лиомиелита в Чеченской Республике проводились в 1995 и 1996 гг. Центрами Госсанэпиднадзора в территориях проведена профилактическая работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера. Совместные с МЧС России комплексные проверки готовности центров Госсанэпиднадзора (Республики Башкортостан, Ставропольского края, Костромской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей и других регионов) положительно оценили организацию работы по подготовке к дейст-
виям в чрезвычайных ситуациях, в том числе по исследованию контрольных проб на возбудителей инфекционных заболеваний.
Таким образом, органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России во взаимодействии с управлениями здравоохранения территорий создана достаточно эффективная система наблюдения и лабораторного контроля за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний и эффективностью проводимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
© В. П. ИСАЕВ, 1998 УДК 614.3/.4(470.63)
В. П. Исаев
ПРОБЛЕМЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Центр Госсанэпиднадзора в Ставропольском крае, Стазрополь
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (госсанэпидслужба) в Ставропольском крае, как и в большинстве других регионов России, испытывает одни и те же трудности. Углубляется дефицит бюджетного финансирования, растут цены, отсутствуют реальные возможности не только расширения материальной базы, но и замены отслужившего свой срок оборудования, усиливается социальная незащищенность работников.
Вместе с тем Ставрополье имеет и свои специфические особенности. Это, пожалуй, единственная территория России, которая имеет 8 соседей. Край находится на перекрестке автомобильных, железнодорожных и воздушных путей в Закавказье, Малую и Среднюю Азию, где горячие точки и военные конфликты давно стали обыденным явлением. Только через аэропорты "Ставрополь" и "Минеральные Воды" в ближнее и дальнее зарубежье ежегодно перевозится 70—80 тыс. пассажиров.
На территорию края выходят 2 природных очага чумы, большинство сельских районов энзо-отичны по туляремии, имеется более 500 почвенных очагов сибирской язвы.
На курортах Кавказских Минеральных Вод ежегодно проходит лечение свыше полумиллиона больных.
К факторам, отрицательно влияющим на работу службы, следует отнести и низкую обеспеченность кадрами. Традиционно показатель обеспеченности врачами не превышает 1,7 на 10 тыс. населения. Не компенсируется даже естественная убыль специалистов, объем финансирования из федерального бюджета не превышает 70% "под физических лиц".
В этих условиях, на наш взгляд, настоятельной необходимостью стало коренное реформирование как структуры центров, так и технологии Госсанэпиднадзора. В основу практической реализации положены известное письмо Госкомсанэпиднадзо-ра от 28 ноября 1994 г., концепции развития дезинфекционного и лабораторного дела1-3. Сегодня рано еще говорить о полной эффективности про-
водимых преобразований, но ряд положительных тенденций налицо.
В частности, пришлось отказаться от традиционной формы организации профилактической дезинфекционной службы, когда отделы профилактической дезинфекции являются составной частью центра Госсанэпиднадзора. Вначале на их базе было создано краевое объединение "Дезинфекция", в последующем преобразованное в госпредприятие. При этом все средства, получаемые в результате хозяйственной деятельности, направляются исключительно на содержание профилактической дезинфекционной службы. Это дает возможность не только не сокращать объемы обработок, но и в результате перераспределения средств поддерживать экономически слабые отделы и уменьшить до минимума текучесть кадров.
Как известно, в свете концепции развития госсанэпидслужбы центры Госсанэпиднадзора третьей сельской категории подлежат ликвидации.
В Ставропольском крае их два — Новоселиц-кий и Степновский. Попытки закрыть эти центры с передачей их функций соседним, более мощным учреждениям службы оказались безуспешными в связи с упорным сопротивлением местных и краевой администраций.
Одним из важнейших преобразований госсанэпидслужбы в Ставропольском крае является создание на базе санитарно-гигиенических и эпидемиологических отделов единых отделов Госсанэпиднадзора. Практическая реализация этого преобразования, уже описанного в статье Е. Н. Беляева и Н. В. Шестопалова4, позволяет, во-пер-
1 Письмо Госкомсанэпиднадзора России от 28 ноября 1994 г. № 01-20/189-10 с рекомендациями о построении структуры центров Госсанэпиднадзора.
2Приказ Госкомсанэпиднадзора России от 4 июля 1994 г. № 74 "О реализации основных направлений развития дезинфекционного дела".
-"Решение коллегии Госкомсанэпиднадзора России от 23 августа 1994 г. протокол № 10 "О концепции организации и развития лабораторного обеспечения в системе Госсанэпидслужбы России".
4Здравоохр. Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — С. 18—20.
вых, в рамках единого отдела (или отделения) Госсанэпиднадзора преодолеть былое соперничество между санитарными врачами и эпидемиологами. Вопрос стоит уже не кто важнее, а как быстрее разрешить ту или иную напряженную ситуацию. Другими словами — комплексность в работе решается самой структурой.
Во-вторых, в этих условиях врач-эпидемиолог из консультанта, разработчика мероприятий, а нередко — просто "мелочного опекуна" подконтрольного учреждения превращается в специалиста с выраженной надзорной функцией. И, наконец, при этом естественным путем решается декларируемая годами идея эпидемиологической направленности санитарно-гигиенических мероприятий.
Очевидно, что никакие структурные преобразования не обеспечат выполнения поставленных перед службой задач без отработки правового механизма ее деятельности. Сегодня особенно остро стоит вопрос выживаемости службы, привлечения для ее финансирования внебюджетных средств. Программ различной направленности разработано и утверждено немало, однако финансирование их не ведется. Пожалуй, единственным реальным источником являются платные медицинские услуги.
Крайне необходимо окончательно определиться с участием санэпидслужбы в сертификации и лицензировании торговли, строительства, образовательной, культурно-просветительной и иной деятельности, во взаимодействии с таможенными органами.
Одним из приоритетных вопросов, решаемых санэпидслужбой Ставропольского края, является охрана здоровья детей. В этой области налажено сотрудничество с комитетами и управлениями администрации края, профсоюзами, фондами медицинского и социального страхования и другими организациями. Именно это позволило совместными усилиями решить вопрос строительства в крае предприятия по выпуску детского питания фирмы "Хайнц". Вывод его на проектную мощность и освоение необходимого ассортимента сухих смесей позволят ликвидировать в городах и районах существующие детские "молочные кухни", не отвечающие современным требованиям.
Следует подчеркнуть, что многие новации Министерства образования и его органов на местах принимаются и проводятся в жизнь без учета их влияния на здоровье детей. Это создает нам дополнительные трудности.
Только два года назад в крае удалось добиться организации классов для детей шестилетнего возраста в детских комбинатах. Нам пришлось принимать крайние меры вплоть до административных с тем, чтобы добиться отмены в школах 5-дневной рабочей недели, не обеспечивающей учащимся нормальный режим труда и отдыха. В на-
стоящее время на 6-дневную учебную неделю уже вернулось 96% школ края.
Мы полагаем, что многих подобных проблем просто бы не существовало, если бы принципиальные вопросы школьной реформы получали гигиеническую экспертизу на федеральном уровне.
Значительные трудности возникли перед гос-санэпидслужбой в процессе акционирования народнохозяйственного комплекса. Падение объемов производства, сокращение инженерно-технического персонала предприятий на фоне модернизации оборудования, внедрения новых технологий требуют пересмотра работы в сторону резкого увеличения объемов предупредительного санитарного надзора и лабораторного контроля. В последнее время ежегодно в крае разрабатываются 30—40 технических условий на новые виды продовольствия и товаров народного потребления, пересогласован ассортимент по каждому предприятию, выработка продукции без производственного контроля не допускается.
Это позволяет получать дополнительные средства. До 60% внебюджетного фонда финансирования санэпидслужбы края формируется за счет проведения лабораторного производственного контроля на договорной основе.
Еще рано говорить о том, что внедрение концепции развития лабораторного дела дает ощутимые результаты. Речь пока идет об изменении структуры, перераспределении функций между уровнями. Однако главный вопрос — развитие материальной базы на сегодня из-за отсутствия средств неразрешим. Тем не менее в последние годы удается обеспечивать прирост объема лабораторных исследований в пределах 2—3%.
В результате проводимой работы по реформированию госсанэпидслужбы в Ставропольском крае был получен ряд существенных результатов, свидетельствующих об улучшении среды обитания населения. Так, по коммунальным и групповым водопроводам, обеспечивающим водой 58% населения края, впервые получены показатели лучше среднереспубликанских. Хорошая динамика достигнута в молочном производстве. Пять лет назад в процессе приватизации предприятий санитарная и технологическая дисциплина упала настолько, что удельный вес нестандартной продукции достигал 5,5%. Целенаправленная работа специалистов службы с руководителями, инженерно-техническим персоналом, отработка "узких мест" в технологических процессах, аттестация работников отрасли позволили существенно поправить положение. Теперь каждое третье предприятие дает продукцию гарантированного качества, а выпуск нестандартной продукции снизился до 1%.
Эти и другие факторы позволяют удерживать в крае тенденцию на снижение заболеваемости острыми кишечными инфекциями и вирусными гепатитами с фекально-оральным путем передачи.
4-76
- 25 -