Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА 60 ЛЕТ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА 60 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Н.Б. Коростелев, А.М. Большаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА 60 ЛЕТ»

т—I-1—Т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-Г

2 4 6 В Ю 12 14 16 16 20 22

Суточный ход температур воздуха в квартирах с защищенными и открытыми лоджиями

Но оси абсцисс — часы суток; по оси ординат — температура в °С. / — квартира с застекленной и залторенной лоджией; 2 — квартира с открытой н незашторенной лоджией; 3 — лоджия.

риода Ташкента, являются наиболее тягостными, и любое' средство, способствующее улучшению температурного режима в это время, неоценимо. Так, если в квартире с застекленной и зашторенной лоджией ночные и утренние температуры держались на уровне 26—28,8 °С, то в контрольной квартире они на всем протяжении суток находились на уровне'30,4— 31,9 °С, достигая в ночные и утренние часы 31,2—31,4°С, т. е. были на 2,6—5,2 °С выше (р<0,001), чем в опытной.

Начиная с 9 ч утра эта разница, постепенно уменьшаясь с 2 до 0,5 "С, в 13 ч дня полностью исчезала и до 20 ч была несущественной (0,2—0,4°С). По всей вероятности, сказывалось полное отсутствие проветривания квартир в эти .цйсы. Следует также отметить, что если в опытной квартире повторяемость температур свыше 31 °С составляла 23,9 % и наряду с этим в отдельные дни более чем в 7 % случаев регистрировались температуры 25—26 °С, то в контрольной квартире температуры воздуха, превышающие 31 °С, зарегистрированы в 48 % случаев, а температур ниже 30 "С вообще не наблюдалось.

Выводы. 1. У 40 % опрошенных удельная площадь квартир находится в пределах 9—12 м2, отмечается о~сутствие или недостаточная площадь детских комнат.

2. Более половины опрошенных высказываются за увеличение имеющихся площадей жилых и подсобных помещений.

3. В квартирах с неостекленными и не защищенными от прямых солнечных лучей летними помещениями в летний период складываются неблагоприятные микроклиматические условия, которые заметно смягчаются при промышленном остеклении и оборудовании летних помещений и проемов окон солнцезащитными устройствами. В целях повышения комфортности проживания населения и улучшения микроклимата следует предусматривать в проектах и осуществлять при строительстве раскрываемое остекление летних помещений в жилых домах IV климатического района.

Поступила 16.01.90

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991

УДК 613/.614:061.12(47 + 57)(470.31 1-25) «1990»

Г. И. Румянцев, И. Б. Коростелев,-А. М. Большаков

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И. М. СЕЧЕНОВА 60 ЛЕТ

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

60 лет назад был основан первый в стране санитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, 225-я годовщина которого отмечалась в 1990 г.

С организацией факультета было положено начало подготовки специалистов профилактической медицины.

Созданию факультета предшествовал длительный период становления гигиены как науки и предмета преподавания, начавшийся со времени основания Московского университета.

Родоначальницей факультета с полным основанием считают кафедру гигиены (ныне общей гигиены) Московского университета, основанную выдающимся ученым и общественным деятелем Ф. Ф. Эрисманом в 1884 г. Им был разработан ряд принципиальных положений: о месте гигиены в решенни проблем народного здоровья, о роли гигиениста в жизни общества и гигиенической подготовке будущих врачей, о формировании гигиенического мышления у врачей, сочетании научно-экспериментальной работы с общественной и санитарной практикой, о придании профилактической направленности лечебному делу и др.

Многие свои идеи Ф. Ф. Эрисман блестяще воплотил в жизнь. Созданный им на базе кафедры и санитарной станции Гигиенический институт МГУ стал центром гигиенических исследований и санитарной практики в стране. Привлечение студентов и стажирующихся врачей к решению конкретных санитарно-гигиенических проблем легло в основу подготовки санитарных врачей.

После революции были созданы все условия для совершенствования гигиенической подготовки будущих врачей, усиления исследовательской работы в области гигиены.

В 1925 г. 3. П. Соловьев и А. В. Мольков писали: «Несмотря на то что твердо установившееся профилактическое направление советской медицины требует от медработников тео-

ретической и практической подготовки в области гигиенических дисциплин, программа и система преподавания в высших медвузах находятся в полном несоответствии с этими заЛачамн».

Разрабатывается концепция гигиенической подготовки будущих врачей. При этом А. В. Мольков считал, что в одном ряду с общей гигиеной (которую лучше было бы назвать «гигиенической пропедевтикой») следует поставить социальную гигиену, разрабатывающую вопросы теории медицины и системы оздоровительных мероприятий широкого общественного характера, политики здравоохранения, охраны труда и социального страхования. Основным методом социальной гигиены является статистика. Методика санитарной статистики и вопросы санитарного состояния должны также быть предметом ее изучения и преподавания.

На твердой основе этих двух дисциплин (гигиенической пропедевтики и социальной гигиены) строится система дифференцированных гигиенических научных дисциплин (гигиены коммунальной, школьной, труда, питания, эпидемиологии и др.). При этом в каждой из них имеются свои отличительные особенности в отношении объекта, цели и метода.

В дальнейшем в организационном плане эти положения реализованы в создании на медицинском факультете Московского университета наряду с уже существовавшей кафедрой гигиены кафедры социальной гигиены (1922 г.), гигиены труда (1926 г.), школьной гигиены (1926 г.).

Предприняты серьезные попытки придания лечебному делу профилактической направленности: кафедра социальной гигиены совместно с поликлиникой проводит диспансеризацию, кафедре гигиены труда передается клиника профессиональных заболеваний и т. д.

В ходе практической реализации идей о профилактической направленности советской медицины остро встает проблема подготовки специалистов в области гигиены.

Для удовлетворения потребностей страны в санитарных врачах в 1930 г. организуется первый самостоятельный сани-тарно-профилактический (позднее санитарно-гигиенический) факультет. В дальнейшем это привело к образованию новых отраслевых кафедр: эпидемиологии (1931 г.), гигиены питания (1932 г.), коммунальной гигиены (1933 г.), санитарной статистики (1935 г.), позднее упраздненной.

Наряду с дифференциацией гигиены как науки и предмета преподавания происходит и процесс интеграции. В организационном плане была реализована идея Ф. Ф. Эрисмана о создании гигиенического института, который в предвоенные годы объединял 10 самостоятельных каФедр.

Прикрепленные к кафедрам научные лаборатории и кабинеты использовались всеми подразделениями института. Обшей для всех кафедр была и библиотека (насчитывающая более 40 тыс. томов специальной литературы) с читальным залом. Но особой гордостью института был не имевший аналогов не только в стране, но и в Европе учебный музей, состоявший из семи залов, каждый из которых был посвящен определенному разделу гигиены. При музее была фототека с 20 тыс. единиц хранения и, что особенно ценно, мастерские (фото, модельная, чертежная).

При сохранении полной своей автономности кафедры института объединились посредством различных советов и комиссий для решения общих научных, методических и учебных проблем. По существу этот принцип сохранился и до наших дней.

Уже в 1931 г. по поручению Наркомздрава РСФСР на базе факультета создается бригада для разработки учебных планов всех отделений, готовящих врачей по профилям, программы непрерывной производственной практики. Таким образом, уже на заре своего существования факультет стал ведущим в стране по учебно-методической работе.

В начале войны в связи с эвакуацией I ММИ в Уфу и переходом на сокращенный срок подготовки врачей работа факультета в 1941 —1942 гг. была свернута, а уже в 1943 г. вновь восстановлена.

В послевоенные годы произошли серьезные изменения в педагогической и научно-исследовательской работе. В планах работы кафедр (гигиены груда, коммунальной гигиены и др.) значительное место заняли проблемы гигиенического нормирования. Научные исследования гигиенического профиля были направлены на решение ряда проблем, имеющих большое общесоюзное значение: гигиена труда и профессиональные заболевания, научные основы гигиены окружающей среды, гигиена детей и подростков; социальная гигиена, организация и управление здравоохранения, общая и прикладная эпидемиология, научные основы питания здорового и больного человека.

Важные проблемы разрабатывают факультетские кафедры клинического профиля. Коллективы кафедр оказывают самую разнообразную и большую помощь практическому здравоохранению; особенно тесная связь традиционно поддерживается с московским и тульским здравоохранением.

Помимо фундаментальной общей и гигиенической подготовки, будущие санитарные врачи и эпидемиологи получают и хорошую клиническую подготовку. В начале деятельности факультета клиническая подготовка осуществлялась в клиниках терапевтической, хирургической, нервных болезней, гинекологии, отоларингологии, находившихся на базе бывшей Но-во-Екатерннинской больницы, а также в ряде клиник лечебного факультета. За прошедшие годы клиническая подготовка будущих гигиенистов претерпела ряд изменений. Важным событием было завершение строительства нового современного корпуса кафедры терапии и профессиональных заболеваний. Новые клинические базы получают кафедры акушерства и гинекологии и инфекционных болезней.

Своеобразным признанием учебно-методического и научного потенциала факультета была организация в институте факультета повышения квалификации (ФПК) в 1959 г. В настоящее время все кафедэы осуществляют подготовку педагогов всей страны. Здесь проходят стажировку также специалисты из-за рубежа.

Кафедрами института проведена большая работа по интегрированию курса обучения, укреплению межкафедральных связей. В практику прочно вошло чтение комплексных лекций.

В 1980 г. была завершена работа по созданию модели специалиста по различным профилям гигиены и эпидемиологии. ,

Все аспекты методической и учебно-воспитательной работы находятся в поле зрения ученого и учебно-методического советов.

В создании санитарно-гигиенического факультета огромная роль принадлежала таким ведущим ученым гигиенистам и организаторам здравоохранения, как 11. А. Семашко, А. В. Мольков, И. Д. Страшун, С. И. Каплун, А. В. Рейслер, С. Н. Черкинский, П. М. Ивановский и др. Им первым пришлось разрабатывать все необходимые положения о факультете, первые программные документы и планы работ кафедр.

Большая роль в организации успешной работы факультета принадлежит деканату. Первым деканом факультета стал И. Д. Страшун (1930—1932 гг.). Действительный член АМН СССР, видный историк медицины, он пришел в 1 .ММИ с руководящей работы в Наркомздраве РСФСР.

С 1932 по 1934 г. факультетом руководил один из крупнейших деятелей советской гигиенической науки А. В. Мольков. В 1939 г. к руководству факультетом пришел известный ученый, заведующий кафедрой гигиены труда проф. С. И. Каплун. В 1943 г. Сергей Ильич ушел добровольно на фронт и погиб 22 октября 1943 г. В том же году деканом санитарно-гигиенического факультета становится заведующий кафедрой школьной гигиены Г1. М. Ивановский, пользовавшийся всеобщим уважением. Среди деканов факультета были такие известные ученые, как И. И. Елкнн и Г. И. Румянцев.

Много сделали для развития факультета такие известные ученые как Н. А. Семашко, С. В. Курашов, А. В. Мольков, И. Д. Страшун, А. Н. Сысин, Г. А. Митерев, А. Ф. Серенко, С. И. Каплун, А. А. Летавет, С. Н. Черкинский, Н. Ю. Тара-сенко, А. В. Рейслер, П. М. Ивановский, Л. Я. Кац-Черно-хвостова, 3. И. Израильсон, А. И. Пахомычев, Ф. Р. Боро-дулин, И. Р. Хецров, А. А. Хрусталев, К. В. Майстрах, М. Д. Большакова, А. 3. Белоусов, И. И. Елкнн, Н. Н. Попов, К. С, Петровский, В. В. Ермаков, К. И. Акулов, В. И. Карда-шенко, П. Д. Кувшинников и многие другие.

Широко известны имена таких клиницистов, как Е. М. Та-реев, А. Н. Великорецкий, А. Н. Шабанов, В. Р. Хесин, С. И. Ключарев, В. Ф. Гливенко, Л. Ф. Кирнк, Л. В. Ванина, Н. Н. Шаталов, В. Г. Рябцев, А. В. Сумароков, С. Г. Пак и др.

Большой вклад в деятельность факультета внесли специалисты в области эпидемиологии и микробиологии В. Д. Беляков. М. Н. Лебедева, М. Н. Синюшина, П. Н. Косяков, 3. Н. Кочемасова, М. М. Дыхно и другие, а в области физики С. А. Арцыбашев, Н. М. Ливенцов, Н. А. Ремизоз и др.

Многие сотрудники факультета награждены орденами и медалями, удостоены именных премий Ф. Ф. Эрисмана, С. П. Боткина, В. Ф. Снегирева, М. П. Кончаловского; десятки специалистов были награждены медалями ВДНХ, отмечены дипломами Минздрава СССР и ВДНХ.

Признанием заслуг ученых факультета является и тот факт, что многие из них занимают высокие посты по всесоюзных и московских научных обществах, ведущих научных журналах и изданиях.

Наряду с этим необходимо подчеркнуть, что свои весомый вклад в работу факультета вносит не только профессорско-преподавательский состав и научные работники, но и средний и младший персонал. Особо хотелось бы отметить наших ветеранов: Е. В. Мерзликину, работающую лаборантом на кафедре общей гигиены с 1937 г., и А. Н. Скнлову, которая трудится на кафедре коммунальной гигиены с 1931 г.

В настоящее время к факультету предъявляются серьезные требования как в области общегигиенической подготовки будущих врачей и специалистов в области меднко-про-филактического дела, так и в разработке научных проблем и совершенствовании методики преподавания. Причем все эти три фактора тесно взаимосвязаны. Особенно остры, как известно, такие гигиенические проблемы, как охрана и нормирование среды обитания человека, совершенствование санитарного законодательства, гигиеническая оценка качества воды, пищевых продуктов и полимерных материалов, обеспечение их безопасности, а также проблемы профессиональной па-

тологии и гигиена детей, подростков, учащейся и работающей молодежи.

Для решения научных и научно-практических проблем в области гигиены, помимо кафедр профилактического профиля (общей гигиены, коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков, социальной гигиены и эпидемиологии), на факультете создан ряд научно-исследовательских лабораторий и отделов: гигиены воды и санитарной охраны водоемов, гигиены труда, гигиены детей и подростков, отдел современных проблем социальной гигиены и организации здравоохранения, эпидемиологии кишечных инфекций, а также межкафедральный отдел гигиенических исследований. Клиническое направление представлено кафедрами терапии и профессиональных болезней, хирургии и травматологии, акушерства и гинекологии, инфекционных болезней. При клинических кафедрах имеются Всесоюзный центр хронического гемодиализа, проблемная лаборатория по нефрологии, отдел пороков сердца и беременности.

В состав факультета включены и общеинститутские кафедры микробиологии, иммунологии и вирусологии, химии и истории медицины.

Таким образом, в настоящее время факультет представляет собой по существу мощный многопрофильный гигиенический институт, включающий три основных направления медицины: профилактическое, теоретическое и клиническое. Именно это обстоятельство позволило факультету в последние годы разработать и утвердить в Комитете народного образования СССР новую квалификационную характеристику «медико-профилактическое дело». С учетом новой квалификационной характеристики существенно расширяется сфера деятельности выпускников факультета. После соответствующей подготовки в субординатуре и интернатуре они могут теперь работать цеховыми врачами медсанчастей (профпатологии), диетологами, школьными врачами, инфекционистами и др.

Свое шестидесятилетие факультет, входящий в состав Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, отмечает большими успехами как в деле подготовки молодых специалистов, так и в развитии научных проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение.

Поступила 13.09.90

© С. И. БЕЛОВ. 1991 УДК 614:92 ИБН СИНА

С. И. Белов

ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНЫ (АВИЦЕННЫ) НА ЗДОРОВЬЕ

Витебский медицинский институт

В трудах выдающегося естествоиспытателя, ученого-гуманиста, оригинального мыслителя и врача Средней Азии и Арабского Востока Абу Али Ибн-Сины (980—1037) нашли отражение вопросы ботаники, медицины, санитарии, географии, философии, врачебной этики и других наук. Его труды оказали огромное влияние на развитие естественной научной мысли. Капитальный'труд ученого «Канон врачебной науки» в пяти книгах (издание 2-е,— Ташкент, 1979—1982), получивший широкую известность на Востоке и в Европе, неоднократно переиздавался на арабском, латинском и европейских языках (в том числе на русском). «Канон» явился энциклопедией медицины эпохи Средневековья. В своем труде автор отвел значительное место изложению санитарно-гигиенических и профилактических взглядов, которые еще далеко не полно исследованы советскими учеными.

При изложении своих взглядов Ибн Сина опирался на достижения медицины и гигиены предшествующих поколений ученых, на труды врачей Древней Индии, Китая, Египта, Греции и Рима, в частности на многочисленные высказывания Гиппократа о влиянии на здоровье людей местности, пищи, воды, жилища и др. Большой врачебный опыт, тонкая наблюдательность за природными явлениями и здоровьем жителей в различных местностях позволяли ему высказать многие рациональные мысли о влиянии окружающей природной и социальной среды на здоровье населения, предложить ряд положительных рекомендаций по предупреждению болезней и сохранению здоровья людей. Ибн Сина описал многие полезные лекарственные средства растительного и животного происхождения, применяемые сейчас в научной медицине.

Автор «Канона» придавал важное значение воздействию внешних факторов на организм человека. Уровень медицины того времени еще не давал возможности для исследования и познания внутренних механизмов и факторов, определяющих здоровье человека. Поражают оригинальные наблюдения и гениальные догадки Ибн Сины о взаимосвязи состояния организма человека с природными и социальными факторами, описания клинических проявлений и путей передачи ряда болезней, подтвержденные впоследствии медицинской наукой. Основные причины болезней он видел в материальных факторах (вода, пища, воздух и др.).

К причинам, изменяющим состояние здоровья человека, Ибн Сина справедливо относил как природные (воздух, вода, время года, климат, местность), так и социально-экономические факторы (пища, напитки, жилище, ремесло, обычаи, возраст, пол и др.). В «Каноне» приводится медико-гигиеническое описание климата, почв, водоисточников, рельефа местности, растительного и животного мира различных территорий. Врач должен знать и учитывать, утверждает Ибн Сина, влияние на здоровье людей местности (низменная, гористая), места жительства (сухое, влажное, холодное, приморское), воздуха (море, горы), почвы (глинистая, болотистая, каменистая), воды (соленая, дождевая, болотистая, подземная), ветров (северные, южные, восточные), ядовитых растений и животных и других факторов. И писалось это в 1020 г., в мрачную эпоху раннего Средневековья.

Рассуждая о влиянии климата и сезонов года на здоровье населения, ученый прозорливо замечает, что смена сезонов при всяком климате может привести к возникновению заболеваний. Современно звучит утверждение, что если в один день произойдет резкая смена жары холодом, то возникнут изменения и в состоянии здоровья жителей. Каждый сезон года отличается своими природными особенностями. Лето обычно жаркое, а зима холодная. При нарушении этого правила наступают изм'-лени': здоровья людей («Канон», кн. 1,— 1981, с. 156—160). Нежим для больного человека, по мнению автора, должен основываться на глубоком знании врачом оЬобенностей каждого сезона.

Крайне неблагоприятными, считает Ибн Сина, являются межсезонные периоды, отличающиеся сменой погоды и возникновением заболеваний. При смене осеннего периода на зимний развиваются катары дыхательных путей, плевриты, боли в горле и спине, заболевания нервов. Плеврит часто встречается также при холодной («зимней») весне, когда дуют северные ветры. Летом при южном ветре и теплой погоде плевриты редки. Зимой и осенью чаще возникают заболевания легких, потому что холодный воздух и сильное охлаждение вредно отражаются на организме. В зимнее время наблюдается оспа, куриная слепота (от неполноценного питания) и светобоязнь, ослепление от белого снега. Опи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.