Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.Г. Субботин, Н.В. Шестопалов, Ю.И. Цитовский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

разработаны впервые — по передаче материалов в прокуратуру и наложению штрафов на юридических лиц. Инструкция по прекращению эксплуатации объектов введена в действие взамен инструкции ВГСИ 1936 г., а о наложении штрафов на должностных лиц и граждан — взамен аналогичного документа 1974 г.

С 1992 г. создавалась и функционирует Государственная система санитарно-эпидемиологиче-ского нормирования. Сформирована, утверждена ее нормативная база: классификатор, руководства по системе изложения, экспертизе и другим процедурным вопросам. Разработана и реализуется программа развития санитарно-эпидемиологиче-ского нормирования (на 1992—1995 и 1996—2000 гг.).

За прошедший 5-летний период разработано и утверждено свыше 200 нормативных документов, среди них и такие важные, как СаПиНы Питьевая вода централизованных и нецентрализованных источников; Зоны санитарной охраны источников хозяйственного водоснабжения, Гигиенические требования к качеству продовольственного сырья и пищевых продуктов, НРБ—96 и др.

Активно развивался и набирает обороты второй уровень государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования — нормативные акты главных государственных санитарных врачей в субъектах федерации. Только за 1994 г. количество разработанных нормативных документов в субъектах федерации составило 264.

По совершенствованию санитарного законодательства выполнен значительный объем работы, но очень многое еще необходимо реализовать в ближайшем будущем в части правового регулирования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Первое. С учетом специфики правовых отношений в нашей сфере регулирования, наличия го-

ловного специального законодательного акта, а теперь уже — и принятием других законодательных актов целесообразно продолжить работу по введению в рубрикатор отраслей права Российской Федерации отрасли санитарного законодательства и последующей ее кодификации "снизу".

Второе. Необходимо продолжение работы по "отслеживанию" всех законодательных актов, разрабатываемых ГД и Правительством для проведения через них регулирования частных вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Третье. Необходимы разработка и совершенствование нормативных правовых актов второго уровня правовой системы санитарного законодательства.

С момента принятия Конституции РФ субъекты федерации стали самостоятельными субъектами правотворчества, что создает определенные трудности при формировании и применении этого уровня законодательства. Для ориентированного нормативного влияния федерации на правотворчество ее субъектов по предметам совместного ведения (в том числе и санитарно-эпидемиоло-гического благополучия) и с целью обеспечения возможности формирования однородных правовых массивов в точках их наибольшего сближения, гармонизации уровней правовой системы, на наш взгляд, целесообразна разработка модельных (рекомендательных) законодательных и других нормативных правовых актов для субъектов федерации.

Четвертое. Для повышения действенности Госсанэпиднадзора уже в ближайшее зремя требуются изменения и дополнения всех инструкций по мерам административного принуждения в связи с изменением законодательной базы — новый УК, изменения в административном и налоговом законодательстве и др.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1998 УДК 614.3/.4:340.134(470)

В. Г. Субботин, Н. В. Шестопалов, Ю. И. Цитовский ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Министерство здравоохранения Российской Федерации; Федеральный центр Госсанэпиднадзора. Москва

Организационно-правовое обеспечение деятельности госсанэпидслужбы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и другими законодательными и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 учреждения и формирования госсанэпидслужбы России в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют Госсанэпиднадзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, проводят анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. При этом они входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

В целях реализации упомянутых выше федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 892-р госсанэпидслужбой России проведена работа по совершенствованию функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Организационная деятельность Госкомсанэпиднадзора России включала издание соответствующих приказов: от 14 августа 1995 г. № 89 "Об организации работы аппарата Госкомитета при чрезвычайных ситуациях", от 3 января 1996 г. № 1 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 29 марта 1996 г. № 43 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", от 29 марта 1996 г. № 44 "Об организации специализированных противоэпидемических бригад", от 9 июля 1996 г. № 105 "О распоряжении Правительства Российской Федерации по усилению борьбы с терроризмом" согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 600 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы".

На коллегии Госкомсанэпиднадзора России от 24 июля 1996 г. были подведены итоги реализации указанных законодательных и нормативно-правовых актов и работы по созданию организа-ционно-методической и инструктивно-нормативной основы развития ведомственной подсистемы. Разработано, утверждено Госкомсанэпиднадзо-ром России и согласовано с Министерством чрезвычайных ситуаций (МЧС) России Положение о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, определяющее порядок руководства деятельностью ведомственной подсистемы и организации мероприятий госсанэп ид службы, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Функциональная подсистема надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой является составной частью госсанэпидслужбы.

Основной принцип формирования подсистемы заключается в ее неразрывной связи с решением задач повседневной работы госсанэпидслужбы по осуществлению госнадзорных функций. В системе органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы создаются специализированные формирования — санитарно-эпидемиологи-ческие отряды, бригады, группы; специализированные противоэпидемические бригады, предусмотренные еще Концепцией о действиях госсанэпидслужбы при чрезвычайных ситуациях, изданной Госкомсанэпиднадзором России в 1993 г.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления координируют организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, осуществляемых при активном участии учреждений госсанэпидслужбы. Основой существующей сети остается лабораторная база центров Госсанэпиднадзора, а также научно-исследовательские институ-

ты гигиены, эпидемиологии и микробиологии, противочумные институты и станции.

Постоянно проводимая организационно-мето-дическая работа направлена на развитие и совершенствование функциональной подсистемы в части обеспечения санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия населения. Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, согласованным с МЧС России, определен порядок руководства деятельностью функциональной подсистемы, а сфера действия положения распространяется на федеральные, региональные, территориальные и местные органы и учреждения Госсанэпидслужбы России, а также на федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Разработаны и утверждены методические рекомендации для органов и учреждений Госсанэпидслужбы России по планированию действий в функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также Положение о специализированных формированиях Госсанэпидслужбы России. Целыо планирования действий госсанэпидслужбы является выбор наиболее эффективных мероприятий и выполнение контрольных функций, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Предусматриваются решение основных задач с оценкой прогнозируемой обстановки, определение сил, средств госсанэпидслужбы и их резерва, отработка вопросов взаимодействия и управления. Планирование мероприятий начинается с учета и характеристики потенциально опасных объектов, источников и территорий, которые при определенных условиях могут создать реальную угрозу здоровью людей и способствовать ухудшению санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности населения. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций включают наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах.

Мероприятия, планируемые при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, предусматривают усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных для населения объектах и территориях, прогнозирование осложнений санитарно-эпидемиологического характера и др.

При возникновении чрезвычайной ситуации предусматриваются оповещение органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы согласно установленному порядку и схемам; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки; перевод органов и учреждений госсанэпидслужбы в чрезвычайный режим функционирования; выдвижение отрядов, бригад, групп экспертов, других сил и средств госсанэпидслужбы в район чрезвычайной ситуации; организация санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе чрезвычайной ситуации и очагах поражения; осу-

ществление постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды в районах чрезвычайной ситуации, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях; организация материально-технического обеспечения специалистов госсанэпидслужбы; восполнение резерва и создание оперативных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностических, профилактических и дезинфекционных средств для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Мероприятия по защите населения предусматривают участие специалистов госсанэпидслужбы в подготовке населения к соответствующим действиям в чрезвычайных ситуациях, контроль за обеспечением населения медицинскими средствами защиты; санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения; организацию профилактики массовых заболеваний и сани-тарно-просветительной работы среди населения.

Организация управления предполагает установление порядка связи и оповещения во всех режимах функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; организацию управления силами и средствами госсанэпидслужбы при ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях совершенствования управления разработаны и утверждены соответствующие положения о взаимодействии Минздрава РФ и учреждений центрального подчинения в системе Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

В целях своевременной информации и принятия мер по профилактике и ликвидации массовых заболеваний, отравлений и других ситуаций, представляющих опасность для здоровья людей, издан приказ Минздрава РФ от 31 декабря 1996 г. № 433 "О внеочередных донесениях", в соответствии с которым с 1 января 1997 г. введены перечни внеочередных донесений об инфекционных и паразитарных заболеваниях, необычных реакциях после применения медицинских иммунобиологических препаратов; о неинфекционных заболеваниях (отравлениях), ситуациях гигиенического значения и определен порядок их представления в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России.

В настоящее время ВСМК и Госсанэпидслужба России, объединенные в системе Минздрава РФ в рамках функциональных подсистем резервов медицинских ресурсов и надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, предусмотренных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, определяют порядок взаимодействия по условиям привлечения сил и средств службы медицины катастроф и ведомственной санэпидслужбы Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Взаимодействие органов управления ВСМК и Госсанэпидслужбы России в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является оп-

ределяющим при установлении порядка и условий привлечения основных сил и средств формирований госсанэпидслужбы, а также сил и средств других ведомств к предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время утверждены Положения о Всероссийской службе медицины катастроф и о межведомственных координационных комиссиях (МКК) ВСМК; разработаны проекты Положений о службе медицины катастроф Минздрава РФ и о взаимодействие органов управления, формирований и учреждении ВСМК.

Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава РФ указано на необходимость разработки принципиальной схемы взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ведомственных подсистем, функционально объединенных ВСМК в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время пока не определены положения единой концепции, на основе которой предусматривалось бы взаимодействие сил и средств и обеспечение подготовки и деятельности ВСМК. Не определены вопросы взаимодействия МКК и санитарно-противоэпидемических комиссий при эпидемиях и аварийных сбросах и выбросах, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций. Специального рассмотрения требуют программно-целевые установки взаимодействия сил и средств ведомственных формирований в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Задачи и мероприятия ВСМК и Госсанэпидслужбы России должны включать подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуационных мероприятий, а также специализированных формирований госсанэпидслужбы для проведения санитарно-гигиениче-ских и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций. Основой организации взаимодействия может быть взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.

Для совершенствования организационной деятельности госсанэпидслужбы при возникновении чрезвычайных ситуаций реализуется план основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение вопросов санитарной охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ. За период с 1992 по 1996 г. в основном было обеспечено участие госсанэпидслужбы в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наиболее крупными из них были эпидемия холеры в Республике Дагестан (1994 г.) и события в Чеченской Республике. В этих ситуациях ведущую роль в стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки сыграли специализированные формирования, сформированные на базе противочумных учреждений. Специалисты госсанэпидслужбы принимали участие в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах (1994 г.) и острове Сахалин, в поселке Нефтегорск (1995 г.). Активные профилактические мероприятия по ликвидации вспышек по-

лиомиелита в Чеченской Республике проводились в 1995 и 1996 гг. Центрами Госсанэпиднадзора в территориях проведена профилактическая работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера. Совместные с МЧС России комплексные проверки готовности центров Госсанэпиднадзора (Республики Башкортостан, Ставропольского края, Костромской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей и других регионов) положительно оценили организацию работы по подготовке к дейст-

виям в чрезвычайных ситуациях, в том числе по исследованию контрольных проб на возбудителей инфекционных заболеваний.

Таким образом, органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России во взаимодействии с управлениями здравоохранения территорий создана достаточно эффективная система наблюдения и лабораторного контроля за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний и эффективностью проводимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

© В. П. ИСАЕВ, 1998 УДК 614.3/.4(470.63)

В. П. Исаев

ПРОБЛЕМЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Центр Госсанэпиднадзора в Ставропольском крае, Стазрополь

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (госсанэпидслужба) в Ставропольском крае, как и в большинстве других регионов России, испытывает одни и те же трудности. Углубляется дефицит бюджетного финансирования, растут цены, отсутствуют реальные возможности не только расширения материальной базы, но и замены отслужившего свой срок оборудования, усиливается социальная незащищенность работников.

Вместе с тем Ставрополье имеет и свои специфические особенности. Это, пожалуй, единственная территория России, которая имеет 8 соседей. Край находится на перекрестке автомобильных, железнодорожных и воздушных путей в Закавказье, Малую и Среднюю Азию, где горячие точки и военные конфликты давно стали обыденным явлением. Только через аэропорты "Ставрополь" и "Минеральные Воды" в ближнее и дальнее зарубежье ежегодно перевозится 70—80 тыс. пассажиров.

На территорию края выходят 2 природных очага чумы, большинство сельских районов энзо-отичны по туляремии, имеется более 500 почвенных очагов сибирской язвы.

На курортах Кавказских Минеральных Вод ежегодно проходит лечение свыше полумиллиона больных.

К факторам, отрицательно влияющим на работу службы, следует отнести и низкую обеспеченность кадрами. Традиционно показатель обеспеченности врачами не превышает 1,7 на 10 тыс. населения. Не компенсируется даже естественная убыль специалистов, объем финансирования из федерального бюджета не превышает 70% "под физических лиц".

В этих условиях, на наш взгляд, настоятельной необходимостью стало коренное реформирование как структуры центров, так и технологии Госсанэпиднадзора. В основу практической реализации положены известное письмо Госкомсанэпиднадзо-ра от 28 ноября 1994 г., концепции развития дезинфекционного и лабораторного дела1-3. Сегодня рано еще говорить о полной эффективности про-

водимых преобразований, но ряд положительных тенденций налицо.

В частности, пришлось отказаться от традиционной формы организации профилактической дезинфекционной службы, когда отделы профилактической дезинфекции являются составной частью центра Госсанэпиднадзора. Вначале на их базе было создано краевое объединение "Дезинфекция", в последующем преобразованное в госпредприятие. При этом все средства, получаемые в результате хозяйственной деятельности, направляются исключительно на содержание профилактической дезинфекционной службы. Это дает возможность не только не сокращать объемы обработок, но и в результате перераспределения средств поддерживать экономически слабые отделы и уменьшить до минимума текучесть кадров.

Как известно, в свете концепции развития госсанэпидслужбы центры Госсанэпиднадзора третьей сельской категории подлежат ликвидации.

В Ставропольском крае их два — Новоселиц-кий и Степновский. Попытки закрыть эти центры с передачей их функций соседним, более мощным учреждениям службы оказались безуспешными в связи с упорным сопротивлением местных и краевой администраций.

Одним из важнейших преобразований госсанэпидслужбы в Ставропольском крае является создание на базе санитарно-гигиенических и эпидемиологических отделов единых отделов Госсанэпиднадзора. Практическая реализация этого преобразования, уже описанного в статье Е. Н. Беляева и Н. В. Шестопалова4, позволяет, во-пер-

1 Письмо Госкомсанэпиднадзора России от 28 ноября 1994 г. № 01-20/189-10 с рекомендациями о построении структуры центров Госсанэпиднадзора.

2Приказ Госкомсанэпиднадзора России от 4 июля 1994 г. № 74 "О реализации основных направлений развития дезинфекционного дела".

-"Решение коллегии Госкомсанэпиднадзора России от 23 августа 1994 г. протокол № 10 "О концепции организации и развития лабораторного обеспечения в системе Госсанэпидслужбы России".

4Здравоохр. Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — С. 18—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.