Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Л.С. Митина, Л.Н. Габрилевская, В.Л. Давыдова, М.В. Прохорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

ЛИТЕРАТУРА

Гусев Д. И. Impacts of Nuclear Releases into the Aguatic

Environment. Vienna, 1975, p. 363—372. Гусев Д. И., Грачев М. И., Степанова В. Д. и др.— В кн.: Проблемы обеспечения радиационной безопасности при эксплуатации атомных электростанций. Прага, 1976, т. 1, с. 52—59. Гусев Д. И., Марей А. Н., Гнеушева Г. И. и др. — В кн.: Проблемы радиоэкологии водоемов-охладителей атомных влектростанций. Свердловск, 1978, с. 8—14. Катков А. Е. — В кн.: Человек и окружающая среда.

Л., V 377, с. 59-60. Катков А. Е. — Гиг. и сан., 1979, № 4, с. 81—74. Катков А. £., Воробьев В. 3. — В кн.: Эколого-физиоло-гические исследования в природе и эксперименте. Фрунзе, 1977, с. 294—296.

Катков А. Е., Гусев Д. И. — В кн.: Радиоэкология [животных. М., 1977, с. 42—44.

Катков А. Е., Воробьев В. 3., Дробот П. И. — В кн.: Эколого-физиологические исследования в природе и эксперименте. Фрунзе, 1977, с. 296—298.

Катков А. Е., Гусев Д. И., Дзекунов А. В. и др. — В кн.: Проблемы радиоэкологии водоемов-охладителей атомных электростанций. Свердловск, 1978, с. 70— 75.

Марей А. И. Санитарная охрана водоемов от загрязне-fc ний радиоактивными веществами. М., 1976.

Нормы радиационной безопасности НРБ-76. М., 1978.

Павлов М. А., Швецова В. Д. Характеристика мирового рыболовства в 1970—1975 гг. М., 1978.

Ducersma Е. К. — In: Radioactive Contamination of he Marine Environment. Vienna, 1973, p. 57—70.

Поступила 26/1II 1979 г.

CALCULATION OF REFERENCE'LEVELS OF RADIOACTIVE CONTAMINATION OF THE BOTTOM OF WATER BODIES

A. E.

A method for calculating reference concentrationsrof radionuclides in bottom sediments is described and approximate values of these concentrations for 26 of the hygienically

Katkov

more important radionuclides are given for a marine basin and for a hypothetical body of fresh water.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

• УДК 378.661-051:658.386.3

Проф. Г. И. Румянцев, канд. мед. наук Л. С. Митина, Л. Н. Габрилевская, В. Л. Давыдова, М. В. Прохорова, С. С. Спасский

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Кафедры санита рно-гигиенического факультета I Московского медицинского института (I ММИ) им. И. М. Сеченова имеют десятилетний опыт подготовки преподавателей по линии факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП), и в настоящее время назрела необходимость оценить результаты этой работы (Г. И. Румянцев и Т. А. Козлова; М. В. Ракобольская и М. В. Ка-чашкина; М. Р. Сапин). Для качественной и количественной оценки работы факультета повышения квалификации, для определения перспектив развития этой работы и ее оптимизации на санитарно-гигиеническом факультете I ММИ изучали эффективность работы ФПКП методом опроса. Разработанная нами анкета 1 содержала вопросы о числе

1 Опросная анкета разработана преподавателями санитарно-гигиенического факультета проф. И. Г. Лавровой, канд. мед. наук А. Д. Жериковой, С. С. Спасским, Е. П. Стромской, Л. Н. Габрилевской, Л. С. Митиной, Л. И. Смирновой.

сотрудников, занимавшихся на ФПКП в I ММИ и вне его, о вкладе в организацию и содержание учебного процесса в местном вузе (изменение плана и содержания лекций и практических занятий, разработка новых занятий с учетом опыта I ММИ, использование методических изданий I ММИ, внедрение различных методов оптимизации учебного процесса и пр.). Анкета была разослана на 177 кафедр, ответ получен от 99 кафедр. За 10 лет на кафедрах факультета прошли подготовку 860 преподавателей, что составляет около 50% от численного состава кафедр местных вузов. Итоги работы преподавателей на ФПКП обсуждаются в местных вузах: на кафедрах — во всех вузах, на методическом совете — в 50% вузов, на ученом совете — в 10% вузов.

В результате усовершенствования на ФПКЛ I ММИ в преподавание гигиенических дисциплин в других медицинских институтах и факультетах внесены изменения: в лекционный курс на 62 ка-

федрах, в практические занятия на 70 кафедрах, в систему контроля знаний студентов на 47 кафедрах, в идейно-воспитательную работу на 23 кафедрах, в материально-техническое оснащение на 33 кафедрах, в научно-исследовательскую работу студентов на 22 кафедрах, в учебные пособия на 24 кафедрах. На 10 кафедрах методика преподавания курса полностью соответствует преподаванию ^на кафедрах I ММИ, что соответствует 10% -от *числа опрошенных кафедр. Принимая во внимание, что программы подготовки студентов по гигиеническим дисциплинам в основном разработаны кафедрами санитарно-гигиенического факультета I ММИ, полученные данные не позволяют сегодня говорить об унификации преподавания гигиенических дисциплин в вузах страны.

Преподавание в медицинских институтах ведется с широким использованием дидактических материалов 1 ММИ. Так, руководства, написанные коллективами преподавателей нашего факультета, используют 37 кафедр, руководства к практическим занятиям — 43 кафедры, пособия к лекционным курсам — 23 кафедры, методические разработки к практическим занятиям — 64 кафедры, учебные таблицы — 20 кафедр. В ряде анкет указывается на широкое использование методической литературы, изданной профессорско-преподавательским коллективом санитарно-гигиенического факультета, практическими работниками санитарно-эпидемио-логических станций.

В подготовке слушателей ФПКП большое значение имеет курс педагогики и педагогической психологии высшей школы. Все кафедры, приславшие ответы на вопросы анкет, отмечают, что занятия на ФПКП повышают уровень методической подготовленности преподавателей и совершенствуют их педагогическое мастерство.

Изучение курса педагогики способствует внедрению рекомендаций педагогической науки в организацию учебного процесса, хотя идет оно несколько медленнее, чем внедрение методических приемов и методов, заимствованных на специальных кафедрах. Так, с позиций требований педагогики внесены изменения в лекционной курс на 32 кафедрах, в курс практических занятий на 35, в структуру методических пособий на 14 кафедрах, в то время как усовершенствование по специальности способствовало внесению изменений в лекционный курс на 63 кафедрах, в курс практических занятий на 70, в методические пособия на 24 кафедрах.

В идейно-воспитательной работе со студентами заимствованы такие элементы, как общественно-политическая практика, разработка методических указаний для преподавателей по идейно-воспитательной работе, кураторство курсов и групп, методы воспитательной работы в студенческих Жццежитиях.

Все кафедры отмечают, что усовершенствование на ФПКП способствовало успешному переходу обучения студентов на новый учебный план по новым программам. В частности, организационный

и методический опыт по первичной специализации на XII семестре и принципы организации лаборантской производственной практики после VI семестра студентов санитарно-гигиенического факультета. Изменена методика преподавания разделов больничной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков на лечебных факультетах.

Широко используются такие методические и организационные приемы, как чтение проектов, решение ситуационных задач, семинарские занятия с реферативными сообщениями студентов. Преподавателями кафедр гигиены заимствована такая форма контроля знаний студентов, как тестовый экзамен (кафедра общей гигиены), безбилетная форма экзамена (кафедра гигиены детей и подростков).

В ходе переписки с заведующими кафедр состоялся своеобразный обмен мнениями по вопросам реализации новой программы по гигиене на лечебных факультетах, в частности подчеркивается трудность реализации преподавания раздела больничной гигиены по обследованию палатных отделений больниц (отсутствие рядом клинических баз, большой численный состав студенческой группы); обращается внимание на необходимость более широкого осведомления заведующих кафедрами по методике преподавания по новой программе и обсуждения итогов преподавания по ней. Указывается на необходимость создания учебника по гигиене для лечебных факультетов по новой программе, а в целях унификации преподавания гигиены на педиатрических факультетах ставится вопрос о разработке самостоятельной программы по курсу гигиены для студентов этого факультета.

Подготовка преподавателей на ФПКП в I ММИ им. И. М. Сеченова в целом оценивается положительно. Вместе с тем указывается на необходимость обсуждения и дальнейшего совершенствования этой работы в плане упорядочения планирования приема слушателей по вузам, издания и обмена методическими пособиями между вузами страны, усиления преподавания разделов идейно-воспитательной работы со студентами, преподавания курса педагогики на примере частных гигиенических дисциплин, более широкого освещения в центральной печати опыта работы ФПКП. В качестве основных причин, затрудняющих внедрение в вузах результатов совершенствования на ФПКП, руководители кафедр отмечают отсутствие единого табеля оснащения и централизованного обеспечения по этому табелю, трудность тиражирования методических пособий, отсутствие в местном кинопрокате учебных фильмов, недостаточная материально-техническая база кафедр, неукомплектованность ряда кафедр преподавателями.

Анализ эффективности работы ФПКП на санитарно-гигиеническом факультете дал возможность подвести итоги работы факультета за 10 лет, кото-х рые свидетельствуют о том, что кафедры санитарно-гигиенического факультета I ММИ через ФПКП способствуют совершенствованию педагогического процесса в вузах страны и являются для них мето-

дическим центром. Наряду с этим анализ анкет подсказал пути дальнейшего совершенствования этой работы на санитарно-гигиеническом факультете.

Опыт работы на факультете и анализ опросных анкет позволяют сделать следующие выводы.

1. Эффективное повышение квалификации возможно лишь со слушателями, имеющими педагогический стаж не менее 5 лет.

2. Усовершенствование на ФПКП способствует унификации преподавания гигиенических дисциплин в вузах страны.

3. Эффективному внедрению результатов повышения квалификации будут способствовать разработка единого табеля оснащения и централизован-

ное обеспечение по этому табелю; централизованное издание методической литературы вузов, имеющих ФПКП, как и издание методической литературы любым вузом страны после согласования с центральным методическим кабинетом и центральными проблемными комиссиями. * 1

4. Внедрение методических приемов и методов, заимствованных на специальных кафедрах, идет активнее, чем рекомендаций педагогической науки^

5. Коллективам кафедр педагогики необходимей строить преподавание на практических и семинарских занятиях с учетом специфики профильных гигиенических дисциплин.

6. Повторное повышение квалификации целесообразно на ФПКП других вузов.

ЛИТЕРАТУРА

Ракобольская М. В., Качашкина М. В. — Вестн. высш. Румянцев Г. И., Козлова Т. А. — Гиг. и сан., 1974,

№ 6, с. 60.

школы, 1977, № 12, с. 54. Сапин М. Р. — Вестн. высш. школы, 1978, № 12, с. 39.

Поступила 7/VI 1979 г.

УДК 813:378.661

Проф. О. А. Ластков, доц. С. Ф. Сорокина, канд. мед. наук

Д. М. Космодамианская

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ

Донецкий медицинский институт нм. М. Горького

В различных работах по оптимизации учебного процесса указывается на необходимость его интеграции, выделения межпредметных связей, создания структурно-логического плана (схемы) процесса обучения, отдельного предмета, отдельной темы. Наличие подобных схем позволяет формировать структуру, содержание и объем учебного материала (А. Г. Молибог). Приводимые схемы, графики, технологические структуры (Г. Л. Таукач исоавт.) дают в большинстве своем план действия, алгоритм монтажа, проектирования и, как правило, предназначены для преподавателей. И. А. Рейн-гард описывает графические схемы, применяемые для изучения отдельных разделов курса, но они в основном представляют алгоритм действия для преподавателя: что излагать, где ждать ответа и т. д.

В последние годы на кафедре общей гигиены Донецкого медицинского института в учебном процессе широко применяются структурно-логические схемы отдельных учебных тем. Схемы носят в основном информационный характер, в них раскрывается внутренняя логика темы, связь между отдельными учебными элементами. Они представляют собой графические модели структуры и функциональных связей учебных элементов изучаемой темы (И. А. Рейнгард). Введение структурно-логических схем позволило более четко сформулировать учебную задачу, цель занятия, определить круг

вопросов, с которыми в ходе данного занятия знакомится и которые усваивает студент, уточнить объем и характер практических навыков, которые должен приобрести студент при изучении темы. Схемы облегчают проведение контроля усвоения знаний, так как наглядно выявляют основные и вспомогательные учебные вопросы.

Следует подчеркнуть, что наши структурно-логи-ческие схемы не являются алгоритмом действия. При выполнении лабораторной работы студент пользуется учебными пособиями, в которых описаны методики проводимых исследований.

Если студенту структурно-логическая схема раскрывает внутреннюю логику темы и показывает объем необходимых знаний и навыков, то для преподавателей в ходе занятия она является прежде всего основой унификации учебного процесса. Руководствуясь структурно-логической схемой, преподаватель нолнее представляет все вопросы, которые следует разобрать на занятии, все работы, которые должен выполнить студент при изучении данной темы для приобретения необходимых практических навыков. В то же время при разработке структурно-логической схемы более четко опм-деляется место изучаемой темы в разделе курс!, а раздела во всем учебном курсе. Таким образом, структурно-логическая схема учебной темы является основой для составления структурно-логи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.