Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ю. Тарасенко, И.Л. Жилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

зябкости рук, а также проявления зрительного утомления уменьшились.

В последующие годы отмечалось дальнейшее уменьшение числа жалоб и улучшение самочувствия дефектоскопистов, что можно объяснить соблюдением ими рекомендаций, а также проведением в этот период профилактического лечения у ряда лиц с вегетативным полиневритом рук и ангнодистоническнм синдромом.

Таким образом, целенаправленная саннтарно-просветнтельная работа способствует улучшению

состояния здоровья операторов ультразвуковой дефектоскопии и может быть рекомендована для широкого внедрения на промышленных предприятиях.

Литература. Можеренков В. П.. Чемный А. Б.. Хар-

ченко JI. Н. — Вести, офтальмол., 1979, № 4, с. 54—57. Сазонов А. М., Беренбейн Б. А.. Чемный А. Б. и др. — Вести.

дерматол., 1978, № 8, с. 18—22. Чемный А. Б., Головачева Р. Р., Григорьева В. М. и др. — В кн.: Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины. AV, 1972, с. 178—180.

Поступила 26.1180

УДК 379.601

//. 10. Тарасенко, Н. А. Жилова

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

I ММИ им. И. М. Сеченова

Максимальное развитие творческих способностей у каждого студента, привлечение его к продуктивному научному поиску является одним из эффективных путей повышения качества общей профессиональной подготовки. В современных условиях от молодого специалиста требуется не только усвоение определенного объема знаний, но и овладение навыками научно-исследователь-ской работы, умение пользоваться необходимой литературой. Поэтому на данном этапе перед высшей школой стоят большие и ответственные задачи совершенствования преподавания.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12/УП 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалиста» признано необходимым дальнейшее совершенствование и более широкое использование лабораторных занятий, являющихся эффективной формой закрепления знаний и выявления творческих способностей студентов.

Одним из направлений этой работы является включение в учебный процесс научно-исследовательских элементов, что позволяет студентам более самостоятельно и творчески подходить к усвоению материала. В соответствии с этим на кафедре гигиены труда I ММИ им. И. М. Сеченова начато последовательное и планомерное совершенствование учебного процесса. Каждый студент должен приобрести необходимые знания в ходе активного самостоятельного поиска, программируемого и корректируемого преподавателем.

Известно, что знания на занятии усваиваются и превращаются в умение только в том случае, если они приобретены в процессе активной самостоятельной деятельности. На кафедре разработаны и используются студентами следующие материалы для самостоятельной подготовки. Все студенты получают методическое пособие, в ко-

тором указаны цель и план изучения темы, учебно-целевые вопросы, необходимая литература и задание. В дополнение к учебнику представлен современный информационный и законодательный материал: этапы гигиенической оценки шума, логическая структура темы, санитарные правила, ГОСТы, системы стандартов безопасности труда и др. На лабораторном занятии применяются специальные ситуационные задачи различной степени сложности. В процессе выполнения этого задания студенты пользуются программой (так называемой ориентировочной основой действия), которая определяет путь решения предложенной задачи. Для оценки подготовленности студента к занятиям он должен ответить на тестовые вопросы, которые позволяют определить исходный уровень его знаний.

Практическое занятие по теме «Производственный шум» длится 5 ч. За это время каждый студент должен решить задачу, в которой данная тема представлена серией исследований (см. схему). Первым этапом работы является оценка и характеристика шума на одном из производств. В соответствии с условиями задачи студент должен представить краткую характеристику технологического процесса, указав основные источники шума. По данным хронометража определяется продолжительность воздействия шума. Весьма существенный момент для приобретения практических навыков — измерение общего уровня и частоты шума. Для этого используется магнитофонная запись конкретного производственного шума на том или ином предприятии, которая воспроизводится через стереомагнитофон «Весна». Шум измеряется шумоизмерительным прибором. Полученные результаты сравниваются с ГОСТом 12.1.003—76 «Шум. Общие требования безопасности» и составляют характеристику шума (частота, спектр, продолжитель-

Схема этапов гигиен

Характеристика шума на производстве

1

Анализ результатов исследований по следующим признакам

Норма ГОСТ 12.1.003—76

>1 3

к X ш о >х

2 X ь X

>. 3 ш о X X в в* 5 н X * ч 1 ш

я <и X X ф 5 « 3 т с 4> X X о 5? о. с О Измерение шум

Временная характеристика

Происхождение шума

Ддя изучения общего действия

Для изучения специфического действия на органы слуха

I_I

»X

« 3

3 X

X к

X о

к Ъ

£ с

й>

с X

•я

3

X

о

с; О ■X 3

X

О 5

X

Э Н

|

со

■ческой оценки шума

етвенная вредность

Мероприятия по борьбе с шумом

Анализ результатов исследования

Медицинская профилактика

I I

Технические средства борьбы с шумом

Неспецифические изменения в органах и системах

Специфические изменения слуха

I I I

Соблюдение ги-

гиенического нор-

матива

I I

Уменьшение шума в источнике образования

Снижение шума по пу' ти распространения

Индивидуальные средства защиты

со

I_I

о

К

ог

§ 1

ее о

г ч

о и

о

в с

о о

а: я

>> >1

а в

со со

X X

3 3 м: X X 3

со ч и О)

к СП СО X а

<0 X

£ то 2

К то

то * 2 >. э о а со

к ГО & г; IX о СО н о о. С "8 о. с,

ность, наличие превышения предельно-допустимых уровней). Все результаты заносятся в протокол исследования частотного спектра шума, используемого акустической лабораторией санэпидстанции Москвы.

Вторым этапом этой работы (см. схему) является оценка характера действия шума на организм работающих. Выполнение этого исследования способствует формированию у студента четкого представления о том, что он должен уметь не только тщательно охарактеризовать тот или иной производственный фактор, но и определить влияние его на состояние здоровья работающих. С этой целью анализируются предложенные в задании материалы медицинского осмотра (жалобы, объективная оценка состояния здоровья) для выявления возможного неспецифического влияния шума на работающих.

Подробно определяется специфическое действие шума на орган слуха путем анализа результатов тональной аудиометрии (постоянное и временное смещения порогов слуха). Это позволяет оценить состояние слухового анализатора и, в частности, определить степень потери слуха и рабочих той или иной профессии в результате воздействия производственного / шума (ГОСТ 12.4.062—78 «Методы определения потерь слуха человека»). Для овладения навыком работы на аудиометре студент провбдит самостоятельные исследования порогов слуха.

После этого он приступает к третьему, заклю-

чительному, этапу (см. схему) — разработке кон кретных профилактических мероприятии, чте требует самостоятельного поиска, обязательное применения дополнительной литературы по кои кретному вопросу. Так, при разработке мер про филактики действия импульсного шума в штамповочных цехах студент должен пользоваться монографией Г. А. Суворова и А. М. Лихницко-го «Импульсный шум и его влияние на организм человека» (1975). Полученные данные оформляются в виде протокола, графиков, таблиц. О результатах работы студент делает доклад перед группой и преподавателем, причем он должен сформулировать выводы, дать трактовку полученных результатов, обосновать рекомендации по улучшению условий труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанный принцип организации практического занятия обеспечивает активную деятельность каждого студента, позволяет ему пройти все этапы поиска: постановка и осмысливание проблемы, выбор наиболее адекватных методов исследования, освоение практических навыков, анализ результатов, формулировка выводов, составление конкретных практических рекомендаций по снижению шума на производстве. Такая форма занятия наряду с изучением фактического материала раскрывает перед студентом творческое содержание его будущей профессии, позволяет приобрести навыки самостоятельного научного исследования.

Поступила 12.01.SI

Л

Методы ксследииаиия

УДК 614.37:678.745.843

X. Г. Залеска, И. Н. Андреева, А. Т. Калашник, А. М. Кабакчи

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРИВАТОГРАФИИ ДЛЯ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОПОЛИМЕРА СТИРОЛА С МЕТИЛМЕТАКРИЛАТОМ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана, Всесоюзный иаучно-нсследовательский н проектный институт искусственного волокна, Мытищи Московской области

В связи с постоянно возрастающим объемом производства, расширением ассортимента и областей применения полимерных материалов важное значение приобретает прогнозирование их санитарно-гигиенических свойств. Решение этой проблемы связано с необходимостью выяснения закономерностей миграции низкомолекулярных веществ из полимерных материалов в различные среды с помощью методов, позволяющих определять константы скорости и энергии

активации реакций, коэффициенты диффузии и др. (В. Г. Лаппо и соавт.). К числу таких методов относится дериватография, включающа* динамический термогравиметрический и дифференциально-термический анализы — соответственно ТГА и ДГА (Е. В. Кузнецов и соавт.). Ю. Г. Широков и Ю. С. Другое успешно применили дериватографию в сочетании с газовой хроматографией для определения газообразных продуктов, выделяющихся при нагревании из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.