И КОЛЛЕКТИВ''АВТОРОВ. .995 УДК 613.632:622.367.6]-07
/
Р. Я. Штеренгарц, И. Ф. Боярчук, ¡/1. А. Дорфман |, С. С. Сиряченко
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ АСБЕСТОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПУТЕВОМ ХОЗЙСТВЕ
ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва
Потенциальной опасности пыли асбеста для человека посвящены многочисленные исследования |1, 2|. В ряде случаев мнения специалистов о биологической активности асбеста неоднозначны, а порой и противоречивы.
Цель работы — изучение потенциальной опасности отходов асбестового производства, возможности их использования в качестве балласта при укладке и ремонте железнодорожного пути и регламентация условий труда, обеспечивающих безопасность работающих.
В работе использованы санитарно-химичее-кие, физико-химические и дисперсно-морфоло-гические методы определения уровня запыленности зоны дыхания работающих, воздуха вагонов поездов и селитебной зоны на расстоянии до 100 м от железнодорожных путей. Изучали также заболеваемость и смертность путевых рабочих, работающих с асбестовым балластом. Наряду с этим было осуществлено целевое медицинское обследование большого контингента монтеров пути.
Отходы асбестового производства представляют собой мелкие фракции дробленых пород (серпентиниты), содержащие от 0,4 до 1,0% свободных волокон асбеста и до 18% свободной двуокиси кремния. Получение этих данных предшествовало проведению комплексного исследования. На основе такого изучения пыль асбестового производства была отнесена к фиброген-но-активной с ПДК 2 мг/м3 (ГОСТ 12.1.005—88).
Способность описываемых отходов хорошо смачиваться, поглощать воду (94-97%) и набухать положена в основу их использования в качестве балласта для железнодорожного пути.
Технологический процесс укладки пути и его ремонта включает такие операции, как погрузка и выгрузка балласта I! путь, его подбивка, а также удаление "отработавшего" балласта.
Исследованиями установлено, что при операциях, проводимых без увлажнения балласта, в зоне дыхания работающих концентрация пыли находится в пределах от 2 до 50 мг/м3, увеличение влажности породы до 3-5% снижает концентрации пыли в зоне дыхания практически до предельно допустимых уровней.
Изучение дисперсно-морфологического состава пыли показало, что общее количество волокнистой пыли колеблется от 0,66 до 3,63%. При этом большая часть волокон относится к коротким (размером до 5 мкм) и только от 0 до 5,5% общего числа волокон — к респирабельным. Процент респирабельных частиц от общего числа частиц составляет 0,3.
Важным было оценить степень опасности и возможности поступления пыли асбеста в воздух пассажирских вагонов, а также санитарно-защитную зону вдоль железнодорожных путей.
При проведении работ по удалению балласта и выгрузке его в путь из хоппер-дозаторов (без увлажнения) концентрации пыли при удалении от железнодорожного полотна до 50 м достигали 2—14 мг/м , а при удалении полотна до 100 м — 1,6—3,2 мг/м3. В жилых помещениях, расположенных в 100—150 м от железнодорожного полотна, при проведении путевых работ концентрации пыли колебались в пределах 0,16—1,08 мг/м3.
Выявленные пылевые загрязнения воздуха можно было бы оценить как значительные, поскольку ПДК асбестсодержащей пыли для атмосферного воздуха составляет 0,1 мг/м3. Однако, оценивая потенциальную опасность асбестовой фракции общего пылевого загрязнения воздуха вагона и селитебной зоны, следует отметить, что концентрация волокнистой пыли колеблется от 0,00015 до 0,00023 волокон на 1 мл. Эти уровни даже по самым строгим международным стандартам безопасности можно отнести к неопасным.
При оценке потенциальной опасности любого вещества в любом его агрегатном состоянии (пары, газы, аэрозоль), попадающего в организм человека, важно учитывать несколько параметров: время воздействия, дозу и допустимые уровни воздействия этого вещества. Именно с этих позиций мы и рассмотрим представленный материал.
Как следует из данных хронометража, при ремонте железнодорожного полотна путейцы работают с балластом, в том числе и асбестсодержа-щим, нс более 2-4 ч чистого времени в течение рабочего дня, исключая зимнее время года, т. е. в реальных условиях время контакта с пылью балласта у путевых рабочих более чем вдвое меньше, чем при ежедневном и постоянном контакте с пылью в течение рабочей смены.
Следовательно, существующие ПДК соединений асбеста при их соблюдении должны обеспечить полную безопасность и защиту работающих от неблагоприятного действия пыли.
Как уже отмечалось, в исследуемой пыли ас-бестосодержащего балласта имеется более 10% двуокиси кремния, до 1% асбеста, остальные составляющие — другие силикаты. Указанные вещества в виде пыли в рабочей зоне нормируются соответственно 2, 4 и 4—6 мг/м '.
Принятая законодательная и гигиеническая практика обязывает нормировать пыль балласта, в том числе асбестсодержащего, на безопасном уровне по наиболее токсичному веществу, в ней содержащемуся, т. е. по двуокиси кремния. Ориентируясь на это, ПДК по данному соединение в нашем случае не должна превышать 2 мг/м3.
Обнаруженные нами концентрации пыли в целом соответствуют этому показателю, обеспечивающему безопасные условия работы на всех ныне используемых балластах, в том числе и ас-
бестеодержащсм. Однако при влажности балласта менее 5% пыль в зоне дыхания работающих на всех технологических операциях значительно (иногда в десятки раз) превышает ПДК.
Таким образом, даже сокращенное время контакта с токсичным аэрозолем не полностью обеспечивает безопасность и защиту здоровья работающих от вредного воздействия пыли балласта, в том числе и асбсстсодержащего.
Для оценки потенциальной опасности пыли балласта была изучена заболеваемость и смертность среди путевых рабочих.
Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности монтеров пути и машинистов путевых машин, работающих на асбест-содержащем балласте и балласте, не содержащем асбест, показало, что структура временной нетрудоспособности в обеих группах в целом отражает специфику реально действующих факторов производственной среды и в первую очередь загрязнения зоны дыхания пылью, неблагоприятных метеорологических условий, тяжелого физического труда.
Наибольшее число дней нетрудоспособности дают заболевания верхних дыхательных путей (грипп, ОРЗ, хронические бронхиты). Хронические бронхиты встречаются чаще там, где регистрируются значительные концентрации пыли.
В то же время анализ результатов врачебной экспертизы профессиональной пригодности монтеров пути показал, что основными причинами утраты профпригодности являются болезни нервной системы и органов чувств (61,7%), заболевания системы кровообращения (12,3%), травмы, болезни органов пищеварения и др. (5%).
Из вышеизложенного видно, что профессиональная патология органов дыхания и онкологические заболевания не являются причиной отстранения от профессии.
При медицинском обследовании более 200 путейцев со стажем работы более 5 лет трахеобронхиты выявлены у 13%, в контрольной группе — у 4,5%. Это свидетельствует о влиянии пыли на организм, но не позволяет говорить об "асбестовой" патологии.
Анализ показателей смертности от злокачественных новообразований в профессиональных когортах путевых рабочих показал, что как 1! женской, так и в мужской профессиональной когорте в целом стандартизованная смертность значимо ниже, чем в аналогичных когортах среди населения региона (см. таблицу).
В то же время анализ смертности в женской профессиональной когорте в возрастной категории 60 лет и старше показал, что в этой группе смертность от рака выше, чем в контрольной, в 7 раз, в основном за счет рака желудка.
В мужской профессиональной когорте в этой профессиональной группе превышение по всем формам рака всего на 1,33, в то же время по раку легких в профессиональной группе данный показатель выше, чем в контрольной, в 2,6 раза.
Индивидуальный анализ умерших от новообразования в профессиональной когорте таков: среди женщин — это лица старше 60 лет со стажем работы в контакте с пылью асбестсодержа-щего балласта от 15 до 27 лет, начавшие работу в 50-е и закончившие ее в 70-е и 80-е годы; среди
Смертность от злокачественных новообразований среди мужнин и женщин (путевых рабочих) профессиональной и контрольной
групп
Возрастная группа, годы Мужчины. Ф/О Женщины, Ф/О Чслопски-годы н профессиональной и контрольной КОГО|ГГе
мужчины женщины
20-29 2 444 1 640
30-39 - -- 3 362 2 618
40-49 0,18 - 2 814 2 508
50-59 0,36 0,68 1 674 1 256
Старше 60 1.33/2,6 7,09/10,4 176 73
Итого... 0,4 0,74 10 740 8 065
Примечание. Показатель Ф/О более единицы характеризует превышение числа новообразований в профессиональной когорте по отношению к контрольной. Числитель — показатель но сумме всех новообразований (рак), знаменатель — рак легких и желудочно-кишечного тракта.
мужчин — это лица той же возрастной группы, работавшие от 7 до 36 лет в контакте с пылыо асбсстсодержащего балласта, начавшие в основном работу в 50—60-е годы и закончившие ее в 80-е годы.
Результаты выполненных исследований бесспорно свидетельствуют, что запыление воздуха зоны дыхания путевых рабочих на всех этапах технологии и при всех видах балласта является одним из серьезных факторов в возникновении таких заболеваний, как хронические бронхиты, трахеобронхиты и другие поражения системы дыхания. К этим диагнозам вполне можно добавить прилагательное "пылевые" и отнести к разряду заболеваний, обусловленных профессиональным фактором.
Выявить конкретную роль каждого из веществ, входящих в балласт, в развитии пылевой патологии органов дыхания не представляется возможным. Доля в этом асбеста, по нашему мнению, не больше, чем двуокиси кремния, силикатов. Важно подчеркнуть, что на местах эти болезни не расцениваются как профессионально обусловленные, следствием чего является недостаточное внимание на дорогах к необходимым профилактическим мерам защиты работающих от вредного пылевого фактора. В связи с этим среди монтеров пути от 10 до 20 человек из 100 (в зависимости от стажа) страдают хроническими бронхитами и трахеобронхитами, а среди машинистов, занятых щебнеочисткой и землеубор-кой, — 13-15 человек из 100.
Помимо поражения дыхательной системы по типу пылевых бронхитов и пневмокониозов (что свойственно всем видам пыли минерального происхождения), асбест, как было сказано выше, является еще и этиологическим фактором образования в организме работающих опухолей (ме-зотелиом, рака).
До настоящего времени диагноз мезотсли-омы при анализе причин смерти практически не встречался. Обычно все опухоли различной этиологии диагностировались как рак.
Известно, что канцерогенный эффект асбеста обусловлен его физико-химическими свойствами и размером волокон, но прежде всего видом асбеста, концентрацией его в пыли в зоне дыхания и временем воздействия. По мнению
большинства спсциалистон, опухоли н этом случае развиваются в результате воздействия амфиболов, особенно кроцидолита, и редко хризотила |2|.
Однако по результатам наших исследований время воздействия пыли в 2-3 раза меньше профессионального стажа, концентрация (суммарная) пыли велика, но количество хризотил-ас-беста в ней (рсепирабсльная фракция) не превышает 3%, т. с. концентрация асбеста в воздухе редко превышает предельно допустимые величины.
Существенное повышение риска развития злокачественных новообразований появляется в группах, где концентрация асбеста значительно превышает ПДК с наиболее высокой кумулятивной экспозицией.
С другой стороны, при низких уровнях воздействия, близких к ПДК, не выявлено повышения смертности от злокачественных новообразований.
Мы сочли целесообразным привести эту информацию до обсуждения собственных результатов изучения смертности от онкологической патологии путевых рабочих.
Смертность от злокачественных новообразований у монтеров пути ниже, чем у населения региона, во всех возрастных группах, кроме 60 лет и старше. В этой группе рак встречается чаще, чем в контрольной.
Это может быть результатом длительной экспозиции, т. е. большого стажа работы в контакте с пылью асбестсодсржащего балласта, значительной концентрации пыли балласта в зоне дыхания (50-60-с годы), в том числе и асбестовой (в то время контроль был редкий и выборочный).
Учитывая малочисленность группы обследованных монтеров пути в этой возрастной группе,
полученные результаты позволяют распространить их на генеральную совокупность лишь как вероятность, а не статистически достоверный факт.
Выводы. 1. Вредность пыли балласта, содержащего асбест, проявляется в концентрациях, превышающих установленные предельно допустимые величины.
2. При превышении ПДК пыль может быть причиной поражения дыхательных органов и возникновения злокачественных новообразований.
3. Балласт из отходов асбестового производства может использоваться без вреда для здоровья работающих при соблюдении разработанных санитарных правил |3|, регламентирующих методы и способы безопасной для здоровья работы.
Литература
1. Гигиена труда и состояние здоровья работающих на предприятиях, добывающих и использующих асбест / Еловская Л. Т., Гурвич Е. Б., Гладкова Е. В. и др. — М.. 1991.
2. Об исследованиях в СССР влияния асбеста на человека / Измеров Н. Ф., Еловская JI. Т., Гурвич Е. 1>. и др. — М.. 1991.
3. Санитарные правила при работе с асбестосодержащим балластом при строительстве и ремонте железнодорожных путей (ЦУВСС 7-98). - М., 1993.
Поступила 24.02.95
Summary. The hazards of utilizing the asbestos production wastes in railway construction arc analyzed. An increased risk ol" cancer development was observed only in groups exposed to asbestos in concentrations surpassing the maximal permissible level, as shown by mortality records. The authors comc to a conclusion that the use of asbestos waste is permissible only on condition of strict adherence to sanitary regulations.