® Н. В. ШЕСТОМЛЛОВ. 1997
УДК 614.3.4.35.078(049.2)
Н. В. Шестопалов (Москва) ПО ПОВОДУ СТАТЬИ В. В. МОРОЗОВА, С. К. МОИСЕЕНКО, В. А. ТРИФОНОВА, В. В. ФЕДОРОВА, И. В. ПИГАЛОВОЙ "О НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТИРОВКИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"
Статья группы авторов затрагивает две большие группы вопросов: терминологию и подходы к сути самой концепции. К сожалению, время ее написания значительно отстало от издания ряда нормативно-правовых документов и не могло не повлиять на содержание отдельных высказываний по концепции. В то же время мнение авторов по ряду разделов имеет актуальный характер, хотя зачастую расходится с уже опубликованными постановлениями Правительства Российской Федерации и прежде всего с постановлением от 05.11.95 № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Указанное постановление объявлено приказом Госкомсанэпиднадзора России от 03.01.96 № I. Этим приказом утверждены функции органов и учреждений Госсанэпидслужбы России при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Не следует забывать, что концепция является лишь основным замыслом на путях совершенствования Госсанэпидслужбы к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время разработано и проходит согласован ие с МЧС России Положение о функциональной подсистеме РСЧС-надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. а также отменено действие приказа № 63.1992 г.. кроме приложения № 3 (инструкция и критерии информации). В указанном документе даны определения чрезвычайных ситуаций и их развитие по периодам.
По вопросу терминологии. Предложение авторов о введении термина "экстремальная ситуация" не вносит ясности в действия службы.
В настоящее время создан, утвержден и размножается Временное положение о взаимодействии органов исполнительной власти Российской Федерации при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды.
По чрезвычайности эта категория ниже и предусматривает комплексное исследование последствий. Следует помнить,
что при любой чрезвычайной ситуации влияющей на среду обитания человека, необходима оценка обстановки госсан-эпидслужбой.
Против более четкой стандартизации терминов возражений нет.
О подходах к концепции. Выход нового постановления по РСЧС и утверждение функций министерств и ведомств, в том числе и Госкомитета, во многом раскрывают задачи госсанэпидслужбы, а издание Положения о функциональной подсистеме РСЧС-надзора за санэпидобстановкой еще более конкретизирует задачи по уровням исполнителей. Решается судьба ППЭО и создание новых формирований (санэпидотрядов на бригадной основе). Вопросы прогноза рассматриваются в Государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке.
Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в любой обстановке целиком ложится на главного врача центра Госсанэпиднадзора, и все зависит от его умения принять решение и организовать работу.
Вопросы взаимодействия решаются Госкомитетом со смежными министерствами и ведомствами в первую очередь с МЧС России, которое является координирующим органом РСЧС. Разработано и утверждено временное Положение о взаимодействии со Всероссийской службой медицины катастроф и ряд других документов.
Что касается устойчивости (живучести) учреждений службы. то она обеспечивается многими факторами, в том числе реальным количеством создаваемых формирований, простейшими мерами защиты, автономностью, готовностью к эвакуации в загородную зону на родственную базу, поддержанием связи, квалификацией специалистов и наличием организационного ядра в учреждениях службы.
Авторы затронули важные вопросы, но они во многих случаях решаются на местах, носят инструктивно-методический, а не концептуальный характер.
Поступила 29.01.96