ЭНЕРГЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ
ENERGY AND ECOLOGY
Статья поступила в редакцию 28.10.13. Ред. рег. № 1842 The article has entered in publishing office 28.10.13. Ed. reg. No. 1842
УДК 331.453
ВОПРОСЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ШУМА ДЛЯ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
12 3
Я.Г. Готлиб, Н.П. Алимов, В.Н. Азаров
Заключение совета рецензентов: 29.10.13 Заключение совета экспертов: 30.10.13 Принято к публикации: 31.10.13
1МГТУ им. Н.Э. Баумана 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1 Тел.: (499) 263 63 91, факс: (499) 267 48 44, e-mail: [email protected] 2ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда Минтруда РФ Москва, ул. 4-я Парковая 29 Тел./факс: (499) 367-1309 / (499) 164-9320, e-mail: [email protected] 3Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет Ул. Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия Тел.: (8442) 96-98-26, факс (8442) 97-49-33, e-mail: [email protected]
Статья содержит обзор истории нормирования производственного шума, критериев и классификации условий труда по шуму и анализ предельно допустимых значений уровня звука в отечественных и зарубежных нормативах. На основе проведенного анализа авторы предлагают установить в специальных нормативных документах "стандарты безопасности труда", которые должны быть разработаны исключительно для целей аттестации рабочих мест по условиям труда (и в перспективе - для специальной оценки условий труда), в качестве безопасных допустимых уровней звука значения 85 дБА.
Ключевые слова: шум, нормы производственного шума, условия труда, критерии и классификация условий труда, аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда, стандарты безопасности труда.
ISSUES OF NOISE REDUCTION TO EVALUATE LABOR CONDITIONS 1Ya.G. Gotlib, 2N.P. Alimov, 3V.N. Azarov
Referred 29.10.13 Expertise: 30.10.13 Accepted: 31.10.13
'N.E. Bauman BMSTU 2nd Baumanskay St., 5, Moscow, 105005, Russia Tel.: (499) 263 63 91, fax: (499) 267 48 44, e-mail: [email protected] 2FSBE «VNII of Labor Safety and Economy of Mintrud RF 4th Parkovaya St. 29, Moscow, Russia Tel./fax: (499) 367-1309 / (499) 164-9320, e-mail: [email protected] 3Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering 1 Academic St., Volgograd, 400074, Russia Tel.: (8442) 96-98-26, fax (8442) 97-49-33, e-mail: [email protected]
This article contains a review of noise norms for working conditions, criteria and classification of working conditions by noise and analysis of maximum permissible values of sound levels in domestic and foreign standards. On the basis of the carried-out analysis, the authors suggest establishing "standards of safety of work" in special normative documents, which have to be developed only for the purposes of certification of workplaces on working conditions (and in the long term - for a special assessment of working conditions), as safe admissible levels of a sound value of 85 dBA.
Keywords: noise, norms of working noise, working condition, criteria and classification of working conditions, certification of workplaces, special assessment of working conditions, standards of work safety.
1. Постановка вопроса
Ограничение шума, воздействующего на работников в процессе выполнения ими трудовой деятельности, можно производить не только по различным критериям, но и с различными целями. В
качестве таких целей является установление предельно допустимых уровней (ПДУ), защищающих работающих по различным критериям от негативного (или нежелательного) воздействия шума.
Напомним, что в действующих санитарно-гигиенических нормативных документах
Санитарные нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [1] (и идентичным им ГОСТ 12.1.003-83 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности» [2]) дано следующее определение предельно-допустимых уровней (ПДУ) шума.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
«Предельно допустимый уровень (ПДУ) шума -это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых
современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений».
Очень близкое по смыслу более развернутое понятие, относящееся к предельно допустимым концентрациям (ПДК) и предельно допустимыми уровням (ПДУ), дано в Руководстве Р 2.2.2006-05 [3]:
«Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью».
Необходимо подчеркнуть, что в этих определениях ЦЕЛЬЮ установления и ПДК, и ПДУ является ЗАЩИТА работающего ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ или ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.
Однако в конкретных санитарно-гигиенических нормативах по шуму содержатся различные критерии ограничения шума для работающих: по защите здоровья, по поддержанию работоспособности/производительности труда и обеспечению комфортных условий трудовой деятельности. Такой подход гигиенического нормирования сам по себе не вызывает возражений, и даже с гуманистических позиций может быть приветствован. Однако ВСЕ установленные по различным критериям нормы шума, содержащиеся в действующих гигиенических нормах, названы там ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫМИ УРОВНЯМИ (ПДУ) шума (см. приведенные ниже табл. 1 и 2).
В соответствии с Руководством Р 2.2.2005-06 [3] «вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Это означает, что превышение ЛЮБОГО вида ПДУ шума (из ВСЕХ установленных при гигиеническом нормировании, в том числе, и для обеспечения высокой работоспособности, и для создания комфортных условий труда) переводит оцениваемые условия труда (в том числе при аттестации) во ВРЕДНЫЕ класса 3.
Совершенно очевидно, что применительно к гигиеническому нормированию шума в Санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] содержится внутреннее противоречие: уровни шума, превышающие гигиенические нормы для более низких показателей (ПДУ при руководящей работе, научной работе, преподавании и т.п., административно управленческой деятельности, на рабочих местах за пультами в кабинах наблюдения и дистанционнгого управления и других - см. ниже табл. 2) никак не могут «оказывать неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство).
Руководство Р 2.2.2005-06 [3] совершенно однозначно трактует понятия допустимых и вредных условий труда и разграничивает их по критерию безопасности.
«Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма
восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным».
Вредный фактор рабочей среды (в терминологии Международной Организации Труда - МОТ -опасный фактор рабочей среды) - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства».
Таким образом, действующие гигиенические нормы шума Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.56296 [1] входят в противоречие с данным в них понятием «Предельно допустимый уровень (ПДУ)» и с декларированным этим же ведомством в Руководстве Р 2.2.2006-05 [3] понятием «Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)».
Оценка условий труда работающих в настоящее время должна производиться при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМУТ) [4], по результатам которых определяется их безопасность, и устанавливаются для работающих во вредных условий труда льготы и компенсации, а также предписывается разработка и внедрение на «вредных» рабочих местах мероприятий по улучшению этих условий и доведении действующих на них вредных производственных факторов до значений, до установленных санитарно-гигиенических нормативов.
Поэтому действующие ГИГИЕНИЧЕСКИЕ номы шума Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] не
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013
могут быть в существующем виде применены для целей специальной оценки условий труда.
Примечание. Государственная Дума 01 июня 2013 года приняла на рассмотрение Проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (этот Проект доступен на сайте http://docs.cntd.ru/document/499023768). В этом проекте действующее понятие «аттестация рабочих мест по условиям труда» (АРМУТ) заменено «специальной оценкой условий труда» (СОУТ). Указанный Проект Федерального закона фактически поднимает проблемы аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМУТ) на новый законодательный уровень, обозначенный как СОУТ. Принципы АРМУТ сохранены и в СОУТ. Поэтому в дальнейшем в данной работе будут употребляться как синонимы понятия АРМУТ и СОУТ.
В свете сказанного, появляется проблема РАЗДЕЛЕНИЯ санитарно-гигиенических
нормативов шума, устанавливаемых органами здравоохранения и специалистами медицины труда по широкому комплексу критериев и оценок для обеспечения благополучия и здоровья населения, включая и работников на производстве, и
нормативов по охране труда для шумового фактора, обеспечивающих более специфические и частные задачи, которые следует решать при аттестации рабочих мест по условиям труда (или при специальной оценке условий труда), а именно: отнесение условий труда по фактору шума к допустимым (безопасным) условиям класса 2 или к вредным класса 3; установление адекватных льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда, разработка экономически обоснованных мероприятий по снижению действующих уровней шума ниже верхней границы допустимости.
При этом очевидно, что задачи, стоящие перед аттестацией рабочих мест по условиям труда и особенно при переходе к специальной оценке условий труда по шуму, напрямую и более тесно связаны с вытекающими из них экономическими аспектами, определяющими реально необходимые расходы по обеспечению безопасных условий труда и компенсации за работу во вредных условиях (в т.ч. по шуму).
Для целей АТТЕСТАЦИИ и особенно в ближайшей перспективе для реализации СОУТ должен быть установлен специальный норматив шума, отличный по названию и величине от существующих в гигиенических нормативах шума.
Прежде всего, такой специальный норматив шума для АРМУТ (СОУТ) (как и любого другого производственного фактора, действующего на рабочем месте) должен позволить квалифицировать контролируемые условия труда как БЕЗОПАСНЫЕ или ВРЕДНЫЕ.
Поэтому в таком специальном нормативе необходимо установить ЕДИНСТВЕННОЕ значение верхней границы производственного шума, которое
ОДНОЗНАЧНО отделяет допустимые (безопасные) уровни класса 2 от превышающих их значений и переводящих условия труда при них во вредные условия класса 3.
Таким образом, для целей АРМУТ (СОУТ) следует установить ЕДИНСТВЕННЫЙ верхний граничный показатель шума и выбрать его БЕЗОПАСНОЕ значение.
Критерием установления такого
ЕДИНСТВЕННОГО и БЕЗОПАСНОГО верхнего граничного показателя должно быть обеспечение защиты работающего «ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ или ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ», что, в случае действия шумового фактора, является снижение слуха (или тугоухость).
Естественно, что указанный единственный и безопасный по величине граничный показатель должен учитывать существующие отечественные гигиенические наработки и нормативные документы по ограничению шума, воздействующего на работающего в производственных условиях, а так же состояние нормирования производственного шума в современной мировой практике.
Примечание. Изложенная выше постановка вопроса была предварительно рассмотрена в работе [5] применительно к оценке шума и вибрации при АРМУТ. Данная работа развивает, конкретизирует и в некоторых вопросах предлагает новые подходы к рассматриваемой теме, что особенно актуально в свете перехода от АРМУТ к СОУТ.
2. Правовая форма документа по шуму для АРМУТ (СОУТ)
Остановимся на правовой форме документа, в котором может и должен быть установлен предлагаемый специальный норматив шума, служащий для целей АРМУТ (СОУТ).
В ст.209 Трудового Кодекса (ТК) РФ [6] указано, что процедура АРМУТ однозначно адресована к «оценке условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ВПФ) и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда». В ст. 211 ТК РФ разъяснено, что к «государственным нормативным требованиям охраны труда» относятся, в частности, «стандарты безопасности труда», «стандарт безопасности труда» (СБТ), которым в ст.209 ТК РФ дано следующее определение. «Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
гигиенических, лечебно-профилактических,
реабилитационных мер в области охраны труда».
Как видно из этого определения, СБТ, с одной стороны, является более узким документом, чем санитарно-гигиенические нормативы, т.к. касается только производственной деятельности работающих, а с другой - он является более широким, другим и самостоятельным документом, включающим в себя все многообразие вопросов, обеспечивающих охрану труда.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160, утвердившее «Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», сказано, что «к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса)». В этом перечне особое внимание заслуживает то, что подтверждена и подчеркнута самостоятельность такого документа, как стандарты безопасности труда, его иное назначение, а потому и отличие от таких более традиционных и привычных документов гигиены труда, как санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы.
При организации в 2012 году самостоятельного Министерства труда и соцзащиты РФ уже этому ведомству было вменено в обязанности осуществлять функции по «нормативно-правовому регулированию в сфере... условий и охраны труда...» (см. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»).
На основании сказанного в качестве правовой формы специфического документа,
ограничивающего норму шума для целей АРМУТ (СОУТ), может быть выбран СТАНДАРТ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА с введением в его название слов - «для/ или при/ Аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМУТ)», а после принятия закона о СОУТ - «для/ или при/ Специальной оценке условий труда (СОУТ)».
В принципе, для целей АРМУТ (СОУТ) по различным производственным факторам могут быть разработаны (отдельные или общие) СБТ. Такие документы СБТ должны разрабатываться и утверждаться органами Минтруда РФ или их уполномоченными организациями.
Примечание. Считаем необходимым здесь подчеркнуть, что в упомянутом Проекте
Федерального закона о СОУТ также указывается специфическая форма документа, применяемая для целей специальной оценки условий труда, названная «нормативы условий труда», которые определены как «утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов
диагностики».
Естественно, что разработка СБТ, в частности, по шуму, должна согласовываться с организациями Минздрава РФ с учетом имеющихся у них наработок и современного состояния мировой практики по этому вопросу.
Необходимо отметить, что в 2011 году в ст. 209 ТК РФ [6] в редакции ФЗ от 18.07.11 № 238-ФЗ было введено два новых понятия. «Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». «Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровня профессиональных рисков, Положение о системе управления
профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
В первом приведенном определении важно для рассматриваемого вопроса подчеркнуть следующее. Профессиональный риск является фактически вероятностной формой понятия «безопасные условия труда», устанавливаемые по критерию «причинения вреда здоровью». Это означает, что при воздействии шума на работающего критерием ограничения шума должно быть обеспечение защиты его слуха (т.е. от возникновения профессионального заболевания-тугоухости).
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013
Примечание. В направленных Министерством здравоохранения РФ от 6 ноября 2012 г. № 141/10/2-3508 Методических рекомендациях «Диагностика, экспертиза трудоспособности и профилактика профессиональной сенсоневральной тугоухости. Заболевания, связанные с воздействием производственного шума: шумовые эффекты внутреннего уха (Н83.3), нейросенсорная тугоухость двусторонняя (Н90.6)» однозначно указано следующее. «Определяющим аспектом при решении клинико-экспертных вопросов связи заболевания органа слуха с профессией, определения дальнейшей профессиональной пригодности и последующих возможных размеров материальной компенсации по профессиональному заболеванию является оценка степени снижения слуха».
Кроме того, порядок оценки уровня профессионального риска, положение о системе управления профессиональными рисками, включающей меры по оценке и снижению уровня профессиональных рисков относится к компетенции федерального органа исполнительной власти. Т.е. вопросы, касающиеся профессиональных рисков от воздействия шума на работающих, могут и даже должны содержаться в нормативных документах, разрабатываемых и утверждаемых Минтрудом России, формой которых, в частности, могут быть стандарты безопасности труда по шуму (СБТ по шуму).
3. Нормирование шума в России
Первые в мире нормы по ограничению шума «Временные санитарные нормы и правила по ограничению шума на производстве» № 205-56 были разработаны в СССР и утверждены 9 февраля 1956 г. Министерством здравоохранения в качестве обязательных для всех заводов и проектных организаций. За основные критерии, определяющие безопасность шумов в условиях производства, были взяты уровень и частотный состав шума, регулярное действие которого не вызывает у большинства работающих (более 98%) профессиональной потери слуха и ухудшения общего состояния здоровья, а также не нарушает условий удовлетворительной разборчивости речи.
На основании опыта применения первых норм по ограничению шума № 205-56, рекомендаций Международной организации по стандартизации и большого числа работ, посвященных изучению различных аспектов действия шума на человека, Министерством здравоохранения СССР 30 апреля 1969 г. утверждены «Санитарные нормы по ограничению шума на территориях и в помещениях производственных предприятий» № 785-69, основанные на принципе предельных спектров. В
них даются дифференцированные требования к допустимым уровням шума в помещениях различного назначения. Длительность воздействия шума и его характер учитываются в виде поправок к основным требованиям.
В нормах № 785-69 для производственных шумов на рабочих местах предельно допустимые уровни установлены на основании данных о влиянии шума на организм человека, для других видов работ учитывается мешающее действие шума, возможность речевой и телефонной связи.
Для ориентировочной оценки шума в нормах допускается использование интегральной оценки -уровня звука в дБА.
5 ноября 1971 г. Госстроем СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС утверждены и с 1 апреля 1972 г. введены в действие «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» СН 245-71. Они распространялись на проектирование вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и электрических станций, опытно-экспериментальных производств и установок.
В настоящее время действуют санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [1], которые были введены взамен Санитарных норм допустимых уровней шума на рабочих местах № 3223-85, Санитарных норм допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки № 3077-84, Гигиенических рекомендаций по установлению уровней шума на рабочих местах с учетом напряженности и тяжести труда № 2411-81.
В нормах по шуму СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] приведены предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности, разработанные с учетом категорий тяжести и напряженности труда, а также допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах с учетом напряженности и тяжести трудовой деятельности по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] представлены в табл. 1.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
Таблица 1
Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБА по СН 2.2.4/2.1.8.56296 [1]
Table 1
Maximum allowable sound levels and equivalent sound levels on working places for labor of different categories of difficulty and intensity in dBA on СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1]
Категория тяжести трудового процесса
Категория напряженности трудового процесса легкая средняя тяжелый труд
физическая физическая 1 степени 2 степени 3 степени
нагрузка нагрузка
Напряженность легкой степени 80 80 75 75 75
Напряженность средней степени 70 70 65 65 65
Напряженный труд 1 степени 60 60 - - -
Напряженный труд 2 степени 50 50 - - -
В примечании к этой таблице имеется указание о том, что «дополнительно для колеблющегося во времени и прерывистого шума максимальный уровень звука не должен превышать 110 дБА...»
Параллельно в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] приведены ПДУ для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности с учетом тяжести и напряженности трудового процесса. В таблице 2 для указанных видов трудовой деятельности -значения уровней звука и эквивалентных уровней звука.
В конце 60-х годов наряду с Санитарными нормами и параллельно с ними началась разработка и утверждение Государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ), в которые включались гигиенические нормативы из санитарных норм. Сначала указания по измерению и гигиенической оценке шума были введены в ГОСТ 12.1.003-68, затем в ГОСТ 12.1.00376 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».
Таблица 2
Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1]
Table 2
Maximum allowable sound levels and equivalent sound levels for main types of labor activity and
working places on СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1]
№ п/п Вид трудовой деятельности, рабочее место Уровни звука и эквивалентные уровни звука в (дБА)
1 2 3
1 Творческая деятельность, руководящая работа с повышенными требованиями, научная деятельность, конструирование и проектирование, программирование, преподавание и обучение, врачебная деятельность. Рабочие места в помещениях, дирекции, проектно-конструкторских бюро, расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приема больных в здравпунктах 50
2 Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управленческая деятельность, измерительные и аналитические работы в лаборатории; рабочие места в помещениях цехового управленческого аппарата, в рабочих комнатах конторских помещений, в лабораториях 60
3 Работа, выполняемая с часто получаемыми указаниями и акустическими сигналами; работа, требующая постоянного слухового контроля; операторская работа по точному графику с инструкцией; диспетчерская работа. Рабочие места в помещениях диспетчерской службы, кабинетах и помещениях наблюдения и дистанционного управления с речевой связью по телефону; машинописных бюро, на участках точной сборки, на телефонных и телеграфных станциях, в помещениях мастеров, в залах обработки информации на вычислительных машинах 65
4 Работа, требующая сосредоточенности; работа с повышенными требованиями к процессам наблюдения и дистанционного управления производственными циклами. Рабочие места за пультами в кабинах наблюдения и дистанционного управления без речевой связи по телефону, в помещениях лабораторий с шумным оборудованием, в помещениях для размещения шумных агрегатов вычислительных машин 75
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013
№ п/п Вид трудовой деятельности, рабочее место Уровни звука и эквивалентные уровни звука в (дБА)
1 2 3
5 Выполнение всех видов работ (за исключением перечисленных в п.п.1-4 и аналогичных им) на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий 80
6 Рабочие места в кабинах машинистов тепловозов, электровозов, поездов метрополитена, дизель-поездов и автомотрис 80
7 Рабочие места в кабинах машинистов скоростных и пригородных электропоездов 75
8 Помещения для персонала вагонов поездов дальнего следования, служебных помещений, рефрижераторных секций, вагонов электростанций, помещений для отдыха багажных и почтовых отделений 60
9 Служебные помещения багажных и почтовых вагонов, вагонов-ресторанов 70
10 Рабочая зона в помещениях энергетического отделения судов с постоянной вахтой (помещения, в которых установлена главная энергетическая установка, котлы, двигатели и механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу различных систем и устройств) 80
11 Рабочие зоны в центральных постах управления (ЦПУ) судов (звукоизолированные), помещениях, выделенных из энергетического отделения, в которых установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами 65
12 Рабочие зоны в служебных помещениях судов (рулевые, штурманские, багермейстерские рубки, радиорубки и др.) 55
13 Производственно-технологические помещения на судах рыбной промышленности (помещения для переработки объектов промысла рыбы, морепродуктов и пр.) 80
14 Рабочие места водителей и обслуживающего персонала грузовых автомобилей 70
15 Рабочие места водителей и обслуживающего персонала (пассажиров) легковых автомобилей и автобусов 60
16 Рабочие места водителей и обслуживающего персонала тракторов, самоходных шасси, прицепных и навесных сельскохозяйственных машин, строительно-дорожных и др. аналогичных машин 80
17 Рабочие места в кабинах и салонах самолетов и вертолетов: допустимые оптимальные 80 65
Взамен ГОСТ 12.1.003-76 с тем же названием с 01.07.1984 года был введен ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» [7]. В нем нормы по шуму для рабочих помещений были ужесточены на 5 дБ. В 1988 году в этот ГОСТ 12.1.003-83 были внесены изменения, которые принципиальных изменений нормирования не коснулись. В 1999 году ГОСТ 12.1.003-83 был без изменений переиздан, и в таком виде по настоящее время является действующим документом.
Интересные результаты изменения
гигиенического нормирования шума в России (включая период СССР) дает сравнительная таблица 3. Отметим, что основным показателем фактора шума по табл. 1 является уровень звука и эквивалентный уровень звука в дБА. Данные табл. 3 демонстрируют очевидный факт, что работы по гигиеническому нормированию шума в нашей стране
формально закончились в 1996 году, а фактически в них отражены еще более ранние наработки. Из этих нормативных документов следует, что в них всегда присутствуют как ПДУ, установленные по различным критериям и для различных производственных ситуаций, так и некоторый верхний граничный уровень, который и является фактической границей безопасности для здоровья работающих по фактору шума.
Особое внимание следует обратить на величину верхнего значения границы производственного шума. В самом начале нормирования шума такой границей являлся уровень звука 90 дБА, соответствующей предельному спектру ПС-85. Затем до 1984 года эта граница составляла по уровню звука 85 дБА (ПС-80), а затем была снижена на 5 дБА до 80 дБА (ПС-75).
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
Таблица 3
Динамика гигиенического нормирования в России
Table 3
Dynamics of hygiene standardization in Russia
Документ Название ПДУ (по уровню звука, в дБА)
СН 245-63 Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий 90*'
СН 245-71 Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий 90
СН 785-69 Санитарные нормы и правила по ограничению уровня шума на территориях и в помещениях промышленных предприятий 85
ГОСТ 12.1.003-76 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности 85
СН 3223-85 Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах 80
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (действуют) 80
ГОСТ 12.1003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (действует) 80
СН 245-63 в качестве предельно допустимых значений шума приведены только уровни звукового давления в октавных полосах частот, установленные для рабочих мест по предельному спектру ПС-85. Для ПС-85 предельно допустимые уровни звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 1000 Гц равны 85 дБ. Такой ПС-85 соответствует предельно допустимому уровню звука 90 дБА. Поскольку в СН 245-71 не приводится уровень звука в дБА, то по указанным соображением он в этом нормативе должен соответствовать 90 дБА, что и приведено в данной табл. 3.
Переход в отечественных нормативах от ПДУ 85 дБА к 80 дБА произошел в Советском Союзе в документах 1983, 1985 и 1986 годов после того, как в 1972 году появилась работа коллектива ученных во главе с Е.Ц. Андреевой-Галаниной «Шум и шумовая болезнь» [8]. Этой работой было введено понятие «шумовая болезнь», которой и была обоснована необходимость снижения норм воздействия шума на работающих.
В последние годы начался процесс введения в Государственные стандарты (не относящиеся к Системе стандартов безопасности труда - ССБТ) соответствующих международных документов по акустике и шуму.
Таким стандартом является ГОСТ Р 52797.1-2007 (ISO 11690-1:1996) Национальный стандарт Российской Федерации «Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума» [9].
Этот стандарт не является нормативным документом по ограничению БЕЗОПАСНОГО воздействия шума на работников на рабочих местах и, к тому же, является рекомендуемым. Тем не менее, в пункт 7.1 этого ГОСТ приводятся 3 уровня численных значения показателей шума, рекомендуемых для различных условий труда при воздействии шума.
«Цели мероприятий по защите от шума должны базироваться на необходимости снизить шум до практически достижимых уровней с учетом современного состояния технического прогресса, технологии производственных процессов, производственных задач и возможностей средств защиты от шума. В соответствии с основными целями должны быть
установлены значения уровней иммиссии и/или экспозиции шума. Обычно устанавливаемые уровни иммиссии и/или экспозиции звука не должны превышать следующих значений:
a) на производственных рабочих местах - от 75 до 80 дБА;
b) для обычной работы в офисе - от 45 до 55 дБА;
c) в комнатах для переговоров или учебных занятий, включая напряженные работы - от 35 до 45 дБА». В примечании сказано, что «Приведенные значения являются рекомендуемыми. При нормировании значений иммиссии и/или экспозиции шума должно быть учтено национальное законодательство». В следующем примечании указано, что «В Российской Федерации предельно допустимые уровни звука (корректированной по А иммиссии шума) устанавливают с учетом характера шума, напряженности труда и вида помещения».
В качестве разъяснений укажем, что в отношении термина «иммиссия» надо понимать шум, воздействующий на объект (в данном случае на рабочее место, где находится работник), со стороны возможных внешних источников шума.
Что касается параметров, то под «иммиссией звука», вероятнее всего, надо понимать принятый в России термин «уровень звука» в дБА, а под «экспозиция звука» - «эквивалентный уровень звука» (или «дозу»).
Очень существенно отметить, что для оценки воздействия шума на человека в этом ГОСТе, повторяющим международный стандарт ISO, не применяются спектральные характеристики уровней звукового давления в дБ, а исключительно ОДНОЧИСЛОВЫЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ (по частоте -
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013
уровень звука и по времени - экспозиция) уровни в дБА.
Рекомендуемые в этом стандарте показатели для производственных рабочих мест (75-80 дБА), конечно, являются весьма желательными. Такая рекомендация может служить лишь ориентиром, который построен по принципу «чем ниже рекомендуемые уровни шума, тем лучше». Однако ни обоснованность рекомендуемых уровней, ни их экономическая достижимость в данном документе никак не оговорена. Поэтому для принятия обоснованных решений по установлению и применению показателя шума для целей АРМУТ целесообразно ориентироваться на гармонизацию с международной практикой использования нормативов производственного шума.
Наряду с гигиеническими нормативами шума в России устанавливается классификация опасных и вредных производственных факторов, которая вводит понятия степени вредности и правила отнесения показателей превышения ПДУ к различным уровням вредности класса 3 и опасности класса 4.
Впервые классификация опасных и вредных производственных факторов была осуществлена еще в СССР в «Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)», утв. 12 августа 1986 г. №413786. При этом действующие на тот момент и в последующие годы нормы устанавливали предельно допустимый уровень звука 80 дБА (см. табл. 3).
На момент введения СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] (с той же нормой уровня звука 80 дБА) количественную оценку тяжести и напряженности
Классы условий труда в зав1 Classes of labor conditions
трудового процесса следовало проводить в соответствии с действовавшим на тот момент Руководством 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса».
Потом принималось Руководство Р 2.2.755-99 и последним на данный момент Р 2.2.2006-05[3], которое до сих пор не менялась с 2005 года. Последние два Руководства Р 2.2.755-99 и Р 2.2.200605 [3] действовали одновременно с не изменявшимися гигиеническими санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1] .
Сравнение показателей классов условий труда в зависимости от превышения ПДУ шума в разные годы действия документов по гигиенической классификации шума приведены в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что в 1994 году по сравнению с 1986 годом произошли следующие изменения в установлении и классификации вредных и опасных факторов: были введены новые классы условий труда (3.4 и 4), в классах, начиная с 3.2, были увеличены граничные значения превышения ПДУ шума (хотя норма уровня звука оставалась прежней - 80 дБА). Затем в 1999 году в Р 2.2.755-99 границы превышения ПДУ шума были по сравнению с Р 2.2.013-94 (1994 год) несколько уменьшены при установлении степени вредности во всех классах с 3.1 по 4: для класса 3.1 - на 5дБА, 3.2 - на 10 дБА, для классов 3.3, 3.4 и 4.0 - на 15 дБА. В Руководстве Р 2.2.2006-05 (2005 год) по сравнению с Р 2.2.755-99 (1999 год) никаких изменений в оценке классов условий труда не произошло.
Таблица 4
мости от превышения шума
Table 4
ending on noise overriding
Название документов Классы условия труда (вредные и опасные)
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 опасный
Превышение ПДУ до (включительно)
Гигиеническая классификация труда № 4137-86 10 15 > 15
Р 2.2.013-94 10 25 40 50 > 50
Р 2.2.755-99 5 15 25 35 > 35
Р 2.2.2006-05 5 15 25 35 > 35
При этом из табл. 3 видно, что наибольшие значения ПДУ шума начиная с СН 3223-85, т.е. с 1985 года, принципиально не менялись.
В настоящее время для принятых классов условий труда ПДУ шума на рабочих местах определяются по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1]. После введения в действие в 1996 году СН 2.2.4/2.1.8.56296 никаких изменений в гигиеническом нормировании и в классификации степеней вредности шума не происходило.
Примечание. Как стало известно авторам, с 2011 года в Управлении санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится проект «Гигиенические требования к физическим факторам производственной среды (с ожидавшимся номером СанПиН 2.2.4.хххх -11), в котором в качестве гигиенических нормативов шума переписаны без изменений Санитарные нормы шума СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1]. Из сказанного
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
следует очевидный вывод, что в отношении ГИГЕНИЧЕСКОГО (САНИТАРНОГО)
нормирования шума не проводится никакой работы по совершенствованию и модернизации действующих санитарных нормативов и их гармонизации ни с международными стандартами, ни с уже введенными в России Государственными стандартами (ГОСТ) по шуму.
В качестве диапазона изменений границ уровней звука, определяющих классы вредности и опасности условий труда, приведем в табл. 4 соответствующие значения для работников всех видов работ на постоянных рабочих местах в производственных помещениях, находящихся в наиболее неблагоприятных условиях труда (для ПДУ 80 дБА)
и для более благоприятных условий труда для работников в сфере административно-управленческой деятельности (для ПДУ 60 дБА). Из этого примера видно, что механическое использование добавления к исходной норме шума для разных условий труда одинаковых поправок на класс вредности приводит к огромному разрыву в величинах, характеризующих ОПАСНЫЕ условия труда. Опасными (ведущими к травме слухового аппарата) оказываются уровни звука и более 115 дБА, и более 95 дБА, что не соответствует никаким результатам исследования воздействия шума на человека.
Таблица 5
Уровни звука для различных классов условий труда при работе, для которых установлены ПДУ 80 дБА и 60 дБА
Table 5
Sound levels for different classes of labor conditions at work on maximum permissible level of 80 dBA and 60 dBA
Вид трудовой деятельности ПДУ по СН 2.2.4/ 2.1.8. 56296 Классы условия труда (вредные и опасные) по Р 2.2.2006-05
3.1 3.2 3.3 3.4 4 опасный
Превышение ПДУ до (включительно)
Выполнение всех видов работ на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий 80 85 95 105 115 > 115
Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управленческая деятельность, измерительные и аналитические работы в лаборатории; рабочие места в помещениях цехового управленческого аппарата, в рабочих комнатах конторских помещений, в лабораториях 60 65 75 85 95 > 95
4. Нормативы шума за рубежом и гармонизация с ними
В Европейских странах вопросы оценки и ограничения воздействия шума на работающих осуществляются по двум направлением. Одно из них представлено в Директиве Европейского Парламента и Совета ЕС 2003/10 от 06.02.2003 г. [10], которая устанавливает минимальные требования к безопасности и охране здоровья работников от рисков, связанных с действием шума. По Директиве физическими характеристиками, служащими предсказателями риска, являются: уровень ежедневного воздействия в течение условного восьмичасового рабочего дня (предельные величины воздействия - 87 дБА); уровень недельного
воздействия шума в течение условной недели при пятидневной работе по восемь часов в день (верхние величины рабочего воздействия - 85 дБА; нижние величины рабочего воздействия - 80 дБА).
В статьях 5-10 Директивы 2003/10/ЕС [10] предусмотрено, что при превышении указанных верхних и нижних величин воздействия требуется принятие мер. Работодатель должен составить и выполнить программу технических и/или организационных мер по максимальному снижению уровня воздействия шума (снизить до допустимого уровня или свести вредность к минимуму). При вредных условиях труда (в случае превышения уровней воздействия) проводится обучение работников по работе с шумным оборудованием, применением общих и индивидуальных средств
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013
защиты от шума, других мероприятий, необходимых для защиты органа слуха.
Уровни шума, указанные в Директиве [10], соответствуют стандарту ISO 1999:1990 (ИСО 1999:1990) [11]. Стандарт ИСО 1999:1990 [11] содержит методику определения вероятности профессиональной потери слуха в зависимости от уровня шума, стажа работы, пола и возраста работника. ИСО 1999:1990 [11] является одним из наиболее используемых стандартов. Этот международный стандарт представляет собой усовершенствованный вариант ранней, менее подробной версии и может быть использован для предсказания потери слуха, ожидаемой у различных групп подверженного шумовым воздействиям населения на различных аудиометрических частотах как функции от уровня воздействия, его продолжительности, а также возраста и пола людей.
Современные подходы к ограничению шума на различные аспекты трудовой деятельности, принятые в мировой практике, достаточно подробно и разносторонне рассмотрены в главе 47 «Шум» в томе II «Энциклопедии по охране и безопасности труда», изданной на русском языке Международной организацией труда [12].
В частности там отмечено, что европейской и мировой практикой в дополнение к данным, описывающим объем потери слуха в результате определенной степени шумового воздействия, в разработке критериев риска и стандартов используется много других факторов, в частности, технические и социально-экономические
соображения.
К социально-экономическим критериям установления нормативов отнесены следующие вопросы: какую часть подверженного шумовому воздействию населения следует защитить, и какой объем потери слуха можно рассматривать в качестве допустимого риска? Следует ли защищать даже наиболее чувствительных представителей подверженного шумовому воздействию населения от какого бы то ни было ухудшения слуха? Или следует защищать только от излечимых заболеваний органов слуха?
В целом преобладает мнение, что приемлемой для работников, подверженных шумовому воздействию, является незначительная потеря слуха. При этом консенсуса относительно определения «незначительная потеря слуха» в данный момент не существует. Большинство стран разрабатывает стандарты и правила, пытаясь свести риск к минимуму, принимая во внимание существующие для этого технические и экономические возможности.
Некоторые страны в дополнение к требованиям защитить рабочих от потери слуха устанавливают положения о предотвращении других вредных воздействий шума, а также заявляют о необходимости защиты от неслуховых воздействий шума.
В обзоре, проведенном Alice H. Suter, в указанной «Энциклопедии» [12] рассматривается «неслуховое воздействие шума» как проявление нарушений, известных как «нервные расстройства». Сообщается о наличии сведений о влиянии шума на функционирование сердечно-сосудистой системы, типа повышения кровяного давления или изменения химического состава крови. Однако в качестве существенного вывода сказано, что «большинство этих последствий являются, очевидно, преходящими».
В «Энциклопедии» [12] указано, что «Директива ЕС и стандарты Германии признают, что промышленный шум связан с риском для здоровья и безопасности рабочих, выходящим за пределы потери слуха, но соглашаются с тем, что современные научные знания о неслуховых воздействиях не позволяют точно установить безопасные уровни».
Видимо, к понятиям «неслуховых воздействий шума» относятся и те исследования, которые изложены в работе советских гигиенистов 1972 года [8] и стали обоснованием ужесточения верхней границы ПДУ с 85 до 80 дБА, являющимся до настоящего времени соответствующим
гигиеническим нормативом в действующих Санитарных нормах шума СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1].
В большинстве зарубежных стран нормы шума не изменялись с 1990 года (согласно действующему стандарту ISO 1999:1990 (ИСО 1999:1990) [10], используемому в большинстве стран).
Основным показателем шума для работающих, установленным по критерию защиты органа слуха, является предельно допустимый уровень звукового давления в дБ и уровень звука в дБА.
Для большинства стран значение, соответствующее предельно допустимому уровню (ПДУ) звука в дБА, установлено равным 85 дБА. Сводные данные о величине ПДУ в дБА для 8-часового воздействия шума на производстве и годе принятия норматива для разных стран, выбранные из «Энциклопедии по охране и безопасности труда, Том II, МОТ» [12], приведены в табл. 6.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
Таблица 6
Предельно допустимые уровни (ПДУ) шума, принятые в разных странах
Table 6
Maximum permissible levels (MPL) of noise accepted in different countries
ПДУ, дБА, для 8 часового рабочего дня Страна (год принятия)
80 Россия (1996), Нидерланды (1987, законодательство Нидерландов по шуму требует уровень технического шумового контроля при 85 дБ(А), защиту слуха необходимо обеспечивать при уровнях более 80 дБА, а рабочим необходимо носить устройства по защите слуха при шуме более 90 дБА)
85 Австралия (1993), Бразилия (1992), Страны Европейского Сообщества (1986), Чили, Финляндия (1982), Франция (1990), Германия (1990), Венгрия, Израиль (1984), Италия (1990), Новая Зеландия (1981), Норвегия (1982), Испания (1989), Швеция (1992), Великобритания (1989)
87 Канада (1990)
90 Аргентина, Китай (1985), Индия (1989), США (1983, эти уровни применимы к стандарту шума OSHA, относящемуся к рабочим, работающим в основных отраслях промышленности и мореходству), Уругвай
В приведенной «Энциклопедии» [12] однозначно указано следующее: «... среди ученых практически не существует разногласий по вопросу о том, насколько значительным должно быть постоянное шумовое воздействие, чтобы оно могло привести к той или иной степени потери слуха». Если же обратиться к ISO 1999:1990 (ИСО 1999:1990) «Акустика: определение степени шумового воздействия на рабочем месте и оценка ухудшения слуха, вызванного шумом» [11] (перевод названия в «Энциклопедии» [12]), то в нем рассмотрение снижения порога слуха начинается с величины эквивалентного уровня звука 85 дБА и выше.
При этом совершенно очевидно, что в разных странах для различных условий труда, как и в России, предусмотрены более низкие значения ПДУ шума, когда в качестве критериев назначения ПДУ выбраны снижение интенсивности
(производительности) труда и еще ниже -обеспечение комфорта.
В некоторых странах для различных видов деятельности существуют особые стандарты по шуму. Например, в Финляндии и США есть стандарты шума для такси, Германия и Япония определяют стандарты шума для офисов. Другие страны учитывают шум как один из многих контролируемых факторов риска при выполнении того или иного процесса. Прочие стандарты относятся к специфическим типам машин и оборудования, таким как воздушные компрессоры, циркулярные пилы, строительное оборудование.
В дополнение к этому некоторые страны ввели отдельные стандарты для устройств защиты слуха (Директивы Нидерландов, Норвегии) и для программ охраны слуха (Финляндия, Норвегия, Испания, США). Существуют отдельные стандарты для вновь
создаваемых рабочих мест в Нидерландах, а Австрия и Норвегия предоставляют работодателям информацию для заказа менее шумного оборудования - новаторские подходы в борьбе с проблемой промышленного шума.
Общий вывод из приведенного анализа состоит в том, что для гармонизации с международной практикой предлагаемого специального норматива шума для АРМУТ (СОУТ) в виде стандарта безопасности труда (СБТ), следует принять в качестве единственного верхнего граничного показателя шума его безопасное значение уровня звука, равное 85 дБА.
5. Выводы и предложения
1. Исключительно для целей проведения по фактору шума аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМУТ) и в ближайшей перспективе - специальной оценки условий труда (СОУТ) может быть разработан и утвержден Минтрудом РФ по согласованию с компетентными организациями Минздрава РФ СТАНДАРТ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА для аттестации рабочих мест по условиям труда и, впоследствии, для специальной оценки условий труда (СБТ для АРМУТ (СОУТ). Такой стандарт может быть разработан или специально для фактора шума (СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму), или для группы производственных факторов вплоть до включения в такой стандарт всех контролируемых факторов при аттестации, как это предложено в проекте СанПиН 2.2.4.хххх -11 «Гигиенические требования к физическим факторам производственной среды».
2. Устанавливаемый в СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму верхний граничный показатель шума для
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013
различения его от гигиенической нормы (ГН) и предельно допустимого уровня (ПДУ) можно обозвать, например, или граница допустимой безопасности (ГДБ), или допустимая безопасная граница (ДБГ), или предельный безопасный уровень (ПБУ) или по-другому. В качестве рабочего названия здесь можно остановиться на термине предельный безопасный уровень (ПБУ).
3. В СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму значение ПБУ должно быть установлено по критерию обеспечения безопасности здоровья работающего, защищающего его от ухудшения и потери слуха (тугоухости). Степень ухудшения и потери слуха должна определяться риском профессионального заболевания, установленным компетентными организациями по гигиене труда.
4. В качестве нормируемой величины ПБУ шума в СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму должен быть установлен единственный показатель, подлежащий контролю при АРМУТ (СОУТ), в виде уровня звука в дБА для постоянного шума и равного ему по величине эквивалентного уровня звука в дБА.
5. Значение ПБУ шума, вносимого в качестве норматива в СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму, должно быть гармонизировано с наименьшим значением такого показателя в международной практике и равняться 85 дБА. По этому показателю ПБУ=85 дБА должна быть построена оценка ДОПУСТИМОСТИ (класс 2) или ВРЕДНОСТИ (класс 3) условий труда по фактическим результатам измерений шума на рабочих местах при АРМУТ (СОУТ).
6. Класс степени вредности при воздействии производственного шума может быть приведен в СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму по отношению к ПБУ=85 дБА в соответствии с действующим в настоящее время Руководством Р 2.2.2006-05 по следующей схеме: для класса 3.1 - выше 85 дБА на 5дБА (верхняя граница - 90 дБА), для 3.2 - на 15 дБА (верхняя граница - 100 дБА), для 3.3 - на 25 дБА (верхняя граница - 110 дБА), для 3.4 - на 35 дБА(верхняя граница - 120 дБА), и для 4 - более чем на 35 дБА (верхняя граница - более 120 дБА).
Список литературы
1. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
2. ГОСТ 12.1.003-83 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности»
3. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда
4. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда / Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н
Примечание. В связи с предлагаемым установлением ПБУ=85 дБА может быть обсуждено следующее альтернативное
предложение схемы установления границ классов степени вредности: для 3.1 - выше 85 дБА на 5дБА (верхняя граница - 90 дБА), для 3.2 - на 10 дБА (верхняя граница - 95 дБА), для 3.3 - на 20 дБА (верхняя граница - 105 дБА), для 3.4 - на 30 дБА (верхняя граница - 115 дБА), и для 4 - более чем на 30 дБА (верхняя граница - более 115 дБА). В этом случае максимально возможные значения вредного и опасного шума будут приближены к принятым в настоящее время по Руководству Р 2.2.2006-05.
7. Установление и принятие льгот и компенсаций при работе во вредных условиях труда должно быть соотнесено с предлагаемым значением ПБУ=85 дБА и соответствующим ему определением класса условий труда при воздействии производственного шума по превышениям, установленным в действующем Руководстве Р 2.2.2006-05 (или по альтернативной схеме, приведенной выше в Примечании к п. 6).
8. Предлагаемая форма и содержание СБТ для АРМУТ (СОУТ) по шуму обеспечит его гармонизацию с международной практикой и применяемыми показателями ограничения шума в международных стандартах ИСО, рекомендациях ЕС и других документах такого уровня.
9. Предложенные подходы к установлению ограничений шума для целей АРМУТ и, особенно, СОУТ могут быть распространены и применены для других производственных факторов.
Целесообразно рассмотреть и обсудить в среде заинтересованных специалистов возможность создания специальной самостоятельной системы, например, в рамках стандартов безопасности труда (СБТ) регламентирующей контроль, нормирование и оценку безопасности условий труда при аттестации рабочих мест, а после принятия Государственной Думой соответствующего Федерального закона -при специальной оценке условий труда.
References
1. SN 2.2.4/2.1.8.562-96 «Sum na rabocih mestah, v pomeseniah zilyh, obsestvennyh zdanij i na territorii ziloj zastrojki»
2. GOST 12.1.003-83 «Sistema standartov bezopasnosti truda. Sum. Obsie trebovania bezopasnosti»
3. R 2.2.2006-05 Rukovodstvo po gigieniceskoj ocenke faktorov rabocej sredy i trudovogo processa. Kriterii i klassifikacia uslovij truda
4. Poradok provedenia attestacii rabocih mest po usloviam truda / Utverzden prikazom Minzdravsocrazvitia Rossii ot 26.04.2011 g. № 342n
5. Alimov N.P., Gotlib Ä.G. K voprosu dopustimyh znacenij urovnej suma i vibracii pri provedenii attestacii
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 13 (135) 2013
© Scientific Technical Centre «TATA», 2013
5. Алимов Н.П., Готлиб Я.Г. К вопросу допустимых значений уровней шума и вибрации при проведении аттестации рабочих местах // Охрана и экономика труда / Научно-профессиональный журнал. М:. ФБГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России. 2013. № 1(10). С. 23-28.
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ и во всех последующих, включая в редакции ФЗ от 18.07.11 № 238-Ф3).
7. ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».
8. Андреева-Галанина Е.Ц., Алексеев С.В. и др. «Шум и шумовая болезнь». М.: Медицина. 1972.
9. ГОСТ Р 52797.1-2007 (ИСО 11690-1:1996) Национальный стандарт Российской Федерации «Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума».
10. Directive 2003/10EC of the European Parliament and of the Council of 6 February 2003 on the minimum health and safety requirements regarding the exposure of workers to the risks arising from physical agents (noise) (seventeenth individual directive within the meaning of article 16 910 of directive 89/391/EEC) / Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2003/10 от 6 февраля 2003 г. О минимальных требованиях к безопасности и охране здоровья работников от рисков, связанных с действием физических факторов (шума) (семнадцатая частная директива к статье 16 (1) Директивы ЕЭС 89/391) - Перевод ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», Рег.№ 1974 - М.,2005 г.
11. ISO 1999:1990 Acoustics - Determination of occupational noise exposure and estimation of noise-induced hearing impairment / ИСО 1999:1990 Акустика. Определение экспозиции шума при профессиональной деятельности и оценка ослабления слуха под воздействием шума (перевод названия ИСО 1999:1990 в ГОСТ Р 52797.1-2007 [9]).
12. Энциклопедия по охране и безопасности труда. Том II. Раздел VI. «Вредные факторы общего характера». Глава 47 «Шум» МОТ. 1994.
rabocih mestah // Ohrana i ekonomika truda / Naucno-professional'nyj zurnal. M:. FBGU «VNII ohrany i ekonomiki truda» Mintruda Rossii. 2013. № 1(10). S. 2328.
6. Trudovoj Kodeks Rossijskoj Federacii (v redakcii Federal'nogo zakona ot 30.06.2006 g. № 90-FZ i vo vseh posleduusih, vklucaa v redakcii FZ ot 18.07.11 № 238-FZ).
7. GOST 12.1.003-83 «SSBT. Sum. Obsie trebovania bezopasnosti».
8. Аndreeva-Galanina E.C., Аlekseev S.V. i dr. «Sum i sumovaa bolezn'». M.: Medicina. 1972.
9. GOST R 52797.1-2007 (ISO 11690-1:1996) Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii «^kustika. Rekomenduemye metody proektirovania malosumnyh rabocih mest proizvodstvennyh pomesenij. Cast' 1. Principy zasity ot suma».
10. Directive 2003/10EC of the European Parliament and of the Council of 6 February 2003 on the minimum health and safety requirements regarding the exposure of workers to the risks arising from physical agents (noise) (seventeenth individual directive within the meaning of article 16 910 of directive 89/391/EEC) / Direktiva Evropejskogo parlamenta i Soveta ES 2003/10 ot 6 fevrala 2003 g. O minimal'nyh trebovaniah k bezopasnosti i ohrane zdorov'a rabotnikov ot riskov, svazannyh s dejstviem fiziceskih faktorov (suma) (semnadcataa castnaa direktiva k stat'e 16 (1) Direktivy EES 89/391) - Perevod FGUP «STАNDАRTINFORM». Reg.№ 1974 - M.,2005 g.
11. ISO 1999:1990 Acoustics - Determination of occupational noise exposure and estimation of noise-induced hearing impairment / ISO 1999:1990 Аkustika. Opredelenie ekspozicii suma pri professional'noj deatel'nosti i ocenka oslablenia sluha pod vozdejstviem suma (perevod nazvania ISO 1999:1990 v GOST R 52797.1-2007 [9]).
12. Enciklopedia po ohrane i bezopasnosti truda. Tom II. Razdel VI. «Vrednye faktory obsego haraktera». Glava 47 «Sum» MOT. 1994.
Транслитерация по ISO 9:1995
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 13 (135) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013