Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ'

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ф.А. Карлик, В.А. Павлюшин

Проведен аналитический обзор нормативных правовых документов по защите растений за последние 20 лет. Показаны основные направления законотворческой работы в этой сфере растениеводства в условиях реформирования АПК. Приводится комментарий отдельных нормативных правовых документов, принятых в этот период в других ведомствах и оказавших заметное влияние на развитие законодательной базы по защите растений. В работе использована информационно-поисковая правовая система КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATIONS IN PLANT PROTECTION

In the paper, the plant protection regulations published over recent 20 years have been analytically reviewed. Major lines of lawmaking activity in this sphere of plant growing under conditions of reorganization of the agroindustrial complex of Russia are shown. Some individual normative documents issued in other departments over the same period and influencing noticeably plant protection legislative regulations are commented. The storage and retrieval system of normative and legal information Consultant Plus was used when writing this paper.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ»

62

УДК 632.9:340.134

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИИ

Ф.А.Карлик, В.А.Павлюшин

Всероссийский НИИ защиты растений, Санкт-Петербург

Проведен аналитический обзор нормативных правовых документов по защите растений за последние 20 лет. Показаны основные направления законотворческой работы в этой сфере растениеводства в условиях реформирования АПК. Приводится комментарий отдельных нормативных правовых документов, принятых в этот период в других ведомствах и оказавших заметное влияние на развитие законодательной базы по защите растений. В работе использована информационно-поисковая правовая система КонсультантПлюс.

Необходимо сразу отметить, что юридические вопросы довольно редко обсуждаются в публикациях по защите растений. Можно объяснить это положение недостаточным вниманием специалистов по экологическому праву к задачам сельского хозяйства. Их интересы традиционно связаны с охраной окружающей природной среды от загрязнения пестицидами. Нисколько не уменьшая и не принижая научную и социальную значимость этой проблемы, следует помнить, что существуют и другие, не менее важные вопросы, требующие своего правового решения на современном уровне. Круг этих вопросов довольно широк и постоянно расширяется, учитывая стремление нашего общества к построению правового государства, а также все возрастающие требования интенсивного сельхозпро-изводства к оптимальному фитосанитар-ному состоянию агроценозов. Именно поэтому Всероссийский съезд по защите растений (С.-Петербург, 1995) постановил кардинально решить насущные правовые вопросы:

"...В условиях современного реформирования АПК функционирование Службы защиты растений и ее научное обеспечение необходимо осуществлять на государственном уровне. Съезд считает первоочередной задачей принятие Закона "О защите растений России", Положения "О Государственной службе защиты растений Российской Федерации", Положения "О Государственном фитосанитарном мониторинге, надзоре и контроле", "Устава по защите растений Российской Федерации". В связи с этим съезд просит руководство Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и РАСХН войти в Правительство с предложением о принятии этих основополагающих для всей защиты растений документов".

Аналогичное обращение участников съезда было сделано и к Президенту РФ (Постановление..., 1996). К этому следует

добавить и мнение академика РАСХН В.А.Захаренко (1999) о необходимости принятия Закона «Об интегрированной защите растений». Это направление уже давно и успешно развивается в нашей стране в соответствии с общей концепцией современного земледелия об управлении фитосани-тарным состоянием агроценозов и экологизации фитосанитарных мероприятий.

Названные выше документы в своем законченном виде, при выполнении всех юридических процедур, могли бы войти в правовое поле, которое призвано обеспечивать решение практических и научных задач в области защиты растений в новых экономических условиях.

К настоящему времени подготовлены и утверждены Положения: "Об организации защиты сельскохозяйственных растений в Российской Федерации" (Приказ Минсельхозпрода РФ от 27.08.1999 №620) и "О Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 09.10.2000 №756). Положение, как нормативный акт, имеющий кодификационный (сводный) характер, определяет структуру, функции и компетенцию органов защиты растений на всей территории РФ. Важно отметить, что в этих документах установлен приоритет государственной политики, государственного управления, контроля и надзора в области защиты растений.

Подготовлены и законопроекты "О защите растений", которые были опубликованы для широкого обсуждения (Проект Закона., 1991; Закон., 1993; Закон., 1999). Очевидные трудности, которые возникли при подготовке Закона, связаны, главным образом, с продолжающимся реформиро-

ванием АПК и большими изменениями в «Основах» земельного и экологического законодательства. Кроме того, защита растений всегда была и остается особой сферой деятельности, отличающейся многообразием и сложностью правового регулирования. Принимая во внимание эти и другие объективные обстоятельства, становится понятным - почему окончательный проект Закона до сих пор находится в стадии обсуждения и доработки.

Вместе с тем, учитывая острую необходимость в правовом обеспечении практической работы и не дожидаясь утверждения основополагающих документов на федеральном уровне, Закон «О защите растений» был принят местными органами государственной власти в Краснодарском крае (Закон..., 1996), Саратовской (Закон..., 1997) и Ростовской (Закон., 1998) областях. Аналогичные законы действуют и на территории бывших союзных республик: в Латвии с 1994 г. (Закон., 1995), в Азербайджане с 1997 г. (Закон., 1998), в Молдавии с 1999 г. (Закон., 2000) и в Казахстане с 2002 г. (Закон., 2003).

Таким образом, несмотря на отсутствие федерального закона, работа в этом направлении ведется на разных уровнях в целях создания единой, эффективно действующей законодательной базы по защите растений.

Примером создания аналогичной базы в современных условиях может служить законотворческая работа, которую выполняет Государственная служба по карантину растений - близкая по целям и задачам своей деятельности к защите растений. Из основных нормативно-правовых документов, принятых в последние годы, следует назвать: Закон «О карантине растений» (от 15.07.2000 №99-ФЗ); Положение «О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 №1143); «Правила по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков» (утверждены Минсельхозпродом РФ в 1996 г.); Приказ МСХ РФ и РАСХН «Об организации интродукционно-карантинных питомников» (от 13.03.2002).

Для решения кардинальных вопросов по карантину растений в сложных и быстро меняющихся экономических условиях между странами, входящими в СНГ, подписано Соглашение о сотрудничестве (Москва, 1992). В соответствии с этим Соглашением регулярно проводятся конференции с участием руководителей национальных служб, где вырабатываются принципы совместных действий в интересах общей фитосанитарной безопасности. Решения конференций служат основой для развития и дальнейшего совершенствования законодательной базы по карантину растений в странах СНГ и Балтии (Протокол., 1999).

В соответствии с концепцией фитосани-тарной безопасности во ВНИИ карантина растений разработан алгоритм анализа фитосанитарного риска (АФР)*. Этот алгоритм или этапы проведения АФР следует рассматривать как основу важного нормативного документа - «Правил проведения анализа фитосанитарного риска». Аналогичные правила действуют во многих странах-экспортерах растительной продукции. Необходимость в таком документе возникнет сразу же после вступления России в ВТО, поскольку в соответствии с международными нормами только по законодательному акту может быть обосновано решение по любому вопросу в области карантина растений (Орлинский, 2002).

Следует отметить, что в ходе последней административной реформы создается Федеральная служба по ветеринарному и фи-тосанитарному надзору, которая будет находиться в ведении Минсельхоза РФ. Новой государственной службе потребуются новые нормативные правовые акты, поскольку возложенные на нее задачи связаны, главным образом, с выполнением контрольных и надзорных функций.**

*АФР - оценка вероятности заноса и обоснования на территории страны-импортера чужеродного растительноядного вида и возможного в результате этого экономического, экологического и социального ущерба (Ижевский, 2003).

"Постановления Правительства РФ: «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору» (от 8.04.2004 №201), «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (от 8.12.2004 №754).

Именно в этой сфере деятельности в первую очередь возникают правовые отношения, которые должны быть юридически обоснованы. Таким образом, можно прогнозировать в ближайшее время определенную активность в законотворческой работе по карантину и защите растений.

Известно, что создание закона в любой области права определяется общим уровнем действующего законодательства в этой и смежных с ней областях. Поэтому правовое поле защиты растений подпадает под действие новых федеральных законов, относящихся к сфере экологии, отдельные статьи которых непосредственно связаны с обсуждаемой темой.

Во-первых, это Закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 №7-ФЗ) и его статья 49 - «Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве». Впервые здесь нашли место положения об охране природы и здоровья человека при использовании химических фитосанитарных средств в сельском хозяйстве. Эти положения уже давно разрабатываются в защите растений, но до сих пор они носили рекомендательный характер и не имели юридической силы.

Во-вторых, Закон "Об экологической экспертизе" (от 23.11.1995 №174-ФЗ) и дополняющее его Постановление Правительства РФ "О порядке проведения государственной экологической экспертизы" (от 11.06.1997 №698). Благодаря этим документам, чрезвычайно важная и ответственная работа, связанная с регистрацией пестицидов и получением разрешения на их применение - вновь регламентирована и взята под государственный контроль.

Последующее развитие правовой базы защиты растений связано с принятием Закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (от 19.07.1997 №109-ФЗ). Отныне в законодательном порядке, а не в полемике и предвзятых суждениях должны разрешаться неизбежные противоречия между необходимостью сохранения урожая - с одной стороны, ужесточенными требованиями экологических организаций и преобладающими настроениями в обществе в за-

Вестник защиты растений, 1, 2005 щиту окружающей природной среды - с другой. В преамбуле Закона сказано, что он ".устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами .в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды". Правовому регулированию подлежат теперь практически все отношения, возникающие в обращении с пестицидами в процессе их «.разработки, производства, транспортировки, реализации, применения, хранения, обезвреживания, утилизации, уничтожения, захоронения, а также - реклама, ввоз и вывоз пестицидов с территории Российской Федерации».

С принятием закона постоянно действующая Госхимкомиссия* была выделена в самостоятельное подразделение Мин-сельхоза РФ. При этом за ней сохранялись основные функции, были расширены полномочия и придан межведомственный статус (Орехов, 1999; 2001). Только этот орган получал право решать все вопросы по регистрации пестицидов, в т.ч. и вопросы внешнеэкономической деятельности по лицензированию экспорта и импорта препаратов (Приказ МСХ РФ «О передаче Госхимкомиссии РФ дополнительных функций» от 16.11.2000 №920).

Госхимкомиссия ежегодно выпускает «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения на территории Российской Федерации»; это основной, установленный законом нормативный документ. Основанием для регистрации и включения нового препарата в «Государственный каталог» служит официальное заключение головных научных учреждений. Заключение составляется по результатам НИР и регистрационных испытаний, в которых оценивается биологическая и экономическая эффективность препарата, его токсикологические, гигиенические и многие другие характеристики, имеющие прямое и косвенное отношение к здоровью людей и экологической безопасности.

В соответствии с новым законом Мин-

*Госхимкомиссия - Государственная комиссия по химическим средствам защиты растений и биологически активным веществам.

сельхоз РФ ввел «Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимика-тов» (Приказ от 22.04.2002 №421). Но этот документ до сих пор не утвержден на правительственном уровне, что сказывается на общей эффективности действия Закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Для его более эффективного исполнения требуются и другие подзаконные акты, а именно: «Порядок ввоза в Российскую Федерацию и порядок вывоза из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов», «Правила торговли пестицидами и агрохимикатами в Российской Федерации», «Порядок сертификации пестицидов и агрохимикатов в Российской Федерации». Пакет этих документов был заявлен еще в 1998 г. (Защита и карантин растений, 1998), но до сих пор ни один из них не принят.

Следует учитывать, что и действующая система государственной регистрации не лишена недостатков и нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. Так, например, при регистрации феромонов требуются такие же сложные (по объему) и дорогостоящие токсикологические исследования, как и для обычных пестицидов. Отсутствие дифференцированного подхода в практике регистрационных испытаний делает производство феромонов нерентабельным. В результате из арсенала химических средств выпадает целая группа высокоэффективных и экологически безопасных препаратов, применяемых как для борьбы с вредными насекомыми, так и для мониторинга распространения их популяций (Буров, 2002; Козлов, Лебедева, 2002).

К сожалению, не приведены в соответствие с данным законом уже действующие правовые акты. В первую очередь это касается статьи 13 - «Лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимиката-ми». Содержание статьи направлено на то, чтобы сделать эту деятельность более контролируемой. Однако, в другом Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» эта сфера деятельности вообще не рассматривается в числе подлежащих лицензированию.

В целях обеспечения экологической безопасности наиболее актуальными продолжают оставаться вопросы, связанные с проблемой хранения и утилизации пестицидов. Правовому регулированию этих вопросов посвящена статья 24 Закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами." Но на практике положения этой статьи в части обезвреживания, уничтожения и захоронения пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов не реализуются в полной мере из-за отсутствия необходимых нормативных правовых актов. В результате в отдельных регионах отмечается чрезвычайная ситуация с накоплением токсичных, опасных для окружающей среды и здоровья людей пестицидов и их остатков. Ситуация настолько серьезная, что ее обсуждению были посвящены специальные парламентские слушания, организованные Комитетом Государственной Думы по экологии на тему: «О мерах по обеспечению экологической безопасности при хранении и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (22.04.2004). Для решения данной проблемы определены самые неотложные нижеследующие меры, в т.ч. и законодательные.

«.Внести в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части инвентаризации и утилизации пестицидов и агрохимикатов и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части лицензирования видов деятельности в области оборота пестицидов и агрохи-микатов.

.Ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами «О безопасном обращении с пестицидами и агро-химикатами» и «Об охране окружающей среды», необходимых для их практической реализации, включая: Порядок утилизации (уничтожения) пестицидов и агро-химикатов, пришедших в негодность и запрещенных для применения на территории Российской Федерации, Правила охраны окружающей среды от негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов при их транспортировке, хранении и применении, Порядок экологической паспортизации территорий вокруг предприятий по производству пестицидов и агрохимикатов и мест их хранения и других нормативных правовых актов».

В Законе «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель

сельскохозяйственного назначения» (от 16.07.1998 №101-ФЗ) вопросы защиты растений (по тексту документа - «фитоса-нитарные мероприятия») рассматриваются вместе с основными систематически проводимыми мероприятиями, от которых зависит плодородие почв: агротехническими, агрохимическими, мелиоративными, противоэрозионными. Применительно к защите растений Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования в части:

- производства и обеспечения пестицидами, сертификации пестицидов, контроля за их качеством и безопасным обращением;

- производства технических средств для мероприятий по защите растений;

- проведения фитосанитарных обследований земель сельскохозяйственного назначения (причем результаты обследований подлежат государственному учету);

- научных исследований по разработке норм предельно допустимого уровня применения пестицидов, технологий фитоса-нитарных мероприятий, эффективных и экологически безопасных пестицидов.

В соответствии с этим законом все производители сельскохозяйственной продукции независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности обязаны:

- соблюдать государственное нормирование (стандарты, нормы, нормативы, правила, регламенты) при проведении мероприятий по защите растений;

- предоставлять в установленном порядке сведения об использовании пестицидов;

- содействовать проведению фитосани-тарных обследований земель сельскохозяйственного назначения.

В новых экономических условиях, с появлением новых категорий сельхозпроизводителей и землепользователей заметно возросла роль защиты растений. Соответственно возросли требования и ответственность за нарушения действующего законодательства в этой сфере растениеводства. С 1 июля 2002 г. вступил в действие новый Кодекс РФ "Об административных правонарушениях", в котором определен состав нарушений в области карантина и защиты растений, а также установлена мера ответственности для

Вестник защиты растений, 1, 2005 граждан, должностных и юридических лиц. Ниже приводится полный текст соответствующих статей из этого Кодекса.

«Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

Статья 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ».

Нарушения, повлекшие тяжкие последствия, квалифицируются как экологические преступления и подпадают под действие Уголовного Кодекса РФ: «.Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия, -наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет» (гл. 26 УК РФ, ст. 249, п.2).

К тяжким последствиям в данном случае относятся «...эпифитотии, охватывающие отдельные регионы, причинение вреда здоровью человека, заболевания домашних животных и их гибель, заболевания и гибель диких животных, уничтожение или повреждение участков леса, выведение из оборота сельскохозяйственных земель, используемых для растениеводства, садоводства, а также имущественный ущерб, связанный с гибелью урожая, многолетних культурных насаждений, с затратами на ликвидацию последствий заражения растений болезнями или распространения вредителей растений» (Комментарий к УК РФ, 1997).

Необходимо учесть, что вся дальнейшая работа по законодательству в сфере фитосанитарии так или иначе будет связана с исполнением Закона «О техническом регулировании» (27.12.2002 №184-ФЗ). Основные цели этого федерального закона максимально гармонизировать (привести в соответствие) существующую систему технического регулирования с международной и, прежде всего - евро-

пейской; тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать конкурентоспособности, обеспечить паритетные условия для российских и зарубежных производителей товаров, услуг и технологий на внутреннем и мировом рынке. Техническое регулирование осуществляется посредством разработки и установления технических, технологических регламентов и стандартов.

«Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия» (ст. 2 Закона «О техническом регулировании»).

Учитывая масштабы и всю сложность реализации поставленных задач в современных экономических условиях, Законом установлен переходный период на 7 лет. По завершении этого срока весь массив прежних технических (в т.ч. и фитосани-тарных) регламентов утратит свою силу. В соответствии с новым законом вся работа по правовому регулированию отношений в защите растений будет направлена на разработку фитосанитарных регламентов, обеспечивающих экологическую безопасность применения пестицидов и гарантированную защиту урожая. В ВИЗР уже созданы специализированные подразделения, где может проводиться эта работа. Во-первых, это Центр биологической регламентации использования пестицидов, в составе которого имеется аналитическая лаборатория, аккредитованная Госстандартом РФ. Во-вторых, Центр государственных испытаний машинных технологий и способов применения средств защиты растений РАСХН, в задачи которого входит аттестация средств механизации по защите растений.

На сегодняшний день существует единый нормативный документ, на основе которого создаются национальные фитоса-нитарные регламенты - Международная конвенция по защите растений, заключенная в Риме еще в 1951 г. В последующие десятилетия в силу разных причин

фитосанитарное состояние во многих странах значительно изменилось. Резко возросли и объемы торговли сельскохозяйственной продукцией между отдельными странами. Поэтому со временем потребовалось изменить некоторые положения Конвенции (Международная конвенция., 2004). Новый пересмотренный текст Конвенции, одобренный 29-й сессией ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в 1997 г., принят и Российской Федерацией (Постановление Правительства РФ от 18.12.2001 №874). Выполнение основных положений Конвенции рассматривается как одно из условий вступления России в ВТО.

Учитывая особую роль химических средств защиты растений в жизни человека, Минздрав РФ осуществляет государственный санэпиднадзор за соблюдением гигиенических требований по безопасному обращению с пестицидами и за их воздействием на окружающую природную среду. Эта постоянная, большая работа выполняется в соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 №52-ФЗ), «О безопасном обращении с пестицидами и агро-химикатами» и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении "Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (от 24.07.2000 №554). В целях усиления эффективности этой работы и предотвращения поступления на потребительский рынок опасных для человека пестицидов и агрохимикатов, применение которых не регламентировано, Минздрав РФ издал Приказ «О токсиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и аг-рохимикатов" (от 31.01.2002 №24). В рамках этого Приказа установлен порядок и сроки проведения экспертизы пестицидов. В круг вопросов, подлежащих экспертизе, входят:

- комплексная токсиколого-гигиеническая оценка препарата и оценка его возможного негативного влияния на здоровье населения;

- гигиеническая оценка условий производства и применения препарата, включая

гигиеническую оценку используемого оборудования;

- гигиеническая регламентация пестицида в объектах окружающей среды (вода, воздух, продовольственное сырье, пищевые продукты), а также гигиеническая регламентация условий его производства и применения на территории РФ;

- оценка методов аналитического контроля содержания остаточных количеств пестицида в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей среды.

В практике обеспечения Госсанэпиднадзора за безопасным обращением с пестицидами, главным образом, используются «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов» (Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.1077-01, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 31.10.2001).

Сфера научной деятельности в защите растений регулируется Законом «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23.08.1996 г. №127-ФЗ). В соответствии с Законом органы государственной власти гарантируют:

- свободу научного творчества, в т.ч. право выбора направлений и методов проведения исследований (экспериментов), право на обоснованный риск в научной деятельности;

- свободу доступа к научной информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

- защиту от недобросовестной конкуренции;

- профессиональный рост научных кадров;

- финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Кроме федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ допускаются иные, не запрещенные законодательством, источники финансирования: внебюджетные, государственные, коммерческие и международные фонды поддержки научной деятельности, гранты, иностранные инвестиции и др. Государственные научные организации имеют право сдавать в аренду

временно не используемые ими помещения и другое имущество, находящееся в федеральной собственности. Доходы от аренды используются как дополнительный источник бюджетного финансирования научных организаций и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы. По новому закону государственным научным организациям предоставляются в бессрочное, безвозмездное пользование земельные площади, выделенные им в установленном порядке.

Отдельная статья Закона посвящена договорам (контрактам), как основной правовой форме отношений между научной организацией и заказчиком (потребителем) научной продукции, консультационных и иных услуг. На договорной основе осуществляется и совместная научная деятельность. Заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров (контрактов) на создание/передачу научной продукции (услуг) проводится в соответствии с утвержденным Порядком (Постановление ГКНТ СССР от 19.11.1987 г. №435).

Для ускорения научно-технического прогресса и более эффективного использования результатов НИР и ОКР законом установлена государственная поддержка, развитие и стимулирование инновационной (внедренческой) деятельности научных организаций. Допускается система экономических и иных льгот, создание специализированных инновационных центров, малых предприятий и других структур. Введение таких мер должно обеспечить доведение новых оригинальных идей и технологических решений до реализации их в виде готового коммерческого продукта. В качестве примера создания учреждений нового типа можно назвать организованный в 1996 г. при участии ВИЗР, как основного учредителя, - Инновационный центр защиты растений (ООО «ИЦЗР») в статусе юридического лица с государственной формой собственности.

В последние годы в связи с выполнением научных проектов по сохранению биоразнообразия окружающей природной среды заметно возрос интерес к коллекци ям полезных и вредных микроорганизмов. Такие коллекции рассматриваются как

особо ценный базовый материал, предназначенный для решения широкого спектра задач фундаментального и прикладного назначения. Постановлением Правительства РФ (от 24.06.1996, №725-47) и Приказом Минсельхозпрода РФ (от 15.08.1996, №14с) определены основные меры по сохранению и рациональному использованию коллекций микроорганизмов. В том числе утвержден Список базовых научных организаций, депонирующих (сохраняющих) для государственных нужд микроорганизмы (Каталог., 2001). В этот Список включены подведомственные Отделению защиты растений институты РАСХН:

ВНИИ защиты растений (С.-Петербург) - Главный хранитель государственной кол-

лекции микроорганизмов, патогенных для культурных растений и их вредителей, и коллекции энтомофагов; ВНИИ фитопатологии (Москва) - Главный хранитель государственной коллекции фитопатоген-ных микроорганизмов и сортов-идентификаторов патогенных штаммов микроорганизмов;

ВНИИ биологической защиты растений (Краснодар) - Главный хранитель государственной коллекции энтомофагов и энтомопатогенов вредителей растений.

Государственный статус предполагает целевое финансирование и качественно новый уровень коллекционной работы в интересах дальнейшего развития теории и практики защиты растений.

Буров В.Н. Регуляторы развития и поведения насекомых. /Защита и карантин растений, 7, 2002, с.16-17.

Закон Азербайджанской республики «О защите растений». /Защита и карантин растений, 6, 1998, с.6-8.

Закон о защите растений (в Краснодарском крае). /Защита и карантин растений, 2, 1996, с.4-7.

Закон о защите растений (в Латвии). /Защита растений, 7, 1995, с.9-10.

Закон «О защите растений на территории Ростовской области». /Защита и карантин растений, 8, 1998, с.8-11.

Закон о защите растений (Республика Молдова). /Защита и карантин растений, 10, 2000, с.4-6.

Закон о защите растений Саратовской области. /Защита и карантин растений, 11, 1997, с.16-18.

Закон Республики Казахстан «О защите растений». /Защита и карантин растений, 6, 2003, с.14-18.

Закон Российской Федерации о защите растений (проект). /Защита растений, 4, 1993, с.3-6.

Закон Российской Федерации «О защите растений» (проект). /Защита и карантин растений, 1, 1999, с.5-8.

Захаренко В.А. Научное и правовое обеспечение защиты растений на пороге XXI столетия. /Защита и карантин растений, 12, 1999, с.6-7.

Защита и карантин растений, 3, 1998, с.17.

Ижевский С.С. Метод оценки фитосанитарного риска. /Защита и карантин растений, 9, 2003, с.31-34.

Каталог государственных коллекций полезных и

Литература

вредных организмов. Под ред. В.А.Захаренко и В.А.Павлюшина. М.-СПб, РАСХН, 2001, 76 с.

Козлов В.А., Лебедева К.В. Упростить систему регистрации. /Защита и карантин растений, 7, 2002, с.17-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1997, 2-ое изд. ИНФРА М-Норма.

Международная конвенция по карантину и защите растений. /Защита и карантин растений, 9, 2004, с.14-23.

Орехов Д.А. В Госхимкомиссии РФ. /Защита и карантин растений, 1, 1999, с.10.

Орехов Д.А. Дела и планы Госхимкомиссии Российской Федерации. /Защита и карантин растений, 2, 2001, с.4-5.

Орлинский А.Д. Перспективы применения анализа фитосанитарного риска в России. /Защита и карантин растений, 10, 2002, с.26-35.

Постановление Всероссийского съезда по защите растений (4-9 декабря 1995 г., СПб). /Защита и карантин растений, 3, 1996, с.9-10.

Проект Закона Союза Советских Социалистических Республик о защите растений, охране здоровья населения и окружающей среды. /Защита растений, 7, 1991, с.3-5.

Протокол 7-й конференции по карантину растений государств-участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии (23-27 ноября 1998 г., Москва). /Защита и карантин растений, 2, 1999, с.16-17.

LEGAL REGULATIONS IN PLANT PROTECTION F.A.Karlik, V.A.Pavlyushin In the paper, the plant protection regulations published over recent 20 years have been analytically reviewed. Major lines of lawmaking activity in this sphere of plant growing under conditions of reorganization of the agroindustrial complex of Russia are shown. Some individual normative documents issued in other departments over the same period and influencing noticeably plant protection legislative regulations are commented. The storage and retrieval system of normative and legal information Consultant Plus was used when writing this paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.