Научная статья на тему 'САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Л.С. Мельникова, С.В. Семенов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

фективности применения ОПП в сельском хозяйстве, норме расхода на единицу площади, способе и кратности внесения в почву, под какие виды сельскохозяйственных культур, сроках последней обработки до сбора урожая.

Наличие веществ, обладающих мутагенной и канцерогенной активностью, к использованию не допускается.

При использовании в стройиндустрии, при строительстве дорог, земляных сооружений, фундаментов зданий, закладке выработанных пространств необходимо иметь данные о возможном загрязнении почвы, воды, поступлении в воздух отходов, их компонентов и метаболитов в динамике загрязнения.

При изготовлении стройматериалов (блоков, кирпичей и др.) важно иметь данные о прочности связи составляющих компонентов отходов в строительных изделиях, физико-химических свойствах изделий и данные специальных исследований возможного выделения вредных веществ в воздух.

Для выявления миграции токсичных соединений, содержащихся в отходах, из готовой продукции (цемент, бетон, фаянс и др.) рекомендуется проводить смывы или выдерживать в контакте с ними дистиллированную воду или физиологический раствор. При этом необходимо рассчитывать массу мигрирующих вредных веществ с еди-нииы поверхности (в мг/см2) или массовые доли (в мг/кг).

Весьма существенны экономические и экологические затраты на создание хранилищ отходов, которые могут занимать значительные территории. Важно при создании хранилищ предусмотреть защиту почвы, воды и воздуха от возможных загрязнений вредными компонентами отходов, а также последующую рекультивацию отвалов.

Гигиеническую оценку использования промышленных отходов следует проводить с учетом существующих гигиенических нормативов и санитарных правил органами санэпиднадзора с привлечением в необходимых случаях научно-исследовательских институтов, кафедр и лабораторий медицинских институтов.

Гигиеническая оценка утилизации отходов должна включать следующее: 1) рассмотрение

©л. с. ME

УДК 614.1::

Важное место в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации принадлежит вопросам правового регулирования, т. е. санитарному законодательству.

представленных данных о составе, процентном содержании и физико-химических сзойствах отхода; 2) заключение о возможном использовании в качестве вторичного сырья; 3) токсикологическую характеристику отхода и его компонентов;

4) гигиеническую экспертизу проектных решений и результаты изучения условий труда на опытных и опытно-промышленных установках;

5) технические условия использования отходов.

В многокомпонентных отходах должен быть установлен и наиболее опасный и индикаторный компонент и разработаны методы их определения.

Отходы, которые могут быть вовлечены в народнохозяйственный оборот, представляют собой вторичные материальные ресурсы. Общий уровень использования отходов в нашей стране пока низок: 20—25%.

Необходимо интенсивнее вовлекать отходы в переработку, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде и иметь экономическую выгоду, сохраняя природные ресурсы.

Для рационального использования отходов необходимо иметь банк данных, оперативную информацию о местонахождении отходов, их количестве, составе, свойствах, возможной технологии утилизации, обезвреживания, транспортирования, опасности для человека и окружающей среды.

Литература

1. Копгикш¡ Н. Ф.. Басона Г. М., Виноградов H. Н. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 21-22.

2. Пальгунов П. П., Сумароков М. В. Утилизация промышленных отходов. — М., 1990.

3. Петров Б. А., Величковский Б. Т. Промышленная гигиена и экология комплексной переработки медносульфидных руд. — Киров, 1984.

4. Улицкий В. А., Васильаицкий А. Е., Меркулов Е. И., Муратова H. М. // Технология. Межотраслевой науч.-техн. сборник. Оборудование, материалы, процессы. — М., 1991. - С. 38-49.

5. Утилизация твердых отходов / Под ред. Д. Вильсона: Пер. с англ. Т. 2. - М„ 1982.

6. Ходыкина Т. М. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 22-24.

7. Черепанов К. А., Черныш Г. И., Динельт В. М., Сухарев Ю. И. Утилизация вторичных материальных ресурсов в металлургии. — М., 1994.

8. Чубирко М. И., Басова Г. М., Виноградов H. Н. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 4. - С. 22-24.

9. Güller R., Path P., Hess T. R. et al. // J. Environ. Sei. Health. A. - 1995. - Vol. 30, N 3. - P. 505-524.

Задача создания, формирования санитарного законодательства впервые была поставлена в России в 1919 г. на VIII съезде РКП(б) в качестве программного требования партии в области здра-

Опыт и задачи санитарно-эпидемиологической службы

^ПЬНИКОВЛ, с. В. СЕМЕНОВ. 1998 340.134(470)

Л. С. Мельникова, С. В. Семенов САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

воохранения. С этого периода санитарное законодательство создавалось как часть (ветвь) законодательства о здравоохранении.

До 90-х годов регулирование общественных отношений во всех сферах деятельности у нас в стране осуществлялось в основном подзаконными актами (постановлениями партии и Правительства, решениями съездов партии). В системе санитарного законодательства в этот период развивался также подзаконный уровень нормативного правового регулирования. Достаточно активно велась разработка санитарных норм и правил. В 40—50-е годы эти документы в основном носили наименование "гигиенические требования".

Однако в этот период велась разработка и головного законодательного акта, который мог бы формировать самостоятельную отрасль законодательства — санитарное законодательство.

Первый проект такого Санитарного кодекса был подготовлен в 1939 г. Он предлагался как законодательный акт прямого действия и состоял из более чем 400 статей. Уже в тот период делалась попытка поднять правовое регулирование вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с подзаконного уровня на законодательный. Однако вопрос о необходимости принятия и концепция Санитарного кодекса обсуждались вплоть до конца 50-х годов. Так, на XII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов в октябре 1947 г. заместитель министра здравоохранения СССР Ф. Г. Кротков, выступая с докладом о задачах гигиены и эпидемиологии в четвертой пятилетке, говорил: "Совершенно особо стоит вопрос относительно разработки Санитарного кодекса. Ввиду наличия разногласий по поводу необходимости специального Санитарного кодекса следует вынести этот вопрос на обсуждение съезда. Надо заметить, что по вопросу о характере и содержании кодекса определенного мнения до сих пор не существует. Одни считают, что кодекс — это свод санитарных законов, утвержденных Правительством; другие рассматривают его как сборник бесспорных санитарных правил и норм, установленных гигиенической наукой; третьи высказываются за то, чтобы в кодекс вошли все постановления Правительства СССР, Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзной государственной санитарной инспекции, регламентирующие санитарное и противоэпидемическое обслуживание населения" . Выступившие в прениях проф. С. С. Мазель, И. И. Гуслин, Я. М. Фердинанд подчеркивали необходимость разработки общесоюзного Санитарного кодекса. Таково было понимание санитарного законодательства в те годы.

Истинное наполнение термин "санитарное законодательство" получил в 1991 г. с принятием головного специального законодательного акта — Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологиче-ском благополучии населения". Прошло около 6 лет с момента его принятия и сейчас уже можно

'Всесоюзный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, 12-й: Стенограмма. — М., 1947. -Т. 1. - С. 27.

подвести некоторые итоги его реализации и практики применения.

Закон является основой правового регулирования вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В целях же дальнейшего совершенствования такого правового регулирования в прошедший период Госкомсанэпиднадзором России была разработана концепция развития санитарного законодательства Российской Федерации, согласованная с Минюстом России и Правительством Российской Федерации.

В ходе реализации этой концепции Госкомсанэпиднадзором России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами были разработаны проекты семи законов:

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), — разработан совместно с Минздравмедпромом России и РАМН, закон введен в действие.

О радиационной безопасности населения — принят и введен в действие с 01.96 г.

О безопасном обращении пестицидов и агро-химикатов — в настоящее время принят Государственной Думой (ГД), дорабатывается после "вето" Президента.

О вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний человека — Правительством внесен в ГД.

О качестве и безопасности пищевых продуктов — внесен Правительством в ГД.

О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" — находится в ГД.

Об охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных и растений, а также токсичных веществ — внесен в Правительство Российской Федерации.

Кроме этого, Госкомсанэпиднадзором за прошедшие 6 лет было подготовлено свыше 200 экспертных заключений по текстам 72 проектов законов и многие из них приняты. Специалисты Госкомсанэпиднадзора России принимали участие в 20 рабочих группах по различным проектам законов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и Комитетами Верховного Совета, Государственной Думы:

"О питьевой воде", "Об атмосферном воздухе", "Об экологической экспертизе", "Об охране окружающей среды". Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, УК, ГК и др.

Совершенствовалась в этот период и подзаконная нормативная правовая база обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за прошедший период была закреплена и развита в более чем 60 нормативных правовых актах высших органов государственной власти федерального уровня (указы Президента, постановления Правительства и др.), подготовленных Госкомсанэпиднадзором России или с участием его специалистов. Разработаны и утверждены 4 инструкции по мерам административного принуждения, согласованные с Минюстом России и Генеральной прокуратурой; 2 из них

разработаны впервые — по передаче материалов в прокуратуру и наложению штрафов на юридических лиц. Инструкция по прекращению эксплуатации объектов введена в действие взамен инструкции ВГСИ 1936 г., а о наложении штрафов на должностных лиц и граждан — взамен аналогичного документа 1974 г.

С 1992 г. создавалась и функционирует Государственная система санитарно-эпидемиологиче-ского нормирования. Сформирована, утверждена ее нормативная база: классификатор, руководства по системе изложения, экспертизе и другим процедурным вопросам. Разработана и реализуется программа развития санитарно-эпидемиологиче-ского нормирования (на 1992—1995 и 1996—2000 гг.).

За прошедший 5-летний период разработано и утверждено свыше 200 нормативных документов, среди них и такие важные, как СаПиНы Питьевая вода централизованных и нецентрализованных источников; Зоны санитарной охраны источников хозяйственного водоснабжения, Гигиенические требования к качеству продовольственного сырья и пищевых продуктов, НРБ—96 и др.

Активно развивался и набирает обороты второй уровень государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования — нормативные акты главных государственных санитарных врачей в субъектах федерации. Только за 1994 г. количество разработанных нормативных документов в субъектах федерации составило 264.

По совершенствованию санитарного законодательства выполнен значительный объем работы, но очень многое еще необходимо реализовать в ближайшем будущем в части правового регулирования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Первое. С учетом специфики правовых отношений в нашей сфере регулирования, наличия го-

ловного специального законодательного акта, а теперь уже — и принятием других законодательных актов целесообразно продолжить работу по введению в рубрикатор отраслей права Российской Федерации отрасли санитарного законодательства и последующей ее кодификации "снизу".

Второе. Необходимо продолжение работы по "отслеживанию" всех законодательных актов, разрабатываемых ГД и Правительством для проведения через них регулирования частных вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Третье. Необходимы разработка и совершенствование нормативных правовых актов второго уровня правовой системы санитарного законодательства.

С момента принятия Конституции РФ субъекты федерации стали самостоятельными субъектами правотворчества, что создает определенные трудности при формировании и применении этого уровня законодательства. Для ориентированного нормативного влияния федерации на правотворчество ее субъектов по предметам совместного ведения (в том числе и санитарно-эпидемиоло-гического благополучия) и с целью обеспечения возможности формирования однородных правовых массивов в точках их наибольшего сближения, гармонизации уровней правовой системы, на наш взгляд, целесообразна разработка модельных (рекомендательных) законодательных и других нормативных правовых актов для субъектов федерации.

Четвертое. Для повышения действенности Госсанэпиднадзора уже в ближайшее зремя требуются изменения и дополнения всех инструкций по мерам административного принуждения в связи с изменением законодательной базы — новый УК, изменения в административном и налоговом законодательстве и др.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1998 УДК 614.3/.4:340.134(470)

В. Г. Субботин, Н. В. Шестопалов, Ю. И. Цитовский ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Министерство здравоохранения Российской Федерации; Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Москва

Организационно-правовое обеспечение деятельности госсанэпидслужбы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и другими законодательными и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 учреждения и формирования госсанэпидслужбы России в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют Госсанэпиднадзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, проводят анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. При этом они входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.