УДК б13.С:620.179.1б]:С14:374
А. Б. Чемный, В. П. Можеренков, Л. П. Фомина, Л. С. Фирсель,
В. И. Дружинин
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ ОПЕРАТОРОВ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ
Московский областной научно-исследовательский клинический институт нм М. Ф. Вла- |
димнрского
В настоящее время в различных отраслях народного хозяйства занято большое число рабочих, занимающихся контролем промышленных изделий с помощью дефектоскопов, генерирующих высокочастотный (0,5—5,0 МГц) ультразвук интенсивностью до 1 Вт/см2. При ручном контроле с помощью дефектоскопа на операторов воздействует ряд неблагоприятных производственных факторов: остаточные ультразвуковые колебания, переходящие с искательной головки в руку и распространяющиеся по всему организму, зрительные и психоэмоциональные нагрузки из-за постоянного наблюдения и расшифровки сигналов на экране осциллоскопа, длительное напряжение мышц тела, в частности кистей рук (вынужденная поза, удерживание в руке искательной головки, перенос дефектоскопа вручную и др.).
У операторов ультразвуковой дефектоскопии значительно чаще, чем у лиц, работающих в тех же производственных условиях, но не подвергающихся ультразвуковому воздействию, имеются жалобы на онемение пальцев рук и повышение их чувствительности к холоду, потливость кистей рук и высыпания на них, зрительное утомление, возникающее в процессе работы. Обнаруживаются также патологические изменения в виде ан-гиодистонического синдрома, вегетативных полиневритов и миофасцнтов рук, вегстососудистой дисфункции с нарушением капиллярного кровообращения ногтевых лож пальцев рук, лимба и конъюнктивы псрилимбальной зоны (А. Б. Чемный и соавт.; А. М. Сазонов и соавт.: В. П. Можеренков и соавт., и др.).
В течение последних 4 лет мы ежегодно обследовали операторов ультразвуковой дефектоскопии в условиях производства 3 промышленных предприятий. Опросы при первоначальных обследованиях показали, что дефектоскописты не обладали необходимыми применительно к их профессии гигиеническими знаниями и навыками. Гигиеническое обучение этих рабочих осуществляли по общим программам, в которых вопросы гигиены труда в условиях воздействия ультразвука были отражены крайне недостаточно. Дифференцированная санитарно-просветительиая работа среди них не проводилась.
С целью привития целенаправленных гигиенических навыков у операторов ультразвуковой дефектоскопии для них были разработаны следующие санитарно-гигиенические рекомендации:
рука оператора, удерживающая искательную головку, по возможности должна быть сухой, так как технические масла, используемые для лучшего контакта искательной головки с контролируемым изделием, при попадании на руку способствуют проникновению ультразвуковых колебаний в организм; следует избегать касания руками рабочей поверхности искательной головки и контролируемого изделия; при возможности выбора нужно применять для контроля меньшую мощность импульса; лица старше 40 лет, а также страдающие дальнозоркостью во время работы должны пользоваться соответствующими очками, назначенными врачом-окулистом; в течение рабочего дня через каждые I1/: ч необходимо устраивать 10-минутные перерывы, в один из которых делать производственную гимнастику (рекомендуемый гимнастический комплекс состоит из 8 упражнений).
Разработанные санитарно-гигиенические рекомендации доводились до сведения операторов ультразвуковой дефектоскопии при обязательной их гигиенической подготовке, через заводские1' многотиражные газеты (опубликование статей «О гигиене труда дефектоскопистов», «Операторам ультразвуковой дефектоскопии» и др.), при собеседовании во время плановых профосмотров. С этой же целью организовывали беседы и выступления для инженерно-технического персонала об их роли в профилактике воздействия неблагоприятных производственных факторов на организм дефектоскопистов. Число операторов ультразвуковой дефектоскопии при ежегодных обследованиях варьировало в пределах 160—168. Среди обследованных преобладали женщины от 21 года до 40 лет со стажем работы от 2 до 9 лет, причем указанный состав дефектоскопистов ежегодно оставался приблизительно однотипным.
Выполнение санитарно-гигиенических рекомендаций привело к уменьшению числа жалоб и ослаблению болезненных проявлений у дефектоскопистов. Так, если при первом обследовании (до внедрения рекомендаций) жалобы на онемс^ ние пальцев рук предъявляли 80%, на повышенную чувствительность рук к холоду — 72%, на высыпания на ладонях — 25%, на зрительное утомление — 37%, то уже через год на фоне целевой санитарно-просветнтельнон работы эти показатели были соответственно 76, 69, 21 и 32 7о. Почти и половины лиц, выполнявших рекомендации, интенсивность онемения, потливости и
зябкости рук, а также проявления зрительного утомления уменьшились.
В последующие годы отмечалось дальнейшее уменьшение числа жалоб и улучшение самочувствия дефектоскопистов, что можно объяснить соблюдением ими рекомендаций, а также проведением в этот период профилактического лечения у ряда лиц с вегетативным полиневритом рук и ангнодистоническнм синдромом.
Таким образом, целенаправленная саннтарно-просветнтельная работа способствует улучшению
состояния здоровья операторов ультразвуковой дефектоскопии и может быть рекомендована для широкого внедрения на промышленных предприятиях.
Литература. Можеренков В. П.. Чемный А. Б.. Хар-
ченко JI. Н. — Вести, офтальмол., 1979, № 4, с. 54—57. Сазонов А. М., Беренбейн Б. А.. Чемный А. Б. и др. — Вести.
дерматол., 1978, № 8, с. 18—22. Чемный А. Б., Головачева Р. Р., Григорьева В. М. и др. — В кн.: Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины. AV, 1972, с. 178—180.
Поступила 26.1180
УДК 379.601
//. 10. Тарасенко, Н. А. Жилова
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
I ММИ им. И. М. Сеченова
Максимальное развитие творческих способностей у каждого студента, привлечение его к продуктивному научному поиску является одним из эффективных путей повышения качества общей профессиональной подготовки. В современных условиях от молодого специалиста требуется не только усвоение определенного объема знаний, но и овладение навыками научно-исследователь-ской работы, умение пользоваться необходимой литературой. Поэтому на данном этапе перед высшей школой стоят большие и ответственные задачи совершенствования преподавания.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12/УП 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалиста» признано необходимым дальнейшее совершенствование и более широкое использование лабораторных занятий, являющихся эффективной формой закрепления знаний и выявления творческих способностей студентов.
Одним из направлений этой работы является включение в учебный процесс научно-исследовательских элементов, что позволяет студентам более самостоятельно и творчески подходить к усвоению материала. В соответствии с этим на кафедре гигиены труда I ММИ им. И. М. Сеченова начато последовательное и планомерное совершенствование учебного процесса. Каждый студент должен приобрести необходимые знания в ходе активного самостоятельного поиска, программируемого и корректируемого преподавателем.
Известно, что знания на занятии усваиваются и превращаются в умение только в том случае, если они приобретены в процессе активной самостоятельной деятельности. На кафедре разработаны и используются студентами следующие материалы для самостоятельной подготовки. Все студенты получают методическое пособие, в ко-
тором указаны цель и план изучения темы, учебно-целевые вопросы, необходимая литература и задание. В дополнение к учебнику представлен современный информационный и законодательный материал: этапы гигиенической оценки шума, логическая структура темы, санитарные правила, ГОСТы, системы стандартов безопасности труда и др. На лабораторном занятии применяются специальные ситуационные задачи различной степени сложности. В процессе выполнения этого задания студенты пользуются программой (так называемой ориентировочной основой действия), которая определяет путь решения предложенной задачи. Для оценки подготовленности студента к занятиям он должен ответить на тестовые вопросы, которые позволяют определить исходный уровень его знаний.
Практическое занятие по теме «Производственный шум» длится 5 ч. За это время каждый студент должен решить задачу, в которой данная тема представлена серией исследований (см. схему). Первым этапом работы является оценка и характеристика шума на одном из производств. В соответствии с условиями задачи студент должен представить краткую характеристику технологического процесса, указав основные источники шума. По данным хронометража определяется продолжительность воздействия шума. Весьма существенный момент для приобретения практических навыков — измерение общего уровня и частоты шума. Для этого используется магнитофонная запись конкретного производственного шума на том или ином предприятии, которая воспроизводится через стереомагнитофон «Весна». Шум измеряется шумоизмерительным прибором. Полученные результаты сравниваются с ГОСТом 12.1.003—76 «Шум. Общие требования безопасности» и составляют характеристику шума (частота, спектр, продолжитель-