Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ'

ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Наумов В. С., Савинов В. И.

В данной работе с учетом особенностей хозяйственной деятельности речных портов сформулированы требования по предупреждению загрязнения окружающей среды этими предприятиями, на основе которых должен осуществляться выбор способов и средств инженерной защиты окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Наумов В. С., Савинов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF ENVIRONMENTAL ENGINEERING PROTECTION IN RIVER PORTS

The subject matter of the article are requirement to environmental protection in river ports with special of it activity. This requirement may be criteria for choice of engineering environmental protection 's methods and technology.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ»

эксплуатации и ожидающих своей утилизации. Так как основные параметры, которыми можно регулировать скорость коррозионных процессов, относятся к агрессивности окружающей среды, а не к характеру корродирующих металлов, то уменьшение скорости коррозии возможно лишь при удачном выборе места отстоя. Последнее должно характеризоваться небольшой скоростью течения, отсутствием в акватории льда, низкой электропроводностью речной воды и отсутствием блуждающих токов.

Список литературы

[1] http://shipbuilding.ru/rus/

[2] Этин В.Л., Наумов B.C. Оценка воздействия на акватории судоремонтных заводов и баз отстоя флота // «Великие реки - 2000». - Н. Новгород: ННГАСУ, - С. 264-265.

[3] Чендлер К.А. Коррозия судов и морских сооружений. - Л.: Судостроение, 1988.

[4] Коррозия и зашита судов / Под ред. Люблинского Е.Я., Пирогова В.Д. - Л.: Судостроение, 1987.

[5] Ляпина Н.Ш., Мясникова И.Б., Этин В.Л. Полимерные конструкционные материалы крупногабаритного отхода судопроизводства // Современные технологии в кораблестроительном образовании, науке и производстве. - Н. Новгород: НГТУ, 2002. - С. 467-472.

THE PROBABLY OF MINIMIZATION OF CORROSION PROCESSES FOR SHIPS THAT REMOVED FROM OPERATION

N.Sh. Lyapina

The analysis of main factors of corrosion processes of ships that basis into closed water areas and places of ship's defending is conducted. These investigation may be used to formulate requirements to places of defend for ships that removed from operation

УДК 502:627.215.2

B.C. Наумов, д.т.н., доцент.

В.И. Савинов, к.т.н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

/

ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ

В данной работе с учетом особенностей хозяйственной деятельности речных портов сформулированы требования по предупреждению загрязнения окружающей среды этими предприятиями, на основе которых должен осуществляться выбор способов и средств инженерной защиты окружающей среды

Основная деятельность речного порта регламентируется кодексом внутреннего водного транспорта и направлена на обслуживание пассажиров и судов, погрузку, выгрузку, прием, хранение и выдачу грузов, взаимодействие с другими видами взаимодействия транспорта. Наряду с основной деятельностью порты выполняют работы по строительству производственных и хозяйственно-бытовых объектов, ремонту береговых и плавучих перегрузочных средств, приписанных к порту судов, береговых сооружений и другие виды подсобных и хозяйственных работ.

Для улучшения использования портовых сооружений, перегрузочной техники и рационального технического обслуживания порты практикуют организацию работы в межнавигационный период, характер которой зависит от конкретных условий в том

или ином порту. Это хранение и отгрузка грузов на железнодорожный и автомобильный транспорт, создание базисных складов для хранения массовых грузов (уголь, руда и др.) в объеме межнавигационной потребности предприятий и отгрузка этих грузов в межнавигационный период, сдача закрытых портовых складов в аренду, перегрузка грузов с железной дороги на автотранспорт и др.

Перевозимые речным транспортом грузы в зависимости от их рода, способа транспортировки и используемых транспортировочных средств в портах оказывают различное негативное влияние на окружающую среду (ОС). Наиболее ощутимо это влияние проявляется вследствие потерь грузов при перегрузочных операциях в портах отправления и прибытия, поскольку именно в это время происходит активное загрязнение основных компонент природной среды - акваторий, атмосферного воздуха и прилегающих к портам территорий. Загрязняют территорию и акваторию порта при перегрузочных операциях нефть и нефтепродукты, жидкие химические вещества, твердые грузы и обломки тары. Загрязнение атмосферы происходит за счет пыли от навалочных грузов, газообразных веществ, попадающих в атмосферный воздух при утечке газов и испарении жидкостей из-за недостаточной герметизации тары и трубопроводов.

Большой объем загрязнений поступает в порт от транзитных судов, сдающих нефтесодержашие и сточные воды, мусор и пищевые отходы Кроме того, источниками загрязнения ОС являются также суда, принадлежащие порту и вспомогательные операции, связанные с зачисткой и промывкой судов от остатков перевозимых грузов.

Отмеченные особенности хозяйственной деятельности речных портов приводят к необходимости принятия дополнительных мер по защите ОС. Выбор соответствующих средств инженерной защиты ОС должен проводится на основе требований по предотвращению загрязнения ОС речными портами, основными из которых являются следующие.

По предотвращению загрязнения атмосферного воздуха:

1. При работе перегрузочных комплексов должны обеспечиваться:

- автоматическая остановка механизмов и включение сигнализации при выбросе в атмосферу загрязняющих веществ;

- применение специальных обеспыливающих средств, защитных устройств, эффективных средств очистки выбросов, создание санитарно-защитных зон;

- применение устройств для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу загрязняющих веществ и устройств для регулирования величин выбросов за счет изменения степени очистки и технологического режима перегрузочного процесса;

-, автоблокировка перегрузочного оборудования с аспирационными и другими техническими средствами очистки выбросов в атмосферу;

2. При перегрузке навалочных и насыпных грузов грейферами должно предусматриваться:

- недопустимость переполнения грейфера грузом;

- наличие в грейферах, ковшах, бадьях и других емкостях, в которых осуществляется перемещение груза, соответствующих уплотнений, предотвращающих высыпание груза по трассе его перемещения;

- ограничение в пределах 1,5-2,5м высоты падения груза в местах его высыпания из грейферов и других емкостей;

- использование специальных пылеподавляющих насадок на бункерах, в которые высыпается груз в конце его перемещения машиной циклического действия;

- применение автоматических захватов максимально возможной вместимости с минимальной открытой поверхностью груза при их заполнении;

3. При использовании пневмотранспортных установок для перегрузки навалочных и насыпных фузов должны обеспечиваться:

- высокая степень герметичности трубопроводов, отсутствие в них внутренних шероховатостей, крутых поворотов, ответвлений, резких переходов;

- высокая надежность и экономичность воздуходувных машин, обеспечение необходимого вакуума (давления) с учетом сопротивлений насадки, шланга, трубопроводов, возможность легкого регулирования параметров пневмотранспортного процесса;

- надежные и эффективные пылеотделители.

4. Для предотвращения пылевыделения в установках конвейерного транспорта должны быть предусмотрены:

- локализация пыли в узлах разгрузки (погрузки) вагонов и автотранспорта, а также узлах пересыпки путем устройства соответствующих укрытий и очистительных устройств;

- регулирование и ограничение скоростей транспортирования груза на грузо-несущем устройстве или его укрытие;

- пылеподавляющие насадки в конце разгрузочного рукава в узле передачи груза в судно.

5. При перегрузке пылящих и опасных химических грузов должно предусматриваться:

- установка аспирационных устройств в узлах перегрузки с одной транспортной линии на другую и на складах;

- использование телескопических спускных рукавов с пылеподавляющими насадками при перегрузке грузов с конвейерных линий в трюмы судов и складские штабели;

- применение систем гидрообеспыливания для грузов, допускающих увлажнение;

- применение грейферов закрытого типа с дополнительным уплотнением кромок челюстей,

- применение других специализированных перегрузочных комплексов с изолированными от внешней среды трактами транспортирования груза и закрытыми складами.

6. Перегрузка легких сортов нефтепродуктов должна осуществляться закрытым способом.

По предотвращению загрязнения поверхностных водоемов и водотоков:

1. При перегрузке пылящих навалочных грузов должна предусматриваться установка вдоль причального фронта защитных козырьков для предотвращения просыпа груза в воду между бортом судна и причальным сооружением.

2. На причалах гидромеханизированной выгрузки грузов необходимо предусматривать:

- дренажные системы под картами намыва, отстойники и системы ввода флокулянтов для осаждения мелких фракций;

- систему оборотного водоснабжения для подачи осветленной воды из отстойников на образование пульпы в трюме судна.

3. При перегрузке опасных химических грузов, в порту должны быть передвижные или стационарные средства для приема и утилизации растворов после промывки трюмов.

4. Применяемые средства утилизации растворов и остатков грузов не должны приводить к повторному загрязнению окружающей среды.

5. Обеспечение перегрузки нефти и нефтепродуктов в порту должно предусматривать:

- предотвращение попадания нефти в воду;

- локализацию пролитой нефти;

- устройства для сбора и удаления пролитого груза;

- блокирующие устройства, автоматически прекращающие перегрузку нефтепродуктов при разрыве соединений или в других аварийных случаях.

6. Для сбора дождевых стоков при перегрузке опасных химических грузов в порту должна быть предусмотрена производственно-дождевая канализация с устройством сбора вод для последующей передачи загрязненных вод на станцию обезвреживания нефтесодержащих вод, либо другие очистные сооружения.

7. Дождевые стоки с грузовых площадок и причалов контейнерных перегрузочных комплексов, районов минеральных и навалочных грузов - условно чистые, допускается сбрасывать в акваторию порта без дополнительной их очистки при условии оборудования колодцев дождевой канализации осадочными камерами.

8. При перегрузке круглого леса должна быть предусмотрена система сбора и утилизации древесной коры, остающейся в судах после выгрузки.

9. Каждый порт, оказывающий услуги по комплексному обслуживанию флота, должен быть оснащен достаточным количеством технических средств, обеспечивающих прием с обслуживаемых в этом порту судов нефтесодержащих и сточных вод. мусора и пищевых отходов.

10. Основные характеристики и тип технических средств для приема загрязнений с судов должны соответствовать количеству и видам загрязняющих веществ на судах, обслуживаемых в данном порту. При определении характеристик технических средств должны учитываться следующие виды загрязнений, образующихся на судах:

- сточные воды;

.- нефтесодержащие воды;

- остатки топлива, нефтесодержащие смеси и нефтяные шлам, осадки, остатки;

- загрязненные балластные воды;

- промывочные воды, содержащие вредные химические вещества, отличные от нефти;

- мусор и пищевые отходы.

11. Портовые власти, организации, арендующие причалы и проводящие операции по наливу, пофузке и разгрузке опасных химических грузов (нефть, нефтепродукты, химические грузы наливом, насыпью и в упаковке), не должны допускать загрязнение акватории и территории причалов. Они должны иметь соответствующие планы ликвидации разливов (россыпи) опасных химических грузов. Планы должны соответствовать требованиям законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также международным договорам Российской Федерации.

12. В случае загрязнения акватории порта или отдельного ее участка плавающими мусором и нефтью необходимо производить ее очистку, руководствуясь «Правилами ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» Минтранса РФ.

13. В каждом порту должен быть предусмотрен не снижаемый запас материала и инвентаря для локализации и ликвидации нефти разливов нефтепродуктов. Каждую позицию порт определяет сам, исходя из количества и типа заходящих судов.

По предотвращению загрязнения территории портов:

1. При перегрузке навалочных, пылящих и опасных химических грузов должно предусматриваться использование твердых наземных покрытий, исключающих попадание этих грузов в почву.

2. Причалы для грузовых операций с нефтью и нефтепродуктами должны иметь верхнее наземное покрытие, обеспечивающее сток пролитых нефтепродуктов и атмосферных осадков в колодцы производственно-дождевой канализации, с последующей сдачей их на очистку.

Таким образом, при выборе способов и средств инженерной защиты ОС в речных портах необходимо учитывать перечисленные требования, что существенно повысит эффективность природоохранных мероприятий.

THE PECULIARITY OF ENVIRONMENTAL ENGENEERING PROTECTION IN RIVER PORTS

KS. Naumov, V.l. Savinov

The subject matter of the article are requirement to environmental protection in river ports with special of it activity. This requirement may be criteria for choice of engineering environmental protection's methods and technology.

УДК 629.12.06-52

C.B. Васькин. к.т.н., доцент, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОЗОНА В ВОДЕ

Для создания системы автоматического управления работой судовых систем приготовления питьевой воды предполагается использование потенциометрических датчиков. В статье рассматриваются экспериментальные исследования динамики отклика системы измерения содержания озона в воде при изменении подаваемой в воду дозы озона. Приведены результаты экспериментов и дана их интерпретация.

Повышение санитарной надежности технологических систем водоочистки, в том числе и систем приготовления питьевой воды (ППВ) многими ведущими специалистами в данной области связывается с автоматизацией указанных систем. Такой подход можно в полной мере отнести и к судовым системам ППВ, поскольку процесс водоподготовки в них в общем случае имеет нестационарный характер. Эта нестационарность обусловливается, в первую очередь, различным составом и свойствами речной воды, которая на судах речного флота используется для питьевых целей после соответствующей обработки.

На сегодняшний день системы ППВ речных судов представлены станциями «Озон», технология очистки воды в которых включает в себя следующие этапы: «фильтрация + озонирование» или «предозонирование + фильтрация + озонирование». Простота технологической схемы определяет важные в судовых условиях положительные качества станций «Озон»: малые габариты и массу, простоту эксплуата-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.