Научная статья на тему 'Основатели первых кафедр истории медицины и социальной гигиены в СССР'

Основатели первых кафедр истории медицины и социальной гигиены в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1758
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / УЧЕНЫЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАФЕДРЫ / SOCIAL HYGIENE / HEALTH CARE ORGANIZATION / SCIENTISTS / HISTORY OF MEDICINE / CHAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горелова Л. Е., Касимовская Н. А.

Академия медицинских наук СССР была создана в 1944 г. В этом же году в ее состав вошел Институт организации здравоохранения, медицинской статистики и социальной гигиены. Перед Институтом были поставлены глобальные задачи в области научно-исследовательской и педагогической деятельности, которые реализовывались в соответствии с запросами времени и страны; он стал ведущим научным центром по изучению проблем здоровья населения, социальной гигиены, организации, управления здравоохранением и истории медицины. В 2003 г. Институт переименован в Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН, а в 2013 г. передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО) России. Директорами Института были известные ученые в области социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины, которые внесли большой вклад в развитие медицинского образования, совмещая научную, управленческую и педагогическую деятельность. Основателями первых кафедр истории медицины и социальной гигиены были директора Института И.Д. Страшун и Н.А. Семашко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The founders of first chairs of history of medicine and social hygiene in the USSR

The USSR academy of medical sciences was organized in 1944. At the same year, the institute of health care organization, medical statistics and social hygiene was included in its structure. Before the institute global tasks in area of research and pedagogic activities were stated. They were implemented in accordance with actual national demands. The institute became a leading research center of studying problems ofpopulation health, social hygiene, organization and management of health care and history of medicine. In 2003, the institute was renamed in the The RAMS national research institute of public health, and in 2013 was handed over the Federal agency of research organizations (FANO) of Russia. The directors of the institute were well-known scientists in the field of social hygiene health care organization and history ofmedicine. They made a significant input into development of medical education, combining scientific, managerial and pedagogic activities. The founders of the first chairs of history of medicine and social hygiene were the directors of the institute I.D. Strashun and N.A. Semashko.

Текст научной работы на тему «Основатели первых кафедр истории медицины и социальной гигиены в СССР»

21. Zil'ber L.A. Fundamentals of Immunology. [Osnovy immunologii]. Moscow; 1958. (in Russian)

22. Burke R.E. Sir Charles Sherrington's the integrative action of the nervous system: a centenary appreciation. Brain. 2007; 130: 887— 94.

23. Khеуmans K. Nobel Lecture. Participation vascular chemoreceptors and pressure receptors in the control of breathing. In: Nobel Prizes. Physiology and Medicine. [Nobelevskie premii. Fiziologiya i medit-sina]. Moscow; 2006; vol. 3: 427—52. (in Russian)

24. GeraldL. Geison Langley John Newport: http://www.encyclopedia. com

25. Leake Ch.D. Historical aspects of the autonomic nervous system. Anesthesiology. 1968; 29 (4): 623—4.

26. The Theory of Chemical Transmission of Nerve Impulses (Stages of Development) / Compil. M.J. Michelson. [Teoriya khimiches-koy peredachi nervnogo impul'sa (etapy razvitiya) / Sost. M.Ya. Mikhel'son]. Leningrad; 1981. (in Russian)

27. Smith G.P. Unacknowledged contributions of Pavlov and Barcroft to Cannon's theory of homeostasis. Appetite. 2008; 51: 428—32.

28. Pavlov I.P. Experimental psychology and psychopathology in animals. Speech at a general assembly of the International Medical Congress in Madrid in 1903. In: Pavlov I.P. Complete set of Works. [Polnoe sobranie sochineniy]. 2nd ed. Moscow-Leningrad; 1951; vol. 3; book 1: 25—6. (in Russian)

© Горелова Л.Е., Касимовская Н.А., 2015 УДК 61:93]:378.661

29. Pavlov I.P. Nobel lecture. Physiology of digestion. In: Nobel Prizes. Physiology and Medicine. [Nobelevskie premii. Fiziologiya i medit-sina]. Moscow; 2006; vol. 1: 211—34. (in Russian)

30. Yaroshevskiy M.G. Walter Cannon, Ivan Pavlov and the problem of emotional behavior. Voprosy psihologii. 1995; 6: 55—66. (in Russian)

31. Yaroshevskiy M.G., Chesnokova S.A. Walter Cannon. [Uolter Ken-non]. Moscow; 1976. (in Russian)

32. Petrushenko L.A. The Principle of Feedback (Some Philosophical and Methodological Problems of Management). [Printsip obratnoy svyazi (nekotorye filosofskie i metodologicheskie problemy uprav-leniya)]. Moscow; 1967. (in Russian)

33. Cannon W. B. Physiological regulation of normal states: Some tentative postulates concerning biological homeostatics. In: Pettit A., ed A CharlesRichet: ses amis, ses collegues, ses eleves. Paris; 1926: 91—3.

34. Cannon W.B. Organization for physiological homeostasis. Physiol. Rev. 1929; 9 (3): 399—431.

35. Cannon W.B. The Wisdom of the Body. New York; 1932.

36. Fedorov V.I. Physiology and cybernetics: the history of mutual penetration of ideas, modern state and perspectives (to a 60-th anniversary of a writing by N. Wiener of the book "Cybernetics"). Uspekhi fiziologicheskikh nauk. 2007; 38 (3): 72—86. (in Russian)

37. Cooper S.J. From Claude Bernard to Walter Cannon: Emergence of the concept of homeostasis. Appetite. 2008; 51: 419—27.

Горелова Л.Е.1, Касимовская Н.А.2 ОСНОВАТЕЛИ ПЕРВЫХ КАФЕДР ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В СССР

1ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, Москва, Россия; 2ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119991, Москва, Россия

Академия медицинских наук СССР была создана в 1944 г. В этом же году в ее состав вошел Институт организации здравоохранения, медицинской статистики и социальной гигиены. Перед Институтом были поставлены глобальные задачи в области научно-исследовательской и педагогической деятельности, которые реализовывались в соответствии с запросами времени и страны; он стал ведущим научным центром по изучению проблем здоровья населения, социальной гигиены, организации, управления здравоохранением и истории медицины. В 2003 г. Институт переименован в Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН, а в 2013 г. передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО) России. Директорами Института были известные ученые в области социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины, которые внесли большой вклад в развитие медицинского образования, совмещая научную, управленческую и педагогическую деятельность. Основателями первых кафедр истории медицины и социальной гигиены были директора Института И.Д. Страшун и Н.А. Семашко.

Ключевые слова: социальная гигиена; организация здравоохранения; история медицины; ученые; медицинское образование; кафедры.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 56—59.

Для корреспонденции:

GorelovaL.E.1, KasimovskaiaN.A.2 THE FOUNDERS OF FIRST CHAIRS OF HISTORY OF MEDICINE AND SOCIAL HYGIENE IN THE USSR

1The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia;

2The I.M. Sechenov first Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119992, Moscow, Russia The USSR academy of medical sciences was organized in 1944. At the same year, the institute of health care organization, medical statistics and social hygiene was included in its structure. Before the institute global tasks in area of research and pedagogic activities were stated. They were implemented in accordance with actual national demands. The institute became a leading research center of studying problems ofpopulation health, social hygiene, organization and management of health care and history of medicine. In 2003, the institute was renamed in the The RAMS national research institute of public health, and in 2013 was handed over the Federal agency of research organizations (FANO) of Russia. The directors of the institute were well-known scientists in the field of social hygiene health care organization and history ofmedicine. They made a .significant input into development ofmedical education, combining scientific, managerial and pedagogic activities. The founders of the first chairs of history of medicine and social hygiene were the directors of the institute I.D. Strashun and N.A. Semashko.

Keywords: social hygiene; health care organization; scientists; history of medicine; chairs

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 56—59.

For correspondence:

Received 20.10.2014

В период 1940-х годов, в условиях военного времени, в советском здравоохранении назрела острая необходимость в создании учреждения, чья деятельность была бы направлена на поиск путей и решение проблем организации здравоохранения. Эта идея была реализована в 1944 г созданием Института орга-

низации здравоохранения, медицинской статистики и социальной гигиены.

Становление Института такого высокого уровня начиналось с организации Академии медицинских наук (АМН) СССР, учрежденной Постановлением Совета Народных Комиссаров

СССР от 30 июня 1944 г. № 7971. Институт организации здравоохранения, медицинской статистики и социальной гигиены вошел в структуру АМН (Постановление СНК СССР от 30 июня 1944 г. № 797)2. В 1948 г Постановлением Совмина СССР от 10 июля № 2521 учреждение было переименовано в Институт организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР, а в 1949 г. Ему было присвоено имя академика АМН СССР Николая Александровича Семашко (Постановление Совмина СССР от 18 мая 1949 г. № 2019)3. В дальнейшем Институт несколько раз менял название, переходил из подчинения Министерства здравоохранения в подчинение АМН и обратно.

В 2013 г. Институт был передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО) России и получил название "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко".

Директора Института были тесно связаны с высшим медицинским образованием и его развитием. Это такие известные ученые в области социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины, как И. Д. Страшун (1944—1947), Н.А. Семашко (1947—1949), Н.А. Виноградов (1949—1951), М.И. Барсуков (1951—1952), Е.Д. Ашурков (1952—1961), П.И. Калью (1961—1967), И.Д. Богатырев (1967—1974), А.Ф. Се-ренко (1974—1982), В.К. Овчаров (1982—1988), О.П. Щепин (1988—2013). С 2013 г. директором Института является академик РАН Р.У Хабриев.

Из архивных документов известно, что в числе первых действительных членов первого состава АМН СССР в ноябре 1944 г. были утверждены И.Д. Страшун и Н.А. Семашко4, ставшие впоследствии в разные годы директорами Института организации здравоохранения, медицинской статистики и истории медицины. Первым директором Института был Илья Давыдо-вич Страшун (1892—1967) — ученый-гигиенист, организатор здравоохранения, доктор медицинских наук (1935), профессор (1940), академик АМН СССР (1944). Он внес существенный вклад в становление и развитие истории медицины, санитарного просвещения и медицинского образования. Это один из видных отечественных историков медицины 30—60-х годов ХХ века.

Илья Давыдович прошел суровую школу войны. В своей автобиографии он писал: "В моей жизни я принимал участие, в качестве врача, в трех войнах: первой мировой войне, гражданской и в Великой Отечественной войне, в осажденном Ленинграде". В 1915 г. И.Д. Страшун призван в армию и направлен младшим полковым врачом на Северо-Западный фронт. На фронте Первой мировой войны, помимо медицинской и санитарной работы, ему пришлось впервые приобщиться к работе, которая потом, в советские годы, стала одним из основных направлений его деятельности — к санитарному просвещению. В 1919 г. он участвует в Гражданской войне, с 1920 г. возглавляет санпросветотдел Кавказского фронта. После возвращения в Москву в 1920—1930 гг. он занимал такие руководящие посты в Наркомздраве РСФСР, как заведующий отделом санитарного просвещения, правительственный комиссар, научный руководитель советского павильона на Международной гигиенической выставке в Дрездене (1930). Это был один из первых выходов страны на международную арену в области медико-санитарного дела. И.Д. Страшуну было поручено организовать советский павильон и заведовать им в звании правительственного комиссара и научного руководителя.

С 1940 г. И.Д. Страшун — профессор кафедры социальной гигиены 1-го Ленинградского медицинского института и его директор в период блокады (1941—1943). В книге Веры Инбер5 "Почти три года" (Ленинградский дневник) подробно освещена деятельность И.Д. Страшуна в период блокады. 872 дня Ленинградской блокады — эти месяцы и дни были трагичны лично для И.Д. Страшуна. В условиях фашистской осады, он как директор 1-го Ленинградского медицинского института был начальником военного объекта, в который входили не только все здания института, но и больница имени Ф.Ф. Эрисмана.

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ.) — Ф. Р-5446. — Оп. 1. — Д. 230. — Л. 65.

2 ГАРФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 1. — Д. 230. — Л. 79.

3 ГАРФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 1. — Д. 238. — Л. 200.

4 ГАРФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 46. — Д. 2359. — Л. 8.

5 В.М. Инбер (1890—1972) — советская писательница, жена И.Д. Стра-

шуна.

Как свидетельствуют архивные документы, 1-й Ленинградской медицинский институт в период блокады на немецких картах значился как особо важный объект. И это подтверждается тем, что за период блокады на территорию института сброшено 4 бомбы и выпущено 150 снарядов, из которых 29 имели прямое попадание. 13 декабря 1941 г. выведены из строя 5 крупных лечебных корпусов, разрушен главный ввод водопровода и канализации, отсутствовало освещение. Свыше 2 тыс. раненых и больных лечили сотрудники института в темных палатах при температуре -8—10^ [1]. По свидетельству начальника Главного управления медицинскими учебными заведениями Наркомздра-ва СССР А. Шабанова "в дни Отечественной войны И.Д. Стра-шун, исполняя обязанности директора 1-го Ленинградского Мединститута, несмотря на исключительные условия, обеспечил бесперебойную работу Вуза". В период блокады И.Д. Страшун не прекращал своей научной работы. Им написаны были на архивных материалах две части монографии "Русский врач на войне": первая часть была посвящена военно-медицинской работе в XVIII веке, вторая — Отечественной войне 1812 г. [2].

Свою преподавательскую деятельность Илья Давыдович начал еще в 1923 г. старшим ассистентом на кафедре социальной гигиены 2-го Московского медицинского института (ныне Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова). С 1930 г. он начинает читать доцентский курс истории медицины в 1-м Московском медицинском институте (ММИ), совмещая эту деятельность с работой сверхштатным доцентом на кафедре социальной гигиены 1-го ММИ (ныне Первый Московский государственный медицинский университет — МГМУ — им. И.М. Сеченова). Впоследствии И.Д. Страшун писал: "Почти десять лет я имел счастье работать под руководством Н.А. Семашко и З.П. Соловьева, выдвинувших лозунг "без санитарного просвещения нет, и не может быть советской медицины".

В 1930 г. И.Д. Страшун стал организатором и первым деканом первого санитарно-профилактического факультета в 1-м ММИ (ныне медико-профилактический факультет Первого МГМУ им. И.М. Сеченова). Он активно участвовал в разработке учебных планов и программ будущих санитарных факультетов и всех профилей санитарной службы. Идея специальной подготовки санитарных врачей как в среде профессоров, так и среди студентов далеко не всеми встречалась тогда положительно. Осуществление этой идеи потребовало нелегкой борьбы. В таких сложных условиях в 1932 г. состоялся первый выпуск санитарных врачей, подготовленных на первом санитарно-про-филактическом факультете6.

В 1934—1939 гг. он становится сначала заместителем начальника, а затем и начальником Управления высшего медицинского образования Наркомздрава. В 1935 г. он основывает и возглавляет в 1-м ММИ первую в СССР кафедру истории медицины и многие годы заведует этой кафедрой.

Илья Давыдович Страшун — автор многих работ по теории и методологии санитарного просвещения, истории медицины, истории медицинского образования в России7. Он явился организатором и руководителем коллектива по составлению истории 1-го ММИ к 175-летнему юбилею. На торжественном юбилейном заседании в 1940 г. именно И.Д. Страшуну было поручено сделать доклад об историческом пути 1-го ММИ. К юбилею он был награжден орденом "Знак Почета". И.Д. Страшун — автор истории 1-го Ленинградского медицинского института (1947), директором которого был в дни блокады Ленинграда.

Кроме кафедры истории медицины 1-го ММИ, И.Д. Страшун организует кафедру истории медицины в Центральном институте усовершенствования врачей.

Он создает фундаментальный труд — монографическую статью "Медицина" в 1-м издании Большой медицинской энциклопедии. В ней впервые в энциклопедической литературе показано развитие медицины от ее истоков до начала ХХ века. Очерк И.Д. Страшуна "Медицина", представлявший самую крупную по объему статью в 35-м томе Большой медицинской энциклопедии первого издания, предварительно был издан отдельной книгой и разослан на обсуждение ряду научных учреждений и отдельным ученым. Статья вызвала бурную дискуссию. Впервые в отечественной и мировой медицинской литературе развитие медицинской науки и практики от возникновения и до наших дней

6 ГАРФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 1. — Д. 230. — Л. 65.

7 ГАРФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 1. — Д. 238. — Л. 200.

было объединено со всем процессом общественного развития и общим развитием науки. Много было критических замечаний о приниженной роли отечественной медицины. Вот как пишет И.Д. Страшун об этой истории в своей автобиографии: "Моя работа "Медицина", представляя значительный шаг вперед, как первый опыт дать историю медицины на основе исторического материализма, содержала целый ряд ошибок. Невыразительна была критика Вирхова, Кл. Бернара, Дю-Буа-Реймона и др. Главное же, — мною не была достаточно оценена самостоятельность развития отечественной медицины (я только отмечал таковую в области хирургии и физиологии), в силу чего дан ряд неправильных оценок, особенно Боткина. Некоторые из этих ошибок были справедливо отмечены Президентом АМН Н.Н. Аничковым: "Так как это происходило во время моей болезни, то я только год спустя узнал об имевшей место критике моих работ, из которой я сделал для себя ряд важных выводов; что же касается статьи Эффендиева и Смирнова, то ложь и клеветническое извращение цитат из моей брошюры я сообщил, в документальном сопоставлении, во Фрунзенский Райком ЦКПб весной 1950 г. (после того, как мне стала известна эта статья). Но должен сказать, что большинство этих ошибок мне стало ясно тотчас после выхода 17 т., когда я продолжал изучение подлинных работ отечественных классиков медицины, — и начал исправлять их делом"". И.Д. Страшун каялся не только словом, но и делом. Первая докторская диссертация, вышедшая на руководимой им кафедре, была посвящена теме "Школа Боткина", кандидатские диссертации, выполненные под руководством И.Д. Страшуна — "Первые русские врачи", "Московский Университет во второй половине XVIII века"8. Его работы по истории общественной и земской медицины, деятельности врачей на войне ХVШ-XIX веке не потеряли своей актуальности и в настоящее время9.

В годы руководства Институтом здравоохранения и истории медицины (1944—1947 гг.), когда И. Д. Страшун исполнял обязанности директора, большое внимание уделялось изучению истории медицины. Даже в списке институтов, входивших в состав АМН СССР в ноябре 1944 г., представлен Институт организации здравоохранения, истории медицины и медицинской статистики. Уже не будучи директором Института им. Н.А.Семашко, И.Д. Страшун многие годы сохранял связи с отделом истории медицины. Он один из организаторов Всесоюзного научного общества историков медицины. Учредительное собрание Общества состоялось 1 ноября 1946 г., на нем был представлен доклад И.Д. Страшуна "Цели и задачи историко-медицинского общества", положивший начало работе Всесоюзного историко-меди-цинского общества [1].

Значимое влияние на развитие высшего медицинского образования оказал Николай Александрович Семашко. Впервые в России и в мире он основал, и возглавил кафедру социальной гигиены. Он заведовал ею до своей смерти на протяжении почти 30 лет, внеся огромный вклад в развитие этого научного направления и высшего медицинского образования. Начало этого научного направления в высшей медицинской школе было положено в 1919 г. приватными курсами лекций Н. А. Семашко о принципах организации советской медицины. И 3-го октября 1921 г. Научно-технической секцией Государственного ученого совета народного комиссариата просвещения РСФСР было вынесено решение о создании кафедры социальной гигиены 1-го Московского государственного университета (МГУ). Но история советской социальной гигиены (ныне дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение") как предмета преподавания начинается со знаменательной даты — 20 февраля 1922 г. В этот день Н.А. Семашко прочел студентам московского медицинского факультета первую лекцию на тему "Социальная гигиена, ее предмет, метод и значение". И уже в 1922 г. "Социальная гигиена" включается в учебный план 1922/1923 учебного года. Дисциплина наполняется и развивается, в этом принимают участие известные ученые: А.В. Мольков, А.Н. Сысин, С.И. Каплун, Л.А. Сыр-кин и Л.Н. Щеглова. Заслуга Н.А.Семашко состоит также в том, что, понимая важность интеграции теории с практикой при обучении студентов, в 1923 г., он ставит вопрос об открытии при кафедре социальной гигиены клиники социальных и профессиональных болезней. Н.А. Семашко писал: "Для улучшения подготовки врачей по вопросам организации здравоохранения не-

8 Личное дело И.Д. Страшуна. Архив АМН СССР (РАМН).

9 ГАРФ. — Ф. Р-5446. — Оп. 1. — Д. 238. — Л. 200.

обходимо провести ряд мероприятий. Директора медицинских институтов должны проверить состояние больничной работы в клиниках и обратить внимание руководителей клиник на необходимость ознакомления студентов в процессе клинического преподавания — с организацией больничного дела, одновременно обеспечив амбулаторно-поликлиническое преподавание. Руководители кафедр социальной гигиены должны принять непосредственное участие в улучшении организации больничного дела, они должны помочь клиникам стать образцами отличной больничной работы" [4]. Клинику социальных и профессиональных болезней открывают в 1924 г., и кафедра получает новое направление развития, активное участие в этом принимали видные представители гигиенических и клинических дисциплин М.М. Гран, В.Н. Виноградов, П.Е. Лукомский и др.

В истории медицинского образования ни одна кафедра не знала такого массового участия студентов в научно-исследовательской работе, какое наблюдалось в период становления преподавания социальной гигиены.

"Профилактизация" клинического преподавания составляла важную задачу для кафедры социальной гигиены. Благодаря Н.А. Семашко и профессорско-преподавательскому составу кафедры вопросы социальной этиологии, профилактики и терапии стали органическим элементом преподавания клинических дисциплин и эпидемиологии, а также исследовательской работы.

Из курса социальной гигиены выделились кафедры гигиены труда (проф. С.И. Каплун) и гигиены воспитания (проф. А.В. Мольков), впоследствии эта кафедра была переименована в кафедру школьной гигиены.

Большую роль в развитии социальной гигиены сыграл журнал "Социальная гигиена", выходивший под редакцией Н.А. Семашко в 1922—1930 гг. [4].

23 июня 1930 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов". В соответствии с этим Постановлением 19 июля 1930 г. медицинский факультет был выведен из состава 1-го МГУ и реорганизован в самостоятельный 1-й ММИ в составе двух факультетов: лечебно-профилактического и нового санитарно-профилактического, кафедра социальной гигиены вошла в состав лечебно-профилактического факультета. В период 1935—1941 гг. профессорско-преподавательский состав тесно сотрудничал с практическим здравоохранением и составлял сводные обзоры о деятельности учреждений здравоохранения страны, что затем привело к образованию самостоятельного курса преподавания "Статистика здравоохранения". Это было нововведением в преподавании дисциплины "социальная гигиена" [5].

Также Н.А. Семашко активно участвовал в становлении высшего медицинского образования и ратовал за введение 6-летнего срока обучения врачей, что и было введено в результате реформы образования будущих врачей.

В годы Великой Отечественной войны основным направлением научных исследований кафедры было обобщение опыта организации медицинской помощи населению в военное время. Н.А. Семашко в 1942 г. опубликовал данные проведенного исследования "Санитарная работа в освобожденных от оккупации районах".

Н.А. Семашко участвовал также в создании АМН СССР. В 1947 г. он становится руководителем Института организации здравоохранения и истории медицины, входившего в систему научно-исследовательских учреждений АМН СССР. Будучи действительным членом Академии педагогических наук РСФСР, Н.А. Семашко также возглавлял Институт школьной гигиены [6].

Семашко был первым главным редактором Большой медицинской энциклопедии. Опыт создания энциклопедических изданий в России был невелик. Как правило, основу таких изданий составляли иностранные словари, в которые были включены отдельные статьи отечественных авторов. Однако жизнь и практика требовали новой медицинской литературы. Необходима была такая книга, которая бы служила источником информации по различным отраслям медицинской науки. Врачи остро нуждались в конкретной помощи для повышения квалификации, но институты и курсы повышения квалификации не могли вместить всех желающих. Ощущался дефицит преподавателей и учебной литературы. В связи с этим по инициативе Н.А. Семашко началась работа по составлению Большой медицинской энциклопедии. Она продолжалась более 10 лет. Первый том вышел 29 февраля 1928 г., а последний (35-й) в 1936 г. Энци-

клопедия содержала около 8,5 тыс. авторских листов, 80 тыс. терминов, относящихся почти к 100 медицинским и сопутствующим дисциплинам. Большая медицинская энциклопедия стала капитальным трудом, по-новому осветившим многие проблемы медицины. Это был коллективный научный труд, построенный на единой методологической основе. Многие статьи являлись научными работами очень высокого уровня. В создании энциклопедии приняли участие около 1050 авторов, в том числе 20 академиков, 692 профессора и 1046 других научных работников. Редакторами были видные ученые и медики страны: А.И. Абрикосов, М.И. Авербах, Н.Н. Бурденко, Д. Д. Плетнев и другие. Авторами статей были не только отдельные ученые, но и коллективы научных сотрудников институтов, кафедр. Большое внимание уделялось профилактическому направлению здравоохранения и медицины [6, 7].

Теоретическое наследие Н.А. Семашко — монографии и статьи, доклады и речи, наркомовские приказы — в той или иной мере касались всех без исключения вопросов медицины и здравоохранения.

Таким образом, тесно переплелись судьбы двух выдающихся ученых, организаторов и преподавателей, посвятивших свою жизнь становлению науки и высшего медицинского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лотова Е.И., Заблудовский П.Е. И.Д. Страшун. М.: Медгиз; 1947.

2. Страшун И.Д. Русский врач на войне. М.: Медгиз; 1947.

3. Страшун И.Д. Очерки истории русской общественной медицины / Под ред. П.И. Калью. М.; 1965.

4. Семашко Н.А. — студентам и преподавателям медицинских вузов / Под ред. А.Ф. Серенко, И.Г. Лавровой, В.И. Кант. Кишинев: Картя Молдовеняскэ; 1970.

5. Современные теоретические и организационные проблемы Советского здравоохранения / Под ред. А.Ф. Серенко. М.; 1975.

6. Теоретические и организационные основы советского здравоохранения / Под ред. Б.В. Петровского. М.: Медицина; 1967.

7. Касимовская Н.А. 90 лет кафедре общественного здоровья и здравоохранения ПервогоМГМУ им. И.М. Сеченова. М.: Мысль; 2012.

Поступила 20.10.2014

RЕFЕRЕNСЕ S

1. Lotova E.I., Zabludovskiy P.E. I.D. Strashun. [I.D. Strashun]. Moscow: Medgiz; 1947. (in Russian)

2. Strashun I.D. Russian Doctor in the War. [Russkiy vrach na voyne]. Moscow: Medgiz; 1947. (in Russian)

3. Strashun I.D. Essays on the History of Russian Social Medicine. [Ocherki istorii russkoy obshchestvennoy meditsiny] / Ed. P.I. Kal'yu. Moscow: Medgiz; 1965. (in Russian)

4. Semashko N.A. — Students and Teachers of Medical Schools. [Semashko N.A. — studentam i prepodavatelyam meditsinskikh vu-zov] / Eds A.F. Serenko, I.G. Laurel, V.I. Kant. Kishinev: Kartya Moldovenyaske; 1970. (in Russian)

5. The Modern Theoretical and Organizational Problems of the Soviet Health. [Sovremennye teoreticheskie i organizatsionnye problemy sovetskogo zdravookhraneniya] / Ed. A.F. Serenko. Moscow; 1975. (in Russian)

6. Theoretical and Organizational Foundations of the Soviet Health. [Teoreticheskie i organizatsionnye osnovy sovetskogo zdra-vookhraneniya] / Ed. B.V. Petrovskiy. Moscow: Meditsina; 1967. (in Russian)

7. Kasimovskaya NA. 90 years of the Department of Public Health and Health First MGMU them. I.M. Sechenov. [90 let kafedre IMG-MU im. I.M. Sechenova]. Moscow: Mysl'; 2012. (in Russian)

© Аликова З.Р., Ахмадов Т.З., 2015 УДК 614.2:618.4-089]:93(470.62/.67)

Аликова З.Р., Ахмадов Т.З.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПОВИВАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 362019, г. Владикавказ, Россия; Чеченский государственный университет, 364024, г. Грозный, Россия

Работа посвящена становлению повивального дела на Северо-Восточном Кавказе в XIX — начале ХХ в. : дифференцированно в городах, горских округах и казачьих лечебных заведениях. Изложены вопросы подготовки повивальных бабок в регионе, а также родовспоможения в аулах и станицах.

Ключевые слова: история повивального дела; Северный Кавказ; обучение повивальных бабок; народные повитухи.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 59—61.

Для корреспонденции: Ахмадов Тахуз Зайндиевич, [email protected]

Alikova Z.R., Akhmadov T.Z. ON THE ISSUE OF BECOMING OF MIDWIFE CARE IN NORTHERN EAST CAUCASUS DURING XIX—EARLY XX CENTURIES

The North Osetia state medical academy, 362019 Vladikavkaz, Russia; The Chechen state university, 364024 Grozny, Russia The article deals with becoming of midwife care in Northern East Caucasus during XIX—early XX centuries. The differentiated analysis is made concerning situation and conditions in cities, highland okrugs and Cossak facilities. The issues of training of midwives in the region and organization of obstetrics in auls and stanitsas are considered. Keywords: history of midwife care; Northern East Caucasus; training of midwives; folk midwives

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 59—61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For correspondence: Akhmadov Takhuz, [email protected]

Received 19.05.2014

С развитием общества во все исторические времена вопросы рождения ребенка, помощи роженице, послеродового ухода за новорожденным, подготовки повивальных бабок (повитух) были актуальными, и решались они по-разному. В условиях перестройки системы здравоохранения, особенно в вопросах,

связанных с охраной материнства и детства, важным становится обращение к историческому опыту развития здравоохранения и медицины, что позволяет проанализировать с современных позиций формы и методы оказания медицинской помощи населению, выделить ее прогрессивные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.