Научная статья на тему 'О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
эпидемический очаг / санитарно-эпидемиологические и специализированные противоэпидемические бригады / санитарно-противоэпидемический отряд / epidemic focus / sanitary-and-epidemiological and specialized antiepidemic teams / sanitary-antiepidemic teams / sanitary-and-antiepidemic detachment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Г.Г. Онищенко, В.Ю. Смоленский

Массивные разрушения социальной инфраструктуры и коммунально-бытовых систем на фоне стрессовых факторов в районах чрезвычайных ситуаций влекут за собой резко выраженное санитарно-эпидемиологическое неблагополучие населения региона, которое в свою очередь приводит к созданию условий для активизации путей передачи инфекционных и паразитарных болезней и формированию их очагов. Важнейшими направлениями деятельности по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой в условиях чрезвычайных ситуаций являются своевременная оценка санитарно-эпидемиологической ситуации, прогноз, организация и корректировка санитарно-противоэпидемических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Г. Онищенко, В.Ю. Смоленский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FUNCTIONAL SUBSYSTEM OF SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGICAL SITUATION SURVEILLANCE OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCE SITUATIONS

Mass destructions of the social infrastructure and household systems under stressors in the areas of emergency situations involve marked sanitary-and-epidemiological problems in a region's population, which in turn give rise to the activation of routes of transmission and formation of infectious and parasitic diseases. The most important lines of activities of supervising the sanitary-and-epidemiological situation under emergencies are to timely assess the sanitary-and-epidemiological situation, to predict, to organize, and to correct sanitary-and-antiepidemic measures.

Текст научной работы на тему «О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

ена и санитария 3/2011

Проблемная статья

О Г. Г. ОНИЩЕНКО, В. Ю СМОЛЕНСКИЙ, 2011

Г. Г. Онищенко, В. Ю. Смоленский

О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

Массивные разрушения социальной инфраструктуры и коммунально-бытовых систем на фоне стрессовых факторов в районах чрезвычайных ситуаций влекут за собой резко выраженное санитарно-эпидемиологическое неблагополучие населения региона, которое в свою очередь приводит к созданию условий для активизации путей передачи инфекционных и паразитарных болезней и формированию их очагов.

Важнейшими направлениями деятельности по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой в условиях чрезвычайных ситуаций являются своевременная оценка санитарно-эпидемиологической ситуации, прогноз, организация и корректировка санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Ключевые слова: эпидемический очаг, санитарно-эпидемиологические и специализированные противоэпидемические бригады, санитарно-противоэпидемическии отряд

G. G. Onishchenko, V. Yu. Smolensky. - A FUNCTIONAL SUBSYSTEM OF SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGI-CAL SITUATION SURVEILLANCE OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCE SITUATIONS

Mass destructions of the social infrastructure and household systems under stressors in the areas of emergency situations involve marked sanitary-and-epidemiologicalproblems in a region's population, which in turn give rise to the activation of routes of transmission and formation of infectious and parasitic diseases. The most important lines of activities of supervising the sanitary-and-epidemiological situation under emergencies are to timely assess the sanitary-and-epidemiological situation, to predict, to organize, and to correct sanitary-and-antiepidemic measures.

Key words: epidemic focus, sanitary-and-epidemiological and specialized antiepidemic teams, sanitary-antiepidemic teams, san-itary-and-antiepidemic detachment

Массивные разрушения социальной инфраструктуры и коммунально-бытовых систем на фоне стрессовых факторов в районах чрезвычайных ситуаций (ЧС) влекут за собой резко выраженное санитарно-эпидемиологическое неблагополучие населения региона, которое приводит к созданию условий для активизации путей передачи инфекционных и паразитарных болезней и формированию их очагов.

Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия в зонах ЧС (природных и техногенных катастроф) характеризуются проблемами жизнеобеспечения пострадавшего населения. К ним относятся:

— дезорганизация социально-бытовых структур и систем жизнедеятельности (разрушение жилых помещений, систем водопользования, канализации, отлаженного механизма снабжения продовольствием, транспортных коммуникаций, систем связи и др.);

— нарушение экологической системы окружающей среды (разрушение промышленных предприятий — химических, нефтеперерабатывающих и др., наличие трупов людей и животных, гниющих продуктов растительного и животного происхождения);

— массовость поражений населения неинфекционной и инфекционной природы, психический

Онищенко Г. Г. — рук. Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач РФ; Смоленский В. Ю. — зам. нач. Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (aidscounsil@gsen.ru)

стресс у пострадавших, интенсивные миграционные процессы;

— полное или частичное разрушение материально-технической базы местного здравоохранения.

Следствием дезорганизации социальной и биологической среды в зонах природных катастроф является появление зараженных территорий, инфицированных районов и эпидемических очагов, динамика которых определяется временными границами и характеристикой четырех составляющих:

— наличия инфекционных больных среди пострадавшего населения и возможности распространения ими возбудителей;

— наличие пораженных людей, нуждающихся в госпитализации (оценивается с точки зрения риска заражения);

— наличие здорового населения, контактировавшего с инфекционными больными, нуждающимися в наблюдении (оценивается с точки зрения риска заражения);

— внешней среды, представляющей инфекционную опасность.

Поэтому важнейшими направлениями деятельности по надзору за санитарно-эпидемиологиче-ской обстановкой в условиях ЧС являются своевременная оценка санитарно-эпидемиологической ситуации, прогноз, организация и корректировка санитарно-противоэпидемических мероприятий. Ситуация в условиях ЧС во многом зависит от текущей санитарно-эпидемиологической обстановки: наличия природно-очаговых инфекционных

болезней, неблагополучия территорий по нозологическим формам инфекционных болезней, времени года, социально-экономического статуса территории, в том числе наличия объектов отдельных отраслей промышленности с опасными условиями труда, состояния лечебно-профилактической сети, лабораторной базы и многих других причин.

Особо важное значение приобретают перечисленные и иные виды деятельности функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) в режиме повышенной готовности: при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при прогнозе возможности возникновения ЧС в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера.

Эпидемический очаг в районах стихийных бедствий и крупных катастроф имеет следующие характерные особенности:

— массовое заражение людей и формирование множественных очагов за счет активизации механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах массовых разрушений;

— длительность действия очага (особенно при-родно-очаговых инфекций) из-за продолжающегося заражающего действия невыявленных источников;

— уменьшение периода проявления заболевания от момента заражения в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистентности и большой инфицирующей дозы возбудителей;

— отсутствие защиты населения от контакта с заразными больными в связи с несвоевременной изоляцией последних;

— наличие различных клинических форм инфекционных болезней и несвоевременность диагностики.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) образованы 84 управления по субъектам Российской Федерации и 85 центров гигиены и эпидемиологии в самих субъектах. В каждом крупном муниципальном и территориальном образовании организованы территориальные отделы управлений Роспотребнадзора и филиалы Центров гигиены и эпидемиологии.

На базе стационарных центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора функционируют лаборатории по выявлению возбудителей инфекционных болезней.

В целях слежения за циркуляцией возбудителей инфекционных болезней нормативными правовыми документами (санитарно-эпидемиологические правила, методические указания, методические рекомендации) установлено проведение в плановом порядке исследований материалов из объектов внешней среды (вода, почва, продукты и др.).

Для мониторирования природных очагов чумы и других опасных инфекционных болезней, в том числе зоонозной природы, функционирует система противочумных учреждений, включающая 1 про-

тивочумный центр, 12 противочумных станций и 5 научно-исследовательских противочумных институтов.

Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, Федеральной службе подведомствены 29 научно-исследователь-ских институтов, более 80 организаций дезинфекционного профиля.

В условиях повседневной деятельности мониторинг эпидемиологической обстановки проводится путем реализации эпидемиологического надзора как системы динамического и комплексного слежения (наблюдения) за эпидемическим процессом конкретной болезни на определенной территории в целях своевременного реагирования и организации адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Регистрации подлежит каждый случай инфекционного и паразитарного заболевания, информация о котором через "экстренные извещения" (форма 058/у) поступает в органы и учреждения Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации (немедленно по телефону и письменно в установленной форме). Каждый случай инфекционного заболевания подлежит эпидемиологическому расследованию с установлением причинно-следственной связи.

В случае регистрации особо опасных, новых или возвращающихся инфекций, а также при возникновении эпидемических очагов с групповой заболеваемостью информация из субъекта Российской Федерации в течение 24 ч направляется в Роспотребнадзор (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.09 № 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпиде-миологического характера").

Ситуация оценивается в оперативном режиме с учетом данных ретроспективного (накопленного) эпидемиологического анализа путем сравнения настоящих уровней заболеваемости с обычными (спорадическими). Факт установления эпидемического очага основан на регистрации больных с одинаковой симптоматикой, пребывающих в одном коллективе, на одной территории и так далее за небольшой промежуток времени. К выяснению причинно-следственной связи и организации противоэпидемических мероприятий организации и учреждения Роспотребнадзора, расположенные в субъекте Российской Федерации, приступают немедленно при получении информации.

Деятельность Роспотребнадзора в рамках функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС определяется постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.03 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27.05.05 № 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794", положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС, утвержденным Главным государ-

[ена и санитария 3/2011

ственным санитарным врачом Российской Федерации 05.10.05 № 01-12/176-05.

Для организации работ по ликвидации медико-санитарных последствий и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах ЧС различного характера, включая предотвращение и ликвидацию распространения инфекционных болезней, предусматривается наличие мобильных, нештатных специализированных формирований, функционирование которых определяется в зависимости от текущей санитарно-эпидемиологической обстановки при различных типах ЧС:

— специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ), формирующихся на базе научно-исследовательских противочумных учреждений, являющихся автономным специализированным формированием постоянной готовности и экстренного реагирования Роспотребнадзора;

— санитарно-противоэпидемического отряда (СПЭО), формирующегося на базе ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;

— санитарно-эпидемиологических бригад (СЭБ) эпидемиологического, радиологического, санитарно-гигиенического (токсикологического) профиля, формирующихся на базе ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и его филиалов, в научно-исследовательских институтах;

— групп санитарно-эпидемиологической (ГСЭР), санитарно-химической (ГСХР) и радиационной (ГРР) разведки, формирующихся на базах филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации; в научно-исследовательских институтах, не имеющих возможности формирования СПЭО или СЭБ.

Нештатные специализированные формирования для стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации в зоне ЧС:

— оценивают санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, проводят лабораторное исследование проб материала от людей на наличие возбудителей инфекционных болезней и заболеваний неясной этиологии;

— осуществляют индикацию патогенных биологических агентов в объектах окружающей среды;

— организовывают и проводят санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

— ликвидируют очаги инфекционных болезней;

— оказывают консультативно-методическую и практическую помощь местным органам здравоохранения.

Роспотребнадзором представлен в Минздрав-соцразвития России проект Постановления Правительства Российской Федерации Об утверждении Положения о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС, определяющей порядок организации и деятельности данной подсистемы.

Руководство созданием и деятельностью данной подсистемы осуществляет Роспотребнадзор.

В организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на

отдельных территориях Российской Федерации руководство мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).

Основными задачами функциональной подсистемы являются:

— мониторинг ЧС в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера;

— организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС;

— совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленной возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения;

— контроль за обеспечением биологической и химической безопасности при ликвидации последствий ЧС;

— участие в разработке и внедрении национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования;

— организация профилактики инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами;

— организация и проведение мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей при ЧС и принятия плановых и экстренных санитарно-про-тивоэпидемических (профилактических) мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды;

— организация и координация работы по санитарно-эпидемиологическому мониторингу зооан-тропонозов;

— организация работы по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпиде-миологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;

— организация и оперативное реагирование на внезапный рост биологических и химических опасностей в условиях ЧС, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов;

— выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также групповых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей при ЧС путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам соци-ально-гигиенического мониторинга причинно-

следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;

— взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при ликвидации последствий ЧС с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями при ликвидации последствий ЧС;

— организация работы по гигиеническому воспитанию населения и обучению специалистов, чья деятельность связана с участием в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции (в том числе питьевой воды и пищевых продуктов), требования к биологической и химической безопасности которой устанавливаются техническими регламентами и национальными стандартами Российской Федерации.

Функциональная подсистема действует на федеральном, территориальном, муниципальном и объектовом уровнях.

Координационными органами функциональной подсистемы являются:

— Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (на федеральном уровне);

— комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации (на территориальном уровне).

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в соответствующих положениях.

Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

— Роспотребнадзор для решения задач в области обеспечения санэпидблагополучия населения в период возникновения ЧС (на федеральном уровне);

— управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (на территориальном уровне);

— территориальные отделы управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (на муниципальном уровне).

К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:

— Роспотребнадзор и его территориальные органы, структурные подразделения и учреждения;

— Федеральные государственные научные учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, федеральные государственные учреждения — центры гигиены и эпидемиологии, противочумные станции (центры), дезинфекционные станции, федеральные государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля и иные организации, подведомственные Роспотребнадзо-ру и ФМБА, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Порядок создания специализированных формирований функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС определяется приказами Роспотребнадзора.

Управление функциональной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения: сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения населения и ликвидации ЧС.

Проведение мероприятий при ликвидации последствий ЧС в рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе планов действий Роспотребнадзора и ведомств в рамках единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности.

Предложения в проект решения:

1) Минздравсоцразвития России совместно с МЧС России внести в Правительство Российской Федерации для утверждения в установленном порядке проект Постановления Правительства "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологиче-ской обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

2) Минздравсоцразвития России подготовить приказ "Об утверждении Положения об организации, составе сил и средств и порядке их деятельности в рамках функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Поступила 18.05.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.