, несколько уравновешивающее первое, — недоучет водным» здравотделами абсолютного числа случаев, регистрируемых их только территориальными органами здравоохранения, что особенно часто бывает в отношении членов семей застрахованных.
1 Статья является вводной к ряду материалов о здравоохранении на водном транспорте; часть этих материалов будет в этом году помещена в журн. «Гигиена и санитария».
Еще труднее установить среди водников не менее важный показатель — смертность и летальность. Большинство заразных больных с водного транспорта попадает в территориальные заразные больницы и выделить их из общей регистрации можно только специальным исследованием. Легче это сделать в отношении застрахованных по данным страхкасс, выдающих пособие по случаю смерти, но и тут требуются специальные статистические исследования, так как готовых цифр в оперативной статистике страхкасс нет.
При всех этих затруднениях учет эпидемической заболеваемости среди водников можно поставить почти с исчерпывающей полнотой и даже ввести в этот учет необходимые поправки. Санитарные врачи водного транспорта, ответственные за эпидемиологическую работу в своем ограниченном районе, могут и должны поставить исчерпывающий учет заразных заболеваний и смертности от них, связавшись с территориальными органами здравоохранения и со своими страхкассами. Учесть эпидемическую заболеваемость среди пассажиров, непосредственно связанную с водным транспортом, чрезвычайно трудно, хотя эта связь несомненна. Международными соглашениями (санитарными конвенциями) признано, что морской транспорт служит при известных условиях преимущественным источником (вернее, средством) распространения так называемых конвенционных заразных болезней— чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа и оспы. Это, конечно, не значит, что другие заразные болезни не распространяются через водный транспорт, но для многих .стран конвенционные болезни стали настолько редкими, экзотическими, что привести их в страну можно только из других «заморских» стран; поэтому против них принимаются специальные меры, предусмотренные конвенцией. Само собой понятно, что при посредстве водного транспорта могут передаваться почти все заразные заболевания, эндемичные в данной стране. Но установить фактическую зависимость заразного заболевания у того или иного пассажира от условий транспорта, особенно на внутренних водных путях, для водно-санитарного надзора почти невозможно. Правда, во время больших эпидемических вспышек, например, холеры или паразитарных тифов, эту связь заболевания с транспортом установить можно очень часто с полной, достоверностью. Спорадические же случаи почти неуловимы. Случаи снятия заразных больных пассажиров с судов морского и речного транспорта в навигации последних лет по бассейнам исчисляются единицами и десятками и не составляют массового явления. Но это не говорит о полном благополучии и не дает никаких оснований к ослаблению противоэпидемических мероприятий на водном транспорте. Весьма тесное соприкосновение массы людей на ограниченном пространстве судна и пристани при постоянной смене этих людей уже а priori говорит о возможности взаимного инфицирования при наличии даже отдельных случаев эпидемических заболеваний среди населения, не говоря уже о вспышках эпидемий.
Внимание эпидемиолога должно быть постоянно направлено на пассажирский поток как во время пребывания его на пристани, так и в пути на судне.
Для этого, помимо постоянной сети санитарных учреждений, создаются специальные навигационные санитарно-эпидемические учреждения: врачебно-наблю-дательные станции I и II разряда и медсан,пункты на внутренних водных путях, а на морях морские санитарно-карантинные станции и ¡пункты, а тарке и судовой медперсонал на морских и речных судах. О морских учреждениях, имеющих специальное назначение, следует говорить особо.
Исторически врачебно-наблюдательные пункты на водных путях возникли исключительно как временные противоэпидемические учреждения
во время холеры и отчасти во время чумы на Амуре в 90-х годах прошлого века и в первом десятилетии текущего века. При чрезвычайно ограниченных возможностях развития общественной профилактики в старой России роль их была очень ограничена и они быстро свертывались по миновании! угрозы эпидемии. В первые годы после Октябрьской революции врачебно-наблюдательные пункты стали играть весьма важную роль в борьбе с сыпным тифом на водных путях. Однако на них продолжали смотреть как на временные противоэпидемические учреждения, необходимые только при массовых эпидемиях; в конце 20-х годов во многих 'бассейнах они оказались ликвидированными. В 1933 г. потребовалось специальное постановление СНК РСФСР, чтобы в полной мере восстановить сеть врачебно-наблюдательных станций на водном транспорте, для чего НКВод обязывался построить ряд -санпропускников, что он в значительной мере и выполнил в том же году.
С этого времени врачебно-наблюдательные станции становятся постоянными навигационными учреждениями во всех 'бассейнах, вне зависимости от наличия той или иной эпидемии. Оставаясь по преимуществу и прежде всего противоэпидемическими учреждениями, о чем не нужно ни на минуту забывать и в свободное от эпидемии время, врачебно-наблюдательные станции расширили свои функции в отношении общего медико-санитарного обслуживания, главным образом плавсостава и пассажиров: в их состав вошли рейдовые врачи, маляриологи, комнаты матери я ребенка, молочные киоски для детей, санкультбазы, общий санитарный надзор за ¡санитарным 'состоянием береговой полосы во время навигации, общесанитарные осмотры судов. Все это, конечно, повысило значение врачебно-наблюдательных станций в системе санитарного надзора, на водном транспорте. Однако еще и еще раз нужно подчеркнуть их главную роль как противоэпидемических учреждений. Эпидемиологические функции врачебно-наблюдательных станций, равно как и другие, должны быть направлены главным образом на пассажирский поток и. плавсостав. Врачебно-наблюдательная станция (пункт) не может ограничиваться только ролью пассивного ожидания, когда придет больной или кто-либо заявит о больном. Дежурный медперсонал должен все время быть среди пассажиров на пристанях и на стоящих у пристаней судах, должен отыскивать больных, подозрительных по заразному заболеванию, нечистоплотных (вшивых), детей, не привитых против натуральной оспы, команды судов, не привитых против брюшного тифа, маляриков из плавсостава, не получающих лечения, и пр. При обнаружении на судне отдельных форм эпидемических заболеваний врач наблюдающей станции или сам> устанавливает необходимые мероприятия, или сообщает об этом госсанинспектору, например, в случае натуральной оспы, когда бывает необходимо сделать поголовную ревакцинацию всему экипажу и всем соприкасавшимся с больным пассажиром, или в случае сыпного тифа подвергнуть санобработке пассажиров и всю команду судна.
Очень часто дежурный медперсонал врачебно-наблюдательных станций и медпунктов целиком ограничивает свою деятельность только подачей первой медицинской помощи или даже амбулаторными приемами пристанских рабочих.
Санитарно-эпидемиологическая роль врачебно-наблюдательных станций должна быть выдвинута на первый план, в этом оправдание их существования на водном транспорте.
Основные особенности водницкого населения — непостоянство состава, постоянная перемена местожительства, временное расселение по окружающим затоны деревням, тесное соприкосновение, с огромными массами пассажиров — все это, несомненно, имеет значение в эпидемиологическом отношении.
При заселении квартир или при назначении команд на суда в начале навигации с эпидемиологической стороны лучше соединять вместе тех лиц, которые уже сжились друг с другом. Избежать тесного общения команд с пассажирами, конечно, невозможно, но следует по возможности отделить жилища команды и их столовые от помещений пассажиров, о чем имеется специальное требование в санитарных правилах для судов.
Эпидемическая заболеваемость за исключением малярии среди водников по абсолютным цифрам за последние годы не велика. Но это ни в коей( мере не дает нам право успокаиваться.
Работы для эпидемиологов и санитарных врачей и эпидемических учреждений на водном транспорте еще много, но победа возможна и она должна быть, так как для нее имеются все предпосылки в нашем социалистическом обществе.